Научная статья на тему 'ИНФОРМИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)'

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ГИГИЕНА / СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никогосян А.Н., Белас В.И., Чукина К.Р., Тимченко Н.С.

В данном исследовании представлены результаты опроса студентов АГМУ, целью которого явилась оценка осведомлённости респондентов о том, какие профилактические меры способствуют сохранению стоматологического здоровья. Кроме того, проведен сравнительный анализ ответов студентов, обучающихся по разным медицинским специальностям (студенты Института стоматологии и Института клинической медицины).This study presents the results of a survey of ASMU students, the purpose of which was to assess the respondents' awareness of what preventive measures contribute to the preservation of dental health. In addition, a comparative analysis of the responses of students enrolled in various medical specialties (students of the Institute of Dentistry and the Institute of Clinical Medicine).This study presents the results of a survey of ASMU students, the purpose of which was to assess the respondents' awareness of what preventive measures contribute to the preservation of dental health. In addition, a comparative analysis of the responses of students enrolled in various medical specialties (students of the Institute of Dentistry and the Institute of Clinical Medicine).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)»

Scientist

Scientist, 2023, 2(24), 168-178._

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Никогосян А.Н., Белас В.И., Чукина К.Р., Тимченко Н.С.

В данном исследовании представлены результаты опроса студентов АГМУ, целью которого явилась оценка осведомлённости респондентов о том, какие профилактические меры способствуют сохранению стоматологического здоровья. Кроме того, проведен сравнительный анализ ответов студентов, обучающихся по разным медицинским специальностям (студенты Института стоматологии и Института клинической медицины).

Ключевые слова: профилактика, гигиена, стоматологические заболевания, стоматологическое здоровье.

This study presents the results of a survey of ASMU students, the purpose of which was to assess the respondents' awareness of what preventive measures contribute to the preservation of dental health. In addition, a comparative analysis of the responses of students enrolled in various medical specialties (students of the Institute of Dentistry and the Institute of Clinical Medicine). Key words: prevention, hygiene, dental diseases, dental health.

Распространённость стоматологических заболеваний определяет масштабы поражённости зубочелюстной системы и величину потребности в терапевтической, ортопедической и хирургической стоматологической помощи. Среди взрослого населения распространённость стоматологических заболеваний достигает 95 -96%, а в возрастных группах старше 35 лет проблемы, связанные с болезнями зубов, выходят на 1-ое место, причём потребность в зубопротезировании достигает 60 - 100%. Это свидетельствует об огромной потребности населения в профилактической помощи. Кроме того, здоровье зубов - это не только эстетическая проблема,

но и проблема здоровья всего организма. Предварительная диагностика таких заболеваний, как сахарный диабет, гиперкератозы, желудочно-кишечного тракта, опухоли и др., возможна только при плановых профилактических осмотрах органов полости рта и челюстно-лицевой области. Таким образом, проведение предупредительной профилактики стоматологических заболеваний во всех возрастных группах населения лежит в основе сохранения как стоматологического. так и соматического здоровья. К сожалению, многие пациенты часто не осознают значимости гигиены и профилактики полости рта для состояния организма в целом, а также общесоматической патологии. Высокая распространённость и интенсивность основных стоматологических заболеваний, падение качества индивидуального и общественного здоровья вызывают необходимость массовой профилактики заболеваний зубочелюстной системы.

Цель: оценить осведомленность студентов медицинского вуза о влиянии профилактических мер на распространение заболеваний зубочелюстной системы.

Материалы и методы

В нашем исследовании были опрошены 52 респондента: студенты 2-го курса ИС (26 человек) и ИКМ (26 человек) АГМУ. Опрос проводился в онлайн формате с использованием Google формы. Авторская анкета состояла из 14 вопросов по исследуемой проблеме.

Результаты и обсуждения

По первому вопросу «Знаете ли вы о мерах профилактики заболеваний полости рта?», студенты Института стоматологии продемонстрировали полную осведомленность. В этом их отличие от студентов Института клинической медицины, среди которых 8% выразили свою неинформированность в данном вопросе.

Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что основная часть респондентов осведомлены о профилактических мерах, но уровень осведомлённости студентов ИС выше, чем у ИКМ.

Следующий вопрос касался того, как, по мнению респондентов, профилактические меры влияют на стоматологическое здоровье и препятствуют ли они появлению заболеваний зубочелюстной системы. Критическое отношение к профилактическим мерам как фактору сохранения стоматологического здоровья выразили лишь 8% студентов Института стоматологии; среди студентов Института клинической медицины таких было в 2,5 раза больше - 19%.

ИС

ИКМ

■ да "нет

■ да "нет

Большинство будущих врачей безотносительно специальности осознают позитивную роль профилактики в сохранении стоматологического здоровья, но обучение на стоматолога делает это осознание более глубоким и последовательным

В вопросе о целях профессиональной гигиены полости рта все участники опроса, и будущие стоматологи, и будущие лечебники,

единодушно дали позитивный ответ, считая ее важным шагом в предотвращении заболеваний зубочелюстной системы.

Сохранение стоматологического здоровья связано с устойчивой практикой посещения врача-стоматолога и с этим был связан вопрос анкеты «Как часто вы посещаете врача-стоматолога?». В группе студентов-стоматологов почти половина (46%) посещают врача-стоматолога раз в год, несколько меньше тех, кто оказывается в стоматологическом кабинете по необходимости (39%) и заметно меньшее количество участников опроса обращаются в стоматологию дважды в год (15%). Примерно равная часть студентов-лечебников посещает стоматолога раз в год (38%) или в случае острых проблем (31%). При этом в данной группе чаще встречается вариант ответа «2 раза в год» (23%) и только в этой группе есть непосещающие стоматолога (8%).

ИС ■ По острой необходимости ■ 2 раза в год ■ 1 раз в год ■ Не посещаю ИКМ По острой необходимости ■ 2 раза в год 1 раз в год Не посещаю

< ^ Л г Я к. и >

Таким образом, основное совпадение в группах опрашиваемых заключается в том, что и студенты Института стоматологии, и студенты Института клинической медицины в своей основной части (по 61%) не оставляют своим вниманием состояние стоматологического здоровья. При этом ответы студентов-лечебников более контрастны: с одной стороны, среди них есть те, кто проявляют повышенную озабоченность своим стоматологическим здоровьем, с другой - есть и те, кто им не интересуется.

Следующий вопрос анкеты касался знаний относительно конкретных мер по профилактике стоматологических заболеваний. Так, все студенты-

БавпйзЬ 2(24), 2023

стоматологи дали положительный ответ на вопрос о том, знают ли они правила чистки зубов, а среди студентов-лечебников 12% участников опроса в этой группе ответили отрицательно.

ИС

ИКМ

Iда ■ нет

| да ■ нет

Таким образом, осведомленность о правилах чистки зубов выше у будущих стоматологов.

Проведение профессиональной чистки зубов у стоматолога также относится к здоровьесберегающим стоматологическим практикам. Одинаковое количество респондентов в обеих группах (по 38%) не имеют такого опыта. При этом такая мера профилактики стоматологических заболеваний чаще используется студентами-стоматологами; в отличие от них, студенты лечебники в 3 раза реже, дважды в год делают профессиональную чистку зубов.

Для поддержания стоматологического здоровья важную роль играет частота ежедневной чистки зубов. Ответы студентов разных специальностей мало отличаются друг от друга: в обеих группах преобладает вариант «2 раза в день» и крайне редко (по 4%) встречается вариант «после каждого приема пищи».

ИС

2 раза в день

11 раз в день

После каждого приёма пищи

ИКМ

2 раза в день

11 раз в день

После каждого приёма пищи

%

В ответе на этот вопрос студенты-стоматологи не продемонстрировали выраженной приверженности правильной модели поведения, что можно было бы ожидать от них в силу более глубокого понимания проблемы.

По продолжительности чистки зубов ответы студентов-стоматологов выглядят более привлекательно: половина из участников опроса делает это больше 3-х минут, немного меньше (42%) отводят на процедуру 2 минуты. Студенты-лечебники в 3 раза чаще сокращают время на проведение процедуры до 1 мин.

ИКМ

1 минуту 12 минуты Больше 3 минут

Тем самым, можно говорить о более тщательном подходе студентов стоматологов к чистке зубов как средству профилактики стоматологических заболеваний.

В анкете был задан вопрос о том, как часто нужно менять зубную щетку для эффективной гигиены зубов. Каждый третий из студентов-лечебников считает, что достаточно делать это раз в полгода, ответы же будущих стоматологов не содержат такого варианта вообще. Студенты-стоматологи в большинстве своем (77%) правильно ориентированы на замену зубной щетки после 3-х месячного использования.

ИС ИКМ

■ Каждый месяц

■ Каждые 3 месяца

■ Каждые полгода

В этом вопросе студенты Института стоматологии обнаружили знание современных подходов к гигиене.

В этом же ключе находятся ответы студентов-стоматологов на вопрос о том, насколько полно они очищают полость рта. Основная часть (85%) постоянно при чистке чубов очищают и поверхность спинки языка; студенты-лечебники делают это несколько реже (73%). Среди последних заметно больше тех, кто не уделяет вообще внимание поверхности языка при чистке зубов (15%).

После приема пищи примерно две трети студентов в обеих группах используют жевательную резинку при том отличии, что студенты-

стоматологи делают это несколько чаще: положительно ответили 23% студента-стоматолога и 15% студента-лечебника.

ИС

I да ■ иногда ■ нет

При этом следует обратить внимание на то, что каждый третий в опросе не осознает полезных свойств жевательной резинки для гигиены полости рта после приема пищи в ситуациях, когда под рукой нет ополаскивателя для рта или щетки. Резинка помогает очистить эмаль и межзубные пространства от остатков еды.

В опросе оценивалась информированность студентов о том, какие современные дополнительные средства гигиены полости рта им известны и используются на практике.

Какие дополнительные средства гигиены полости рта вы используете?

70% 60% 50% 40%

30% 20% 10% 0%

II I. I

I

I

Зубная нить Ополаскиватель Монопучкова

щётка

Ирригатор

Межзубной ёршик

Скребок для Не использую языка

ИС ИКМ

Чаще всего студенты медицинского вуза прибегают для гигиены полости рта к таким средствам, как ополаскиватель, зубная нить; заметно реже используются ирригатор, межзубной ершик, монопучковая щетка и скребок для языка. Будущие стоматологи с разной степенью

Scientist, 2(24), 2023

интенсивности используют все перечисленные в анкете средства гигиены, в то время как студенты, обучающиеся клинической медицине, стабильно используют лишь ополаскиватель и зубную нить, эпизодически -монопучковую щетку и ирригатор.

При этом отметим, что в ответах на данный вопрос проявились заметные отличия в моделях поведения студентов-стоматологов и студентов-терапевтов, основанных на знании современных подходов. Профессиональная подготовка студентов Института стоматологии позволяет им лучше ориентироваться в дополнительных средствах гигиены полости рта, но и даже знания не становятся основой правильных паттернов собственного поведения в сохранении своего стоматологического здоровья.

Риски развития заболеваний зубочелюстной системы оценивались в анкете по таким показателям, как кровоточивость десен и повышенная чувствительность зубов. По результатам опроса оказалось, что кровоточивость десен отсутствует почти у половины студентов-стоматологов (42%) и лишь у 27% студентов-лечебников. Другой вариант негативного состояния здоровья полости рта - повышенная чувствительность зубов - в разной степени интенсивности встречается у 35% будущих стоматологов и в 54% студентов Института клинической медицины.

Отмечаете ли вы кровоточивость десен?

ИС

■ часто

■ редко

■ никогда

ИКМ

часто

редко

никогда

42%

Присутствует ли у вас повышенная чувствительность зубов?

ИС ИКМ

■ да ■ нет ■ иногда ■ да ■ нет ■ иногда

V % % %

65 ^Н % 46 ^Л %

Выводы

В результате исследования можно сделать вывод, что осведомлённость студентов медицинского вуза относительно мер профилактики заболеваний зубочелюстной системы находится на среднем уровне и существует дифференциация по этому основанию степени информированности студентов Института стоматологии и Института клинической медицины. Так, будущие стоматологи обладают более высокими теоретическими знаниями по исследуемой проблеме, но не всегда знания становятся основанием для здоровьесберегающих моделей поведения, касающихся стоматологического здоровья студентов. Информированность студентов Института клинической медицины и транслируемые в ответах паттерны поведения на фоне выявленных показателей стоматологического здоровья создают риски развития заболеваний зубочелюстной системы.

Список литературы: 1. Халилова Арзы Сервер Кызы, Полещук Ольга Юрьевна, Каладзе Кирилл Николаевич. Взаимосвязь зубочелюстных аномалий, заболеваний тканей пародонта и гигиенического состояния полости рта у детей школьного возраста. Научный вестник Крыма. 2021; 1(30). URL: https://cyberleшnka.ш/artide/n/vzaimosvyaz-zubochelyustnyh-anomaHy-zabolevaшy-tkaney-parodonta-i-gigiemcheskogo-sostoyaшya-polosti-rta-u-detey-shkolnogo (дата обращения: 11.04.2023).

2. Полякова О.Л., Чучкова Н.Н., Николенко В.Н., Чучков В.М., Кочурова Е.В. Оценка клинического состояния тканей пародонта у детей в возрасте от 5 до 14 лет, проживающих в районах с техногенным загрязнением. Волгоградский научно-медицинский журнал. 2021; 3. URL: https://cyberlernnka.ru/artide/n/otsenka-kHmcheskogo-sostoyamya-tkaney-parodonta-u-detey-v-vozraste-ot-5-do-14-let-prozhivayuschih-v-rayonah-s-tehnogennym (дата обращения: 11.04.2023).

Как цитировать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Никогосян А.Н., Белас В.И., Чукина К.Р., Тимченко Н.С. Информированность студентов медицинского вуза о мерах по профилактике заболеваний зубочелюстной системы (по результатам социологического опроса. Scientist. 2023; 2 (24): 168-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.