Научная статья на тему 'Инфраструктурное обеспечение краудсорсинга для продвижения инноваций'

Инфраструктурное обеспечение краудсорсинга для продвижения инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЕНТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ / ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ / МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ЗОНА / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ БРЕНДА / СКОЛКОВО / ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КРАУДСОРСИНГ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / AGENCY OF STRATEGIC INITIATIVES / INNOVATIVE DEVELOPMENT TOOL / THE GENERATION OF THE IDEAS / MANAGEMENT OF EDUCATION / INNOVATION CLUSTER ZONE / THE VALUE ADDED OF THE BRAND / SKOLKOVO / OPEN GOVERNMENT / KRAUDSORSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Валерий Викторович, Коробова Анна Николаевна

В статье рассматриваются инфраструктурные краудсорсинговые платформы современных моделей продвижения инновационных продуктов, обеспечения поиска и привлечения креативных лиц, вопросы создания виртуальных площадок, интегрированных через технологии знаний в мировую экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Валерий Викторович, Коробова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructure providing of crowdsoursing for promotion innovations

In the article infrastructure kraudsorsing platforms of modern models of advance of innovative products, ensuring search and involvement of creative persons, questions of creation of the virtual platforms integrated through technologies of knowledge into world economy are considered.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурное обеспечение краудсорсинга для продвижения инноваций»

Инфраструктурное обеспечение

краудсорсинга для продвижения инновации

инфраструктурного обеспечения краудсорсинга в режиме «одного окна», который, в свою очередь, декомпозируется на три блока.

Необходимый для инфраструктурного обеспечения режим «одного окна» обеспечивается в этом блоке как «единая точка

ратной связи. В составе инфраструктуры также выделяется информационно-телекоммуникационная составляющая (дата-центр, центр обработки данных). Мощная инфраструктура может обслуживать краудсорсинговые платформы резидентов зоны, в том числе на основе современных моделей «облачных вычислений», виртуализации, моделей «система как сервис». Другой сценарий применения краудсорсинга в этом блоке основывается на распределенных вычислениях (добровольных или грид-вычислениях1). Например, распределенные вычисления используются для моделирования свертывания молекул белка, что необходимо для изучения болезней2, в проекте World Community Grid (WCG) и многих других.3

Блок финансовой инфраструктуры необходим для непрерывности финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла от возникновения идеи до производства и ВЭД. При этом привлечение международного крауд-фандинга4 в этом блоке будет способствовать не просто сбору

1 Грид-вычисления (от англ. grid - решётка, сеть) - форма распределённых вычислений, в которой «виртуальный суперкомпьютер» представлен в виде кластеров слабосвязанных, гетерогенных компьютеров, соединённых с помощью сети (источник: Википедия).

2 сайт проекта http://folding.stanford.edu

3 См. список проектов на http://ru.wikipedia.org/wiki/Доброволь-ные_вычисления.

4 Краудфандинг - сбор средств через сеть на реализацию проектов (см. список на http://crowdfunding.pbworks.com).

В.В.Иванов, А.Н.Коробова

В процессе реализации проектов краудсорсинга существенная роль принадлежит разработке мер по формированию

УДК 338.49+001.895 ББК 65.050 И - 200

сборки» таможенных, налоговых и других государственных услуг на основе социальных взаимодействий и сигналов об-

средств, информированию о программах финансирования, но и открытой научной экспертизе, адресному консультированию пользователей друг друга на основе личного опыта, методическому содействию для качественной подготовки заявки для участия в конкурсах. Это характерно для тематических площадок, где собирают небольшие гранты на научные исследования, а также на поддержку стартапов молодых учёных.5 К открытой экспертизе проектов владельцы этих ресурсов привлекают профессиональных учёных. Данная схема предлагает инвесторам обратную связь со специалистами в формате ведения блога, в которых дается соответствующий отчет.6 Целесообразно также создание виртуальных площадок, интегрированных в мировую экономику и помогающих инвесторам найти предпринимателей, выйти на международные рынки привлечения капитала (такие как реальные или виртуальные венчурные форумы, виртуальные IPO7, деловые витрины продукции и инвестиционных предложений, сети социальных сообществ и синдикатов бизнес-ангелов и др.). Такие сообщества и виртуальные площадки общения могут быть выращены на базе популярных социальных сетей, таких как twitter, com, facebook.com, professionali.ru и др. Другая задача краудсорсинговой площадки - преодолеть «информационную асимметрию», присущую ранним стадиям развития инновационных предприятий, разрешить ситуацию неопределенности и снизить риски венчурных вложений. Помощником в разрешении этой проблемы являются биржи предсказаний и форсайта, краудголосование для рейтингования инвестиционных проектов.

Финансовая инфраструктура - один из элементов поддержки развития инноваций. С помощью краудсорсинговых инструментов блока инновационной инфраструктуры обеспечивается консолидация пространства инновационных исследований, налаживание коллективных дистанционных форм обсуждения, в том числе новейшего научного оборудования мирового уровня. Краудсорсинговые технологии через публикацию и рассмотрение проектов могут способствовать образованию виртуальных центров трансфера технологий. Центры трансфера технологий являются необходимым элементом формирования кластера, поддерживая малые инновационные предприятия на начальном этапе их деятельности, обеспечивая помощь в разработке инновационных продуктов на «допосевной» стадии, создание базы идей компании и превращения разработки в реальный продукт, интересный для инвесторов. Для технологического аудита краудсорсинг позволит сформировать матричный пул сетевых экспертов, которые могут оценить научно-

5 http://fundscience.org, http://sciflies.org.

6 Гутарук Е. Скинемся на прогресс? - 2010. - www.strf.ru.

7 Виртуальное IPO или виртуальное «дорожное шоу» (англ. Road Show) - маркетинговая стадия IPO, заключающаяся в проведении презентаций через Интернет перед потенциальными инвесторами для выявления их интереса к акциям компании-эмитента, предлагаемым на публичную продажу.

коммерческий потенциал и новизну разработки с точки зрения ее глобальной конкурентоспособности.

Для определения контактных точек международного научно-технического сотрудничества, обеспечения наукоемкого экспорта и расширения международной технологической интеграции выделен блок интеграции в международное разделение труда (МРТ) (этап 6). В этом блоке должны быть подключены международные рынки идей, инноваций, исполняемых НИОКР. Список таких площадок, являющихся как самостоятельными платформами краудсорсинга для открытых инноваций, так и продвигаемых владельцами брендов, в том числе созданных по их инициативе, достаточно велик.8 Учитывая налоговые и таможенные льготы, снижение административных барьеров для ведения ВЭД в режиме «одного окна», инновационная зона имеет высокую инвестиционную привлекательность для осуществления высокотехнологического предпринимательства и развития наукоемкого аутсорсинга транснациональных компаний, которые могут быть привлечены через площадки открытых инноваций. Кроме того, неформальное общение на независимых площадках должно способствовать последующему образованию международных бизнес-связей и интеграции в МРТ.

Для применения краудсорсинговых технологий для каждого блока предлагается использовать 6-ти этапный алгоритм. На первом этапе ставится цель проекта краудсорсинга. Целями краудсорсинга могут быть проведение «мозгового штурма» и экспертизы для решения какой-либо проблемы по перечисленным блокам, обеспечение глобальной и локальной коммуникации резидентов, участия в выработке стратегии и распределении ресурсов развития, формирование «обратной связи» с системой управления инфраструктурой.

На следующем этапе происходит выбор площадки и инструментов краудсорсинга. Площадка может быть внутренняя, доступная только для идей и знаний сотрудников компании резидента, их клиентов и поставщиков и/или внешняя, международная площадка для открытых инноваций. Например, на площадке innocentive.com публикуются проблемы, которые не удаётся решить в рамках корпораций, лучшие решения получают денежные вознаграждения. Клиентами проекта являются NASA, корпорация Procter & Gamble и многие другие. Критериями выбора площадки должен являться ее функционал (отраслевая направленность, возможности аналитики сообщества, визуализации результатов, наличие мобильных коммуникаций и т.п.) и доступ к широкому пулу участников.

На 3-м этапе формируется сообщество путем информирования, мотивации, фильтрации. Важно также не только привлечь массу участников со всего мира, но и обучить генерации идей и инноваций. При этом, в качестве условия краудсорсинга следует выделить массовость и независимость участников, их децентрализацию

8 Witopedia. Энциклопедия Witology. - http://wiki.witology.com.

в пространстве, разнородность участников (по опыту, возрасту, социальному статусу), прозрачность действий пользователей, истории изменений и всего процесса получения результата, наличие мотивации. Акцент также делается на максимальное простое привлечение в сообщество и взаимодействие с ним, поэтому эффективно использовать уже существующие международные площадки для мозговых штурмов и открытых инноваций. На этом этапе необходимо выработать различные правила работы площадки (определение лучших участников для схемы мотивации, правила модерации, фильтрации участников и т.д.).

На четвертом этапе, ограниченном по времени, по выработанным ранее правилам, происходит запуск платформы краудсорсинга и управление ее работой (формирование тем, направление экспертов, модерирование предложений и комментариев).

На пятом этапе происходит анализ и выбор представленных сообществом предложений, анализ участников, награждение победителей, принимается решения о закрытии или продолжении работы площадки. Для её последующей работы, а также для функционирования социального и профессионального лифта, поиска и привлечения креативных лиц, рейтингования предложений важными инструментами являются: визуализация активности пользователей, кластеризация пользователей - генераторов, соавторов, экспертов, соединителей и мотиваторов,9 выделение наиболее эффективных генераторов идей, расчеты репутационного уровня и взвешивание голосов пользователей на основе их прошлых заслуг.

Для этого нового инструментария активно разрабатываются и совершенствуются специальные аналитические модели и технологии. Например, замечено, что авторами лучших идей становятся участники, испытывающие меньшее сетевое давление, то есть участники, занимающие брокерские позиции между кластерами сети и обеспечивающие коммуникации с различными группами специалистов.10 Учитывая специфику, сложность и новизну инструментария анализа сообщества сети, целесообразно при выборе площадок учитывать встроенные возможности такой аналитики.

Важно не только сгенерировать идею, но и реализовать ее, превратить в инновацию и готовый продукт/услугу комфортного проживания. На этапе 6 формируются алгоритмы и проекты внедрения новых технологий для развития социально-экономической инфраструктуры, повышение комфортности проживания и ведения международного бизнеса.

9 Dabke P. Incentives DO work, monetary rewards may not! - 05.06.2010 http://blog.nabhulo. us/2010/06/incentives-do-work-monetary-rewards-may.html

10 Менеджмент идей. - Witology - http://crowd21.fom.ru/site1/book/node/complex/172

Рисунок 1

Типовая структура активности граждан по результатам европейских исследований

Источник: Поте Л. Е-воуеттеШ 2.0 - Учебная программа, созданная группой российских и иностранных экспертов, объединенных проектом Европейского Союза «Поддержка электронного правительства в Российской Федерации». - www.rusg2c.ru

В процессе реализации алгоритма необходимо обеспечить постоянную итерационную связь между блоками, оценку социально-экономической эффективности по критериям соответствия результатов поставленным целям глобальной конкурентоспособности и сформулировать дальнейшие цели стратегического развития инновационной структуры. К показателям эффективности краудсорсинга можно отнести количество новых идей, сэкономленные компаниями средства в результате работы краудсорсера, измеренной добавленной стоимости бренда или компании, снижение количества времени, потраченного для сбора данных в рамках формальной фокус-группы или направления исследований, объем привлеченных ресурсов (человеческих, инвестиционных и др.), в разрезе географии источников. Например, экстраполяция результатов европейских исследований краудсорсинго-вых процессов на Зеленоградский административный округ с численностью населения в 211 тыс.человек, дает следующие показатели. Из 40% жителей пользующихся Интернет, 3% (2,54 тыс. чел.) очень активные. Если 2 часа в месяц они будут тратить на решение проблем города в окружной социальной сети, то в результате органы исполнительной власти Зеленограда дополнительно получают 60 960 часов в год или 7620 человеко-дней, что соответствует работе 30 государственных служащих на регулярной основе.

Результатами поиска и применения инструментов краудсорсинга из международного информационного пространства по предложенной авторской методике, может являться достижение сочетания интересов различных бюджетных уровней,

консолидация всех бенефициаров, привлечение необходимых человеческих, инновационных и инвестиционных ресурсов для повышения комфортности проживания на территории и интеграции в МИП. Не менее важна поддержка совместных исследований, интеграция малых, средних и крупных инновационных фирм в цепочки формирования стоимости в МРТ, развитие кооперационной сети «наука и образование - инновационный малый и средний бизнес - крупный бизнес», распространение знаний из сектора исследований и разработок и их капитализация, стимулирование развития научно-исследовательских комплексов и наукоемкого аутсорсинга. Развитие устойчивых международных научно-производственных кооперационных связей, внедрение инноваций в деятельность широкого круга предприятий, кластерных инновационных зон позволит обеспечить их обновление, стратегически важную диверсификацию экономики, снижение нагрузки сырьевой составляющей российской экономики и необходимое замещение импорта инновационных технологий и товаров.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 383 с.

2. Lakhani K., Panetta J. The principles of Distributed Innovation // Innovations: Technology, Governance, Globalization Summer 2007, Vol. 2, No. 3: 97-112.

3. Haek F. The use of knowledge in Society // The American economic review. - 1945. - http:// www.econlib.org/library/Essays/hykKnw1.html

4. Hippel Е. Democratizing Innovation. - Cambridge MA: MIT Press, 2005. - http://web.mit. edu/evhippel/www/democ1.htm

5. Dabke P. Incentives DO work, monetary rewards may not! - 05.06.2010 http://blog.nabhulo. us/2010/06/incentives-do-work-monetary-rewards-may.html.

6. Bradley A., McDonald M. The Social Organisation: How to Use Social Media to Tap the Collective Genius of Your Customers and Employee. - Harvard Business Review Press, 2011. -272 р.

7. Witopedia. Энциклопедия Witology. - http://wiki.witology.com.

8. Менеджмент идей. - Witology - http://crowd21.fom.ru/site1/book/node/complex/172.

9. Naisbitt J. Global paradox: the bigger the world economy the more powerful its smallest players. - N.Y., William Morrow & Co., 1994, 304 pages

10. Hakanson L.The firm as an epistemic community: the knowledge based view revisited. -http://www2.druid.dk/conferences/viewpaper.php?id=500937&cf=43.

11. Гутарук Е. Скинемся на прогресс? - 2010. - www.strf.ru.

12. Howe J. The Rise of Crowdsourcing. - WIRED, 2006. - http://www.wired.com/wired/ archive/14.06/crowds.html.

13. Поте Л. Е-Government 2.0 - Учебная программа, созданная группой российских и иностранных экспертов, объединенных проектом Европейского Союза «Поддержка электронного правительства в Российской Федерации». - www.rusg2c.ru.

14. Черненко Е. Интернет-протокольная служба Госдепа // Коммерсант. - 2011. - №172 (4713). - www.kommersant.ru/doc/1773567.

Ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.