Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ. НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ Н.Д. АЖИКМАА-РУШЕВОЙ'

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ. НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ Н.Д. АЖИКМАА-РУШЕВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
134
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьный музей / музейная коллекция / семья Рушевых / информационный потенциал / school museum / museum collection / the Rushevs / informational potential

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бадарчи Светлана Бажиновна

В данной статье автором показан информационный потенциал музейных предметов и коллекций на примере школьного музея села Сесерлиг Пий-Хемского района. Экспонаты свидетельствуют о жизни и творческой деятельности юной художницы Нади Рушевой, о также ее родителей: художника Н.К. Рушева и матери Н.Д. Ажикмаа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATIONAL POTENTIAL OF THE MUSEUM COLLECTION ON THE SAMPLE OF N.D. AZHIKMAA-RUSHEVA SCHOOL MUSEUM

This article shows the informational potential of museum objects and collections on the sample of the school museum in Seserligv village, Piy-Khem district. The exhibits reflect the life and creative work of young artist Nadya Rusheva, as well as her parents, artist N.K. Rushev and mother N.D. Azhikmaa.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ. НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ Н.Д. АЖИКМАА-РУШЕВОЙ»

УДК 069.014 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-211-215

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ Н.Д. АЖИКМАА-РУШЕВОЙ

Бадарчи С. Б.

Аннотация. В данной статье автором показан информационный потенциал музейных предметов и коллекций на примере школьного музея села Сесерлиг Пий-Хемского района. Экспонаты свидетельствуют о жизни и творческой деятельности юной художницы Нади Рушевой, о также ее родителей: художника Н. К. Рушева и матери Н. Д. Ажикмаа.

Ключевые слова: школьный музей, музейная коллекция, семья Рушевых, информационный потенциал.

THE INFORMATIONAL POTENTIAL OF THE MUSEUM COLLECTION ON THE SAMPLE OF N. D. AZHIKMAA-RUSHEVA SCHOOL MUSEUM

Badarchi S. B.

Annotation. This article shows the informational potential of museum objects and collections on the sample of the school museum in Seserligv village, Piy-Khem district. The exhibits reflect the life and creative work of young artist Nadya Rusheva, as well as her parents, artist N. K. Rushev and mother N. D. Azhikmaa.

Keywords: school museum, museum collection, the Rushevs, informational potential.

Школьный музей имени Н.Д. Ажикмаа-Рушевой является одним из культурно-просветительских учреждений села Сесерлиг Пий-Хемского района. Он основан в 2006 г., еще при жизни Натальи Дойдаловны. В это же время сформировался уникальный музейный фонд семьи Рушевых. Музей создан по инициативе старожилов села Сесерлиг, мотивируя тем, что малой родиной матери Нади Рушевой Ажикмаа является местность Уш-Кожээ на территории Пий-Хемского района (в переводе Три стелы) [Бадарчи, 2020]. Коллекция музея пополнялась усилиями педагогического коллектива школы под руководством ученой Л.С. Кара-оол, у которой была тесная родственная связь с Н.Д. Ажикмаа-Рушевой. Она стала основой создания экспозиции, где представлены в основном раритетные и подлинные материалы, которые выступают в качестве знаков музейной экспозиции. Российские музееведы считают, что фонды - это «словарь», а экспозиция - «текст», составленный из знаков [Основы музееведения, 2010: 225].

Основная миссия школьного музея в с. Сесерлиг - представлять и популяризировать творческую деятельность талантливой семьи Рушевых, сохранять их наследие, чтобы прививать у молодого поколения важность того, что сделали они для развития не только тувинской культуры, но и российской.

В данной работе нами поставлена цель - изучить экспозиционные материалы и выявить их музейные свойства и показать, как они воздействуют на посетителя.

Творчество Нади Рушевой, культурное наследие семьи Рушевых является одной из самых популярных тем у российских исследований по графическому искусству, в том числе сотрудников Национального музея. Отметим лишь наиболее значимые из них. Так, Л. Ш. Шойдук посвятила свои работы о коллекциях юной художницы, отметила неповторимость ее рисунков и работ ее отца Н. К. Рушева [Шойдук, 2010, 2012, 2013]. Она же представила биографию ее матери - Н. Д. Ажикмаа - Рушевой [Шойдук, 2010]. Н. Б. Чаш и А. С. Хертек показали историю создания музей Нади Рушевой в Кызыле [Чаш, 2007; Хертек, 2018]. М.О. Дыртык-оол показала, как отражен мир детства в рисунках Нади Рушевой [Дыртык-оол, 2018]. А. О. Дыртык-оол выделила формы музейной коммуникации по сохранению и популяризации культурного наследия семьи

Рушевых [Дыртык-оол, 2012] и изучила, как представлена этнографическая тема в творчестве Н. К. Рушева [Дыртык-оол, 2018]. Ж. Э. Айжы и Д. Д. Бурбужап рассмотрели вопрос о состоянии коллекций рисунков Нади Рушевой в фондах музея и уделили основное внимание интерпретации в выставочных проектах [Айжы и Бурбужап, 2019].

Школьный музей помогает проявиться самостоятельной деятельности учащихся. Это место, где дети изучают родной край. Здесь экспонируются музейные предметы, производится учет документальных и вещественных предметов, собранных в результате исследовательской работы. Экспозиции музеев помогают учащимся усвоить основы наук, его материалы используются на уроках. Во время отбора, обработки и всестороннего изучения у школьников развиваются навыки самостоятельной исследовательской работы [Дыртык-оол, 2009: 56-64]. Музейная экспозиция, посвященная семьи Рушевых, хронологически охватывает период с 40-х гг. XX и до начала XXI вв. В ней представлены документальные, вещественные, изобразительные источники и фотографии. Каждый из них имеет определенный информативный потенциал. Каждый предмет имеет свою историю и связан с определенной датой.

Интересен экспозиционный комплекс в разделе «Жизнь моя - радость моя, печаль моя». Наталья Дойдаловна считала, что радость - это совместная творческая жизнь с самыми близкими людьми - с супругом Н. К. Рушевым и Надей, их совместной дочери, ставшей в 17 лет всемирно известной художницей. Здесь представлены письменные источники (документы, книги, журналы, письма), нумизматическая коллекция (медали, нагрудные знаки), фотографии и личные вещи семьи Рушевых.

В центре экспозиции показана фотография Н. Д. Ажикмаа, относящаяся к началу 1940-х гг, тогда она работала в балетной труппе тувинского музыкально-драматического театра. Посетители музея смогут ознакомиться с ее биографией, собранной из различных источников, в том числе из воспоминаний родственников. В витрине экспонируются награды балерины разных лет, грамоты и дипломы. Так, она являлась дипломантом конкурса в номинации «Рассказы детей войны», объявленного Министерством образования и науки РТ в 2005 г. Она стала победительницей республиканского конкурса «Женщина года - 1999» в номинации «Семья, материнство и детство». Грамота, выданная Московским ордена Трудового Красного знамени инженерно-физическим институтом, свидетельствует, что она долго и плодотворно работала в этом коллективе. Интересна информация в одной Почетной грамоте тем, что Н. Д. Ажыкмаа в комбинате художественно-декоративного производства Центрального телевидения выполняла обязанности по оформлению телеспектаклей «Псковитянка», «Мы здесь живем» и «Звездная эстафета». Это говорит о том, что Наталья Дойдаловна была многогранной и творческой личностью.

Личные вещи Натальи Дойдаловны и ее семьи несут большую информацию о событиях, происходивших в 40-50-е гг. прошлого столетия: театральный национальный таджикский костюм, тюбетейка, расшитая золотистыми нитками и имеющая медные бляшки, имитирующие орнаменты, и бело-розовые атласные пуанты. Мы знаем, что в середине XX в. семья Рушевых жила в Средней Азии, куда был командирован Николай Константинович. В г. Душанбе он работал художником-постановщиком в государственном оперном театре, а Наталья Дойдаловна танцевала в балетной труппе. Затем молодая семья переехала в Улан-Батор, столицу Монгольской Народной Республики, также по направлению Министерства культуры СССР, где в 1952 г. родилась их единственная дочь Найдан - Надя.

На двух стендах музея представлены черно-белые подлинные фотографии. Они несут информацию о жизни и творчестве известной семьи и их друзей и соратников. Мы знаем, что Рушевы всегда были гостеприимны. Когда они получили отдельную квартиру в Москве, на Кавказском бульваре, то их дом стал место встречи творческих людей. Дорогими гостями для них были В.П. Ермолаев, первый директор Тувинского музея, художник И. Ч. Салчак. Последний являлся близким родственником Ажикмаа. И,

конечно, в центре их внимания была любимица Надя с ее очаровательными рисунками. Именно кто-то из художников обратил внимание на ее талант. Юная художница с малых лет была окружена творческой атмосферой.

Интересную информацию можно получить, рассматривая стенд о творчестве семьи Рушевых (даже показано родословное древо Николая Рушева и Ажыкмаа). Раздел называется «Жизнь и творчество Н. Д. Ажикмаа-Рушевой», где показаны фотографии известных деятелей культуры и искусства Тувы середины XX-го века, с которыми Наталья Дойдаловна поддерживала тесную связь. Это такие известные личности, как композитор, Народный артист СССР А. Б. Чыргал-оол, Народная артистка РСФСР К. Мунзук, Народная артистка Тувинской АССР Х. Конгар, артист Государственного цирка СССР, Народный артист СССР В. Б. Оскал-оол, поэтесса, журналистка, Заслуженная артистка Тувинской АССР М. Рамазанова, автор книги «Тувинские танцы» С. Монгуш и др. На одной из фотографий мы видим, как Ажыкмаа в молодости только начала осваивать профессию артистки балета под руководством советского хореографа А. В. Шатина. На другой - с балетной труппой Таджикского академического театра оперы и балета имени С. Айни, где она работала репетитором. Николая Рушева можно увидеть в обществе известных творческих людей, в окружении его таджикских и монгольских учеников, а также возле архитектурных и исторических памятников городов, где они жили.

Таким образом, небольшой стенд имеет большой информационный смысл -показана прекрасная жизнь одной из первых балерин Тувинской Народной Республики и первого профессионального художника Тувинского театра. В 1940-е гг. Ажикмаа была солисткой тувинского классического танца «Звенящая нежность», автором которого был А. Шатин - первый ее учитель - хореограф. Эти фотографии - яркие свидетельства о бурной и плодотворной жизни советской и тувинской интеллигенции середины XX в. По ним можно проследить, как семья Рушевых в своих культурных походах в различные музеи прививали любовь к прекрасной своей дочери.

Очень много фотографий были сняты в московской квартире Рушевых. По ним можно судить, как выглядела обстановка мебели и бытовых предметов, характерных для многих семей Москвы середины XX в. В гостиной в центре присутствовал большой стол, здесь же имелись диван, сервант с прекрасным чешским сервизом и сувенирами, и большое количество книг в книжных шкафах. На стенах фотографии, рисунки и картины Нади и Николая Рушева. Все очень просто и аккуратно. У Нади была отдельная небольшая комната, состоящая из деревянной кровати, письменного стола и платяного шкафа. На стене комнаты известная фотография: улыбающаяся школьница Надя, на заднем плане ее рабочее место, полка с книгами, альбомами, карандашами и фломастерами. После ее смерти эта обстановка не менялась. Такое впечатление, что придет с уроков Надя и начнет создавать новые образы на бумаге за своим рабочим столом. Таким образом, подлинные фотографии и вещи показывают нам бытовую и творческую сторону жизни семьи.

На стенде, посвященном жизни и творчеству Николая Рушева, имеются его цветные иллюстрации к спектаклю «Крылья души». Аттрактивными и репрезентативными свойствами обладают экспонаты о его творчестве: личный блокнот с эскизами и набросками. Дополняют этот раздел экспозиции черно-белые фотографии.

Вещи, выставленные в витринах, обладают объективно присущими им характеристиками и социально значимой информацией, так как в них зафиксированы знания человека, его представления, опыт, цели, желания, воспоминания и т. п. Так, в экспозиции «Найдан - вечноживущая. Она рисовала сердцем» продемонстрированы подлинные предметы Нади Рушевой. Здесь мы видим карандаши, фломастеры, акварельные краски, цветные мелки, которыми она пользовлась. Юная художница оставила богатое наследие - более 10 тысяч рисунков по различным сериям и темам. Это герои литературных произведений, иллюстрации к романам М. Булгакова «Мастер и

Маргарита», Л. Н. Толстого «Война и мир», к сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и др.

Экспрессивным свойством обладают женские наручные часы «Чайка». Они куплены родителями Нади тайно, чтобы подарить дочери в Международный женский день 8 марта. Но, к сожалению, их Надя так и не увидела - 6 марта 1969 г. ее не стало. Причина - кровоизлияние в мозг.

Незадолго до этого трагического события Надя и ее отец Николай Константинович побывали в Ленинграде, где на киностудии «Ленфильм» снимали картину «Тебя, как первую любовь» о творчестве талантливой художницы. Картина так и не завершена. В витрине можно увидеть интересную коллекцию значков советского периода, личные вещи Нади - набор для игры в настольный теннис, фотоаппарат, которым было снято большинство фотографий семьи Рушевых.

Книга-дневник Николая Рушева «Последний год Надежды» представляет собой воспоминания отца о последнем годе ее жизни. За свои семнадцать лет жизни ею художественные графические произведения, получившие широкую известность и высокую оценку известных деятелей искусства и культуры. Е. А. Богатырев, директор Государственного музея имени А. С. Пушкина, пишет, что дневник Николая Константиновича может стать хорошим помощником и ориентиром в деле воспитания и образования. Эта книга также дает представление об авторе как личности яркой и неординарной. Из возможных предметов, которые могли бы его охарактеризовать, выбрана именно книга, так как она несет информацию не только о Наде, но и о семье.

Представлены фотографии в экспозиции, имеющие определенную значимость для данной коллекции. Они составляют информацию о школьных друзьях Нади, ее учителях (это художник - анималист Ватагин, педагог Магницкая), а также о том, как выглядели школьницы 50-х годов 20-го столетия. Очень интересны фотографии подруг Нади в школьных формах с фартуками, с аккуратно причесанными волосами и вплетенными в косы бантами. В следующей витрине помещены интересные сувениры, собранные семьей Рушевых. Это лапти, деревянный резной ковш, игрушка из дерева "Мишка", механический заяц с балалайкой, заяц с великолепными усами из пластиковой нити. Особый интерес вызывает витрина с тетрадями и учебниками Нади. Глядя на ее красивый, ровный почерк можно заметить, насколько она была прилежна в учебе и аккуратна ко всему, что ее окружает. Интереснейшую информацию о выставках Нади Рушевой посетители получат при чтении замечательных отзывов из разных городов СССР в книгах отзывов.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что все представленные в экспозиции школьного музея коллекции являются важным объектом музейного источниковедения, т.к. каждый предмет обладает такими свойствами, как информативность, аттрактивность, репрезентативность и экспрессивность. Все они предназначены для трансляции историко-культурной памяти о семье Рушевых.

Список литературы:

Айжы Ж. Э., Бурбужап Д. Д. Графика Нади Рушевой в контексте экспозиционной деятельности Национального музея Тувы // Новые исследования Тувы. 2019. №2. С. 5971.

Бадарчи С. Б. Археологический памятник Уш-Кожээ // Ермолаевские чтения: материалы IV научно-практической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 2832. Б01: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2020-28-32

Дыртык-оол А. О. Музейное строительство Тувы в составе Российской Федерации. Кызыл: КЦО "Аныяк", 2009. 136 с. с илл.

Дыртык-оол А. О. Культурно наследие семьи Рушевых // Роль музеев в формировании и трансляции региональной идентичности//Сб. научных статей Музея СО РАН Института истории СО РАН. Новосибирск: Параллель, 2012. С. 82-89.

Дыртык-оол А. О. Художественные произведения Н.К. Рушева как этнографический источник // Результаты современных исследований разработок: сборник статей IV международная научно-практическая конференция (12 мая 2018 г. Пенза). Пенза. 2018. Ч.1. С.203-205.

Дыртык-оол М. О. Мир детства в рисунках Нади Рушевой [Электронный ресурс] // Современные исследования в сфере социальных и гуманитарных наук: сб. результатов науч. исслед. Киров: Изд-во МЦИТО, 2018.

Основы музееведения / Отв. ред. Э.А. Шулепов. Изд. 2-е, испр. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2010. 432 с.

Хертек А. С. Из истории музей-филиала Нади Рушевой в Кызыле // Десятые Сибирские искусствоведческие чтения «Искусство социального заказа: советская эпоха, постсоветское время» / Материалы респ. науч.-практ. конференции. Новокузнецк, 2018. С. 30-35.

Чаш Н. Б. История создания музея Нади Рушевой // История и современность: сб. науч. ст. к 80-летию В.П. Дьяконовой. Кызыл: КЦО «Аныяк». 2007. С. 110-114.

Шойдук Л. Ш. И золотой кентавренок Нади Рушевой // Вторые рехловские чтения: сб. материалов межрегион. искусствовед. научно-практической конференции (17-18 февраля 2011). Шушенское: ист.-этногр. музей-заповедник. 2013. С. 19-23.

Шойдук Л. Ш. Коллекция живописных и графических работ Николая Рушева в фондах Национального музея РТ // Третьи рехловские чтения: сб. материалов межрегион. искусствовед. научно-практической конференции (14-15 февраля 2013). Шушенское: ист.-этногр. музей-заповедник. 2013. С. 230-237.

Шойдук Л. Ш. Многообразие тем в творчестве Нади Рушевой // Первые рехловские чтения: сб. материалов научно-практической конференции, посвящ. 40-летию созд. Шушенской картинной галереи ти. И.В. Рехлова (12 февраля 2010). Шушенское: ист.-этногр. музей-заповедник, 2010. С. 36-44.

Шойдук Л. Ш. Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева: к 85-летию со дня рожд. // Летопись Тувы - 2011: ист.-краевед. альманах /отв. ред. У. П. Опей-оол, сост. У. Б. Нурзат. Кызыл: КЦО «Аныяк», 2010. С. 173-177.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Бадарчи Светлана Бажиновна, учитель русского языка и литературы, средняя школа с. Сесерлиг Пий-Хемского района, Республика Тыва, Россия. Электронный адрес: svetlana.badarchi@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Badarchi Svetlana Bazhinovna, teacher of Russian language and literature, secondary school in the village of Seserlig of the Piy-Khem region of the Republic of Tuva, Russia. Email: svetlana.badarchi@mail.ru

УДК 908 Б01: 10.24412/2686-9624-2021-215-221

ОБЗОР МЕТРИЧЕСКИХ КНИГ ТУРАНСКОГО ПРИХОДА ЗА 1913 - 1919 ГГ.

Арчимаева А. И.

Аннотация. В настоящей статье представлен обзор метрических книг Русской православной церкви Туранского прихода за 1913 - 1919 гг., которые являлись первичным документом учета населения. В статье рассматривается история формирования церковной общины, а также анализ основных демографических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.