Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА / ОБУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА / ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА / СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бакирова Н.М., Шилова Ю.Н.

В данной статье представлено описание результатов исследования отношения студентов института стоматологии и клинической медицины Алтайского государственного медицинского университета к индивидуальной гигиене полости рта. Анализ анкет респондентов был проведён с целью изучения ситуации с индивидуальной гигиеной полости рта, а также применения основных, дополнительных средств и предметов гигиены полости рта.This article presents a description of the results of a study of the attitude of students of the institutes of dentistry and clinical medicine of the Altai State Medical University to individual oral hygiene. The analysis of the questionnaires of the respondents was carried out in order to study the situation with individual oral hygiene, as well as the use of basic, additional means and items of oral hygiene.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бакирова Н.М., Шилова Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА»

Scientist

Scientist, 2023, 2(24), 131-136._

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Бакирова Н.М., Шилова Ю.Н.

В данной статье представлено описание результатов исследования отношения студентов института стоматологии и клинической медицины Алтайского государственного медицинского университета к индивидуальной гигиене полости рта. Анализ анкет респондентов был проведён с целью изучения ситуации с индивидуальной гигиеной полости рта, а также применения основных, дополнительных средств и предметов гигиены полости рта.

Ключевые слова: индивидуальная гигиена полости рта, обучение индивидуальной гигиене полости рта, предметы гигиены полости рта, дополнительные средства индивидуальной гигиены полости рта, средства гигиены полости рта, профессиональная гигиена полости рта. This article presents a description of the results of a study of the attitude of students of the institutes of dentistry and clinical medicine of the Altai State Medical University to individual oral hygiene. The analysis of the questionnaires of the respondents was carried out in order to study the situation with individual oral hygiene, as well as the use of basic, additional means and items of oral hygiene. Key words: individual oral hygiene, individual oral hygiene training, oral hygiene items, additional personal oral hygiene products, oral hygiene products, professional oral hygiene.

Введение

Одним из факторов, способствующих развитию кариеса зуба, относятся плохая гигиена полости рта и диета с высоким содержанием рафинированных углеводов [2, 5].

Распространенность кариеса зубов в разных регионах России колеблется от 60 до 100%, максимальная распространенность достигается к возрасту 35-44 лет [4].

Гигиена полости рта является одним из разделов личной гигиены человека, и главной ее задачей является очищение зубов, десен и языка от остатков пищи, мягкого зубного налета с большим количеством микроорганизмов, а также применение средств, положительно влияющих на свойства органов полости рта, повышающих их резистентность к различным заболеваниям и функциональные возможности [2, 6].

Знание и использование гигиенических средств пациентами, не всегда говорит о качестве гигиены полости рта, поэтому, необходима не только санитарно-просветительская работа, но и индивидуальное обучение гигиене полости рта каждого пациента на приеме у врача-стоматолога [1]. Гигиена полости рта является основным показателем стоматологического здоровья населения[4].

Цель работы - изучить и проанализировать отношение к индивидуальной гигиене полости рта студентов Алтайского государственного медицинского университета.

Задачи исследования:

1. Разработать анкету для студентов Алтайского государственного медицинского университета.

2. Провести анкетирование студентов институтов стоматологии и клинической медицины Алтайского государственного медицинского университета.

3. Провести анализ анкетирования респондентов и сделать выводы.

Материалы и методы

Для решения поставленной задачи была разработана анкета, в которую входило 16 вопросов. Было проведено анонимное анкетирование 99 студентов Алтайского государственного медицинского университета, из них 47 - обучающихся института стоматологии и 52 - обучающихся

института клинической медицины. Статистическая обработка проводилась при помощи сервиса Microsoft Excel.

Результаты и обсуждение

Возраст анкетируемых сосредоточен в диапазоне 20-25 лет.

Анализ анкет показал, что 17,31% студентов института клинической медицины посещают врача-стоматолога на профилактическом осмотре 2 раза в год, 15,38% не посещают вообще, в сравнении со студентами института стоматологии 46,81% посещают врача-стоматолога 2 раза в год, что является хорошим показателем. Относительно времени и частоты проведения индивидуальной гигиены полости рта, 42,31% студентов института клинической медицины проводят чистку 2 раза в день, 32,69% затрачивают на данное мероприятие 1,5 - 2 минуты, в сравнении 74,47% студентов-стоматологов проводят индивидуальную гигиену полости рта 2 раза в день, 34,03% тратят на чистку 1,5 - 2 минуты; необходимо отметить, что 38,3% тратят на это 2 и более минуты. Использование предметов и средств индивидуальной гигиены по рекомендации врача отмечают 50% студентов клинической медицины, и 65,96% студентов-стоматологов. Касаемо зубных порошков, которые не рекомендуют использовать врачи-стоматологи, 82,69% студентов клинической медицины и 97,87% студентов института стоматологии их не используют. Применение отбеливающих зубных паст подтвердили 57,69% студентов-лечебников и 51,06% студентов-стоматологов. Ополаскиватели для полости рта используют всего лишь 42,31% студентов института клинической медицины, значительно лучшим показателем обладают анкетируемые института стоматологии - 57,45%. Использование зубных нитей обязательно для повседневной гигиены полости рта, они используются для профилактики апроксимального кариеса, в результате всего лишь 50% анкетируемых института клинической медицины используют зубную нить, 9,62% вовсе не знают, как ею правильно пользоваться, потрясающий результат показали студенты-стоматологи: 87,23% используют нить для повседневной гигиены полости рта. Электрические зубные щётки не

являются популярным предметом гигиены рта у наших анкетируемых: 59,62% студентов-лечебников и 63,83% студентов-стоматологов не используют её для ежедневной гигиены полости рта. Большинство студентов-стоматологов, а именно 93,62% считают, что они правильно проводят методику индивидуальной гигиены полости рта, тогда как среди студентов института клинической медицины ответили положительно только 55,77%. Ирригатор - является незаменимым элементов ежедневной индивидуальной гигиены полости рта, к большому сожалению не все понимают важность его применения, только 23,08% анкетируемых института клинической медицины и 25,53% института стоматологии используют его. Важным является то, что 17,31% опрошенных студентов-лечебников не имеют представления что такое "ирригатор", а 5,77% просто не знают, как его использовать.

Самыми распространенными зубными пастами, используемыми нашими анкетируемыми, являются - Colgate, ROCS и Splat. Зубные щетки -Oral B, Splat и Colgate.

Таблица 1

Распределение ответов

Институт клинической медицины Институт стоматологии

Как часто вы посещаете стоматолога? 9(17,31%) - 2 раза в год 22(46,81%) - 2 раза в год

Сколько раз в день вы чистите зубы? 22(42,31%) - 2 раза в день 35(74,47%) - 2 раза в день

Какое время вы тратите на чистку зубов? 17(32,69%) - 1,5 - 2 минуты 16(34,03%) - 1,5 - 2 минуты

Используете зубную пасту и щетку по рекомендации врача? 26(50%) - Да 26(50%) - Нет 31(65,96%) - Да

Пользуетесь ли вы зубными порошками? 43(82,69%) - Нет 46(97,87%) - Нет

Пользуетесь ли вы отбеливающими зубными пастами? 30(57,69%) - Да 24(51,06%) - Да

Пользуетесь ли вы ополаскивателями? 22(42,31%) - Да 27(57,45%) - Да

Пользуетесь ли вы зубными нитями? 26(50%) - Да 41(87,23%) - Да

5(9,62%) - Не знаю, как правильно пользоваться

Пользуетесь ли вы электрическими зубными щётками? 31(59,62%) - Нет 30(63,83%) - Нет

Как вы считаете, правильно ли вы проводите методику чистки зубов? 29(55,77%) - Да 44(93,62%) - Да

Пользуетесь ли вы ирригатором? 28(53,85%) - Нет 9(17,31%) - Не знаю, что это такое 3(5,77%) - Не знаю, как правильно пользоваться 35(74,47%) - Нет 0(0%) - Не знаю, что это такое 0(0%) - Не знаю, как правильно пользоваться

Выводы

Таким образом, в результате анкетирования студентов Алтайского государственного медицинского университета нами выявлено, что осведомленность студентов стоматологического факультета по вопросам гигиены полости рта выше, чем у студентов клинической медицины, что возможно связано с профессиональной направленностью их обучения. Большинство студентов надлежащим образом проводят мероприятия, связанные с индивидуальной гигиеной полости рта, а также систематически посещают врача-стоматолога для профилактического осмотра и корректировки использования предметов и средств индивидуальной гигиены полости рта. К сожалению, не все студенты используют дополнительные предметы и средства гигиены полости рта, что следует учитывать врачам-стоматологам на лечебно-профилактических приемах людей данных категорий.

Список литературы:

1. Валиева Р.М. и др. О роли гигиены полости рта. Вестник Казахского национального медицинского университета. 2017; 1: 230-232.

2. Елисеева Н.Б. Гигиена полости рта - инновационные технологии. Клиническая стоматология. 2015; 2: 46-49.

БавпШ, 2(24), 2023

3. Журбенко В.А., Саакян Э.С. Гигиена полости рта как метод профилактики заболеваний пародонта. Актуальные проблемы и достижения в медицине. 2015; 152-154.

4. Михальченко Д.В. и др. Социальные проблемы профилактики стоматологических заболеваний у студентов. Современные проблемы науки и образования. 2014; 5: 474.

5. Khamuani M.P. et al. Oral hygiene practicesa survey. Pakistan Oral & Dental Journal. 2018; 38: 3.

6. Lakdawala Y.A. et al. Oral hygiene practices-a survey. Pakistan Oral & Dental Journal. 2018; 38(3): 349-352.

7. Сигитова А.А., Жукова Е.С. Эффективность индивидуальной гигиены полости рта по методике iTOP. Scientist. 2022; 22 (4), 69-72. https://thescientist.ru/wp-content/uploads/69-72СИГИТОВА.pdf

8. Киле Е.О., Жукова Е.С. Уровень гигиенических знаний при выборе предметов и средств гигиены полости рта (по данным анкетирования). Scientist. 2022; 22 (4): 20-25. https://thescientist.ru/wp-content/uploads/20-25КИЛЕ^

Как цитировать:

Бакирова Н.М., Шилова Ю.Н. Отношение студентов-медиков к гигиене полости рта. Scientist. 2023; 2 (24): 131-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.