Научная статья на тему 'Инициатива "один пояс и один путь" и концепция "китайская мечта": точки соприкосновения'

Инициатива "один пояс и один путь" и концепция "китайская мечта": точки соприкосновения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
145
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ" / "ONE BELT AND ONE ROAD" / "КИТАЙСКАЯ МЕЧТА" / "CHINESE DREAM"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скрипкарь М. В., Шамшурин Д. А.

В статье рассматривается инициатива китайского правительства «один пояс и один путь» сквозь призму концепции «китайской мечты». Отмечено, что «один пояс и один путь» может выступать как механизм реализации «китайской мечты», либо как ее альтернатива, что покажет дальнейшая реализация проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инициатива "один пояс и один путь" и концепция "китайская мечта": точки соприкосновения»

ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ» И КОНЦЕПЦИЯ «КИТАЙСКАЯ МЕЧТА» ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

1 2 © Скрипкарь М.В. , Шамшурин Д.А.

1Кандидат социологических наук, доцент кафедры международного права и международных

связей; 2Студент, кафедра регионоведения Северной Америки.

Забайкальский государственный университет

Аннотация

В статье рассматривается инициатива китайского правительства «один пояс и один путь» сквозь призму концепции «китайской мечты» Отмечено, что ««один пояс и один путь» может выступать как механизм реализации «китайской мечты» либо как ее альтернатива, что покажет дальнейшая реализация проекта.

Работа подготовлена в рамках научного исследования, поддержанного Советом по грантам Президента РФ МК-3445.2015.6

Ключевые слова: «один пояс и один путь», «китайская мечта». Keywords: «One Belt and One Road», «Chinese dream».

«Один пояс и один путь» - это инициатива китайского правительства, представляющая собой конвергенцию двух проектов: «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века». Оба проекта направлены на развитие интеграции евразийских стран.

«Экономический пояс Шёлкового пути» предусматривает создание трех трансевразийских экономических коридоров:

1) северного, который соединит КНР, страны Центральной Азии, Россию и Европу;

2) центрального, направленного на сближение Китая с регионами Центральной и Западной Азии, Персидского залива и Средиземного моря);

3) южного, соединяющего Китай, Юго-Восточную и Южную Азию и Индийский

океан.

Проект «Морской Шёлковый путь XXI века» включает в себя создание двух морских маршрутов:

1) из Китая через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион;

2) из Китая через Южно-Китайское море и Индийский океан в Европу» [1]. Отдельно сами проекты начали формироваться в мае 2013 года. Именно тогда

премьер-министр КНР Ли Кэцян во время визита в Пакистан говорил о создании «китайско-пакистанского экономического коридора», также в мае в Индии была озвучена совместная китайско-индийская идея о создании экономического коридора Китай-Бангладеш-Индия-Мьянма.

Инициатива «один пояс и один путь» впервые была озвучена председателем КНР Си Цзиньпином во время визитов главы в Казахстан и в Индонезию в сентябре и октябре 2013 года [2]. Уже тогда Си Цзиньпин отмечал, что выдвинутая в 2012 году концепция «китайской мечты» не отходит на второй план, а становится идеологической основой выдвигаемой инициативы. «Один пояс и один путь» в свою очередь будет способствовать распространению китайской мечты за пределами КНР.

Детальной анализ взаимосвязи китайской мечты, экономического пояса Шёлкового пути и морского Шёлкового пути представлен в работе китайского исследователя Сунь Цюаня «Шелковый путь и Китайская мечта».

© Скрипкарь М.В., Шамшурин Д. А., 2016 г.

Сунь отмечает: «возрождение шелкового пути взаимосвязано с возрождением китайского народа, что составляет ядро концепции «китайская мечта». 2000 лет назад Шелковый путь, имеющий протяженность около 7 тыс. км. (из них 4 тыс. км. на территории Китая) способствовал экономическому и культурному обмену между странами Центральной и Южной Азии, Африки и Европы. Можно сказать, «Шелковый путь» с самого первого дня, стал платформой для обменов и сотрудничества между Востоком и Западом.

Таким образом, Шелковый путь - это символ сильного, стабильного, развивающегося Китая, играющего важную роль на мировой арене. Поэтому возрождение Шелкового пути -это часть возрождения китайской нации, а, следовательно, и часть китайской мечты» [3].

В настоящее время, за пределами КНР концепция «китайской мечты» активно внедряется в ряде стран Африки и Латинской Америки, реализация инициативы «один пояс и один путь» позволит распространить концепцию на евразийском континенте.

Согласно, заявлениям китайского правительства «один пояс и один путь» преследуют те же цели, что и «китайская мечта»:

1. Содействие всеобъемлющей и устойчивой безопасности в Азии на основе взаимовыгодного сотрудничества, мирного разрешения споров, развития партнерских, гармоничных отношений между странами.

2. Развитие культурных обменов между странами, что будет способствовать в свою очередь совместному развитию различных цивилизаций.

Основными принципами инициативы «один пояс и один путь» называются взаимная выгода, совместное развитие и соблюдение интересов всех народов, населяющих страны в пределах реализации проекта.

В конечном итоге эти же цели преследует и общемировая мечта, на чем акцентирует свое внимание Сунь Цюань. Китайская мечта, по мнению ученого, по сути, является и мечтой мира, поскольку главное ее содержание - это достижение гармоничного мира без войн и конфликтов, развитие сотрудничества между странами, счастье всех людей на планете.

В целом, взаимодействие концепции «китайская мечта» и инициативы «один пояс и один путь» можно рассматривать с нескольких позиций:

1. «Один пояс и один путь» - это часть плана или один из механизмов реализации «китайской мечты». Об этом может свидетельствовать тот факт, что идея о создании Шелкового пути стала активно звучать в политическом медиа-контенте КНР вскоре после оглашения концепции «китайская мечта», а сама инициатива была выдвинута практически через год, осенью 2013 года. Также неоднократно подчеркивается, что инициатива «один пояс и один путь» и «китайская мечта» тесно взаимосвязаны и преследуют одинаковые цели.

2. «Один пояс и один путь» - это альтернатива «китайской мечте», которая не получила ожидаемой поддержки со стороны других стран. Действительно, предложенная миру «китайская мечта» пока не нашла сторонников за пределами материкового Китая. Отсутствие конкретики, расплывчатость формулировок, неясность адресата, а также не адекватное внедрение концепции (по сути, как такового внедрения и не было) привело к тому, что про «китайскую мечту» о которой так много говорили пару лет назад, начали постепенно забывать. Таким образом, «Один пояс и один путь» - это новое предложение Китая миру, которое по сравнению с «китайской мечтой» имеет определенную конкретику и активно внедряется в реальность.

Необходимо отметить, что мировая научная и широкая общественность более склоняется к первому варианту. В последних работах как отечественных, так и зарубежных исследователей отчетливо прослеживается мысль о том, что «китайская мечта» имеет серьезные перспективы своего осуществления и внедрение инициативы «один пояс и один путь» является на этом пути важной вехой. Так, бразильский политолог, обозреватель американского информационного агентства «The Real News» Пепе Эскобар называет инициативу «один пояс и один путь» «внешним вектором «китайской мечты» [4]. Эскобар уверен, что суть «китайской мечты» - это не достижение гармоничного мира, а подавление

США, снижение геополитического влияния Америки и выдвижение на ее роль Китая. Другими словами, «один пояс и один путь» представляя собой часть «китайской мечты» преследует цель установления гегемонии КНР вместо гегемонии США.

Российский писатель Александр Проханов, также рассматривает «один пояс и один путь» и «китайскую мечту» как неотделимые друг от друга феномены, однако он не разделяет мнения о приоритете претензий КНР на мировое господство как сути «китайской мечты». Проханов утверждает, что «китайская мечта» - это мечта о гармоничном мире без войн и конфликтов, мире, который будет построен на принципе разумности. Этого пытается добиться современный Китай и именно эти цели преследует «русская мечта». Шелковый путь - это дорога, на которой неизбежно встретятся две великие мечты о мире. Писатель отмечает: «две эти мечты — китайская и русская — встречаются на Шелковом пути, соединяются и устремляются к будущему светоносному человечеству» [5].

В настоящее время сложно говорить о том, какая позиция наиболее соответствует действительности. Только последующая реализации инициативы покажет, есть ли в ней место «китайской мечте».

Литература

1. Эксперты: Кто и как сформирует Большую Евразию? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eurasianews.info/ru/node/11101

2. "—(Си Цзиньпин: «Один пояс и один путь» откроет новые горизонты мечты) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://politics.people.com.en/n/2014/0811/c1001-25439028.html

3. Шелковый путь и Китайская мечта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://book.douban.com/review/7627011/

4. Эскобар П. Новые Шёлковые пути и подъём «китайской мечты». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://polismi.ru/politika/kontury-novogo-mira/1344-novye-shjolkovye-puti-i-pod-jom-kitajskoj-mechty.html

5. Проханов А. Россия и Китай. Встреча на Шелковом пути. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/59035 0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.