Научная статья на тему 'Инфраструктурная составляющая в обеспечении конкурентоспособности региона'

Инфраструктурная составляющая в обеспечении конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕ ЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайнова Регина Асхатовна, Сафиуллин Ленар Наилевич

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы исследования повышения конкурентоспособности региональной экономики посредством определения инновационной со ставляющей, определяется специфика анализа в инновационной сфере и предлагаются современ ные подходы к управлению конкурентоспособностью в условиях инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructure Component of Competitiveness of the Region

The paper deals with theoretical and methodological bases of analyzing the increase of competitiveness of regional economy due to innovative component assessment. The authors study special character of analysis in innovative sphere and offer up-to-date approaches to competitiveness in the context of innovational economy.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурная составляющая в обеспечении конкурентоспособности региона»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

УДК 631.152

Инфраструктурная составляющая в обеспечении конкурентоспособности региона

Гайнова Р.А.

Аспирант Центра перспективных экономических исследований АН РТ

Сафиуллин Л.Н.

Доктор экономических наук, заведующий отделом макроисследований и экономики роста Центра перспективных экономических исследований АН РТ

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы исследования повышения конкурентоспособности региональной экономики посредством определения инновационной составляющей, определяется специфика анализа в инновационной сфере и предлагаются современные подходы к управлению конкурентоспособностью в условиях инновационной экономики.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, инфраструктура, регион, инновационная деятельность.

Важную роль в экономическом развитии стран мира играет стремление регионов достичь долгосрочной конкурентоспособности. В конкурентной борьбе за ресурсы потенциальных инвесторов побеждает регион, имеющий благоприятное сочетание конкурентных преимуществ, образующих конкурентную позицию региона [1]. Формирование и развитие конкурентных преимуществ способствует ускоренному экономическому росту, повышению благосостояния населения, более эффективному и рациональному использованию ресурсного потенциала региона.

Надежные конкурентные позиции регионов и повышение уровня их конкурентоспособности являются важными условиями устойчивого развития экономики региона. При этом конкурентоспособность региона находится под влиянием множества различных факторов, таких как уровень инвестиционной и инновационной активности, обеспеченность региона сырьевыми, трудовыми ресурсами, элементами развитой инфраструктуры, благоприятный бизнес-климат, инвестиционная привлекательность и других.

Одним из основных факторов конкурентного развития экономики региона является его обеспе-28

ченность развитой инфраструктурой. В литературе встречается множество подходов к трактовке понятия и сущности инфраструктуры региона. На наш взгляд, инфраструктуру региона можно определить как совокупность условий, необходимых для развития факторов производства тех или иных видов деятельности. В соответствии с многообразием видов деятельности можно выделить составляющие элементы инфраструктуры региона: транспортная, промышленная, энергетическая, инновационная, инвестиционная инфраструктура и другие.

Управление стратегическим развитием инфраструктуры рассматривается как катализатор экономического роста региона и повышения его конкурентоспособности по сравнению с другими регионами. Другими словами, повышению конкурентоспособности региона способствует обеспеченность объектами развитой и стабильно функционирующей инфраструктуры [2].

Так, транспортная инфраструктура влияет на конкурентоспособность региона с точки зрения предоставления доступа к рынкам. Социальная инфраструктура играет ключевую роль в повышении конкурентоспособности региона ввиду роста качества

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

жизни населения и притока инвестиций в регионах с развитой социальной инфраструктурой. Энергетическая инфраструктура является важным фактором конкурентоспособности региона исходя из предоставляемого ею доступа к надежным источникам энергоснабжения.

Процесс влияния инфраструктуры региона на его конкурентоспособность можно представить следующим образом (рис. 1).

Для повышения инвестиционной привлекательности региона необходимо развитие его факторов конкурентоспособности. Будучи одним из факторов конкурентоспособности региона, развитая инфраструктура определяет перспективы развития других факторов. Достижение положительного эффекта от развития факторов конкурентоспособности региона невозможно без развития соответствующих инфраструктурных составляющих, устранения инфраструктурных ограничений роста экономики региона. Так, например, наличие развитой инновационной инфраструктуры способствует эффективному использованию инновационного потенциала региона путем внедрения созданных фундаментальных знаний в основные сферы деятельности общества.

Улучшение состояния факторов, определяющих конкурентоспособность региона, способствует повышению инвестиционной привлекательности региона для потенциальных инвесторов. Действительно, инвестор принимает решение о месте вложения своих средств с учетом сочетания факторов конкурентоспособности и выбирает регион с наиболее благоприятным для данного конкретного инвестора сочетанием факторов конкурентоспособности региона [3].

Для повышения конкурентоспособности региону нужны инвестиции. Рост инвестиционной привлекательности региона будет способствовать притоку инвестиций в регион в результате выбора потенциальными инвесторами данного региона в качестве объекта для вложения средств. Таким образом, чем выше уровень развития инфраструктуры, тем быст-

рее развивается инновационный потенциал региона, улучшается бизнес-климат, а также другие факторы конкурентоспособности региона, растет его инвестиционная привлекательность, поступают инвестиции в регион, ускоряется экономическое развитие, улучшается жизнь и благосостояние людей и, как следствие, растет конкурентоспособность региона.

На ключевую роль инфраструктуры указывают рейтинги конкурентоспособности стран мира, определяя инфраструктуру как один из факторов конкурентоспособности. Так, в соответствии с Индексом глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) Всемирного экономического форума (ВЭФ) конкурентоспособность страны составляет ряд факторов, которые сгруппированы в 12 групп (рис. 2).

При этом GCI оценивает фактор конкурентоспособности страны «инфраструктура» посредством следующих 9 показателей: качество общей инфраструктуры, качество дорог, качество железнодорожной инфраструктуры, качество портовой инфраструктуры, качество авиатранспортной инфраструктуры, доступный авиационный пассажи-ро-километраж (за неделю), качество электроснабжения, установленные телефонные линии (на 100 человек), абонентская плата на мобильных телефонах (на 100 человек). Качество дорог, железнодорожной, портовой, авиатранспортной инфраструктур позволяет предпринимателям обеспечить безопасность доставки своих товаров и услуг на рынок и осуществить ее вовремя. Развитие экономики зависит и от качества электроснабжения без перерывов, оказывающего влияние на работу всех предприятий. Значимую роль играет также инфраструктура телекоммуникаций, способствующая быстрому потоку информации, гарантирующая, что решения экономическими агентами будут приниматься на основании всей доступной релевантной информации и, в конечном итоге, оказывающая влияние на рост экономической эффективности.

29

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

Рис. 2. Группы факторов конкурентоспособности ВЭФ

При составлении рейтинга конкурентоспособности World Competitiveness Yearbook Международного института развития менеджмента (IMD) учитываются четыре фактора: состояние экономики, эффективность правительства, эффективность бизнеса и состояние инфраструктуры, которые подразделяются более чем на 300 показателей [4]. Нами представлены составляющие инфраструктуры и критерии, по которым можно ее охарактеризовать, разработанные Международным институтом развития менеджмента.

К основной инфраструктуре относятся: территория (в км2); обрабатываемая территория на душу населения (в м2); водные ресурсы на душу населения (в м3); доступ к водным ресурсам; доступ к товарам широкого потребления; урбанизация; население - размер рынка; % населения младше 15 лет; % населения старше 65 лет; коэффициент зависимости (% населения младше 15 лет и старше 65 лет / % населения 15-65 лет); дороги; железные дороги; авиаперевозки; качество авиаперевозок; инфраструктура системы распределения; перевозки водным транспортом; поддержание и развитие инфраструктуры; энергетическая инфраструктура; энергоснабжение; общий уровень внутренней выработки энергии (в млн. тонн условной нефти); общий уровень внутренней выработки энергии (в % от требуемого уровня условной нефти); общий уровень потребления энергии (в млн. тонн условной нефти); общий уровень потребления энергии на душу населения (в млн. тонн условной нефти); затраты на электричество для производственных фирм (в долларах за 1 кВт в час); цены на бензин (в долларах за литр).

К технологической инфраструктуре относятся: инвестиции в телекоммуникации (в % от ВВП); установленные телефонные линии на 1000 человек; затраты на телефонный разговор (3 минуты местного звонка, в долларах); пользователи сотовым телефоном на 1000 человек; расходы на сотовый телефон (1 минута местного звонка, в долларах); технические средства связи; возможность сетевого взаимодействия; количество компьютеров, находящихся

30

в эксплуатации в мировом масштабе; количество компьютеров на 1000 человек; количество людей, пользующихся Интернетом на 1000 человек; ежемесячная плата за широкополосную сеть (в долларах); пользователи широкополосной сетью на 1000 человек; скорость Интернета; навыки в области информационных технологий; квалифицированные инженеры; технологическая кооперация; проекты государственного и частного секторов; разработка и применение технологий; совершенствование технологического развития; технологическое регулирование; высокотехнологический экспорт (в млн. долларов); высокотехнологический экспорт (в % от произведенного экспорта); безопасность в кибернетическом пространстве.

К научной инфраструктуре относятся: общие расходы на исследования и разработки (в долларах); общие расходы на исследования и разработки (в % от ВВП); общие расходы на исследования и разработки на душу населения (в долларах); расходы бизнеса на исследования и разработки (в долларах); расходы бизнеса на исследования и разработки (в % от ВВП); совокупное количество людей, занятых исследованиями и разработками; совокупное количество людей, занятых исследованиями и разработками на душу населения; люди, занимающиеся исследованиями и разработками на коммерческих предприятиях; люди, занимающиеся исследованиями и разработками на коммерческих предприятиях на душу населения; наличие ученых степеней; наличие научных статей; нобелевские премии; нобелевские премии на душу населения; количество патентных заявок; количество патентных заявок на душу населения; количество патентов, выданных резидентам; количество действующих патентов на 100 тыс. человек; научные исследования; исследователи и ученые; законодательство, регулирующее научные исследования; права на объекты интеллектуальной собственности; трансфер знаний; инновационный потенциал

Здравоохранение и окружающая среда характеризуются такими критериями как: общие расходы

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

на здравоохранение (в % от ВВП); общие расходы на здравоохранение на душу населения (в долларах); государственные расходы на здравоохранение (в % от общих расходов); инфраструктура здравоохранения; ожидаемая рождаемость; ожидаемый уровень здравоохранения; уровень детской смертности; медицинская помощь (количество людей на одного врача и одну медсестру); % городского населения; индекс человеческого развития; проблемы со здоровьем; интенсивность энергии; переработка бумаги и картона; степень развития канализационных очистных сооружений; интенсивность потребления воды; выбросы СО2; интенсивность выбросов СО2; % возобновляемых источников энергии; экологические технологии; общее биоразнообразие; экологическая зона; экологический баланс; устойчивое развитие; проблемы загрязнения окружающей среды; законы природы; изменения климата; качество жизни.

Образование представляется критериями: общие государственные расходы на образование (в % от ВВП); общие государственные расходы на образование на душу населения (в долларах); отношение студентов к преподавательскому составу (начальное образование); отношение студентов к преподавательскому составу (среднее образование); % населения, получающего среднее образование; % населения, получающего высшее образование; прибывающие из-за границы студенты на 1000 человек; студенты, получающие образование за рубежом, на 1000 человек; отчет за 15 лет по программе оценки зарубежных студентов (pisa); результаты экзамена toefl; система образования; научная работа в школах; образование в университетах; управленческое образование; % неграмотного населения; знание языков.

Акцент на инфраструктуре прослеживается и в посланиях Президентов. В частности, в Послании Народному Собранию в 2008 г. Президент Республики Дагестан уделил особое внимание созданию развитой инфраструктуры как основы обеспечения благоприятных условий для привлечения инвестиций, а в 2010 г. сделал акцент на зависимости конкурентоспособности и эффективности их экономики от качества транспортных коммуникаций, современной транспортной инфраструктуры.

В Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 гг. отмечается, что основную часть бюджета должны составлять, прежде всего, программы развития инфраструктуры, а в 2011-2013 гг. одним из приоритетов бюджетных расходов будет развитие транспортной инфраструктуры как необходимого условия экономического роста и повышения инвестиционной активности. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. Президент Российской Федерации отметил, что необходимо создавать основы национальной конкурентоспособности там, где можно получить будущие выгоды

и преимущества, и указал, что действия Российской Федерации в экономике будут базироваться на концепции четырех «И» - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации.

В третьем докладе об экономической и социальной интеграции Европейской Комиссии (European Commission, Third Report on Economic and Social Cohesion, Office for official publications for the European Communities, Luxembourg, 2004) выделяются два фактора конкурентоспособности региона:

- обеспеченность физической инфраструктурой и человеческим капиталом;

- инновационный потенциал и способность эффективного использования существующих новых технологий.

Развитие инфраструктуры является определяющим направлением повышения конкурентоспособности Республики Татарстан, на что указывают утвержденные в республике программы. Так, одной из основных задач социально-экономического развития Республики Татарстан до 2020 г. и на период до 2030 г. Программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 г. и на период до 2030 г.» является: «Создание транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособное развитие базовых отраслей производства, комфортные условия проживания и коммуникативную свободу населения, создание на территории республики транспортно-логистических центров».

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 20112015 гг. создание инфраструктуры является эффективной формой размещения производительных сил и основой экономического развития. А с целью реализации сбалансированной политики в сфере развития общественной инфраструктуры Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 358 от 03.06.2009 г. принята Долгосрочная концепция развития общественной инфраструктуры Республики Татарстан [7].

Таким образом, инфраструктура является своего рода структурой, формирующей и поддерживающей конкурентоспособность региона. От уровня ее развития зависит качество жизни людей, степень удовлетворения их потребностей, инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность региона. Однако следует отметить, что необходимо усиление государственного регулирования деятельности инфраструктуры с целью формирования такой системы инфраструктуры, которая бы гарантированно и эффективно удовлетворяла все необходимые требования и способствовала бы, таким образом, использованию резервов роста инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности регионов.

31

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

Литература:

1. Сафиуллин Л.Н., Сафиуллин А.Р., Хазиахме-тов Б.З. Структурные исследования конкурентоспособности Республики Татарстан. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2011. - 269 с.

2. Новицкий Н.А. Инновационная экономика России: Теоретико-методологические основы и

стратегические приоритеты. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 357 с.

3. Крамин Т.В. Влияние институциональной среды и институциональных преобразований на процесс функционирования системы управления стоимостью компании // Актуальные проблемы экономики и права. - 2007. - № 2. - С. Ш3-109.

4. Сафиуллин Л.Н., Пикулев А.А. Инновационные аспекты повышения конкурентоспособности региона // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2011. - № 2. - С. 58-61.

5. Крамин Т.В. Система управления стоимостью компании в институциональной экономике. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006. - 382 с.

6. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 318 с.

7. Постановление Кабинета Министров № 358 от 03.06.2009 г. «Об утверждении Долгосрочной концепции развития общественной инфраструктуры Республики Татарстан с перечнем строек и объектов Республики Татарстан». - URL: http:// prav.tatarstan.ru.

Infrastructure Component of Competitiveness of the Region

R. Gaynova, L. Safiullin

The center of perspective economic researches of Academy of sciences RT

The paper deals with theoretical and methodological bases of analyzing the increase of competitiveness of regional economy due to innovative component assessment. The authors study special character of analysis in innovative sphere and offer up-to-date approaches to competitiveness in the context of innovational economy.

Key words: innovations, competitiveness, infrastructure, region, innovational activities.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.