ДАНИЛОВА Елена Александровна — доктор политических наук, доцент; профессор кафедры политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; eadanilova@ fa.ru); заведующий отделом сопровождающих социогуманитарных исследований Центра развития науки, технологий и образования в области обороны и обеспечения безопасности государства Национального исследовательского Томского государственного университета (634050, Россия, г. Томск, пр-кт Ленина, 36)
СИРОТКИН Михаил Сергеевич — магистрант Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected])
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРЕСОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В статье описана система политических целей стран на основе теории удовлетворения потребностей как одного из этапов развития политической системы. Авторы раскрывают философские и психологические основания представленной концепции политического целеполагания, отмечают ограничения данного подхода и представляют примеры и результаты инфраструктурной политики стран, которая вызвала недовольство или протестную активность населения. В статье отражены практики государственной политики, направленные на снижение вероятности дестабилизации политической системы в интересах обеспечения национальной безопасности. Авторы описывают процесс и приводят примеры социального контракта между властью и населением, который выражается в удовлетворении базовых и высших потребностей общества при помощи реализации инфраструктурных проектов. Ключевые слова: политические цели, национальная безопасность, политическая стабильность, инфраструктурные проекты, социальная стабильность
Введение
Тема политической стабильности присутствует в политическом нарративе многих государств мира. Даже если сама цель политики в стратегических документах стран не декларируется как «достижение социальной и политической стабильности», то имплицитно необходимость обеспечения этого состояния присутствует в стратегическом целеполагании большинства стран. Например, в версии российской Стратегии национальной безопасности от 2015 г. особое внимание было уделено проблеме распространения свержения легитимных политических режимов [Семченков 2016: 25]. В редакции от 2021 г. также акцентируется внимание на приоритете сохранения политической стабильности, о котором сказано в самом начале текста документа1. Весь документ Национальной стратегии безопасности США от 2022 г. состоит из направлений государственной политики, которые позволят сохранить в США сложившийся статус-кво2.
1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 02.07.2021 -Министерство иностранных дел РФ. Доступ: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_ documents/1784948/ (проверено 09.08.2024).
2 National Security Strategy. - The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/ uploads/2022/10/Biden-Harris-Admmistrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed 07.08.2024).
В российской научной литературе уделяется внимание развитию концепта политической стабильности. Например, говоря об обеспечении политической стабильности, доктор политических наук О.Ф. Шабров указывает на способность политической системы к самоорганизации и необходимость для власти прислушиваться к запросам общества, плавно изменяя государственную политику. В зарубежных исследованиях также уделяется внимание обеспечению политической стабильности. Так, по мнению Эли Марголис, сотрудницы Разведывательного управления Министерства обороны США, политическая стабильность - это степень совпадения формального и неформального. Во всем многообразии подходов к определению сущности политической стабильности выделяется следующее понимание этой концепции: политическая стабильность как состояние политической системы не может быть самоцелью и является необходимым фундаментом всех общественно-политических отношений.
Сейчас, благодаря достижениям современных социальных наук, можно говорить о том, что политическая стабильность коррелирует с социальной стабильностью [Гришин 2015: 52], которая может быть достигнута за счет множества факторов, таких как качество жизни, доверие, справедливость, инновационная деятельность, занятость населения, его правовая культура, религия. В рамках одного из психологических подходов социальная и политическая стабильность выражается в способности населения сохранять спокойное поведение, несмотря на внешние и внутренние неблагоприятные условия. Возможность сохранять спокойное поведение операционализиру-ется через уровень удовлетворения потребностей человека. Если они не удовлетворяются, то, согласно конфронтационной копинг-стратегии, представленной американскими психологами С. Фолкман и Р. Лазарусом, человек при стрессе будет пытаться агрессивно и враждебно изменить сложившуюся неудовлетворительную для него ситуацию [Меркурьев 2023: 50]. В таблице 1 представлена взаимосвязь протестной активности с факторами социальной стабильности и удовлетворяемыми потребностями, меры по предотвращению протеста.
Инфраструктурные проекты как инструмент обеспечения
политической стабильности
Инфраструктурные проекты можно рассматривать как один из главных механизмов/инструментов удовлетворения потребностей. Власть во многих странах мира постоянно строит инфраструктуру, которая должна обеспечивать приемлемый уровень жизни людей, стабилизируя при этом социальную систему. Сама структура политических целей замкнута на себе и является самоусиливающейся петлей. Достижение все более стабильного экономического роста и выполнения цели 1-го уровня требует, чтобы система реализо-вывала еще большее число инфраструктурных проектов. При этом система корректирует сама себя при помощи петель отрицательной обратной связи. Например, у населения есть запрос на увеличение числа автобусов на определенном маршруте, или власти из-за массовой застройки прилегающей территории принимают решение о строительстве дополнительной станции метро, ТПУ1. Политические элиты и гражданское общество, таким образом, вос-
1 Жители попросили запустить дополнительный транспорт по Пролетарскому проспекту. Доступ: https://life.er.ru/news/3446429 (проверено 07.08.2024); «Это транспортное безумие». Эксперты — о планах по продлению Сокольнической линии московского метро. Доступ: https://msk1.ru/text/transport/2024/07/31/73890659/ (проверено 07.08.2024)
Таблица 1
Связь факторов социальной стабильности с активностью общества и власти*
Фактор социальной стабильности Потребность Примеры протеста / недовольства Меры противодействия недовольству / протесту
Религия Духовная потребность Потребность в безопасности Протесты против реставрации собора Парижской богоматери, которая, по задумке властей, должна была сделать вид сооружения более современным1 Строительство храма Христа Спасителя в Москве после развала СССР во время экономической неопределенности (строительство храма удовлетворило возросший запрос общества на религию)
Правовая культура Потребность в безопасности Протесты во многих странах мира по вопросу миграционной поли-тики2 (одна из причин протеста — нарушение правовой культуры страны) Право воспользоваться отсрочкой для магистратуры для лиц, которым исполнилось 18 лет на момент обучения в школе (разрешение давней правовой коллизии в РФ, которая ставила в неравное положение выпускников школ мужского пола)3
Занятость населения Витальная потребность Протесты в Египте в 2011 г. (один из факторов — безработица среди молодежи) Предоставление возможности обучаться со скидкой или с полной оплатой обучения4
Справедливость Социальная потребность Протесты в Бангладеш5 (триггером для протестов стало введение 30-процентной квоты на замещение должно -стей в госструктурах для родственников людей, участвующих в войне за независимость страны в 1971 г.) Налоговая реформа в РФ 2024 г. (например, увеличение налога на доходы физических лиц выше 2,4 млн руб. в год с 13% до 15%)
Доверие Социальная потребность Протесты в Китае из-за ограничений во время пандемии6 (отсутствие доверия к проводимой политике властей вызвало ответ в виде протестов жителей страны) Расширение коммуникативных практик власти с населением, например, активное ведение социальных сетей частью губернаторского корпуса7
Инновационная деятельность Духовная потребность Развал СССР после периода застоя и перестройки (запрос жителей СССР на новые преобразования в политической, культурной и социальной жизни) Возможность получить высшее образование дистанционно Дистанционная регистрация бизнеса / уплата налогов (возможность снизить трансакционные издержки)
Качество жизни Духовная потребность Расширение числа участвующих в протестах в Европе из-за экономической войны РФ и Запада8. Согласно исследованиям А.Н. Зубца и А.А. Хоконова, в обществе недовольство уровнем жизни, которое проистекает из недостатка материального благополучия, становится предпосылкой для дестабилизации социально-политических процессов [Зубец, Хоконов 2022: 60] Ввод правительством Франции моратория на рост налога на топливо и других мер во время протестов «желтых жилетов», например повышение минимальной зарплаты, отмена налогообложения сверхурочных часов9
* Составлено авторами.
производят данный цикл, чтобы снова и снова удовлетворять возрастающие потребности общества.
Стоит отметить, что инфраструктурная политика традиционно направлена на удовлетворение базовых потребностей: это строительство дорог, водоснабжения, энергетических магистралей, жилья, что удовлетворяет социальный запрос на обеспечение качества жизни населения. В этой связи существует понятие инфраструктурной безопасности, которое означает защиту и поддержание работоспособности тех сфер жизни, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность общества [Быченко, Быченко 2023: 278]. Есть множество примеров протестов и выражения недовольства из-за неразвитости базовой инфраструктуры, что затрагивает потребность в безопасности общества (см. табл. 2).
Таким образом, мы можем схематизировать систему политических целей, где инструментом выступают инфраструктурные проекты (см. табл. 3).
Субстанциальная цель - обеспечение ситуации, при которой политическая элита сможет реализовать частные и государственные цели.
1 В Париже прошли протесты по поводу современной «интерпретации» Нотр-Дама. -Комсомольская правда. Доступ: https://www.mk.ru/social/2023/12/27/v-parizhe-proshli-protesty-po-povodu-sovremennoy-interpretacii-notrdama.html (проверено 09.08.2024).
2 Массовые протесты против миграционной политики в Великобритании: как это выглядит. - Ведомости. Доступ: https://www.vedomosti.ru/politics/galleries/2024/08/04/1053810-massovie-protesti-v-velikobritaшi (проверено 02.09.2024).
3 Не нравится служба - стань магистром. - Газета.ги. Доступ: https://www.gazeta.ru/ social/2018/04/17/11719873.shtml (проверено 09.08.2024).
4 Цифровые профессии. Госуслуги. Доступ: https://profidigital.gosuslugi.ru/ (проверено 09.08.2024).
5 Корни переворота в Бангладеш: что стоит за масштабным кровопролитием и как оно отразится на России. - Комсомольская правда. Доступ: https://www.kp.ru/ daily/27616/4967914/ (проверено 09.08.2024).
6 Массовые протесты против ковидных мер в Китае. - РБК. Доступ: https://www.rbc.ru/ photoreport/28/11/2022/6384462f9a794715972872d4 (проверено 02.09.2024).
7 Вячеслав Гладков. - ВКонтакте. Доступ: https://vk.com/gladkov_vv (проверено 02.09.2024).
8 Протесты на Западе из-за ухудшения жизни в 2022 году стали в три раза масштабнее. -Ведомости. Доступ: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/02/03/961368-protest-m-zapade-nabiraet-oboroti (проверено 06.08.2024).
9 «Желтые жилеты» против Макрона. Объясняем все, что нужно знать о протестах во Франции. - ТАСС. Доступ: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5865230 (проверено 09.08.2024).
Таблица 2
Примеры протестной активности в странах мира
Страна Проблема Потребность
Испания Повышение стоимости аренды жилья из-за нехватки жилых помещений ввиду наплыва туристов Потребность в безопасности (запрос на сохранение привычного образа жизни и нежелание трансформировать структуру расходов домохозяйств)
Италия Закрытие медицинских учреждений10 и строительство сувенирных лавок Потребность в безопасности (запрос на справедливость и приоритет здравоохранения по отношению к туристической отрасли)
Россия Недовольство общественным транспортом жителей мегаполисов РФ11 Витальная потребность (от работы общественного транспорта зависит возможность добираться до работы и обеспечивать базовые потребности)
Ливия Наводнение, которое произошло из-за дамб, находящихся в неудовлетворительном состоянии12 Потребность в безопасности (от качества дамб зависит вся важная инфраструктура: дороги, магазины, жилье)
Азербайджан Отсутствие образовательной инфраструктуры — для детей не хватает мест в школах13 Социальная потребность (запрос на социализацию и получение знаний)
Бразилия Траты властей на подготовку к чемпионату мира по футболу вместо строительства социальной инфраструктуры14 Потребность в безопасности / витальная потребность
Испания Протесты из-за нерешенности проблемы «пустынной Испании»15 Потребность в безопасности
Индия Протесты из-за неудовлетворительного состояния дорог16 Потребность в безопасности
Румыния Неудовлетворительное состояние дорог (один из жителей в знак протеста построил 1 м дороги17) Потребность в безопасности
США Американская газета WSJ провела опрос, который показал недовольство дорожной инфраструктурой США около 50% респондентов18 Потребность в безопасности
10 Почему Европа стала эпицентром протестов против туризма этим летом. Доступ: https://vfokuse.mail.ru/article/pochemu-evropa-stala-epicentrom-protestov-protiv-turizma-
etim-letom-62133983/ (проверено 05.08.2024).
11 Россияне выразили недовольство общественным транспортом. Доступ: https://lenta. ru/news/2020/01/05/nedovolstvo (проверено 05.08.2024).
12 Массовые протесты вспыхнули в ливийском городе Дерна. Доступ: https://mir24.
Таблица 3
Циклическая динамическая система политических целей
Цель 1-го уровня (возврат к первоначальному состоянию) Стабильность социально-политической системы
Цели 2-го уровня Понижение уровня недовольства населения и улучшение качества жизни
Цели 3-го уровня (Инфраструктура) Здравоохранение Образование Транспорт Культура
Цель 1-го уровня Стабильность социально-политической системы (основа для реализации целей 3-го уровня)
В качестве примера целей 3-го уровня - повышение уровня образования, здравоохранения, оказываемых государственных услуг, снижение времени, проведенного в транспорте (коммутинг - маятниковая миграция), увеличение числа мест для отдыха населения (туристическая инфраструктура). Цели 2-го уровня - удовлетворение потребностей населения, повышение качества жизни и понижение уровня недовольства населения. Цель 1-го уровня - воспроизводство статус-кво (возврат к исходной позиции). В этой цепочке выражается стремление системы к стабильности (воспроизведение статус-кво), которое является основополагающим системным свойством представленной концепции (гомеостаз). В этой связи важно отметить концепцию социального контракта между властью и населением [Салин, Петросянц 2017: 60]. Политические элиты предлагают удовлетворение потребностей в обмен на нейтрализацию дестабилизирующих политическую систему инициатив. В разные периоды времени власть предлагала населению различные инструменты удовлетворения потребностей. Когда же власть не могла удовлетворить базовые потребности общества, это могло привести к нестабильности. В транспортной сфере это можно проиллюстрировать экономической стагнацией американского города Детройта из-за экономических проблем, отсутствия обслуживания инфраструктуры и нерешенной проблемы общественного транспорта и пробок.
tv/news/16565510/massovye-protesty-vspyhnuli-v-liviiskom-gorode-derna (проверено 05.08.2024).
13 «Мест нет!» - в бакинских школах критическая ситуация с переполненностью классов. Доступ: https://az.sputniknews.ru/20220913/mest-net—v-bakinskikh-shkolakh-kriticheskaya-situatsiya-s-perepolnennostyu-klassov-445973553.html (проверено 05.08.2024).
14 Футбол для Бразилии слишком дорог. Доступ: https://www.kommersant.ru/doc/2214502 (проверено 05.08.2024).
15 The <Revolt of Empty Spain>: Why is Spain>s rural world protesting? URL: https://www. euronews.com/2019/03/31/the-revolt-of-empty-spain-why-is-spain-s-rural-world-protesting (accessed 08.08.2024).
16 Residents of Bengaluru's Haraluru stage protests against poor infrastructure. URL: https:// www.thenewsminute.com/karnataka/residents-bengaluru-s-haraluru-stage-protests-against-poor-infrastructure-112441 (accessed 08.08.2024).
17 Romania: protest against poor infrastructure. URL: https://www.eurotopics.net/en/216940/ romania-protest-against-poor-infrastructure (accessed 08.08.2024); В Румынии бизнесмен построил трассу длиной в метр в знак протеста. Доступ: https://rtvi.com/news/romania-biznesmen-trassa/ (проверено 07.08.2024).
18 U.S. Infrastructure Riles WSJ Readers: 'Extreme Delays, Wasted Time'. URL: https://www. wsj.com/articles/u-s-infrastructure-riles-wsj-readers-extreme-delays-wasted-time-1514293200 (accessed 08.08.2024).
Необходимо отметить, что описанная выше система может рассматриваться только как одно из направлений государственной политики, поскольку в некоторых случаях политическая цель может состоять не в стабилизации социально-политических отношений, а в преодолении статус-кво.
Инфраструктура как инструмент высших потребностей
Стоит отметить, что инфраструктура может быть инструментом удовлетворения и высших потребностей в обеспечении качества жизни как фактора стабильности. В этом контексте следует упомянуть философские основания данного подхода: античный философ Платон писал о государстве для удовлетворения потребностей людей. Противоположным типом государства является государство, описываемое итальянским философом Н. Макиавелли, который считал, что власть основана на страхе.
С развитием социальной и политической системы необходимо системно прорабатывать инфраструктурную политику, реагируя на новые запросы общества. На современном этапе структуру потребностей человека можно описать как рост числа разнообразных потребностей и объема потребления каждым отдельным человеком. Например, люди хотят не только перемещаться на автобусе, но и делать это со стабильной сетью Wi-Fi1 в вагоне или автобусе с зарядными устройствами. Еще одним трендом является изменение запроса на способы и формы потребления государственных услуг. К примеру, регион предоставляет государственные услуги, но для их оказания необходимо собрать множество документов. Появляются многофункциональные центры, где в одном месте собраны все основные услуги2, оказываемые населению, - позже это развивается в концепцию электронного государства [Васильева, Кононенко 2016: 12]. Сейчас эта практика нашла применение в Москве.
Заключение
Инфраструктурная политика как подход к государственному управлению является важной частью обеспечения долгосрочных целей развития страны. При этом, как принято считать, инфраструктура не только является фундаментом экономического роста, но и выполняет политическую и социальную функцию, выступая средством стабилизации общественных настроений через удовлетворение как базовых, так и высших потребностей людей, и тем самым реализуя функцию обеспечения национальной безопасности. Каждый реализованный или нереализованный проект играет важную роль в социально-политической жизни города и страны. Для улучшения системы государственного управления, оперативного и стратегического прогнозирования последствий тех или иных решений в дальнейших исследованиях социологии города, проблематики политических протестов и мер эффективности социальной политики особое внимание следует уделить изучению роли инфраструктуры и ее влияния на жизнь общества. Также можно сделать вывод, что удовлетворение высших потребностей общества должно сопровождаться качеством обеспечения базовых потребностей. Например, реализация инфраструктурных проектов, которые направлены на удовлетворение высших потребностей общества, может не найти поддержку у населения из-за некачественной работы общественного транспорта, медицины или образования.
1 Бесплатный Wi-Fi появился на всех линиях московского метро. - РИА Новости. Доступ: https://ria.ru/20141202/1036066932.html (проверено 08.08.2024).
2 Собянин рассказал о 97% довольных посетителей центров «Мои документы» в Москве. - ТАСС. Доступ: https://tass.ru/obschestvo/12189611 (проверено 07.08.2024).
Список литературы
Быченко О.Г., Быченко О.В. 2023. Инфраструктурная безопасность: сущность и проблематика. — Инновационное развитие транспортного и строительного комплексов. Гомель: Изд-во БелГУТ. С. 277-279.
Васильева Е.Г., Кононенко Д.В. 2016. Современные интерпретации концепции электронного государства (электронного правительства). — Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5. Юриспруденция. № 1(30). С. 9-16.
Гришин О.Е. 2015. Политическая стабильность: понятие, факторы, инновации. — Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 6(56). С. 51-54.
Зубец А.Н., Хоконов А.А. 2022. Качество жизни, протестная активность населения и проблемы обеспечения национальной безопасности России. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 12. № 3. С. 57-64.
Меркурьев Д.В. 2023. Совладающее поведение личности: обзор исследований. — Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. № 1(21). С. 48-57.
Салин П.Б., Петросянц Д.В. 2017. Новый социальный контракт между властью и населением как способ нейтрализации социально-политической дестабилизации. — Региональные проблемы преобразования экономики. № 9(83). С. 57-63.
Семченков А.С. 2016. Социально-политическая стабильность в доктри-нальных документах национальной безопасности России. — Философия и общество. № 2(79). С. 20-38.
DANILOVA Elena Aleksandrovna, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor; Professor of the Chair of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125167; [email protected]); Head of the Department of Accompanying Socio-Humanitarian Research at the Center for the Development of Science, Technology and Education in the Field of Defense and State Security, National Research Tomsk State University (36 Lenina Ave, Moscow, Russia, 634050) SIROTKIN Mikhail Sergeevich, Master student at the Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, 125167, Russia, Moscow; [email protected])
INFRASTRUCTURE PROJECTS AS A TOOL
FOR ENSURING POLITICAL STABILITY
IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY INTERESTS
Abstract. The article describes the system of political goals of countries based on the theory of satisfaction of needs as one of the stages of the development of the political system. The article reveals philosophical and psychological foundations of the presented concept of political goal setting and notes the limitations of this approach. The authors present examples and results of countries' infrastructure policies that have caused discontent or protest activity of the population, as well as reflect public policy practices aimed at reducing the likelihood of destabilization of the political system in the interests of national security. The paper describes the process and gives examples of a social contract between the government and the population, which expresses in meeting the basic and higher needs of society through the implementation of infrastructure projects. Keywords: political goals, national security, political stability, infrastructure projects, social stability