Научная статья на тему 'Суверенные долги на международном финансовом рынке'

Суверенные долги на международном финансовом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1317
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / СУВЕРЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ / РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОЛГОВОГО РЫНКА / ВНЕШНИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ РОССИИ / INTERNATIONAL FINANCIAL MARKET / SOVEREIGN EXTERNAL DEBT / REGULATION OF THE INTERNATIONAL DEBT MARKET / EXTERNAL DEBT OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балюк Игорь Алексеевич

В условиях глобализации мировой экономики растет величина заимствований на международном финансовом рынке. Если в 80-90-е годы XX в. суверенные внешнедолговые кризисы связывали только с развивающимися странами, то в настоящее время актуальна проблема внешней задолженности в первую очередь развитых стран. В статье рассматриваются динамика, структура, а также основные тенденции и особенности формирования суверенной внешней задолженности различных стран мира за последние 10 лет. На основе сравнительного анализа определяются современное состояние и перспективы внешних заимствований России. На основе проведенного анализа высказывается предположение, что быстрый рост внешнедолговой нагрузки промышленно развитых стран мира может спровоцировать новый виток мирового финансово-экономического кризиса. В связи с этим обосновывается необходимость активизации взаимодействия международных организаций с национальными регуляторами в целях формирования единого подхода к осуществлению финансового надзора за состоянием суверенных долгов различных стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sovereign Debts in the International Financial Market

Globalization of world economy is closely connected with increasing of external debts in the international financial market. In 80-90-s of the last century sovereign external debt crises were associated with developing countries only, however, at present the problem of a rapid growth of the developed countries’ external debt is more vital. The article examines dynamics, structure, specifics and major trends in the external debts of the various countries for the last ten years. The comparative analysis has allowed to evaluate the current state and forecast the prospects of the coming external borrowings of Russia. The article has a hypothesis that a rapid growth of the developed countries’ external debts can provoke a new wave of the world financial and economic crisis. The analysis substantiates the need to stimulate the co-operation between international institutions and national regulators in order to hold a unified financial approach to supervising sovereign debts of the different countries.

Текст научной работы на тему «Суверенные долги на международном финансовом рынке»

УДК 339.72(045) JEL H63

Суверенные долги на международном финансовом рынке

БАЛЮК ИГОРЬ АЛЕКСЕЕВИЧ,

канд. экон. наук, доцент Департамента мировой экономики и мировых финансов,

Финансовый университет, Москва, Россия

[email protected]

Аннотация. В условиях глобализации мировой экономики растет величина заимствований на международном финансовом рынке. Если в 80-90-е годы XX в. суверенные внешнедолговые кризисы связывали только с развивающимися странами, то в настоящее время актуальна проблема внешней задолженности в первую очередь развитых стран.

В статье рассматриваются динамика, структура, а также основные тенденции и особенности формирования суверенной внешней задолженности различных стран мира за последние 10 лет. На основе сравнительного анализа определяются современное состояние и перспективы внешних заимствований России. На основе проведенного анализа высказывается предположение, что быстрый рост внешнедолговой нагрузки промышленно развитых стран мира может спровоцировать новый виток мирового финансово-экономического кризиса. В связи с этим обосновывается необходимость активизации взаимодействия международных организаций с национальными регуляторами в целях формирования единого подхода к осуществлению финансового надзора за состоянием суверенных долгов различных стран мира. Ключевые слова: международный финансовый рынок; суверенный внешний долг; регулирование международного долгового рынка; внешние заимствования России.

Sovereign Debts in the International Financial Market

BALYUK I. A.

PhD in Economics, associate professor of The Department of World Economy and World Finance of the Financial

university under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

[email protected]

Abstract. Globalization of world economy is closely connected with increasing of external debts in the international financial market. In 80-90-s of the last century sovereign external debt crises were associated with developing countries only, however, at present the problem of a rapid growth of the developed countries' external debt is more vital.

The article examines dynamics, structure, specifics and major trends in the external debts of the various countries for the last ten years. The comparative analysis has allowed to evaluate the current state and forecast the prospects of the coming external borrowings of Russia.

The article has a hypothesis that a rapid growth of the developed countries' external debts can provoke a new wave of the world financial and economic crisis. The analysis substantiates the need to stimulate the co-operation between international institutions and national regulators in order to hold a unified financial approach to supervising sovereign debts of the different countries.

Keywords: international financial market; sovereign external debt; regulation of the international debt market; external debt of Russia.

В условиях глобализации мировой экономики растет величина заимствований на международном финансовом рынке. За последние 20 лет совокупный объем международного долгового рынка (включая непогашенные долговые ценные бумаги и синдицированные кредиты) увеличился на порядок и достиг 26,5 трлн долл. в начале 2015 г., а с учетом нерыночных заимствований (включая кредиты международных финансово-кредитных организаций, межправительственные кредиты, двусторонние кредиты от коммерческих финансовых и нефинансовых организаций и др.) совокупный объем мирового внешнего долга, по нашим оценкам, основанным на данных Всемирного банка, составляет 62-63 трлн долл. (примерно 83-84% мирового ВВП) [1].

Если в 80-90-е гг. XX в. суверенные внешнедол-говые кризисы связывали только с развивающимися странами, то в настоящее время актуальна проблема внешней задолженности в первую очередь развитых стран. В последние годы объем внешнего долга большинства крупнейших стран мира неуклонно увеличивался. Экономический рост в этих странах в значительной степени был обеспечен за счет активного привлечения денежных средств от нерезидентов. В табл. 1 показана динамика величины совокупного внешнего долга (государственного и частного) 10 стран мира, лидирующих по этому показателю в стоимостном выражении.

Из данных табл. 1 следует, что за 10 лет величина совокупного внешнего долга 10 стран-лиде-

ров возросла в 1,8 раза (с 30 139 150 млн долл. в начале 2005 г. до 54 265 118 млн долл. в начале 2015 г.). Среди пятерки стран-лидеров минимальный рост был зафиксирован в Великобритании (1,4 раза), а максимальный — в США (2 раза). За последние пять лет после мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. среди пятерки стран-лидеров объем совокупного внешнего долга немного сократился в Нидерландах (на 2,9%) и в Великобритании (на 2,0%), а в трех странах, несмотря на предпринимавшиеся меры по сдерживанию роста внешних заимствований, величина внешнего долга увеличилась: в США — на 26,3%, в Германии — на 9,4, во Франции — на 6,4 %. Следует отметить очень высокую степень концентрации совокупного мирового внешнего долга среди ведущих развитых стран мира. На десятку стран-лидеров в начале 2015 г. приходилось около 87% совокупного мирового внешнего долга, а на первую пятерку — 2/3.

Безусловным лидером по величине совокупного внешнего долга являются США. По данным Всемирного банка, в начале 2015 г. величина внешнего долга США, достигнув 22% мирового ВВП, в 3 с лишним раза превысила совокупную внешнюю задолженность 124 развивающихся стран и стран с переходной экономикой и составила более 1/4 мирового объема внешнего долга. В то же время в начале 2015 г. из 17,2 трлн долл. внешнего долга США на государственный долг пришлось 6,2 трлн долл. (36,1% совокуп-

Таблица 1

Динамика объема совокупного внешнего долга в 2004-2014 гг., млн долл.

Страна 01.01.2005 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015

США 8 361 088 13 661 791 14 516 454 15 508 155 15 680 472 16 487 771 17 258 054

Великобритания 6 638 694 9 409 468 9 482 996 9 960 629 9 471 208 9 481 342 9 219 399

Германия 2 932 992 5 114 139 5 221 167 5 338 151 5 718 982 5 445 610 5 597 022

Франция 2 853 237 5 164 310 5 145 174 5 172 690 5 370 709 5 549 883 5 496 291

Нидерланды 2 788 548 4 277 883 4 216 007 4 269 818 4 411 504 4 524 147 4 153 963

Люксембург 1 070 455 2 202 080 1 916 321 2 084 384 2 935 014 3 585 282 3 330 628

Япония 1 557 059 2 086 400 2 588 607 3 115 170 3 016 811 2 818 871 2 726 442

Италия 1 649 008 2 551 151 2 435 220 2 349 707 2 499 602 2 618 726 2 459 288

Испания 1 235 785 2 531 670 2 291 941 2 256 422 2 278 705 2 252 897 2 064 068

Ирландия 1 052 284 2 531 162 2 305 728 2 213 173 2 163 912 2 212 660 1 959 963

Источник: составлено автором по данным Всемирного банка (www.databank.worldbank.org).

ного внешнего долга страны). Для сравнения: во Франции, например, в начале 2015 г. удельный вес госсектора в структуре внешнего долга страны составлял 29,5%, в Германии — 30,7, в Японии — 32,0%.

В табл. 2 показано соотношение совокупной величины внешнего долга и ВВП у 10 развитых стран-лидеров по объему внешнего долга в стоимостном выражении на начало 2005 и 2015 гг.

Как видно из табл. 2, за 10 лет у всех стран удельный вес совокупного внешнего долга в объеме ВВП значительно увеличился. По классификации МВФ, учитывающей соотношение совокупного внешнего долга и ВВП, все страны-лидеры в начале 2015 г. находились в зоне «высокой степени риска» (внешний долг превышал 50% ВВП). Наиболее сложная ситуация в Люксембурге, где показатель внешней задолженности в 55 с лишним раз превышает величину ВВП этой страны, а также в Ирландии. Следует, однако, отметить, что 96,3 % совокупного внешнего долга Люксембурга и 89,5% совокупного внешнего долга Ирландии приходится на корпоративный сектор. Банки и компании из различных стран мира активно регистрируются в Люксембурге и Ирландии с целью выпуска международных долговых ценных бумаг и используют льготный режим налогообложения и благоприятные условия для ведения бизнеса в этих странах. Для сравнения: в США и Германии

Таблица 2

Соотношение совокупного объема внешнего долга и ВВП, %

Страна 01.01.2005 01.01.2015

США 68 99

Великобритания 288 313

Германия 104 145

Франция 134 194

Люксембург 3130 5539

Япония 33 59

Италия 91 114

Нидерланды 431 477

Испания 115 147

Ирландия 545 797

Источник: рассчитано автором по данным Всемирного банка (www.databank.worldbank.org).

на долю корпоративного сектора в начале 2015 г. приходилось по 60,7 % совокупного внешнего долга страны.

Развитые страны пытаются регулировать рост внешнего долга за счет установления определенных лимитов. Так, например, в Евросоюзе максимальный объем суверенного долга (включая внешний и внутренний) не должен превышать 60 % ВВП (в 2010 г. в связи с мировым финансово-экономическим кризисом этот лимит был увеличен до 80% ВВП). Однако, несмотря на установленный лимит, в середине 2015 г. в еврозоне этот показатель составил в среднем 92,2%, в Евросоюзе — 87,8% [2], а соотношение «суверенный долг/ВВП» по отдельным странам Евросоюза в начале 2015 г. представлено в табл. 3.

Как видно из табл. 3, более половины стран Евросоюза имеют величину суверенного долга, превышающую 60% ВВП. Особенно критическая ситуация наблюдается в Греции, которая летом 2015 г. оказалась на грани суверенного дефолта по внешним обязательствам перед ЕЦБ и МВФ. Только благодаря согласованным с внешними кредиторами жестким условиям стабилизации госбюджета, включающим среди прочего повышение пенсионного возраста и рост налогообложения, Греции удалось получить первые транши внешних кредитов в рамках нового (третьего) пакета финансовой помощи в размере 86 млрд евро.

Быстрый рост внешнедолговой нагрузки про-мышленно развитых стран мира вызывает серьезные опасения в связи с возможностью нового витка мирового финансово-экономического кризиса, который может быть спровоцирован цепной реакцией долговых кризисов отдельных стран. В нынешних финансово-экономических условиях многие страны не имеют реальной возможности для погашения своих долговых обязательств и вынуждены занимать еще больше для текущего обслуживания существующего объема задолженности.

Что касается совокупного внешнего долга развивающихся стран, то хотя его удельный вес составляет менее 10% общемировой внешней задолженности, темпы его роста за последние десять лет (в среднем на 11-12% в год) вызывают обоснованную тревогу у международных финансово-кредитных организаций. В табл. 4 отражены динамика внешнего долга и основные коэффициенты долговой устойчивости развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Таблица 3

Соотношение суверенного долга и ВВП в странах Евросоюза по состоянию на 01.01.2015

Страна Суверенный долг/ВВП, %

Греция 177,1

Италия 132,1

Португалия 130,2

Ирландия 109,7

Кипр 107,5

Бельгия 106,5

Испания 97,7

Франция 95,0

Великобритания 89,4

Хорватия 85,0

Австрия 84,5

Словения 80,9

Венгрия 76,9

Германия 74,7

Нидерланды 68,8

Мальта 68,0

Финляндия 59,3

Словакия 53,6

Польша 50,1

Дания 45,2

Швеция 43,9

Чехия 42,6

Литва 40,9

Латвия 40,0

Румыния 39,8

Болгария 27,6

Люксембург 23,6

Эстония 10,6

Источник: Евростат (http://ec.europa.eu/eurostat/statistics).

Как видно из табл. 4, за восемь лет совокупный внешний долг увеличился в 2,34 раза. Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой характерно наличие значительной доли государственного внешнего долга. На корпоративный внешний долг в начале 2014 г. при-

ходилась лишь 1/3 величины совокупного внешнего долга. Это связано с тем, что международные инвесторы пока еще не очень доверяют банкам и компаниям из развивающихся стран, предпочитая иметь дело с государственными долговыми обязательствами. Следует, однако, отметить, что доля корпоративного внешнего долга имеет тенденцию к росту (например, в начале 2006 г. на него приходилась всего 1/4 совокупного внешнего долга развивающихся стран). Средний уровень коэффициента «внешний долг/ВВП» (22-24%) свидетельствует об относительно низком уровне риска внешнедолговой нагрузки развивающихся стран, однако этот показатель сильно дифференцирован по отдельным странам (например, в Китае — 9,5%, а в Венгрии — 170,8%). Аналогичным образом обстоит дело с коэффициентом «международные резервы/внешний долг». За последние пять лет он равен в среднем 116%. Однако в начале 2014 г. в Китае этот показатель составлял 439,1 %, а в Украине — 12,7%.

Анализ региональной структуры внешнего долга и основных коэффициентов долговой устойчивости развивающихся стран и стран с переходной экономикой позволяет сделать вывод о наличии существенных различий между отдельными регионами. Так, например, на европейские, восточноазиатские и латиноамериканские страны приходится 80% совокупного внешнего долга развивающихся стран, а оставшиеся 20% распределяются между странами Африки, Ближнего Востока и Южной Азии (табл. 5).

Как видно из табл. 5, наиболее высокая долговая нагрузка лежит на европейских странах. Кроме того, у европейских стран самый низкий показатель «международные резервы/внешний долг» и самый высокий показатель «внешний долг/экспорт». В странах Восточной Азии самый высокий показатель «международные резервы/внешний долг» (в первую очередь за счет рекордной величины международных резервов Китая), однако в структуре внешнего долга восточноазиатских стран почти 52% приходится на краткосрочные долговые обязательства, что повышает степень риска рефинансирования внешнего долга этих стран в результате неблагоприятного изменения текущей конъюнктуры на международном долговом рынке.

Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, как и для развитых стран, также характерна высокая степень концентрации внеш-

него долга. На десятку стран-лидеров приходится почти 2/3 совокупного внешнего долга развивающихся стран (табл. 6).

По сравнению с десяткой развивающихся стран и стран с переходной экономикой, лидирующих по величине внешнего долга, Россия по основному показателю долговой устойчивости находится на относительно благоприятных позициях. Соотношение совокупной величины внешнего долга и ВВП в начале 2014 г. ненамного превысило 30% (граница между низкой и средней степенью риска, по методике МВФ). При этом совокупная внешняя задолженность почти на 70% была покрыта международными резервами страны, что намного лучше аналогичных показателей других стран мира.

Главной проблемой является высокий удельный вес корпоративного внешнего долга. Бурный рост внешних заимствований корпоративного сектора в России начал происходить со второй половины первого десятилетия XXI в. С января 2005 по январь 2014 г. объем внешних заимствований российских банков и компаний увеличился в 6 раз. За тот же период государственный внешний долг, напротив, сократился более чем на 1/3 [3].

В 2014 г. в связи с напряженной геополитической ситуацией в мире (в частности, с обострением ситуации на Украине) произошла существенная

корректировка политики внешних заимствований России, включая все типы заемщиков. Из-за режима экономических санкций главные корпоративные заемщики в лице банков и компаний с государственным участием лишились доступа на международные рынки капитала, а для частных банков и компаний условия внешнего финансирования заметно ухудшились. За 2014 г. совокупный внешний долг РФ сократился на 129,3 млрд долл. (или на 21,5%). Из этой суммы 103,5 млрд долл. пришлось на корпоративный сектор, внешний долг которого сократился за год почти на 16,0%. За тот же период величина международных резервов РФ, являющихся основным источником иностранной валюты, уменьшилась на 124,1 млрд долл. — до 385,4 млрд долл. (или на 24,3%).

По данным ЦБ РФ, по состоянию на 01.07.2015 совокупный внешний долг России составлял 555,7 млрд долл., из которых на долю корпоративного сектора приходилось 91,5 % (банки — 26,8 %, компании — 64,7%), органов государственного управления — 6,5%, ЦБ РФ — 2,0%. В то же время величина международных резервов РФ на середину 2015 г. составляла 361,5 млрд долл. (т.е. коэффициент покрытия совокупного внешнего долга международными резервами страны был равен 65%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Динамика внешнего долга и основные коэффициенты долговой устойчивости развивающихся стран и стран с переходной экономикой

Показатель 01.01.2006 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014

Совокупный внешний долг, млрд долл. 2352,0 3629,6 4109,4 4571,5 5032,0 5506,3

Корпоративный внешний долг, млрд долл. 567,2 1264,9 1348,1 1556,0 1716,9 1898,1

Внешний долг/ВВП, % 27,0 24,1 22,5 21,7 22,5 23,2

Платежи по внешнему долгу/экспорт, % 13,8 12,7 11,1 10,3 10,0 10,5

Краткосрочный долг/ совокупный внешний долг, % 20,5 21,4 25,3 26,7 26,7 27,8

Международные резервы/внешний долг, % 73,9 117,8 120,5 118,7 112,9 111,3

Внешний долг/ экспорт, % 80,9 85,4 77,5 71,3 74,5 79,0

Источник: составлено автором по данным Всемирного банка (www.databank.worldbank.org).

Таблица 5

Региональная структура внешнего долга и основные коэффициенты долговой устойчивости развивающихся стран и стран с переходной экономикой по состоянию на 01.01.2014

Показатель Европа и Центральная Азия Восточная Азия и Тихоокеанский регион Латинская Америка и Карибский бассейн Ближний Восток и Северная Африка Южная Азия Африка южнее Сахары

Совокупный внешний долг, млрд долл. 1 234,2 1 672,9 1 495,4 190,5 545,7 367,5

Внешний долг/ ВВП, % 63,9 14,8 27,4 17,3 23,2 24,3

Платежи по внешнему долгу/ экспорт, % 39,6 3,3 16,5 4,9 9,4 6,3

Краткосрочный долг/совокупный внешний долг, % 21,3 51,6 14,8 17,9 17,7 14,7

Международные резервы/внешний долг, % 25,5 259,7 48,8 152,0 58,4 36,6

Внешний долг/ экспорт, % 153,4 46,8 127,2 55,2 96,5 78,5

Источник: составлено автором по данным Всемирного банка (www.databank.worldbank.org).

Таблица 6

10 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, лидирующих по величине внешнего долга, по состоянию на 01.01.2014

Страна Внешний долг, млрд долл. Внешний долг/ВВП, % Международные резервы/ внешний долг, %

Китай 874,4 9,5 439,1

Россия 728,8 31,7 69,9

Бразилия 482,4 21,9 73,8

Мексика 443,0 35,9 39,6

Индия 427,5 23,0 64,7

Турция 388,2 47,9 28,6

Индонезия 259,0 30,8 37,2

Малайзия 213,1 70,7 62,6

Казахстан 148,4 74,6 12,9

Украина 147,7 81,6 12,7

Источник: составлено автором по данным Всемирного банка (www.databank.worldbank.org).

В целом Россия имеет определенный потенциал казателей внешнедолговой устойчивости. В то же для осуществления дальнейших внешних заимст- время на примере нынешней экономической си-вований с учетом текущих вполне приемлемых по- туации в России отчетливо видно, что значитель-

ный объем внешнего долга страны (в данном случае это касается корпоративного внешнего долга, рост которого в определенный период времени вышел из-под контроля органов государственного управления) делает ее более зависимой от крупных иностранных кредиторов и уязвимой при реализации намеченных планов социально-экономического развития и проведения независимой внешней политики с учетом национальных интересов. При отсутствии возможности рефинансирования долговых обязательств в иностранной валюте за счет внешних источников банки и компании вынуждены искать альтернативу на внутреннем рынке, усиливая давление на национальную валюту и способствуя возникновению кризисных ситуаций в финансово-экономической сфере.

Поскольку одной из особенностей функционирования международного долгового рынка является его наднациональный характер, особое значение приобретают вопросы регулирования различных аспектов его деятельности. С 1 июля 2005 г. в результате объединения двух крупнейших неправительственных саморегулируемых профессиональных организаций на международном долговом рынке действует Ассоциация участников международного рынка капитала (International Capital Market Association, ICMA). В настоящее время ICMA сотрудничает со своими членами в 50 странах в целях поддержки международно признанных стандартов рыночной практики долгового финансирования и тесно взаимодействует с другими международными и национальными профессиональными ассоциациями, правительствами, центральными банками и фондовыми биржами в области реформы регулирования деятельности международного долгового рынка, направленной на обеспечение стабильного развития трансграничных рынков.

Наряду с неправительственными саморегулируемыми профессиональными организациями вопросами регулирования внешних долгов занимаются также официальные международные финансово-кредитные институты. Так, например, в решении проблемы внешней задолженности развивающихся стран активное финансовое участие принимают МВФ и Всемирный банк. В 1996 г. они начали реализацию специальной программы, направленной на сокращение величины внешнего долга стран с низкими доходами. Эта программа получила название «Инициатива для бедных стран с высоким уровнем задолженности» [Heavily

Indebted Poor Countries (HIPC) Initiative]. Смысл HIPC заключался в уменьшении размера суверенного внешнего долга до такой степени, чтобы страны могли обслуживать свою внешнюю задолженность на регулярной основе. По данным МВФ на сентябрь 2015 г. [4], за время существования HIPC были одобрены планы облегчения внешне-долгового бремени для 36 беднейших стран мира (в том числе 30 африканских стран) на общую сумму 76 млрд долл. В настоящее время в соответствии с методикой Всемирного банка к беднейшим относятся те страны мира, где годовой доход на душу населения не превышает 1045 долл.

Поскольку проблема внешней задолженности постепенно превратилась из локальной в глобальную, вопросами регулирования внешнего долга в настоящее время занимаются различные международные организации. Помимо МВФ, Всемирного банка и региональных банков развития, можно выделить ЮНКТАД (UNCTAD), Международную организацию верховных аудиторских компаний (International Organization of Supreme Audit Institutions), Всемирную ассоциацию агентств по управлению долгом (World Association of Debt Management Offices), Генеральную ассамблею ООН. Они разрабатывают специальные методические рекомендации и принимают соответствующие резолюции, направленные на поддержку стран-должников и выработку ими оптимальной внешнедолговой стратегии и тактики.

Так, например, в сентябре 2015 г. Генеральная ассамблея ООН приняла специальную резолюцию, в которой признала право отдельных стран на реструктуризацию своего суверенного внешнего долга без вмешательства других государств и иностранных судов. В резолюции отмечена недопустимость «подрыва или ущемления» реструктуризации долга миноритарными кредиторами, которые обязаны выполнять решения, принятые большинством кредиторов. Поводом для ее принятия стала ситуация в Аргентине, с 2001 г. ведущей финансовую и судебную борьбу с частными инвестиционными фондами США, которые отказались от предложенных долговых выплат по реструктурированным суверенным еврооблигациям. 93% суверенных долговых обязательств были реструктурированы, однако владельцы 7% долга, не согласившись с предложенными условиями, инициировали судебное разбирательство, потребовав выплаты суверенного долга в полном объеме. Летом 2014 г. суд в США принял решение

о возмещении Аргентиной суверенного долга на сумму 1,33 млрд долл. Поскольку это решение не было выполнено, американский суд заблокировал 590 млн долл., переведенных Аргентиной в счет оплаты уже реструктурированных долговых обязательств, объяснив это тем, что правительство Аргентины сначала должно было договориться с кредиторами, которые не согласились на реструктуризацию долга, а потом уже вести переговоры с остальными кредиторами.

Следует отметить, что в последние годы в целом наблюдаются серьезные изменения в области регулирования международного долгового рынка. В большей степени это происходит в рамках ЕС, но предпринимаются и попытки более глобального международного сотрудничества. Точкой отсчета стал саммит 020 в Вашингтоне в 2008 г. С этого момента начинают предприниматься попытки реформы в сфере регулирования международного финансового рынка в целом и международного долгового рынка в частности. Новые изменения в области регулирования в первую очередь были направлены на усиление прозрачности финансовых операций и повышение рыночной эффективности. Национальные регуляторы разных стран начали активнее взаимодействовать в целях формирования единого международного подхода к осуществлению финансового надзора. Наметившаяся тенденция, по нашему мнению, будет набирать силу в ближайшее время, и участникам международного долгового рынка будет все сложнее получать прибыль

за счет неодинаковых стандартов национального регулирования деятельности участников финансового рынка в различных странах.

Следует, однако, отметить, что, несмотря на регулярные встречи в формате G20 и создание в 2009 г. Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board), уровень нынешнего международного сотрудничества в сфере финансового регулирования пока еще далек от требований и проблем современного международного финансового рынка. В различных странах мира отсутствует единая интерпретация решений G20. Существует множество нестыковок в вопросах регулирования и бухгалтерского учета. США и страны Европы не смогли пока еще решить проблему экстерриториальности регулирования в финансовой сфере.

Для эффективного решения существующих проблем требуется реальное объединение усилий национальных регуляторов. Также предполагается активизация роли Международной организации комиссий по ценным бумагам IOSCO (International Organization of Securities Commissions) как одного из ключевых элементов в развитии международного диалога национальных регулирующих органов по вопросам усиления контроля за международным долговым рынком. В настоящее время уже никто не пытается отрицать, что быстрый рост внешних долгов большинства стран мира превратился в одну из наиболее актуальных глобальных финансово-экономических проблем современности, требующих первоочередного решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всемирный банк. [Электронный ресурс] URL: http://data.worldbank.org (дата обращения: 06.11.2015).

2. Евростат (Статистическая служба Европейского союза). [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa. eu/eurostat/web/products-press-releases/-/2-23102015-AP (дата обращения: 09.11.2015).

3. Банк России. [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (дата обращения: 06.11.2015).

4. Международный валютный фонд. [Электронный ресурс] URL: http://www.imf.org/external/np/exr/facts/ hipc.htm (дата обращения: 23.11.2015).

REFERENCES

1. Vsemirnii bank [World Bank]. Available at: http://data.worldbank.org (Accessed 06 November 2015) (In Russian).

2. Evrostat [Eurostat]. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-press-releases/-/2-23102015-AP (Accessed 06 November 2015) (In Russian).

3. Bank Rossii [Bank of Russia]. Available at: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (Accessed 06 November 2015) (In Russian).

4. Mezhdunarodnii valiutnii fond [International Monetary Fund]. Available at: http://www.imf. org/external/np/exr/facts/hipc.htm (Accessed 06 November 2015) (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.