Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ИНФОРМАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ДАННЫЕ / ЗНАНИЯ / СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ / ТОВАРЫ И УСЛУГИ / ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимонов Олег Игоревич

В фокусе статьи - исследование понятия «информация» как одного из фундаментальных понятий виртуальной экономики, лежащих в основе развития информационно-коммуникационных технологий, принятых на вооружение виртуальным бизнесом. Проведен сравнительный анализ этого понятия с понятиями «данные» и «знания», выявлено, что данные являются «сырьем» информации, в то время как в качестве знаний выступают массивы информации, интерпретированной и проанализированной для выработки связной их совокупности. Исследованы свойства и источники информации. Кроме свойства полезности и ценности информации автором выделены такие ее свойства как: неделимость, неистощимость, неотъемлемая неопределенность и риск при ее переходе от производителя/продавца к потребителю, сжимаемость, заменяемость, возможность совместного использования. Дан критический анализ западной концепции сущности понятия «информация», выделяющих информацию в категорию, отличную от товаров и услуг на основе анализа свойств информации: уникальность, неоднородность предложения, бренность (скорая порча), неделимость (неразделенность производства и потребления), осязаемость, владение, воспроизводимость. Показано, что такая трактовка ущербна для целей стоимостной оценки бизнеса, где целесообразно рассматривать информацию как уникальный товар и ресурс (фактор производства) в условиях современной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AS AN ECONOMIC CONCEPT IN A VIRTUAL ECONOMY

The focus of the article is the study of the concept of "information" as one of the fundamental concepts of the virtual economy, which underlies the development of information and communication technologies adopted by the virtual business. A comparative analysis of this concept with the concepts of "data" and "knowledge" is carried out. It was revealed that the data are the "raw material" for information, while the knowledge is the massifs of information, interpreted and analyzed to develop a coherent set of them. The properties and sources of information are investigated. In addition to the properties of usefulness and value of information, the author highlighted such properties as: indivisibility, inexhaustibility, inherent uncertainty and risk during its transition from producer / seller to consumer, compressibility, replaceability, possibility of joint use. A critical analysis of the Western concept of the essence of the concept of "information" is given, highlighting information in a category other than goods and services based on the analysis of information properties: uniqueness, supply heterogeneity, frailty (early spoilage), indivisibility (inseparability of production and consumption), tangibility, ownership, reproducibility. It is shown that such an interpretation is flawed, and information for the purpose of business valuation should be considered as a unique product and resource (factor of production) in a modern economy.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

Ссылка для цитирования этой статьи:

Филимонов О.И. Информация как экономическое понятие в условиях виртуальной экономики // Human Progress. 2021. Том 7, Вып. 3. С. 12. URL: http://progress-human.com/images/2021/Tom7_3/Filimonov.pdf, свободный. DOI 10.34709/IM.173.12

УДК 007:004

ИНФОРМАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Филимонов Олег Игоревич

соискатель Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), финансовый директор ИП Adlook.me

filimon.oleg@gmail. com 15, Виленский переулок г. Санкт-Петербург, Россия, 191014 +7 (981) 751-46-19

Аннотация. В фокусе статьи - исследование понятия «информация» как одного из фундаментальных понятий виртуальной экономики, лежащих в основе развития информационно-коммуникационных технологий, принятых на вооружение виртуальным бизнесом. Проведен сравнительный анализ этого понятия с понятиями «данные» и «знания», выявлено, что данные являются «сырьем» информации, в то время как в качестве знаний выступают массивы информации, интерпретированной и проанализированной для выработки связной их совокупности. Исследованы свойства и источники информации. Кроме свойства полезности и ценности информации автором выделены такие ее свойства как: неделимость, неистощимость, неотъемлемая неопределенность и риск при ее переходе от производителя/продавца к потребителю, сжимаемость, заменяемость, возможность совместного использования. Дан критический анализ западной концепции сущности понятия «информация», выделяющих информацию в категорию, отличную от товаров и услуг на основе анализа свойств информации: уникальность, неоднородность предложения, бренность (скорая порча), неделимость (неразделенность производства и потребления), осязаемость, владение, воспроизводимость. Показано, что такая трактовка ущербна для целей стоимостной оценки бизнеса, где целесообразно рассматривать информацию как уникальный товар и ресурс (фактор производства) в условиях современной экономики.

Ключевые слова: информация; данные; знания; свойства информации; товары и услуги; факторы производства. JEL коды: D80; L15; M15.

Введение

Со времени вступления мировой экономики в информационный век, все типы цифровых данных приобрели особую важность для многих аспектов человеческой деятельности, включая бизнес, не говоря уже о повседневной жизни [1, С.: 53-80]. Более того, продажа, транспортировка и манипулирование информацией сами превратились в огромный бизнес. По ряду оценок [2, С.: 11-17; 3, С.: 13-16], в США на конец ХХ века уже существовало более 36 000 поставщиков информационных продуктов. Почти все бизнес-усилия и исследования были сосредоточены на их производстве и продаже. Последние десятилетия характеризуются резким ростом количества производимой информации, что, в свою очередь, создало огромные возможности для ^-компаний [4, С.: 43-59].

Как и в случае с большинством новых продуктовых областей, первоначальный толчок в информационных отраслях был направлен на создание новых форм информации и технологий для их компиляции и распространения [5]. Обработка информации в целом теперь рассматривается как отрасль - информационная отрасль.

Сегодня широкая реализация возможностей Интернет-технологий привела к множеству подходов к позиционированию товаров на рынке. При этом сохраняется один из главных принципов рыночной экономики - свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, а потребитель - в выборе потребляемого товара [6, С.: 43-48; 7, С.: 31-38.].

Достаточно очевидной, но важнейшей особенностью информации являются отсутствие у нее материальной основы и то, что она появляется и существует повсюду как всепроникающая субстанция, которая может быть «извлечена» и применима в любом сегменте не только экономики, но и в других сферах жизни общества.

Конечно, термин «информация» имеет много значений в зависимости от контекста, в котором он используется. Мы думаем об информации просто как о словах, числах, изображениях, программном обеспечении, звуках или видео. Содержание информации может быть фактическим, как предполагает оригинальное определение Кэмпбелла [8, с. 15], - это, по его словам, «новости, разведывательные данные, факты и идеи, которые приобретаются и передаются как знания». Все это может быть «зафиксировано» во времени -оцифровано - и использовано снова и снова без какого-либо ухудшения исходных данных. Информация в том виде, в каком она понимается здесь, не включает живые выступления, требующие присутствия публики, потому что это, строго говоря, услуги [9].

Эти разнообразные формы информации представляют собой разные аспекты единства, составляющего увлекательный и важный философский вопрос. К счастью, нам не нужно здесь решать этот вопрос, поскольку нас интересует экономика информации.

Экономические контексты использования информации - это обмен, производство и потребление. Обмен и производство используют информацию как инструментальный или промежуточный элемент, но информация также может быть объектом и конечного потребления. В обменных операциях информация используется продавцами, чтобы определить лучшую продажную цену для определенного товара; а покупателями - для определения лучшей цены покупки. В производстве информация используется для принятия различных решений о приобретении, использовании и распределении ресурсов. Она также используется для управления производственными процессами и для определения состава или метода производства деталей и процессов. То есть во многих различных контекстах информация является объектом конечного потребления1. К тому же в общей экономической теории она заняла свое достойное место среди факторов производства, выделенных еще Карлом Марксом (земля, труд, капитал и управление) [10].

Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования и ее актуальность. Статья носит теоретический характер, и для достижения поставленной цели, состоящей в выявлении сущности понятия «информация» в современной экономике, использован широкий спектр традиционных инструментов системного исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, логика, различные виды интерпретации данных. В проведенной дискуссии с зарубежными авторами, имеющими особые представления относительно информации, обосновано авторское видение сути этого понятия как уникального товара, исследованы его свойства в сравнении с традиционными товарами и услугами.

1. Соотношение понятий «данные», «информация» и «знания»

Мир информации, как и мир материальных товаров, сильно дифференцирован и включает в себя предметы различной экономической ценности. То есть информация многолика. Она выглядит как чистое знание, к которому стремятся ученые, как навыки,

1 Различие между промежуточным и конечным потреблением информации такое же, как и аналогичное различие в случае материальных экономических благ. Предмет, предназначенный для конечного потребления, не играет роли в дальнейшем производстве, поэтому покупатель, не имеющий намерения использовать его для производства чего-то еще, что будет выставлено на продажу, не может определить максимальную обоснованную цену в этом случае.

Продавец промежуточного товара должен переложить производственные затраты на покупателя; а покупатель такого товара может оправдать покупку только в том случае, если использование приобретенного товара дает доход, по крайней мере, равный покупной цене. То есть для промежуточных товаров можно оценить как минимальную цену предложения продавца, так и максимальную цену предложения покупателя на основе отношений обмена.

приобретенные детьми, как необходимое условие для принятия индивидуальных или организационных решений, как материал, перекачиваемый через каналы связи или управления, как спецификация продукта или производственного процесса и т. д.

По сути, мы определяем информацию и как передачу знаний, и как сигнал или передаваемые данные [11]. Кроме того, информацией можно обмениваться, как и при других маркетинговых операциях [12, С.: 4-13]. Однако между терминами информация и знания, часто используемыми как синонимы, есть принципиальная разница. Данные относятся к отдельным фактам или группе фактов, к статистике (большой массив фактов) и т.п. Это означает, что данные состоят из неорганизованной (и часто конфиденциальной) информации. Когда эти факты обрабатываются, интерпретируются и представляются в организованной или логической форме для облегчения лучшего понимания рассматриваемой конкретной проблемы или используются для решения проблем или принятия решений, они становятся информацией. Другими словами, данные становятся информацией, когда устанавливаются взаимосвязи между различными блоками данных. Так, квалификация человека представляет собой данные, в то время как уровень образования страны представляет собой информацию, которая фактически получена на основе собранных данных, касающихся образования отдельных лиц. Таким образом, информация более ценна, чем данные, поскольку в ней данные преобразуются в содержательное руководство для конкретных целей. Доступ к данным не превращает их автоматически в информацию. Требуется осознанная сортировка, отбор, организация и аналитика, которая могла бы быть проведена некоторым субъектом.

Таким образом, данные - это сырье, из которого может быть создана информация в процессе человеческого познания, приводящего к созданию знаний. Те факты и наблюдения, составляющие данные, которые находятся в потоке, сортируются и обрабатываются, - то есть преобразуются в информацию путем их организации. Массивы такой информации интерпретируются и анализируются для выработки связной их совокупности - знаний2.

Процесс создания знаний показан на рисунке 1.

2 Словарь Вебстера также определяет информацию как «знания, переданные другими или полученные путем личного изучения и расследования, или, альтернативно, как знания об особом событии, ситуации и т.п.». С лингвистической точки зрения разница между знанием и информацией заключается главным образом в наличии глагольной формы: информировать - это деятельность, с помощью которой передаются знания, а знание может быть результатом получения информации.

Рис. 1: Процесс создания знаний3

Отбор/Сортировка L. J Интерпретация/Анализ

h

Данные ИНФОРМАЦИЯ н Знания

Г ч Организация/Анализ Г Ч Накопление

Итак, данные - это исходный материал для формирования информации. Знания можно интерпретировать как запас всей информации, а передаваемую часть знаний - как информацию. Некоторые специалисты даже предлагают определять информацию как процесс, посредством которого человек приобретает знания.

Наконец, процесс генерации или производства информации является непрерывным. С развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и огромным ростом населения количество производимой и передаваемой информации вызвало информационный взрыв. Как же и кем генерируется или производится информация?

2. Источники информации

Информация - это продукт различных видов человеческой деятельности, событий или инцидентов. Действия предпринимаются отдельными лицами или организациями для достижения определенных целей или задач. С другой стороны, события - это действия, которые происходили и происходят, в результате чего генерируется информация. Отсутствие действий, активности или событий означает, что информации нет.

Основные производители информации - научно-исследовательские институты, правительство, коммерческие и промышленные организации, СМИ, библиотечные и информационные центры и др.

Действительно, исследования - это деятельность, которая проводится на систематической основе с целью увеличения объема знаний или информации и их использования, в конечном итоге, на благо человека и общества. Это высокоорганизованная деятельность (исследования и разработки, НИОКР), осуществляемая во всем мире, которая

3 Составлено автором

генерирует максимальный объем новой информации. Она обычно осуществляется исследовательскими организациями, академическими учреждениями (университетами, научно-техническими институтами и т.д.) и отдельными исследователями, функционирующими в области фундаментальной науки, технологий, социальных и гуманитарных наук. Эта деятельность приводит к появлению информационных продуктов, таких как исследовательские монографии, отчеты, журнальные статьи, диссертации и пр.

Также в жизни любой нации нет сферы деятельности, в которой не участвовало бы правительство (его ведомства, министерства, законодательные и судебные органы), будь то социальный, экономический или политический вопрос, связанный с планированием развития страны, что приводит к выпуску большого количества документов, отчетов и пр.

Деловые и промышленные организации выпускают брошюры и/или каталоги, содержащие информацию о процесс производства и своей продукции от простого списка продуктов до подробных спецификаций вместе с чертежами и иллюстрациями, а также технические руководства, инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию машин и оборудования и пр.

СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио и пр.) освещают важные события или действия, которые происходят в повседневной жизни, и играют важную роль в качестве производителя самой свежей информации.

Библиотечные и информационные центры, накапливая всю информацию, производимую в обществе, тоже играют важную роль, собирая эту информацию, обрабатывая ее и предоставляя в соответствии с конкретными потребностями пользователей. Они также производят информационные продукты и услуги вторичного типа, такие как каталоги библиотек, индексирующие и реферативные журналы, бюллетени документации и т.д. Эти продукты направляют пользователя к информации, которая ему действительно нужна, тем самым играя важную роль в производстве вторичной информации4.

4 Информационные продукты включают три типа: документов: первичный, вторичный и третичный.

Первичная информация - это вновь созданная информация, и поэтому документы, которые ее записывают, распространяют или передают, известны как первичные документы. Они включают: журналы, газеты, новостные журналы, материалы конференций, годовые отчеты, исследовательские монографии, брошюры, рабочие/дискуссионные документы, отчетную литературу, диссертации, правительственные публикации, стандартные спецификации, патенты, литературу производителя, карты, диаграммы и т.д., атласы, инженерные чертежи и др.

Вторичная информация выводится из первичной информации, а документы, в которых она записана, называются вторичными документами. Они создаются для облегчения доступа к информационному содержанию первичных документов и включают в себя: индексирующие сериалы, реферативные сериалы, текущие информационные сериалы, обзорные сериалы, сериалы с рецензиями на книги, дайджесты новостей, журналы переводов, справочники, библиотечные каталоги, списки участников и т. д.

Физические лица (литераторы, поэты, романисты и др.) являются основным источником социокультурной информации, так как их произведения (романы, стихи, эссе и пр.), отражают социокультурное состояние конкретных стран в определенный период.

Помимо этих основных источников, существует множество других. Следовательно, производство информации - это непрерывный процесс, имеющий многомерный характер.

3. Экономическая сущность информации как товара

То, что базовые свойства товара/услуги (полезность и ценность) присущи и информации, - достаточно очевидно.

Полезность - это термин, используемый для обозначения чувства благополучия или удовлетворения, получаемое потребителем от определенного рыночного набора товаров и услуг, которые могут быть потреблены. Проблема, с которой сталкивается потребитель, состоит в том, чтобы распределить ограниченный доход между различными ценовыми товарами и услугами таким образом, чтобы максимизировать некоторые показатели благосостояния.

Считается, что полезность информации для потенциальных пользователей является функцией его восприятия степени удовлетворения ряда потребностей и желаний, полученной при использовании информации. Можно выделить пять различных типов потребностей, по которым можно оценивать информацию [13]. Это:

- функциональные потребности - порождаются деятельностью, связанной с неким заданием (например, ученому-исследователю в процессе проведения исследования нужна конкретная информация);

- проблемная потребность - не является абсолютной, а вызывается определенной проблемой, то есть обусловлена набором ситуативных обстоятельств или предшествующих факторов (например, большинство учебников, относясь к определенному предмету, обладают проблемной полезностью);

- социальная потребность - создается не из-за ее внутренней ценности, а из-за ее связи с определенными социальными ролями и стереотипами, имеющими место в обществе;

- эмоциональные потребности - этот тип потребности может возникнуть, например, когда человек сильно привязан к определенной дисциплине, автору или издателю и пр.;

Третичные документы - это те, которые записывают информацию о вторичных документах. Они облегчают доступ к вторичным документам и к ним относятся: библиография библиографий, литературные и иные справочники и т.д.

- эпистемологическая потребность возникает, когда человеку требуется информация для расширения его знаний.

Таким образом, предполагаемая полезность информации задается вектором пяти различных измерений, отражающих степень, с которой она удовлетворяет функциональные, проблемные, социальные, эмоциональные и эпистемологические потребности потенциальных пользователей информационных товаров и услуг.

Потребители, которые ищут информацию на рынке для достижения какой-либо личной цели, судят о ценности информации по ее способности быть для них полезной. Ценность выступает мерой полезности и также относительна, как и полезность [10].

Реализация возможности преобразования информационных потребностей в товары и услуги зависит от цены информационных услуг, уровня предполагаемого дохода и цен на другие товары. Степень, в которой информационные услуги обслуживают желания или предпочтения, указывает на относительную ценность полученного удовлетворения. Поскольку человеческие потребности безграничны, а время и деньги - нет, потребитель должен делать выбор между альтернативами. Поэтому время и деньги распределяются таким образом, чтобы обеспечить ему максимальное удовлетворение.

4. Особые свойства информации

Удовлетворяя, как показано в п. 3, базовым свойствам традиционного товара, информация в то же время является специфическим феноменом, на который нельзя просто перенести все характеристики материального продукта. Следует также обсудить уникальные свойства информации как продукта. То есть при рассмотрении информации как товара, необходимо учитывать все ее особенности, обусловленные как ее природой, так и возможностью ее практического использования в сделке в качестве предмета купли-продажи [2, с. 11-17].

Прежде всего, информация как товар вписывается в концепцию общественного блага и характеризуется такими атрибутами, как неделимость, неистощимость, неотъемлемая неопределенность и риск при ее переходе от производителя/продавца к потребителю, а также обладает и другими особыми характеристиками, такими как сжимаемость, заменяемость, возможность совместного использования и т. д.

Действительно, большинство исследователей считают информацию общественным благом, таким как улицы, дороги, автомагистрали, национальная безопасность, публичные библиотеки и т.д. И, хотя трудно определить границу между общественными и частными благами, очевидно, что многие доступные информационные продукты и услуги обладают

некоторыми характеристиками общественных благ. Большая часть ценной информации производится и/или финансируется государством, что затрудняет приватизацию информации. Однако все же имеют место попытки ее приватизации в той или иной форме; например, через патенты, авторские права и т.д. И несмотря на наличие споров на эту тему среди экономистов-ученых, факт остается фактом, в основном это - общественное благо.

Неделимость информации. Информация как общественное благо предоставляется сообществу в целом, что означает, что выгоды коллективно накапливаются для общества. В этом смысле можно сказать, что благо не делится на единицы, которые могут предоставляться конкретным лицам по отдельности. Оно поставляется только целиком, хотя большая его часть может быть бесполезна для отдельных лиц. С другой стороны, каждому человеку предоставляется информация, фактически необходимая ему, и мы можем сказать, что она делима, как и другие товары. В этом смысле информацию можно рассматривать как товар с высоким потенциалом сбыта.

Неистощаемость информации — еще одна важная ее характеристика. То есть ее, как и многие другие товары, нельзя исчерпать. Купленное конкретное яблоко может съесть только один человек только один раз, а посмотреть фильм на сайте может сколько угодно раз сколько угодно человек. Хлеб и информация различаются в зависимости от результатов потребления. Когда съедается буханка хлеба, его сущность исчезает; тогда как информация сохраняется при потреблении, поскольку книгу можно читать и перечитывать, программу можно выполнять многократно, одну и ту же базу данных запрашивают многие пользователи и т.д., без ухудшения качества информации, содержащейся в книге, программе или базе данных.

Не существует теоретических ограничений для предложения информации одним производителем многократно. Так, во всем мире используется более 100 миллионов копий Windows 3.1, и все они практически идентичны [14, с. 34-63]. Более того, потребление информации ее не изменяет (признак постоянства), хотя она может устареть (признак устаревания).

Неопределенность и риск, присущие процедуре покупки информации, связаны с другими ее атрибутами. Так, покупатель не может быть уверен в ценности информации, пока не узнает, что это такое. Для клиента существует риск в том смысле, что, когда он покупает некоторую информацию, то не может быть уверен в ее ценности - будет ли она полезна ему или нет. С другой стороны, если он прекрасно осведомлен о том, какая информация предлагается ему для продажи, то ему больше, вроде как, и не нужно ее покупать. Таким образом, производителям информации становится сложно оценить спрос на информацию.

При этом возможность совместного использования информации покупателями - ее свойство, которое создает проблемы для производителей информации, поскольку им приходится конкурировать со своими клиентами за дополнительных покупателей.

Все эти атрибуты порождают сомнения в отношении обращения с информационными продуктами так же, как и с другими товарами, и создают некоторые проблемы в освоении и развитии рынка информации.

Кроме того, информация имеет следующие важные отличия от традиционных товаров:

- информация легко масштабируется, то есть затраты на разработку и производство одной копии информации равны соответствующим затратам на бесконечное количество копий этой информации;

- информация очень чувствительна к стандартам, поскольку вся информация должна храниться, визуализироваться, обрабатываться и т.д. одинаковыми методами, иначе единое информационное пространство, создаваемое в рамках виртуальной экономики, будет разрушено.

Если для традиционных товаров потребитель имеет право сдать не удовлетворивший его товар (или не нужный ему) и вернуть свои деньги в соответствии с федеральным законом «О защите прав потребителя»5, то в случае покупки информации, которая, как оказалось, не соответствует его ожиданиям, совершенно невозможно вернуть потраченные на нее деньги. Ведь на практике, если потребитель заплатил за просмотр фильма, а фильм ему не понравился, и смотреть его он не стал, то возврат денег при этом не предполагается6.

Идея отнесения информации к товарам тесно связана с концепцией экономического обмена, а обмен информацией осуществляется посредством сделки. Запрос на информацию, а затем и получение ее потребителем может считаться особой сделкой, причем основным отличием данной сделки от традиционной сделки является механизм оплаты. Так, например, если в традиционной экономике при проведении обычной сделки производится оплата самого товара либо услуги, то в условиях виртуальной экономики происходит оплата трафика [15]. Причем, при оплате трафика, потребитель не может знать, какую именно информацию он получит в рамках трафика.

Таким образом, информация представляет собой универсальный товар, реализуемый в сделках особого вида, о котором сегодня можно говорить, как о ключевом товаре,

5 Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 // СПС «КонсультантПлюс».

6 Еще один важный момент - это доля добавленной стоимости в производстве традиционных товаров в сравнении с производством информации. Различные товары несут в себе различную добавленную стоимость. Для традиционных высокотехнологичных товаров она может варьироваться от 10 до 65-70%. При этом при производстве информации доля добавленной стоимости всегда будет составлять 100% [2, с. 11-17].

обладающем высокими потребительскими свойствами, удовлетворяющими самые разнообразные запросы потребителей.

Однако этот вывод оспаривается в ряде зарубежных публикаций. Рассмотрим их аргументацию.

5. Представления о сущности информации в исследованиях зарубежных специалистов

Попытаемся осознать природу информации в другом ключе, проводя обзор зарубежной литературы, имеющей отношение к этому вопросу. И прежде всего, отметим работы Дж. Фрайдена [16, с. 210-220] и других специалистов, которые утверждают, что информацию следует рассматривать как уникальный продукт, наряду с товарами и услугами. Он считает, что информация - это основной компонент практически всякого продукта, который может быть приобретен и использован отдельными потребителями или домохозяйствами, и делает попытку подвести концептуальные основания под это суждение. Рассмотрим их подробнее.

Фрайден утверждает, что существует всего три типа продуктов7: товары, услуги и информация, и что всякий продукт состоит из различных относительных пропорций этих трех основных элементов. В зависимости от того, какой из элементов преобладает, продукт может быть отнесен к одной из этих трех групп. Так, персональный компьютер состоит из оборудования (товары), гарантии обслуживания и услуг (услуги поддержки пользователей), а также информации о его использовании, содержащейся на жестком диске (информация). То есть его можно отнести к продуктам первого типа как к продуктам, в которых преобладает товарный компонент. Продукт второго типа - это преимущественно профессиональная услуга, такая как визит к врачу, но она может сопровождаться материальными медицинскими устройствами или лекарствами (товары) и буклетами или советом (информация) по вопросам здоровья. Наконец, продукт третьего типа - это информационный продукт; например, энциклопедия на CDROM. Это практически полностью информация, но здесь также присутствует небольшой компонент товаров (компакт-диск - материальный носитель информации, а также его футляр) и небольшой обслуживающий компонент сервиса (онлайн-справка и возможность обновления - как услуга).

Такое разделение продуктов по этим трем разным их типам возникло совсем недавно. Эта новая парадигма, которая различает товары, услуги и информацию, впервые была представлена Дженнифер Роули [12, С.: 4-13], которая утверждала, что информация «не является ни товаром, ни услугой, но обладает некоторыми характеристиками обоих, а также

7 В маркетинговой концепции утверждается, что продукт - это совокупность преимуществ, которые фирма предлагает потребителям для удовлетворения их потребностей и желаний [17].

собственными уникальными характеристиками. И здесь важно отметить, что разработка нового продукта может осуществляться путем улучшения каждой части продукта. При этом чрезвычайная неосязаемость, однородность и непостоянство информационных продуктов создают как возможности, так и проблемы для этого.

Представленная здесь парадигма предполагает, что следует переосмыслить то, что подразумевается под «продуктом» для потребителей, и не пренебрегать его информационным компонентом. Более того, продукты типа III удовлетворяют уникальные потребности и желания, не удовлетворяемые продуктами типа I и II, рассматриваемыми в основном как товары или услуги. Автор новации утверждает, что расширение концепции «продукта» за счет включения информации делает более ясным характер преимуществ, которые потребители хотят получить от их потребления. Она также делает вывод, что наиболее подходящей сегментацией рынка продуктов типа III является микро-сегментация, при которой каждый потребитель рассматривается как уникальная личность.

Какие свойства информации анализирует Фрайден, чтобы сделать подобные заявления? Конечно, прежде всего, утверждается, что информация обладает уникальными свойствами, которые отличаются от свойств товаров и услуг. Рассмотрим приведенные им аргументы:

1) Информация уникальна, поскольку может иметь «математическую форму», независимо от того, является ли носитель информации книгой, фильмом, аудиозаписью или экраном компьютера. Говоря современным языком, информация может быть оцифрована без потери содержания [18]. Она может быть предоставлена в печатном или электронном виде и может быть использована или продана на рынке [4, С.: 43-59].

Это также означает, что информация не исчерпывается при использовании, и одна и та же информация может использоваться бесконечным числом потребителей, которые могут использовать ее по своему усмотрению, и быть полезной для всех них. То есть информация может быть одинаково потреблена более чем одним человеком в разных местах и в любое время.

Информация стала важным, продаваемым и ценным товаром, который можно доставлять разными способами. Однако информацию не следует путать с ее режимом или средством, которым она доставляется. Под режимом здесь понимается, существует ли информация символически в виде слов, чисел, изображений или звуков. Средство доставки относится к физическим средствам, с помощью которых она доставляется пользователям через печатные, вещательные, цифровые или визуальные средства массовой информации (СМИ). Например, популярные книги иногда продаются в твердом переплете, в мягкой обложке, аудиокассетах и даже на компакт-дисках. Но продукты типа III часто доставляются

потребителям и в интерактивном режиме. Более того, потребители всех типов продуктов становятся все более вовлеченными в самостоятельную настройку этих продуктов, в особенности типа III. Новые push-технологии8, развивающиеся в Интернете, просят потребителей описывать, какие типы информации они хотят передавать на свои компьютеры для просмотра в удобное для них время.

Зейтамль и др. (Zeithaml et я1.) [19, С.: 33-46] разработали популярную схему, показывающую, чем маркетинг товаров отличается от маркетинга услуг, выделяя четыре характеристики, которые отличают услуги от товаров. Это свойства:

- неоднородности;

- бренности (скорой порчи);

- неразделимости производства и потребления;

- нематериальности.

Фрайден рассматривает эти четыре свойства, чтобы показать, что информация отличается, как от товаров, так и от услуг. Он даже добавляет две дополнительные характеристики (право собственности и воспроизводимость), которые дополнительно подтверждают, по его мнению, необходимость рассматривать информацию как отдельную категорию продуктов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжим рассмотрение этих свойств информации в интерпретации Фрайдена.

2) Неоднородность предложения. Продукты типа I часто демонстрируют высокую однородность из-за массового производства и стандартизации. И наоборот, продукты типа II изображаются как имеющие значительную неоднородность, потому что индивидуальные различия в людях, предоставляющих услуги, затрудняют однородное предоставление услуг [19, с.: 33-46]. Например, качество новой стрижки или массажа может значительно отличаться от одного мастера к другому, а, в некоторых случаях, даже в пределах одного поставщика услуг. Продукты типа III (определяющий элемент которых - информация), напротив, идентичны друг другу и оригиналу; демонстрируя идеальную однородность. Эта особенность позволяет стандартизировать продукт с контролируемым качеством для потребителей [20, с. 83-90]. Таким образом, информация подобна товарам, но информация является еще более однородной, поскольку товары могут иметь небольшие различия в качестве, выявляемые только при проверке и проведении процедур отбора проб.

8 Рш^технологии — это рассылка веб-ресурсом коротких сообщений своим подписчикам на компьютеры и мобильные устройства. Приложения на компьютере или в смартфоне отправляют пользователю такое сообщение (о том или ином событии, факте или проблеме). Пользователь сам решает, каким приложениям можно отправлять рш^уведомления. Технические возможности рш^рассылок позволяют разрабатывать более продуктивную и «чуткую» к поведению пользователя маркетинговую стратегию.

3) Бренность (скорая порча) - это свойство описывает, как долго продукт можно хранить или инвентаризировать. Товары довольно сложно классифицировать в соответствии с этим свойством, поскольку возможности их инвентаризации сильно различаются. Некоторые товары прослужат всю вашу жизнь или дольше (высококачественные инструменты, алюминиевые бейсбольные биты и т.д.), тогда как другие товары имеют очень короткий срок хранения (хлеб, молоко и др.).

С точки зрения бухгалтерского учета, промышленные товары длительного пользования, рассматриваемые как активы, могут амортизироваться в течение определенного периода. Услуги весьма отличаются тем, что имеют ценность только тогда, когда они производятся и потребляются. Если услуга не используется (т.е. провайдер простаивает), услуга не имеет ценности. Например, непроданные места в самолете не имеют ценности после того, как самолет вышел на взлетную полосу.

Продукты типа III отличаются как от товаров, так и от услуг тем, что информация не является скоропортящейся; на самом деле информация по сути постоянна. Сама информация не ухудшается со временем, хотя носитель, на котором она хранится, может разрушаться, например, это происходит, когда книга желтеет и разваливается, или старая целлулоидная пленка распадается.

Фактически, она даже не расходуется во время потребления, и ее можно использовать снова и снова. Это не означает, что информация всегда сохраняет свою первоначальную ценность, поскольку некоторые типы информации, такие как новости, имеют элемент своевременности (или актуальность). Хотя ценность может меняться со временем (более новая информация обычно более ценна, чем старая), сама информация остается прежней. Таким образом, информация имеет мало общего с услугами и больше похожа на товары.

4) Неделимость (неразделенность производства и потребления). Концепция неделимости относится к физическому и институциональному расстоянию между создателем продукта и конечным потребителем. В случае продуктов типа I производитель может находиться довольно далеко от конечного потребителя. Товар может перемещаться по каналу распределения с участием ряда посредников, и он может физически перемещаться с завода на склад, потом в розничный магазин и, наконец, в дом. Продукты типа II, напротив, в значительной степени неразделимы, потому что производитель и потребитель работают сообща, чтобы создать, доставить и потребить услугу. Это особенно верно в отношении услуг, которые оказываются непосредственно человеку (например, стрижка, массаж, уход за зубами и т.д.). Однако это не свойственно услугам, которые выполняются в отношении объектов (например, автомобиля, подвесного мотора, холодильника и т. д.) [9].

В отличие от услуг, информация похожа на товар, потому что она производится, хранится, транспортируется и может существовать, но при этом не потребляется. Продукты типа III могут включать «обычный» канал распространения, такой как магазин или почтовый перевод, или они могут распространяться уникальным образом, как в случае выделенных телефонных линий и соответствующего оборудования (например, для доступа к информации через Интернет). Тем не менее, информацию еще нужно распространять. Информация может потребляться на расстоянии от места ее производства и, таким образом, явно не является услугой, что еще раз подчеркивает разделение между производителем и потребителем информации.

5) Осязаемость относится к физическим свойствам продукта в той степени, в которой его можно увидеть, почувствовать, услышать, понюхать и т. д. Товары осязаемы и имеют физические атрибуты, в то время как выполнение услуги в значительной степени нематериально, хотя может иметь и некоторые материальные аспекты [21].

Информация отличается от товаров, потому что она демонстрирует отсутствие осязаемости, и при этом «наиболее осязаемым» элементом информационного продукта является среда, через которую он передается. Данные, например, могут состоять из цифр или букв, имеющих какое-то известное значение. Местоположение не является важным свойством информации. Информация может быть доставлена и отражена на экране вашего компьютера или существовать в киберпространстве. Таким образом, информация даже более нематериальна, чем услуга, которая, скорее всего, имеет и некоторые материальные аспекты.

Таким образом, очевидно, что информация - это уникальный тип продукта, который не только производится иначе, чем большинство видов товаров, но должен и продаваться иначе, чем товары и услуги [4, С.: 43-59.].

6) Владение. Право собственности на продукт является основным признаком потребления товаров, но нельзя получить право собственности на услугу, а можно только владеть правом на выполнение услуги [22], С технической точки зрения, информацией можно владеть (например, когда статья защищена авторским правом). В действительности, однако, осуществление прав собственности может быть затруднено, о чем свидетельствует сложность законов, регулирующих авторское право и интеллектуальную собственность. Некоторые качества информации позволяют установление права владения на нее, но другие ее нематериальные свойства препятствуют исключительному владению ею и контролю над ней. Так, воспроизводимость информации затрудняет установление права собственности на нее, что отличает ее от продуктов типа I, которыми можно владеть, но невозможно бесконтрольно копировать.

7) Воспроизводимость. В большинстве случаев потребитель не может воспроизвести или скопировать материальный товар, и поддельные продукты являются контрафактом (незаконны). Многие услуги (кроме варианта «сделай сам») также не могут быть скопированы потребителем [22].

Информация, однако, может быть легко скопирована для других потребителей (или ими) с использованием современных технологий, которые приводят к низким переменным затратам, поэтому информация должна тщательно охраняться для сохранения исключительного права владения ею. С другой стороны, информация не расходуется в процессе ее потребления, и ее можно использовать многократно и совместно. Наконец, сохранить информацию легче, чем материальные товары, поскольку в случае кражи или уничтожения оригинала вместо него могут быть сделаны копии. Осмысление изложенного облегчает рисунок 2.

Рис. 2: Графическая интерпретация комплекса свойств товара, услуг и информации в сравнении9

Потеря

Уникаль- ценности Воспроизво-

Уровень ность со временем Осязаемость димость

На рис. 2 свойство уникальности информации проявляется в некотором «зашкаливании» (выходе за пределы уровней качественной шкалы «низкий-высокий») показателей уровня отражения, выделенных Фрайденом свойств, тогда как отражение этих свойств у товаров и услуг находится в пределах введенной шкалы.

9 Составлено автором © О.И.Филимонов

Заключение

Наши возражения по поводу концепции Фрайдена (и других зарубежных авторов) сводятся к следующему.

Во-первых, то, что отражает рис. 2, не противоречит изложенной нами выше позиции о том, что информация - это товар, но товар особенный (уникальный).

Во-вторых, автор изложенной концепции, не уделяя должного внимания базовым характеристическим свойствам товара (полезность, ценность), не представил убедительной мотивации по поводу выбора тех свойств, которые он рассматривал в отношении товара, услуг и информации. Выбор их достаточно субъективен, и многие авторы считают некоторые из этих атрибутов несущественными для осмысления даже понятий «товар» и «услуга», а значит, они не должны закладываться в основу определения понятия информация.

В-третьих, некоторые свойства не присущи однозначно всем товарам или всем услугам. Например, воспроизводимость типовых и специализированных станков различна, что вынуждает ставить усредненную отметку уровня «средний», которая ни о чем не говорит, то есть мало информативна.

Ввиду этих замечаний, заключение Фрайдена о том, что информация представляет собой уникальный продукт, отдельный от товаров и услуг, опирающееся на проведенный выше сравнительный анализ их свойств, вряд ли следует считать доказанным и корректным.

Изложенная в п. 5 концепция Фрайдена и других зарубежных авторов, разделяющих ее, возможно, окажется полезной в маркетинге, но не в сфере стоимостной оценки виртуального бизнеса, где более уместна точка зрения, изложенная нами в п. 4. В ней информация рассматривается как уникальный товар и один из видов ресурсов наряду с рабочей силой, материалами, оборудованием, энергией, денежными средствами и т.д.

Литература

1. Drucker, P.F. The age of social transformation // The Atlantic. 1994. № 247. С.: 53-80.

2. Бабаев, А.Б.; Егорушкина, Т.Н. Информация как универсальный товар в период развития цифровой экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 1. С.: 11-17.

3. Григорьев, С.С. Особенности рыночных отношений в интерактивном секторе экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 1 (40). С.: 13-16.

4. Meyer, M.H.; Zack, M.H. The design and development of information products // Sloan Management Review. Spring. 1996. С.: 43-59.

5. Foxall, G. Corporate Innovation: Marketing and Strategy. St Martin's Press. New York. 1984. 276 с.

6. Егорушкина, Т.Н. Актуальные проблемы развития инфраструктуры региональной оптовой торговли в условиях конкурентного рынка // Естественно-гуманитарные исследования. 2013. № 2. С.: 43-48.

7. Егорушкина, Т.Н.; Белякова, Т.Б. Анализ причин и правовых проблем кризисного состояния оптовой торговли в условиях конкурентной среды // Вестник Академии Знаний. 2012. № 1. С.: 31-38.

8. Campbell, J. Grammatical Man: Information, Entropy, Language, and Life. Simon & Schuster. New York. 1982. 15 с.

9. Lovelock, C.H. Services Marketing. 2nd edition. Prentice-Hall. Englewood Cliffs. NJ. 1991. 526 с.

10. Касьяненко, Т.Г. Современные проблемы теории оценки бизнеса / Монография. М. Изд-во ПРОСПЕКТ. 2018. 304 с.

11. Словарь американского наследия. Houghton Mifflin Co. Boston. 1985.

12. Rowley, J. Issues in Pricing Strategies for Electronic Information // Pricing Strategy & Practice. № 3 (2). 1995. С.: 4-13.

13. Information as a Marketable Commodity. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://egyankosh.ac.in/handle/123456789/4798 (дата обращения: 23.08.2021).

14. Schlender, B. What Bill Gates really wants // Fortune. 1995. January. С.: 34-63.

15. Филимонов, О.И.; Касьяненко, Т.Г. Интернет-трафик: понятие, свойства и типология // Вопросы инновационной экономики. 2021. Том 11. № 3. DOI 10.18334/vinec.11.3.113230.

16. Freiden, J.; Goldsmith, R.; Takacs, S.; Hofacker, C. Information as a product: not goods, not services // Marketing Intelligence & Planning. 1998. № 16/3. С.: 210-220.

17. Webster, F.E. Market-Driven Management. Using the New Marketing Concept to Create a Customer-Oriented Company. John Wiley and Sons, New York. 1994. 319 с.

18. Gates, B. The Road Ahead. Viking. New York. 1995. 286 с.

19. Zeithaml, V.A.; Parasuraman, A.; Berry, L.L. Problems and strategies in services marketing // Journal of Marketing. 1985. Том 49. С.: 33-46.

20. Hawes, D.K. The role of marketing in facilitating the diffusion of microcomputers and The information society // Journal of the Academy of Marketing Science. 1987. Том 15. С.: 83-90.

21. Levitt, T. The Marketing Imagination. The Free Press. New York. 1983. 203 с.

22. Palmer, A.; Cole, C. Services Marketing: Principles and Practice. Prentice-Hall. Englewood Cliffs. NJ. 1995. 389 с.

INFORMATION AS AN ECONOMIC CONCEPT IN A VIRTUAL ECONOMY

Oleg Filimonov

applicant for the St. Petersburg State Economic University (UNECON), IE Adlook.me, CFO

Abstract. The focus of the article is the study of the concept of "information" as one of the fundamental concepts of the virtual economy, which underlies the development of information and communication technologies adopted by the virtual business. A comparative analysis of this concept with the concepts of "data" and "knowledge" is carried out. It was revealed that the data are the "raw material" for information, while the knowledge is the massifs of information, interpreted and analyzed to develop a coherent set of them. The properties and sources of information are investigated. In addition to the properties of usefulness and value of information, the author highlighted such properties as: indivisibility, inexhaustibility, inherent uncertainty and risk during its transition from producer / seller to consumer, compressibility, replaceability, possibility of joint use. A critical analysis of the Western concept of the essence of the concept of "information" is given, highlighting information in a category other than goods and services based on the analysis of information properties: uniqueness, supply heterogeneity, frailty (early spoilage), indivisibility (inseparability of production and consumption), tangibility, ownership, reproducibility. It is shown that such an interpretation is flawed, and information for the purpose of business valuation should be considered as a unique product and resource (factor of production) in a modern economy.

Keywords: information; knowledge data; properties of information; goods and services; production factors.

JEL codes: D80; L15; M15.

References

1. Drucker, P.F. The age of social transformation // The Atlantic. 1994. No. 247. P.: 53-80.

2. Babaev, A.B.; Egorushkina, T.N. Information as a universal product during the development of the digital economy // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2019. No. 1. P.: 11-17.

3. Grigoriev, S.S. Features of market relations in the interactive sector of the economy // Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. 2012. No. 1 (40). P.: 13-16.

4. Meyer, M.H.; Zack, M.H. The design and development of information products // Sloan Management Review. Spring. 1996. P.: 43-59.

Saint-Petersburg, Russia

5. Foxall, G. Corporate Innovation: Marketing and Strategy. St Martin's Press. New York. 1984. 276 p.

6. Egorushkina, T.N. Actual problems of regional wholesale trade infrastructure development in a competitive market // Natural and humanitarian research. 2013. No. 2. P.: 43-48.

7. Egorushkina, T.N.; Belyakova, T.B. Analysis of the causes and legal problems of the crisis state of wholesale trade in a competitive environment // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2012. No. 1. P.: 31-38.

8. Campbell, J. Grammatical Man: Information, Entropy, Language, and Life. Simon & Schuster. New York. 1982. 15 p.

9. Lovelock, C.H. Services Marketing. 2nd edition. Prentice-Hall. Englewood Cliffs. NJ. 1991. 526 p.

10. Kasyanenko, T.G. Modern problems of the theory of business valuation / Monograph. M. Publishing house PROSPECT. 2018. 304 p.

11. Dictionary of American Heritage. Houghton Mifflin Co. Boston. 1985.

12. Rowley, J. Issues in Pricing Strategies for Electronic Information // Pricing Strategy & Practice. No. 3 (2). 1995. P.: 4-13.

13. Information as a Marketable Commodity. 2017. URL: https://egyankosh.ac.in/handle/123456789/4798.

14. Schlender, B. What Bill Gates really wants // Fortune. 1995. January. P.: 34-63.

15. Filimonov, O.I.; Kasyanenko, T.G. Internet traffic: concept, properties and typology // Problems of innovative economics. 2021.Vol. 11. No. 3. DOI 10.18334/vinec.11.3.113230.

16. Freiden, J.; Goldsmith, R.; Takacs, S.; Hofacker, C. Information as a product: not goods, not services // Marketing Intelligence & Planning. 1998. No. 16/3. P.: 210-220.

17. Webster, F.E. Market-Driven Management. Using the New Marketing Concept to Create a Customer-Oriented Company. John Wiley and Sons, New York. 1994. 319 p.

18. Gates, B. The Road Ahead. Viking. New York. 1995. 286 p.

19. Zeithaml, V.A.; Parasuraman, A.; Berry, L.L. Problems and strategies in services marketing // Journal of Marketing. 1985. Vol. 49. P.: 33-46.

20. Hawes, D.K. The role of marketing in facilitating the diffusion of microcomputers and The information society // Journal of the Academy of Marketing Science. 1987. Vol. 15. P.: 83-90.

21. Levitt, T. The Marketing Imagination. The Free Press. New York. 1983. 203 p.

22. Palmer, A.; Cole, C. Services Marketing: Principles and Practice. Prentice-Hall. Englewood Cliffs. NJ. 1995. 389 p.

Contact

Oleg Filimonov IE Adlook.me

15, Vilensky lane, 191014, St. Petersburg, Russia filimon.oleg@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.