VIII Международная научно-практическая конференция
УДК 338.24
Юрьева Татьяна Владимировна Yurieva Tatiana Vladimirovna
Доктор экономических наук, профессор Doctor of Economics, Professor Профессор Professor
РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация RANEPA, Moscow, Russian Federation
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА И ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP INFRASTRUCTURE PROJECTS AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS
Аннотация. Реализация целей устойчивого развития (ЦУР) ООН требует наличия доступной и современной инфраструктуры. Государственно-частное партнерство (ГЧП) является одной из наиболее эффективных стратегий поддержки государства в области создания и управления объектами инфраструктуры. Рассматриваются критические факторы успеха проектов ГЧП в достижении ЦУР. Даются рекомендации, направленные на формирование благоприятной среды для инфраструктурных проектов ГЧП. В качестве метода исследования используется изучение научных публикаций, аналитических материалов и отчетов, а также метод конкретных ситуаций.
Abstract: The implementation of the UN sustainable development goals (SDGs) requires the affordable and modern infrastructure. Public-private partnership (PPP) is one of the most effective strategies for supporting the state in the creation and management of infrastructure facilities. The critical success factors for infrastructure PPP projects in achieving the SDGs are considered. Recommendations are given to create a favorable environment for infrastructure PPP projects. The research method uses the study of scientific publications, analytical materials and reports, as well as the method of specific situations (case-study).
Ключевые слова. государственно-частное партнерство, инфраструктурные проекты, цели устойчивого развития, инфраструктура.
Key words: public private partnership, infrastructure projects, sustainable development goals, infrastructure.
«Вопросы развития современной науки и техники» Наличие и эффективное функционирование объектов инфраструктуры
является важной предпосылкой экономического роста, высокого уровня
качества жизни, а также достижения целей устойчивого развития (ЦУР) ООН [1].
Создание объектов инфраструктуры, управление ими традиционно относится к
функциям государства. Однако в условиях бюджетного дефицита и постоянно
растущих конкурирующих потребностей населения государство проводит
политику, направленную на участие частного сектора в инфраструктурных
проектах на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) [2; 3, p.9].
Причины инициации инфраструктурных проектов ГЧП:
бюджетные ограничения государства, сдерживающие удовлетворение
потребностей в создании и обслуживании инфраструктурных объектов;
недостаточно эффективное управление в государственном секторе, что
способствует неудовлетворительному состоянию многих объектов
инфраструктуры;
частный бизнес по сравнению с государственным сектором более рационально управляет ресурсами и ориентирован на результативность; наличие коррупции в государственном секторе;
предоставить возможность государству сосредоточиться на стратегии развития [2,4].
Во многих странах имеются нормативно-правовые акты, регулирующие проектную деятельность на основе механизма ГЧП. В России с 2015 г. действует федеральный закон, регулирующий ГЧП, соответствующее законодательство применяется и на региональном уровне. Отметим, что наличие глубоко проработанной нормативно-правовой базы в области ГЧП является определяющей предпосылкой успешности инфраструктурных проектов, гарантией возврата инвестиций частным партнерам.
Механизм ГЧП представляет предмет исследования многих ученых, политиков и экспертов. Можно выявить разные подходы к пониманию содержания ГЧП, его организационных форм. Несмотря на имеющиеся различия, существует единство в том, что ГЧП — это долгосрочное
VIII Международная научно-практическая конференция сотрудничество между публичными и частными участниками с целью
предоставления общественных благ, оказание которых ранее было
исключительной функцией государства [2,3,4]. При определении ГЧП
необходимо учитывать отличие этой формы от иных способов взаимодействия
публичных и частных партнеров (государственные закупки товаров и услуг,
приватизация объектов государственной собственности и др.).
Реализация инфраструктурных проектов ГЧП осуществляется на основе следующего механизма:
передача объекта собственности государственного сектора в пользование частного партнера;
частный бизнес осуществляет одну или все стадии жизненного цикла проекта;
значительная доля рисков проекта передается частному партнеру;
публичный партнер определяет услуги по эксплуатации объекта инфраструктуры;
частный партнер оказывает услуги в течение определенного отрезка времени, и в конце контракта передает объект соглашения государственному сектору;
инвестиции частного партнера погашаются посредством оплаты потребителями услуг, которые предоставляются на основе объекта инфраструктуры (платные дороги), и (или) за счет государственного бюджета
[3].
Успешность инфраструктурных проектов ГЧП определяется рядом ключевых факторов. При этом частный сектор нацелен на достижение высоких финансовых показателей, а интерес государства сводится к получению социальной выгоды. Достижение указанных целей позволяет сделать вывод об успешности проекта ГЧП. Факторы, способствующие достижению успеха, рассматриваются как критические факторы успеха (КФУ/Critical Success Factors/CSF). Под последними понимаются фундаментальные задачи, которые необходимо поддерживать, чтобы цели проекта были достигнуты. Как правило,
«Вопросы развития современной науки и техники» КФУ инфраструктурных проектов ГЧП включают: понимание участниками
проекта своих целей и функций; конкурентный процесс закупок; детальная
оценка затрат и выгод; правильное распределение рисков среди участников;
гарантии государства; стабильная макроэкономическая политика; общественная
поддержка; доступность финансовых ресурсов и др. [5].
Существует многообразие организационных моделей проектов ГЧП, которые различаются между собой разным уровнем распределения ответственности и рисков, которые несут публичные и частные партнеры в рамках проекта. Основными заинтересованными сторонами проекта ГЧП являются: публичный партнер; частный партнер; команда проекта и конечные потребители объекта.
Публичный партнер обычно ориентирован на такие цели как передача рисков частному сектору и удовлетворение потребностей населения. Напротив, частный партнер мотивирован на получение прибыли и поэтому готов взять на себя управление определенными рисками. Однако, проект ГЧП может быть неэффективным, если публичный партер намерен полностью передать управление рисками частному партнеру и таким образом игнорировать свою ответственность перед конечными потребителями. Достижение успешных результатов в процессе реализации проекта ГЧП требует, чтобы государственный сектор и частный бизнес были «партнерами».
Команда проекта - это персонал с определенными компетенциями и навыками, направленностью на достижение результатов. Команда проекта во многом определяет выполнение проекта в установленный срок и с определенными качественными характеристиками.
Конечные потребители — пользователи, извлекающие выгоду из проекта. Их мнение и поддержка оказывают существенное влияние на успешность любого проекта ГЧП и поэтому необходимо, чтобы их интересы учитывались уже на начальном этапе жизненного цикла проекта.
VIII Международная научно-практическая конференция Заинтересованные стороны инфраструктурного проекта ГЧП также могут
включать проектную компанию, кредиторов, поставщиков, строительных
подрядчиков, закупщиков результатов проекта и др.
Современные цели в области устойчивого развития направлены на
решение глобальных проблем социального, экономического и экологического
развития. Не вызывает сомнения, что для достижения ЦУР (чистая вода и
санитария; чистая энергия; инновации и инфраструктура и др.) целесообразно
использовать такой инструмент как инфраструктурные проекты на основе
принципов ГЧП [1].
Инициация и реализация инфраструктурных проектов ГЧП в качестве
катализатора достижения ЦУР требует определенных предпосылок:
эффективное институциональное управление и последовательная
политика государства в области ГЧП;
наличие благоприятной среды для участия частного сектора в развитии
объектов инфраструктуры;
эффективное управления государственными ресурсами;
развитие компетенций и навыков команды проекта в области ГЧП и
проектного управления;
предоставление качественных и доступных общественных благ
населению, расширение круга их потребителей;
минимизация рисков публичных партнеров;
обеспечение прозрачности сделок и др.
Результативность инфраструктурных проектов ГЧП в первую очередь требует выявления и обеспечения их критических факторов успеха. Поэтому следует изучать накопленный опыт их реализации, а также разрабатывать рекомендации по увеличению эффективности проектов ГЧП, стимулированию привлечения частных инвестиций в данный сегмент экономики.
Таким образом, проекты на принципах ГЧП представляют эффективный инструмент сокращения дефицита в объектах инфраструктуры. Их реализация является важной предпосылкой выполнения ЦУР, которые необходимо
«Вопросы развития современной науки и техники» достигнуть к 2030 г. Для этого надо обеспечить выполнение критических
факторов успеха инфраструктурных проектов ГЧП на различных уровнях их
реализации. Рекомендуется создание благоприятной среды для осуществления
инфраструктурных проектов ГЧП, обучение их участников, изучение опыта их
выполнения, а также тиражирование наилучших практик.
Библиографический список:
1. United Nations (2015). Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. URL.: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld (Accessed June 24, 2021).
2. Yescombe, E. R. & Farquharson, E. (2018). Public-Private Partnerships for Infrastructure. Principles of Policy and Finance. 2nd edition. Butterworth-Heinemann. 548 p.
3. Yurieva T.V., Beliakova M. Y. (2020). Public-Private Partnership Projects as a Tool for the Development of Social Infrastructure //Project Management Development - Practice and Perspectives. Conference proceedings. Riga, 23-24 April 2020. Riga, University of Latvia, 2020. P. 7-20.
4. Delmon, J. (2015). Creating a Framework for Public-Private Partnership Programs: a Practical Guide for Decision-makers. World Bank, Washington, DC. © World Bank. 58 p.
5. Тромпенаарс Ф. 100 ключевых моделей и концепций управления: / Фонс Тромпенаарс, Пит Хейн Куберг; [перевод с анг.]. - 3-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 631 с.