Попова E.M., Львова Ю.Н.
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА
ДЕРИВАТИВОВ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению инфраструктурных изменений на российском рынке производных финансовых инструментов. Обоснована уникальность срочного сегмента фондового рынка. В ретроспективе рассмотрены причины инфраструктурных изменений на российском рынке срочных контрактов и основные нововведения в этой сфере. Показана взаимосвязь между совершенствованием инфраструктуры и развитием рынка деривативов. Определены дальнейшие направления по совершенствованию инфраструктуры российского рынка деривативов.
Ключевые слова. Фондовый рынок, рынок производных финансовых инструментов, инфраструктура срочного рынка, центральный контрагент, центральный депозитарий, Московская биржа, репозитарий.
Popova Е.М., Lvova J.N. INFRASTRUCTURAL CHANGES IN THE RUSSIAN DERIVATIVES MARKET
Abstract The article is devoted to the consideration of infrastructural changes in the Russian derivatives market. The uniqueness of the urgent segment of the stock market is grounded. In retrospect, the reasons for infrastructural changes in the Russian fixed-term contracts market and the main innovations in this field are considered. The relationship between the improvement of infrastructure and the development of the derivatives market is shown. The further directions on perfection of an infrastructure of the Russian market of derivatives are defined.
Keywords. Stock market, derivatives market, term market infrastructure, central counterparty, central depositor}', Moscow stock exchange, repository.
В мировой практике рынок срочных контрактов (производных финансовых инструментов, деривативов), является важнейшей составной частью финансового рынка. Родовым предназначением этого сегмента изначально было страхование рисков в условиях экономической неопределенности, затем функции его расширились и рынок сейчас рассматривается как механизм извлечения прибыли путем спекулятивных и арбитражных сделок.
На глобальном финансовом рынке позиции по срочным контрактам составляют значительную часть инвестиционных портфелей как профессиональных управляющих активами, так и частных инвесторов. Это обусловлено множеством возможностей, которые открывает перед инвесторами рынок производных финансовых инструментов. Они не ограничиваются спекулятивной составляющей, при-
ГРНТИ 06.73.35
О Попова K.M.. Львова Ю.Н., 2017
Екатерина Михайловна Попова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Юлия Николаевна Львова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Попова Е.М.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya Str., 21). Тел.: +7 904 644 46 27. E-mail: [email protected].
сущей срочному рынку. Уникальность этого сегмента финансового рынка состоит в том, что, наряду с исключительно благоприятными возможностями для спекулятивных операций, срочный рынок представляет интерес для категорий инвесторов, не склонных к риску, которые с помощью деривативов страхуют свои вложения на финансовом рынке или проводят операции с небольшой нормой прибыли, но и с ограниченным риском. Что касается российского рынка производных финансовых инструментов, то нужно сказать, что он является перспективным и динамично развивающимся сегментом финансового рынка. Использование срочных контрактов позволяет не только преумножать капитал, но и увеличивать скорость оборота финансовых вложений (инвестиций), а также хеджировать риски.
Для российского рынка характерен ряд проблем, которые значительно тормозят его развитие. Это, прежде всего, относительно неразвитая инфраструктура, которая не позволяет быстро и без потерь организовать заключение и исполнение сделок, особенно на внебиржевом сегменте. Кроме того, отсутствует единая для всех участников и инструментов данного рынка нормативно-правовая база, которая позволила бы унифицировать правила поведения игроков и стандарты оформления сделок. Следствием отсутствия качественного регулирования является правовая незащищенность участников рынка, что приводит к отсутствию у субъектов экономической деятельности заинтересованности в совершении срочных сделок, а отсутствие спроса приводит к недостатку квалифицированных специалистов в инвестиционных и брокерских компаниях, способных качественно обслужить данные сделки.
Для решения данных проблем, с учетом общемирового опыта, российскими органами власти и непосредственными участниками рынка деривативов на сегодняшний момент предпринято ряд мер, направленных на совершенствование инфраструктуры срочного рынка, и принят ряд законодательных норм, позволяющих улучшить практику заключения и обращения срочных контрактов. Перечислим основные меры, которые способствовали совершенствованию инфраструктуры рынка срочных контрактов и содействовали его развитию.
Так, в первую очередь, следует назвать знаковое событие на срочном рынке РФ: создание в 2001 году площадки FORTS для торговли фьючерсами и опционами, что явилось точкой отсчета для функционирования цивилизованного, построенного с учетом международного опыта, рынка деривативов. К существенным инфраструктурным изменениям, произошедшим на российском финансовом рынке, в том числе на рынке срочных контрактов, начиная с 2001 года, можно отнести ряд мероприятий, которые мы представим далее в хронологическом порядке.
В 2006 году произошло создание Национального клирингового центра (НКЦ), высоко капитализированного клирингового банка, что стало стратегически важным инфраструктурным изменением, поскольку позволило в значительной степени повысить эффективность и надежность финансового рынка России за счет отделения рисков клирингового института от биржевых рисков организатора торговли. Таким образом, была усовершенствована расчетно-клиринговая система фондового рынка, в том числе - его срочного сегмента.
В 2009 году, после известных событий мирового кризиса на ипотечном и финансовых рынках, на встрече «Большой двадцатки» в Питтсбурге было принято решение о необходимости ужесточения регулирования обращения внебиржевых производных финансовых инструментов (ПФИ), так называемых, нестандартизированных ПФИ. Данное решение возникло вследствие: кризиса 2008 года, основной причиной которого были признаны срочные сделки, регулирование и учет которых находились на недостаточном уровне, что в итоге привело к банкротству множества финансовых организаций; усложнения сделок с использованием срочных контрактов и увеличения числа участников данного рынка, что увеличило угрозу системного риска; недостаточной прозрачности рынка срочных контрактов, особенно рынка внебиржевых контрактов, и невозможности достоверной оценки рисков.
Таким образом, возник вопрос о необходимости учета внебиржевых сделок, так как до сих пор в России они никак не учитывались. Следовательно, в спешном порядке стали предприниматься шаги по созданию специального учетного института внебиржевых срочных сделок - института репозитари-ев. Это решение было принято на фоне уже значительных инфраструктурных изменений. Так, в 2011 году произошли существенные нововведения на российском финансовом рынке. Во-первых, произошло слияние двух крупнейших российских бирж - ММВБ и РТС, что привело к созданию единой Московской биржи, объединившей все лучшие практики и инструментарий обеих торговых площадок (в частности, валютную и фондовую секцию ММВБ и срочную секцию РТС). Во-вторых, произошло принятие Федерального закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», что
подготовило базу для следующего важного шага в совершенствовании инфраструктуры рынка - создания центрального контрагента на финансовом рынке. Наконец, был принят Федеральный закон «О центральном депозитарии», что послужило правовой основой для введения такого института, как «центральный депозитарий».
2012 год также стал важным для развития инфраструктуры. Во-первых, Национальному расчетному депозитарию (НРД) был присвоен статус Центрального депозитария РФ, создание которого отвечает требованиям международной практики развития рынка срочных контрактов и финансового рынка в целом. Во-вторых, произошла централизация клиринга на базе Национального клирингового центра (НКЦ), которому отводилась роль центрального контрагента биржевых сделок. И, наконец, было внесено дополнение в закон «О рынке ценных бумаг», который был дополнен главой 3.2 «Репозита-рий», где были описаны основы деятельности нового института, который был призван вести учет срочных сделок.
Поскольку необходимая нормативно-правовая база была подготовлена, в 2013 году НРД стал выполнять функции торгового репозитария по всем видам сделок. В этом же году был также запущен клиринг стандартизированных ПФИ на базе Центрального контрагента. Кроме того, в 2013 году также произошли большие изменения в структуре регулирующих органов финансового рынка России. Все полномочия по регулированию финансового рынка перешли к мегарегулятору в лице Банка России, а ФСФР, ранее регулировавшая деятельность некредитных участников финансового рынка, была упразднена.
Реализуя свои полномочия регулятора всего финансового рынка, в 2014 году Банк России выпустил специальный нормативный акт, регулирующий срочные сделки: указание № 4104-У от 30.04.2014 г., которое содержало основную регулятивную информацию о деятельности института репозитариев. Согласно данному документу был определен порядок предоставления информации от участников сделок в репозитарий; строго устанавливался срок по предоставлению информации; был установлена структура реестра договоров. Процесс совершенствования инфраструктуры срочного рынка продолжается, о чем свидетельствует выход в 2016 году нового указания Банка России № 4104-У от 16.08.2016 г., которое заменило предыдущий документ (2014 г.) и значительно детализировало институт репозитариев на рынке деривативов в Российской Федерации.
В 2014 году Московская биржа запустила сервис, направленный на балансировку риска на валютном и срочном рынке. Данный сервис заключается в предоставлении возможности перераспределения риска между открытыми позициями на срочном рынке и неисполненными обязательствами на валютном рынке. Таким образом, участники за счет неттинга валютного риска могут сократить размер обеспечения по противоположным позициям на обоих рынках. Данный сервис очень интересен и может быть в дальнейшем распространен на все остальные сегменты срочного рынка. В 2014 году также был введен ряд новых срочных контрактов, в частности, поставочных фьючерсов на акции ОАО «Магнит», фьючерсов на еврооблигации РФ (Россия-2030), а также фьючерсный контракт на индекс вола-тильности (ЯУ1).
2015 год также внес значительные изменения на рынок, он характеризуется следующими новациями: запуском новых валютных контрактов (в обращение были введены фьючерсы на такие валютные пары, как китайский юань/рубль, доллар США/турецкая лира и доллар США/канадский доллар), что позволило участникам рынка существенно расширить свои инвестиционные стратегии; началом разработки стандартизированных ПФИ на наиболее ликвидные акции и индекс РТС [3].
Обзор нововведений в инфраструктуре рынка срочных контрактов в РФ позволяет говорить о том, что этот рынок находится в активной стадии развития, а его инфраструктура усиленно совершенствуется, предлагая его участникам новые сервисы и технологии. В подтверждение сказанному, проанализируем влияние ключевых инфраструктурных изменений на рынок фьючерсных и опционных контрактов (рис. 1). Как видно из рисунка 1, большое значение на развитие рынка оказали регулятивные изменения, начавшиеся после саммита «Большой двадцатки». Произошло значительное совершенствование нормативно-правовой базы функционирования срочного рынка и последующее за этим внедрение институтов, соответствующих общемировой практике: репозитарий; Центральный контрагент; Центральный депозитарий.
Как показывает линия скользящей средней, за последние 5 лет на рынке фьючерсных контрактов наблюдалась тенденция к росту, которая возникла за счет совершенствования инфраструктуры, в том
числе внедрения на рынок новых финансовых инструментов. Аналогичная ситуация прослеживается и на рынке опционов, что подтверждает рисунок 2. Таким образом, можно констатировать, что между совершенствованием инфраструктуры рынка и развитием самого рынка существует прямая взаимосвязь.
11033,61
109488,71
□ 90231,08
3 55566,44
□ 44587,54 1^-46740,80
' 52258,19
27986,18
I 13660,16
фев.17
2015 :
2013 :
2011 :
2009 ;
I 9394,51
2007 6207,29
2397,10 2005 1 607,80
I 310,58
2003 I 201,98
I 93,49 2001 I 7,79
0,00 20000,00 40000,00 60000,00 80000,00 100000,00120000,00
Рис. 1. Динамика рынка фьючерсных контрактов в стоимостном выражении, млрд руб. [3]
фев.17 1
(
2015 ( 2013 [
I
2011 [ 2009 [ 2007 :
3 923,06
□ 3482,27
—
_3 4017,35
3 3208,76
I 3770,37
11364 76
509,0е>х
I 1762,74
□ 1323,91
□ 5782,22
□ 5749,32
ЦП 311,43
2005 3 79,26
I 27,06
2003 I 12,06
I 1,39
2001 10,07
0,00 1000,00 2000,00 3000,00 4000,00 5000,00 6000,00 7000,00
Рис. 2. Динамика рынка опционных контрактов в стоимостном выражении, млрд руб. [3]
В современных условиях экономической неопределенности и глобальной политической нестабильности необходимо, чтобы российский рынок соответствовал международным критериям развитости финансового рынка, в том числе его срочного сегмента, и тем самым смог выйти на новый уровень развития. Для этого необходимо продолжить совершенствование его инфраструктуры, по следующим направлениям: повышение качества стандартов биржевой срочной торговли; совершенствование механизмов раскрытия информации и противодействия финансовым махинациям на срочном рынке; создание механизмов защиты интересов инвесторов путем формирования целостной и эффективной системы регулирования; разработка мероприятий, способствующих снижению системного
риска; продолжение развития института репозитариев, способствующего совершенствованию учета срочных внебиржевых сделок; повышение общего уровня финансовой грамотности населения, что благоприятно скажется на увеличении числа частных инвесторов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Центральный Банк Российской Федерации: официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ra (дата обращения 11.03.2017).
2. Вавулин Д.А., Емельянов A.C. Комментарий к федеральному закону «О клиринге и клиринговой деятельности» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011. 216 с.
3. Московская биржа: официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://moex.com (дата обращения 11.03.2017).
4. Мухаметшин Т.Ф. Современная инфраструктура российского рынка ценных бумаг: научно-практический комментарий законодательства. М.: Юстицинформ, 2016. 330 с.
5. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте».
6. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».
7. О срочном рынке: Проект Федерального закона № 147313-3 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 02.11.2001).