Леднев Д.И. магистрант направление Экономика Южный институт менеджмента Российская Федерация, г. Краснодар ИНФРАСТРУКТУРА КУРОРТНО-ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Одним из важнейших факторов развития курортно-туристского кластера является наличие развитой туристской инфраструктуры региона, включающей в себя организации и предприятия социальной, производственной, информационной и институциональной инфраструктуры и обеспечивающих их тесное взаимодействие. Основные функции туристской инфраструктуры региона состоят в следующем:
- обеспечение условий развития и функционирования курортно-туристских предприятий различной организационно-правовой формы;
- обеспечение благоприятных условий, способствующих партнерскому взаимодействию предпринимательских структур;
- соответствие туристской инфраструктуры потребностям туристских предприятий с учетом их функциональной специализации, пропускной способности и т.д.;
- доступность инфраструктуры всем хозяйствующим субъектам туристского рынка для решения задач развития туризма;
- обеспечение достоверными статистическими данными и мониторинг деятельности курортно-туристских предприятий.
Развитие туристской инфраструктуры предполагает наличие двух аспектов: прямого и косвенного. Прямой аспект подразумевает увеличение туристского потока и объема предоставляемых рекреационных услуг, влияющих на уровень занятости населения, его материального благосостояния, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Косвенный аспект подразумевает мультипликационный эффект, стимулирующий развитие смежных отраслей - транспорта, строительства, инженерных систем, сервисно-бытового обслуживания и т.д. Социальный эффект развития туристской инфраструктуры заключается в улучшении экологического состояния территорий, повышении качества предоставляемых услуг и доступности в здравоохранении, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства. Для устойчивого развития туристской инфраструктуры необходимо комплексное, всестороннее развитие всех инфраструктур одновременно.
Производственная инфраструктура курортно-туристского кластера Краснодарского края включает в себя объекты коммунального хозяйства и производство товаров потребления в сфере рекреации. Сейчас серьезным препятствием для развития курортно-туристского кластера Краснодарского края и препятствием для повышения его инвестиционной привлекательности
является слаборазвитая коммунальная инфраструктура региона.
Основные проблемы коммунальной инфраструктуры заключаются:
- в изношенном и устаревшем состоянии основного фонда;
- в недостаточном развитии коммунальных сетей для обеспечения возрастающих потребностей населения, в том числе связанных и с быстрыми темпами роста строительства;
- в неэффективном использовании природных ресурсов в виде потерь тепло- и электроэнергии в процессе производства и транспортировки до конечного потребителя.
В разгар сезона нагрузка на коммунальные сети возрастает в несколько раз, тем самым создавая аварийную ситуацию. Значительное количество биогенных веществ и прочих загрязняющих отходов поступает в Черное море, значительная доля которых приходится на сбросы приморских населенных пунктов, связанная с тем, что очистные сооружения в силу своей изношенности не справляются с объемом нагрузки.
Помимо проблемы загрязнения прибрежных вод остро стоит проблема водоснабжения во многих районах края. Все эти проблемы оказывают негативное воздействие на развитие курортно-туристской сферы края и тормозят потребительский спрос на новые направления в туризме - сельский, этнографический.
Немаловажным фактором, влияющим на развитие курортно-туристского кластера в коммунальной инфраструктуре, является изменение структуры себестоимости в обоснованном экономическом тарифе. Решением проблем коммунальной инфраструктуры может стать формирование конкурентного рынка предоставления коммунальных услуг, создание благоприятных условий для повышения заинтересованности бизнес-структур к этой сфере хозяйствования и привлечение частных инвестиций.
Одной из наиболее значимых составляющих туристской инфраструктуры является транспортная инфраструктура, оказывающая огромное влияние на ее развитие. Транспортная система Краснодарского края, на сегодняшний день, не справляется с ежегодно возрастающим турпотоком и увеличением транспортных средств. Состояние автомобильных дорог, в том числе федеральных трасс, не способно удовлетворять потребностям транспортных перевозок [2].
Наибольший структурный вес автотранспортных средств составляют легковые автомобили - 87%, на долю грузовых автомобилей приходится 12%. В летние месяцы автомобильный поток на дорогах края, характеризующийся ежегодным приростом, создает проблему пропускной способности, особенно ярко выражена эта проблема на участке Сочи-Джубга-Новороссийск, который проходит через плотную сеть населенных пунктов.
Ориентация на долгосрочные интересы общества должна выступать основой проводимой политики как на микро-, так и на макроуровне, в связи с чем реконструкция транспортных путей сообщения должна носить ярко
выраженный инновационный характер, основная суть которого заключается в достижении социально значимых показателей - надежность дорожной сети, снижение неблагоприятного воздействия на окружающую среду, экономия времени на транспортировку товаров и, как следствие, сокращение естественной убыли и порчи товара в пути, повышение пропускной способности дорог, обновление автобусного парка, ремонт и улучшение эксплуатационного состояния трасс и т.д.
Информационная инфраструктура в сфере туризма имеет наибольшую динамику развития и подвержена технологическим изменениям. Диверсификация спектра предоставляемых услуг за счет использования достижений научно-технического прогресса послужило основным фактором увеличения прибыли в данном секторе экономики за последнее десятилетие. Информационно-технологический прогресс оказывает огромное влияние на развитие рекреационной сферы, и ведущая роль здесь отведена сети Интернет, преимущества использования которой очевидны как со стороны потребителей рекреационных услуг, так и со стороны производителей. Также предлагаются следующие направления развития информационной структуры:
- локальная автоматизация туристского офиса;
- внедрение прикладных программ автоматизации формирования, продвижения и реализации турпродукта;
- использование систем управления базами данных;
- использование локальных компьютерных сетей;
- внедрение телекоммуникационных систем резервирования мест в коллективных средствах размещения и бронирования билетов;
- внедрение мультимедийных маркетинговых систем [1].
Таким образом, совершенствование инфраструктуры курортно-туристского кластера с целью его модернизации может способствовать устойчивому развитию повышению конкурентоспособности курортно-туристского кластера Краснодарского края.
Использованные источники:
1.Белицкая О.В., Стукова Ю.Е. Событийный туризм Краснодарского края: направления и перспективы роста//Вестник Академии знаний. 2013. №1(4) С.17-21
2.Болтава А.Л., Зелинская М.В. Особенности состояния региональной экономики Краснодарского края. // Экономика и предпринимательство, 2014. - №11-3 (52-3). - С.223-227