Научная статья на тему 'Инфраструктура дотационного региона: функции, свойства, понятие, принципы и методы изучения'

Инфраструктура дотационного региона: функции, свойства, понятие, принципы и методы изучения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / СВОЙСТВА / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коков А.Ч., Алиев Ш.Х., Сайдаев А.Л.

В статье рассмотрены основные функции, свойства, понятия, принципы и методы изучения инфраструктуры дотационного региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура дотационного региона: функции, свойства, понятие, принципы и методы изучения»

Коков А.Ч.

ИИПРУКБНЦРАН

г.Нальчик arturkokov@mail.ru

Инфраструктура дотационного региона: функции, свойства, понятие, принципы и методы изучения

Алиев Ш.Х.

ИИПРУКБНЦРАН

Аннотация: В статье рассмотрены основные функции, свойства, понятия, принципы и методы изучения инфраструктуры дотационного региона

Сайдаев А.Л.

ИИПРУКБНЦРАН

Ключевые слова: инфраструктура, регион, свойства, принципы, методы

Kokov A.C., Aliyev Sh.Kh., Saydayev A.L. Infrastructure subsidized region: functions, properties, concept, principles and methods of study

Abstract: The article describes the basic functions, properties, concepts, principles and methods of studying infrastructure subsidized region

Key words: infrastructure region properties, principles, methods

Инфраструктура представляет собой совокупность систем жизнеобеспечения производственно-экономического, социального комплексов региона. Она представляет собой подсистему РЭС, которая обеспечивает обмен результатами деятельности в общественном производстве и при этом сама является результатом общественного разделения труда.

Инфраструктура также может рассматриваться как внешние условия производства товаров и услуг и как неотъемлемая часть производительных сил.

В составе инфраструктуры принято выделять следующие элементы: дороги, каналы, мосты, туннели, линии связи и электропередач, аэропорты, аэродромы, взлетно-посадочные площадки, порты, емкости и резервуары и т.д.

В соответствии с выполняемыми функциями выделяют следующие составные части инфраструктуры: производственную, социальную, экологическую, инфраструктуру управления и др.

К основным функциям производственной инфраструктуры относятся [1]:

- снабжение производственных отраслей региона топливом, энергией, материальными ресурсами;

- обеспечение сбыта продукции и услуг, производимых предприятиями производственного комплекса региона;

- обеспечение протекания всех видов информационных потоков.

К функциям социальной инфраструктуры относятся обеспечение жизнедеятельности населения региона, обеспечение его всеми видами услуг социального характера.

Разделение элементов инфраструктуры на производственные и социальные имеет достаточно условный характер. В зависимости от непосредственно выполняемых функций элементы инфраструктуры могут быть отнесены как к производственной инфраструктуре, так и к социальной. К функциям экологической инфраструктуры (очистные сооружения, отстойники, фильтры, пылеуловители и др.) относятся отвод, утилизация, очистка отходов производства и жизнедеятельности населения с целью сохранения благоприятной экологической ситуации в регионе. К функциям инфраструктуры управления относится обеспечение эффективного протекания процессов управления всеми видами и сферами деятельности в регионе. Здания и сооружения ОГВ, линии обычной и специальной связи, компьютерные системы органов власти и управления и др.

Особенности и закономерности функционирования и развития инфраструктуры дотационного региона [2]:

1. Поскольку инфраструктура является внешним условием функционирования производственного, социального, финансового комплексов в регионе, то проблемы ее развития в значительной степени относятся к компетенции органов государственного и муниципального управления. Даже в странах с самой либеральной рыночной экономикой развитие инфраструктуры осуществляется с максимальным вмешательством государства.

2. Элементы инфраструктуры распределены по территории государства повсеместно, во всех регионах, но с различной степенью плотности. Принято считать, что уровень развития инфраструктуры характеризует, определяет общий уровень социально-экономического развития той или иной территории.

3. Инфраструктура, как часть производственной системы, имеет ярко выраженный региональный характер. Ее элементы привязаны к территории конкретного региона. Следовательно, проблемы обеспечения развития элементов инфраструктуры относятся в большей степени к компетенции региональных органов власти. Развитие элементов инфраструктуры, обеспечивающих межрегиональные материальные, информационные потоки относится к совместной компетенции федеральных и региональных органов власти и управления.

4. Поскольку, как отмечалось выше, инфраструктура является внешним, обеспечивающим условием функционирования производственных, социальных комплексов региона, уровень ее развития должен соответствовать общему уровню социально-экономического развития региона. Отставание в уровне развития инфраструктуры приводит к тому, что производственная, социальная, финансовая сфера региона будет развиваться в неэффективных условиях. Материальные, информационные, финансовые потоки в этом случае будут затруднены.

5. Стимулирование государственными и муниципальными органами управления опережающего развития инфраструктуры является эффективным методом косвенного воздействия государства на развитие экономики в целом

Литература

1. Коков А.Ч. Улучшение инвестиционной привлекательности экономики регионов / Журнал «Аграрная наука» №3 2007

2. Мажажихов А.А. Организационно-экономический механизм формирования и развития инновационных систем: сущность и функциональная структура / журнал «Проблемы управления рисками в техносфере» №4(24) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.