ЭКОНОМИКА
УДК 339.1
НОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕРИТОРНЫЕ БЛАГА © Татьяна Владимировна Корчагина
Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия, ассистент, аспирант кафедры экономической теории, e-mail: [email protected]
В статье раскрывается сущность новой экономики, описаны теории благосостояния, общественных и мериторных благ, детализированы такие понятия, как информация, знания, мериторные блага. Ключевые слова: новая экономика; благосостояние; информация; знания, мериторные блага.
Новая экономика - это экономическая система нового типа, формирующаяся на основе существующей модели развитой рыночной системы хозяйствования. По словам американских исследователей, она представляет собой один из элементов новой цивилизации. Новая экономика - это не единственная в науке теоретическая модель экономики будущего, она имеет много названий. Опираясь на методологию институционального направления современной экономической теории, можно сказать, что новая экономика -это, по сути, постиндустриальный тип хозяйствования и в этом ее главная новизна.
Термин «постиндустриализм» был введен в научный оборот в начале ХХ в. ученым Анандом Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. Впоследствии, с 1916 или 1917 г., его использовал теоретик английского либерального социализма Артур Пенти, обозначая таким образом идеальное общество, где принципы автономного и даже полукустарного производства оказываются возрожденными ради преодоления конфликтов, присущих индустриальной системе. В современном значении понятие «постиндустриальное общество» приписывается американскому социологу Дэвиду Рисмену, который употребил его в названии своей статьи в 1958 г., или другому американскому социологу Дэниелу Беллу, который использовал это понятие в своем выступлении на международном семинаре в Зальцбурге в 1959 г. В философском словаре теория постиндустриального
общества рассматривается как одна из концепций западной социально-философской футурологии (т. е. науки о будущем человечества, исследовании будущего), основанной на положениях индустриализма, согласно которым развитие каждого общества определяется уровнем развития промышленности (индустрии), выражаемым обобщенным показателем величины валового национального продукта [1].
Постиндустриальное содержание означает относительно к производству - структурный сдвиг в сторону науки как непосредственной производительной силы и сферы услуг; к продукции - выход на первый план научных знаний, информации, духовных благ; к труду - становление всеобщего научного труда как творческой деятельности; к потребностям - решающее значение социально-духовных потребностей (в образовании, культуре, творчестве и т. д.); к стимулам -главенство стимулов творческой самореализации личности; к собственности - важная роль интеллектуальной собственности с присущим специфическим способом отчуждения продукта научного труда и снижение роли «вещных» форм собственности и т. д. Все эти характеристики способны сформировать целостную систему категорий новой экономики постиндустриализма [2].
В конце 1940-х гг. в работах американского экономиста Колина Кларка «Экономика в 1960 г.» и французского обществоведа Жана Фурастье «Великая надежда ХХ века» были сформулированы важнейшие методо-
логические принципы теории постиндустриального общества и положение о грядущем росте доли сферы услуг и информационного сектора как в совокупной рабочей силе, так и в структуре ВВП.
Основу постиндустриализма составляет новая материально-техническая база, а именно электроника, новейшие технологии, компьютеризация, что порождает новые требования к работнику.
Главная фигура в этом обществе - человек. Поэтому такое общество можно назвать социально-ориентированной рыночной экономикой [1, с. 118].
Главными чертами, характеризующими постиндустриальное общество, следует считать: услуги, направленность в будущее, межличностная коммуникация, большая роль научных исследований, ведущая роль теоретических знаний, образования, информации. Постиндустриальное общество под влиянием инновационной спирали превращается в информационное общество.
В начале 1960-х гг. появилась концепция информационного общества, которую одновременно разработали Ф. Махлуп и Т. Уме-сао в США и Японии. В 1970-е и 1980-е гг. наибольший вклад в развитие данной теории внести М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Катц и ряд других известных ученых. Рассматриваемая идея была основана на предпосылках о том, что информатика и информационная технология выступают средством изменения социальной структуры общества, производительных сил, создания целостной индустрии информации. В ряде развитых стран приняты государственные программы построения информационного общества. Например, в Японии такую программу изложил Й. Масуда. В 2000 г. построение экономики, основанной на знаниях, было объявлено политической целью развития Европейского союза.
Большинство американских и европейских исследователей начиная со второй половины 1980-х гг. стали акцентировать внимание на роли и значении не столько информации, сколько знаний, что породило целый спектр новых определений современного общества, распространившихся в русском языке как «экономика знаний», «экономика, основанная на знаниях», «интеллектуальная экономика».
Сторонники информационного направления в экономике связывают появление информационного общества с появлением четвертого сектора экономики, следующим за сельским хозяйством, промышленностью и сектором услуг, а капитал и труд - основа индустриального общества - уступают место информации - основе информационного общества.
Так что же в современном понимании означает термин «информация»? Определенно следует отметить то, что информация давно перешла из научной категории в категорию коммерческую. Информация - универсальная общенаучная категория, и каждая дисциплина вкладывает в нее свой смысл. В Федеральном законе «Об информации, информатизации, защите информации» она определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [3]. Основатель современной теории информации американский математик и инженер Клод Э. Шеннон ввел понимание информации как степени уменьшения неопределенности (энтропии в его терминологии) и риска.
Если обратиться к научной литературе и сделать сравнительный анализ, то многие исследователи определяют понятие «информация» по-разному:
- знания, переданные кем-то другим или собранные путем собственного исследования или изучения [4];
- «содержание внешнего мира» [5];
- мера неопределенности знания об интересующем получателя объекте [6];
- сообщение о чем-либо, сведения, являющиеся объектом хранения, и др.
В современном экономическом словаре дается следующая трактовка понятию «информация», а именно: информация (от лат. тйогшайо - осведомлять) - это:
- любое сообщение о чем-либо;
- сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении;
- один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов, в связи с чем эти затраты
следует включать в издержки производства и обращения;
- одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего - знания, образы [7].
Многие исследователи признают тот факт, что главным производственным ресурсом становится экономическая информация. Но в новой экономике наибольшее значение имеет не любая информация, а осознанная и усвоенная человеком, превратившаяся в его знания, тогда основанием «новой экономики» правильнее было бы считать знания, интеллект. Именно они и становятся основным ресурсом развития нового общества [2, с. 74-75]. На этой основе можно сделать определенный вывод, что информация - это совокупность данных, которая в процессе коммуникативного общения принята и понята субъектом для реализации его дальнейшей деятельности.
Ни одна экономическая система не может существовать без информационных потоков. Нарушения в информационных потоках, их недостаточность затрудняют обмен, парализуя деловую активность, и ведут к нерациональному использованию ресурсов. Наличие информации является существенным конкурентным преимуществом и позволяет находить наиболее эффективное сочетание ограниченных ресурсов.
По мере усложнения человеческой деятельности объем знаний, требуемый для ее реализации, возрастает. Подсчитано, что для увеличения объема материального производства в 2 раза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации [8].
Информация в экономике проявляется во множестве аспектов:
- продукт производства;
- фактор производства, один из фундаментальных ресурсов любой экономической системы;
- товар, т. е. информация выступает объектом купли-продажи;
- общественное благо, потребляемое всеми членами общества;
- предмет конечного потребления;
- предмет и средство трансакций;
- средство управления;
- средство тезаврации, т. е. сокращения накопленных материально-финансовых ценностей;
- фактор в конкурентной борьбе, один из наиболее важных в современных условиях.
Для взаимодействия субъектов экономики в первую очередь представляет интерес деловая информация. Исходя из уровня рыночных цен производители определяют объем предложения, а потребители - спроса. Их также интересуют данные о качестве продукции, технологиях, предпочтениях потребителей, фирмах-конкурентах, товарах-субститутах, уровне процентных ставок, перспективах роста экономики и мн. др. Затраты времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска этой информации, а также потери, связанные с неполнотой, и несовершенство приобретаемой информации являются частью трансакционных издержек. Их величина по примерным подсчетам (т. к. они с трудом поддаются измерению) в настоящее время превышают 60 % ВНП в развитых странах, поэтому, в частности, крайне важно снижать издержки приобретения информации к минимуму.
Основная черта постиндустриальной экономики - это выдвижение на первое место человека, рост благосостояния и т. д. В экономической литературе благосостояние рассматривается как мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. Благосостояние характеризует уровень жизни людей [7]. Существует функциональная зависимость между частным и общественным благосостоянием, а именно: чем выше уровень благосостояния одного хозяйствующего субъекта и чем больше таких субъектов, тем богаче и благополучнее общество. В современной экономической теории под понятием «благосостояние» понимается не только приобретение материальных, но и нематериальных благ и услуг.
Артур Сесил Пигу (1877-1959) является одним из основоположников экономической теории благосостояния (наряду с Вильфредо Парето (1848-1923)). Парето говорит о том, что рост общего благосостояния может быть достигнут только в том случае, если любое изменение, вызывающее улучшение положения одного хозяйствующего субъекта, не ухудшит положение другого. Согласно
взгляду А. Пигу, который он изложил в своем главном труде «Экономическая теория благосостояния» (1920), благосостояние народа зависит от двух факторов:
1) от уровня «национального дивиденда» (национального дохода);
2) от качества и справедливости распределения «национального дивиденда».
Причем национальный дивиденд, по Пи-гу, материальный доход общества, который может быть выражен в деньгах. Главный фактор достижения максимальной величины национального дивиденда он видит в равенстве «предельных общих чистых продуктов в различных отраслях при любом возможном использовании ресурсов» [9].
В основе благосостояния лежит понятие «благо». Благо - это все то, что удовлетворяет человеческие потребности. Для понимания благ большое значение имеет их классификация. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ.
Так, наиболее распространенным является подразделение благ на свободные и экономические. Свободные (неограниченные) блага достаются каждому человеку в количестве, достаточном для удовлетворения его потребностей. Все виды ограниченных благ называются экономическими. Экономические блага являются объектом собственности и по их поводу возникают отношения собственности. Чаще всего они представлены в форме товара или услуги. При их производстве обычно возникают экономические издержки. Экономические блага по количеству потребителей делятся на индивидуальные и общественные. Индивидуальные блага потребляются потребителем, который платит за него в зависимости от того, какую пользу оно ему приносит, соответственно, другие члены общества автоматически лишаются возможности потребить его. А общественное благо -это благо, потребляемое коллективно.
Концепция общественных благ была предложена еще до А. Пигу шведским экономистом Эриком Линдалем (1891-1960) в очерке «Справедливое налогообложение -позитивная теория» (1919). В этом труде Линдаль, развивая идеи своего учителя Кнута Викселля (1851-1926), указывает на целый ряд свойств общественных благ, которые не позволяют рынку в полной мере оценивать
выгоды и издержки производства общественных благ. В основе теории А. Пигу была использована эта концепция.
Свойства общественных благ по Линдалю:
1) неделимость заключается в том, что общественные блага предоставляются всем участникам рынка одновременно, их потребление не может носить индивидуальный характер;
2) неисчерпаемость потребления - использование общественного блага одним участником рынка не уменьшает количество этого блага на рынке и, следовательно, не уменьшает возможностей других участников им воспользоваться;
3) неисключаемость: ограничить доступ потребителей к такому благу практически невозможно.
Проблема, связанная с вышеперечисленными свойствами, заключается в следующем: часть индивидов будет скрывать свою заинтересованность в производстве этих благ, чтобы не оплачивать их производство. Единственным решением проблемы производства общественных благ, согласно представителям шведской школы, является вмешательство государства, которое с помощью введения соответствующих налогов и их перераспределения обеспечило бы финансирование этого производства.
А. Пигу предлагает иную интерпретацию общественных благ. В основе его теории общественных благ лежит понятие экстерналий («внешних эффектов»), оказывающих влияние на благосостояние других субъектов рынка. На основе экстерналий Пигу разделил частные и общественные блага. Чистое общественное благо - благо, которое не может быть предоставлено кому-либо отдельно и потребляемое только сообща. Чистое частное благо - благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу [10].
Общественные выгоды формируют «положительные внешние эффекты», а общественные издержки А. Пигу называет «отрицательными внешними эффектами».
На основе теории экстерналий А. Пигу сделал ряд выводов:
1) предложил свой критерий оценки оптимального распределения ресурсов. Оптимум для каждого блага устанавливается тогда, когда предельные общественные выгоды
(М8Б) от производства данного блага равны предельным общественным издержкам (М8С), иными словами, М8Б=М8С;
2) в качестве способа решения проблемы отрицательных внешних эффектов видел налогообложение либо на само благо, генерирующее отрицательные внешние эффекты, либо на экономическую деятельность по производству данного блага;
3) в качестве способа увеличения количества производства и потребления благ с положительным внешним эффектом видел государственное субсидирование производителей, чтобы тот увеличивал предложение этого блага, а также предоставление государством субсидий потребителю на покупку этого блага.
Дальнейшее развитие теория благосостояния получила в работах американского экономиста Аббы Птахия Лернер (19031982) и польского экономиста Оскара Ланге (1904-1965). Они сформулировали «фундаментальную теорию благосостояния», которая гласит, что если все товары получили рыночную оценку, то равновесие на конкурентном рынке будет соответствовать оптимуму по Парето.
С 1950-х гг. основополагающей теорией стала теория общественных благ, разработанная нобелевским лауреатом Полом Энтони Самуэльсоном (1915-2009). Именно ему принадлежит классическое определение общественного блага как блага затраты на производство и распространение которого берет на себя государство, и обладающего следующими свойствами:
- неконкурентоспособность / несо-перничество: обусловленные доступностью всех к такому благу;
- неисключаемость: ограничить доступ потребителей к такому благу практически невозможно;
- неделимость: индивид не может сам выбрать объем потребления блага.
Самуэльсон в своих трудах предпринял попытку определить оптимальное распределение ресурсов при наличии как частных, так и общественных благ. Он предложил уравнение, показывающее, что сумма предельных норм замещения общественного блага на частное в потреблении равна норме замещения общественного блага на частное в производ-
стве, позднее получившее название «уравнение Самуэльсона».
Согласно теории П. Самуэльсона, общественные блага подразделяются на чистые и смешанные. Общественные блага или услуги, для которых характерны четко выраженные несоперничество в потреблении и неис-ключаемость потребителей, называются чистым общественным благом (например, услуги по обеспечению обороны и безопасности). Чистых общественных благ не так много, чаще всего встречаются смешанные блага. Смешанные общественные блага - это блага, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени (например, здравоохранение и образование).
Выделяют еще несколько видов благ, которые в той или иной степени обладают признаками и частного, и общественного блага:
- общие блага - блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости;
- коллективные общественные блага - блага, которые потребляются сравнительно небольшой группой людей и у таких благ, как правило, достаточно узкие границы несоперничества, а неисключаемость не распространяется на тех, кто в данную группу не входит;
- перегружаемые общественные блага - это блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определенного числа потребителей;
- клубные блага - блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в специализированных организациях.
Если чистые общественные блага предоставляются бесплатно, то применительно к смешанным благам со значительными внешними эффектами граница между бюджетными и платными услугами более подвижна. Хотя смешанные блага, которые не имеют значительных внешних эффектов, экономически целесообразнее оплачивать самостоятельно потребителям.
Одним из результатов глобализации является возникновение глобальных общественных благ - это блага, выгоды (издержки) от создания и существования которых распространяются поверх государственных, общественных границ. Ими являются атмосфера, климат, права человека, борьба с инфекционными заболеваниями, всеобщий мир и
т. д. [11]. Свойства у глобальных общественных благ такие же, как и у национальных.
В новой экономике появляются новые виды благ - информация и знания.
Большая часть находящейся в обществе информации потребляется как общественное благо, затраты на подготовку и распространение которого берет на себя государство. Это означает, что данная информация отвечает трем характерным свойствам общественного блага, а именно:
1) неконкурентоспособность / несопер-ничество;
2) неисключаемость;
3) неделимость.
Действительно, во-первых, информация и знание не убывают по мере их использования, и приобретение некоего объема знаний не может уменьшить способности другого человека приобрести эти же знания. Во-вторых, ограничения распространения информации, выступающей объектом собственности, относятся только к ее специфическим видам - объектам интеллектуальной собственности (патент, авторское право, профессиональный секрет, торговая марка). При этом защита объектов интеллектуальной собственности ограничена определенным сроком действия, предусмотренным законом, по окончании которого они становятся общественным достоянием. К тому же само право собственности на информацию предполагает возможность ее максимального распространения, поскольку именно оно служит источником дохода для ее владельца.
Воздействие информации на производственный процесс в целом носит двоякий характер. С одной стороны, знание и информация выступают в качестве обязательного первоначального элемента научно-технологических изысканий. В процессе формирования новой экономики традиционные «факторы производства» - земля, рабочая сила и капитал - не исчезли, а уступили первые места информации, знаниям. Эти ресурсы можно получать, причем без особого труда, если есть необходимые знания. Знание в новом его понимании означает реальную полезную силу, средство достижения экономических результатов [2, с. 75]. С другой стороны, информационный ресурс используется в экономической системе точно так же, как труд или капитал, т. е. можно говорить о
прямой зависимости между экономическими результатами и количеством информации, введенной в экономическую деятельность.
Помимо таких свойств информации, как высокие трансакционные издержки, простота тиражирования, неоднозначная зависимость от времени, информационный ресурс имеет ряд особенностей, отличающих его от традиционных ресурсов:
- информация воздействует на эффективность производства без физического увеличения традиционных ресурсов;
- потребление информации не вызывает ее исчерпаемости как производственного ресурса, оно тождественно формированию нового знания, которое, таким образом, наращивается по мере использования. Это свойство информации исключает применение к ней понятия редкости;
- информация ускоряет процесс воспроизводства за счет уменьшения периодов производства и обращения.
Таким образом, можно говорить о том, что именно информационный ресурс способен значительно повысить эффективность экономической системы без какого-либо заметного увеличения потребления труда, земли и капитала.
Однако само обладание всей необходимой информацией не означает эффективного функционирования фирмы или общества в целом. Во-первых, информация очень часто бывает излишней, и только профессионал может вычленить именно то, что является существенным в конкретной ситуации. Во-вторых, для управления компанией необходимо знание и понимание законов, которым подчиняется рынок, происходящих в нем процессов и целостное видение окружающей среды. Нельзя также недооценивать профессиональную интуицию, накопленный опыт. Вообще, принятие решения требует осуществления человеком мыслительного процесса, который не может заменить никакая система или программа. Ни одно автоматизированное предприятие, если рассматривать его не просто с производственной точки зрения, а в качестве экономического субъекта, не способно функционировать без участия человека.
Таким образом, ключевую роль в экономике приобретает не просто информация, а знание. Знания становятся таким очевидным
и решающим благом в развитии общества, что они превращаются в стратегические ресурсы.
Стратегические ресурсы информационного общества представляют средства или источники его развития, включающие в себя умственный капитал, интеллектуальные способности человека, концентрацию теоретических знаний, обработку информации, квалификацию и переквалификацию, профессионализм. Информационное общество - это общество знаний. Однако многие ученые против отождествления информации со знаниями. Например, Илкки Ниини Луто считает, что надо говорить не об информационном обществе, а об «обществе информатики и связи». Пертти Хеманус также считает, что понятие «знание» должно быть отделено от понятия «информация». Американский социолог Р. Кроуфорд и российский экономист
В. Иноземцев в отношении такой системы хозяйствования используют термин «экономика знаний», подчеркивая тем самым, «что важнейшим производственным ресурсом общества становится не столько информация как относительно объективная сущность или набор данных о тех или иных производительных и технологических процессах, сколько знания, т. е. информация, усвоенная человеком и не существующая вне его сознания [1, с. 121]. «Люди обладают способностью творить, генерировать новые идеи, менять на ходу правила и испытывать чувства -компьютеры этого не могут. Пока» [12].
Таким образом, именно человек интерпретирует получаемую информацию, выбирает, стоит ли воспользоваться ею, и он формирует знание. Знание существует только благодаря людям. Поэтому «сегодня решающим фактором является сам человек, а именно его знания» [13]. Таким образом, успех экономики зависит от умения направлять работу интеллекта в нужное русло [12, с. 35]. Вот почему в современных условиях именно знание необходимо для поддержания конкурентных преимуществ и приоритетной становится не ценовая конкуренция, а конкуренция за людей, за их знания. И знание -это новое поле битвы между странами, корпорациями и личностями [12, с. 37].
Все современные компании сражаются за знания, но знания склонны устаревать. К ним стоит относиться как к свежему молоку - у
знания короткий срок годности. Не использованные вовремя знания прокиснут и перестанут представлять какую-либо ценность. Постоянные инновации - как революционные, так и эволюционные - просто необходимы [12, с. 51]. И в отличие от физических ресурсов интеллектуальные только увеличиваются по мере их использования.
Среди общественных благ особое место занимают мериторные. Эту специфическую группу благ впервые выделил Ричард Мас-грейв (1910-2007) в 1959 г. Под меритор-ными благами понимаются блага, спрос на которые со стороны частных лиц отстает от желаемого обществом и стимулируется государством. Мериторные блага включают здравоохранение, образование, субсидирование жилья для семей с низким доходом (социально значимые блага) и другие услуги, которые могут быть оказаны индивидуально.
Если общественное благо - это один из случаев несовершенства рынка, когда необходимо вмешательство государства из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпочтениями, что подразумевает суверенитет потребителя, то меритор-ные блага представляют собой случай, когда индивидуальные предпочтения являются объектом корректировки государством.
Масгрейв выделяет четыре базовые ситуации, в которых возникают мериторные блага:
1) «паталогический случай», когда общество стремится защитить недостаточно информированных людей от их возможных негативных решений. Выделяют нерациональность поведения индивидуума и его неосведомленность. В случае нерациональности поведения индивидуума мериторика должна обеспечить корректировку индивидуальных предпочтений, в случае неосведомленности - возможность мериторного вмешательства весьма широкая [14];
2) «слабоволие Одиссея», когда государство вынуждено препятствовать некоторым неверным решениям индивидуумов. В данном случае мериторное вмешательство ориентировано на создание институциональных условий для рационального выбора индивидуумов - законодательные ограничения [14, с. 253, 257];
3) т. н. ситуация преодоления иррациональности поведения неимущих и предоставления помощи нуждающимся членам общества. В подобной ситуации государство предъявляет дополнительный спрос на указанные блага, отличный от «искаженных» индивидуальных предпочтений, для последующего распределения между неимущими гражданами (бесплатного или льготного) [14, с. 253, 258];
4) ситуация обеспечения общих потребностей, присущих обществу как таковому. Выделяя данный случай, Масгрейв допускает, что по некоторым товарам и услугам в качестве альтернативы индивидуальной норме могут выступать общие нормы. Наличие таковых Масгрейв связывает с возможностью принятия индивидуумами «... общих ценностей или предпочтений, даже если их личные предпочтения не могут не совпадать с ними» [14, с. 253, 259].
Основной фигурой в новой экономике является человек. Следовательно, человеческий капитал является наиболее ценным благом современного общества, гораздо более важным, чем основные факторы производства или накопленное богатство. Под человеческим капиталом в экономической теории понимается мера воплощенной в человеке способности приносить доход [15]. Человеческий капитал отражает такие качественные характеристики работника, как его состояние здоровья, уровень образования, профессиональной подготовки, квалификации, т. е. он включает как врожденные, так и приобретенные способности человека.
Исследования Всемирного банка показывают, что производственная составляющая ВВП приблизительно равна 18-20 %, а остальные 80-82 % зависят от качества человеческих ресурсов, а существенное влияние на качество человеческого капитала оказывает система высшего образования. Также главным условием эффективного участия работника в трудовой деятельности является его здоровье и способности. Понятно, что не обладая достаточным уровнем здоровья и способностей, работник не сможет успешно реализовать свои потребности и интересы. Таким образом, не только образование, но и запас здоровья и способностей работника влияет на производительность труда человека и в целом на процесс экономического роста.
В связи с чем мериторные блага, в особенности образование и здравоохранение, играют огромное значение в формировании экономики нового типа. Следовательно, образование и здравоохранение как меритор-ные блага - это система воспроизводства человеческого капитала как совокупности физических и умственных сил и способностей, знаний и умений, используемых для наращивания производительных сил общества. Любые инвестиции в сфере образования и здравоохранения - это инвестиции в будущее человека, человеческие ресурсы, приносящие благосостояние, а следовательно, обеспечивающие его соответствие текущим и перспективным потребностям личности, страны, тенденциям мирового развития.
Таким образом, новая экономика - это экономическая система нового типа, формирующаяся на основе эволюции существующей модели развитой рыночной системы хозяйствования, а такие мериторные блага, как образование и здравоохранение, наряду с наукой, формируют ядро экономики нового типа. И экономический рост в стране становится невозможным без непрерывного инвестирования в сферу образования и здравоохранения.
1. Экономическая теория. Микроэкономика / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. М., 2008. Т. 1. С. 117.
2. Журавлева Г.П. Теория новой экономики: нерешенные проблемы // Россия на пути к новой экономике: монография / под ред.
B.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М., 2006.
C. 61-62.
3. Об информации, информатизации, защите
информации: федеральный закон от
20.02.1995 № 24-ФЗ // Российская газета. 1995. 23 февр.
4. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966.
5. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1968.
6. Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики. 1997. № 11. С. 86.
7. Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь. иКЬ: Шр://уосаЫе.гц. Загл. с экрана.
8. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
9. Пигу А.С. Экономическая теория благосостояния. М., 1985. Т. 1. С. 203.
10. Тарануха Ю.В. Микроэкономика / под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. М., 2006. С. 588.
11. Медведев С.А., Томашов И.А. Концепция глобальных общественных благ // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 2 (24). С. 21.
12. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк навсегда: Капитализм в удовольствие / пер. с англ.; Стокгольмская школа экономики. М., 2008. С. 32.
13. Centesimus ANNUS («Сотый год»): энциклика Святого Отца Иоанна Павла II. URL: http:// www.catholic.uz/holy_material.html?:d=464. Загл. с экрана.
14. Экономика / под ред. Д.С. Львова, В.И. Ви-дяпина. М., 2008. С. 253-254.
15. Колосницына М.Г. Экономика труда. М., 1998. С. 88.
Поступила в редакцию 19.06.2010 г.
UDC 339.1
NEW ECONOMY AND MERIT GOODS
Tatyana Vladimirovna Korchagina, Russian Academy of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, Assistant, Post-graduate Student of Economic Theory Department, e-mail: [email protected]
The article reveals new economy concept, welfare economics, the theory of public and merit goods, such concepts as information, knowledge, merit goods are detailed.
Key words: new economy; welfare; information; knowledge; merit goods.
УДК 330.191.6
СУЩНОСТЬ ДОМИНИРОВАНИЯ ПРИРОДОЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ТИПА ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ © Александр Иванович Михайлов
Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия, кандидат экономических наук, профессор кафедры мировой экономики, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются теоретические аспекты и практические проблемы природоадаптивного и природоэксплуатационного типа организации человеческого общества. В связи с чем приводится метод пространственного позиционирования. Особое внимание уделяется обоснованию доминирования природоэксплуатационной деятельности над природоадаптивной, что приводит не только к безудержному потреблению всех видов ресурсов, но и к массовому загрязнению окружающей среды.
Ключевые слова: геоэкономический; присваивающий; производящий; природоадаптивный; природоэксплуатационный; природная среда; окружающая среда; экономическое пространство; сравнительные преимущества; мировая экономика.
Эксплуатация окружающей среды, вызванная природоэксплуатационным типом геоэкономической организации мировой экономики, привела к многочисленным катастрофам. Одним из последних примеров является взрыв (20 апреля 2010 г.) на буровой платформе «Дипоутер хорайзн» (Deepwater Horison) британской компании «Бритиш петролеум» (British Petroleum), в результате чего началось излияние в океан огромного количества сырой нефти, крайне губительной для
экосистем как в самом океане, так и на побережье.
Эксперты Международного фонда защиты природы и Геологической службы США отмечают, что нынешняя утечка нефти в Мексиканском заливе стала крупнейшей в современной истории экологической катастрофой. Стоит подчеркнуть, что проблема в настоящее время не решена и вряд ли будет решена в обозримой перспективе. Актуальность данной темы предопределила изучение