Научная статья на тему 'Информация и правовое регулирование её потоков в информационных системах'

Информация и правовое регулирование её потоков в информационных системах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информация и правовое регулирование её потоков в информационных системах»

ИНФОРМАЦИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕЁ ПОТОКОВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

к.т.н. Клюшин Д.И. к.э.н. Матвеева О.Б.

Оренбургский филиал ИЭ УрО РАН г. Оренбург, Россия

Информация является важнейшим ресурсом в экономическом, социальном и политическом развитии общества. Она способна перемещаться с большой скоростью и в значительных объемах, становиться самостоятельным объектом, приобретать высокую ценность.

В современных условиях резко возрастает роль информации в достижении высоких темпов модернизации экономики и качества экономического роста.

Активизация в сфере интеллектуальной деятельности является необходимым условием инновационного процесса, сокращение времени на введение в экономический оборот её результатов становится важной задачей в повышении эффективности их использования.

Конкурентные преимущества имеет тот кто первым получает и использует информацию для создания новых знаний или увеличивает добавленную стоимость в экономике повышая технологический уровень.

Управление инновационными процессами с помощью информации основана на понимании её не только как среды: информационного пространства, в котором осуществляется деятельность, но и как ресурса, с помощью которого возможно управление его деятельностью, то есть информация является и предметом труда и средством труда. [1]

Интенсивное развитие информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) способствовало резкому увеличению количества субъектов взаимодействия в этой сфере, т.е. элементов сети, различных форм, находящихся в горизонтальных отношениях. Субъекты с помощью сети осуществляют общение, узнают новости, публикуют произведения, заключают договоры, и при этом иногда совершают правонарушения.

Экономические преимущества сетевых форм и в том, что они обеспечивают лучшую координацию в условиях постоянного обновления. Границы сетевых форм организации обычно более эластичны и легко управляемы. [2]

Без использования потенциала современных информационных и телекоммуникационных технологий невозможно модернизировать экономику и общественные отношения, обеспечить конституционные права граждан.

Развитие инфраструктуры доступа к электронным сервисам, совершенствование населением навыков доступа и использования информации, повышение уровня взаимодействия в сети - необходимые

условия перехода к сетевой экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий.

Важной задачей является формирование и поддержка творческого сообщества способного использовать научный продукт, произведенный в России, внедрить его в производство.

По нашему мнению, экономические отношения в сети необходимо рассматривать как информационно-сетевые отношения.

Развитие информационно-сетевых отношений в нашей стране имеет ряд недостатков, кроме экономических и технологических проблем (развитие технологий, развитие инфраструктуры, стоимость доступа к информации, владение навыками доступа и использования информации, взаимодействия в сети), имеются и юридические (регулирование прав, разработка новых и унификация сложившихся норм).

Спецификой информационных отношений в сети является их трансграничность.

Глобальные отношения имеют ряд нерешенных правовых проблем, которые требуют широкого обсуждения и разработки мер регулирования.

Одна из таких проблем - доступ к информации.

Без выработки и реализации единого подхода в этой области, ни обеспечение основных прав субъектов сетевой среды, ни борьба с правонарушениями в этой сфере, не могут быть полностью эффективными.

Доступ к информации на современном этапе становится важным условием не только развития экономических отношений, но становления информационного общества в России.

Важнейшее условие, связанное с доступом к информации - открытость информации.

Публичность, общедоступность официальных документов органов власти необходимое условие демократизации общества. Для граждан любой страны важно, чтобы отправление государственной власти имело прозрачный, открытый характер.

Административная реформа, в нашей стране практически не двигается, но все же содержит определенный пакет нормативных правовых установок, направленных на обеспечение доступа граждан, их объединений к информации, находящейся в распоряжении органов власти.

Социально-политические последствия реализации этого направления административной реформы, без сомнения, значительны:

- расширение и углубление открытости процессов политического властвования;

- снижение возможностей для коррупции;

- установление традиции отчета о результатах своей деятельности, в том числе и перед структурами гражданского общества.

Обеспечение государственной властью доступа граждан, их объединений к информации является важной частью процесса формирования в нашей стране модели гибкой, эффективной демократии XXI века.

Воплощение задуманного в этом направлении, в настоящее время, наталкивается на достаточно массированное сопротивление реформируемой чиновничьей среды.

Дело в том, что информированное общество способно достаточно эффективно бороться с коррупцией и с некомпетентностью в управлении.

Проблемы информационных отношений стали особенно актуальны в связи с развитием сети Интернет и расширением возможностей доступа к информации по сравнению с тем, что было 15-20 лет назад. Повсеместное внедрение информационных технологий и, в первую очередь, интернет-технологий безусловно ставит вопрос о реформе законодательства, которое регулирует соответствующие отношения.

Одна из проблем, связанных с информацией, касается соотношения информации, доступ к которой запрашивается или обеспечивается, с субъектом, который имеет какие-либо права на эту информацию. Какую-то информацию можно считать общественным достоянием, какая-то будет являться государственной тайной, какая-то - информацией о частной жизни человека, какая-то - коммерческой тайной. Соответственно, к каждому из этих видов информации будет применяться разный режим доступа.

Задача состоит в установлении такого режима, который позволил бы избежать острого конфликта между правами обладателя информации, владельца информации и правами тех, кто хотел бы получить доступ к этой информации.

Сегодня в этой сфере есть много конфликтов интересов: это интересы личности (права и свобода граждан), интересы бизнеса (крупных и мелких правообладателей), интересы государства (например, государственная безопасность, интересы государственных ведомств). Эта проблема характерна не только для нашей страны, она существует во всем мире.

По нашему мнению, нельзя говорить о вопросах доступа к информации без обеспечения соответствующей инфраструктуры.

Отметим, что приоритеты и цели государственной политики в сфере развития информационного общества в Российской Федерации, определены Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 и государственной программой «Информационное общество (2011-2020 годы)» утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р.

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, целями формирования и развития информационного общества в Российской Федерации являются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Целью государственной программой «Информационное общество (2011-2020 годы)» является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий и радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Итоговым результатом Программы станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик. Возможности использования информационных технологий обеспечиваются за счет создания соответствующей инфраструктуры, обеспечения цифрового контента и подготовки пользователей.

Мероприятия Программы обеспечат профилактику ряда угроз интересам России за счет обеспечения безопасности использования национального сегмента сети Интернет, снижения уязвимости системы управления национальным доменом, сокращения возможностей нарушения доступа к российским информационным ресурсам в сети Интернет и развязывания в сети Интернет информационного противоборства.

Существует и такая проблема, как защита информации.

Отношения, возникающие при осуществлении поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, применении информационных технологий, а также обеспечении защиты информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 06.04.2011).

Законом установлены основные правила и способы защиты прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Устанавливается перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен (например, о деятельности органов власти и об использовании бюджетных средств), информации, представляемой на безвозмездной основе.

На первый взгляд, в нашем российском законодательстве, особых противоречий нет: так же, как в большинстве зарубежных стран, конституционно у нас запрещена цензура и провозглашена свобода сбора, хранения и распространения информации. Однако указанные нормы не

конкретизированы в законодательстве, а с учетом общей правовой традиции и общих недостатков наших законов, реально провозглашенные конституционные нормы зачастую не работают.

По нашему мнению, отношения, возникающие по поводу использования информации в различных информационных системах, в том числе региональных, объективно нуждаются в правовом регулировании и должны быть организованы с помощью соответствующего механизма правоприменения. Для эффективного регулирования информационных отношений, некоторые нормы действующего законодательства должны быть дополнены или изменены, с учетом оборота и защиты информации.

Литература:

1. Ермакова Ж.А., Клюшин Д.И., Извозчикова С.А. Информация и её роль в современном обществе. Экономика знаний и рынок: Проблемы взаимодействия // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Сборник научных трудов. - Курган: Курганский филиал ИЭ УрО РАН, 2011. Т.2. - С. 25-26.

2. Новичков Д.А., Извозчикова С.А. Экономика сетевых отношений и её элементы или взаимодействие в сети. //Материалы I Всероссийского симпозиума по региональной экономике. - Екатеринбург, 2011. Т.1. - С. 81-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.