Научная статья на тему 'Информированность контактных аудиторий здравоохранения о долгосрочных планах по развитию медицинской помощи кардиологического профиля'

Информированность контактных аудиторий здравоохранения о долгосрочных планах по развитию медицинской помощи кардиологического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ПЛАНЫ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / КОНТАКТНЫЕ АУДИТОРИИ / AWARENESS / HEALTH / PLANS / MEDICAL CARE / CONTACT AUDIENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Груздева Анна Андреевна, Мушников Дмитрий Львович, Кузнецов Анатолий Васильевич, Семенова Евгения Андреевна, Харитонова Екатерина Андреевна

В статье представлены результаты исследования информированности контактных аудиторий (поставщиков ресурсов, представителей средств массовой информации) о планах здравоохранения, проведенного на базе медицинских организаций городов Центрального Федерального округа: Москвы, Костромы, Иваново. Целью исследования явилось: научно обосновать предложения по повышению информированности поставщиков ресурсов, представителей средств массовой информации о планах здравоохранения в части оказания медицинской помощи кардиологического профиля. Методы исследования: социологический, аналитический, математико-статистический. По данным социологического опроса 250 предпринимателей и представителей средств массовой информации выделены ведущие проблемы их информированности о планах здравоохранения и научно обоснованы предложения по ее повышению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Груздева Анна Андреевна, Мушников Дмитрий Львович, Кузнецов Анатолий Васильевич, Семенова Евгения Андреевна, Харитонова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Awareness contact audiences of health about long-term plans for the development of care cardiological of profile

The article presents the results of a study of the awareness of contact audiences (suppliers, media) about health plans, conducted on the basis of the medical organizations of the cities of the Central Federal district: Moscow, Kostroma, Ivanovo. The aim of the study was: to justify proposals for increased awareness of resource providers, representatives of mass media about the plans of health in terms of medical care of a cardiological profile. Research methods: sociological, analytical, mathematical and statistical. According to a survey of 250 entrepreneurs and representatives of the media highlighted the major challenges of awareness about the health plans and scientifically grounded suggestions for its improvement.

Текст научной работы на тему «Информированность контактных аудиторий здравоохранения о долгосрочных планах по развитию медицинской помощи кардиологического профиля»

Шифр специальности: 14.02.03 УДК 614.2 (063)

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ

КОНТАКТНЫХ АУДИТОРИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ О ДОЛГОСРОЧНЫХ ПЛАНАХ ПО РАЗВИТИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ КАРДИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

A.A. Груздева1, Д.Л. Мушников1, A.B. Кузнецов1, Е.А. Семенова1, Е.А. Харитонова1, Л.Г. Ананьина2

1ГБОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России г. Иваново, Россия, 153034

2Государственный университет управления Институт отраслевого менеджмента Кафедра управления в здравоохранении и индустрии спорта г. Москва, Россия, 109542

Аннотация. В статье представлены результаты исследования информированности контактных аудиторий (поставщиков ресурсов, представителей средств массовой информации) о планах здравоохранения, проведенного на базе медицинских организаций городов Центрального Федерального округа: Москвы, Костромы, Иваново. Целью исследования явилось: научно обосновать предложения по повышению информированности поставщиков ресурсов, представителей средств массовой информации о планах здравоохранения в части оказания медицинской помощи кардиологического профиля. Методы исследования: социологический, аналитический, математико-статистический. По данным социологического опроса 250 предпринимателей и представителей средств массовой информации выделены ведущие проблемы их информированности о планах здравоохранения и научно обоснованы предложения по ее повышению.

Ключевые слова: информированность, здравоохранение, планы, медицинская помощь, контактные аудитории.

В условиях глобальной макроэкономической нестабильности, турбулентности социальных явлений, — крайне важно определить приоритетные направления, вектор развития страны, в том числе в сфере здравоохранения. Стратегические программы развития национального здравоохранения есть сегодня у США, Японии, Германии, Китая. Эти программы разрабатываются и осуществляются с учетом национальных предпочтений и накопленного опыта, реализуемого в рамках определенных стратегических ограничений. Здравоохранение

России нуждается в неотложных программных мероприятиях, направленных на достижение главных целей — остановить прогрессирующее ухудшение здоровья населения РФ и достичь показателей здоровья населения, сопоставимых с показателями РСФСР и Европейских стран. По прогнозам ВОЗ, если России не удастся решить данные задачи до 2015 г., это приведет к потере 4 млн жизней российских граждан и социально-экономическому ущербу от потери национального дохода из-за преждевременной смерти от сердечно-сосудистых

—--—

~ 332 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Груздева A.A. и др. Информированность контактных аудиторий здравоохранения о долгосрочных планах...

—--—-

заболеваний и осложнений диабета составит 300 млрд долларов [1—3]. Президентом и Правительством России установлены стратегически важные задачи перспективного развития страны («Стратегия 2020») на принципах модернизации, инноваций, инвестиций, конкуренции, рационального использования ресурсов. Это требует внедрение программно-целевого метода в работу исполнительных органов власти, ярким примером применения которого, являются ведомственные целевые программы. Ведомственные целевые программы направлены на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов федерального бюджета. На территории Центрального Федерального округа в последнее время реализовывались следующие ведомственные программы: программа «Дорогостоящие медицинские технологии»; программа «Пожарная безопасность государственных учреждений здравоохранения»; программа «Дети России»; программа «Строительство (реконструкция) и оснащение офисов врачей общей практики»; программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации», и другие. Вместе с тем, недостаточно освещены вопросы информированности контактных аудиторий — поставщиков ресурсов, представителей средств массовой информации, населения о планах развития регионального здравоохранения, в том числе в части оказания медицинской помощи кардиологического профиля.

Целью настоящего исследования явилось: изучить информированность контактных аудиторий по вопросам реализации ведомственных целевых программ здравоохранения. Под понятием «контактные аудитории» понимают любые группы, которые оказывают влияние на способность организации достичь поставленных целей, для здравоохранения это поставщики ресурсов, средства массовой информации, население территории.

Материалы и методы. В соответствии с целью и задачами в работе использованы следующие методы: изучение и обобщение опыта, со-

циологический, аналитический, математико-стати-стический

Проведено анкетирование по специально составленной анкете «Мнение контактных аудиторий по вопросам реализации ведомственных целевых программ здравоохранения» среди поставщиков ресурсов, представителей средств массовой информации, пациентов. Объем выборочной совокупности составил 130 поставщиков ресурсов, 57 представителей региональных средств массовой информации, 657 человек из числа прикрепленного населения.

Результаты исследования и их обсуждение.

Системный подход в управлении общественным здоровьем и здравоохранением находит свое проявление в программно-целевом управлении, согласно которому исходным пунктом принятия управленческих решений и осуществления управленческих воздействий со стороны субъекта управления должно быть установление целей. При этом процесс целеполагания должен строиться на достоверной информации не только о состоянии самого субъекта управления, но и факторов прямого воздействия внешней среды медицинских организаций. С этих позиций рассмотрен вопрос информированности поставщиков ресурсов, населения и представителей средств массовой информации о реализации ведомственных программ здравоохранения.

Опрос представителей СМИ показал, что им знакомы следующие проблемы здравоохранения: проблемы ресурсного обеспечения здравоохранения (недостаточный объем финансирования, низкая зарплата медицинских работников, изношенность материальной базы) — указали 100,0% опрошенных, проблемы правого обеспечения здравоохранения и реализации прав пациента (56,8%), проблемы обеспечения качества медицинской помощи (30,8%).

Установлено, что представители СМИ плохо осведомлены о реализации целевых программ в области здравоохранения. Так, с содержанием и ходом реализации ведомственных программ хорошо знакомы 12,6% опрошенных, имеют общие представление — 23,1%, ничего не знают — 64,3%. В то же время, 97,8% порошенных высказались за возможность информационной поддержки целе-

—--—

~ 333 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2

вых программ. В качестве условий информационного сотрудничества представители СМИ указали: предоставление своевременной и полной информации о программах руководителями органов управления здравоохранения (55,5%), организацию брифингов и конференций для журналистов (30,5%), предоставление информации о ходе реализации программ, изменении статистических показателей состояния здоровья населения территории (16%). Среди форм возможной информационной поддержки программ представители СМИ указали следующие: публикации статей, интервью и информационных материалов в газетах и журналах (32,5%); запись бесед и интервью на радио (22,5%), беседы, интервью на телевидении (5,5%), социальная реклама на телевидении (6,9%), организация брифингов и видеоконференций (4,5%).

Опрос предпринимателей (поставщиков ресурсов) показал, что они информированы о следующих проблемах здравоохранения: проблемы финансирования (40,5%), низкая зарплата медицинских работников (34,5%), изношенность материальной базы (13,5%), проблемы правого обеспечения здравоохранения (10,8%).

Анализ уровня осведомленности предпринимателей (поставщиков ресурсов) о реализации целевых программ в области здравоохранения показал его недостаточный уровень. Так, с содержанием и ходом реализации ведомственных программ хорошо знакомы 30,5% предпринимателей, имеют общие представление — 40,3%, ничего не знают — 29,2. При этом большинство (99,5%) предпринимателей высказались за возможность поддержки реализации этих программ. Формами такой поддержки могут стать, по мнению предпринимателей: помощь в издании методических и информационных материалов (43,5%), помощь в организации научно-практических конференций и видеоконференций, телеконсультаций (30,5%), помощь в приобретении оборудования, спецодежды и материалов (20,0%), помощь в обучении медицинских работников (6%).

Условиями сотрудничества предприниматели видят: предоставление своевременной и полной информации о содержании программ, плане и ходе их реализации (40,5%), маркетинговое, экономическое обоснование инвестиций (35,6%), организаци-

онно-правовая стабильность учреждений и желание руководителей сотрудничать (20,0%), готовность учреждений здравоохранения к восприятию нового, инновационный потенциал организации (13,9%).

Опрос прикрепленного к медицинским организациям населения показал, что практически все опрошенные (98,0%) имеют низкую информированность по вопросам реализации ведомственных программ здравоохранения. Источниками получения информации о медицинских программах для 43,5% респондентов являются рекламные материалы (сообщения в печати, по телевидению, радио, рекламные щиты, рекламные буклеты), для 16,5% — официальные источники (газеты, радио, официальные отчеты), для 15,4% — общение с коллегами, знакомыми, 24,6% — личные контакты, встречи с представителями (работниками) данной медицинской организации. На вопрос «Хотели бы внести свой вклад в реализацию данных программ?» от 55,4% респондентов получен положительный ответ. При этом, 53,5% опрошенных видели свое участие в том, чтобы регулярно посещать врача и выполнять все рекомендации, 12,3% могли бы помочь медицинским работникам в информировании других пациентов о принципах сохранения здоровья, 34,2% — в форме реализации принципа «ответственного самолечения», ведения здорового образа жизни. На вопрос «Что, на Ваш взгляд препятствует получению Вами информации о программах общественного здоровья и здравоохранения?» 45,5% пациентов отметили не заинтересованность медицинских работников, 23,7% — неэффективное информационное сотрудничество медицинских учреждений со средствами массовой информации, 40,8% — низкую доступность для населения печатных средств информации.

Полученные данные явились основой для разработки практических рекомендаций по повышению эффективности реализации ведомственных целевых программ на региональном и муниципальном уровнях, а именно: 1. Создавать региональные программы и планы сотрудничества предпринимателей, представителей средств массовой информации и учреждений здравоохранения по поддержке реализации целевых программ. 2. Успешной реализации программных задач здравоохранения на муниципальном и внутриучрежден-ческом уровне будет способствовать полноцен-

—--—

~ 334 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Груздева АЛ. и др. Информированность контактных аудиторий здравоохранения о долгосрочных планах...

ное использование модели всеобщего управления на основе качества (TQM), которое базируется на 8 принципах: 1) ориентация на потребителя; 2) лидерство руководителя; 3) вовлечение людей; 4) процессный подход; 5) системный подход к менеджменту; 6) постоянное улучшение; 7) подход к принятию решений, основанный на фактах; 8) взаимовыгодное отношение с поставщиками. 3. Создание и совершенствование мотивационного механизма сотрудничества в реализации программ здравоохранения медицинских общественных организаций (ассоциаций), страховых организаций и поставщиков ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аарва П., Калинина A.M., Костович Л., Сыр-цова Л.Е. Профилактические программы. Руководство по планированию, реализации и оценке / Проект Тасис «Система профилактических мер и здоровье населения России». М., 2000.

2. Антонова Г.А., Пирогов М.В. Планирование медицинской помощи, ориентированное на пациента // Экономика здравоохранения. 2008. № 12. С. 14—17.

3. Бабенко А.И., Пушкарев О.В. Комплексная оценка эффективности здравоохранения: методологический подход и критерии // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007. № 6. С. 3—6.

AWARENESS CONTACT AUDIENCES OF HEALTH ABOUT LONG-TERM PLANS FOR THE DEVELOPMENT OF CARE CARDIOLOGICAL OF PROFILE

A.A. Gruzdeva1, D.L. Mushnikov1, A. V. Kuznetsov1, E.A. Semenova1, E.A. Kharitonov1, L. G. Ananina2

1 Ivanovo state medical Academy

Ivanovo, Russia, 153034

2National University of management

Institute of sectoral management

Department management in health and sport industry

Moscow, Russia, 109542

Annotation. The article presents the results of a study of the awareness of contact audiences (suppliers, media) about health plans, conducted on the basis of the medical organizations of the cities of the Central Federal district: Moscow, Kostroma, Ivanovo. The aim of the study was: to justify proposals for increased awareness of resource providers, representatives of mass media about the plans of health in terms of medical care of a cardiological profile. Research methods: sociological, analytical, mathematical and statistical. According to a survey of 250 entrepreneurs and representatives of the media highlighted the major challenges of awareness about the health plans and scientifically grounded suggestions for its improvement.

Key words: awareness, health, plans, medical care, contact audience.

REFERENCES

1. Aarva P., Kalinina A.M., Kostovich L., Syrtso-va L.E. Profilakticheskie programmy. Rukovodstvo po pla-nirovaniyu, realizatsii i otsenke. Proekt Tasis «Sistema profilakticheskikh mer i zdorov'e naseleniya Rossii». Moscow, 2000.

2. Antonova G.A., Pirogov M.V. Planirovanie medi-tsinskoi pomoshchi, orientirovannoe na patsienta. Ekono-mika zdravookhraneniya, 2008, no. 12, pp. 14—17.

3. Babenko A.I., Pushkarev O.V. Kompleksnaya otsenka effektivnosti zdravookhraneniya: metodologiche-skii podkhod i kriterii. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny, 2007, no. 6, pp. 3—6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.