ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
УДК 349.681
Афанасьева Алина Алексеевна Курский государственный университет
Россия, Курск [email protected] Afanasieva Alina Kursk state University Russia, Kursk
ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА INFORMATION AS AN OBJECT OF CIVIL LAW Аннотация: в статье рассмотрен термин «информация» в качестве объекта гражданского права. Изучены точки зрения юристов-практиков и правоведов по вопросу отнесения информации к объектам гражданского права. Исследована судебная практика по данному вопросу. Выявлена проблема несоответствия норм информационного законодательства действующему гражданскому законодательству РФ. Предложен путь решения данной проблемы. Ключевые слова: информация, объект гражданского права, информационные правоотношения, информационные технологии, гражданское законодательство.
INFORMATION AS AN OBJECT OF CIVIL LAW Annotation: the article considers the term "information" as an object of civil law. The points of view of legal practitioners and legal experts on the issue of attribution of information to objects of civil law are studied. Judicial practice on this issue is investigated. The problem of non-compliance of information legislation norms with the current civil legislation of the Russian Federation is revealed. A way to solve this problem is proposed.
Key words: information, object of civil law, information legal relations, information technologies, civil legislation.
1156
Современный этап развития российского государства имеет такую характерную для него особенность, как переход от индустриального общества к информационному путём внедрения информационных технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности.
На сегодняшний день в Российской Федерации неумолим научно -технический прогресс, который является одним из наиболее важнейших факторов развития современного общества. Ввиду появления новейших технологий в научной, исследовательской, образовательной, производственной и иных сферах деятельности формируется и непрерывно развивается новый вид общественных отношений-информационные общественные отношения.
Непрерывное развитие данного вида отношений зачастую приводит к тому, что законодатель просто не успевает вносить изменения в законодательство РФ, которое призвано регламентировать регулирование новых, возникших с учётом появления научных и технических новшеств, общественных отношений.
Информация является ведущим ресурсом для формирования и развития гражданского общества, полноценного функционирования всех государственных структур.
Права и свободы человека, продекларированные в различных нормативных правовых актах РФ, могут быть реализованы только при наличии свободы информации, которая способна обеспечить формирование общественного мнения, а также воздействовать на органы государственной власти, органы местного самоуправление, гражданское общество.
Термин «информация» на сегодняшний день имеет не только
философское, но и политическое, экономическое, юридическое значение
[1,с.6]. Информационные технологии были внедрены во процессы
жизнедеятельности человека сравнительно недавно, но успели уже достаточно
укорениться, и продолжают своё развитие довольно стремительными темпами.
В связи с массовым применением информационных технологий во всех сферах 1157
Ш
жизнедеятельности у общества возникла объективная потребность в защите интересов субъектов информационного права [2, а3].
Современные информационные правоотношения требуют новых способов правового регулирования. Следовательно, необходимо осуществлять работу по поиску новых механизмов, которые позволят обеспечить эффективное правовое регулирование информационных правоотношений.
По нашему мнению, для того, чтобы появилась возможность реализации правового регулирования общественных информационных отношений, необходимо наличие в гражданском законодательстве легального отнесения информации к объектам гражданского права.
Информация в качестве объекта гражданского права была закреплена в статье 128 ГК РФ в редакции №2 от 12.08.1996 года, которая на сегодняшний день является недействующей.
Кандидат юридических наук Е.Н. Насонова отмечала тот факт, что включение информации в состав объектов гражданского права стало возможным в связи со становлением и развитием гражданского общества в целом [3, с.15].
В статье 128 ГК РФ в редакции № 30 от 13.05.2008 года информация была исключена из списка объектов гражданского права.
Вопрос о признании информации в качестве самостоятельного объекта гражданского права носит дискуссионный характер и на сегодняшний день.
Учёный-правовед Е.А. Суханов определяет информацию в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, отмечая при этом, что объектом гражданских прав будет являться далеко не любая информация. Специалист по гражданскому праву Е.А. Суханов подчёркивает, что объектом гражданских прав является только охраноспособная информация, называя при этом в качестве примеров коммерческую тайну и секрет производства. Абстрактную информацию правовед не относит ни к числу объектов гражданского права, ни к объектам права в целом.
Исследователь С.И. Суслова отмечает, что под объектом гражданских прав
стоит понимать исключительно документированную информацию, поскольку 1158
Ш
документированная информация позволяет обеспечить соответствие различных нормативных правовых актов друг другу [4, с.12].
Учёный Е.В. Богданов под информацией понимает одну из основ информационного облика человека, который включает в себя признаки, характерные для субъектов гражданского права[5, с.11]. Он отмечает, что необходимо вновь установить в гражданском законодательстве такой объект гражданского права как информация, поскольку такое установление обеспечит более эффективное регулирование гражданских правоотношений, в том числе информационных общественных отношений.
Профессор А.А. Антопольский полагает, что самые разные виды информации могут являться объектами гражданского права, при этом по поводу таких объектов права могут возникать абсолютные и относительные правоотношения.
Правовед С.К. Резников отмечает, что исключение информации из состава объектов гражданского права является нецелесообразным на современном этапе развития общества [6, с.16]. Ввиду преобразования общества из индустриального в информационное информация представляется самым востребованным объектом гражданского права, пишет С.К. Резников.
Профессор А.П. Полянский также рассматривает информацию в качестве объекта гражданских прав. Свою позицию юрист обосновывает следующими фактами [7, с.8]. Так А.П. Полянский отмечает, что общественные отношения в сфере информации характеризуются путём указания на то, что подобные отношения возникают по поводу совершения различных действий и бездействий с информацией, а единственным значительным признаком в информационных правоотношениях является их объект, который представляет собой материальные или духовные блага.
Юристы Д.С. Лебедева и А.О. Яценко полагают, что информацию следует относить к объектам гражданского правах [9, с.7]. Юристы подтверждают это тем, что информация как результат интеллектуальной деятельности участвует в
гражданском обороте, ввиду такого участия она и является защищаемым нормативными правовыми актами объектом.
Некоторые юристы и учёные-правоведы придерживаются противоположной точки зрения, отмечая справедливость исключения информации из списка объектов гражданского права.
Так, по мнению правоведа Л.Б. Ситдиковой, законодатель целесообразно исключил такую правовую категорию как информация из списка объектов гражданского права.
Точку зрения правоведа Л.Б. Ситдиковой разделяет и профессор Р.С. Бевзенко[10, с.55]. Он называет информацию обязательством обязанного лица, которое не в коей мере не может являться объектом гражданского права, поскольку объектом таких информационных правоотношений будут действия лица, на котором лежит бремя установленных для него гражданским законодательством обязанностей.
Некоторые юристы утверждают, что информация не является объектом гражданских прав, поскольку представляет собой оказание услуг.
Полагаем, что следует разделять точку зрения юристов и учёных-правоведов, которые считают такую правовую категорию как информация самостоятельным объектом гражданского права.
Утверждение о том, что информация может отождествляться лишь с
оказанием услуг, представляется нам абсолютно неверным. Оказание услуг не
включает в своё содержание весь действующий на сегодняшний день оборот
информации. Помимо правоотношений, связанных с процессом оказания услуг,
информация как объект гражданского оправа участвует и в ряде других
общественных отношений. Примером вышеприведённой позиции может
служить такое информационное правоотношение как правоотношение по поводу
уведомления участников хозяйственного общества о предстоящем проведении
общего собрания участников, а также предоставления необходимых для
проведения такого собрания материалов, где исключены правоотношения по
оказанию услуг. 1160
В рамках признания информации самостоятельным объектом гражданского права следует учитывать имеющуюся по этому вопросу судебную практику. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 г. по делу № А56-35417/2012 установлен факт о том, что согласно пункту 1 статьи 5 ФЗ № 149 информация о деятельности государственных органов представляет собой объект публичных отношений [11, с. 15]. Несмотря на это, информация о привлеченных к административной ответственности организаций в представляющем интерес объеме не имеет связи с защитой прав непосредственно общества, так как цель получения подобной информации состоит в поиске клиентов, которые имеют потребность в оказании им юридических услуг. Такую информацию суд квалифицировал в качестве объекта гражданских правоотношений.
Исходя из вышеприведённого примера из судебной практики, можно сделать вывод о том, что при рассмотрении вопроса о признании информации объектом правоотношений суд учитывает цель получения информации: для признания информации объектом гражданских правоотношений необходимо наличие некой взаимосвязи возникающей информации с отношениями, которые реализуются под регулированием гражданского законодательства.
Мы придерживаемся идеи обязательного включения такой правовой категории как информация в список объектов гражданского права. Информация на сегодняшний день является экономической ценностью, её можно отнести к своеобразному виду имущества, а значит, отнесение информации к объектам гражданского права представляет собой вполне справедливое суждение.
Законодатель поступил нецелесообразно, исключив из статьи 128 ГК РФ информацию как объект гражданского права. В результате такого исключения информации из списка объектов гражданского права появилось несоответствие норм Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ нормам статьи 128 ГК РФ(далее-ФЗ № 149).
Частью 1 статьи 5 ФЗ № 149 установлено, что информация может представлять собой объект публичных, гражданских и иных правовых отношений.
Возникает объективный вопрос по поводу рациональности исключения информации из списка объектов гражданских прав. Предполагаем, что законодатель исходил из того, что информация не может быть самостоятельным объектом гражданских прав, так как в любом случае подвластна режиму какого-либо иного объекта. Такая, предполагаемая нами причина исключения законодателем информации из статьи 128 ГК РФ, представляется неверной.
Несомненно, любой объект, как материальный, так и нематериальный, можно определить как конкретную совокупность информации. На сегодняшний день информация является особым объектом обязательственных отношений, которые связаны с осуществлением сбора, переработки, хранения, поиска, распространения, а также использования во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Предлагаем, включить в статью 128 ГК РФ такой объект гражданского права как информация, поскольку по своей сущности информация является именно таковым объектом. К тому же, такое внесение изменений в ГК РФ исключит противоречие норм ФЗ № 149 и ГК РФ.
Список литературы:
1.Бачило И.Л. Информационное право: учебник / -М.: Юрайт, 2017. 129 с.
2.Гунин Д.И. Информация как объект правового регулирования // Российский юридический журнал. Екатеринбург: -Изд-во УрГЮА. 2015. № 4. 184 с.
3.Борзенков Г.Б. Правовое регулирование информационного пространства. Монография. -М., 2016. 89 с.
4.Копорин Д.Т. Правовое регулирование информационного обеспечения
предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Монография. -М.,
2017. 218 с. 1162
5.Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. -М.: Статут. 2016. 223 с.
6.Рассолов М.М. Информационное право: Уч. пос. -М., 1999. 157 с.
7.Копырюлин А.Н. Информационные основания права. Монография. -Н. Новгород. -М., 2013. 94 с.
8.Числин В.П. Гражданско-правовой режим коммерческой информации. -М., 2017. 79 с.
9.Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы- Под ред. В.А. Садовничего, В.П. Шерстюка. -М., 2014.105 с.
10.Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России: теоретические и практические проблемы. -М., 2015. 63 с.
11.Насонова Е.Н. Информация как объект гражданского права: Дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2002. 85 с.