№ 10.
3. Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2004 году // Российская газета. 2005. 31 марта.
4. Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2005 году// Финансы. 2006. № 4.
5. Итоги социально-экономического развития Ставропольского края за 2000-2004 гг. // [email protected].
6. Отчеты министерства финансов Ставропольского края за 2000-2004 гг. // www.mfsk.ru.
7. Постановление Правительства Ставропольского края от 30 августа
2004 г. № 109-п "Об основных характеристиках и концепции консолидированного бюджета Ставропольского края и бюджета Ставропольского края на 2005 год" // www.mfsk.ru.
8. Швецов Ю.Г., Бутакова О.В. Финансовая помощь как основа системы бюджетного регулирования // Финансы. 2005. № 12.
ДНЕПРОВ М.Ю.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС КАК ОБЪЕКТ И СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ИНТЕРЕСОВ
Ги Целесообразность постановки вопроса о тесной взаимосвязи информационных ресурсов с системой экономических интересов объясняется, с одной стороны, беспрецедентным по темпам развитием в последние десятилетия современных информационных технологий, включающих новые средства
д связи и обработки информации и коммуникации. С другой стороны, не вызывает сомнений тот факт,
□ что разного рода информация имеет непосредственное отношение к процессам производства, обме-
^ на, распределения и потребления общественного продукта и, в частности, процессам ценообразова-
<С> ния на товары и услуги, детерминантам спроса и предложения на потребительском рынке и рынках факторов производства и, в конечном счете, к содержанию экономических интересов участников вос-
ф производственного процесса. Поэтому мы разделяем мнение тех ученых, которые полагают, что ис-
§ следование информационного ресурса как экономической категории позволит полнее и глубже по-
ф нять характер экономических процессов, определяющих современный тип мирохозяйственного уст-
| ройства.
^ Ставя целью настоящей статьи рассмотрение информационного ресурса как объекта экономичес-о
о ких интересов, прежде всего коротко остановимся на характеристике используемого нами методоло-
х гического подхода к анализу обозначенной проблемы и связанных с ней категорий.
ЕЕ По нашему мнению, информационный ресурс следует рассматривать как особый тип экономист
а ческого ресурса важными отличительными характеристиками которого являются: свойство сохраняться < при использовании в воспроизводственном процессе и не убывать у прежнего владельца при переда-^ че другому; необходимость отбора и особая роль инструментов и методов поиска; условная неунич-^ тожимость и пр. Ни один из материально-энергетических ресурсов не отличается подобным сочета-о нием соответствующих свойств и характеристик. В этой связи, информационный ресурс может опреем деляться как совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования за-2 паса в виде совокупности данных природного, правового, научного, социально-экономического и иного £ свойства, применяемых в воспроизводственном процессе для повышения его эффективности посред-^ ством снижения неопределенности и сопряженных с неопределенностью рисков во взаимодействии ^ экономических субъектов с целью извлечения дополнительной выгоды.
® В экономической системе информационный ресурс предстаёт как совокупность отношений, которые проявляются прежде всего как интересы их субъектов. Мы исходим из того, что экономичес-^ кие интересы представляют собой социально обусловленную и исторически определенную объектив® ную необходимость удовлетворения сложившихся и развивающихся потребностей. При этом социаль-2 ной основой интересов являются экономические отношения, а их материальной основой - потребно-§ сти. Обладая качественно определённой целостностью, потребности и экономические отношения в О
рамках каждого общества образуют довольно сложные взаимосвязанные системы, в которых существуют различные уровни, приоритеты, связи, зависимости и т.д. Эти обстоятельства предопределяют тот факт, что и сами экономические интересы образуют систему, характеризующуюся разнообразием типов, форм и разновидностей, структура и содержание которой обуславливается системой экономических отношений и, прежде всего, многообразием отношений собственности, и разнообразием, существующим в системе потребностей.
Изыскание путей реализации экономических интересов в информационной сфере требует изучения механизма взаимодействия интересов экономических субъектов в ней действующих. Это обстоятельство важно как для развития теории экономических интересов в целом, так и формирования теоретических подходов к рыночным преобразованиям в экономике России, и, в частности, отраслях, связанных с формированием и движением информационных ресурсов. Если рассматривать, например, взаимоотношения между информационным ресурсом и материальной основой экономических интересов - потребностями, представляющие собой один из видов классического для современной экономической теории противоречия "ресурсы - потребности", то в данном случае это противоречие приобретает ряд особенностей, связанных в первую очередь с особыми функциональными свойствами информационного ресурса. С одной стороны, привлечение информационных ресурсов в той или иной степени требуется для удовлетворения любой экономической потребности. С другой стороны, для постиндустриального общества характерно существенное изменение структуры личных и общественных потребностей, в результате чего увеличивается доля потребностей, для удовлетворения которых необходимо привлечение в воспроизводственный процесс большого количества информационных ресурсов качественно высокого уровня. Таким образом, полнота реализации экономических интересов участников воспроизводственных отношений в постиндустриальном обществе находится в возрастающей зависимости от качества и объёмов вовлеченности информационных ресурсов в процессы ^ воспроизводства.
Будучи объективной категорией, экономические интересы функционируют, используются и ре- □ ализуются. Механизм современной экономики можно рассматривать как механизм согласования и О реализации экономических интересов субъектов рыночных отношений.
Однако деятельность людей не является результатом автоматического функционирования инте- ^ ресов. "Самореализация" интересов, то есть реализация интересов каждого из субъектов, происходя- а щая подчас независимо от их осознания, имеет место, поскольку деятельность людей всегда связана с ® необходимостью удовлетворения потребностей. Если рассматривать этот процесс, в общественном о аспекте, применительно к экономическим системам, то такой "самореализацией", происходящей под ®
СО
воздействием экономических законов рынка, является рыночное саморегулирование экономики. Здесь, |
каждый, действуя под влиянием конкуренции, взаимодействия спроса и предложения и стремясь к ^
собственной выгоде, т. е. к реализации собственного интереса, реализует тем самым и общественный о
интерес [5, с. 25]. ^
Однако осознание субъектами своих экономических интересов вызывает более глубокое пони- ^
мание и активизацию действий по их реализации. Так, ещё Г.В. Плеханов отмечал, что "Чтобы защи- ^
щать известный интерес, нужно сознавать его" [4, с. 260]. Поэтому, несмотря на то, что в ряде случа- ^
ев имеет место реализация неосознанных интересов, можно утверждать, что осознание интересов о
является одним из важнейших условий их целенаправленной и активной реализации [2, с. 17-19]. 0
Вместе с тем, осознание интереса еще не означает его реализации. Осознание интереса - это лишь о
шаг к его реализации, которая требует соответствующих условий и общественных действий. Эти ус- т
о
ловия и действия, связанные с реализацией экономических интересов и их согласованием на различ- £ ных уровнях общественной структуры представляют собой процесс стимулирования. Ранее было от- £ мечено, что интересы объективны, но возникнув, они так или иначе осознаются их субъектами, обще- ;= ственными, государственными, предпринимательскими структурами, каждым человеком. Результатом ^ такого осознания, является стимул, который представляет собой осознанный интерес. "Стимулы, т.е. £ определенные побуждения к действию, представляют собой отражение в сознании людей их интере- >| сов. Неосознанный интерес, конечно, не может порождать никаких стимулов" [3, с. 90]. о
Из этого следует, что стимулы - это продукт сознания, имеющий объективную основу в виде | экономических интересов, а осознание интересов важный акт для принятия необходимых мер по их ^ реализации. Так, например, потребность в информации и связанные с этим экономические интересы, о
О
будучи осознанными вызвали в середине прошлого века резкий всплеск в производстве и использовании соответствующих технических и программных средств.
При этом достаточно очевидным, на наш взгляд, является и тот факт, что полнота и своевременность осознания субъектами экономики своих интересов в определённой степени связано с качеством и доступностью имеющихся в их распоряжении информационных ресурсов.
Как известно, одной из основных функций экономической теории, как науки, является практическая функция, которая выражается, с одной стороны, в анализе реальной, практической экономики - экономической деятельности людей, то есть хозяйственной практики и её теоретическом отражении в системе экономических категорий и законов. С другой стороны, развитие производственных и хозяйственных отношений невозможно без внедрения экономических новаций, достижений экономической науки. В этой связи, по нашему мнению можно выделить два типа явлений хозяйственной практики непосредственно касающихся реализации экономических интересов в информационной сфере.
К первому типу мы относим явления, связанные с влиянием информационных ресурсов, которыми располагают субъекты экономических отношений, на эффективность реализации их экономических интересов. Этот тип явлений связан со всей системой экономических интересов, но используются в нём лишь те формы информационного ресурса, которые оказывают или способны оказывать влияние на экономическую деятельность данных субъектов и систему экономических отношений в целом. К таким явлениям относится, например, отмеченная выше зависимость качества и своевременности осознания субъектами экономических отношений своих интересов от качества имеющихся в их распоряжении информационных ресурсов. Ги Второй тип составляют явления хозяйственной практики связанные с экономическими отноше-
□I
'Т. ниями по поводу воспроизводства самих информационных ресурсов, поскольку эти экономические отношения являются социальной основой соответствующих экономических интересов их субъектов.
д Явления этого типа связаны с системой экономических интересов в части интересов субъектов уча-0ствующих в информационном воспроизводстве, хотя задействованы в них все существующие формы
^ информационных ресурсов.
-<> Такое разделение имеет, на наш взгляд, существенное значение, поскольку природа и содержание каждого из этих типов явлений имеют свои особенности. Явления первого типа возникают в
® результате способности информационных ресурсов оказывать влияние на характер и качество эко-
и номической деятельности субъектов экономических отношений. Что же касается второго типа явле-
ф ний, то поскольку экономические отношения по поводу воспроизводства информационных ресурсов
| являются составной частью всей системы экономических отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления, то эти явления обладают как чертами, присущими всем процессам
о воспроизводства благ в рамках экономической системы, так и особыми характеристиками, возникаю-
х щими в результате особых свойств, присущих информационным ресурсам.
ЕЕ Ещё одним примером явлений первого типа может служить необходимость привлечения специей фических информационных ресурсов для разрешения противоречий экономических интересов и их о
< согласования.
^ Дело в том, что типы, формы и разновидности экономических интересов, образующие их систе-о му, взаимно и внутренне противоречивы. Под противоречием в данном случае понимается взаимо-о действие каких-либо противоположных сторон, находящихся во внутреннем единстве. ^ С учётом того, что одним из основных признаков становления постиндустриального типа произ-£ водства является изменение структуры ценности используемых экономических ресурсов в пользу £ информационных, то есть ресурсов, не являющихся во многих случаях ограниченными (в отличии от традиционных), можно утверждать, что наблюдаемая в долгосрочном периоде тенденция к уменьше-^ нию степени остроты противоречий (выражающаяся в гуманизации и социализации экономики, смягчи чении социальной дифференциации, перераспределении доходов в пользу наименее обеспеченных >| слоёв населения, учёте экологических факторов при организации производственных процессов и т.п.), 5 во многом объясняется повышением значимости информационных ресурсов и их особыми свойства-=г ми.
Л Подтверждением данного утверждения может служить тот факт, что степень обострения проти-
§ воречий экономических интересов по поводу информационных ресурсов, если рассматривать проблему
в глобальном аспекте, является неравномерной. В странах, экономика которых не приобрела на сегодняшний день признаков, характеризующих переход к постиндустриальному типу воспроизводства, такие противоречия носят, как правило, более острый характер. Причём подобная тенденция характерна не только для экономически отсталых стран, где противоречия возникают ввиду объективной невозможности удовлетворения первичных потребностей значительной доли населения, но и для стран имеющих показатели благосостояния на душу населения, сопоставимые с развитыми странами, экономика которых приобретает черты постиндустриальной. Другими словами на степень остроты противоречий оказывает влияние не только уровень благосостояния и возможности удовлетворения первичных потребностей общества, но и цивилизационный тип воспроизводства.
Информационные ресурсы способствуют разрешению противоречий в системе экономических интересов в различных аспектах. Их привлечение способствует более качественному и своевременному разрешению некоторых групп противоречий, а в случае, если противоречия имеют субъективную природу - полностью их устранять или не допускать их обострения или развития.
Поскольку природа противоречий интересов не всегда является объективной [1, с. 56-57, 62], в некоторых случаях противоречия могут возникать в результате неадекватных действий государственных органов или других структур, от которых зависит реализация интересов, ошибочного представления об их содержании, ошибочной политики на том или ином уровне экономики, другими словами - из субъективных причин, сводящихся к неверному пониманию неосознанных экономических интересов и их неверной трактовке. Разрешение таких противоречий сводится к недопущению указанных просчётов, углублению теоретического познания, выработке адекватной экономической политики, адекватных хозяйственных решений, а также устранению уже допущенных просчётов и ошибок. Другими словами, органам и структурам осуществляющим выработку экономической политики или иным образом влияющим на процесс реализации экономических интересов требуется иметь в своём распоряжении определённые информационные ресурсы, благодаря которым они будут иметь возможность
устранять противоречия экономических интересов субъективного характера. □
В отличии от противоречий субъективной природы, объективные противоречия не могут быть О разрешены путём устранения. Эта группа противоречий неустранима в силу их обусловленности объективными причинами и обстоятельствами, то есть причинами и обстоятельствами, не зависящи- ^ ми от желания людей. а
Тем не менее, несмотря на неустранимость, объективные противоречия экономических интере- ® сов, также разрешаются. Разрешение объективных противоречий всегда относительно и имеет вре- о менные и пространственные рамки. Относительность разрешения противоречий разнонаправленных ® экономических интересов означает нахождение компромисса в процессе их реализации. |
Таким образом, привлечение информационных ресурсов не способствует устранению противо- ^ речий экономических интересов или их недопущению, однако, способствуя общему снижению про- о тиворечивости в социально-экономической системе, своевременно привлечённые информационные ^ ресурсы необходимого качества могут способствовать нахождению компромисса, ускорять этот про- ^ цесс, и тем самым, как и в случае с субъективными противоречиями интересов оказывать позитивное ^ влияние на разрешение указанных противоречий. ^
Однако, было бы ошибочным, с нашей точки зрения, полагать, что растущее количество инфор- о мации и информационных ресурсов, наблюдаемое в последние десятилетия всегда влияет на проти- 0 воречия, охватывающие всю систему экономических интересов и процессы, связанные с их разреше- о нием, позитивно. В целом ряде случаев этот процесс, напротив, приводит к возникновению новых, не свойственных прежним этапам общественного развития, противоречий. Примерами этого могут служить такие явления, как информационная асимметрия (то есть неравенство экономических субъектов из-за их различной осведомлённости об объектах экономических отношений), увеличение информационных шумов и прочих дезинформирующих сведений, и др.
Другой аспект неоднозначного влияния растущей роли информационных факторов на противоречивость экономических интересов может быть выявлен путем выяснения причин этих противоречий. В теории экономических интересов выделяются две основные причины противоречий экономических интересов. Во-первых, противоречивость экономических интересов обусловлена их множественностью, то есть разнообразием их типов, форм и разновидностей, обладающих качественной определённостью, отличающей их друг от друга. Другой фундаментальной причиной взаимной про-
о
тиворечивости экономических интересов является общий, единый источник ресурсов, необходимых для их реализации.
При рассмотрении этих двух причин противоречивости интересов субъектов экономики относительно интересующей нас информационной сферы, можно отметить, что если в первом случае противоречивость носит такой же характер как и в остальных областях экономической деятельности, то во втором появляются аспекты, связанные с особыми свойствами информационного ресурса.
Дело в том, что информационные ресурсы могут передаваться от одного владельца к другому без отчуждения от первого. Исходя из этого, напрашивается вывод, что единый источник ресурсов в ряде случаев, связанных с использованием информационного ресурса, может и не приводить к возникновению противоречий экономических интересов - получение ресурса одной из сторон не приводит к автоматическому неполучению его другой стороны, как это всегда происходит в случае с традиционными ресурсами. Однако, отсутствие противоречия в данном случае означало бы, что информационные ресурсы не являются ограниченными, а учитывая, что ограниченность - неотъемлемое свойство экономических ресурсов, это также означало бы, что они не являются и экономическими ресурсами. Поскольку подобные следствия противоречат хозяйственной практике, в которой информационные ресурсы в большом количестве случаев ограничены и обладают определённой ценностью, логично предположить, что противоречия экономических интересов в этом случае сохраняются, меняется лишь их содержание.
Действительно, если иметь в виду систему экономических отношений в целом, можно заметить, что несмотря на то, что единый источник того или иного информационного ресурса не исключает получения его всеми заинтересованными сторонами, общее количество благ, получаемых при помо-2щи данного ресурса может быть ограниченным. Это, в свою очередь, ведёт к ограничению удовлетво-¡Ё рения потребностей того или иного субъекта, а значит к затруднению реализации экономических интересов, основанных на этих потребностях. Таким образом, получение информационного ресурса д другими субъектами, хотя и не влечёт за собой неполучение этого ресурса первым субъектом, в ряде □ случаев противоречит его экономическим интересам. В таких случаях общая противоречивость эко-2номических интересов в системе сохраняется (а иногда даже возрастает) и переходит на более глу--<> бокий уровень.
На практике данный тип противоречий приводит с одной стороны, к увеличению конкуренции ® в сфере информационных продуктов и услуг, необходимости постоянного повышения их качества, и результатом чего в конечном итоге становится формирование новых информационных ресурсов. С ф другой стороны, это стимулирует собственников информационных ресурсов к принятию мер, направ-| ленных на ограничение их неконтролируемого распространения (патенты, лицензии, коммерческие тайны и т.п.).
о Аналогичным образом, особые свойства информационных ресурсов могут оказывать влияние на
Ее характер проявления таких аспектов противоречий экономических интересов, как воспроизводствен-ЕЕ ный и временной. Эти аспекты играют важную роль в хозяйственной практике. о. Воспроизводственный аспект противоречий существует вследствие того, что экономические < интересы имеют всеобщий характер и охватывают все фазы воспроизводственного цикла, которые ^ взаимно противоречивы. Поскольку одной из основных причин в этом случае, также является тот факт, о что источник ресурсов для различных воспроизводственных фаз один и тот же, то в случае с инфор-о мационными ресурсами процессы разрешения таких противоречий также заметно упрощаются по ^ указанным выше причинам.
£ Несколько более сложной, с теоретической точки зрения, представляется ситуация, связанная с
£ временным аспектом противоречий экономических интересов и практикой их согласования в исследуемой сфере. Эта проблема основана на том, что интересы каждого из субъектов экономических ^ отношений подразделяются на текущие и перспективные. Временной аспект не играет значительной ® роли, когда речь идёт о потреблении информационных ресурсов, так как, во-первых, текущее исполь->| зование какой-либо информации не исключает использования этой же информации в будущем, а во-5 вторых, зачастую информационный ресурс, не будучи использован своевременно для производства ® каких-либо благ или непосредственного удовлетворения потребностей, теряет свою ценность. Одна-2 ко, при формировании информационных ресурсов, временной аспект противоречий экономических § интересов проявляется четко, поскольку этот процесс носят сложный и долгосрочный характер, тре-О
буют привлечения инвестиций, а значит перспективные экономические интересы входят в противоречия с текущими. Например, повышение квалификации кадров и разработки в системе НИОКР сулят фирмам прибыли наибольшие в сравнении с другими направлениями капиталовложений в перспективе, но требуют довольно крупных и долговременных затрат, связанных с их текущими экономическими интересами. Что касается отдельного человека, то здесь возникает противоречие между долговременными интересами связанными с приобретением необходимой квалификации и знаний и необходимыми для этого затратами средств и времени в ближайшей перспективе, что негативно отражается на его текущих экономических интересах. В связи с этим у него возникает непростая проблема выбора.
Итак, система экономических интересов общества противоречива, сами противоречия могут носить объективный и субъективный характер, поскольку различны обусловливающие их причины. Это предопределяет различные пути разрешения противоречий экономических интересов, согласования интересов на основе компромисса в процессе их реализации, а возрастающая роль информационного фактора, хотя и приводит к возникновению новых аспектов противоречий, оказывает в целом позитивное влияние на эти процессы.
Реализация экономических интересов предполагает их согласование в общей системе. В условиях рыночной экономики согласование интересов хозяйствующих субъектов происходит посредством рыночного саморегулирования и государственного регулирования. Информационная сфера не является, в этом смысле, исключением.
Саморегулирование охватывает собой все рыночные структуры. Оно представляет собой самонастраивающийся процесс регламентируемый экономическими законами рынка (спроса, предложения, конкуренции и др.). Однако, будучи наиболее эффективным способом реализации экономических интересов в современной экономике, механизм рыночного саморегулирования имеет ряд существен- ^ ных ограничений, проявляющихся, в том числе и в информационной сфере. Так, например, рыночное саморегулирование неспособно обеспечить эффективную защиту интеллектуальной собственности, □ информационную безопасность; его возможности существенно ограничены в регулировании таких О областей, ответственных за формирования основных информационных ресурсов, как образование и наука. Всё это обусловливает необходимость согласования и реализации экономических интересов ^ также и путём государственного регулирования, осуществляемого и экономическими и администра- а тивными методами. ®
Таким образом, с одной стороны, реализация экономических интересов в информационной сфе- о ре осуществляется, в целом, теми же способами, что и в остальных сегментах экономической систе- ®
СО
мы. В то же время здесь этот процесс имеет определённую специфику, обусловленную особыми свой- | ствами информационных ресурсов. Указанные обстоятельства, на наш взгляд, следует учитывать при ^ принятии решений, связанных с регулированием развития этой сферы. о
Литература. ^
1. Гершкович Б.Я Экономические интересы и их реализация (материалы спецкурса). Пятигорск: ^ ПГЛУ, 1999. <
2. Гершкович Б.Я. Экономические интересы, стимулирование, мотивация и вопросы экономичес- о кой политики в Российской Федерации. Научное издание. Пятигорск: ПГЛУ, 2005. 0
3. Глезерман Г.Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. М., 1973. о
4. Плеханов Г.В. О материалистическом понимании истории. Избранные философские произве- со дения. Т. 2. М., 1956. §
5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. £
ЕЕ
х
I—
о
о
о
х О