Теория информации занимает значимое место в изучении письменного текста и текстовой деятельности. Интерес представляет, на наш взгляд, анализ нехудожественного текста в качестве единого информационного целого и его информативных речевых структур (единиц). При акценте на предмет текстовой деятельности (понимание, преобразование текста) термин информативность речевой структуры текста становится определяющим. Динамика текстовой материи рассматривается в процессе реализации информативнокоммуникативной функции. Желание понять коммуникативное намерение автора (тему) заставляет читателя декодировать информационный план текста, подвергая скрупулезному анализу речевые отрезки текста. Информация, по нашему мнению, абсолютный показатель информативности текста, если рассматривать текст в качестве источника различной информации.
Определение степени информативности текста зависит от двух объективных условий: содержит ли текст полезную информацию и является ли информация первичной для получателя. Следовательно, информативность текста - относительный показатель текста и определяется количеством имеющихся в нем информативных высказываний. Проблема отражения объективной действительности в абсолютной или относительной форме в тексте через категории информация/информативность нуждаются во всестороннем изучении получателем.
Объектом исследования в теории текста всегда является целое речевое произведение, выступающее в виде письменной фиксации информации об объективной действительности. В контексте концепции информации текста и информативности речевых структур текстовое образование вмещает в себя информацию разной степени важности. Текст - речевое образование и в процессе понимания анализируются текстуальные единицы, которые выступают предметно-концептуальными/номинативно-предикативными высказываниями. При динамическом подходе к тексту они именуются информативными высказываниями.
Текст располагает крупными информативными отрезками, на фоне которых выделяются минимальные информативные единицы (семантикосинтаксические единицы). Исходя из вышеизложенного, мы склонны обозначить два разных аспекта, требующих объяснения: информация целого текста и информация/информативность речевых структур текста на уровне сверх-
фразового единства, предложения (семантико-синтаксические конструкции) и словосочетания, слова (семантико-синтаксические единицы).
Экстраполируя понятие информации в лингвистику, информацию можно определить как вербализированную передачу осмысленных и организованных фактов объективной действительности.
Гносеологический подход к изучению текста в качестве источника информации помогает понять, что текст всегда прагматичен, потому что обладает функциональной направленностью, ориентацией на выполнение заранее намеченной цели сообщения. Но распознать это намерение в письменном тексте нелегко, особенно в определенных типах текста [1, с.16].
Сложная логико-синтаксическая категория - предикация применительно к тексту обретает иное толкование. Предикативность придает особенность тексту, без которой он лишен информационной новизны, и происходит только номинация определенных явлений объективной действительности. И. Р. Гальперин пишет в своей работе, что вне предикации нет акта речи, есть лишь номинация определенных явлений, событий, действий. Смысл не обязательно предикативен. Существуют номинативные образования, которые наделены смыслом, но не имеют категории предикативности [1, с.21].
Границу между смыслом и содержанием можно провести в плане характера предикативности. Предложения, которые обладают предикативностью (грамматическая категория), соотносимы со смыслом, а не с содержанием, потому что лишь потенциально коммуникативны [1, с.22]. Интеграция предложений в контекст позволяет говорить о выполнении ими функционального назначения. В контексте они становятся частью содержания, так как несут на себе груз определенной информации. Отсюда, предикативность становится категорией речевой структуры, которая располагает информацией - информативное высказывание. Любое высказывание, как законченный речевой отрезок текста, имеет смысл, но не каждое высказывание будет информативным, если оно лишено категории предикативности («нового»), что формирует содержание (новую, ценную информацию).
Предметом информационного анализа выступает речевая структура текста - высказывание. Высказывание, будучи крупной текстуальной единицей, в зависимости от типа текста (художественный текст) или жанра (публицистический текст) является крупной речевой структурой текста, которая потенциально может вмещать в себя информацию разного плана, но марке-
рами в ней выступают речевые единицы: The message was that the Queen is in the rock upon which Mr. Blair is her chief conduit, through his democratic role, of what people think. His youth and modernity keep her in touch: her experience and wisdom remind him that tradition matters. Понимание и интерпретация этого высказывания может осуществляться изолировано от целого текста, и в то же время направлено на понимание целого текста с учетом контекста. Мы получаем информацию о взаимоотношениях номинальной главы государства и политической фигуры - премьер- министра Великобритании, но пресуппози-ционный фактор (фоновые знания) дает возможность осуществить глубокое прочтение, что важно для понимания темы текста.
Поиски системности (упорядоченности, организованности) в объективной действительности привели к установлению определенных закономерностей явлений, которые получили название категорий [1, с. 12]. В основе способности воспринимать план текста лежит общее понимание структурных параметров (категорий) текста. Грамматическая категория - информативность представляет собой обязательный признак текста. Проявляется она в разных формах - от нулевой, когда содержание текста не дает ничего нового, а лишь повторяет известное, до концептуальной, когда для ее выявления необходимо подвергнуть текст анализу. Между этими полюсами располагается информация различной степени насыщенности (меры новизны) [1, с. 29].
Первой и важнейшей категорией текста является концептуальность (идея). И.Р. Гальперин пришел к заключению, что информацию текста можно определить как соотношение смыслов и сообщений, дающее новый аспект явления, факта, события. Даже предикативные части не могут полностью передать информацию, которая содержится в целом тексте, независимо от их значительности. Важное сообщение, характеризуемое как предикативное, только способствует декодированию концептуальной информации целого текста. Понятие концептуальной информации можно приложить лишь к тексту в его завершенности. Такая информация стремится к пределу, предопределенному заголовком (названием) [1, с. 38].
Таким образом, речевая структура является информативно-
коммуникативной единицей текста, то есть информативным высказыванием. Информативное высказывание - высказывание, которое содержит в себе речевой отрезок, обладающим признаком концептуальности/предикативности (= новое, ценное, полезное). Наиболее общая формулировка информации -
это снятие неопределенности в каком-либо сообщении. В единице языка -предложении фигурируют понятия «новое» и «данное». В применении к высказыванию «новое» можно интерпретировать как информацию [2, с. 15 -16].
Нехудожественный текст располагает определенным количеством предметно-концептуальных/номинативно-предикативных высказываний, то есть информативных высказываний. Общее количество информативных высказываний составляет информационную целостность текста в виде разветвленной модели или цепочкообразующей модели. Степень информативности текста зависит от количества информативных высказываний, с помощью которых раскрывается тема. Ценность нехудожественного текста повышается по мере сокращения количества неинформативных высказываний.
Во вторичной текстовой деятельности максимальный информативный текст рассматривается в качестве цепочкообразующей модели. Деятельностный подход предполагает создание максимально информативного текста, который представляет собой цепочку предметно-
концептуальных/номинативно-предикативных высказываний.
Содержательная сторона предложения - это его смысл; семантика предложения - это его смысловая сторона в тексте [1, с. 39]. Текст не является «аморфным» явлением, а существует в качестве семантико-структурного образования. Мера информативности семантико-синтаксической структуры определяется информативностью семантико-синтаксической единицы, которая заключена в ней. Семантико-синтаксическая единица выступает в тексте минимальной информативной единицей, обладающая свойством концептуальности/предикативности.
Информативность, по утверждению И.Р. Гальперина, - это категория речи, поэтому встает вопрос о понимании свойства информативности речевых структур - сверхфразового единства, сложного предложения и информативности речевых единиц текста - словосочетания, слова. Ни слово, ни словосочетание не могут нести информацию, но могут участвовать в информации модификаций своих значений. Предложение участвует в информации путем возможных вариаций своих смыслов [1, с. 40].
По нашему мнению, признак информативность распространяется как на минимальную речевую единицу (слово, словосочетание), так и на конструктивную единицу текста - высказывание. Каждая единица языка имеет опре-
деленное содержание и потенциально несет в себе некоторое количество информации. Объем информации зависит от величины, характера и независимости единицы текста. Информативность единицы текста можно определить следующим образом. Информативность языковой единицы - это мера содержания данной единицы в конкретной реализации [2, с.8].
Наблюдать форму, ее содержание, ее функционирование, ее потенциальные возможности можно только изолировав ее и рассмотрев ее вне связи с окружением, привлекая весь накопленный опыт, а затем в цепи [2, с. 31].
Информация, содержащаяся в слове, может постепенно терять свою ценность и терять свои значения. Существует и другое явление. Синонимичность в тексте способна расширить и дополнить второстепенным признаком основное понятие, которое несет слово. Однозначно расценивается и роль контекста, слово в нем приобретает иное значение [2]. Способность слова реализовывать в высказывании одно и более значений одновременно, говорит о его информационном ресурсе, о ресурсе минимальной информативной единицы высказывания.
По нашему мнению, информативность конкретной единицы - слова, словосочетания, именуемой минимальной информативной единицей текста, может анализироваться с позиции абсолютной информативности и относительной информативности. Абсолютной информативностью наделены те слова, которые заключают в себе неопровержимую информацию. К ним относятся понятийные слова, термины, цифровые обозначения, что обусловлено темой текста. Относительной информативностью обладают слова, которые входят в семантико-синтаксическую конструкцию и расширяют свои значения под давлением контекста или речевой ситуации. Эти слова становятся ключевыми, информативными маркерами.
Каждая единица языка несет в себе некоторое количество информации. Объем информации зависит от величины, характера и независимости данной единицы. Содержание языковой единицы - это совокупность признаков (основных и производных, ведущих и второстепенных, постоянных и переменных, закономерно проявляющихся и случайных) понятия, выраженного данной единицей. Информативность языковой единицы - мера содержания данной единицы в конкретной реализации [2, с. 7 - 8]. Слово и другие единицы языка, перерабатывая содержание в информацию, становятся единицами речи. Следовательно, информация, выраженная средствами языкового кода -
это категория речи, а не языка. Комбинаторность единицы языка может обеспечить известную долю информации сверх той, которая заключена в содержании этой единицы. Но и сама комбинаторность дает такое разнообразие реализаций содержания, что информация может быть значительной и без расширения этого содержания.
Наиболее интересные примеры можно встретить в публицистическом тексте: “a politics of blandness”. Существуют словосочетания, которые характеризуют политику как стиль, манеру. В этом тексте для описания политического стиля используется словосочетание, в котором значение слова bland находится под влиянием контекста (bland - вежливый, ласковый, льстивый) , that is a politics not of “us and them” or ”left or right”, but of “more and less”. Другой пример демонстрирует употребление выражения «checks and balances» в сочетании с другими речевыми единицами, что создает свой контекст и интерпретацию «the distinguished participants around the table owned to operate as proper checks and balances». В статьях «The politics of anger» и «The truth about the truth» речевые единицы делают конкретные высказывания информативными, так как несут в себе не только ценную информацию, но и придают «новизну».
Таким образом, теория информации/информативности текста и его речевых структур (единиц) вошла в лингвистику письменного текста, охватывая область текстовой деятельности, что не мешает рассматривать каждый аспект отдельно и во взаимосвязи друг с другом.
Можно предположить, что информационная ценность текста и информативная значимость (ценность) речевого отрезка (единицы) текста - это понятия разного уровня. Информация текста, в целом, отвечает прагматической задаче получателя. Информированность речевой единицы - это задача на решение вопроса об информативной значимости ее в контексте целого - контекста, высказывания.
Общее количество информации, содержащейся в тексте, составляет его информационный пласт (информационную насыщенность). Однако ценностью обладает, прежде всего, «новая» информация (полезная, прагматическая). Именно она является показателем информативности текста [1,2].
В структурно-семантическом плане информативное высказывание всегда состоит из «строевых речевых элементов», обозначающие предмет и действие, и обязательно содержит речевой отрезок с признаком концептуально-
сти/предикативности. За это отвечают в этом речевом отрезке, прежде всего, ключевые речевые единицы: понятийные слова, термины. Эти минимальные информативные единицы можно связать с пониманием понятия «контекстуального предиката». Понятие «контекстуального предиката», мы используем, чтобы описать значимость каждой ключевой речевой единицы в информативном высказывании. Ключевые речевые единицы определяют степень информативности высказывания.
В свою очередь, значение информативных высказываний в тексте связывается с понятием «контекстного предиката». Текст, созданный только на основе информативных высказываний, имеет определенную ценность, потому что информативные высказывания придают ему высшую степень информативности (например, создание вторичного текста).
В статье «The truth about the truth» следующее высказывание будет информативным для читателя в соответствии с темой текста « It’s probably also true that most of the public are a bit more sophisticated than we are in understanding the limits of what we do». Речевая единица - словосочетание (выделено курсивом) отвечают за информативность высказывания - «контекстуальный предикат», а высказывание в целом является «контекстным предикатом» по отношению к целому тексту (теме).
Информативность речевых структур в тексте дифференцируется согласно информативно-коммуникативной значимости этих структур в контексте, что происходит в соответствии с тематической целостностью текста. В прагматическом плане информативность речевой структуры есть величина непостоянная, она зависит от экстралингвистической ситуации. Нехудожественный текст предстает не простой суммой крупных речевых отрезков (информативно-коммуникативных компонентов), а суммой информативных или семантико-синтаксических структур (конституэнтов текста) с разной мерой новизны.
Информативное высказывание является ключевым понятием в теории информативности текста, но его не следует ставить в оппозицию другому ключевому понятию - неинформативному высказыванию. Высказывание является неинформативным, если оно не вовлечено в коммуникативноинформативную среду. Коммуникативно-информативная ситуация может меняться, и это же высказывание может становиться информативным.
Исходя из вышеизложенного, каждое высказывание, оформленное как речевой отрезок номинативного характера, уже есть информативная структура. Но не каждая информативная структура способна перевоплощаться в информативное высказывание. Информативное высказывание не только содержит план номинации, предмет сообщения, включая релевантную о нем информацию - план предикации, но и имеет речевой отрезок, располагающий полезной (ценной, прагматической) информацией. Информативность высказывания обеспечивается речевыми единицами, ключевыми информативными единицами текста. Следовательно, неинформативным высказыванием следует считать высказывание, в котором нет речевых единиц или речевых отрезков со свойством концептуальности/предикативности.
Степень информативности текста оценивается суммой потенциально содержащихся в тексте информативных речевых структур. Чем меньше неинформативных лакун в тексте, тем выше степень информативности текста. Наивысшей степенью информативности обладает вторичный текст, так как создается он на основе построения цепочки предметноконцептуальных/номинативно-предикативных высказываний.
В процессе анализа информации читатель осуществляет путь от понимания ключевой минимальной речевой единицы высказывания, которую соизмеряет с контекстом, до конкретной речевой структуры - информативного высказывания, которое выступает ключевым понятием по отношению к информативно-коммуникативной ситуации (тексту).