ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:
Оргежик Чинчи Монгушевна, специалист по учету музейных предметов 1 категории отдела учета и хранения фондов, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Orgezhik Chinchi Mongushevna, Category I specialist in accounting of Museum objects, Department of Collections Storage and Control, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 75/76 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-231-239
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СЕМЬИ РУШЕВЫХ НА ПРИМЕРЕ ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ «ТРИ ТАЛАНТА-ТРИ СУДЬБЫ» НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ИМ. АЛДАН-МААДЫР
Шойдук Л.Ш., Нан-Хоо Я.А.
Аннотация: Тема данной статьи авторами выбрана не случайно. Во-первых, раннее нигде не создавался выставочный проект с материалами, объединяющими в комплексе жизнь, творчество и бытование известной семьи Рушевых; во-вторых, заданная тема раньше не рассматривалась другими авторами для исследования и изучения творческого наследия всей семьи в контексте музейного пространства. Сотрудниками НМ РТ была поставлена задача - создавая выставочный проект, посвященный жизни и творчеству семьи Рушевых, сделать его значимым в контексте сегодняшнего дня, т.к., творчество членов всей семьи по сей день оказывает особое влияние на культурную и общественную жизнь, историю не только РТ, но и в масштабах всей страны.
Ключевые слова: выставочный проект, семья Рушевых, творческое наследие, музейное пространство.
THE CREATIVE HERITAGE OF THE RUSHEVY FAMILY ON THE EXAMPLE OF THE PERMANENT EXHIBITION "THREE TALENTS - THREE FATE S" ALDAN-MAADYR NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA
Shoyduk L.Sh., Nan-Khoo Y.A.
Annotation: The authors of this article did not choose the subject by chance. First, no exhibition project with materials has been created anywhere else, combining the life, creativity and existence of the famous Rushev family in a complex; secondly, the subject in question has not yet been considered by other authors for the research and study of the creative heritage of the whole family in the context of the museum space. The NM RT team was commissioned to the create an exhibition project dedicated to the life and work of the Rushev family, which makes it more meaningful in the current context, as the work of the family members still has a particular impact on the cultural and social life, the history of the republic, but also on a national scale.
Keywords: exhibition project, the Rushev family, creative heritage, museum space.
В залов №7 третьего этажа Национального музея им. Алдан Маадыр Республики Тыва (далее НМ РТ) в декабре 2016 года открылась постоянная экспозиция «Три таланта
231
- три судьбы», посвященная жизни и творчеству Николая, Натальи и Надежды Рушевых. Это один из значимых мемориальных проектов, посвященных личностям, внесших значительный вклад в развитие культуры и искусства не только Тувы, но и, без преувеличения, всего мира. Экспозиция посвящена 65-летию со дня рождения талантливейшей художницы, графика современности Надежды Рушевой и 90-летию ее матери Натальи Дойдаловны Ажыкмаа-Рушевой - первой профессиональной балерины Тувы. В 2018 году отмечалось также 100-летие Николая Константиновича Рушева - отца художницы, московского театрального художника, работавшего в Туве с 1945 по 1948 годы.
Комплектование музейных фондов - один из основных направлений в музейной деятельности. Благодаря близким и дружеским отношениям коллектива НМ РТ с мамой Нади Рушевой - Натальей Дайдаловной, фонды музея пополнялись непрерывно с 1971 года, а самым важным поступлением стало последнее в мае 2016 года, завещанное Натальей Дайдаловной. В отчете научного сотрудника отдела культуры, искусства и религии НМ РТ Шойдук Л.Ш (командированной в Москву с 10 по 24 апреля 2016 года с коллегой по отделу Бурбужеп Д.Д.) сказано: «Приходилось работать в московской Рушевых течение семи дней (семь дней ушло на дорогу) и в первые часы были проведены следующие мероприятия. Прибыли в Москву 10 апреля, а 11 апреля занялись фотографированием обстановки квартиры, которая осталась в том же состоянии и убранстве как при жизни Н.Д. Ажыкмаа-Рушевой. В тот же день, после осмотра всей обстановки квартиры и переговоров с Мироновой Натальей Борисовной, с нынешней хозяйкой квартиры, пришли к согласию, что все документы, фотографии, рисунки сувениры, книги и много другое - все что находится в квартире Рушевых мы можем описать и начинать упаковать для отправки в Кызыл».
В первые три дня было составлено опись на следующие предметы:
- рисунки, эскизы и прорисовки Николая Рушева - 361 единиц хранения;
- книги - 134 ед. хранения
- предметы домашнего обихода (столовый сервис), пиалы, миски и др. предметы
- 88 ед.
- сувениры, буклеты, вырезки из газет и журналов - 259 ед.
- письма, фотографии, открытки - 220 ед.
- Итого: 962 ед. предметов
В последующие дни занимались упаковкой других оставшихся предметов (картонные ящики, мешки, сумки дорожные). Специальными материалами, тканью упаковали мебель, чтобы не подверглись повреждению, ломке и было подготовлено к транспортировке. Из мебели было решено увезти: 2 шкафа (сервант-1, книжный шкаф-1), шкаф для документов «пенал»-1, кресло - 1, стулья - 2, журнальный стол-1, ручная швейная машинка (Н.Д. Ажыкмаа-Рушевой), пишущая машинка С. И. Вайнштейна - 1, переданная для музея в это же время супругой С.И. Вайнштейна Петровой А.И.
По завершению работы в квартире Рушевых 18 апреля 2016 года через фирму «Ратэк» были транспортированы предметы в 56 упаковках, таким образом, ценных груз НМ РТ получил в середине мая 2016 года.
С момента поступления в музей и по сегодняшний день работниками фонда и научными сотрудниками НМ РТ ведутся работы по комплектованию предметов, их классификация, продолжается составление коллекционной описи. Пока из 1886 предметов единиц хранения зарегистрированы 1293 единиц в Книге поступлений (995 ед.), 298 предмета занесено в Научно-вспомогательный фонд. [Архив фонда НМ РТ, 2016: с. 122].
Таким образом, в музей поступили очень ценные в историческом и культурном значении предметы, и даже мебель, которая раньше не была в коллекции НМ РТ. Порядка несколько десятков документов, черно-белые фотографии, письма шестидесяти и семидесятилетней давности, ценные книги из библиотеки Рушевых, графические
232
работы, эскизы, сувениры и другие ценные предметы талантливой семьи стали достоянием музея.
По итогам поездки в Москву сотрудников музея в декабре 2016 года была открыта постоянная экспозиция «Три таланта-три судьбы», посвященная творческому наследию Рушевых, чья жизнь и творения связаны с Тувой. В эти годы многое было первым -танцы, живопись, театр. И среди первых балерин была Наталья Дойдаловна Ажыкмаа-Рушева, ставшая женой первого профессионального театрального художника в Туве Николая Константиновича Рушева. С этой семьей связана целая эпоха становления новой культуры в Туве. Эта творческая семья являлась образцом истинного служения искусству. Николай Рушев воспитал со своей супругой талантливую дочь - юную художницу Надю Рушеву, впоследствии ставшей всемирно известной.
Авторы статьи считают необходимым кратко упомянуть о принципах и методах, использованных при создании постоянной экспозиции «Три таланта - три судьбы». Особенностью рассматриваемой экспозиции является то, что в ней преобладают подлинные предметы (кроме репродукций фотографий, копий 2-х документов), документы, награды, письма из архива семьи, предметы домашнего обихода, даже фрагмент интерьера зала Рушевых. «В музейной практике именно подлинные предметы обладают экспрессивностью, информативностью, ассоциативностью, аттрактивностью и т. д» [Дыртык-оол, 2014: с. 25]. Таким образом, здесь уместно отметить об использовании основополагающих принципов построения экспозиции - принципов научной объективности (все предметы экспозиции научно изучены и обработаны), предметности (почти все предметы подлинные) и коммуникативности (т.е., экспозиция ориентирована на широкий круг посетителей). Кроме того, главные принципы такие, как историко-хронологический, комплексно-тематический обязательно должны иметь место при создании экспозиции. Еще один важный шаг, «экспозиционер должен определиться главным вопросом, который необходимо решить до начала проектных работ -определение метода построения экспозиции [Дыртык-оол, 2014: с. 30]. Сотрудники в это время должны изучить состав, сохранность коллекций, проанализировать формы и методы культурно-образовательной работы, которая будет проводиться на фоне новой экспозиции и должен определить категорию будущих посетителей». Так как экспозиция посвящена талантливой семье, здесь уместно подчеркнуть о художественно-ансамблевом методе построении экспозиции. Подлинные живописные, графические работы Н. Рушева, графические композиции дочери семьи - Нади Рушевой, костюм Н.Д. Ажыкмаа-Рушевой, фрагмент интерьера московской квартиры Рушевых, все те подлинные предметы, которые некогда принадлежали семье - они создают музейный ансамблевый комплекс. В мировой музейной практике именно ансамблевые экспозиции получили широкое распространение, они вызывают наибольший интерес, легко воспринимаются посетителями. Кроме того, ансамблевый метод предполагает реальные или типичные отношения между предметами, по своему содержанию и в зрительном восприятии он представляет собой законченное целое.
Место временной экспозиции в системе других экспозиций музеев Тувы обусловлено актуальностью творческого наследия семьи Рушевых, востребованностью среди музейной аудитории разных категорий.
С появлением на арене музейного пространства, созданием постоянной экспозиции «Три таланта - три судьбы» растет интерес к творчеству, жизни Рушевых, как к талантливым, интересным и привлекательным людям - представителям одной из первой интеллигенции, специалистам, стоящих у истоков становления профессионального искусства в начале 40-х годов в Туве.
Наталья Дойдаловна Ажыкмаа-Рушева, начинавшая свой творческий путь на сцене тувинского драматического театра в Кызыле (1943-1948 гг.) родилась 20 ноября 1926 года в местечке Уш кожээ (Три стелы) вблизи с. Сесерлиг Пий-Хемского района в семье аратов. В витрине .№2 (западная сторона экспозиции) хранится удостоверение №41
Н.Д. Ажыкмаа, подтверждающее о том, что она артистка балета тувинского областного музыкально драматического театра.
В 1943 году она стала ученицей известного московского хореографа, впоследствии ставшего профессором Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского и воспитавшего целую плеяду лучших хореографов -Анатолия Васильевича Шатина. В 1943-1945 годах он работал в г. Кызыле. В далекой Туве он принимал участие в создании театрального училища и национального театра. Об этом периоде Наталья Дойдаловна вспоминает так: «Я счастлива, что Анатолий Васильевич дал мне прикоснуться к прекрасному искусству балета и понять этот удивительный мир. Только последующие годы, работая в городе Душанбе в театре оперы и балета им. С. Айни, я поняла, сколько знаний мне дал Анатолий Васильевич» [Чаш, 2014: с. 5]. Так, в 1948 году Николай Рушев был командирован в Таджикистан в г. Сталинобад (ныне Ашхабад). Художник стал работать в русском театре им. Маяковского, а его супруга была принята в театр оперы и балета им. С. Айни.
В экспозиционном ряду (западная сторона), посвященном Н.Д. Ажыкмаа-Рушевой, кроме репродукций фотографий об участии в этот период в балетных спектаклях таджикского театра, о ее семье, друзьях, творчестве выставлены (горизонтальные витрины №1, № 2) документальные источники: трудовая книжка, репертуарный лист, грамоты, медали и др. По репертуарному листу (витрина №1, копия, НВ 1006/10), выданному в феврале 1950 года Государственным Таджикским театром оперы и балета, посетитель узнает о том, что Наталья Дойдаловна за время работы в Таджикском театре им. С. Айни 1948-1950 годах, участвовала в балетных спектаклях «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Шахерезада» Н. Римского-Корсакова, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Ходжа Насреддин» С. Юдакова и др.
На западной стороне экспозиционного зала представлены медаль «Участнику трудового фронта в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейная медаль «Участнику трудового фронта в честь 40-летия Победы». Часть медалей находятся в музее им. Н.Д. Ажыкмаа-Рушевой в с. Сесерлиг Пии-Хемского района РТ, на ее малой родине. Где бы не работала, где бы ни находилась, даже в подростковом возрасте, Наталья Дойдаловна всегда принимала самое активное участие в культурной и общественной жизни. Об этом говорят ее многочисленные награды: «60 лет женскому движению Монголии», медаль советско-монгольской дружбы, нагрудный знак молодежной газеты Монголии «Залуучуден унэн», нагрудный знак Хокайдского дома японско-советской дружбы и культуры (1977). Мама Нади Рушевой после завершении земной жизни дочери и супруга Николая Рушева получала письма из разных стран мира. На обращение музея в болгарском городе Димитров Н.Д. Ажыкмаа-Рушева сразу откликнулась, ответив письмом и отправив несколько подлинных рисунков дочери. Болгарские дети в средних классах изучают русский язык и произведения великого Пушкина по репродукциям Нади Рушевой.
Однажды она получила письмо с японского города Хоккайдо. Директор частного музея культуры Востока любезно обратился к Наталье Дойдаловне с просьбой подарить музею несколько подлинных рисунков дочери, на что Ажыкмаа-Рушева, как обычно, ответила положительно, подарив несколько подлинных графических работ художницы. В 1977 году Наталье Дойдаловне был вручен нагрудный знак хокайдского дома японо-советской дружбы. За бережное хранение и пропаганду творческого наследия дочери Н.Д. Ажыкмаа-Рушева завоевала уважение и признание общественности в разных городах России и за рубежом. Нагрудный знак «2000 лет Ташкенту», особенно дорог владельцу. Наталья Дойдаловна, показывая этот знак вспоминала о том, как она с супругом радовались, когда с музеев страны звонили в их московскую квартиру, чтобы договориться о выставке рисунков их дочери. Она всегда хотела, чтобы о дочери и об ее рисунках знали как можно больше людей, особенно молодежь. О широкой пропаганде
234
творческого наследия дочери и бережном отношении к нему также мы узнаем с цветного иллюстрированного альбома, изданного в 2007 году Правительством г. Москвы «Дары и дарители». В альбом вошла статья «Н.Д. Ажыкмаа-Рушева» и рисунки ее дочери из серии «Пушкиниана», иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» М. Булгакова, подаренные Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Таким образом, благодаря маме лучшие творения дочери находятся в надежных руках и в лучших музеях страны.
Наталья Дойдаловна постаралась все оставить в квартире так, как было при жизни супруга Николая и дочери Нади. Было велико ее горе и по-другому она не смогла. Атмосфера духа присутствия близких ей людей, возможно, помогало Наталье Дойдаловне жить и думать о них, сохранять их наследие, передавать все нынешнему поколению, музеям страны и нашему Национальному музею РТ. Эта удивительная скромная, добрая и мудрая женщина посвятила всю свою жизнь самым дорогим ей людям и при их жизни, и после их ухода.
По графическим и живописным работам Николая Рушева, представленным на экспозиции можно проследить историю Тувы, ее людей, историю семьи Рушевых, а по рисункам дочери - развитие и становление юного дарования как художницы-графика с особым почерком, не похожего ни на кого.
В большом сюжетном и историческом полотне Николая Рушева «Первые выборы в Туве» 1946 года, (северо-восточная сторона экспозиции, КП 9430/12), выразителен городской пейзаж середины 1940-х годов, характеризующий особенности Кызыла того времени. Мы видим первые многоэтажные здания столицы Тувы. С правой стороны полотна видно здание Центральной почты, которое существует и ныне. Слева здание старого кинотеатра, который находился на площади Арата, на главной площади столицы нашей республики. На ярком живописном полотне художник запечатлел исторический сюжет: оживленные моменты первых в Туве выборов в Верховный Совет СССР и РСФСР в 1945 году. Люди в ярких национальных в меховых одеждах приехали на лошадях, на санях, даже на верблюдах, чтобы принять участие в выборах, после вхождения Тувы в состав СССР.
Николай Рушев приехал в Туву в августе 1945 года, после вхождения Тувы в состав СССР. Он был командирован Министерством культуры РСФСР и работал главным художником в Тувинском областном муздрамтеатре. Молодой художник с энтузиазмом взялся за дело, много общался с М.М. Мунзуком, В.Ш. Кок-оолом, Н.О. Олзей-оолом. Работал над оформлением ставших теперь классическими спектаклей тувинского театра «Хайыраан бот», «Донгур-оол», спектаклей русской труппы «Бедность не порок», «Лекарь поневоле» и др., большие концертные программы -«Половецкий стан» по опере «Князь Игорь» Бородина, «Вальпургиева ночь» Гуно и другие. «Таких ярко характерных и современных оформлений спектаклей до Николая Рушева не было. Весь состав театра просто оживился, потому что музыка, декорации, костюмы были прекрасны, ярки и вдохновляли артистов» - вспоминала Наталья Дойдаловна Ажыкмаа-Рушева. [Ажыкмаа-Рушева, 1996: 7].
Правительством РФ 2019 год был объявлен Годом театра, на постоянной экспозиции «Три таланта - три судьбы» была проведена реэкспозиция (февраль 2019), приуроченная этому Году. В связи с этим открылась новая страница жизни и деятельности Николая Рушева. Он, работая в тувинском театре в 1945-1948 годах, создал целую галерею портретов, прорисовок к портретам артистов, стоявших у истоков становления и развития национального театрального искусства в Туве, таких как Максим и Кара-кыс Мунзуки (КП 9430//1/16; КП 9430/1/13), Николай Олзей-оол (КП 9430/1/15), Константин Тамдын (КП 9430/2/35), Сайхоо Монгуш (9430/2/81), Натальи Ажыкмаа (КП 9430/2/59), Александр Лаптан (КП 9439/2/34), Максим Такпай (кП 9430/1/19), Харлыг Тугур-оол (КП 9430/2/32), артистка Токулдай (КП9430/2/1) и многих других (северная сторона экспозиции). Убедительно отображены характерные черты обликов
современников художника. Хотя давно их нет с нами, но их яркие образы легко узнаваемы, и они отражают время, когда они жили и творили. Кроме портретного жанра особое место в творчестве Н.К. Рушева занимают пейзажные и сюжетные картины: «Концерт у юрты» (КП 9430/12), «Перед концертом в районе» (КП 9430/1/12). В полотне «Портрет Ажыкмы с лимби» (КП 9430/1), изображена танцующая Ажыкмаа в белом национальном платье в окружении музыкантов и сельских зрителей, где недалеко в живописном местечке стоят юрты чабанов. «Эта картина - одна из лучших произведений живописи периода становления тувинского изобразительного искусства» - писал искусствовед А.С. Хертек. [Хертек, 1998: 4].
Человек, увлеченный художественным искусством всех народов, тонкий знаток культуры Востока, талантливый художник-живописец и просто замечательный человек, любящий отец и муж - Николай Константинович Рушев, прожил очень насыщенную и содержательную жизнь. Живописное и графическое наследие художника Николая Рушева многообразно и неоценимо богато. Он работал в разных жанрах и техниках. И это ему удавалось легко и непринужденно. Он в своих творениях поражал богатыми замыслами, глубиной мысли и удивительной работоспособностью.
По живописным полотнам Н.К. Рушева, перечисленным выше и другим работам на экспозиции, зритель видит, насколько была велика любовь тувинского народа к своей самобытной культуре и искусству. На грузовых машинах, на лошадях, пешком добирались до отдаленных уголков молодой автономной области, чтобы донести до людей лишь частичку богатого многообразия культуры и искусства тувинцев. Живописные труды, полотна на холсте и графические рисунки московского театрального художника Николая Рушева поведали нам как начинались истоки становления профессионального театрального искусства в Туве.
По завершению творческой командировки, после того как родилась дочь 31 января 1952 года в Улан-Баторе, Рушевы возвращаются в Москву на постоянное жительство. И в последующие годы, почти 25 лет Н.К. Рушев работал на Центральном телевидении и был одним из ее первых художников-энтузиастов, благодаря которому впервые были организованы выход литературно-художественных программ. Здесь же он получил рекомендацию и был принят в члены Московского союза художников.
Раньше выставки в НМ РТ посвящались в основном творчеству Нади Рушевой, целью и задачей которых были представление роли и значение творческого наследия художницы в социокультурном пространстве Тувы и России.
Во время реэкспозиции экспозиции «Три таланта - три судьбы» (выше упоминалось о том, что она приурочена к Году театра) в разделе рисунков Нади Рушевой отобраны работы, связанные со сценой, танцами и вокальными исполнениями персонажей и с цирком. Это графические листы «Девичье вокальное трио» (КП 11228/2658), «Вечер танцев» (КП 11228/1078), «Девушка дирижер» (КП 7250/4), рисунок «Вальс» из серии «На школьном карнавале» (КП 11228/1129), «Скрипачка» (КП 11228/ 2179), работа из серии «Балет» - силуэты танцующих балерин (КП 11228/4423), «Ритуальный танец тувинского охотника» (КП 9431/1/6) демонстрируют мир искусства и сценическую жизнь исполнителей и др.
На первом плане перегородки в центре выставочного зала, где представлены рисунки к литературным и музыкальным произведениям зарубежной и русской классики «Танец лебедей» (сцена из оперы П. Чайковского « Лебединое озеро», КП 11228/4521), «Наташа и Элен в театре» (сцена из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», КП 10459/51), «Танец Заремы» (сцена из оперы Н. Римского-Корсакова «Шахерезада», КП 11228/4649), рисунки из сцен к пьесе В. Шекспира «Двенадцатая ночь» (КП 9431/3/2223) позволит зрителю иметь представление о широте кругозора, глубине образов, созданных художницей в возрасте 13-15 лет.
Один из рисунков Нади Рушевой из экспозиции «Три таланта-три судьбы» непременно привлечет внимание зрителя. Рисунок «Березка и пастушок» (КП 11228/
236
5469, на западной стороне перегородки в центре зала), из серии «Эскизы костюмов к школьному карнавалу», создан в 1965 году. Главные персонажи рисунка - девушка-березка и мальчик-пастушок. Девушка танцует, как будто витает в воздухе, а находящийся рядом мальчик - пастушок играет на дудочке. Танцовщица одета в белое легкое платье, на нем черные пометки-чечевички как у березы. Зеленая шаль девушки, в поднятых верх руках, подразумевает ветки молодой березки. Белая береза - светлая красавица русских лесов, она всегда ассоциировалась с юной девой своей чистотой, белизной и утончённостью. Мальчик с дудочкой и в рубахе-косоворотке, в широких штанах с поясом и в традиционной обуви русских крестьян - лаптях, играет душевную мелодию. «Березка и пастушок» это балет собственного сочинения автора, показывающий душевную теплоту и красоту ее видения.
Для данного рисунка автором использованы тонированная бумага, гуашь, пастель, фломастер, белила. В своих рисунках Надя Рушева не так часто использует данную технику, но рисунки и сюжеты, какую бы технику не использовал автор, как всегда безупречны в техническом исполнении, имеют глубокий смысл и содержание.
Творчеством Рушевой охвачен огромный период времени: античность, средние века, современность. Специалисты-искусствоведы, наблюдавшие за творческим ростом художницы отмечают, что более 10 000 рисунков юного дарования можно отнести к 50 тематическим сериям. Рисунки художницы - это в основном плоть ее воображения. Свое отношение к жизни, событиям показывала посредством рисунка, причем рисовала легко и без напряжения. Ее основной композиционный принцип похож на методы, применявшиеся мастерами в античном искусстве. «Часто у Нади получается изображение не видимого, а мыслимого, как это умели делать древнерусские мастера» -напишет искусствовед Н.А. Демина, основатель музея Андрея Рублева. [Рушев, 2007: с. 176].
Героями рисунков художницы были не только литературные персонажи, ведь она читала огромное количество отечественной и зарубежной классики, сказки, мифы народов мира. Любила наблюдать за поведением, характером сверстников, взрослых, детей, жизнью на улице, во дворе, в школе и в театре. Одну из особенностей творений Нади Рушевой можно подчеркнуть словами посетителя ее выставки: «На первый взгляд, обыкновенные детские рисунки ... по технике исполнения очень просты. Но вдруг с удивлением осознаешь, что от этих милых детских рисунков невозможно оторваться! Твой взгляд тонет в этих незамысловатых линиях, лицах, глазах. Ещё через мгновение чувствуешь, что рисунки движутся» (выставка «Мир графики Нади Рушевой» в МБУ «Зеленогорский музейно-выставочный центр», апрель-июнь 2013 года, книга отзывов «Слово посетителю...»). [Архив НМ РТ, 2013: с. 7]. Действительно, персонажи графических листов художницы находятся в постоянном движении, содержательны ее многофигурные сюжеты и композиции (совместные мероприятия детей с родителями, прогулка, походы ребят, сюжеты о школе, о дворе и т.д.)
Перо следует за ее мыслью. Это мысль духовного, интеллектуального мира художницы. Не зря отмечали в своем пособии по графике «Пером, тушью и карандашом» немецкие специалисты А. Бохлич и А. Альфс: «Ее графика уникальна в многовековой истории этого вида искусства» [Бохлич, Альфс, 1981: с. 384].
Московскую квартиру Рушевых друзья, родственники, поклонники их таланта называли «музеем-квартирой». По мнению одного из авторов экспозиции «Три таланта - три судьбы»: «Жизнь и судьба этих трех удивительно талантливых людей невозможно представить друг без друга. Жизнь семьи Рушевых подобна легенде о любви, легенде об искусстве и жизни, потому экспозиция названа «Три таланта - три судьбы». Каждый из них оставил яркий свет в искусстве Тувы и вызывает восхищение по сей день. К сожалению, судьба каждого из них по - своему трагична.
Н.Д. Ажыкмаа-Рушева хотела, чтобы НМ РТ стал преемником наследия предметов, архива, которые останутся в московской квартире Рушевых, после ее ухода
из жизни. На северо-восточном углу экспозиционного зала представлена инсталляция, демонстрирующая фрагмент московской квартиры Рушевых. Посетители на мгновенье могут окунуться в эпоху Советского времени, все предметы выставлены в таком же порядке и расположении как при квартире Рушевых. На посудном шкафу выставлены разные сувениры и две вазы: в одной из них карандаши, а в другой 11 кисточек, разных форматов, талантливой дочери семьи. Кстати, Наталья Дойдаловна очень их берегла, как священную семейную реликвию. Они для юной художницы были главным инструментом для творчества, главным предметом вдохновения и творения.
Из коллекций, привезенных из Московской квартиры Рушевых, особое место занимает богатая библиотека семьи Рушевых. Ее книги не украшение интерьера квартиры, а источники познания, получения информации, книги для них - это неоценимая ценность, источник духовного богатства. Надя, например, несколько раз обращалась к этим книгам, перечитывала их. Об этом можно узнать по многочисленным закладкам из серо-зеленной бумаги, сделанной руками Нади. О них можно сказать, что это теперь уникальные, редкие издания. Нужно отметить, что юная художница была прекрасным знатоком истории искусства, не только отечественной, но и зарубежной культуры.
Среди них выделяются книги о родном крае, т.е. о Туве, книги тувинских писателей, тувинские народные сказки. Особую ценность представляют книги с автографами известных людей: академика Д.С. Лихачева, писателя И.Л. Андронникова, художника-анималиста А.В. Ватагина, основателя музея им. Рублева Н.А. Деминой, примадонны русского балета М.М. Плисецкой, летчика-космонавта Г.М. Гречко, советского писателя, военного журналиста, редактора журнала «Юность» Б.Н. Полевого, министра обороны РФ С.К. Шойгу и др. Книги о мировом изобразительном искусстве, об истории искусства были почти настольными книгами семьи Рушевых. Многие из них сейчас стали редкими изданиями. Вся литература, в том числе, литература мировой и русской классики - все перечитанные книги отца и дочери. В результате семейных чтений или обсуждений произведений, Надей создавались графические листы с образами героев и персонажей.
Сегодня благодаря Н.Д. Ажыкмаа-Рушевой Национальный музей РТ имеет в своих фондах 5 380 рисунков талантливой дочери, 28 живописных полотен, более 500 графических работ, эскизов, созданных ее мужем Николаем Рушевым.
Экспозицию «Три таланта - три судьбы» можно рассматривать как единственный проект в России, демонстрирующий жизнь, деятельность и бытование семьи Рушевых. Экспозиционный проект приближает к нам, представителей ХХ! столетия те далекие 4050-е годы прошлого столетия. Научная обоснованность и музейная достоверность создают у зрителя полное ощущение соприкосновенности с историей, становлением и развитием культуры в Туве.
Сотрудниками НМ РТ была поставлена задача - создавая выставочный проект, посвященный жизни и творчеству семьи Рушевых, сделать его значимым в контексте с сегодняшнего дня, так как творчество талантливой семьи Рушевых по сей день оказывает особое влияние на культурную и общественную жизнь, историю не только Республики Тыва, но и всей страны.
С момента открытия выставки, ее посетили тысячи человек, многие из которых оставили в книге отзывов записи с благодарностью нашему музею, сотрудникам за возможность оказаться в личном пространстве Рушевых, окунуться в тот удивительный творческий мир, где жили, творили эти гениальные люди искусства, три таланта - три судьбы.
Таким образом, представленная в рамках данной статьи тема по последнему поступлению в Национальный музей РТ, привезенных из московской квартиры Рушевых, также об их коллекции собрания в фондах НМ РТ являются важными
источниками для изучения памяти о знаменитой семье, изучения истории нашего края и о роли выставленных предметов для экспозиции и посетителей.
Список литературы:
1. Ажыкмаа-Рушева, Н.Д. Николай Рушев / Н.Д. Ажыкмаа-Рушева // Научно популярное, художественное издание. Издательство газеты «Эне созу». - 1996, №3. С. 65.
2. Архив НМ РТ. 2013. Книга отзывов. Выставка «Мир графики Надежды Рушевой ».
3. Архив фонда НМ РТ. КП № 20, от 20.09. 2016 г. Акт поступления №81 от 02.07.16 г., Акт №82 от 23.08.16 г. С. 122.
4. Бохлич А., Альфс А. Пером, тушью и ручкой. Берлин, 1981. 384 с.
5. Рушев Н.К. Последний год Надежды. - М: Издательство «ТЕИС», 2007. 176 с.
6. Хертек А.С. Наставник «вечно живой» // Тувинская правда, 1998, №64.
7. Школа тувинского танца Анатолия Шатина: Сборник статей / Сост. Н.Б. Чаш. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004. С. 6.
8. Экспозиционно-выставочная работа в музее: Методическое пособие для начинающих экспозиционеров / Сост. А.О. Дыртык-оол. - Кызыл: типография КЦО «Аныяк», 2014. С.25,30.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ:
Шойдук Любовь Шулуевна, н.с. отдела культуры, искусства и религии, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]
Нан-Хоо Яна Александровна, н.с. отдела культуры, искусства и религии Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Shoyduk Lyubov' Shuluyevna, Researcher of the Department of Culture, Art and Religion, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]
Nan-Khoo Yana Alexandrovna, Researcher of the Department of Culture, Art and Religion, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 069.124 Б01: 10.24412/2686-9624-2019-239-242
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Иргит Б.Ч.
Аннотация. В статье рассматривается проблема сохранения традиционной культуры в хранителе уникальных археологических и этнографических коллекций -Национальном музее. Проблемы выявления, сохранения и популяризации традиционной культуры раскрывались на обучающих мероприятиях, которых проводили сотрудники музея. Д
Ключевые слова. Национальный музей Республики Тыва, этнография, культурно-образовательная работа.