Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ НА ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ НА ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
220
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА МЕГАПОЛИСОВ / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Эбзеев А. А., Судоргин О. А., Нестерчук О. А., Иванов В. Г.

Статья представляет детальный анализ влияния политики на транспортную систему Российской Федерации. Изучены основные направления государственной политики, связанные с транспортом, с учетом как глобальных тенденций, так и региональных особенностей. В статье особое внимание уделено проблемам безопасности, экологическим аспектам и удовлетворению потребностей пассажиров и грузоперевозчиков. Анализируется влияние политических решений на создание безопасной транспортной среды, предотвращение аварий и снижение числа пострадавших. Удовлетворение потребностей пассажиров и грузоперевозчиков рассматривается как важный аспект разработки и реализации транспортной политики. Также в статье приводится обзор основных нормативных документов, регулирующих транспортную инфраструктуру в России, включая федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации, которые устанавливают правила и требования к развитию и эксплуатации транспортной инфраструктуры, а также регулируют деятельность транспортных компаний и организаций. Произведен анализ влияния политики на транспортную инфраструктуру двух крупнейших городов России - Москвы и Санкт-Петербурга. Эти города имеют сложные транспортные системы с большим потоком пассажиров и грузов. На основе проведенного анализа формулируются выводы, которые позволяют оценить результаты влияния политики на развитие транспортной системы России. Они включают в себя оценку эффективности политических мероприятий, их соответствие поставленным целям, выявление проблем и предложение рекомендаций для улучшения политики в области транспорта. В заключении авторы статьи подчеркивают важность разработки и реализации правильной политики в области транспорта для создания современной, эффективной и устойчивой транспортной системы России, способной соответствовать современным вызовам и потребностям общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Эбзеев А. А., Судоргин О. А., Нестерчук О. А., Иванов В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF POLITICS ON TRANSPORT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents a detailed analysis of the impact of policy on the transport system of the Russian Federation. The main directions of state policy related to transport are studied, considering both global trends and regional characteristics. The article pays special attention to safety issues, environmental aspects and meeting the needs of passengers and cargo carriers. The impact of political decisions on creating a safe transport environment, preventing accidents and reducing the number of victims is analyzed. Meeting the needs of passengers and freight carriers is considered an important aspect of transportation policy development and implementation. The article also discusses the main regulatory documents governing transportation infrastructure in Russia, including federal laws and government resolutions. These documents establish rules and requirements for the development and operation of transportation infrastructure, as well as regulate the activities of transportation companies and organizations. The paper also examines the impact of policy on the transportation infrastructure of two major cities in Russia, Moscow and St. Petersburg. These cities have complex transportation systems with high passenger and freight volumes. Based on the analysis, conclusions are formulated to assess the results of policy influence on the development of the transportation system in Russia. These include evaluating the effectiveness of policy interventions, meeting their objectives, identifying problems and making recommendations for improving transport policies. In conclusion, the authors emphasize the importance of developing and implementing sound transportation policies to create a modern, efficient, and sustainable transportation system in Russia that can meet contemporary challenges and societal needs.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ НА ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 321 JEL L91, R4 DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2023-11-2-35-44

Получено: 29.03.2023 Статья доработана после рецензирования: 27.04.2023 Принято: 04.05.2023

Влияние политики на транспортную систему Российской Федерации

Эбзеев Ахмат Аскербиевич1

Д-р полит. наук, доц., проректор ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3639-7092, e-mail: aa_ebzeev@guu.ru

Судоргин Олег Анатольевич1

Д-р полит. наук, доц., дир. Научно-исследовательского института Управления цифровой трансформацией экономики ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7670-7238, e-mail: svis@mail.ru

Нестерчук Ольга Алексеевна2,3

Д-р полит. наук, проф., проф. каф. публичной политики и истории государства и права2 Проф. каф. политологии и политического управления3 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8776-2694, e-mail: nesterchuk68@mail.ru

Иванов Владимир Геннадьевич2

Д-р полит. наук, доц. каф. государственного и муниципального управления ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3650-5460, e-mail: ivanov_vg@pfur.ru

1 Государственный университет управления, 109542, Рязанский пр-т, 99, г. Москва, Россия 2Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, 117198, Миклухо-Маклая ул., 6, г. Москва, Россия 3Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

119571, проспект Вернадского, 82с1,г.Москва, Россия

Аннотация

Статья представляет детальный анализ влияния политики на транспортную систему Российской Федерации. Изучены основные направления государственной политики, связанные с транспортом, с учетом как глобальных тенденций, так и региональных особенностей. В статье особое внимание уделено проблемам безопасности, экологическим аспектам и удовлетворению потребностей пассажиров и грузоперевозчиков. Анализируется влияние политических решений на создание безопасной транспортной среды, предотвращение аварий и снижение числа пострадавших. Удовлетворение потребностей пассажиров и грузоперевозчиков рассматривается как важный аспект разработки и реализации транспортной политики. Также в статье приводится обзор основных нормативных документов, регулирующих транспортную инфраструктуру в России, включая федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации, которые устанавливают правила и требования к развитию и эксплуатации транспортной инфраструктуры, а также регулируют деятельность транспортных компаний и организаций. Произведен анализ влияния политики на транспортную инфраструктуру двух крупнейших городов России -Москвы и Санкт-Петербурга. Эти города имеют сложные транспортные системы с большим потоком пассажиров и грузов. На основе проведенного анализа формулируются выводы, которые позволяют оценить результаты влияния политики на развитие транспортной системы России. Они включают в себя оценку эффективности политических мероприятий, их соответствие поставленным целям, выявление проблем и предложение рекомендаций для улучшения политики в области транспорта. В заключении авторы статьи подчеркивают важность разработки и реализации правильной политики в области транспорта для создания современной, эффективной и устойчивой транспортной системы России, способной соответствовать современным вызовам и потребностям общества.

Ключевые слова: транспортная система, Российская Федерация, политические решения, инфраструктура, регулирование, эффективность, транспортная политика мегаполисов, автотранспортные средства

Цитирование: Эбзеев А.А., Судоргин О.А., Нестерчук О.А., Иванов В.Г. Влияние политики на транспортную систему Российской Федерации // Управление. 2023. Т. 11. № 2. С 35-44. DOI: 10.26425/2309-3633-2023-11-2-35-44

© Эбзеев А.А., Судоргин О.А., Нестерчук О.А., Иванов В.Г, 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Received: 29.03.2023 Revised: 27.04.2023 Accepted: 04.05.2023

The impact of politics on transport system of the Russian Federation

Akhmat A. Ebzeev1

Dr. Sci. (Polit.), Assoc. Prof., Vice-Rector ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3639-7092, e-mail: aa_ebzeev@guu.ru

Oleg A. Sudorgin1

Dr. Sci. (Polit.), Assoc. Prof., Director of the Economy Digital Transformation Management Research Institute ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7670-7238, e-mail: svis@mail.ru

Olga A. Nesterchuk2'3

Dr. Sci. (Polit.), Prof., Prof. at the Public Policy and History of State and Law Department2 Prof. at the Political Science and Political Management Department3 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8776-2694, e-mail: nesterchuk68@mail.ru

Vladimir G. Ivanov2

Dr. Sci. (Polit.), Assoc. Prof. at the State and Municipal Administration Department ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3650-5460, e-mail: ivanov_vg@pfur.ru

1 State University of Management, 99, Ryazansky prospekt, Moscow 109542, Russia

2RUDN University, 6, Miklukho-Maklaya ul., Moscow 117198, Russia

3Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

82s1, prospekt Vernadskogo, Moscow 119571, Russia

Abstract

The article presents a detailed analysis of the impact of policy on the transport system of the Russian Federation. The main directions of state policy related to transport are studied, considering both global trends and regional characteristics. The article pays special attention to safety issues, environmental aspects and meeting the needs of passengers and cargo carriers. The impact of political decisions on creating a safe transport environment, preventing accidents and reducing the number of victims is analyzed. Meeting the needs of passengers and freight carriers is considered an important aspect of transportation policy development and implementation. The article also discusses the main regulatory documents governing transportation infrastructure in Russia, including federal laws and government resolutions. These documents establish rules and requirements for the development and operation of transportation infrastructure, as well as regulate the activities of transportation companies and organizations. The paper also examines the impact of policy on the transportation infrastructure of two major cities in Russia, Moscow and St. Petersburg. These cities have complex transportation systems with high passenger and freight volumes. Based on the analysis, conclusions are formulated to assess the results of policy influence on the development of the transportation system in Russia. These include evaluating the effectiveness of policy interventions, meeting their objectives, identifying problems and making recommendations for improving transport policies. In conclusion, the authors emphasize the importance of developing and implementing sound transportation policies to create a modern, efficient, and sustainable transportation system in Russia that can meet contemporary challenges and societal needs.

Keywords: transport system, Russian Federation, political decisions, infrastructure, regulation, efficiency, transport policy of megacities, vehicles

For citation: Ebzeev A.A., Sudorgin O.A., Nesterchuk O.A., Ivanov V.G. (2023) The impact of politics on transport system of the Russian Federation. Upravlenie/Management (Russia), 11 (2), pp. 35-44. DOI: 10.26425/2309-3633-2023-11-2-35-44

© Ebzeev A.A., Sudorgin O.A., Nesterchuk O.A., Ivanov V.G., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

Введение / Introduction

Транспортная система Российской Федерации (далее — РФ), охватывающая обширную и запутанную сеть автомобильных магистралей, железных дорог, водных путей и авиации, играет первостепенную роль в экономике, облегчая передвижение товаров и физических лиц как внутри страны, так и за рубежом. Тем не менее эта обширная система сталкивается с целым рядом серьезных проблем и затруднительных положений, включая перегруженность автомобильных дорог, устаревшую инфраструктуру, непомерные транспортные расходы и снижение эффективности.

Сложное взаимодействие между политическими решениями и стратегиями оказывает глубокое влияние на российскую транспортную систему. Такие случаи, как экономические санкции и политические кризисы, вносят коррективы в объемы перевозок и состояние транспортной инфраструктуры. Кроме того, реформы в сфере железнодорожного транспорта, создание транспортных коридоров и развитие альтернативных видов транспорта являются свидетельством способности политических решений определять траекторию развития транспортной системы.

В настоящей статье предпринята попытка тщательно проанализировать, каким образом политические факторы влияют на транспортную систему Российской Федерации. Работа направлена на то, чтобы пролить свет на проблемы и затруднения, возникающие в этом контексте, и в то же время углубиться в правительственные меры, разработанные для преодоления этих препятствий.

Методы и результаты исследования / Research methods and results

Транспортная система является ключевым элементом инфраструктуры любой страны. Она служит жизненно важным каналом, соединяющим разрозненные регионы и повышающим эффективность экономики. Транспортная система играет решающую роль в экономическом и социальном прогрессе России. Тем не менее ее эволюция и эффективность неразрывно связаны с курсом государственной политики [Баландина, 2021; Блохин, 2019; Бровко, 2020].

Государственная политика в сфере транспорта охватывает множество аспектов, включая разработку законодательных актов, надзор за государственными структурами, распределение средств и бдительный контроль за выполнением проектов. Каждый из этих элементов влияет на состояние транспортной системы, определяя ее способность удовлетворять потребности общества.

Среди основных факторов, характеризующих транспортную систему России, выделяется ее территориальная протяженность и масштабы. Являясь крупнейшей страной в мире по площади суши, Россия играет уникальную роль в объединении различных регионов страны [Вакуленко, 2021; Вакуленко, 2022]. Одновременно многочисленные регионы России сталкиваются с суровыми климатическими условиями и сложным географическим рельефом, что усложняет перевозку грузов и пассажиров. Следовательно, разработка эффективной политики в области транспортной системы приобретает все большее значение в российских условиях.

В последние годы одним из основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации было расширение железнодорожной инфраструктуры. Появление программы «Развитие транспортной системы» в 2018 г. стимулировало финансовую поддержку строительства новых железнодорожных линий, реконструкцию и модернизацию существующих путей, а также развитие транспортной логистики. Цель этой программы заключается в укреплении транспортных связей между регионами России при одновременном повышении конкурентоспособности железнодорожного транспорта1.

Еще один ключевой аспект политики развития транспорта в России связан с расширением автомобильной инфраструктуры. В последние годы российское правительство предприняло следующие меры.

1. Разработка и реализация государственной программы, направленной на стимулирование роста дорожной инфраструктуры, включающей финансовую поддержку строительства новых дорог и реконструкции существующих. Примером этой инициативы является программа дорожного строительства, рассчитанная на 2021—2023 гг., в которой предусмотрены ассигнования на строительство новых магистралей наряду с обновлением существующих2.

2. Развитие транспортных коридоров, соединяющих воедино разрозненные регионы страны. Наглядными примерами являются транспортный коридор Северного морского пути, обеспечивающий связь между Европой и Азией через Арктику, а также магистраль «Восточный экспресс», которая соединяет Владивосток и Москву.

1 Портал госпрограмм РФ (2023). Паспорт программы «Развитие транспортной системы». Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/ programs/passport/24 (дата обращения: 16.03.2023).

2 Аналитика Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (2022). Инфраструктурные проекты в сфере дорожного строительства. Режим доступа: https://delprof. ru/press-center/open-analytics/infrastrukturnye-proekty-v-sfere-dorozhnogo-stroitelstva-obzor-i-perspektivy-razvitiya/ (дата обращения: 16.03.2023).

3. Содействие внедрению инновационных технологий, которые могут улучшить автомобильную инфраструктуру. Примерами могут служить, в частности, интеграция «умных» технологий для управления дорожным движением, создание автоматизированных систем управления дорожным движением.

На фоне перемен, пронизывающих российскую транспортную систему, возникает целый ряд проблем. В частности, различные регионы страны по-прежнему сталкиваются с недостаточным развитием транспортной инфраструктуры [Висюлькина, 2018]. Это характерено как для автомобильных, так и для железных дорог, а также для других видов транспорта. Неравномерный прогресс в транспортной системе приводит к расточительному использованию ресурсов и препятствует экономическому развитию этих регионов.

Более того, проблема перегруженных дорог и транспортных узлов затрагивает крупные города России. Это приводит к пробкам на дорогах и обрекает пассажиров на непомерные расходы на топливо, одновременно ограничивая перспективы городской мобильности [Гринев, 2021; Замараева, 2021]. Устранение этого затруднительного положения требует не только расширения и модернизации дорожной инфраструктуры, но и развития альтернативных видов транспорта, таких как системы общественного транспорта и велосипедные дорожки.

По большому счету, связь между политикой и транспортной системой России становится ключевым фактором, определяющим экономическую траекторию страны и удовлетворяющим разнообразные потребности ее населения. Осуществление продуманной и эффективной транспортной политики требует устранения проблем и недостатков при одновременной оптимизации использования ресурсов и удовлетворении потребностей различных регионов и социальных слоев [Карнакова, 2023].

Еще одна важная цель, преследуемая транспортной политикой государства, связана с повышением безопасности дорожного движения. Ежегодно в России происходит удручающее число дорожно-транспортных происшествий, которые наносят сокрушительный ущерб жизням и здоровью людей, а также экономике. В свете этого российское правительство приняло законы, направленные на повышение безопасности дорожного движения. Меры варьируются от запрета использования мобильных телефонов во время вождения, увеличения штрафов за нарушения правил дорожного движения и введения ограничений скорости до проведения кампаний

по обеспечению безопасности дорожного движения3. Кроме того, власти внимательно следят за качеством транспортных средств, проводят технические осмотры, устанавливают требования к шинам и стандартам тормозной системы и обеспечивают соблюдение правил, касающихся перевозки грузов и пассажиров. Правительство пристально следит за подготовкой водителей, примером чего является система получения водительских прав и обучение в автошколах. Проводятся дополнительные кампании по повышению осведомленности водителей о безопасности дорожного движения.

Кроме того, важнейшая ответственность, которую берет на себя государственная политика в области транспорта, связана с сохранением окружающей среды. Современные транспортные средства служат источниками загрязнения окружающей среды, а выхлопные газы и другие транспортные отходы способствуют загрязнению воздуха и почвы, тем самым оказывая неблагоприятное воздействие на здоровье человека и экосистему в целом. В свете этого российским правительством были предприняты следующие меры.

1. Принятие стандартов и норм экологической безопасности для автомобилей, вводящих ограничения на выброс вредных веществ в атмосферу. Например, введение стандартов Евро-5 и Евро-6 для дизельных и бензиновых двигателей, сокращающих выброс оксидов азота, углеводородов, твердых частиц и других вредных веществ.

2. Приоритет развития общественного транспорта как средства ограничения количества транспортных средств на дорогах и последующего снижения загрязнения воздуха. Показательные инициативы включают расширение сети метро, маршрутов общественного транспорта и внедрение альтернативных видов транспорта, таких как трамваи и троллейбусы.

3. Пропаганда разработки альтернативных видов топлива, пригодных для использования в автомобилестроении, включая газ, электричество, водород и биотопливо. Это достигается за счет создания инфраструктуры заправки метаном и зарядки электромобилей.

4. Введение экологических сборов с транспортных средств, выбрасывающих в атмосферу большое количество вредных веществ. Цель повышения платы за транспортные средства, не соответствующие стандартам экологической безопасности, состоит

3 Правила дорожного движения Российской Федерации. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/82 4с91 1000b3626674abf3ad6e38a6f04b8a7428/ (дата обращения: 16.03.2023). Далее - ПДД РФ.

в том, чтобы стимулировать производителей выпускать более экологичные автомобили.

Более того, влияние политики на российскую транспортную систему может проявляться и в международном масштабе. Укрепление транспортной инфраструктуры и повышение качества транспортных услуг могут ускорить рост как импорта, так и экспорта, одновременно привлекая инвестиции в экономику страны. Кроме того, развитие транспортной инфраструктуры укрепляет дипломатические связи между странами и способствует культурному обмену [Куган, 2019].

Отсюда можно сделать вывод, что влияние политики на транспортную систему России носит многогранный характер, охватывая различные аспекты. Государственная транспортная политика в России направлена на создание эффективной транспортной системы, гарантирующей быстрое и безопасное перемещение грузов и пассажиров при снижении воздействия транспорта на окружающую среду.

Основным направлением национальной транспортной политики в России является совершенствование транспортной инфраструктуры. Для достижения этой цели Правительство Российской Федерации выделяет значительные финансовые ресурсы на строительство новых скоростных автомагистралей, мостов, туннелей, аэропортов и других сопутствующих объектов. Одновременно с этим существующие активы подвергаются обновлению и модернизации. Эти усилия направлены на оптимизацию эффективности транспортной системы, сокращение продолжительности поездок, минимизацию транспортных расходов для грузов и пассажиров, а также улучшение условий работы транспортных предприятий.

Еще одним ключевым аспектом транспортной политики государства является развитие транспортных технологий. Россия активно внедряет новые технологии, включая навигационные системы, системы мониторинга и управления транспортом, автоматизированные механизмы управления дорожным движением, беспилотные транспортные средства и другие инновационные достижения. Такие внедрения способствуют повышению эффективности транспортной системы, стандартов безопасности дорожного движения и снижению воздействия транспорта на окружающую среду.

Более того, государственная транспортная политика в России направлена на развитие международного сотрудничества в транспортной сфере. В соответствии с этой политикой проводятся международные переговоры, касающиеся транспортной инфраструктуры, создания транспортных коридоров и улучшения условий перевозок между

странами. Эти инициативы укрепляют международные отношения, увеличивают объемы импорта-экспорта и привлекают инвестиции в российскую экономику.

Одна из заметных проблем, с которой сталкивается российская транспортная система, заключается в перегруженности автомобильных дорог. Для решения этой ситуации российское правительство вводит ограничения на перевозку грузов в часы пикового движения, стремясь снизить нагрузку на автомобильные дороги [Чернег, 2021]. Кроме того, правительство стремится стимулировать перевозку грузов и пассажиров морским, речным и железнодорожным транспортом, тем самым снижая нагрузку на автомобильные дороги и смягчая воздействие транспорта на окружающую среду.

Недостаточная интеграция различных видов транспорта создает еще одно препятствие для российской транспортной системы. Для этого российское правительство реализует ряд мер, включая создание транспортных коридоров, соединяющих транспортные средства между собой, и внедрение передовых систем логистики и управления грузами. Эти инициативы способствуют более тесной координации между видами транспорта, тем самым повышая общую эффективность транспортной системы.

Действительно, влияние транспортной политики на развитие российской транспортной системы трудно переоценить. Благодаря стратегической расстановке приоритетов, внедрению новых технологий и мерам по оптимизации, были достигнуты значительные успехи в сокращении продолжительности поездок и расходов топлива, повышении безопасности дорожного движения и решении экологических проблем. Однако для дальнейшего стимулирования развития российской транспортной системы крайне важно проводить эффективную государственную политику в транспортном секторе, направленную на улучшение условий перевозок и смягчение последствий для окружающей среды [Чернышев, 2020]. Кроме того, крайне важно учитывать мировые транспортные и технологические тенденции, внедрять инновационные решения и повышать качество обслуживания, чтобы соответствовать требованиям как пассажиров, так и грузовых перевозчиков.

При разработке транспортной политики крайне важно учитывать уникальные особенности различных регионов. Каждый регион России обладает отличительными чертами и проблемами, требующими пристального внимания при планировании и реализации транспортных проектов. Например, в северных регионах приоритетное значение имеет обеспечение доступности и надежности автомобильных

дорог на огромных расстояниях и в суровых погодных условиях. И наоборот, в шумных мегаполисах решение таких проблем, как пробки на дорогах и загрязнение окружающей среды, становится насущной необходимостью.

В случае Москвы и Санкт-Петербурга большой объем дорожного движения и другие сопутствующие факторы усугубляют проблемы загрязнения воздуха. Чтобы решить эту проблему, правительство может принять такие меры, как создание экологических зон или введение более высоких налогов на использование автомобилей.

Однако если эти меры не будут сопровождаться существенным развитием общественного транспорта, дорожная ситуация может еще больше ухудшиться. Например, если частным лицам запрещено пользоваться своими автомобилями без хорошо налаженной системы общественного транспорта, это может привести к дополнительным проблемам, таким как увеличение времени в пути и длительные периоды ожидания на остановках. Следовательно, это может повысить уровень стресса участников дорожного движения и привести к потере ценного времени.

Следовательно, несбалансированная государственная политика, которая игнорирует потребности населения, экологические соображения и общественное здравоохранение, может иметь неблагоприятные последствия для транспортной системы России и общего благосостояния ее жителей.

Виды нормативной документации, регулирующей транспортную инфраструктуру Российской Федерации / Documentation types regulating transport infrastructure of the Russian Federation

Чтобы гарантировать максимальную безопасность и эффективность перевозок по России, был принят ряд нормативных мер и законодательных актов, регулирующих движение транспортных средств, а также перевозку грузов и пассажиров. Эти правовые документы обязательны для всех участников сектора транспортных услуг и направлены на минимизацию рисков, связанных с осуществлением транспортных операций.

Одним из важных документов, регулирующих транспортную деятельность в России, является «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Он включает в себя исчерпывающий перечень основных административных правонарушений, связанных с перевозками, и описывает процедуры привлечения лиц к ответственности за такие нарушения. Кроме того, Кодекс предусматривает штрафы и другие

административные взыскания, применимые к нарушителям в транспортной отрасли4.

Еще одним важным документом, регулирующим транспортную деятельность, являются «Правила дорожного движения Российской Федерации». Они устанавливают требования к участникам дорожного движения и определяют процедуры ведения документации, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств, перевозкой грузов. Кроме того, эти правила включают положения, касающиеся технического состояния транспортных средств, требований к водителям и протоколов расследования различных дорожно-транспортных происшествий5.

Кроме того, существуют специальные документы, устанавливающие требования к перевозке определенных видов грузов. Например, в «Правилах перевозки опасных грузов» изложены необходимые условия для перевозки опасных материалов, таких как взрывчатые, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества. Эти правила содержат рекомендации по упаковке, маркировке, транспортировке и обращению с опасными грузами, а также определяют процедуры, которым необходимо следовать во время чрезвычайных ситуаций6.

Кроме того, существуют документы, регулирующие технические аспекты транспортной деятельности. Одним из таких является «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» (далее — ТР БС), утвержденный Правительством Российской Федерации 10 сентября 2009 г. Настоящие правила устанавливают требования безопасности к транспортным средствам, продаваемым на территории Российской Федерации, а также процедуры оценки соответствия этим требованиям7. ТР БС охватывает различные аспекты безопасности, включая проектирование, эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, а также требования

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 17.03.2023).

5 ПДД РФ.

6 Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/АОЯ) (заключено в г. Женеве 30.09.1957). Постановление Правительства Российской Федерации о присоединении к Соглашения от 03.02.1994 № 76. Режим доступа: https://docs. cntd.ru/document/58804886 (дата обращения: 17.03.2023).

7 Технический регламент о безопасности колесных транспортных

средств. Утвержден Постановлением Правительства Российской

Федерации от 10.09.2009 № 720. Режим доступа: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_91802/3a2c885b0ea39d8d4f87df622c8cf6 Ь3348Ю593/ (дата обращения: 17.03.2023).

к различным системам и компонентам транспортного средства, таким как тормоза, рулевое управление, освещение, зеркала, электрооборудование и многое другое. Кроме того, регламент определяет требования к предоставлению информации владельцам транспортных средств и процедуры контроля за соблюдением стандартов безопасности.

Важным документом, регулирующим пассажирские перевозки в России, является Федеральный закон от 29 декабря 2007 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон объединяет нормы и предписания, касающиеся организации дорожного движения, требований безопасности дорожного движения, порядка допуска транспортных средств, а также прав и обязанностей участников дорожного движения. В нем излагаются общие принципы организации дорожного движения, включая правила пересечения перекрестков, размещения и использования дорожных знаков, светофоров и других элементов дорожной инфраструктуры. Кроме того, в нем определяются требования к состоянию транспортных средств и технической безопасности, а также процедуры регистрации и авторизации эксплуатации транспортных средств8.

Кроме того, для регулирования перевозок грузов и пассажиров также используются международные соглашения, такие как Межправительственное соглашение о международных автомобильных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог. Оно устанавливает минимальные требования к техническому состоянию транспортного средства и квалификации водителя. В нем также закреплены руководящие принципы транспортировки опасных материалов. Кроме того, соглашение регулирует оформление необходимых документов для международных автомобильных перевозок. Каждая участвующая сторона должна выдать разрешения на транспортные средства, участвующие в перевозке, вместе с документами, необходимыми для пересечения границы и сопутствующего таможенного контроля9.

8 Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_286793/ (дата обращения: 17.03.2023).

9 Межправительственное соглашение о международных автомобильных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог. Режим доступа: https://base.garant.ru/71582820/?ysclid=liwvvi1kaa72661164 (дата обращения: 17.03.2023).

Кроме того, для регулирования транспортной деятельности в России используются нормативные документы, устанавливающие стандарты качества и безопасности транспортных услуг. Например, ГОСТ Р ИСО 9001-2015 помогает организациям повысить эффективность своих бизнес-процессов, обеспечить соответствие требованиям к качеству и повысить удовлетворенность клиентов10. Межгосударственный стандарт ГОСТ 33062-2014 применяется для оптимизации процессов, связанных с проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией объектов транспортной инфраструктуры11. ГОСТ Р ИСО 14001-2016 применяется для оценки экологических рисков, связанных с эксплуатацией транспортных средств, и управления ими12. Это помогает транспортным и логистическим организациям минимизировать негативное воздействие на окружающую среду за счет сокращения вредных выбросов, потребления ресурсов, образования отходов и загрязнения окружающей среды.

В целом нормативно-технические документы играют ключевую роль в регулировании транспортной деятельности в России. Они служат для обеспечения безопасности и качества транспортных услуг, минимизации рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев и других пагубных последствий, а также защиты прав и интересов участников транспортного процесса.

Анализ влияния политики на транспортную инфраструктуру Москвы / Analysis of the policy impact on Moscow transport infrastructure

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка влияния проводимой политики на транспортную инфраструктуру Москвы — сложный вопрос,

10 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.09.2015 № 1391-ст. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения: 17.03.2023).

11 ГОСТ 33062-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 05.12.2014 № 46). Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200123714 (дата обращения: 17.03.2023).

12 ГОСТ Р ИСО 14001-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.04.2016 № 285-ст. Режим доступа: https://docs. cntd.ru/document/1200134681 (дата обращения: 17.03.2023).

требующий учета различных факторов. Однако есть несколько ключевых областей, в которых политика играет ключевую роль.

1. Развитие общественного транспорта. Правительство Москвы стремится создать благоприятные условия для пользования общественным транспортом, одновременно увеличивая его пассажиропоток. Эта политика предполагает модернизацию метро, расширение трамвайных линий и строительство новых выделенных полос для общественного транспорта.

2. Улучшение дорожной инфраструктуры. Городские власти уделяют особое внимание развитию дорожной инфраструктуры и улучшению условий для автомобильного транспорта. Это включает в себя строительство новых дорог, расширение существующих магистралей и модернизацию дорожного покрытия.

3. Ограничение использования автотранспортных средств. Принимаются меры по ограничению использования автотранспортных средств для борьбы с загрязнением окружающей среды и уменьшения заторов на дорогах. Это включает в себя ограничение въезда в центр города для определенных категорий транспортных средств и внедрение системы электронного документооборота при перевозке грузов.

4. Содействие развитию велосипедной инфраструктуры. В соответствии с экологической повесткой дня, городские власти активно предпринимают усилия по стимулированию развития велосипедной инфраструктуры. В Москве обустроены специализированные велосипедные дорожки, созданы пункты проката велосипедов, предусмотрены места для хранения велосипедов в общественном транспорте.

В целом стратегия Правительства Москвы сосредоточена на расширении транспортной инфраструктуры столицы и улучшении условий мобильности для ее жителей. Однако каждая мера имеет свои достоинства и недостатки, а их эффективность зависит от успешного выполнения и приведения в соответствие с требованиями населения.

Например, расширение сети общественного транспорта может уменьшить пробки на дорогах и загрязнение воздуха, хотя и требует значительных инвестиций и потенциально создает неудобства для определенных групп лиц. Аналогичным образом, введение ограничений на использование автотранспортных средств поможет снизить ущерб окружающей среде и уменьшить заторы на дорогах, но также это может нарушить распорядок дня людей, которые в значительной степени полагаются на автомобили для удовлетворения личных потребностей. Развитие велосипедной инфраструктуры

может способствовать повышению благосостояния жителей и смягчению последствий загрязнения окружающей среды. Однако это также сопряжено с определенными рисками на дорогах и может вызвать дискуссии относительно необходимости подобных инициатив.

Таким образом, эффективность политики в области транспортной инфраструктуры, проводимой Правительством Москвы, зависит от учета множества факторов, включая потребности граждан, доступность и удобство видов транспорта, а также социально-экономические соображения.

Анализ влияния политики на транспортную инфраструктуру Санкт-Петербурга / Analysis of the policy impact on St. Petersburg transport infrastructure

Политика, проводимая городской администрацией Санкт-Петербурга, оказывает значительное влияние на транспортную инфраструктуру города. Более того, есть несколько важнейших областей, в которых может быть реализован хорошо продуманный подход. Прежде всего, развитие общественного транспорта имеет первостепенное значение. В последние годы городская администрация выделила значительные ресурсы на реконструкцию и расширение системы метрополитена, строительство новых трамвайных маршрутов и создание высокоскоростных транспортных коридоров. Эти усилия направлены на уменьшение пробок на дорогах и повышение доступности общественного транспорта для городских жителей.

Еще одно ключевое направление сосредоточено на развитии велосипедной инфраструктуры. Использование велосипедов для поездок по городу приобрело заметную популярность в Санкт-Петербурге. В результате администрация города принимает меры по созданию безопасной велосипедной инфраструктуры и расширению сети велодорожек. Кроме того, первостепенное значение имеет решение проблем с парковкой. Санкт-Петербург сталкивается с заметной нехваткой парко-вочных мест, особенно в центре города. Чтобы решить эту проблему, городская администрация предпринимает инициативы по созданию дополнительных парковочных мест и внедрению систем платной парковки, чтобы уменьшить количество автомобилей, занимающих улицы.

Отметим, что эффективность политики в отношении транспорта в Санкт-Петербурге зависит от установления правильного баланса между требованиями граждан, экономической целесообразностью и общественными соображениями.

Выводы по результатам анализа влияния политики на транспортную инфраструктуру Москвы и Санкт-Петербурга / Results of the policy impact analysis on the transport infrastructure of Moscow and St. Petersburg

Оба анализа, касающиеся влияния политики на транспортную инфраструктуру Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируют сходство, поскольку признают ключевые направления развития городского транспорта, включая развитие общественного транспорта, создание велосипедной инфраструктуры и решение проблем, связанных с парковкой.

Тем не менее в Санкт-Петербурге сохраняется существенная нехватка парковочных мест, в то время как Москва решает эту проблему путем расширения парковочной сети и внедрения таких технологий, как электронные системы платной парковки. Москва уделяет больше внимания созданию новых автомагистралей и использованию инновационных технологий, таких как интеллектуальные светофоры и системы управления дорожным движением, для борьбы с пробками на дорогах и повышения доступности общественного транспорта. И наоборот, в Санкт-Петербурге созданию безопасной велосипедной инфраструктуры уделяется большее внимание.

Таким образом, оба анализа подчеркивают значительное влияние политики городских властей на транспортную инфраструктуру этих городов. Эффективность такой политики зависит от достижения хрупкого равновесия между потребностями граждан, экономическими возможностями и социальными соображениями. Однако каждый город обладает своими уникальными характеристиками, что потенциально требует принятия отдельных мер по развитию транспортной инфраструктуры.

Заключение / Conclusion

В заключение следует отметить, что роль транспортной политики в развитии российской транспортной системы трудно переоценить. Она служит направляющей силой, ведет систему к повышению эффективности, снижению транспортных расходов,

повышению безопасности и минимизации воздействия на окружающую среду. Однако для достижения этих целей крайне важно оставаться в курсе как глобальных тенденций в области транспорта и технологий, так и уникальных особенностей различных регионов.

Следуя мировым тенденциям, Россия может внедрять инновационные решения и извлекать выгоду из новых технологий, которые формируют транспортный ландшафт во всем мире. Это предполагает применение передовых систем логистики и управления грузами, интеграцию различных видов транспорта путем создания транспортных коридоров и использование возможностей цифровизации для оптимизации транспортных операций.

Одновременно необходимо признавать и учитывать региональные особенности. Различные регионы России предъявляют свои собственные особые проблемы и требования. Например, северные регионы нуждаются в надежной инфраструктуре, способной выдерживать суровые климатические условия и охватывать огромные расстояния. Напротив, такие мегаполисы, как Москва и Санкт-Петербург, требуют стратегических мер по борьбе с пробками на дорогах и ограничению загрязнения окружающей среды. Крайне важно адаптировать транспортную политику с учетом этих разнообразных региональных потребностей и обстоятельств.

Эффективно реагируя как на глобальные тенденции, так и на региональные особенности, Россия может создать современную, эффективную и устойчивую транспортную систему. Такая система не только расширит возможности подключения, но и легко адаптируется к меняющемуся экономическому и технологическому ландшафту. Она будет удовлетворять растущие потребности пассажиров и гру-зоперевозчиков, способствуя бесперебойному и эффективному перемещению пассажиров и грузов. В конечном счете, такой комплексный подход к транспортной политике выведет Россию на передовые позиции в области совершенствования перевозок в постоянно меняющемся мире.

Список литературы

Баландина В.В. (2021). Пути решения проблем, связанных с логистической деятельностью компании // Символ науки: международный научный журнал. № 12-2. С 6-8.

Блохин Д.С., Мухамадшоев Ф.К. (2019). Зарубежный опыт организации контейнерных перевозок // Логистика — евразийский мост. Материалы XIV Международной научно-практической конференции, Красноярск, 24—29 апреля

References

Balandina V.V. (2021), "Ways to solve problems associated with the company's logistics activities", Symbol of Science: International scientific journal, no. 12-2, pp. 6—8. (In Russian).

Blokhin D.S., Mukhamadshoev F.K. (2019), "Foreign experience in the organization of container traffic", In: Logistics — the Eurasian bridge. Proceedings of the XIVInternational Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, April 24—29,

2019 г. Часть 1. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет. С. 442—448.

Бровко С.А., Стребкова Ж.Н. (2020). История и современные направления развития логистики // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. № 4(56). С. 34—38.

Вакуленко, С.П., Прокофьев М.Н., Евреенова Н.Ю. (2021). Ускоренные грузовые перевозки железнодорожным транспортом: учебное пособие. М.: Российский университет транспорта (МИИТ). 234 с.

Вакуленко С.П., Прокофьев М.Н., Евреенова Н.Ю. (2022). Инновационные технологии грузовых перевозок железнодорожным транспортом: Учебник для специалистов. М.: Всероссийский институт научной и технической информации РАН. 184 с.

Висюлькина Е.А., Нургатина Е.Л. (2018). Вопросы развития логистики в России // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. Т. 12, № 5. С. 30—32.

Гринев Д.М. (2021). Свободная провозная емкость пассажирских авиакомпаний: грузовой потенциал и коммерческая эффективность // Логистика и управление цепями поставок. № 1(102). С. 38-46.

Замараева Е.Н. (2021). История возникновения и развития международных транспортных коридоров // Международный научно-исследовательский журнал. № 6-5(108). С. 28-31. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.141

Карнакова В.В. (2023). Логистика и инструменты управления // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Москва, 13 января 2023 г. СПб.: Печатный цех. С. 296-301.

Куган С.Ф. (2019). Исторические подходы правового регулирования международных перевозок // Вестник Белорусского государственного экономического университета. № 2(133). С. 12-19.

Чернега В.С. (2021). Политика США по реализации национальных интересов в сфере развития международных морских коммуникаций в Арктическом регионе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. Т. 11, № 2. С. 95-105.

Чернышев Ю.О., Кубил В.Н. (2020). Обзор динамических задач маршрутизации транспорта // Программные продукты и системы. № 3. С. 491-501.

2019. Part 1, Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia. (In Russian).

Brovko S. A., Strebkova Zh. N. (2020), "History and current directions of logistics development", Scientific Bulletin of the Volsk Military Institute of Material Support: Military Scientific Journal = Nauchnyi vestnik Vol'skogo voennogo instituta materi-al'nogo obespecheniya: voenno-nauchnyi zhurnal, no. 4(56), pp. 34—38. (In Russian).

Chernega V.S. (2021), "U.S. policy on the implementation of its national interests in the development of international maritime communications in the Arctic region", Proceedings of SouthWest State University. Series: History and Law, vol. 11, no. 2, pp. 95—105. (In Russian).

Chernyshev, Yu.O., Kubil V. N. (2020) "A review of dynamic vehicle routing problems", Software products and systems = Pro-grammnyeprodukty i sistemy, no. 3, pp. 491—501. (In Russian).

Grinyov D.M. (2021), "Free carrying capacity ofpassenger airlines: cargo capacity and commercial efficiency", Logistics and supply chain management, no. 1(102), pp. 38—46. (In Russian).

Karnakova V.V. (2023), "Logistics and management tools", Development of modern science and technology in the context of transformational processes: Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference, Moscow, January 13, 2023. Pechatnyj tsekh, St. Petersburg, Russia. (In Russian).

Kugan S.F. (2019), "Historical approaches to the legal regulation of international transportation", Vestnik Belarusskogo gosudarst-vennogo ékonomiceskogo universiteta; no. 2(133), pp. 12—19. (In Russian).

Vakulenko, S.P., Prokofiev M.N., Evreenova N.Yu. (2021), Accelerated freight transportation by rail: textbook, Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia. (In Russian).

Vakulenko S.P., Prokofiev M.N., Evreenova N.Yu. (2022), Innovative technologies for freight transportation by rail: A textbook for specialists, All-Russian Institute of Scientific and Technical Information of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. (In Russian).

Visulkina E.A., Nurgatina E.L. (2018), "Questions of logistics development in Russia", Actual problems of humanitarian and socio-economic sciences, vol. 12, no. 5, pp. 30—32. (In Russian).

Zamaraeva E.N. (2021), "A history of the emergence and development of international transport corridors", International research journal, no. 6-5(108), pp. 28—31, https://doi. org/10.23670/IRJ.2021.108.6.141 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.