Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/45EVN315.pdf DOI: 10.15862/45EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/45EVN315)
УДК 08.00.10
Лихачев Егор Федорович
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова»
Россия, Ярославль1 Аспирант
E-mail: [email protected]
Оценка экономического эффекта от использования краудсорсинга, как обязательное требование со стороны
топ-менеджмента
Аннотация. Представленная статья является частью диссертационного исследования, касающегося перспектив использования краудсорсинга в бизнесе. В данной статье показано авторское видение ключевых сдерживающих факторов активного использования краудсорсинга в системе управления бизнесом. Одним из ключевых из них является недостаточная поддержка со стороны топ-менеджмента компаний. На основе методических подходов Джона Моркрофта, описанных в книге «Strategic Modelling and Business Dynamics: A Feedback Systems Approach», мы постарались выявить системные недостатки, возникающие в рамках данной проблемы. В результате данного исследования мы пришли к выводу о том, что выработка методических подходов к оценке прогнозного, потенциального и фактического экономического эффекта от использования крадсорсинга может стать одной из важнейших предпосылок повышения доверия топ-менеджмента к использованию данного инструмента. Во второй части статьи на основе дифференциации краудсорсингового процесса на ряд последовательных этапов мы пришли к выводу о том, что экономический эффект от использования данного инструмента на каждом из этих этапов существует в различных формах, для каждой из которых необходимы индивидуальные методические подходы для оценки экономического эффекта. Кроме того, в рамках данной статьи рассмотрена общая специфика экономической оценки краудсорсинговых проектов, связанная с особенностями доходной, расходной и рисковой её составляющих.
Ключевые слова: краудсорсинг; риски краудсорсингового проекта; схема цикла причинно-следственных связей; этапы краудсорсингового процесса; экономический эффект от реализации краудсорсинга.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Лихачев Е.Ф. Оценка экономического эффекта от использования краудсорсинга, как обязательное требование со стороны топ-менеджмента // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/45EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/45EVN315
В условиях современной высоко конкурентной экономики помимо традиционных факторов производства особую значимость принимает управление знаниями и реализация кадрового потенциала. Особо это характерно для финансовой сферы, где успех компании во многом зависит от точности прогнозирования экономической действительности и эффективности принимаемых управленческих решений. На фоне столь серьезного влияния управленческого решения на эффективность деятельности компании, высокую значимость принимает то информационное поле, на основании которого происходит процесс принятия этого решения. Если раньше основой для такого решения была статистика по рассматриваемому вопросу, а само решение находилось исключительно в области компетенций менеджмента компании или привлеченной аутсорсинговой организации, то сегодня компания получает в свои руки дополнительный инструмент для принятия управленческих решений - краудсорсинг.
Краудсорсинг можно определить, как вовлечение с помощью Интернета, социальных сетей и специализированных компьютерных платформ неопределенного круга лиц для решения задач субъекта, в том числе отдельного бизнеса, страны и мира, целью которого является создание и получение субъектом-инициатором нового знания относительно поставленных перед людьми задач, главными принципами которого являются открытость отдельных фактов хозяйтсвенной жизни субъекта, а также создание мотивирующих стимулов для краудсорсеров.2
Использование краудсорсинга при должной организации процесса может давать значительный экономический эффект для деятельности компании. Этот эффект может выражаться в оптимизации бизнес-процессов, разработке новых конкурентоспособных продуктов и услуг, решении сложных трансдисциплинарных задач. Однако несмотря на это, незначительная доля компаний сегодня активно его используют. На наш взгляд, причиной этому могут быть множество факторов, наиболее значимыми из которых являются:
1) Сложность оценки реального экономического эффекта от реализации проекта. Вкладывая в проект крупные суммы, которые могли бы пойти на НИОКР, оплату услуг консалтинговых организаций и прочие альтернативы краудсорсингу, менеджмент хочет видеть реальные доходы от его внедрения. Однако на практике экономические эффекты, как правило, долгое время существуют лишь в потенциальной форме или вообще не воплощаются в жизнь. Причиной этому является то, что краудсорсинговый проект сам по себе не дает реального экономического эффекта, а его результатом является лишь пул решений поставленной перед участниками задачи. В свою очередь успешная реализация этих решений на постпроектной стадии и может дать бизнесу доходные денежные потоки.
В настоящее время многие компании, использующие краудсорсинг, обеспокоены проблемой трансформации потенциального экономического эффекта в реальный. В связи с этим в организуемых крауд-проектах они предусматривают выплату материального вознаграждения только после успешной реализации проекта командой, в которую обязательно должен входить автор идеи. Это в большей степени касается внутреннего краудсорсинга, поскольку все авторы находятся с организацией в трудовых отношениях, ограничивающих разглашение коммерческой тайны. Поскольку внешний краудсорсинг предполагает вовлечение в процесс третьих лиц, то формирование проектной команды реализации с их участием становится затруднительно в силу ограничений по разглашению
информации, необходимой для успешной реализации проекта, а также в связи с тем, что данные контрагенты, как правило, находятся в трудовых отношениях с другими организациями.
2) Реализация краудсорсингового проекта может нести в себе потенциальные риски. При этом данные риски могут быть не только финансовыми, но и репутационными и даже операционными.
Репутационные риски связаны с тем, что внешний краудсорсинговый проект не только обеспечивает организацию-инициатора необходимыми для решения определенной задачи идеями, но и во многом определяет отношение внешних контрагентов к компании: позволяет продемонстрировать открытость для внешнего окружения, построить эффективную систему коммуникаций, получить обратную связь о работе. Однако при нарушении системы коммуникаций инициатора с участниками по ходу проекта, возникают серьезные репутационные риски для компании, а также риски потери части клиентской базы.
Финансовые риски связаны с неэффективными расходами на реализацию проекта. На наш взгляд, такие расходы возникают в тех случаях, когда проект не достигает поставленных перед его началом целей, а главной целью любого крауд-проекта является нахождение эффективных решений поставленной бизнес-задачи. Кроме того, как отмечалось, крауд-проект может приносить инициатору сдвиги в деловой репутации, которые также должны учитываться при оценке эффективности понесенных расходов.
Операционные риски могут возникать в том случае, когда штатные специалисты компании начнут уделять часть своего рабочего времени участию в краудсорсинговом проекте в ущерб своим прямым должностным обязанностям. При таком варианте нарушается операционная деятельность компании.
MIT Sloan Management провели исследование того, как ведущие мировые компании оценивают перспективы социализации бизнеса. Под социализацией бизнеса следует понимать продукты и сервисы, которые делают возможным социальные взаимодействия в цифровой сфере, и таким образом позволяют людям общаться и взаимодействовать виртуально. При этом основными субъектами данного взаимодействия является бизнес с одной стороны и его контрагенты с другой. Инструментом реализации социализации бизнеса является
" 3
совокупность социальных технологий, одной из которых является и краудсорсинг.3
Согласно исследованиям MIT Sloan Management4 (на основе анкетирования более 2,5 тыс. респондентов из 25 отраслей экономики 99 стран мира) количество респондентов, положительно оценивающих перспективы социальных технологий (в группу которых входит и краудсорсинг) на горизонте 1 год увеличилось на 35% в 2012 году по сравнению с 2011 (с 40% до 54%). В то же самое время, количество респондентов, положительно оценивающих важность использования социальных технологий «уже сегодня», увеличилось за аналогичный период в 2 раза (с 18% до 36%). Кроме того, 26% респондентов признали увеличение использования инструмента краудсорсинга за последний год. При этом данная позиция разделяется представителями практически всех отраслей. Доказательством этому служит тот факт, что только в производственной отрасли менее 25% опрошенных респондентов
3 The social economy: unlocking value and productivity through social technologies: research of McKinsey Global Institute, июль 2012 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mckinsey.com/insights/high_tech_telecoms_internet/the_social_economy, свободный. - Яз. Англ.
4 Social business: shifting out of first gear: research of McKinsey Global Institute in collaboration with Deloitte University Press, июль 2013 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. http://dupress.com/articles/social-business-study/, свободный. - Яз. Англ.
оценивают важность использования социальных технологий. Однако при этом только 1% респондентов оценивают состояние внедрения социальных технологий в операционную деятельность компании как очень близкое к идеальному, при том как более 70% оценивают его ниже среднего. Ключевыми барьерами к внедрению социальных технологий респонденты называют следующие: отсутствие полноценной стратегии внедрения и развития (28% респондентов); наличие большого количества других конкурентных приоритетов компании (26% респондентов); отсутствие обоснованного бизнес-кейса (21%). При этом ключевым сдерживающим фактором, обуславливающим все ранее перечисленные, на наш взгляд, является недостаточная поддержка со стороны топ-менеджмента компаний, ведь именно он определяет долгосрочные и среднесрочные направления развития компании. Кроме того, по аналогичному анкетированию по итогам 2011 года, именно данный фактор выделяло наибольшее количество респондентов (88% респондентов).5
На основе схемы цикла причинно-следственных связей (Рис. 1) мы постарались выявить ключевые факторы, обуславливающие недостаток поддержки во внедрении краудсорсинга со стороны топ-менеджмента компаний.
+
Недостаток практического
опыта использования краудсорсинга
Недостаток понимания относительно вопроса реализации полученных по результатам краудсорсинга идей(трансформации потенциального экономического эффекта в реальный)
Большая доля экономического эффекта по завершенным крауд проектам существует лишь в потенциальной форме без практической
+
Невозможность формализованной оценки прогнозного экономического
эффекта от использования краудсорсинга
+
+
Недостаток поддержки со стороны топ
менеджмент а компании
+
+
Отсутствие
методик измерения экономической эффективности краудсорсинга
+
Отсутствие накопленных статистических данных связанных с использованием
краудсорсинга ▲
+
Недостаток практического опыта использования краудсорсинга
Рис. 1. Схема цикла причинно-следственных связей, обуславливающих недостаток поддержки во внедрении краудсорсинга со стороны
топ-менеджмента компании
http://naukovedenie.ru 45EVN315
Данная схема была разработана на основе методических подходов Джона Моркрофта, описанных в книге «Strategie Modelling and Business Dynamics: A Feedback Systems Approach»6. Знак «+» на ней показываю прямую связь (при увеличении фактора X увеличивается значение фактора Y); «-» - обратную связь; буква R в центре петли говорит о том, что данная петля оказывает усиливающее воздействие, буква B - балансирующее. В результате анализа было выявлено 2 усиливающие петли:
1) Связанная с отсутствием метрик для оценки реального экономического эффекта.
Недостаток поддержки в использовании краудсорсинга со стороны топ-менеджмента обуславливает мало накопленный практический опыт реализации крауд-проектов, что в свою очередь ведёт к отсутствию накопленной статистической информации в данном направлении. В связи с отсутствием данной информации для экономистов становится затруднительным разрабатывать метрики и методики для оценки экономического эффекта от реализации краудсорсинга (особенно прогнозного). Дело в том, что для построения прогноза необходима статистика для оценки рисков, а также вероятности нахождения требуемого решения. Соответственно по большей доле проведенных крауд-проектов экономический эффект не рассчитывался, а следовательно отсутствует формализованные доводы для топ-менеджмента для открытия собственного крауд-проекта. Таким образом, мы возвращаемся в начало рассматриваемой петли. При этом петля имеет усиливающий характер, то есть факторы в их взаимодействии оказывают усиливающее влияния на первоначальный параметр модели.
Возвращаясь к исследованиям MIT Sloan Management, приведем ряд метрик, выявленных по результатам анкетирования, которыми пользуются компании для оценки экономического эффекта от использования социальных технологий (Рис. 2)7.
6 Strategic Modelling and Business Dynamics: A Feedback Systems Approach / John Morecroft; Англ - Wiley,
2007. - 464 с.
Метрики для оценка эффекта от пспользованпя социальных технологий, используемые на практике
направленные на внутреннего пользователя направленные на внешнего пользователя
Вовлечение с гь персонала 22% Социальное развитие (например, количе ство подписчиковесоциальных сетях} 23%
Внутренняя активно с гь использования социальных технологий 20% Повышение репутации ' оценки бренда 21%
Удовлетворенно с гь клиентов 19% Удовлетворенность клиентов
Удовлетворенность персонала 174-0 Показатели вовлеченности (например, ретвшы. лайки. Упоминания в социальных сетях) 18%
Пр оизводительно сть 14% Активность в социальных сеш/сообществах (например, комментарии) 15' »
Продажи 12% Продажи 14< №
Затраты (например. сдвпгп в рентабельно с ш} ш 9% Направляемый график с социальных сайтов 13 №
Время выхода на рынок развитие жизненного цикла продукта 7% Количество подписчиков блогов/ трафик блогов 12%
Другие 1« Упоминания в прессе 11%
Не измеряются 27% Время выхода на рынок развитие жизненного цикла продукта 4%
Другие 1%
Не измеряют 19%
Рис. 2
Как можно заметить, около 20% респондентов не измеряют эффект от использования социальных технологий. Другие же показатели, которые используются для оценки, по нашему мнению, применимы в большей степени для оцифровки экономического эффекта от использования социальных сетей и внутренних инструментов социального взаимодействия, но не могут быть применены для оценки выгод от использования краудсорсинга, особенно в его современных формах, отходящих от традиций организации процесса на базе классических платформ. 8Кроме того, проблема использования данных показателей заключается в том, что они применимы только для общего понимания, но не могут отразить влияние отдельного фактора использования социальных технологий на экономические выгоды компании. В связи с этим можно говорить о том, что в связи с малыми объемами накопленной статистики на сегодняшний день пока отсутствуют метрики для оценки экономического эффекта от использования социальных технологий, а тем более - краудсорсинга.
Возвращаясь к схеме причинно-следственных связей необходимо отметить, что на наш взгляд, образовавшуюся петлю может разорвать лишь разработка первичных экономических моделей и метрик для оценки эффективности краудсорсинга. На начальном этапе они будут крайне простые, но с накоплением практического опыта они могут усложняться в целях более точного прогнозирования от использования того или иного крауд-проекта.
2) Вторая петля связана с отсутствием практического опыта реализации полученных по результатам краудсорсинга идей.
Недостаток поддержки со стороны топ-менеджмента обуславливает недостаточный практический опыт реализации крауд-проектов, а как следствие и трансформации того потенциального эффекта, который был получен по его результатам, в реальный. В связи с этим на практике большая доля экономического эффекта от краудсорсинга существует только «на бумаге», что еще больше усиливает недоверие руководства компаний к данному инструменту.
Для разрыва данной петли компаниям не следует ограничивать краудсорсинг лишь сбором предложений. Необходимо выстроить отлаженный процесс не только генерации идей, но и их практической реализации. А для этого необходимо выстраивать более тесные отношения с наиболее перспективными участниками крауд-проектов (на основе инструмента краудрекрутинга9), а также на основе формирования определенных стимулов для создания постоянно функционирующей «экосистемы» генерации предложений и их реализации.
В целях выработки подходов к оценке экономического эффекта необходимо разложить процесс краудсорсинга на последовательные этапы достижения его целей. В зависимости от стоящей перед проектом цели, краудсорсинг можно понимать в традиционной и расширенной интерпретации. Каждая из этих интерпретаций предполагает различную совокупность мероприятий (этапов). В целом весь процесс извлечения экономического эффекта на основе крауд-технологий можно разделить на следующие этапы:
1) Предкраудсорсинговый этап
На данном этапе производится оценка экономической целесообразности использования краудсорсинга. На данном этапе осуществляется:
• оценка вероятности и времени поиска требуемого решения силами штатных сотрудников (в рамках текущей деятельности). Осуществляется анализ компетентности внешних контрагентов в решении поставленной задачи и оценка вероятности нахождения требуемого решения.
• оценка потенциальных экономических выгод от реализации крауд-проекта.
• решается вопрос технологического решения для организации крауд-проекта: собственными силами или силами внешней организации. Производится расчет совокупных затрат на организацию проекта при обоих альтернативных вариантах.
• выявляются риски проекта (в том числе репутационный, операционный и риск отсутствия требуемого решения), осуществляется анализ их влияния на результат проекта.
• производится комплексная оценка экономической целесообразности организации крауд-проекта, в том числе с учетом риск-факторов.
2) Собственно краудсорсинговый этап и оценка его экономической эффективности. На данном этапе помимо непосредственной организации краудсорсинговой активности осуществляются следующие процедуры:
• Первичный анализ успешности проекта на основе общестатистических показателей проекта: количество участников (возможно, в разрезе профессиональных сфер); количество поданных идей; количество перспективных для компании идей (работа с которыми может быть продолжена).
• Производится расчет потенциальных экономических выгод от реализации перспективных идей.
• Осуществляется анализ сдвигов в деловой репутации компании, её узнаваемости на рынке.
3) Предреализационный этап. На данном этапе осуществляются следующие мероприятия:
• Производится оценка экономической целесообразности реализации полученных по результатам крауд-проекта идей.
• Расставляются приоритеты реализации полученных на предыдущей стадии предложений, выявляются взаимоисключающие предложения, предложения переходят на проектную стадию.
• Для каждого из проектов происходит моделирование экономических выгод, а также прогнозирование расходов на его реализацию. Кроме того, в модель закладываются риски, с которыми может столкнуться проект.
4) Реализационный этап
На данном этапе происходит реализация каждого из запланированных проектов в порядке установленных приоритетов.
5) Постреализационный этап
На данном этапе производится оценка фактического экономического эффекта от краудсорсинга. При этом следует отметить, что любой проект может иметь отложенный экономический эффект, поэтому оценка может быть осуществлена как непосредственно после реализации проекта, так и после фактического получения всех экономических выгод от его реализации.
В традиционной интерпретации краудсорсинг включает в себя исключительно 2-ой этап, на котором происходит непосредственный поиск необходимого решения силами внутренних и внешних контрагентов. Однако на практике мы можем включать в краудсорсинг все 5 из рассмотренных этапов. Дело в том, что вся сущность краудсорсинга заключается в решении задач бизнеса (или других уровней), а соответственно и получения экономических выгод и конкурентных преимуществ, за счёт использования интеллектуального ресурса неограниченного числа внешних и внутренних контрагентов компании. При этом когда мы ограничиваем краудсорсинг вторым этапом, весь экономический эффект от его использования остаётся лишь в потенциальной форме. На практике же менеджменту любой компании нужны «осязаемые» выгоды. В связи с этим можно говорить, что краудсорсинг без последующих этапов просто теряет свою истинную цель.
Именно поэтому в последнее время параллельно с краудсорсингом активно развивается такое направление, как краудрекрутинг, то есть поиск штатных сотрудников на вакантные должности компании на основе активности и результативности пользователей в проводимых крауд-проектах. Зарождение данного тренда основано на 2 основных идеях:
1) Пользователь, предложивший в процессе краудсорсинга определенную идею и процесс её реализации, с большой долей вероятности будет наиболее компетентным специалистом и при её фактическом воплощении.
2) Пользователи, наиболее компетентные в решении поставленной компанией-заказчиком задачи, будут с большой долей вероятности компетентны и в смежных областях знаний, что как раз требуется от соискателя вакантной должности.
Предкраудсорсинговый этап также должен включаться в расширенное понимание краудсорсинга. В данном случае мы рассматриваем краудсорсинг как проект, а предпроектное моделирование является неотъемлемой частью любой проектной деятельности.
Исходя из рассмотренной классификации, мы можем говорить о том, что оценка экономической эффективности краудсорсинга происходит на 4 этапах: на предкраудсорсинговом (прогноз экономической эффективности краудсорсингового проекта); краудсорсинговом этапе (первичная оценка потенциального экономического эффекта от использования краудсорсинга); предреализационном этапе (моделирование реальных денежных потоков от реализации краудсорсинга); постреализационном этапе (расчёт реального экономического эффекта от реализации краудсорсинга).
Оценка экономического эффекта от реализации краудсорсинга может базироваться на общепринятых подходах к оценке проектов. Однако она имеет ряд особенностей:
1) При реализации краудсорсингового проекта мы не имеем ярко выраженных доходных денежных потоках. Данные потоки лежат за рамками проекта (если мы понимаем краудсорсинговый проект в узком смысле) и являются его следствием. Главными выгодами, которые получает компания-инициатор краудсорсинга являются пул идей для решения определенной задачи, а также положительные или отрицательные изменения в деловой репутации. Кроме того, компания с помощью проекта может найти наиболее перспективных специалистов, способных принести ей дополнительные выгоды при их трудоустройстве. Однако все эти выгоды не являются реальными денежными потоками, а представляют собой лишь возможность доходного потока при её успешной реализации. В связи с этим при оценке краудсорсингового проекта помимо традиционных методов к оценке (на основе прогнозирования денежных потоков) необходимо применение вероятностных методов или методов альтернативной доходности в целях оцифровки тех потенциальных возможностей, которые появляются при реализации проекта.
2) При оценке краудсорсингового проекта существуют риски, которые достаточно сложно оцифровать. Данная особенность является закономерным продолжением предыдущей. Как отмечалось ранее, краудсорсинговый проект дает лишь возможность реализации определенной идеи или отказа от неё. В связи с этим подобным проектам всегда соответствуют риски двух уровней.
Первый уровень представляет собой риск отсутствия необходимой для решения поставленной задачи идеи в итоговом пуле. Поскольку реализации краудсорсингового проекта в отличии от найма внешней консалтинговой организации не предусматривает договорных обязательств между компанией-инициатором и участниками об обязательном предоставлении решения по истечении определенного времени, то всегда существует риск отсутствия этого решения.
Второй уровень рисков связан с рисками реализации идеи, даже если она существует в итоговом пуле. Отметим, что данный риск находится за пределами проекта, но его нельзя рассматривать отдельной, поскольку он является закономерным следствием краудсорсинга. При этом следует отметить, что даже после того, как компания получает в свое распоряжение
интересное ей решение, данная идея должна быть проверена на экономическую целесообразность штатными специалистами компании.
Кроме того, как отмечалось ранее, краудсорсинговый проект может нести в себе также репутационные и операционные риски.
Этап Краудсорсннг силами внешней краудсорсннговой платформы Краудсорсннг собственными силами организации
Краудсорсинговый этап Стоимость организации краудсорсингвого проекта у внешней организации. Включает в себя: -Расходы на оплату труда фасипитаторов и модераторов проекта -Амортизация расходов на создание платформы -Расходы на поддержку платформы -Прочие расходы краудсорсингового агента, закладывающиеся в цену через коэффициент косвенных расходов -Закладываемая в цену норм а рентабельности Расходы на создание собственной краудсорсинговой платформы
Расходы на оплату труда сотрудников. отвечающих за поддержание краудсорсингового процесса
Вознаграждение материального характера победителей проекта Вознаграждение материального характера победителей проекта
Этап оценки Расходы на оплату труда штатных сотрудников компании-заказчика в рамках оценки экономической целесообразности реализации полученных в процессе краудсорсинга идей
Этап внедрения Расходы на внедрение и реализацию идеи
3) Расходные денежные потоки являются специфическими для традиционных подходов к оценке экономического эффекта. Все расходы при реализации краудсорсингового проекта можно разделить на следующие:
При оценка эффекта от реализации краудсорсинга целесообразно рассматривать 3 группы показателей:
1) Первичные показатели. Характеризуют объемные характеристики проекта, в том общее количество пользователей, количество активных пользователей, количество поданных идей, количество перспективных идей, количество потраченных пользователями на проект человекочасов.
2) P&L показатели. Характеризуют полученные от проекта экономические выгоды, выраженные в денежном выражении.
3) Показатели, характеризующие сдвиги в деловой репутации компании по результатам краудсорсингового проекта. В связи с тем, что практически невозможно, оценить влияние отдельно взятого фактора проведения краудсорсингового проекта на деловую репутацию компании, то данная группа показателей является в большей степени мониторинговыми, нежели контрольными. К таким показателям может быть отнесено изменение количества позитивных и негативных публикаций о компании в СМИ, а также отзывов внешних контрагентов в сети Интернет. Кроме того, опосредованно об изменениях в деловой репутации компании могут сказать изменения объемов продаж в краткосрочной перспективе после реализации крауд-проекта (после очистки от прочих факторов) и изменение доли на рынке продаваемой продукции или оказываемых услуг.
Для оценки экономического эффекта от реализации краудсорсинга необходимо произвести оценку прогнозных/фактических доходных и расходных денежных потоков, которая зависит от того в какой интерпретации мы понимаем краудсорсинг - в узкой или расширенной. С точки зрения доходной составляющей имеем следующее:
1) В узкой интерпретации сроки проекта ограничиваются собственно краудсорсинговой составляющей, а сам проект необходимо рассматривать до момента формирования окончательного пула решений. В таком случае оценка доходных денежных потоков осуществляется на основе потенциальных доходов, которые компания смогла бы получить при реализации полученных в результате проведения краудсорсингового проекта решений. Главным недостатком подобного решения является вероятностный характер доходов.
2) В расширенной интерпретации сроки проекта расширяются по сравнению с первым вариантом. В данном случае проект включает не только собственно краудсорсинговую стадию, но и этап внедрения идей. При таком варианте оценка производится уже на основе реальных, а не потенциальных доходов. На настоящем этапе развития краудсорсинга подобный подход, на наш взгляд, является более предпочтительным, поскольку все чаще к процессу внедрения решений на посткраудсорсинговой стадии привлекаются авторы идей, а следовательно границы проекта расширяются стадией реализации. Однако несмотря на это подобный подход также имеет свои недостатки. На практике процесс внедрения может занимать многие годы. При этом идеи, как правило, не внедряются параллельно. В таком случае многие идеи теряют свою актуальность и конкурентоспособность, а следовательно компания не реализовывает свои потенциальные доходы, которые она имела после краудсорсинговой стадии проекта. Оценка экономической эффективности проекта также теряет отчасти свою объективность.
Расходные денежные потоки при реализации краудсорсингового проекта в общем виде можно разделить на 3 укрупненные группы. При этом при реализации крадсорсингового проекта собственными силами компания-инициатор несет данные расходы в явном виде, а при использовании внешней консалтинговой краудсорсинговой компании для организации проекта все расходные составляющие уже заложены в цены на её услуги.
1) Расходы на создание краудсорсинговой платформы10, необходимой для реализации проекта. В случае, если компания решает организовывать проект собственными силами, то безусловно появляется необходимость в организации рабочего онлайн-пространства для участников проекта. Это может быть законченная специализированная онлайн-платформа, а может быть просто форум или форма обратной связи на официальном сайте компании или её внутреннем корпоративном портале.
2) Расходы на содержание платформы и собственно на организацию крауд-проекта. В данную статью включаются:
• расходы на оплату труда сотрудников, отвечающих за 1Т-поддержку платформы, модераторов и фасилитаторов проекта, а также прочих лиц, участвующих в реализации проекта.
• расходы на покупку и содержание серверов.
• прочие расходы, связанные с созданием и поддержанием работоспособности краудсорсинговой платформы.
Наиболее эффективной организация краудсорсинга может быть при использовании фасилитации. Фасилитатор - человек, занимающийся организацией и ведением групповых
10 Голубев Е.В. Краудсорсинговый проект, как система: необходимые элементы, их взаимосвязь, ограничения и способы преодоления/Интернет--журнал «Науковедение», 2014. №5 (24) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/56EVN514.pdf, свободный. - Яз. рус., англ. -с. 2.
форм работы с целью повышения их эффективности. Задача фасилитатора следить за регламентом и способствовать комфортной атмосфере, сплочению группы и плодотворному обсуждению. 11 Однако при использовании данного инструмента увеличиваются расходы на содержание платформы. Кроме того, стоит отметить, что на сегодняшний день на российском рынке труда представлено небольшое количество кандидатов, отвечающих требованиям, предъявляемым к данной профессии.
При реализации краудсорсингового проекта собственными силами организации в данную статью включаются расходы на оплату труда ответственных штатных и приглашенных специалистов. Сюда относятся сотрудники 1Т-поддержки, сотрудники подразделения-заказчика проекта, сотрудники финансовой службы, сотрудники подразделений, ответственных за инновации, а также внешние консультанты.
Как отмечалось ранее, при проведении проекта могут возникать расходы, лежащие за его пределами, но при этом тесно связанные с ним. Применительно к данной статье подобными расходами можно считать расходы на оплату труда специалистов внутренних профильных подразделений и финансовых служб, ответственных за оценку и заключения о целесообразности внедрения полученных по результатам проекта решений.
3) Материальное поощрение победителей краудсорсингового проекта. В большинстве случаев для наибольшей эффективности проекта инициатор публично заявляет об инструментах материальной мотивации для победителей проекта. Это могут быть денежное вознаграждение, ценные подарки, приглашения на встречу с топ-менеджментом компании.
Эффект от реализации проекта можно разделить на 2 группы доходов:
1) К первой группе доходов можно отнести увеличение доходов или сокращение расходов, которых можно добиться за счет реализации проекта. Сокращение расходов, как правило, лежит в области оптимизации бизнес-процессов, а увеличение доходов возможно за счет разработки новых продуктов и услуг.
2) Ко второй группе следует отнести те условные доходы, которые не подлежат оцифровке и лежат в сфере улучшения деловой репутации, совершенствовании коммуникаций с внешними контрагентами, улучшения качества обслуживания клиентов. Следует отметить, что при организации краудсорсингового проекта компания по его итогам получает обратную связь от внешних контрагентов о качестве её продукции, услуг, направлении развития. На основе этих данных организация получает возможность к совершенствованию в направлении клиента.
Таким образом, можно заключить, что выработка подходов к оценке экономического эффекта от реализации краудсорсинга является одним из тех факторов, которые смогут дать толчок для дальнейшего развития технологии и её более активного использования для решения задач бизнеса. На сегодняшний день, несмотря на то, что многие представители ведущих мировых компаний положительно оценивают перспективы развития социальных технологий (одной из которых является и краудсорсинг), лишь малая доля активно используют их. Одной из причин этому является в том числе и отсутствие формализованных экономических метрик для оценки их экономической эффективности, появление которых сможет повысить доверие топ-менеджмента к использованию социальных технологий (в том числе краудсорсинга). На практике главной проблемой в оценке прогнозной эффективности
краудсорсинга является недостаток статистических данных по завершенным крауд-проектам. Кроме того, большую значимость для оценки является то, как мы воспринимаем саму сущность крауд-проекта: в узком или широком смысле. На каждой из стадии краудсорсинга в широком понимании мы сталкиваемся с необходимостью оценки экономического эффекта. При этом при переходе от одной стадии к другой данный экономический эффект существует в различных формах: прогнозный (с учетом и без учета риск-факторов)- потенциальный (с учетом и без учета риск-факторов) - фактический. Финальная же оценка экономической эффективности краудсорсинга зависит от того, как мы понимаем его сущность. В традиционном понимании: экономический эффект складывается из потенциальных экономических выгод от реализации полученных предложений (с учетом риск-факторов) за минусом понесенных на проект расходов. Широкое же понимание расширяет временные границы краудсорсинга, а его экономическая эффективность складывается из фактических экономических выгод от реализации полученных предложений за минусом расходов на их реализацию, а также расходов, понесенных на остальных этапах, прежде всего, на краудсорсинговом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лихачев Е.Ф. Социализация бизнеса и краудсорсинг, как перспективные тренды развития компании // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. №6 http://naukovedenie.ru/PDF/77EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/77EVN614.
2. The social economy: unlocking value and productivity through social technologies: research of McKinsey Global Institute, июль 2012 г. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.mckinsey.com/insights/high_tech_telecoms_internet/the_social_economy, свободный. - Яз. англ.
3. Social business: shifting out of first gear: research of McKinsey Global Institute in collaboration with Deloitte University Press, июль 2013 г. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www. http://dupress.com/articles/social-business-study/, свободный. - Яз. англ.
4. Social business: What are companies really doing?: research of MIT Sloan Management Review, 2012 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sloanreview.mit.edu/reports/social-business-value/, свободный. - Яз. англ.
5. Strategic Modelling and Business Dynamics: A Feedback Systems Approach / John Morecroft; Англ - Wiley, 2007. - 464 с.
6. Social business: shifting out of first gear: research of McKinsey Global Institute in collaboration with Deloitte University Press, июль 2013 г. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www. http://dupress.com/articles/social-business-study/, свободный. - Яз. англ.
7. Материалы энциклопедии краудсорсинговой платформы Witology [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wiki.witology.com/index.php/Синтеллектуальный_краудсорсинг. - Яз. рус.
8. Материалы энциклопедии краудсорсинговой платформы Witology [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wiki.witology.com/index.php/Краудрекрутинг. - Яз. рус.
9. Голубев Е.В. Краудсорсинговый проект, как система: необходимые элементы, их взаимосвязь, ограничения и способы преодоления//Интернет-журнал «Науковедение», 2014. №5(24) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2014. -Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/56EVN514.pdf, свободный. - Яз. рус., англ. - с. 2.
10. Материалы энциклопедии краудсорсинговой платформы Witology [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wiki.witology.com/index.php/Фасилитатор. - Яз. рус.
Рецензент: Парфенова Людмила Борисовна, доктор экономических наук, профессор ЯрГУ им. П.Г. Демидова.
Likhachev Egor Fedorovich
P.G. Demidov Yaroslavl State University
Russia, Yaroslavl E-mail: [email protected]
Assessment of the economic effect of the use of crowdsourcing as a requirement on the part of top management
Abstract. Presented article is part of the research relating to the prospects of using crowdsourcing in business. This article shows the author's vision of the key constraints of the active use of crowdsourcing in the management of the business. One of the key ones is the lack of support from the top management of companies. On the basis of methodological approaches Morecroft John described in the book «Strategic Modelling and Business Dynamics: A Feedback Systems Approach», we have tried to identify systemic deficiencies arising in the framework of this problem. As a result of this study, we concluded that the development of methodologies for assessing the forecast, potential and actual economic benefit from the use of crowdsourcing can become one of the most important preconditions for increasing confidence in the top management to the use of this tool. In the second part of the article on the basis of differentiation of crowdsourcing process in a number of successive steps, we came to the conclusion that the economic benefits from the use of this tool on each of these stages exist in different forms, each of which required individual methodological approaches to assess the economic effect. In addition, as part of this article we discussed the overall economic assessment of the specificity of crowdsourcing projects associated with the peculiarities of the income, expenditure and risk of its components.
Keywords: crowdsourcing; risks of crowdsourcing project; cycle scheme cause-and-effect relationships; stages of crowdsourcing process; the economic impact of the implementation of crowdsourcing.
REFERENCES
1. Likhachev E.F. Sotsializatsiya biznesa i kraudsorsing, kak perspektivnye trendy razvitiya kompanii // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» 2014. №6 http://naukovedenie.ru/PDF/77EVN614.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus., angl. DOI: 10.15862/77EVN614.
2. The social economy: unlocking value and productivity through social technologies: research of McKinsey Global Institute, iyul' 2012 g. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa:
http://www.mckinsey.com/insights/high_tech_telecoms_internet/the_social_economy, svobodnyy. - Yaz. angl.
3. Social business: shifting out of first gear: research of McKinsey Global Institute in collaboration with Deloitte University Press, iyul' 2013 g. [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: http://www. http://dupress.com/articles/social-business-study/, svobodnyy. - Yaz. angl.
4. Social business: What are companies really doing?: research of MIT Sloan Management Review, 2012 g. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://sloanreview.mit.edu/reports/social-business-value/, svobodnyy. - Yaz. angl.
5. Strategic Modelling and Business Dynamics: A Feedback Systems Approach / John Morecroft; Angl - Wiley, 2007. - 464 s.
6. Social business: shifting out of first gear: research of McKinsey Global Institute in collaboration with Deloitte University Press, iyul' 2013 g. [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: http://www. http://dupress.com/articles/social-business-study/, svobodnyy. - Yaz. angl.
7. Materialy entsiklopedii kraudsorsingovoy platformy Witology [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: http://wiki.witology.com/index.php/Sintellektuarnyy_kraudsorsing. - Yaz. rus.
8. Materialy entsiklopedii kraudsorsingovoy platformy Witology [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: http://wiki.witology.com/index.php/Kraudrekruting. - Yaz. rus.
9. Golubev E.V. Kraudsorsingovyy proekt, kak sistema: neobkhodimye elementy, ikh vzaimosvyaz', ogranicheniya i sposoby preodoleniya//Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014. №5(24) [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2014. -Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/56EVN514.pdf, svobodnyy. - Yaz. rus., angl. - s. 2.
10. Materialy entsiklopedii kraudsorsingovoy platformy Witology [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: http://wiki.witology.com/index.php/Fasilitator. - Yaz. rus.