ИНФРАСТРУКТУРА МАССОВОГО СПОРТА РОССИИ
Лиманская Е.Г.,
студент факультета спортивного менеджмента, педагогики и психологии, кандидат в мастера спорта по гандболу.
Овчинников Ю.Д.
кандидат технических доцент, доцент кафедры биохимии, биомеханики и естественных научных дисциплин
Величко А.И.
старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар)
INFRASTRUCTURE OF MASS SPORT IN RUSSIA
Limanskaya E.,
student of the faculty of sports management, pedagogy and psychology,
candidate for master of sports in handball.
Ovchinnikov Yu.,
Candidate of Technical Associate Professor, Associate Professor of the Department of Biochemistry, Bio-
mechanics and Natural Scientific Disciplines
Velichko A.
Senior Lecturer, Department of Life Safety and Prevention of Drug Addiction Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (Krasnodar)
Аннотация
Инфраструктура массового спорта России, не смотря на пандемию получает развитие в муниципальных образованиях. Однако в больших индустриальных городах спортивные комплексы сооружаются, их становится больше, потому что власти обеспокоены утверждением здорового образа жизни как неотъемлемого элемента общей культуры личности, в противовес факторам, негативно влияющих на здоровье людей. Целью исследования является определение необходимости развития спортивных комплексов с использованием информации о влиянии спорта на здоровье людей и рост здоровой нации. Сущность исследования заключается в изучении и изложении информации о спортивные комплексы, необходимость их развития. Авторы отмечают, что создание и развитие индустрии спорта требует объединения усилий государства, бизнеса и спортивных организаций.
Abstract
The infrastructure of mass sports in Russia, despite the pandemic, is developing in municipalities. However, in large industrial cities, sports complexes are being built, their number is growing, because the authorities are concerned about the establishment of a healthy lifestyle as an integral part of the general culture of the individual, as opposed to factors that negatively affect people's health. The aim of the study is to determine the need for the development of sports complexes using information about the impact of sports on people's health and the growth of a healthy nation. The essence of the research lies in the study and presentation of information about sports complexes, the need for their development. The authors note that the creation and development of the sports industry requires combining the efforts of the state, business and sports organizations.
Ключевые слова: национальные проекты, массовый спорт, инфраструктура, здоровый образ жизни, спортивный менеджмент, воркаут, ГТО.
Key words: national projects, mass sports, infrastructure, healthy lifestyle, sports management, workout, TRP.
Развитие массового спорта имеет значение стратегическое значение для цивилизованного мира, ибо показывает физическое и морально-психологическое состояние общества [1,3,10].
Премьер-министр России Михаил Мишустин в начале года призвал губернаторов активнее строить спортплощадки и заявил, что в 2021 году кабинет министров выделил регионам дополнительно 2 миллиарда рублей на решение этой задачи. Национальный проект «Спорт — норма жизни» получили в России практическое развитие [14]. В России произошла трансформация в развитии массовой физической культуры и спорта, не только из-за новых
технологий, новых видов спорта, но и новых конструкций спортивных объектов.
Цель научного исследования- показать развитие инфраструктуры массового спорта в России как государственной стратегии в рамках национальных проектов.
МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Проведенный анализ показал, что несмотря на пандемию в России происходит интенсивно развитие структуры спортивных сооружений в разных регионах для развития массового спорта в России [6,11,16].
По итогам 2020 года в стране появилось больше 150 новых спорт объектов, в том числе девять крытых ледовых катков, 12 спортзалов, 20 физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) и пять плавательных бассейнов. Кроме того, российские регионы получили необходимое оборудование для открытия более чем 70 футбольных полей и 30 ФОК открытого типа. По всей стране стали открываться новые спортивные площадки в шаговой доступности, в том числе в сельской местности[2]. Еще 37 объектов находятся на финальной стадии строительства, их сдачу в эксплуатацию пришлось перенести на этот год из-за пандемии. Информационный анализ показал, что в 2021 году планируется построить более 100 площадок в 78 регионах страны на общую сумму 2 млрд рублей.
Следует особо отметить, что большинство этих объектов вводится на сельских территориях, мы видим их большой потенциал, это не экономически затратные объекты, но они дают максимально положительный эффект социального функционирования в муниципальных образованиях[15].
С начала 2021 года спортивные объекты в регионах действительно развиваются активно с учетом региональных особенностей. Например, большой региональный центр по стрельбе из лука в Бурятии, Дворец художественной гимнастики в Ульяновске и новый бадминтонный комплекс в Саратове. Спортивная школа «Арена» в Курской области получила много современного спортивного оборудования, в городе Жердевка Тамбовской области начали строить закрытый плавательный бассейн, а в Ялте уже до конца этого года может открыться модульный зал для занятий художественной гимнастикой. Увеличивается и финансирование комплексных программ развития спорта в регионах. депутаты Законодательного собрания Ульяновской области увеличили финансирование государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» в регионе на 33 млн рублей, на которые построят три площадки ГТО, три многофункциональные спортивные три дворовые площадки [18,19].
По статистике на 2020 год количество объектов спортивной инфраструктуры, включая рекреационные, составляет более 335 тыс., из них в федеральной собственности около 12 тыс., в региональной — 41 тыс., в муниципальной — 249 тыс. (в том числе 119 тыс. в сельской местности). Плоскостные спортивные сооружения составляют154 тыс., из которых 22 тыс. — футбольные поля.
Анализ показал, что наблюдается дисбаланс инфраструктуры спортивных сооружений: в крупных городах количество и качество (соответствие стандартам, в том числе международным) позволяет обеспечить жителей необходимой спортивной инфраструктурой, то в регионах не хватает качественной инфраструктуры для развития массовой физической культуры и спорта. В Москве, Санкт-Петербург, Казань, Сочи — города, в которых проводились глобальные спортивные соревнования, и остальные регионы, в которых отсутствует профессиональный спорт как категория, а физическая
культура массово не имеет элементарных условий для развития[7]. Национальные проекты направлены на устранения глобальных различий материально-технического обеспечения в развитии массового спорта на муниципальном уровне. Так, в Новосибирске открыли спорткомплекс «Армада», в городе Рубцовске Алтайского края появился круглогодичный ледовый комплекс по зимним видам спорта, в Биробиджане начал работу крытый каток с искусственным льдом. Следует отметить, что современные спортивные сооружения появились даже в небольших населенных пунктах, например, в селе Троицкое Омской области и поселке Ша-милькала Республики Дагестан.
Министерство спорта создает единую цифровую платформу с картой всех спортивных объектов страны и предоставлением полного перечня услуг.
Разные форматы спорта получают развития и соответственно требуют новой инфраструк-туры[8,13].
Повысился общественный интерес россиян к занятиям различными видами спорта, и они выступают с различными предложениями.
Кроме того, дополнительно развивается корпоративный спорт — некоторые компании, строят собственные спортивные объекты для сотрудников и членов их семей. Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Трудовые резервы» создает в стране сеть физкультурно-спортивных клубов по месту работы россиян, а кроме того, возрождает комплекс «Готов к труду и обороне» — на III Фестиваль всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, который проходил с 12 по 16 мая в Уфе, приехали 39 команд из разных регионов страны, всего более 350 человек в возрасте от 25 до 59 лет.
Также развиваются современные спортивные форматы — например, в разных регионах строятся площадки для занятий воркаутом[12].
В России ширится воркаут-движение. Воркаут площадки стали частью спортивного менеджмента в регионах[9].
Появляются спортивные площадки международного стандарта многофункционального использования. Спортивная арена в составе МФК Match Point соответствует всем требованиям Международной федерации волейбола FIVB. В составе объекта — два тренировочных поля общей площадью 1,6 тыс. кв. м, медико-восстановительный центр, оздоровительный центр с тренажерным и ОФМ-залами, зоны для спортивных комментаторов, конференц-зал и пресс-центр. Арена спроектирована по принципу «трансформера», что позволяет также проводить здесь соревнования по баскетболу и мини-футболу. Кроме того, в центральной части объекта на высоте 16 метров установлен светодиодный экран для трансляции информации. Для посетителей арены организована отдельная парковка. Собственная инфраструктура проекта дополнена административно-офисным зданием и коммерческими площадями на первых этажах, которые оборудованы отдельными входными группами.
Новый Ледовый дворец в Туле рассчитан на 3 тысячи зрителей. Площадь здания составляет 15 тыс. кв. метров , в котором созданы условия для занятий хоккеем, фигурным катанием, силовыми видами спорта. Также в Ледовом дворце расположены тренажерный зал, фуд-корты, спортивные магазины.
Ледовый дворец станет домашней ареной «Академии хоккея им. Б.П. Михайлова» в сезоне МХЛ-2020/2021 г.
В Туле открыли первый в России Центр уличного баскетбола по стандартам Международной федерации баскетбола (ФИБА). Центр построен за счет средств Промсвязьбанка (ПСБ) в рамках совместного с Российской федерацией баскетбола Всероссийского спортивного проекта «ПСБ — Детям». Центр станет одной из лучших площадок как для любителей, так и для профессионалов, позволит улучшить подготовку олимпийского резерва. В этом спортивном сооружении сооруженном по новым технологиям планируют проводить чемпионаты, первенства и кубки России по баскетболу и стритболу[5]. Игровые виды становятся востребованы и государство дает возможность их развития для всех желающих, приобщиться к данному виду спорта.
У футбольной академии «Арсенал» в Туле появился свой футбольный комплекс для клубной
академии. Арена оснащена трибунами на 1500 зрителей, мачтами освещения и электронным табло. Для болельщиков с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены места повышенной комфортности.
В Приморско-Ахтарске Краснодарского края восстановлена детско-юношеская спортивная школа. Около 50 лет спортивная школа располагалась в историческом здании, построенном в начале прошлого века. В 2012 году помещения были признаны аварийными, воспитанников перевели в физкультурно-оздоровительный центр города. На реконструкцию объекта на условиях со финансирования было выделено более 92 млн рублей. Большая часть — почти 87 млн рублей — по программе «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края», более 5 млн направлено из бюджета района[17]. Общая площадь объекта составляет около 1,6 тыс. кв. метров. В школе планируются занятия по 10 спортивным направлениям, среди них баскетбол, волейбол, вольная борьба, художественная гимнастика. Здание находится в центре города и удобно жителям с точки зрения транспортной логистики. С помощью информационного анализа в г. Краснодаре было выявлено пять важных спортивных объектов близких к заверше-нию[4].
Фото 1. Физкультурно-оздоровительный комплекс в Прикубанском округе
Фото 2. Баскетбольный центр в г. Краснодаре
Информация о структуре объекта. Комплекс будет состоять из трех баскетбольных залов с паркетом и оборудованием высшего уровня, гостиницы на 150 мест, тренажерного зала, ресторана, площадки для стритбола. Остановки, связанные с карантином, на сроки работ почти не повлияли.
Уже скоро завершится строительство спортивных элементов комплекса. Тренировочный центр расположился на участке более 12 тысяч квадратных метров. Для занятий воспитанников ПБК «Локомотив-Кубань» он откроется уже в 2021 году.
Фото 3. Общий вид баскетбольной академии.
Спортивно -оздоровительный комплекс на улице Первомайская, 39 в пос. Знаменский. Спорткомплекс для школы №20 г. Краснодара[4].
Список литературы
1. Аллянова П.Ю., Толдиев С.М. Возможности улучшения условий развития физической культуры и спорта//Муниципальная академия. 2017. № 1. С. 42-49.
2. Бобровский Е.А. Активизация массового спорта в регионах ЦФО//Вопросы социально-экономического развития регионов. 2017. № 1 (2). С. 26-29.
3. Болозин А.А. Методологические основы изучения доступности массового спорта для молодежи/Caucasian Science Bridge. 2020. Т. 3. № 1 (7). С. 50-54.
4. В Краснодаре построят спортивный комплекс для двух школ [URL]] https ://kubnews.ru/obshchestvo/2019/06/28/v-krasnodare-postroyat-sportivnyy-(Дата обращения 21.11.2021).
5. В Туле открыли Центр уличного баскет-бола[URL] https://sdelanounas.ru/blogs/136398/ (Дата обращения 16.11.2021).
6. Верзилин Д.Н., Дубатов М.А. Оценка влияния пандемии COVID-19 на экономику сферы физической культуры и массового спорта//Экономика. Право. Инновации. 2021. № 2. С. 22-28.
7. Гаврилов В.А. Развитие спортивного менеджмента в Санкт-Петербурге//Общество: политика, экономика, право. 2021. № 1 (90). С. 51-54.
8. Еремин И.Б., Грук Д.В. Спортивная инфраструктура как фактор развития экстремальных видов спорта//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 11 (189). С. 180-185.
9. Зарубина В.Р. Создание площадок для вор-каута в городской среде//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T45. С. 2128.
10. Искоев М.М. Проблемы развития и реализации государственной политики в области физической культуры массового спорта//Бизнес и общество. 2021. № 1 (29). С. 17.
11. Крылова А.Т., Круглова Т.Э. Региональные особенности развития массового спорта в Камчатском крае//Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9 (89). С. 173-177.
12. Мамонов П., Остапчук В. Проведение спортивно-развивающего мероприятия «Воркаут- в каждый двор» //Муниципальная академия. 2017. № 2. С. 144-149.
13. Мяконьков В.Б., Росенко С.И. Модели развития и управления системой занятий физической культурой и массовым спортом с использованием инфраструктуры рекреационных, парковых и иных доступных зон//Теория и практика физической культуры. 2020. № 4. С. 66-68.
14. Национальные проекты России [URL] https://www.yandex.m/search/?lr=35&offlme_searcCT ата обращения 21.11.2021).
15. Остапенко И.Е. Ресурсное обеспечение конкурентных преимуществ сферы спорта региона (на примере Московской области)//Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11. № 7-1. С. 101111.
16. Перькова Е.Ю. Оценка развития массового спорта в регионах ЦФО//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 365-368.
17. Соломахина Т.Р. Формирование оптимальных экономических условий для всех категорий граждан страны для занятий физической культурой и массовым спортом//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 313-316.
18. Сысоева Е.Ю., Симина Т.Е., Татарова С.Ю., Стадник Е.Г. Заявленные цели во ВФСК ГТО и их практическая реализация в сегменте студенческой молодежи//Теория и практика физической культуры. 2021. № 6. С. 72-74.
19. Якушев Д.С. Рейтинг количества сообщений по объекту «ВФСК ГТО» в информационно -пропагандистской среде//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 1. С. 76.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ АСТРОНОМИИ В ШКОЛЕ
Протодьяконова А.А.
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», старший преподаватель
LEARNING TASKS FOR FORMING NATURAL SCIENTIFIC LITERACY WHEN STUDYING
ASTRONOMY AT SCHOOL
Protodyakonova A.
North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
Senior Lecturer
Аннотация
Естественнонаучная грамотность определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования. Стоит задача повышения уровня естественнонаучной грамотности учащихся. В данной статье в качестве средств формирования естественнонаучной грамотности при изучении астрономии рассматриваются некоторые типы учебных заданий.
Abstract
Science literacy is defined as the primary goal of school science education. The task is to increase the level of natural science literacy of students. In this article, some types of educational tasks are considered as a means of developing natural science literacy in the study of astronomy.
Ключевые слова: Астрономия, естественнонаучное образование, естественнонаучная грамотность, учебные задания.
Keywords: Astronomy, science education, science literacy, study assignments.
PISA (Programme for International Student Assessment) - это программа международной оценки учащихся ОЭСР(Организация экономического сотрудничества и развития). PISA измеряет способность 15-летних детей использовать свои знания и навыки в области чтения, математики и естественных наук для решения реальных жизненных задач. Результаты российских учащихся в международном исследовании PISA свидетельствуют о невысоком уровне естественнонаучной грамотности. Однако естественнонаучная грамотность очень важна для естественнонаучного образования. Официально естественнонаучную грамотность определяют «как способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием»[4].
Перед нами стоит задача повышения уровня естественнонаучной грамотности учащихся. В данное время мало заданий, составленных специально для контроля и формирования естественнонаучной грамотности учащихся.
Из определения естественнонаучной грамотности вытекает, что естественнонаучно грамотный человек должен обладать соответствующими ком-петентностями: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов [3].
В заданиях PISA в 2018 году проверка естественнонаучной грамотности была распределена в процентном соотношении так: Физические си-стемы-33%, Живые системы -41%, Науки о Земле и Вселенной -26%.