Влияние крупных спортивных мероприятий на конкурентоспособность городов The impact of major sporting events on the competitiveness of cities
Киселев Алексей Олегович
Студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
государственное и муниципальное управление РФ г. Санкт-Петербург, почтовый индекс - 192012
e-mail: [email protected]
Kiselev Aleksey Olegovich
Student 3 course
National Research University "Higher School of Economics"
Public Administration RF, St. Petersburg e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье рассмотрены факторы влияния крупных спортивных мероприятий на конкурентоспособность городов. Города начинают соперничать между собой не только на государственном, но и на мировом уровне. На сегодняшний день большую роль начинают играть такие факторы развития городов как: информационная обеспеченность, развитие сферы услуг, инновации, развитие инвестиционной сферы, а также интеллектуальный потенциал управленческих кадров. В результате проведенного исследования были определены факторы развития конкурентных преимуществ крупных городов, к ним относятся: уровень экономического развития города, инновационный потенциал городской среды, уровень инвестиций, а также реализация крупных спортивных проектов. Также было выявлено, что для реализации крупного спортивного проекта на своей территории, город должен обладать следующими характеристиками: достаточным количеством трудовых ресурсов, развитой инфраструктурой, стабильным экономическим и инвестиционным климатом и другими.
Annotation.
In this article, the factors of the influence of major sports events on the competitiveness of cities are considered. Cities are beginning to compete with each other not only on the state, but also on the world level. For today, such factors of city development as: information security, development of services, innovation, development of investment sphere, as well as intellectual potential of management personnel begin to play an important role. As a result of the study, the factors of development of competitive advantages of large cities were determined, including: the level of the city's economic development, the innovative potential of the urban environment, the level of investment, and the implementation of major sports projects. It was also revealed that for the implementation of a major sports project on its territory, the city should have the following characteristics: sufficient volume of labor resources, developed infrastructure, stable economic and investment climate, and others.
Ключевые слова: Спортивные мероприятия, конкурентоспособность, спорт, инвестиции, крупные города, конкурентные преимущества, экономическое развитие.
Keywords: Sport events, competitiveness, sports, investments, large cities, competitive advantages, economic development.
Введение
Мировой опыт развития крупных государств свидетельствует о том, что для повышения социально-экономического уровня страны в первую очередь необходимо развивать конкурентные преимущества всех ее административно-территориальных единиц. В последнее время всё больше внимания уделяется именно городскому управлению, поскольку благодаря высокому уровню развития муниципальных образований стабилизируется как социально-экономическая обстановка в стране, так и экономическая безопасность государства на мировой арене [1].
В подобных условиях на первое место ставится задача создания и дальнейшего развития научных концепций по повышению конкурентоспособности муниципальных территорий. Прежде всего в данные концепции должны входить планы по развитию конкурентных преимуществ городов, которые на сегодняшний день являются одними из стратегически важных точек роста и развития всей страны в целом, концентрирующие экономический, интеллектуальный и культурный потенциал государства.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что изменения, происходящие в мире, такие как: экономические, политические и социальные, требуют новых подходов к дальнейшему улучшению городских территорий. Страны, а также города вступают в глобальное соперничество за обладание различного рода ресурсами [2]. Развитие данных городских сообществ осуществляется в конкурентной среде, причём эта конкуренция постоянно повышается.
Основной концепцией конкурентоспособности городов является современный подходов к развитию их социальной и экономической сферы [2]. Городские территории вступают в конкурентные отношения за создание новых рабочих мест, а также за привлечение факторов производства. В последние годы все большее внимание среди ведущих стран мира стало уделяться проведению крупных спортивных мероприятий, которые оказывают огромное влияние не только на социально-экономические факторы развития страны, но и на имидж данного государства [3].
Содержание понятия конкурентоспособности городов
Одной из основных характеристик социально-экономического развития городов является их конкурентоспособность. Специалисты отмечают, что на сегодняшний день на конкурентоспособность города влияет не только его географического положение, а прежде всего, активность муниципальной и региональной власти, развитость инфраструктуры, а также его инвестиционная привлекательность [4]. Город, который старается развивать свою конкурентоспособность, как указывает В.В. Джегутанов в своей работе «Конкурентоспособность города: сущность, критерии и показатели», пытается создать различные благоприятные условия для комфортной и безопасной жизни людей, проживающих в нем [4]. Подобные условия очень часто привлекают новых жителей, туристов, крупных предпринимателей, инвестиционные и другого рода ресурсы, которые служат дальнейшим толчком для его развития.
По последним данным в городах проживает около 54% населения Земли. В России данная цифра составляет 74,27%. В связи с ростом динамики численности городского населения, развитие конкурентоспособности крупнейших городов стало очень важным фактором, потому что в первую очередь они являются стратегически важными центрами развития окружающих их регионов и всей страны в целом, в которых концентрируется большая часть интеллектуального, экономического, социального и инновационного потенциала общества [5].
Усиление конкурентоспособности городских территорий помогает в развитии не только данного города в таких сферах, как: социальная, экономическая, политическая и другие, но и всего региона в целом. Данный фактор дает региону огромные репутационные эффекты, а также различные преимущества: развитие бизнеса и региональной экономики в целом, создание новых рабочих мест, улучшение инвестиционного климата, а также привлечение квалифицированных специалистов.
В работе А.С. Маршаловой в соавторстве с А.С. Новоселовой даётся следующее определение понятию конкурентоспособность города - «это возможность данного города соперничать с другими городами по степени уровня жизни и удовлетворения потребностей людей, а также за обладание и привлечение различных ресурсов, таких как инвестиции, субсидии государства и профессиональные кадры» [6].
Рисунок 1 - Факторы конкурентоспособности
Составлено автором.
Необходимость обеспечения конкурентоспособности города также в значительной мере зависит от наличия ресурсов. Наиболее развитые территории и города притягивают к себе различные виды инвестиций, новейших технологий и трудовых ресурсов. Со временем в данных городах увеличивается как деловая активность, так и развивается новый уровень инфраструктуры.
Существует множество различных научных институтов и компаний, которые занимаются изучением конкурентоспособности городов. Одной из самых известных международных организаций, работающих в данной сфере, является научный институт менеджмента - Institute of Management Development (IMD), который находится в Лозанне (Швейцария). Учёные, работающие в нем под таким понятием, как конкурентоспособность города понимают «способность людей создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес».
Ежегодно данная организация проводит множество различных аналитических исследований в сфере конкурентоспособности стран и городов мира. Одним из таких исследований является «The IMD World Competitiveness Yearbook (WCY)», где каждый город оценивается по 331 критерию по четырем главным направлениям: состояние экономики, эффективность правительства, эффективность бизнеса и состояние инфраструктуры.
Согласно результатам последнего опубликованного исследования, в тройку лидеров вошли такие города как: Нью-Йорк, Лондон и Париж. В Первая десятка наиболее конкурентоспособных городов мира включает Токио, Гонконг, Лос-Анджелес, Чикаго, Пекин, Сингапур и Вашингтон [15]. По словам исследователей, вот уже долгие годы Нью-Йорк остаётся мировым лидером этого рейтинга.
Таким образом, на основе анализа научной литературы, можно предложить следующее определение конкурентоспособности города - «это способность города соперничать с другими городами по различным аспектам развития, таким как: степень уровня жизни горожан, условия для развития предпринимательской деятельности и инфраструктуры города, привлечение различного рода инвестиций, профессиональных кадров и другим». В результате удалось понять, что конкурентоспособность в мире оценивается по следующим критериям: эффективность правительства, состояние экономики, эффективность бизнеса и состояние инфраструктуры. Также были предложены определённые характеристики, такие как: рост сферы услуг, инвестиционный климат, уровень жизни населения и влияние государства для оценки данного понятия в России.
Основные направления развития конкурентоспособности городов
Значительная дифференциация в уроне социально-экономического развития крупных городов мира представляет угрозу социальной стабильности и экономическому росту. Н.А. Леонова в работе «Конкурентоспособность территории: понятие, факторы, оценка» считает одним из главных факторов выхода из создавшейся ситуации является повышение конкурентоспособности и развитие экономической сферы современных городов мира. Для этого применяются различные направления развития конкурентоспособности, обеспечивающие усиление конкурентных преимуществ городов [10].
Одними из таких направлений являются: формирование городских специализированных агентств, разработка стратегического плана развития города, применение современной технологии краудсорсинга, а также реализация различных спортивных проектов [5]. Рассмотрим каждое направление развития конкурентных преимуществ городов более подробно.
Целью городских специализированных агентств является оказание различного рода помощи малому и среднему предпринимательству, продвижение заграницей товаров, произведённых в городе, а также развитие городского маркетинга. Поддерживая малое и среднее предпринимательство, а также развивая имидж города, подобные агентства будут улучшать инвестиционный климат в данном городе и тем самым способствовать привлечению различного рода инвестиций [6]. Таким образом, все перечисленные выше направления деятельности городских агентств будут положительно влиять на развитие конкурентоспособности города.
Ещё одним направлением развития, которым пользуются городские сообщества для повышения своей конкурентоспособности, является процесс разработки стратегического планирования, результатом которого является
описание цели, миссии, а также создание стратегического плана развития города. Данный подход способствует вовлечению ресурсов местного сообщества в процесс развития города, а также привлечению новых ресурсов извне. Города, которые разработали продуманные и обоснованные стратегические планы развития, являются наиболее привлекательными для потенциальных инвесторов [6].
На сегодняшний день, одним из современных направлений организации совместной деятельности городских сообществ стал краудсорсинг. Он может быть использован практических во всех сферах, благодаря тому, что он направлен на использование ресурсов большого количества людей, принимающих участие в одном проекте. Одной из главных идей краудсорсинга является то, что у группы специалистов знаний и умений больше, чем у одного человека.
Г Краудсорсинг Специализированные агенства
Направления развития конкурентоспособности городов
Проведение крупных спортивных мероприятий Стратегический план развития города
Рисунок 2 - Направления развития конкурентоспособности городов
Составлено автором.
В данной работе хотелось бы рассмотреть направление развития конкурентоспособности городов, связанное с усилением конкурентных преимуществ и увеличением инвестиционной привлекательности современных городских территорий - проведение крупных спортивных мероприятий в различных городах мира.
За последние несколько лет соперничество между странами и городами за проведение крупных международных спортивных мероприятий переросло в более острую форму, вплоть до политического противостояния. Основная стратегия, принятая городами, которые хотят занимать первые позиции во всем мире, заключается в том, чтобы организовать масштабное мероприятие. Подобные события обычно имеют международный статус, требуют крупномасштабных инфраструктурных инвестиций, а также имеют высокий уровень значения в СМИ. Самым наглядным примером такого рода мероприятия являются Олимпийские Игры. Олимпийские города ожидают извлечь прибыль от того, что на них будет обращено мировое внимание, которым сопровождается данное событие.
Организация крупных спортивных мероприятий основана на жестокой конкуренции между городами, каждый из которых предлагает цену для права их проведения. Успех проведения Олимпийских Игр Лос-Анджелеса в 1984 году явился своеобразным толчком для увеличения конкуренции между городами за проведение международных спортивных мероприятий. К 2004 году рассматривались 48 городов, в которых возможно проведение Летних Олимпийских Игр, а в 2008 году было уже 66 потенциальных кандидатов на Игры. Данные показатели свидетельствуют о том, что города начали признавать, что проведение Олимпийских Игр становится хорошим стимулом для реконструкции городской инфраструктуры, а также для обеспечения имиджа города.
Рассмотрим Летние Олимпийские Игры, проходившие в 2016 году в Рио-де-Жанейро. Процесс подачи заявок на проведение данного спортивного мероприятия начался ещё в 2007 году, своё желание изъявили множество стран: Азербайджан (Баку), Катар (Доха), Испания (Мадрид), Чехия (Прага), Бразилия (Рио-де-Жанейро), Япония (Токио), США (Чикаго), а также многие другие, однако не все заявки были одобрены [12]. Таким образом можно сделать вывод, что за
проведение подобного рода мероприятий идёт определенное соперничество и с каждым годом оно всё увеличивается. Проведение подобных мероприятий касается различных аспектов общественной, экономической и спортивной сфер деятельности на мировом уровне.
Ещё одним ярким примером могут стать Зимние Олимпийские Игры в Сочи в 2014 году, которые дали мощный толчок для развития инфраструктуры, спорта и экономической сферы города. Во время их проведения было создано 600 000 новых рабочих мест, было привлечено рекордное количество частных инвестиций, около 1,3 млрд. долларов [13]. Бюджет Краснодарского края за период проведения Олимпийский Игр увеличился на 10-15%. Таким образом не только город Сочи, но и весь Краснодарский край получил определенную выгоду от проведения подобного рода мероприятий.
Как указывает Е.В. Маркин, многие города считают, что организация и проведение крупного спортивного события принесет им больше прибыли, чем традиционные отрасли промышленности, которые больше не являются основными источниками дохода и не создают той занятости, которую они создавали раньше[11]. Проведение крупных спортивных мероприятий подобно Олимпийским Играм способствует модернизации как спортивной, так и общей городской инфраструктуры, что благоприятно скажется на инвестиционной сфере и конкурентоспособности данного города, а также придаст данному городу статус «мирового города».
Однако, города-кандидаты, которые были выбраны для проведения Олимпийских Игр в 2012 году, можно с уверенностью назвать «глобальными городами»: Лондон, Нью-Йорк, Москва, Мадрид и Лондон [11]. И.И. Будрейко объясняет данный факт тем, что в основном города больше не рассматривают события подобного рода как стимул для преобразования городской среды, но теперь Олимпийские Игры стали средством для развития их глобального статуса [12].
Для проведения крупного спортивного мероприятия город должен соответствовать определенным мировым стандартам. В развивающихся городах под этим обычно подразумевают крупные вложения в улучшение объектов спортивной, транспортной и туристической инфраструктуры. По завершению данного мероприятия, инфраструктура, оставшаяся в стране, такая как: современные аэропорты, качественные дороги и новые стадионы будет способствовать дальнейшему притоку инвестиций, росту конкурентоспособности города и улучшению качества жизни граждан.
Международные спортивные мероприятия чаще всего проводятся в самых крупных и современных городах мира, где уже сформирована и функционирует необходимая спортивная инфраструктура, именно это является одним из факторов, который позволяет сократить расходы на подготовку. Соревнования такого масштаба дают огромный импульс для развития спорта и что немало важно развивают международное сотрудничество и укрепляют взаимоотношения между странами.
Развитие инфраструктуры, транспортной сферы, строительство новых дорог и отелей способствует социальному и экономическому развитию города и всей страны в целом. Не смотря на большие капиталовложения на развитие и реконструкцию инфраструктуры, и их довольно долгий срок окупаемости, подобные инвестиционные и капитальные вложения чаще всего приводят к качественному обновлению городской среды.
После проведения крупных спортивных мероприятий необходимо постараться предотвратить так называемый «городской кризис» [2]. Одним из основных способов предотвращения такого рода кризиса является разработка и дальнейшее следование чёткому плану по эксплуатации спортивных объектов — это может быть как сдача их в долгосрочную аренду различным компаниям, так и разбор их по частям для строительства других необходимых сооружений. Другим немаловажным способом является использование освободившейся рабочей силы, которая была привлечена на краткосрочный период. Конечно же, первый фактор является наиболее важным для окупаемости крупных соревнований, а также для предотвращения убытков в будущем.
В том случае, если спортивное событие проводится успешно, то этот факт может существенно повлиять на имидж и статус города в мире, а также на развитие инвестиционной, туристической и экономической сфер. Многие исследователи, занимающиеся развитием конкурентоспособности городов, считают, что проведение международных соревнований способно положительно влиять на строительство и дальнейшее развитие инфраструктуры города на десять лет вперед, а также помогает повышению качества жизни местного населения и росту экономики.
Анализ доминирующего фактора влияния спортивных мероприятий на конкурентоспособность городов
В современном мире одним из динамично развивающихся и наиболее инвестиционно привлекательных секторов экономики является спорт. Масштабы развития современной мировой индустрии спорта уже таковы, что даже мировой финансово-экономический кризис практически не повлиял на ее дальнейшее развитие. Размах мировой индустрии спорта характеризуют следующие показатели получения доходов.
-rl
2014 г. 2012 г. 2009 г. 2006 г.
146
129
2
112
¡Z
107
I млрд. долларов
50
100
150
Рисунок 3 - Доходы мирового спортивного рынка за 2006-2014 гг., млрд.$
Составлено автором.
Из рисунка видно, что мировой финансово-экономический кризис практически не повлиял на развитие мировой индустрии спорта. Основными источниками дохода стали: 1) Доходы от продажи билетов. Данный сегмент остается крупнейшим источником выручки на большей части рынков. 2) Спонсорство. На сегодняшний день большинство спонсоров заинтересованы не только в том, чтобы повысить имидж своего бренда, но и в установлении более тесного контакта с болельщиками. 3) Права на трансляцию.
На сегодняшний день спорт уже стал определенным элементом экономической, политической и социальной сферы различных крупных государств мира. К тому же, страны начинают тщательнее подходить к формированию и развитию своих конкурентных стратегий, стремясь тем самым повысить конкурентоспособность своих держав.
Одним из предметов широкой дискуссии в России стали Зимние Олимпийские игры в Сочи. Одним из самых обсуждаемых вопросов был связан с подготовкой и поведением Игр. Если сравнить затраты на Игры в Сочи и затраты для подготовки подобных Олимпийских Игр 1998-2014 гг., то будет видна очень большая разница, как минимум в 3-4 раза больше [16].
Россия(2014) 1 1 1 1
Япония(1998) 14 ш
Канада(2010) 8,1
Италия(2006) США(2002) 4,37 2,45
млрд. долларов
0
10
20
30
40
50
60
Рисунок 4 - Расходы на проведение Зимних Олимпийских Игр с 1998-2014 гг., млрд.$
Составлено автором.
0
Данная довольно большая разница в расходах объясняется тем, что всероссийский курорт к началу XXI уже устарел, именно поэтому для организации Олимпийских Игр в Сочи необходимо было рассмотреть более комплексные задачи, такие как: строительство современной инфраструктуры, модернизация аэропортов, железнодорожных вокзалов, гостиниц, строительство новых автомобильных дорог и многое другое [16]. Строительство и дальнейшее развитие инфраструктуры, различного рода предприятий, а также всестороннее развитие транспорта и связи способствуют экономическому подъему и улучшению макроэкономических показателей всего региона.
Инвестиции, которые были направлены на подготовку Зимних Олимпийских игр, были вложены не только в город проведения данных Игр, но и на развитие всего Краснодарского края в целом. Именно благодаря этому, в 2012 году город Сочи стал одним их самых привлекательных городов России для ведения бизнеса, а Краснодарский край в свою очередь стал одним из первых регионов с самыми высокими социально-экономическими показателями. Инвестиции, направленные на развитие экономики Краснодарского края в течение всех олимпийских игр в расчете на душу населения превышали средние показатели по всей России. В 2012 инвестиции, направление на развитие Краснодарского края составили 150,3 млрд. руб., в то время как данный показатель в среднем по России составил 87,7 млрд [17]. По итогам 2011 г. одним из регионов, вошедших в число лидеров по среднегодовым темпам роста инвестиций в основной капитал стал Краснодарский край.
100 85,6 83,2 II 28,5 12 /
и # / / / итыс.руб
Рисунок 5 - Динамика объема инвестиций в основной капитал за 2014 год на душу населения, тыс. руб.
Составлено автором.
Из выше представленного рисунка видно, что объемы инвестиций в основной капитал преобладают в городе Краснодар и городе Сочи, данный факт неудивителен, ведь именно они являются центрами развития всего Краснодарского края.
Более высокий уровень экономического развития не только олимпийского города Сочи, но и всего Краснодарского края отразился и на обороте розничной торговли. По данному критерию Краснодарский край также занимает лидирующие позиции по всей России в целом.
1 400 000,00
1 200 000,00 -—,—
1 000 000,00 - —
800 000,00 -^^-
600 000,00 тыс.р..
400 000,00 -^^ -
200 000,00 —-
0,00 111111 2005 2007 2009 2011 2013 2015
Рисунок 6 - Оборот розничной торговли в Краснодарском крае за 2005-2015гг., тыс. руб.
Составлено автором.
Благодаря проведения Олимпийских Игр, город Сочи стал максимально привлекателен не только для самих жителей, но и в первую очередь для инвесторов и туристов. В период олимпийского цикла анализ динамики туристов, находящихся в г. Сочи показал смену тенденций за последние 5 лет. Доля туристов из самого Краснодарского края достигла 16% в 2014 году против 12% за предыдущий год, а пребывание иностранных туристов в олимпийском городе за 2014 год возросло в 2,5 раза [17]. К тому же, во время проведения данного мероприятия было реализовано несколько долгосрочных проектов по строительству современных спортивных объектов, которые создали новые рабочие места, в связи с этим Сочи стал также привлекателен и для квалифицированных специалистов.
Ещё одним из положительных моментов Олимпиады в Сочи стало то, что именно это событие способствовала развитию спортивной и туристической инфраструктуры, а также резкому повышению имиджа всего Краснодарского края, как спортивного цента мирового уровня. На сессии ФИФА в 2010 году было принято решение, что Чемпионат мира по футболу 2018 будет проходить в России, и город Сочи вошел в число городов проведения турнира.
Таким образом, проведенные Олимпийские зимние игры в городе-курорте Сочи дали мощный импульс для развития не только самого города, но и всего Краснодарского края в целом. Благодаря этому, Сочи удалось попасть в список Олимпийских столиц, а также зарекомендовать себя как одного из мировых спортивных центров.
Также одним из ярких примеров спортивных проектов, которые оказали огромное влияние на региональное развитие является Универсиада-2013 в г. Казани. Проведение данной Универсиады стало одним из главных спортивных событий 2013 года во всей России. Данное мероприятие значительно повлияло на развитие всего города, а также на социально-экономическое развитие Республики Татарстан.
На проведение Универсиады было потрачено около 4 млрд. долл., которые были направлены как на подготовку и проведение самого спортивного мероприятия, так и на развитие города Казани. Одними из главных компонентов наследия Универсиады стали:
Рисунок 7. Компоненты наследия Универсиады-2013.
Составлено автором.
Одними из главных направлений развития, которые значительным образом повлияли на социально-экономическое
развитие всей республики стали: развитие транспортной инфраструктуры, строительство современных стадионов, модернизация инфраструктуры в области управления энергоснабжением, а также создание образовательных с социальных проектов. В сфере развития бизнеса проведение Универсиады также дало несколько положительных эффектов, таких как:
- новые экономические возможности для инвестирования и ведения бизнеса;
- создание инфраструктуры с учетом возможности ее многоцелевого использования после Универсиады;
- строительство дорого и улучшение сети общественного транспорта.
Из нижеприведенного рисунка видно, что строительство новой инфраструктуры для Универсиады предотвратило огромный спад в строительной сфере Республики Татарстан после кризиса 2008 года, более того виден стабильный рост в данной отрасли.
2012
2011
2010
2009
2008
I
50
100
| Строительство для Универсиады
150 200 250
■ Строительство без учета Универсиады
300
0
Рисунок 8. Динамика объемов строительства в Республике Татарстан, включая строительство объектов для
Универсиады, млрд. руб.
Составлено автором.
Прошедшую в Универсиаду-2013 посетило более 150 тыс. человек, что привело к значительному развитию туристической инфраструктуры всего Татарстана. В 2013 году туристический поток в республику составил 1,25 млн. чел., что на 20% больше по сравнению с предыдущим годом [18]. Для примера, за последние несколько лет ежегодный прирост туристического потока в Республику Татарстан составлял 14,8%. Для комплексного использования инфраструктуры, которая была построена для Универсиады разработана специальная программа «Развитие сферы туризма 2014-2020 гг.», главной целью которой является повышение конкурентоспособности Республики Татарстан на туристическом рынке в России. Уже 2014 году прирост туристического потока составил 15%, к 2020 году предполагается удвоение туристического потока в Татарстан, что составит примерно 3,5 млн. чел [18].
В связи с увеличением туристического потока в Республику Татарстан увеличился и среднегодовой темп роста оборота общественного питания. В 2012 году данный показатель составлял 106,8%, а уже в 2013 году он поднялся до 113,6%.
160 150 140 130 120 110 100 90
Рисунок 9. Темпы роста оборота общественного питания в Республике Татарстан за 2012-2013 гг., %
Составлено автором.
Во время проведения Универсиады, то есть июль 2013 года темп прироста стал равным 44% к аналогичному периоду 2012 года [18]. Такой высокий темп прироста оборота общественного питания в Республике Татарстан стал за счет проведения Универсиады-2013.
Таким образом, Универсиада оказала огромное позитивное влияние на развитие инвестиционной сферы города Казани и Республики Татарстан в целом. Также быстрыми темпами стала развиваться и социально-эконмическая сфера республики, снизились многие инвестиционные риски, что привело к повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности Республики Татарстан на международной арене
Заключение
В настоящее время большое внимание уделяется усилению конкурентных преимуществ крупных городов. Традиционные направления развития конкурентоспособности городских территорий уже исчерпали весь свой потенциал, и на сегодняшний день необходимы новые теоретические и инновационные методы, основанные на практических действиях. Одним из таких направлений развития является проведение крупных спортивных соревнований. Именно данное направление является одним из основных подходов для развития социально-экономической сферы городов, регионов, а также и всей страны в целом.
По результатам проведенного нами исследования было выяснено, что конкурентоспособность в мире оценивают по некоторым критериям: состояние экономики и эффективность бизнеса, состояние инфраструктуры и инвестиционного климата, уровень жизни населения и другие.
Список используемой литературы:
1. Маршалова А. С., Новоселов А. С. Конкурентоспособность и стратегия развития муниципьных образований //Регион: экономика и социология. 2010. - №. 3.- С.219-236.
2. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. - М., ТЕИС, 2004. - С.20-35.
3. Белоконева С. А., Хижняк В. И. Влияние спортивных мероприятий на имидж региона //Свидетельство о регистрации СМИ-ПИ № ФС77-61597. - С.32.
4. Джегутанов В. В. Конкурентоспособность города: сущность, критерии и показатели //Теория и практика общественного развития. 2012. - №.3. - С.55-60.
5. Хабибрахманова Р. Р. Стратегическое управление развитием крупнейшего города как пространственной социально-экономической системы: автореферат диссертации на соискание ученой степени к. экон. н.: специальность 08.00. 05. 2011. - С.35.
6. Маршалова А. С., Новоселов А. С. Конкурентоспособность и стратегия развития муниципьных образований //Регион: экономика и социология. 2010. - №. 3. - С.219-236.
7. Сепик Д. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты //М.: РЕЦЭП. 2005. - С.42.
8. Turok I. Cities, regions and competitiveness //Regional studies. 2004. - Vol. 38. - №. 9. P. 1069-1083.
9. Рейтинг городов мира по уровню глобализации. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 01.12.2009 (последняя редакция: 07.07.2014). URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-cities-index/global-cities-index-infо(Дата обращения: 07.02.2017)
10. Леонова Н. А. Конкурентоспособность территории: понятие, факторы, оценка //Вестник Челябинского государственного университета. 2006. - №. 5 - С.25-27.
11. Маркин Е. В. Проведение Олимпийских Игр как способ комплексного инновационного развития //СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2007. - №. 5. - С.50.
12. Будрейко И.И. Проведение крупных международных спортивных мероприятий - хороший стимул к развитию спорта и спортивной инфраструктуры// ГАОУ СПО «Казанский торгово-экономический техникум». 2010. - С.10-12.
13. Молчанова Н. В. Влияние Олимпийских Игр 2014 года на туристическое развитие регионов России The Olympic Games 2014 impact on the tourist development of the Russian //ББК 65.05 И 66. 2014. - С.85.
14. Портер М. Конкуренция, обновленное и расширенное издание //М.: Вильямс. 2010.- С.234.
15. Рейтинг стран мира по уровню глобальной конкурентоспособности по версии IMD. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 12.05.2011 (последняя редакция: 04.06.2015). URL: http://gtmarket.ru/ratings/the-imd-world-competitiveness-yearbook/info(Дата обращения: 05.02.2017)
16. Салеева Т. В. Повышение конкурентоспособности курорта Сочи с учетом олимпийского наследия //Известия. 2015. - №. 1. - С. 34.
17. Молчанова Н. В. Влияние Олимпийских Игр 2014 года на туристическое развитие регионов России The Olympic Games 2014 impact on the tourist development of the Russian //ББК 65.05 И 66. 2014. - C. 15.
18. Арсланова Г. Х., Хисматуллин М. М. Влияние индустрии туризма на социально-экономическое развитие региона //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - №. 3. - C. 35.