Научная статья на тему 'ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ'

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
809
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНЫЙ ПРОДУКТ / ПРОДУКТОВЫЙ ПОДХОД / КЛАССИФИКАЦИИ КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кореньков А. О.

Важным аспектом роста экономики на современном этапе является особое внимание к развитию креативных индустрий. Для стимулирования развития производства креативных продуктов и оказания креативных услуг необходимо совершенствование инфраструктуры креативного сектора экономики. Основное предназначение инфраструктуры поднять на новый уровень коммуникационное взаимодействие субъектов креативного бизнеса с потребителями, а в ряде случаев и с поставщиками ресурсов, необходимых для креативной деятельности. В статье описываются основные направления их формирования, функционирования и развития. Отражено значение креативных кластеров, как наиболее эффективной формы взаимодействия субъектов. Раскрыты преимущества продуктового подхода по отношению к проектному в рамках производства товаров и услуг креативными индустриями. Исследованы и предложены формы взаимодействия субъектов, заинтересованных в развитии креативных индустрий и инфраструктурных условий их функционирования, в том числе ГЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURAL FACTORS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE INDUSTRIES

An important aspect of economic growth at the present stage is the special attention to the development of creative industries. To stimulate the development of the production of creative products and the provision of creative services, it is necessary to improve the infrastructure of the creative sector of the economy. The main purpose of the infrastructure is to raise the communication interaction of creative business entities with consumers, and in some cases with suppliers of resources necessary for creative activity, to a new level. The article describes the main directions of their formation, functioning and development. The importance of creative clusters as the most effective form of interaction of subjects is reflected. The advantages of the product approach in relation to the project approach in the production of goods and services by creative industries are revealed. The forms of interaction of subjects interested in the development of creative industries and the infrastructural conditions of their functioning, including PPP, are investigated and proposed.

Текст научной работы на тему «ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ»

Инфраструктурные факторы развития креативных индустрий

Кореньков Алексей Олегович,

аспирант Департамента отраслевых рынков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва. [email protected]

Важным аспектом роста экономики на современном этапе является особое внимание к развитию креативных индустрий. Для стимулирования развития производства креативных продуктов и оказания креативных услуг необходимо совершенствование инфраструктуры креативного сектора экономики. Основное предназначение инфраструктуры поднять на новый уровень коммуникационное взаимодействие субъектов креативного бизнеса с потребителями, а в ряде случаев и с поставщиками ресурсов, необходимых для креативной деятельности. В статье описываются основные направления их формирования, функционирования и развития. Отражено значение креативных кластеров, как наиболее эффективной формы взаимодействия субъектов. Раскрыты преимущества продуктового подхода по отношению к проектному в рамках производства товаров и услуг креативными индустриями. Исследованы и предложены формы взаимодействия субъектов, заинтересованных в развитии креативных индустрий и инфраструктурных условий их функционирования, в том числе ГЧП. Ключевые слова: креативная экономика; креативные индустрии; креативный продукт; продуктовый подход; классификации креативные индустрии; государственно-частное партнёрство; инструменты стимулирования.

CSI CSI

0

CSI

fO

01

S I-О ш m х

<

m о х

X

С научной точки зрения изучение экономики производства креативных продуктов и оказания креативных услуг представляют интерес, поскольку именно в креативном секторе экономики, в большей степени, нежели в других секторах наблюдается парадокс одновременного протекания двух разнонаправленных процессов. С одной стороны, на рынках креативной продукции и креативных услуг наблюдается выраженная тенденция персо-нализации спроса, проявляющаяся в конкретизации запросов потребителей, в соответствии с их социокультурным пониманием потребительских свойств креативного продукта. С другой стороны, в бизнес-процессах производства креативной продукции и оказания креативных услуг наблюдаются черты процесса индустриализации, то есть создания крупных, технически развитых структур по производству креативной продукции, оказания креативных услуг, и увеличения их доли в экономике. Деятельность участников креативного сектора экономики, подверженных индустриализации, далее будем обозначать как креативную индустрию. Отметим, что понятие «креативная индустрия» не является новым.

Первое упоминание термина «креативные индустрии» было в 1994 году в Австралии в докладе «Creative Nation: Commonwealth Cultural Policy» [7].

Термин «креативная экономика» первый раз упоминается в журнале Business Week в 2000 году [8]. Характеристику «креативной экономики» дал Джон Хокинс в 2001 году, указав профессии, в которых для создания продукта необходимо использование интеллектуального труда [4].

Прототипом определения «креативные индустрии» в 1947 г. стал термин «индустрии культуры» (Т. Адорно и М. Хогхаймер,). В конце 60-х годов 20 века связь культуры и бизнеса начинает расти. Так, кино, телевидение, музыкальная и аудио-, видео- записывающая индустрии усиливают свое значение в обществе и политике. В 90-е гг. ХХ века наблюдается значительный рост использования компьютерных технологий, цифровой культуры и Интернета, что приводит к становлению креативных индустрий как основы креативной экономики. Именно эти процессы предопределили появление рынков креативных индустрий, которые стали каналом движения товаров, работ, услуг креативной экономики. Можно констатировать что

в 20-е годы XXI века развитие креативной индустрии можно считать одной из черт наметившегося переход от индустриального к постиндустриальному технологическому развитию.

В сложившихся условиях возникает потребность в анализе и решении проблем промышленного развития креативной индустрии, в том числе в изучении инфраструктурных факторов ее функционирования и развития. Представляется, что в решении проблем отставания темпов индустриализации креативного сектора, от потребностей рынка, ключевую роль может сыграть адресная государственная поддержка как самих субъектов -производителей креативной продукции и услуг, так и организаций, готовых оказывать им инфраструктурные услуги. При этом важно, чтобы при оказании государственной поддержки, учитывалась специфика бизнес-процессов креативной индустрии, а также особенности этапа индустриализации, на котором находятся производство креативной продукции и оказание креативных услуг.

Для стимулирования развития производства креативных продуктов и оказания креативных услуг необходимо совершенствование инфраструктуры креативного сектора экономики. Основное предназначение инфраструктуры поднять на новый уровень коммуникационное взаимодействие субъектов креативного бизнеса с потребителями, а в ряде случаев и с поставщиками ресурсов, необходимых для креативной деятельности. Во многих российских организациях, относимых к сфере креативной индустрии, сложилась потреб-

ность в таком инфраструктурном обеспечении, которое будет, учитывая специфику их деятельности, актуальные (меняющиеся во времени) задачи инфраструктурного обеспечения, эффективно снабжать ресурсами и оптимально использовать все инструменты поддержки креативного бизнеса.

При этом речь идет не только о стимулировании самой креативной деятельности, но и в широком смысле предания большей креативности современному, ориентированному на предпочтения потребителя, бизнесу. В определенной мере это может послужить драйвером персонализации продуктов и услуг такого бизнеса. Для повышения степени «креативности» экономики в целом и симулирования развития креативного бизнеса необходимо создание «креативной среды», которая позволит сосредоточить в одном пространстве представителей креативного класса, усилив продуктивность их работы.

Эффективной формой развития креативных ин-дустрий и креативной среды становятся в последние годы, креативные кластеры, представляя собой единое пространство, которое позволяет объединять людей творческих профессий и предпринимателей, обмениваться идеями, что усиливает их потенциал и способствует дальнейшему развитию системы.

Одним из примеров разно-продуктового и мульти-креативного взаимодействия субъектов креативной индустрии является культурно-креативный кластер «МЕТРО» (рис.1).

КУЛЬТУРНО-КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР «МЕТРО»

Изобразительное искусство

Бизнес-образование в культуре и творчестве

Бизнес-инкубатор творческих инициатив и индустрии

Коммуникационные площадки: имеющиеся и высвобождаемые производственные площади в селитебной зоне

Общественные пространства

Фонд финансовой поддержки творческой индустрии консультационные центры

Центр продвижения

Концентрация

субъектов

Совместные проекты

Рисунок 1. Культурно-креативный кластер «МЕТРО» [5].

X X О го А С.

X

го т

о

2 О

м м

сч сч о сч

СО

о ш т

X

<

т о х

X

Анализируя креативный кластер «МЕТРО» [5], мы видим аккумулирование большого числа коммуникаций в кластерах, что требует особо тщательной разработки экономических, правовых и организационных вопросов взаимодействия субъектов, креативных индустрий, работающих в контуре этого кластера.

Одной из особенностей подобных креативных кластеров, как формы организации креативной деятельности, является возможность использования совершенно различных видов креативных компетенции для создания креативного мульти-про-дукта. Одним из успешных и популярных креативных продуктов, ориентированным в том числе и на экспорт является мультпродукт «Маша и медведь».

Объедение экономических и культурных ценностей в одном продукте, большего внимания смысловой нагрузке, необычной подаче, востребованной клиентом в продуктовой цепочке создания этого результата приведет к увеличению его спроса. Применение проектного подхода в условиях рынка креативных индустрий не настолько эффективно, как в условиях традиционной экономики. Использование продуктового подхода при создании креативного продукта в креативной экономике наиболее целесообразно. Связано это с тем, что благодаря тем изменениям, которые происходят в современном обществе наиболее востребованным становится индивидуальный подход для удовлетворения потребностей потребителей, то есть необходимо в большей степени ориентироваться на клиента. Также важным отличием продуктового подхода является то, что цель организаций в креативные экономики исходит из потребностей клиента. Например, при разработке нового продукта во приоре ставится необходимость в товаре клиента, а не повышение продаж. В этом случае последняя цель будет достигнута через первую. И если при проектном подходе конечным продуктом является произведенная продукция, то при продуктовом - началом пути к клиенту. Так мобильное приложение в процессе пользования им должно изменяться, усовершенствоваться, чтобы подстраиваться под конкретные потребности потребителя. Это главное отличие продуктового подхода.

Продуктовый подход в рамках одной организации может использоваться при производстве и реализации отдельных групп продукции, независимых друг от друга, в случае же схожести и объединения одной или несколькими характеристиками могут включаться в продуктовые кластеры, тем самым усиливая эффективность функционирования продуктовой цепочки.

Продуктовый подход - это сквозная организация операционной модели по удовлетворению за-

просов всех клиентов с фокусом на цепочке создания результата, который обеспечивает эту удовлетворенность [6].

Таким образом, делая акцент на клиенте и максимальном удовлетворении его потребностей, получаем повышение производительности команды организации. Увеличивается скорость реагирования на запросы потребителей, что очень актуально в условиях современных рынках, обладающими значительной волатильностью. Также данный подход дает возможность целенаправленно формировать опыт потребителей, расширяя границы для новых креативных продуктов. Компании, использующие данный подход более конкурентоспособны по отношению к организациям, использующим традиционный подход.

Именно повышение удовлетворенности потребителей креативным продуктом является задачей, в решении которой, важно место должны занять не только сами субъекты креативной деятельности, но и государство. Наиболее перспективным в этом смысле инструментом стимулирования развития креативного бизнеса является государственно-частное партнерство. В российской бизнес-среде, получили распространение следующие формы государственно-частного партнерства (ГЧП): контракты или административные договоры; аренда/лизинг; концессии; соглашения о разделе продукции (СРП); совместные предприятия (СП); контракты, сочетающие в себе различные виды работ и отношений собственности.

С точки зрения возможностей использования государственно-частного партнерства в качестве инструмента стимулирования креативных индустрий и формирования инфраструктурных факторов ее развития рассмотрим потенциальные возможности для государства и инвесторов в соответствии с правом актом федерального уровня [2] (табл. 1).

По мнению автора, в условиях расширения влияния креативных индустрий на экономику, перечень возможностей для государства и инвесторов (других субъектов, заинтересованных в развитии креативных индустрий и инфраструктурных условий их функционирования), может быть существеннее, чем в ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Формирование инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства не должно ограничиваться софинансированием проектов по развитию инфраструктурных институтов. Возможности государства по стимулирования развития креативных индустрий должны быть использованы и в решении кадровых проблем креативного сектора экономики. Кадровая проблема современной креативной индустрии состоит в том, что чем старше специалисты, тем им сложнее изменять

подход к профессии, а новые реалии требуют не только опыта, но и использования современных технологий.

Таблица 1

Возможности для государства и инвесторов при ГЧП (составлено автором на основе источника [2])

Возможности для государства

сокращение бюджетных расходов

привлечение частных инвестиций и компетенций в процессе строительства/реконструкции объекта

сокращение расходов на предпроектную подготовку (за счет механизма частной инициативы)

снижение единовременной нагрузки на бюджет

передача функций по эксплуатации и техническому обслуживанию объектов частному партнеру

снижение рисков реализации проектов для регионов легитимность реализации проектов по неконцессионным формам ГЧП на всех уровнях власти

обременение объекта инфраструктуры, передаваемого в собственность частному партнеру в виде целевого назначения и выполнения частным партнером эксплуатационных и инвестиционных обязательств по соглашению о ГЧП /МЧП

возможность проведения несколькими публично-правовыми образованиями совместного конкурса на заключение соглашения

Возможности для инвесторов

повышение надежности фи нансовых вложений частных инвесторов за счет возникновения частной собственности на объект соглашения

- снижение процентной ставки по кредитам за счет возможности передачи объекта соглашения в залог финансирующей организации

- гарантии окупаемости инвестиций частного партнера в случае изменения макроэкономических условий в случае изменения законодательных норм, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т.д.)

- иные механизмы, обеспечивающие привлекательность соглашений о ГЧП

- возможность софинансиро-вания проекта за счет бюджетной субсидии

- возможность выделения земельного, лесного, водного участков в рамках единых конкурсных процедур на заключение соглашения о ГЧП

- возможность частной инициативы при заключения соглашения о ГЧП

Еще одной проблемой, препятствующей развитию креативных индустрий, является проблема передачи компетенций между субъектами креативной индустрии. Нехватка центров поддержки креативных индустрий, одним из направлений которых являлась бы помощь предпринимателям в получении необходимой информации, повышении квалификации, совершенствовании навыков также усложняет развитие индустрий.

Развитие инфраструктуры креативных индустрий следует начинать с максимизации использования возможностей существующих институтов, содействующих прогрессивным видам деятельности, прежде всего инновационной. Креативная деятельность близка к инновационной тем, что тоже использует особые знания, но отличается тем, что эти знания носят в меньшей степени научный, в большей, социокультурный характер. Поэтому, мы предлагаем использовать существующие площадки технопарков и бизнес-инкубаторов, для организации среды не только инновационной, но и

креативной деятельности. Такие формы организации бизнеса, основанного на знаниях, позволят привлекать компании, организации, нацеленные на внедрение креативных продуктов в свое производство, образовательные учреждения и государство.

Выскажем предположение, что с точки зрения государства, необходим орган, в ведение которого, входила бы задача стимулирования креативной индустрии. Возможно, это стоило бы сделать в форме Межминистерского руководящего комитета по креативной экономике, поскольку сама креативная деятельность является разносторонней и имеет черты различных направлений экономической деятельности. Этот орган можно рассматривать как постоянный институт, играющий ключевую роль в формировании государственной политики и вовлекающий государственных чиновников от всех соответствующих министерств. Такой комитет поможет установить диалог с ключевыми профессиональными ассоциациями и учреждениями креативного сектора, что позволит лучше отвечать требованиям и ожиданиям творческих профессионалов [3].

Представляется, что в современных условиях назрела потребность в новом научном взгляде на развитие креативной индустрии, позволяющих учитывать специфику ее бизнес-процессов и потенциал влияния на экономику. Такой взгляд, в сочетании с поиском возможностей использования действующих форм поддержки инновационной деятельности, в том числе государственно-частного партнерства, технопарков и т.д., позволит существенно улучшить инфраструктурные факторы функционирования креативной индустрии.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г.

2. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» URL: https://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/fin/metod _rek/11-zak_goschastn_partn.pdf (Дата обращения: 05.01.2022).

3. Белокрылова О.С., Дубская Е.С. Мировой опыт формирования креативной экономики и возможности его использования в России// ECONOMICUS. 2013г. Т 11 № 4 Часть 2. С.5-11.

4. Джон Х. Креативная экономика //Как превратить идеи в деньги. [пер. с англ. И. Щербаковой]. -

х

X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м м

Москва.: Финансовая корпорация Открытие: Клас-сика-XXI, 2011. URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=19957405 (Дата обращения: 03.01.2022).

5. Социально-экономическое развитие муниципального образования город набережные челны до 2030 года. [Электронный ресурс] URL: https://e.120-bal.ru/ekonomika/46852/in-dex.html?page=13 (Дата обращения: 17.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Что такое продуктовый подход? [Электронный ресурс] URL: https://leanvector.ru/blog-ek-sperta/chto-takoe-produktovyj-podhod (Дата обращения: 04.01.2022).

7. Creative Nation: Commonwealth Cultural Policy, October 1994 [Электронный ресурс] URL: https://catalogue.nla.gov.au/Record/1948332

8. The Creative Economy // Business Week, The 21st Century Corporation. August 28, 2000 (special double issue), August 28, 2000. P.1-5.

Infrastructural Factors for the Development of Creative Industries Korenkov A.O.

Financial University under the Government of the Russian Federation JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

An important aspect of economic growth at the present stage is the special attention to the development of creative industries. To stimulate the development of the production of creative products and the provision of creative services, it is necessary to improve the infrastructure of the creative sector of the economy. The main purpose of the infrastructure is to raise the communication interaction of creative business entities with consumers, and in some cases with suppliers of resources necessary for creative activity, to a new level. The article describes the main directions of their formation, functioning and development. The importance of creative clusters as the most effective form of interaction of subjects is reflected. The advantages of the product approach in relation to the project approach in the production of goods and services by creative industries are revealed. The forms of interaction of subjects interested in the development of creative industries and the infrastructural conditions of their functioning, including PPP, are investigated and proposed. Keywords: creative economy; creative industries; creative product; product approach; classifications of creative industries; public-private partnership; incentive tools. References

1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2613-r of Sep-

tember 20, 2021 On Approval of the Concept of Development of Creative (Creative) Industries and Mechanisms for Their State Support in Large and Largest Urban Agglomerations until 2030.

2. Federal Law No. 224-FZ of 13.07.2015 (as amended on 02.07.2021) "On

Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" URL:

https://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/fin/metod_rek/11-zak_gos-chastn_partn.pdf (Date of reference: 05.01.2022).

3. Belokrylova O.S., Dubskaya E.S. World experience formation of the crea-

tive economy and the possibility of its use in Russia// ECONOMICUS. 2013. T 11 No. 4 Part 2. p.5-11.

4. Howkins J. Creative economy //How to turn ideas into money. [trans. with

engl. I. Shcherbakova]. - Moscow.: Financial Corporation Otkritie: Clas-sics-XXI, 2011. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19957405 (Date of application: 03.01.2022).

5. Socio-economic development of the municipal formation of the city of Na-

berezhnye Chelny until 2030. [Electronic resource] URL: https://e.120-bal.ru/ekonomika/46852/index.html?page=13 (Accessed: 02/17/2022).

6. What is the grocery approach? [Electronic resource] URL: https://leanvec-

tor.ru/blog-eksperta/chto-takoe-produktovyj-podhod (Accessed:

04.01.2022).

7. Creative Nation: Commonwealth Cultural Policy, October 1994

[Электронный ресурс] URL: https://catalogue.nla.gov.au/Rec-ord/1948332

8. The Creative Economy // Business Week, The 21st Century Corporation.

August 28, 2000 (special double issue), August 28, 2000. P.1-5.

CM CM

о

CM fO

о

Ш

m

X

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.