Научная статья на тему 'Информационный механизм развития региональных хозяйственных систем'

Информационный механизм развития региональных хозяйственных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина А.Э., Петрова Е.А.

Информационный механизм развития хозяйственных систем (ИМРХС) является специфической информационной формой проявления общего хозяйственного механизма и, одновременно, неотъемлемой его частью. Между этими механизмами, считают авторы, существует принципиальное соответствие по субъектам и объектам, целям и масштабам, структуре и функциям, экономическому пространству и времени действия. Однако ИМРХС обладает спецификой, обусловленной собственным содержанием, средствами, инструментами: информационными технологиями и базами данных и знаний, образующими системы информационного обеспечения процессов хозяйствования. Структура информационного механизма и его элементный состав в пространственном, временном и функциональном аспектах должен соответствовать природе и специфике обслуживаемой им хозяйственной системы. Поэтому законом организации такого механизма становится закон взаимообусловленности качественного и количественного разнообразия его элементов и структуры, обеспечивающий наиболее полную целостную реализацию сущности «обслуживаемой» хозяйственной системы в конкретных условиях. На основании этого представляется закономерным сформулировать принцип соответствия масштабов, сложности, разнообразия информационных механизмов и обслуживаемых ими хозяйственных систем. Анализ функций управления хозяйственных субъектов и правила их разнообразной композиции позволяет не только сформулировать, но и реализовать эволюционный функционально-структурный подход к созданию эффективных информационных механизмов развития хозяйственных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационный механизм развития региональных хозяйственных систем»

11 (68) - 2008

Инновации и инвестиции

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ

а.э. Калинина,

доктор экономических наук, профессор

е.а. петрова,

кандидат экономических наук, доцент Волгоградский государственный университет

Опережающий рост и дифференциация спроса хозяйственных субъектов на все виды информации в условиях взаимодействия глобальных, трансформационных и региональных процессов, повышение требований к содержанию и формам представления знаний о тенденциях и коренных преобразованиях в экономической среде являются стимулами для широкого применения информационных и телекоммуникационных технологий. В этих условиях на развитие социально-экономических сторон деятельности общества огромное влияние оказывает информационная деятельность. Сущность этого процесса заключается в сборе, обработке, хранении, поиске и распространении информации с целью формирования информационного ресурса и управления им, что в свою очередь делает актуальным создание и применение эффективных и адекватных механизмов ее привлечения, обработки и целевого использования в развитии хозяйственных систем.

От рациональности использования формируемого ресурса зависит эффективность управления любой организационной системой. Она напрямую связана с тем, как организованы хранение, поиск, обработка и пополнение информации. Очевидно, что управление возможно только в той системе, в которой четко определены информационные связи как между отдельными элементами, так и с внешней средой. В этом случае обеспечивается возможность координации деятельности различных подсистем, сопряжения данной системы управления с системами более высокого и более низкого уровня. Однако вопросы влияния информационных процессов на организацию управления, экономический рост, в целом, и эффективность производства не получили широкого изучения в отечественной науке.

Методологический процессуальный подход изучения хозяйственного механизма предполагает разработку в качестве его компонента информационного механизма, адекватно трансформируемого применительно к объектам и предметам изучаемых процессов1.

В хозяйственном механизме выделяют в качестве элементов цели и средства, методы и формы хозяйствования, а также результаты и критерии преобразования хозяйственных отношений, которые отражены его внутренней структурой в соответствии с его природой и функциями реализации исходных отношений. Хозяйствующие субъекты пользуются разнообразными ресурсами и факторами, которые не становятся элементами данного механизма в той мере, в какой они используются в реализации их интересов и целей.

На основе логических определений, пользуясь выведенным набором категорий, можно построить телеологическую графическую модель хозяйственного механизма, из которой видно, как объективные экономические отношения и законы, воспринимаемые хозяйственными субъектами посредством их критериально-познавательного аппарата, преобразуются в осознанные цели, а затем в методы, средства и формы их достижения. В итоге возникает результат — конкретные формы хозяйствования, которые воздействуют на исходные объективные отношения, развивая их (рис. 1).

Информационный механизм развития хозяйственных систем (ИМРХС) является специфической

1 Иншаков О. В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России / О. В. Иншаков. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1995. С. 28

Рис. 1. Модель хозяйственного механизма В модели: S0 — объекты хозяйствования; Р0 — цель, заданная системой показателей; М — методы; I — инструменты; С — каналы; F — формы целевого использования; R — этапный результат воздействия на систему; S1 — субъект с опытом этапа модернизации; К0 — система критериев; В — база данных; А — анализ; D — диагноз; Н — оценка достигнутого состояния и перспектива;

К1 — коррекция стратегии; Е0, Е1 — взаимодействие со средой

информационной формой проявления общего хозяйственного механизма и, одновременно, неотъемлемой его частью. Между этими механизмами существует принципиальное соответствие по субъектам и объектам, целям и масштабам, структуре и функциям, экономическому пространству и времени действия.

Однако ИМРХС обладает спецификой, обусловленной собственным содержанием, средствами, инструментами: информационными технологиями и базами данных и знаний, образующими системы информационного обеспечения процессов хозяйствования.

Достижение соответствия указанных механизмов при содержательном и формальном несовпадении — непременное условие их эффективного функционирования и основная организационная задача формирования и реализации информационных систем в хозяйственной среде. Поэтому базы данных и знаний хозяйственного субъекта формируются, структурируются и реализуются посредством своих атрибутов, но в соответствии с основными функциями как внутрихозяйственного механизма процесса воспроизводства (организация, планирование, программирование, прогнозирование, финансирование, стимулирование, контроль, учет, отчетность, анализ, возмещение, накопление, инвестирование, потребление и т. п.), так и с учетом его взаимодействия со средой (маркетинг, сбыт, снабжение, реклама, слияния, заимствования, конкуренция, монополия, институты, соглашения, контракты, трансферты,

лоббирование и т. п.). На каждом уровне организации хозяйствующего субъекта информационные механизмы отражают особенности и отличительные черты функциональной структуры обслуживаемых воспроизводственных процессов различных хозяйственных субъектов.

Информационный механизм развития хозяйственных систем трансформирует внешние и внутренние для хозяйственного субъекта сведения и знания в полезные информационные ресурсы относительно его текущих или перспективных потребностей, тактических или стратегических интересов, формируя его информационные ресурсы, запасы и резервы. Эта стадия освоения информационных ресурсов предполагает их поиск, извлечение из внешней среды и привлечение во внутреннюю среду субъекта хозяйствования, выбор средств, технологий и носителей присвоения доступных ресурсов, структурную и функциональную переработку информации, ее дифференцированную транспортировку и хранение, подготовку инструментов и определение форм их целевого и интегрального использования.

На второй стадии информационные ресурсы обеспечивают и выполняют конкретные хозяйственные функции, отражаясь в соответствующих документах (планах, отчетах, проектах, протоколах, приказах, контрактах, расчетах, балансах, сметах, ведомостях и т. п.), реализуясь в продуктах и их информационных атрибутах, действиях (решения, организационные и социальные акции, структурные сдвиги, поощрения, санкции, совещания, кадровые перестановки, соглашения, слияния, инвестиции и т. п.). Поэтому информационный механизм обладает потенциальной возможностью отражать и трансформировать условия, процессы и результаты воспроизводства хозяйственных субъектов различных уровней и параметров в единстве и целостности. Полнота этого отражения и трансформации, адекватность ее цели хозяйствования становится во все большей мере фактором эффективного функционирования хозяйственных систем в нестабильной рыночной среде, поскольку снижает неопределенность условий и риски действий, повышает устойчивость процессов и конкурентоспособность результатов.

Таким образом, информационный механизм развития хозяйственных систем (ИМРХС) представляет собой преобразование внешней и внутренней

информации об условиях и среде, факторах и ресурсах, субъектах и объектах, процессах и результатах их функционирования в информационный фактор, осуществляемое на трех стадиях (привлечения, трансформации и реализации), адекватное целям, параметрам и направлениям их деятельности.

В соответствии с изложенным телеологическая графическая модель ИМРХС может быть представлена следующем образом (рис. 2).

В качестве основных способов такого преобразования выступают информационные технологии, а средствами — информационные системы организации. Результатом действия информационного механизма выступает интегрированное и структурированное единое информационное пространство хозяйственной системы.

Структура информационного механизма и его элементный состав в пространственном, временном и функциональном аспектах должен соответствовать

природе и специфике обслуживаемой им хозяйственной системы. Поэтому законом организации такого механизма становится закон взаимообусловленности качественного и количественного разнообразия его элементов и структуры, обеспечивающий наиболее полную целостную реализацию сущности «обслуживаемой» хозяйственной системы в конкретных условиях. На основании этого представляется закономерным сформулировать принцип соответствия масштабов, сложности, разнообразия информационных механизмов и обслуживаемых ими хозяйственных систем.

Каждый региональный хозяйствующий субъект осуществляет как внутреннюю, так и внешнюю преобразующую деятельность. При этом происходит процесс постоянного для элементов и функций взаимного приспособления между уровнями соответствующего ИМРХС, выражающегося в характере информационных обменов или взаимодействий между информационными системами экономических агентов.

Е1

о

Рис. 2. Модель информационного механизма развития региональных хозяйственных систем В модели: S0 — субъекты хозяйствования; Р0 — цель, заданная системой показателей; М — методы; I — инструменты; С — каналы; F — формы целевого использования; R — этапный результат воздействия на систему; S1 — субъект с опытом этапа модернизации; К0 — система критериев воздействия на регион; В — база данных; А — анализ; D — диагноз; Н — оценка достигнутого состояния и перспектива; К1 — коррекция стратегии;

Е0, Е1 — взаимодействие со средой

Горизонтальная структура информационного механизма выражает координацию элементов, форм и направлений организации и функционирования данного механизма на каждом уровне хозяйственной системы, его внутриуровневое строение. В этой внутриуровневой координационной структуре конкретизируется основная цель движения данного уровня, декомпозирующаяся на систему подцелей. Эта система подцелей определяется комплексом параметров и критериями эффективности деятельности хозяйственных систем соответствующего уровня.

Модификация и дифференциация ИМРХС связана с составом, структурой, функциями, функционированием, состоянием и контурами «обслуживаемой» хозяйственной системы, а также с воздействием внешней среды, слиянием с другими системами или выделением из состава суперсистем. Следовательно, причинами, приводящими к изменениям ИМРХС, могут стать как изменения самих элементов механизма, так и изменения хозяйственных систем:

• технологические, социальные, организационные, информационные, экономические структурные сдвиги, новации в системе управления хозяйством на макро-, мезо-, мини-, микро- и наноуровнях;

• дифференциация и интеграция трудовых и производственных функций хозяйствующих субъектов;

• влияние мировой хозяйственной системы и конъюнктуры;

• эволюция информационных технологий, появление новых форм информационных взаимодействий, интеграция глобальных информационных сетей.

Таким образом, можно утверждать, что в процессе своего развития ИМРХС подвержены тем же трансформациям, что и хозяйственная система в процессах эволюции, революции и инволюции рыночных отношений, изучение которых позволяет выявить содержание и противоречия формирования информационных механизмов управления хозяйством в конкретных формах и на различных уровнях его современной региональной организации с учетом специфики переходного состояния.

Создание научных принципов исследования и проектирования информационных механизмов базируется на методологическом осмыслении взаимосвязи социально-экономических законов развития общества и процессов развития хозяйственных систем, познании закономерностей этих процессов.

Применительно к хозяйственным системам важны два блока взаимосвязанных принципов, определяющих закономерности строения и развития ИМРХС. Эти принципы связаны с исследованием факторов изучаемой системы и описанием условий ее системного рассмотрения. Такие факторы базируются на нескольких принципах: структурной, функциональной и интегральной целостности; адекватного соответствия функциональной и морфологической структуры; неоднозначного соответствия между функциональной и морфологической структурами.

Эти позволяет выявить систему генетических принципов развития ИМРХС, состоящую из четырех блоков:

1) эволюции информационных механизмов развития хозяйственных систем, который предполагает, что способы и методы управления изменяются и развиваются в зависимости от предшествующего исторического опыта и тенденций развития общества и включает в себя принципы поступательного и циклического развития хозяйственных систем;

2) изменчивости функционально-структурной организации информационных механизмов развития хозяйственных систем, определяющей важнейший фактор методологии их проектирования — принцип системной логики и последовательности процесса: сначала строится их функциональная структура, затем производится привязка элементов морфологической структуры к выделенным группам функций;

3) преемственности функционально-структурной организации информационных механизмов, определяющей наследование каждой новой его формой предшествующих основных функций и структурных элементов, базирующихся на принципах специализации и универсализации;

4) обновления функционально-структурной определенности информационных механизмов, раскрывающих процессы образования новых форм их организации.

Принципы построения и развития информационных механизмов составляют базис для изучения их эволюции в процессе изменения организационных форм и методов управления хозяйственными системами, а также для методологии функционально-структурного проектирования этих механизмов на различных уровнях организации хозяйства.

Анализ функций управления хозяйственных субъектов и правила их разнообразной композиции позволяют не только сформулировать, но и реализовать эволюционный функционально-структурный подход к созданию эффективных информационных механизмов развития хозяйственных систем. Его

суть состоит в том, что базисом формирования структуры таких механизмов должна являться противоречивая совокупность их актуальных функций, наследующая как все положительное, накопленное ранее, так и получающая дальнейшее развитие под влиянием новых условий и прогрессивных тенденций хозяйственного развития.

Исходя из выявления функций хозяйственного механизма, могут быть рассмотрены методические приемы, правила преобразования функций информационного механизма, основанные на следующих принципах. Правилами преобразования функций информационного механизма выступают: детерминация, композиция, декомпозиция, усечение, перестановка. Их реализация непосредственно связана с соответствующими принципами строения информационных механизмов.

Субъектами информационного механизма в зависимости от характера участия выступают хозяйственные системы различного уровня (государство, макрорегион, регион, предприятия и организации, население).

Объектами взаимодействий субъектов ИМРХС — информационные продукты и услуги, обеспечивающие возможность хозяйственным субъектам и населению получать, потреблять и вовлекать в производство необходимую информацию.

Целесообразно выделить шесть основных функций субъектов информационного механизма хозяйственных систем.

1. Аккумулирование, хранение, передача и распространение информации, необходимой для поддержки непрерывности воспроизводственного процесса хозяйственной системы. При реализации данной функции информация предоставляется чаще всего как общественное благо.

Для реализации этой функции необходимо создание единой информационно-коммуникационной сети, прозрачной и доступной для хозяйственных субъектов, интегрированной в сетевую информационную инфраструктуру более высокого уровня, функционирующей на следующих принципах: а) свободный доступ хозяйственных субъектов к сформированным базам данных и знаний; б) финансирование создания и сопровождения за счет бюджетных и внебюджетных источников.

2. Создание условий для получения необходимой информации хозяйственными субъектами. Реализация этой функции связана с избирательностью информации, что позволяет рассматривать ее как уникальное благо. Такая информация получает рыночную оценку, продается и покупается на информационном рынке,

операции с ней приносят прибыли и убытки. «Информация может создавать богатство прежде всего тогда, когда ее непосредственно продают. Продажа информации чаще всего выливается в продажу патента, авторского права или лицензии»2.

Информационным рынком, или рынком информации являются отношения между собственниками (производителями) информации и платежеспособными лицами, нуждающимися в ней (потребителями), по поводу купли-продажи любых возможных сведений, данных и т. п. в приемлемой для потребителя форме и в ограниченные сроки. Это пятый сектор, по определению В. Л. Тамбовцева, в структуре современного рыночного хозяйства (после рынков потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг), но он играет базовую роль в функционировании всех других рынков3.

Особенности обращающегося на данном рынке товара во многом определяют специфику его функционирования, механизм ценообразо-вания4. Объектом купли-продажи здесь является информация, знания о чем-либо или о ком-либо. Необходимо различать собственно информацию и ее материальные носители (печатная продукция, записанная на аудио- или видеоленту, дискеты), поскольку спрос на последние всегда вторичен, производен от спроса на саму информацию. Под полезностью информации понимаются не только познавательные свойства и новизна, но главным образом ее свойство снижать неопределенность наших знаний о том или ином предмете или процессе. Следует заметить, что именно смысловые характеристики информации являются определяющими при принятии решений о ее покупке.

Экономическими интересами, которые определяют поведение потребителей на информационном рынке при покупке информации, являются стремления снизить неопределенность, риск, повысить возможность принятия обоснованных решений.

К. Эрроу отмечал, что экономическая роль информации заключается в снижении неопределенности и предотвращении убытков5. При этом информа-

2 Тамбовцев В. Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации / В. Л. Тамбовцев — М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 3.

3 Тамбовцев В. Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации /В. Л. Тамбовцев — М.: Изд-во МГУ, 1993, гл. 5.

4 См. подробно: Петрова Е. А. Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития / Е. А. Петрова — М.: Гелиос АРВ, 2004. - 128 с.

5 Эрроу К. Дж. Информация и экономическое поведение / К. Дж. Эрроу //Вопросы экономики. 1995, № 5. С. 100.

ция должна быть достаточно достоверной, доступной и пригодной для принятия экономического решения. Количественные же ее параметры имеют в данном случае второстепенное значение, хотя могут существенно ограничить доступ к ней, так как издержки на ее получение каждый участник рынка соизмеряет с ожидаемой выгодой от использования.

Под доступностью информации понимаются все вопросы, связанные с ее получением, передачей, условиями обмена. Покупателями информации в большинстве случаев выступаютюридическиелица— правительственные органы, общественные организации, корпорации, крупные фирмы. Следует подчеркнуть, что если потребность в информации разного рода испытывают практически все, то покупателями ее становятся большей частью только те платежеспособные лица и организации, которые чем-либо рискуют—деньгами, репутацией и пр. Причем, степень риска и возможная цена информации находятся в прямой зависимости. Экономические интересы собственников (производителей) информации при ее продаже на рынке определяются желанием возместить затраты на ее производство и получить прибыль.

3. Ускорение социально-экономических процессов. Развитие информационной инфраструктуры позволяет осуществлять организацию хранения информации в интерактивной информационной сети, доступной хозяйствующим субъектам. Оперативное получение необходимой информации с помощью телекоммуникационных технологий позволяет своевременно принимать управленческие решения, повышает скорость, эффективность хозяйственных операций, уровень обслуживания, переводя на более высокий уровень экономическое, социальное, психологическое взаимодействие людей.

4. Уменьшение информационной асимметрии, содействие товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений, позволяющих минимизировать трансакционные издержки. Существующая на рынке неопределенность порождает асимметрию информации и является причиной роста трансакционных издержек. Стремясь преодолеть неполноту информации, хозяйственные субъекты несут издержки поиска, накопления, проверки и контроля информации. «Трансакционные издержки будут охватывать разнообразные виды деятельности, имеющие отношения к обмену правами собственности между индивидами. К числу таких видов деятельности относятся: поиск информации о распределении цен и качества товаров и трудовых ресурсов, а также поиск потенциальных покупате-

лей или продавцов и актуальной информации об их поведении и материальном положении; торги, необходимые для выявления подлинных позиций покупателей и продавцов при эндогенных ценах; составление контрактов; надзор за партнерами по контракту с целью проверки соблюдения ими условий контракта; обеспечение выполнения контракта и взыскание убытков в ситуации, когда партнеры не выполняют свои контрактные обязательства; защита прав собственности от посягательств третьей стороны...»6.

5. Координационная функция субъектов информационного механизма. Созданное в результате действия информационного механизма единое информационное пространство с соответствующей инфраструктурой позволяет получить пространственно-временную целостность, согласовывая действия участников хозяйственной деятельности на основе обмена информацией, и приводит к их развитию, обогащению и совершенствованию (см. гл. 2). На это обращал внимание Т. Стоуньер: «В то время как сделки по поводу материальных вещей ведут к конкуренции, информационный обмен ведет к сотрудничеству» 7.

6. Информатизация хозяйственной деятельности. Информатизация — это процесс создания условий для более полного удовлетворения информационных потребностей общества. Содержанием данного процесса является совершенствование конкретных технологических, финансовых, организационных и других условий для повышения эффективности использования информационных технологий и ресурсов в целях улучшения информированности общества (см. гл. 3).

В соответствии с правилом пространственно-временной декомпозиции привлеченной информации необходимо сочетать два вида ее членения в банках и базах данных и знаний: сегментацию по объектам, структурам и функциям хозяйственной системы и фазирование по времени, порядку, уровням и алгоритмам осуществления хозяйственных процессов.

Принцип тождественности структурного отражения хозяйственных функций регламентирует такие преобразования информации о них в описываемом механизме, как непрерывное вложение и стягивание внешней и внутренней информации о хозяйственных процессах и среде.

6 Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты; пер. с англ. / Т. Эггертссон. -Изд-во «Дело», 2001. С. 29—30.

7 Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе / Т. Стоуньер. — М.: Прогресс, 1986. С. 395—396.

Принцип стратификации функциональной структуры информационного механизма позволяет осуществлять соотнесение подмножеств его функций с соответствующими хозяйственными уровнями, их субординацией, координацией, функциями и подсистемами.

Принцип функционально-структурной модульности информационного механизма позволяет соотносить подмножества информационных массивов с функциональными модулями, относимыми к соответствующим хозяйственным подсистемам. Полученный набор функциональных модулей является основой для построения схемы взаимосвязей модулей, представляющих собой обособленные структурные единицы информационного механизма, образуемые в результате наложения на соответствующий функциональный модуль связей (входов и выходов) с другими модулями.

Системный анализ функций является важнейшим методом проектирования структуры информационного механизма, позволяющим формализовать процедуру их анализа, построить его функциональную схему, отобрать множество вариантов ее структурного исполнения.

В реальной хозяйственной практике действуют негативные закономерности запаздывания и неадекватности информационных механизмов управления на различных уровнях экономики. Закономерность запаздывания определяет, что любой информационный механизм управления по своим параметрам закономерно отстает от постоянно развивающейся хозяйственной ситуации.

Любой информационной системе необходимо первоначально распознать тенденции развития рынка, проявляющиеся в виде слабых сигналов, и переориентировать в направлении выявленной тенденции цели, методы, инструменты, функциональные структуры информационного механизма с последующей реструктуризацией его элементов и связей. Данный процесс имеет свою длительность, чем объясняется отставание функциональных параметров информационных механизмов от параметров, требуемых развитием реальных хозяйственных систем.

Закономерность неадекватности заключается в том, что информационный механизм, ранее сформированный на достаточно конкретные и прогнозируемые условия среды, не всегда актуально соответствует ей в силу действия инерции внутренних факторов хозяйственных систем. Присутствие в этом механизме индивидуума как активного элемента, который, преломляя в своем сознании смысл выполняемых им функций, всегда

вносит в них собственное толкование процедуры их выполнения, чем обусловливается отклонение их исполнения от планируемого уровня.

В результате действия указанных закономерностей информационный механизм со временем неизбежно становится неэффективным, громоздким, так как в нем наблюдаются некоторые элементы (носители, базы, банки, специалисты, пользователи, оборудование, технологии и т. д.), функционирование которых в его структуре нецелесообразно, нерентабельно и приводит к возрастающим убыткам в хозяйственной системе в связи с недостаточным информационным обоснованием управленческих решений.

В целях снижения влияния указанных негативных факторов на организацию целесообразен новый подход к формированию информационного механизма, позволяющий решить проблемы эффективного управления различными объектами рыночного хозяйствования. Этот подход основывается на стратегии опережающего проектирования функциональных структур рассматриваемого механизма, что наиболее полно соответствует концепции его многоуровневого строения, позволяющего сконцентрировать на разных уровнях информационной системы хозяйства достаточное количество элементов, обладающих необходимыми свойствами. Вертикальная и горизонтальная интеграция последних позволяет информационному механизму приобрести системные свойства, способные с опережением воспринимать изменения среды и адекватно перестраивать свою функциональную структуру в процессе хозяйственного развития.

Концепция многоуровневой системы информационного механизма основывается на принципах комплексности, адекватности, экономичности, адаптивности. Под хозяйственным развитием в рамках разрабатываемой концепции понимается приобретение его субъектами и объектами в процессе эволюции необходимого и достаточного уровня элементов организации и функционирования, способных своими свойствами создать условия для экономического роста региона посредством эффективного информационного обеспечения управления социально-экономическими процессами.

Данное развитие подразумевает эволюционный синтез выполняемых хозяйственными системами функций с целью большей адаптивности их во внешней среде, снижения издержек от действия внешних факторов и мобилизации потенциальных возможностей всех организационных структур региона в целях повышения его конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.