Научная статья на тему 'Инфраструктурное обеспечение научно-технической проектной деятельности молодежисучетом потенциала и проблематики развития территорий Красноярского края'

Инфраструктурное обеспечение научно-технической проектной деятельности молодежисучетом потенциала и проблематики развития территорий Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / ПРОБЛЕМАТИКА ТЕРРИТОРИЙ / ПРОЕКТ-ПРОБЛЕМА / ПРОЕКТ-РЕШЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сумина Е.В., Толстихин Г.В.

Исследуется процесс вовлечения молодежи в научно-техническую проектную деятельность с учетом модернизации и становления экономики на инновационный путь развития и стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г. В результате анализа актуализирована проблема невосприимчивости экономикой инноваций и выделены два основных фактора, влияющих на восприимчивость и реализуемость нововведений: инновационная среда и инновационная культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сумина Е.В., Толстихин Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурное обеспечение научно-технической проектной деятельности молодежисучетом потенциала и проблематики развития территорий Красноярского края»

ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОЛОДЕЖИСУЧЕТОМ ПОТЕНЦИАЛА И ПРОБЛЕМАТИКИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ*

Е. В. СУМИНА, кандидат экономических наук, доценткафедры международного бизнеса katrinsv@yandex.ru Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева

Г. В. ТОЛСТИХИН, главный специалист, куратор инновационного направления german-cs63@mail.ru Краевое государственное автономное учреждение (КГАУ) «Центр молодежныхинициатив «ФОРУМ»

Исследуется процесс вовлечения молодежи в научно-техническую проектную деятельность с учетом модернизации и становления экономики на инновационный путь развития и стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г. В результате анализа актуализирована проблема невосприимчивости экономикой инноваций, и выделены два основных фактора, влияющих на восприимчивость и реализуемость нововведений: инновационная среда и инновационная культура.

Ключевые слова: научно-техническая проектная деятельность молодежи, проблематика территорий, проект-проблема, проект-решение, инновационная инфраструктура, инновационная культура.

Стратегия социально-экономического развития России до 2020 г. наметила пути формирования инновационной экономики, взят курс на модернизацию. Развитие территорий Красноярского края в рамках приоритетных долгосрочных задач развития

* Статья подготовлена в рамках реализации проекта, поддержанного КГАУ, Красноярского краевого фонда поддержки научно и научно-технической деятельности.

регионов Сибири предполагает взаимодействие региональных органов государственной власти, местного самоуправления и бизнеса в решении приоритетных долгосрочных задач, сформулированных в стратегии экономического развития Сибири в рамках реализации следующих процессов:

• обеспечение масштабного технологического перевооружения;

• коренная модернизация сферы профессионального образования с учетом требований инновационного развития современного общества;

• обеспечение упреждающего развития транспортной, энергетической, строительной и социальной инфраструктур;

• реализация крупных инвестиционных проектов по добыче и первичной переработке природных ресурсов, используя инструменты государственно-частного партнерства;

• развитие сектора глубокой переработки природного сырья;

• формирование единой системы отраслевых, вузовских и академических научных центров

Сибири в целях создания инфраструктуры научно-технологических центров;

• технологическое развитие территорий с учетом приоритета экологически чистых производственных технологий;

• формирование действенных механизмов продвижения инновационных технологий во все отрасли АПК.

Решение перечисленных задач позволит сформировать условия для:

• повышения привлекательности регионов Сибири для ведения бизнеса;

• создания новых и модернизации действующих производств, в том числе высокотехнологичных и наукоемких;

• модернизации социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор;

• повышения привлекательности регионов Сибири для постоянного проживания. Сложность в реализации задач, поставленных

в стратегии развития регионов Сибири, создает сложившаяся ситуация, связанная с невосприимчивостью российской экономики к нововведениям в процессе реализации инновационных процессов, что подтверждают следующие статистические данные (рис. 1, 2).

Доля России в общемировом объеме производства инновационной продукции находится на уровне 0,3—0,4%. При этом доля в экспорте инновационной продукции на 1,2% выше, чем доля потребления инновационной продукции на внутреннем рынке.

Также это подтверждается динамикой этого показателя и в сравнении с другими странами (рис. 3).

Происходит старение научно-исследовательских кадров, являющихся основой генерации новых идей и разработок (рис. 4).

Рассматривая представленные показатели и аналитические материалы, посвященные молодежной тематике, можно выделить следующие причины:

• низкий уровень мотивации, дефицит инженерных специальностей;

• несоответствие научно-исследовательской материальной базы уровню стоящих перед современной наукой задач;

• неразвитость инфраструктуры трансферта технологий;

• отсутствие традиций и практики коммерциализации идей.

94

Инновационная продукция ■ Преимущественно сырье

Рис. 1. Доля инновационной продукции в экспорте, % 4

Инновационная продукция

Рис. 2. Доля инновационной продукции на внутреннем рынке, %

Следует учесть, что эти проблемы усиливаются сложностью процесса коммерциализации нововведений, что можно увидеть на примере существующей практики отбора бизнес-проектов международными сетями бизнес-ангелов (частных инвесторов): из 30 ООО бизнес-проектов инвестируются только 24.

Таким образом, возникают необходимость и возможность выделить два основных фактора, влияющих на восприимчивость и реализуемость нововведений: инновационная среда и инновационная культура молодежи.

70

60 50

40

30

20

Россия Германия Швеция Италия Финляндия "Доля организаций, осуществляющихтехнологические инновации Доля новой для рынка промышленной продукции

Рис. 3. Динамика показателей инновационного развития в сравнении со странами ЕС, %

Рис. 4. Возрастная структурароссийскихученых: 1 — до29 лет; 2— 30 — 39 лет; 3 — старше 40 лет

Инновационная среда — необходимые условия для воспроизводства изобретений и их практической реализации. Поэтому необходимо формирование новой инфраструктуры вовлечения молодежи в научно-техническое творчество с учетом развития новых навыков и мотивации участия молодежи в проектной научно-технической деятельности.

Инновационная культура молодежи как устойчивая система норм, правил, традиций и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества с учетом специфики территории проживания. В этой связи с учетом российских реалий необходимы дополнительные инструменты реализации инновационного потенциала молодежи; формирование стратегического мышления на успех, заинтересованности в результатах научно-исследовательской работы как коммерческого продукта.

Исходя из выявленных факторов восприимчивости экономики к нововведениям, можно сделать вывод о необходимости организации нового структурного элемента в инновационной системе развития регионов. Такой инфраструктурной единицей может быть методический центр по развитию научно-технического творчества молодежи и инновационной деятельности на территориях Красноярского края (далее — методический центр), концепция которого разрабатывается в рамках гранта, поддержанного Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности.

Методический центр заполнит недостающие звенья в инфраструктуре инновационного развития территорий Красноярского края, станет проводником молодежной политики в решении первостепенных социально-экономических задач и основой развития проектной научно-технической деятельности молодежи, что позволит разрешить целый спектр современных социально-экономических проблем, касающихся развития производственного сектора экономики, диспропорции рынка труда, экологические проблемы и т. д.

Миссия методического центра заключается в формирование условий для развития научно-технического творчества и всестороннего развития инновационного потенциала молодежи на территории Красноярского края.

Основные задачи методического центра: мотивация и повышение результативности участия молодежи в практической деятельности по реализации научно-технических проектов (НТП) и создание условий для обеспечения этой деятельности.

Методический центра должен обеспечивать реализацию следующих направлений:

• мониторинг проблематики и выявления приоритетных направлений развития территории с учетом результативности научно-технической проектной деятельности молодежи;

• информационное обеспечение и продвижение научно-технического творчества молодежи (НТТМ) на территориях (информирование молодежи о достижениях НТП, формирование баз данных научно-исследовательских работ (НИР) и НТП, базы данных потенциальных участников мероприятий НТТМ);

• формирование инновационной культуры молодежи (выработка проектного мышления у молодежи, пропаганда и популяризация научно-технической проектной деятельности среди школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых).

Мониторинг проблематики и условий развития НТТМ и инновационной деятельности на территории Красноярского края представляет собой периодический процесс сбора информации по актуальным проблемам социально-экономического развития территорий Красноярского края с целью выявления потребностей реального сектора экономики и определения приоритетных для развития данной территории направлений НТТМ.

Информационное обеспечение и продвижение НТТМ как направление работы методического центра предполагает.

1) информирование молодежи о возможностях демонстрации и практической реализации их научно-технических разработок и методическое сопровождение НТТМ на территориях Красноярского края;

2) подготовка информации для органов исполнительной власти о результатах реализации целевых программ в сфере экономического развития и инновационной деятельности на территории Красноярского края.

Формирование инновационной культуры молодежи как направление деятельности методического центра нацелено на преодоление стереотипов и суждений молодежи, препятствующих полноценному участию в инновационной деятельности, формирование новой модели поведения и заинтересованности молодежи в практической реализации результатов научно-исследовательской деятельности, заинтересованности в коммерциализации результатов научных исследований.

Для реализации направлений деятельности методического центра будет подготовлена сеть представителей из кандидатов, представленных муниципальными образованиями. Планируется разбить территорию Красноярского края на пять основных зон деятельности методического центра: Север, Юг, Запад, Восток и Центр. В каждой из зон должен быть один представитель (на территориях, более всего проявляющих заинтересованность).

В деятельности методического центра предполагается организация двух координационных центров, действующих на территориях через сеть представителей и формирующиеся ресурсные центры. В функции координационного центра НТТМ входит обеспечение организации и проведения

мероприятий в области НТТМ (конкурсы НИР и НТП); взаимодействие со структурами молодежной политики на территориях Красноярского края; формирование базы данных НИР, НТП (рис. 5).

Целью и задачами организации координационного центра подготовки кадров являются обеспечение информационного сопровождения мероприятий, формирование базы данных кадров, взаимодействие с образовательными учреждениями. Организация ресурсных центров на территориях обеспечит реализацию мероприятий через сеть представителей на территориях муниципальных образований.

В зависимости от уровня сложности и проработанности проекта он может реализовываться силами ресурсного центра на территории или направляться в бизнес-инкубатор и другие структуры поддержки инноваций и предпринимательства в Красноярском крае. Органы исполнительной власти могут способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата на территории для предпринимателей для проектов-решений проблематики территории (субсидии, налоговые преференции), инициировать создание ресурсного центра на территории муниципального образова-

ние. 5. Инфраструктура взаимодействия методического центра

ния и способствовать проведению мероприятий, направленных на развитие НТТМ.

Основные мероприятия, планируемые к реализации в рамках деятельности методического центра, направлены на формирование баз данных (идей и разработок); развитие компетенций молодежи в области проектной деятельности (проведение обучающих программ); проведение конкурсов НИР и НТП, направленных на выявление приоритетных направлений развития НТТМ для территории; обучение представителей методического центра на территориях, а также на пропаганду НТТМ, экспертное сопровождение конкурсных мероприятий (рис. 6).

Деятельность Методического центра начинается с мониторинга, направленного на выявление проблематики и потребности в разработках в рамках НТТМ в сфере производства в различных отраслях экономики, сфере услуг, решении экологических проблем, социальной сфере, а также на оценку состояния инфраструктуры продвижения НТТМ и инновационной деятельности на территории Красноярского края.

Основным механизмом осуществления мониторинга в рамках работы Методического центра является проведение конкурсов проблематикв муниципальных образованиях с целью выявления приоритетных направлений развития НТТМ с учетом специфики развития территорий Красноярского края.

На первом этапе проводится SWOT-aнaлиз территории с выявлением потенциала ее развития и определением приоритетных целей и задач ее развития и соответствующей подборкой показателей мониторинга по трем основным направлениям:

• социально-экономическому развитию территории;

• технологическому и производственному развитию территории;

• развитию научно-технического творчества молодежи (НТТМ) и инновационной деятельности. Выделение данных направлений

(проекций) в рамках разработки проектов и программ развития НТТМ на территории края позволяет установить взаимосвязь между уровнем активности молодежи в области научно-технического творчества и прикладной направленностью научно-технических проектов и научно-исследовательских работ на решение приоритетных задач социально-экономического развития территории.

На первом этапе разработки показателей мониторинга строится стратегия повышения привлекательности территории для проживания. Основными интегрированными показателями в направлении социально-экономического развития территории являются уровень привлекательности территории для проживания молодежи и уровень проблемности территории.

Каскадирование целей и определение соответствующих показателей позволяют учесть составляющие качества жизни и определить приоритетные направления технологического развития территории с учетом ее специфики и проблематики. В результате проведения мониторинга цели дополняются последовательностью действий (мероприятиями), которые необходимо выполнить в рамках трех представленных направлений. На основании результатов мониторинга формируется пакет мероприятий по направлениям деятельности Методического центра (информационное сопровождение, мотивация, организация мероприятий в области НТТМ).

Результаты мониторинга используются для разработки рекомендаций по формированию целевых программ Красноярского края в области молодежной политики, определению приоритетных направлений развития НТТМ с учетом прогноза социально-экономического развития территорий Красноярского края, а также позволяют определить, насколько эффективно осуществляется уп-

Мероприятиям

пропаганде и попу лчриэацин НТТЫ среди молодежи

Конкурсы чаучно-И СС Ле ДрВЭГТе ЛтЙШ

р э мт. напрае яешы* на выявлен приоритетных, няпраелений развития НТТ М дл п торр иторий

Организация экспертного сопровонаении нолодажньси проектор а области НТТМ

Формирование базы данных идей и разработок ё облает и научно-технической проектной деятельности

Обучающие программы для молодежи по разни тию навыков проектирования по направлению НТТМ

Обучающие программы

дли представителе»"' Методического центра)« территория* Крась! мрсно го нрая

Рис. 6. Основные мероприятия, планируемые к реализации в деятельности методического центра

равление территориями, как реализуются краевые и федеральные программы на различных уровнях.

Первое направление информационной политики Методического центра включает следующие меры:

• информационное освещение в средствах массовой информации деятельности Методического центра, реализуемых мероприятий по основным направлениям молодежной политики в области НТТМ;

• информирование о возможностях участия на территории Красноярского края в различных смотрах, конкурсах, конференциях, выставках, организация и проведение молодежных мероприятий, акций, фестивалей, направленных на развитие НТТМ;

• организация и проведение совещаний, семинаров, конференций, круглых столов, выставок, презентаций и других практикоориентирован-ных мероприятий по тематике НТТМ, обеспечение участия в межрегиональных, российских и международных мероприятиях;

• формирование инновационной активности молодежи, информационное обеспечение молодежи по вопросам коммерциализации результатов научно-технического творчества, юридической защиты объектов интеллектуальной собственности, молодежи;

• организация и проведение тренингов, стажировок, курсов повышения квалификации для представителей Методического центра на территориях Красноярского края;

• предоставление рекламных, маркетинговых и консалтинговых услуг по сопровождению деятельности по направлениям государственной молодежной политики в области инновационной научно-проектной деятельности молодежи, формирования нового образа и имиджа молодого исследователя, изобретателя;

• установление контактов и развитие профессиональных связей с учреждениями и организациями по направлениям молодежной политики, развития научно-технического творчества молодежи;

• разработка, содержательное наполнение и информационно-техническое сопровождение информационных ресурсов (сайтов, баз данных) по направлениям развития научно-технического творчества молодежи на территориях Красноярского края.

Второе направление информационной политики Методического центра обеспечивает следующие процессы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• анализ и обобщение информации, полученной в ходе мониторинга проблематики на территориях Красноярского края, подготовка сводных обзоров социально-экономического развития территорий, технологического состоянии ведущих отраслей;

• сбор, анализ и обобщение информации, подготовка сводных обзоров по развитию НТТМ и инновационной деятельности на территориях Красноярского края;

• подготовка рекомендаций по развитию приоритетных направлений НТТМ на территориях Красноярского края;

• подготовка сводного отчета для органов исполнительной власти.

Основным мероприятием является разработка проектов и программ по развитию НТТМ и инновационной деятельности на территории Красноярского края.

Как направление деятельности Методического центра формирование инновационной культуры молодежи в целях ее вовлечения в НТТМ и инновационную деятельность на территории Красноярского края включает:

• мероприятия по пропаганде и популяризации НТТМ среди молодежи;

• конкурсы научно-исследовательских проектов студентов, школьников, аспирантов и молодых ученых в рамках приоритетных направлений НТТМ;

• выставки результатов НТТМ на территории Красноярского края;

• организацию экспертного сопровождения молодежных проектов в области НТТМ;

• научно-практические конференции по развитию НТТМ;

• информационные кампании по популяризации НТТМ и проведению мероприятий по развитию инновационной деятельности на территории Красноярского края;

• мероприятия с участием заинтересованных в продвижении НТТМ государственных, общественных и коммерческих организаций;

• обучающие программы для молодежи по развитию навыков проектирования по направлению НТТМ.

Первоочередной целевой группой Методического центра становится талантливая молодежь, для которой необходимо создать систему преференций и условий, приводящих в действие личные способности молодого человека. Необходимо поставить на поток технологию, которая обеспечила бы постоян-

ный отбор претендентов на места в новой — прежде всего интеллектуальной — элите нашего общества. Поэтому основные мероприятия Методического центра включают конкурсы, стимулирующие лидерство, изобретательство и предприимчивость, раскрывающие возможности для самореализации.

При этом инновационный потенциал молодежи через деятельность Методического центра актуализируется и направляется на решение приоритетных социально-экономических задач территории, изменение в лучшую сторону окружающей действительности молодежи преобразующими силами самой молодежи и повышение комфортности проживания на данной территории муниципального образования.

На рис. 7 представлен алгоритм функционирования Методического центра.

Итоги мониторинга в соответствии с разработанными целями и показателями в рамках социально-экономического и технологического развития территории позволяют определить приоритетные направления развития НТТМ с учетом специфики территории.

Для демонстрации работы системы показателей мониторинга характерен пример влияния НИР на социально-экономическое развитие территории на примере школьника.

Выявленная проблема в НИР для территории — постоянный рост стоимости энергетических

затрат в стоимости продукции АПК. Результат данной НИР — выход на проект-решение применения альтернативных источников энергии (внедрение установки по производству биогаза) На основании оценки показателей по трем направлениям программы развития территории можно подойти к следующим эффектам:

• снижению энергоемкости продукции за счет утилизации и использования отходов производства (на 40 %);

• повышению конкурентоспособности продукции АПК за счет снижения ее себестоимости;

• снижению уровня воздействия на окружающую среду.

С помощью разрабатываемого инструментария мониторинга, а также программ развития НТТМ и инновационной деятельности можно определить место региона (рейтинг «проблемности» и правильность выбранного направления технологического развития) и выработать стратегические рекомендации по технологическому развитию.

Основные ожидаемые результаты работы Методического центра для потенциально заинтересованных в его деятельности сторон связаны с выявленными потребностями.

Ключевой задачей в разработке плана реализации деятельности такой инфраструктурной единицы научно-проектной технической деятель-

Рис. 7. Алгоритм функционирования методического центра

ности молодежи как Методический центр является определение круга «заинтересованных сторон» («стейкхолдеров»), В результате анализа поля взаимодействия Методического центра выявились широкий круг заинтересованных сторон и спектр соответствующих потребностей в результатах его деятельности:

• структуры бизнеса: повышение уровня информированности о возможных перспективных направлениях развития бизнеса; выявление незанятых ниш на рынке; получение коммерческого эффекта;

• органы статистики: дополнительный информационный источник; подготовка сводных обзоров социально-экономического развития территорий, технологического состояния ведущих производственных предприятий;

• молодежь: повышение уровня ее информированности о современных достижениях в области науки и технологиях; информирование о возможностях своих достижений в области научно-технического творчества; методическое и информационное сопровождение в практической реализации результатов научно-технического творчества. Должны быть созданы условия для реализации своего потенциала профессионального развития и самореализации, изменения социального статуса, получения практических навыков применения знаний в научно-технической сфере;

• учебные учреждения: хозяйственно-договорные и госбюджетные НИР; организация прохождения научно-исследовательской практики студентов вузов Красноярского края на основе участия в проведении НИР в рамках конкурса проблематик и конкурса проектов, направленных на решение выявленной проблематики в муниципальных образованиях; организация учебных центров по направлениям НТТМ;

• консалтинговые, тренинговые компании: заказ на услуги, расширение сферы деятельности на территориях Красноярского края;

• органы исполнительной власти на территориях Красноярского края: подготовка аналитических материалов по проблематике на территории; вовлечение молодежи в НТТМ, связанное с социально-экономическим развитием территории; выявление проблематики территории и приоритетного направления НТТМ, направленного на проектные решения данной про-

блематики; повышение информированности молодежи о достижениях в области НИР и НТП на территории; возможность активизации потенциала молодежи в формировании и реализации социальной и экономической стратегии развития территории; • краевые органы власти, разработка проектов и программ развития НТТМ и инновационной деятельности на территориях Красноярского края; стимулирование развития территорий; определение приоритетных направлений НТТМ на территориях Красноярского края. В деятельности методического центра заинтересованы: учреждения образования, органы местного самоуправления, краевые органы власти, а также бизнесмены и сама молодежь.

Выделенные потребности заинтересованных сторон помогают сделать вывод о том, что функционирование методического центра позволит повысить компетентность молодежи, усилить взаимодействие со структурами образовательной деятельности, структурами НТТМ, органами власти, общественными организациями, организациями по поддержке и развитию предпринимательства.

Методический центр предоставляет инструментарий для детального анализа и выработки обоснованного решения проблематики и определения технологического развития территории для обеспечения социально-экономических эффектов и повышения комфортности проживания молодежи на территории. Дальнейшая разработка проекта Методического центра позволит расширить поле взаимодействия формирующейся структуры с существующими элементами инновационной системы и заполнить пробелы, связанные с ее функционированием.

Список литературы

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Стат. сб. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. 488 с.

2. Проблемы формирования инновационного поведения молодежи в современной России: труды Всероссийской научной конференции. М.: РИЦ МГГУим. М.А. Шолохова, 2009. 232 с.

3. Стратегия экономического развития Сибири: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 765-р.

4. Эпоха бизнес-ангелов. Практика работы бизнес-ангельских сетей //У. Мазерсил и др. М: Вершина, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.