Научная статья на тему 'Инфраструктура знаний: опыт Великобритании'

Инфраструктура знаний: опыт Великобритании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кравченко Н.А., Кузнецова С.А., Юсупова А.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура знаний: опыт Великобритании»

Экономическая наука современной России

№ 4, 2004 г.

Инфраструктура знаний: опыт Великобритании

© НА. Кравченко, СЛ. Кузнецова, А.Т. Юсупова, 2004

Перспективы развития российской экономики, ее место и роль в мировом хозяйстве во многом определяются темпами развития науки и техники и практической реализацией достижений научно-технического прогресса как материальной основы для формирования «экономики знаний». При этом экономика знаний затрагивает не только новые высокотехнологичные, но также и традиционные отрасли. Движение к экономике знаний обуславливается процессами глобализации, расширяющимися возможностями информационных и телекоммуникационных технологий, интенсивностью обновления знаний и прочими причинами.

По оценкам Мирового банка1, более 50% валового продукта развитых стран основано на знаниях. На глобальном уровне инвестиции в знания, включающие расходы на исследования и разработки, программное обеспечение, общественное образование, с середины 80-х годов растут несколько быстрее, чем валовой продукт в целом, и составляют от него 8% - такую же долю, как инвестиции в оборудование. Если же учесть расходы частного капитала на образование, то данный показатель увеличится до 10%.

Научно-технический прогресс, лежащий в основе технологических изменений, является интернациональным процессом, однако распространение его результатов происходит неравномерно.

Большинство развитых стран перешли к пятому технологическому укладу, ядром кото-

рого являются электронная промышленность, вычислительная техника, оптоволоконная промышленность, телекоммуникации, роботостроение, биотехнологии, информационные технологии. Россия в настоящее время, в основном, проходит стадию 4-го технологического уклада.

Технологическое лидерство страны предполагает, что страна обеспечивает полный жизненный цикл для создаваемой продукции, являющейся ядром технологического уклада. Это означает, что данная страна осуществляет самостоятельные фундаментальные научные исследования, конструкторские и технологические разработки, которые завершаются производством и распространением новой продукции. Если еще имеет право на существование мнение, что Россия ранее являлась технологическим лидером в рамках четвертого технологического уклада, то в настоящее время никаких иллюзий по поводу нашего технологического лидерства не осталось. В России не производятся компьютеры, цифровые фотоаппараты, ксероксы и сканеры. Довольно долго предполагалось, что Россия продолжает оставаться лидером в науке, но сейчас и этот факт уже не представляется бесспорным. За годы перестройки численность занятых в Российской Федерации уменьшилась вдвое, а затраты на науку за десять лет сократились в три раза. Объектами коммерческих сделок за последние 10 лет стали менее 5% научных изобретений.

1 Dodgson M The Management of Technological Innovation. - Oxford University Press, 2000.

По различным оценкам, технологическое отставание России от развитых индустриальных стран составляет от 10 до 20 лет.

Для достижения и поддержания конкурентоспособности нашей экономики необходимо не только постоянно наращивать научно-технологический потенциал, но и создавать условия для реализации этого потенциала, то есть для создания и распространения инноваций в отечественной экономике.

Процессы создания и распространения инноваций, в свою очередь, зависят от комплекса условий, которые принято называть национальной инновационной системой (НИС). Понятие национальной инновационной системы было сформулировано английским исследователем К. Фрименом2 для объяснения дифференциации уровня технологического развития различных стран. Он определил национальную инновационную систему как сеть институтов государственного и частного секторов, чья деятельность и взаимодействие предназначены для того, чтобы создавать, хранить и передавать знания, навыки и артефакты, определяющие новые технологии.

Появление концепции национальной инно-

U

^ вационной системы в экономической теории g было связано с переходом от описания предпри-^ нимателей, фирм и государства в качестве от-g. дельных элементов инновационного процесса к

♦ их рассмотрению как взаимосвязанных подсис-| тем сложной системы, функционирование кото-g рой обеспечивается определенным набором )S институциональных факторов, а также развити-| ем элементов инфраструктуры. При этом дина-| мика развития и эффективность функциониро-& вания НИС зависит не только от способности

о

^ экономики генерировать технологические изме-

| нения, но и, что не менее важно, от ее способ-

* ности приспосабливать и обновлять свои инсти-g туты для поддержания роста и инноваций.

о) •у

5 _

2 -

g 2 Кристофер Фримен (С. Freeman) в настоящее вр<

£ торой в дальнейшем идет речь.

Инновационная деятельность определяется как процесс преобразования научного знания в инновацию. Следовательно, инновационная система может быть охарактеризована как с позиций потенциала создания новых знаний, так и с точки зрения ее способности поддерживать и улучшать процедуры их распространения и нахождения применения им. Таким образом, как очевидно, в качестве инфраструктуры НИС должна выступать инфраструктура знаний.

Инфраструктура знаний призвана выполнять следующие основные функции:

• производство и распространение научных и технологических знаний, включая образование и подготовку кадров;

• создание условий для появления инновационных фирм;

• разработка стандартов, регулирование и правовая защита инновационной деятельности.

В настоящее время в России начала формироваться, хотя и очень медленно, новая инновационная система - особая сфера экономики, включающая в себя учебные, научные, на-учно-прикладные и иные организации, поддерживаемая особыми общественными институтами (авторское право, контрактное право и т.д.), в рамках которой существуют тесные взаимосвязи между техническими и организационными инновациями, институциональным устройством и производственной структурой экономики.

Вновь формирующаяся инфраструктура инновационной системы РФ призвана заменить те связи, организационные формы и механизмы, которые существовали в административной экономике. При этом фактором, сдерживающим реализацию инновационных возможностей, является сложившийся дисбаланс в развитии различных инфраструктурных подсистем.

1Я является профессором БРЯи - организации, о ко-

Так как российская инновационная система и ее инфраструктура находятся на начальном этапе развития, представляется важным и нужным изучить и осмыслить примеры успешной организации инновационной деятельности, накопленные в мировой практике.

В Новосибирском государственном университете в течение ряда лет ведутся исследования по проблемам формирования национальной инновационной системы и проводится обучение менеджеров инновационного бизнеса. Эта деятельность была поддержана грантом Британского Совета, что позволяет активно развивать партнерские отношения с британскими коллегами - признанными мировыми лидерами в области инноватики.

В июне 2004 г. в Университете Сассекса (Великобритания) была проведена серия международных семинаров, в которых приняли активное участие представители Новосибирского государственного университета и Центра трансфера технологий Сибирского отделения Российской Академии наук. Семинары проходили в Центре Фримена Сассекского университета - SPRU (Science and Technology Policy Research Unit, в переводе - Центр исследований научно-технической политики) - ведущего исследовательского и образовательного центра по проблемам инноваций в Европе, в котором успешно реализуются такие функции инфраструктуры знаний, как подготовка кадров, создание условий для появления инновационных фирм, распространение знаний. Рассмотрим более подробно эти три направления деятельности Центра.

1. Образование и подготовка кадров

SPRU является крупным международным академическим центром, занимающимся исс-

ледованиями и обучением в сфере науки, технологической политики и менеджмента. Центр поддерживает наиболее значительную научную библиотеку в данной области, а также базы данных по инновационной деятельности.

Научный коллектив SPRU представлен небольшим числом сотрудников (около 40 человек), которые либо работают на постоянной основе, либо привлекаются на ограниченный срок для выполнения исследовательских проектов. Это обычная практика исследовательских организаций.

Большая часть сотрудников участвует в программах обучения, которые представлены двумя уровнями - магистратурой и аспирантурой3. В рамках магистратуры ежегодно обучается более 60 слушателей из 30 различных стран.

Магистерские программы SPRU представляют, возможно, самый широкий в мире спектр направлений обучения в инновационной сфере. Программы направлены на формирование аналитического взгляда на науку, технологию и инновации в социально-экономическом контексте, что сочетается с концентрацией обучения на специальных проблемах в соответствии с интересами конкретных слуша- о телей. Завершается обучение защитой диссер- i тации, которой руководит один из сотрудников !§ SPRU. S

Все магистерские программы SPRU ocho- i вываются на собственных исследованиях Цен- g тра, а также на исследованиях, проводимых в g рамках международного партнерства. Ц

SPRU предлагает четыре магистерских | программы. Каждая из них имеет четко выра- о женную специализацию, но при этом их связы- х> вает общий междисциплинарный взгляд на нау- R ку, технологию и инновации в обществе. Ма- s гистерские программы могут быть реализованы 2 в течение года или в течение двух лет и могут ^

го о о Ji.

3 Названия «магистратура» и «аспирантура» могут быть использованы с некоторой натяжкой, в оригинале это программы уровня Master Degree и PhD Degree.

гибко адаптироваться в соответствии с предыдущим опытом и потребностями слушателей.

Программа «Технологический и инновационный менеджмент»

Данная программа предлагает комплексный взгляд на инновационный менеджмент. В центре внимания здесь находится инновационная организация и практические навыки принятия решений, необходимые для креативного менеджмента.

Программа фокусируется на инновациях в отдельной организации и направлена на:

• понимание процесса технологических инноваций в бизнес-организациях;

• стратегический подход к принятию решений в инновационном процессе;

• приобретение и развитие исследовательских и аналитических навыков для управления инновационным процессом;

• приобретение и развитие коммуникационных навыков.

Она также обеспечивает возможность практического использования этих навыков в процессе участия в составе группы в реализации консалтингового проекта «Управление технологической инновацией» конкретной коммерческой организации. § Работа над проектом является наиболее ^г важной и специфической компонентой обуче-ния по программе SPR.II. Проектное задание

♦ разработано таким образом, чтобы дать воз-| можность студентам приобрести практичес-§ кий опыт во всех аспектах работы с конкрет-)5. ным клиентом. Специалисты 8Р1Ш находят | клиентов, обеспечивают поддержку и руко-| водство, однако студенты самостоятельно за-& нимаются менеджментом проекта, взаимоот-^ ношениями с организацией-клиентом, финан-| совыми вопросами, преодолевая все ожидае-

* мые и неизбежно возникающие непредвиден-3 ные трудности. Организации-клиенты обеспе-§ чивают студентам доступ к необходимой ин-§ формации и контакты со специалистами, а так-^ же обычно несут часть расходов по проекту.

Они также играют важную роль в оценке результатов проекта.

Программа «Научная и технологическая политика»

Эта программа фокусируется на взаимодействии науки, технологии, государства и общества.

Программа ориентирована на развитие понимания:

• причин технологических изменений и их влияния на общество;

• влияния правительственной политики на развитие науки,

• роли общественной политики в развитии науки;

• роли науки в принятии решений в общественном секторе;

• задач расширения взаимодействия между наукой и обществом.

Она также нацелена на развитие навыков анализа, формирования и реализации научно-технической политики в различных сферах.

Программа «Анализ инноваций в отраслях экономики»

Эта программа фокусируется на отраслевом анализе технологических инноваций с упором на информационные и коммуникационные технологии и на биотехнологию.

Она нацелена на то, чтобы:

• акцентировать внимание учащихся на том, как инновационные социальные, экономические и рыночные институты влияют на цели, процессы и результаты отраслевой политики в локальном, национальном и глобальном контекстах;

• обучить применению теоретических и эмпирических подходов для идентификации и измерения влияния технологических и организационных инноваций на возникновение и развитие отраслевых рынков;

• укрепить знания учащихся в области методов оценки экономических, финансовых и социальных процессов в отраслях экономики;

• развить навыки учащихся в области организации, проведения и презентации ориги-

нальных исследований отраслевых структур и тенденций развития отраслей.

Программа «Наука и технология как факторы устойчивого развития»

Эта программа фокусируется на двойственной роли науки и технологии, которые, с одной стороны, способствуют устойчивому развитию, с другой стороны, играют деструктивную роль.

Программа ориентирована на то, чтобы:

• вооружить учащихся концепциями, подходами и инструментами, необходимыми для анализа того, как наука и технология могут способствовать или препятствовать устойчивому развитию;

• интегрировать достижения широкого спектра социальных наук и применить их к решению практических проблем устойчивого развития.

Программа аспирантуры 8Р1Ш рассчитана на три года. С самого начала аспиранты выполняют исследовательский проект, который в течение первого года поддерживается рядом курсов по выбранной тематике. Поощряется активное участие аспирантов в исследованиях Центра, конференциях, летних школах. Специалистами SPR.II установлены многочисленные партнерские связи с коллегами из Европейского союза, развивается совместная с Гарвардом программа по ограничению химического и биологического оружия. Все это способствует интеграции молодых специалистов в мировое научное сообщество и обеспечивает широкие возможности для карьерного роста выпускников в различных сферах: государственном управлении, бизнесе, науке и образовании.

2. Поддержка становления инновационных фирм

Для стимулирования возникновения и становления инновационных компаний в 1997 году при поддержке региональных властей, мес-

тного делового сообщества и при участии двух университетов - Университета Брайтона и Университета Сассекса — был создан Инновационный Центр Сассекса. Центр расположен в современном, недавно построенном здании на территории университетского городка, недалеко от международного аэропорта Гатвик (Лондон).

Основная цель Центра - поддержка становления малых наукоемких компаний. Часть компаний, поддерживаемых Центром, создана бывшими сотрудниками и исследователями университетов, другие фирмы не связаны с учебными или научными учреждениями. Поддержка заключается не только в предоставлении хорошо оборудованных помещений (площадью от 13 кв. м до 160 кв. м), которые могут использоваться как офисы и как лаборатории. Кроме того, Центр поддерживает сеть консультантов и специалистов, предоставляющую предпринимателям помощь в области бизнес-планирования, финансов, поддержки патентования, в юридических аспектах бизнеса, во взаимодействии с банками, в маркетинге.

Инновационный Центр является смешанным, многоотраслевым инкубатором, на его базе работают компании, специализирующие в области биологических наук, электроники, ин- о женерных исследований (инжиниринге), прог- | раммных продуктов, медиа-технологий. Жес- £ тких критериев отсечения по отраслевой при- | надлежности или по происхождению нет. Фир- я ма, претендующая на работу в Центре, должна | быть небольшой (это требование определяется о ограниченностью производственных ресурсов Центра) и перспективной - она должна иметь | возможности и желание расширяться. Услуги о Центра - платные, и цены на эти услуги незна- тэ чительно отличаются от рыночных. Я

Центр обеспечивает фирмы поддержкой, 3 которая не является традиционной, и комбини- * рует приобретение практических навыков и ^ профессиональных знаний. В Центре нет гото- " вых рецептов (набора «услуг инкубатора» или 8 структурированной системы обучения). Роль

директора Центра трудно определить четко, но его главная задача - помощь в решении практических проблем, чтобы предприниматели концентрировались на «ключевых» возможностях. Функции директора включают в себя стратегическое развитие компаний, финансирование высшего уровня и проблемы управления.

Инновационный Центр очень активно взаимодействует с местными университетами, агентствами по поддержке предпринимательства, банками, инвесторами и с более чем 30 профессиональными фирмами.

Преимущество Центра, по мнению его руководителя, заключается в том, что Центр объединяет новые идеи и опыт в широкой области, охватывающей производства с различными технологиями. Существует много примеров совместных разработок и совместных предприятий, организованных компаниями Центра, которые показывают, что объединение разнообразных компаний приносит отличные результаты.

Создание Центра первоначально финансировалось за счет комбинации средств частных и общественных организаций, в том числе Британского Совета, Совета графства Сассекс, ^ Университета Сассекса и других, но в настоя-

о

0 щее время он покрывает свои затраты за счет ^г получаемой арендной платы и платы за оказа-

ние услуг компаниям.

♦ Общее управление Центром осуществляет § Совет Директоров, в состав которого входят У представители местных властей, образователь->3, ных учреждений и представители бизнеса.

| Оперативное управление деятельностью

| Центра осуществляет его исполнительный ди-

§ ректор, назначаемый Советом директоров.

^ В настоящее время Центр считается при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| мером «лучшей практики». Результаты дея-

* тельности Центра очень успешны: по словам д его руководителя, около 90% фирм, начинав-| ших работу в Центре, стали сильными, хорошо § управляемыми, прибыльными компаниями,

1 основанными на знаниях, которые являются

важной частью растущего технологического сектора экономики Брайтона. Годовой оборот 30% этих компаний превысил 1 млн фунтов, а трети из них - достиг многомиллионнных объемов.

Как правило, через три года после начала работы компании покидают Центр, так как масштабы их производственной деятельности уже превосходят его возможности. Обычно каждый год около одной трети компаний выходят «в большой мир», но Центр поддерживает с ними тесные связи и продолжает оказывать поддержку, если это необходимо.

Важное, но менее очевидное влияние успешного инкубатора - это каталитический эффект, который он оказывает на местное бизнес-сообщество. Хороший инкубатор создает критическую массу известных, быстро растущих бизнесов, которая необходима для привлечения инвесторов. Вместе с инвесторами приходят специалисты по корпоративным финансам и юристы, которые нужны для поддержки «хай-тек» кластеров. Блага от такой предпринимательской инфраструктуры могут распространяться далеко за пределы собственно инкубатора.

Очень важным (а может быть, важнейшим) фактором успеха Инновационного Центра является личность его руководителя. Исполнительным директором Центра с момента его основания является Майк Херд, который считает своей миссией «вдохновлять и поддерживать уверенность в своих силах» предпринимате-лей-инноваторов. До того, как М. Херд возглавил Инновационный Центр, он успешно работал в нефтедобывающих компаниях. В 2000 г., уже в качестве директора Инновационного Центра, он был признан Бизнесменом года в Сассексе.

Если попытаться выделить слагаемые успеха Инновационного Центра, то важнейшими среди них являются следующие:

1. Личность руководителя, который выступает в роли лидера и вдохновителя.

2. Процедуры и критерии отбора компаний, на основании которых из примерно 150 обращений в год отбирается около 10 компаний, которые «поселяются» в Центре. Процесс отбора слабо формализован, он проводится директором Центра, и главное в нем - оценить потенциал нового бизнеса и возможности реализации этого потенциала предпринимателем.

3. Создание сетевой организации, поддержка взаимодействия и обмена знаниями между различными компаниями Центра.

4. Налаженная система взаимодействия компаний Центра с исследовательскими и обучающими организациями, с одной стороны, и бизнес-сообществом - с другой.

5. Поддержка имиджа Центра как «правильной» среды для выращивания предпринимательских структур, постоянное информирование о его деятельности и успехах его компаний.

6. Ориентация на местные силы, возможности и интересы.

3. Распространение знаний

SPRU активно занимается проектами по изучению и формированию обучающих сетей (Learning Networks).

Сетевые структуры представляют собой особую внешнюю среду, в которой взаимодействуют связанные между собой объекты. Цели и способы функционирования таких структур могут различаться, однако, эти структуры играют значимую роль в экономике.

Обучающие сети (ОС) можно определить как организационно оформленные сетевые структуры, формируемые экономическими субъектами с целью расширения и углубления знаний и развития навыков участников.

Современной тенденцией является формирование сетей инновационных фирм. Главная особенность таких сетей состоит в том, что организационные связи строятся между юридически автономными, но взаимозависимыми су-

бъектами. Конечно, взаимозависимость сетей фирм на деле может сводиться к довольно сильной односторонней зависимости, однако влияние здесь осуществляется не через трудовые контракты или контроль собственности, как в случае иерархических организаций.

Благодаря огромному разнообразию технологий и стратегий малых фирм - участников сети, сети более гибки, эффективны и инновационны, чем традиционные крупные предприятия или, например, отдельные малые фирмы, работающие по субподрядам некоторой крупной компании, которые практически лишены возможности внедрять нововведения. При этом, если того потребует внешняя обстановка, сети мелких участников рынка могут функционировать как единое целое, используя эффект масштаба, а в других условиях сеть может распадаться и предоставлять пространство для индивидуальной деятельности ее участников. В этом состоит двойственная природа сетей.

Гибкость означает, что сети фирм, используя многообразие своих участников, могут приспосабливаться к технологическим и рыночным изменениям во внешнем окружении лучше, чем изолированные организации. Еще одним преимуществом сети является незатруд- | ненный обмен знаниями и информацией меж- 1 ду ее участниками. Поскольку главной слабое- ¡§ тью мелких фирм является отсутствие преиму- § ществ, связанных с размерами, двойственный х характер сетей между организациями стано- § вится решением проблемы: то, что невозмож- § но для одиночной фирмы, становится возмож-ным для сети, вследствие размера и совмес- | тного доступа к капиталу. о

Специалисты из 8РЯи занимаются как -о

о

исследованием уже существующих ОС (раз- Я

личные ассоциации предприятий и др.), так и 5

сами инициируют создание новых ОС. Моти- *

вации вступления в ОС различны. Так, учас- ^ тникам членство в сети позволяет:

• получать новые, в том числе неформали- § зованные, знания;

• обмениваться опытом с другими участниками;

• получать возможность осмысления своего опыта;

• получать возможность по-новому анализировать свои проблемы;

• получать психологическую поддержку и помощь.

Эффективная работа ОС требует квалифицированной организации и управления, как стратегического, так и оперативного. Именно эти функции часто выполняют исследователи, сотрудники правительственных структур и др. Кроме того, важно обеспечить доступ к образовательным ресурсам, стимулировать и развивать формальное и неформальное взаимодействие уже входящих в ОС участников, содействовать увеличению их числа. В рамках ОС обязательно организуется совместное принятие решений, совместное обучение, распространение знаний, обратная связь с участниками.

Следует выделить три значимых для любой ОС этапа развития.

Первым этапом является создание ОС. Это начальная стадия, на которой, прежде всего, ^ необходимо четко сформулировать цели и за-§ дачи ОС, характеристики ее участников. Дру-^г гие важные вопросы, по которым принимают-ся решения на этом этапе, касаются типа и

* формы конфигурации ОС, механизмов обуче-| ния, основных образовательных ресурсов, ис-У пользуемых в процессе обучения.

в Второй этап предполагает организацию ос-| новной деятельности ОС. Реализация этого | этапа предполагает детальную проработку ря-§ да вопросов:

^ • Как можно стать участником ОС. Необхо-| димо определить четкие ориентиры, а затем

* сформулировать критерии отбора.

* • Как организовать процесс принятия ре-5 шений. Здесь нужно определить рациональное § сочетание ролей участников и экспертов. Пос-^ ледние скорее должны быть катализаторами

решений, чем лицами, непосредственно принимающими решения.

• Как организовать разрешение конфликтов. Хотя конфликтные ситуации возникают редко, нужно иметь четкое представление о том, как формально должны разрешаться споры.

• Как будет проходить обработка информации в рамках ОС. Необходимо разработать механизмы организации как формальной обработки информации, так и неформального обмена ею среди участников ОС.

• Как будет организовано управление обучением. Необходимо иметь четкое представление о том, каким образом идентифицируются актуальные проблемы, в какой форме проводятся обучающие мероприятия, как результаты обучения связываются с реальной практикой, как организуются обобщение и оценка полученных знаний.

• Как будет обеспечиваться интеграция участников ОС. Необходимо определить, кто выполняет интегрирующие функции в ОС, кто исполняет роль ведущего модератора, как структурированы интеграционные процессы. Следует предусмотреть разработку общих проектов, которые стимулируют интеграцию.

• Как распределяются риски между членами ОС. Должна быть четкая определенность о том, какие затраты и какие виды риска возникают в связи с участием в ОС.

• Каковы стимулы к участию в ОС. Моти-вационный аспект важен в любой организации, а поскольку ОС функционируют на добровольной основе, здесь этот момент особенно актуален.

Наконец, третий этап - этап обеспечения устойчивости ОС. Для обеспечения устойчивости ОС необходимо регулярно проводить оценку и анализ ее функционирования. Для разработки требующихся для этого специальных инструментов, как правило, привлекаются независимые эксперты.

В условиях интенсивного развития информационных технологий сетевая экономика

стала одним из актуальных направлений современной экономической науки. Всё, что связано с эти типом экономических структур, безусловно, представляет интерес, в том числе и для России, где в настоящее время действует большое количество разного рода объединений организаций и хозяйствующих субъектов, ассоциаций и т.п., которые, по существу, являются ОС или легко могут быть трансформированы в них.

В заключение отметим, что сама организация деятельности БРТШ имеет инновационный характер, интегрируя различные направления междисциплинарных исследований и объединяя опыт и навыки представителей многих стран.

Отдельные направления деятельности БРЯи поддерживают и усиливают друг друга: академическое направление способствует формированию молодых специалистов, обеспечивает консультационную поддержку малых инновационных фирм, развивающихся в рамках инновационного центра, в то же время исследователи получают ценнейший эмпирический материал, необходимый для плодотворной научной работы и актуализации образовательных программ.

С нашей точки зрения, опыт организации и функционирования 8Р1Ш, теоретические и практические достижения его сотрудников заслуживают внимания российских специалистов и могут быть полезны в российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.