сок, который может служить обеспечением кредита. Раньше также принималось право землепользования в залог, но земельное законодательное право в Казахстане меняется, и этот вид залога не используется, пока не будет введен в действие новый Земельный кодекс.
Схема обеспечения лизинговой сделки, которую использует «КазАгроФинанс», немного сложна. Важные параметры, по которым оценивается сделка, - ликвидность обеспечения, финансовое состояние и возможности производства заемщика — изменяются в зависимости от сроков наступления платежа: чем ближе платежи, тем выше требования по ликвидности обеспечения.
Первый платеж - 10% от стоимости техники - должен иметь ликвидное обеспечение -задаток или залог депозита, или банковскую гарантию. Следующий платеж (через год) -15%, он обеспечивается следующим образом: залогом зерновых расписок, подержанной техникой, имущественным комплексом. Таким образом, будет обеспечено 35% сделки. Остальная часть обеспечивается правом собственности лизингодателя на предмет лизинга.
В случае банкротства лизингополучателя взыскания обращаются на выставленные банковские гарантии или залоги депозитов. Это позволяет поддерживать быструю ликвидность компании и избегать дефицита наличности при исполнении своих обязательств перед республиканским бюджетом, который выступает как кредитор. Заемщику дается 30... 45 дней, чтобы он выставил ликвидное обеспечение на следующий платеж. Если этого не происходит, то «КазАгроФинанс» предлагает ему, либо вернуть технику, либо перевести обязательства по договору лизинга на другого, более креди-
тоспособного заемщика и передать технику ему. Если фактически техника изношена больше, чем сумма начисленной амортизации, то у него появляется обязательство возместить данную разницу, и это обязательство должно быть обеспечено.
Хозяйствам в Казахстане, занимающимся в основном зернопроизводством, необходима по лизингу прежде всего зерноуборочная техника. Спросом пользуются по-прежнему комбайны российского производства. В Западно-Казахстанском, Восточно-Казахстанском и Павлодарском регионах пользуются спросом комбайны «Нива». В Северо-Казахстанском и Акмолинском - «Енисей». На технику западного производства спрос меньше, чем на российскую. В целом же на приобретение новой техники западного производства в лизинг в Казахстане многие хозяйства пока не имеют средств. Хотя данная техника опережает российскую технику по многих показателям, но по соотношению «цена-качество» проигрывает. К тому же ремонт российской техники обходится дешевле и проще, в то время как для ремонта западной нужны специалисты и запчасти, которые не всегда можно найти на рынке.
В условиях развития интеграционных процессов и сотрудничества России с Казахстаном и другими странами СНГ, а также необходимости унификации действующих экономических механизмов представленная информация имеет определенный интерес.
Источники
1. Лизинг в Казахстане // БИКИ. - 2009. - № 14. -
С. 10.
2. Ошанбаев Р. Лизинг по-казахски // Агробизнес. -
2011. - № 3. - С. 18-19.
6.2 Международное и межрегиональное сотрудничество в сфере информатизации АПК
ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ВНЕДРЕНИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ США
А.А. Личман, к.э.н., вед. науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и
информатики им. А.А.Никонова
В современном аграрном секторе любой страны бесспорным фактором эффективности его функционирования является как можно более широкое применение информационных технологий во всех его сферах. С помощью этих технологий научные исследования в области сельского хозяйства могут быстро и эффективно доходить до заинтересованного по-
требителя. Организация службы консультирования с помощью интернет-технологий в России началась совсем недавно и не может считаться эффективной, не говоря уже о службе внедрения в практику новых аграрных знаний, создаваемых учеными. С этой точки зрения, может быть, полезно рассмотреть, как устрое-
на служба консультирования и внедрения (Extension Service) в США.
Консультационная служба в США возникла в середине XIX в. с принятием Закона Моррилла, по которому в каждом штате для функционирования службы был выбран университет, финансируемый государством за счет системы «land-grant system» (доход от государственных земель). Эта служба была направлена на решение различных сельскохозяйственных и промышленных проблем и проблем получения образования. Такие университеты законодательно обязаны предлагать населению штата некредитные, налого-облег-ченные образовательные программы и информацию, основанную на проводимых ими исследованиях.
В начале XX в. (1914 г.) с введением другого закона в США была образована система кооперативных консультационных услуг по распространению знаний в области сельского хозяйства, домоводства, смежных дисциплин и образования. В настоящее время в дополнение доходов университетов от земли финансирование идет из федерального бюджета и различных субсидий и грантов и составляет 550 млн долл. в год, которые распределяются по штатам в равной доле в зависимости от вида средств или пропорционально сельскому населению в штате или всему населению штата. Для примера можно привести соотношение источников финансирования службы внедрения Мичиганского государственного университета: 13% - федеральные фонды, 42% -фонды штата, 7% - местные фонды (фонды графств), 6% - государственные фонды для университетов, остальное - внешние фонды [1]. Соотношения от штата к штату меняются, но в большинстве случаев большую часть составляет финансирование из источников самого штата. Министерство сельского хозяйства играет ключевую роль в распределении федеральных средств.
Сельскохозяйственное консультирование начиналось как приложение научных исследований к сельскохозяйственной практике посредством обучения фермеров. Сейчас оно осуществляет более широкий спектр функций общения и обучения сельского населения профессионалами из различных областей, включая сельское хозяйство, аграрный маркетинг и бизнес-исследования. Практика консультирования осуществляется во всем мире обычно через государственные агентства.
В настоящее время в США информационно-консультационная служба объединена в федеральное агентство Министерства сельско-
го хозяйства - Национальный Институт Сельского хозяйства и Продовольствия (МБА), созданного в 2008 г. вместо действующей ранее Объединенной Службы Исследований, Образования и Консультирования (С8КЕЕ8). Эта организация призвана поощрять и стимулировать финансируемые из федерального бюджета научные исследования и технологические инновации в области сельского хозяйства, которые будут способствовать его большей продуктивности, экологической устойчивости и эффективности и которые будут привлекать в эту область высоко-конкурентных исследователей. МБА финансирует фундаментальные и прикладные исследования, а также смешанные, они могут проводиться в университетах, государственных агентствах и в частном секторе.
Тематику Программ предполагаемых будущих исследований МБА формулирует на основе возникающих в обществе проблем, потребностей и трендов развития в различных областях, публикует свои предложения в официальных документах и информирует об этом Конгресс США. Кроме того, МБА информирует его о результатах завершенных и текущих исследований и публикует такие документы на своем сайте. В случае, если Конгресс законодательно утверждает предложенную №БА Программу, научные сотрудники №БА окончательно ее формулируют. Ведущие лидеры МБА совместно обсуждают свои взгляды на Программу, основываясь на своем опыте и мнении других заинтересованных сторон. После этого Программа рассматривается с политической и законодательной точки зрения, утверждается, выпускается публично и становится доступной широкой публике для подачи заявок.
На каждую Программу может быть подано от двух до шестисот заявок, которые проходят строгий процесс отбора экспертными группами из 3-25 экспертов международного уровня. Критериями отбора служат научный уровень заявки, степень соответствия решению поставленных целей, уровню и качеству имеющихся у заявителя ресурсов и квалификации руководителя проекта.
В последнее десятилетие цель деятельности консультационной службы принимает более глобальный характер - это улучшение качества повседневной жизни людей и будущего нации. Сюда входит решение таких проблем как:
— улучшение сельскохозяйственной продуктивности;
— создание новых продуктов;
— защита животных и растений;
— забота о здоровье и питании человека;
— развитие детей, молодежи и института семьи;
— восстановление сельских общин.
Всё это осуществляется через обширную
сеть федеральных, региональных, окружных консультационных офисов. В этих офисах преподаватели-консультанты и другие сотрудники отвечают на возникающие запросы, проводят семинары и другие образовательные мероприятия. Любой желающий может подключиться к этой системе, кстати, существующей уже 90 лет, через свой ближайший консультационный пункт, который дает ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы путем учебных материалов (печатных, видео, CD-дисков), веб-информации на сайтах, по телефону и другими средствами.
Численность сети локальных консультационных офисов велика - порядка нескольких тысяч, поскольку консультационная служба каждого «land-grant» университета во всех штатах имеет локальные консультационные офисы во всех округах (графствах) штата. Иногда местные консультационные офисы обслуживают несколько округов, все они имеют свои сайты. В этих отделениях работают один или несколько специалистов, которые оказывают полезную, практичную и научно-обоснованную консультацию для сельхозпроизводителей, владельцев малого бизнеса, молодежи, и других потребителей в данных сельских районах и общинах всех размеров. Здесь же обратившийся в службу пользователь в случае необходимости может получить консультацию специалистов в головном офисе службы.
Рассмотрим, что представляет собой веб-информация аграрного профиля в США на сайте NIFA (http://www.nifa.usda.gov или http://www.csrees.usda.gov).
На главной странице сайта представлена страница новостей и несколько меню. Горизонтальное меню состоит из следующих пунктов: Главная страница, О нас, Гранты, Формы, Новости, Помощь.
Два вертикальных меню: левое меню позволяет осуществлять просмотр информации для отдельных групп аудитории сайта и по различной тематике. Среди групп аудитории сайта выступают обычные потребители, претенденты на гранты NIFA, правительственные органы, лица, подающие заявку на грант, средства массовой информации, малый бизнес, учащиеся и преподаватели.
Представленные темы:
• Сельскохозяйственные системы;
• Животноводств
• Биотехнология и генетика
• Экономика и общественное развитие
• Образование
• Охрана окружающей среды и природные ресурсы
• Семья, молодежь и сообщества
• Продовольствие, питание, здоровье
• Международное партнерство
• Борьба с вредителями
• Растениеводство
• Технологии и машиностроение.
Кроме того, в этом же меню есть возможность контекстного поиска по всем веб-материалам МБА. Это вертикальное меню присутствует на всех начальных страницах опций из горизонтального меню главной страницы сайта МБА.
В США практически финансирование всех научных исследований и внедрения по их применению в практику осуществляется в форме грантов различных видов. Поэтому на сайте №БА большое место уделяется информации о грантах.
В правом вертикальном меню главной страницы стоят ссылки на некоторые гранты, по которым пользователь попадает на развернутые страницы сайта по конкретному гранту. Кроме этого, здесь же расположены опции, позволяющие ознакомиться с требованиями к заявке на все гранты, базовой информацией о том, как оформить заявку, краткая информация о грантах и ссылки на базы данных по грантам. Более детальная информация о грантах находится в горизонтальном меню в пункте «Гранты». В левом вертикальном меню есть раздел «Быстрые Ссылки», по которым можно осуществлять быстрый поиск нужной информации (например: о локальных службах ИКС, вакансиях МБА, ее партнерах, штате МБА, программах, бюджете и т.п.) по сайту №БА и Министерства сельского хозяйства США.
В главном горизонтальном меню есть пункт «Формы». Здесь детально представлены все виды форм №РА: формы, заполняемые при подаче заявки на грант, отчетные формы по грантам и разные другие формы.
Здесь же на главной странице внизу расположены ссылки «Вопросы», «Комментарии», ссылки на правительственные сайты и их страницы, могущие заинтересовать посетителя сайта МБА.
Все тематические страницы имеют типовую структуру. Сначала идет краткий обзор о сути данной тематики, затем новости, касающиеся этой тематики, перечень программ, грантов и ещё ссылки на родственные программы.
На кооперативную сеть служб внедрения каждого из штатов можно выйти с сайта МБА
в меню «Быстрые ссылки» пункт «Местные офисы службы внедрения», где представлена карта США, разделенная на штаты и список ссылок на 51 штат и 6 заморских подконтрольных США территорий. Выбирая один из них, попадаешь на сайт службы консультирования и внедрения штата. На нем дается список ссылок на сайты всех местных офисов службы внедрения штата. Иногда несколько графств могут иметь один общий сайт службы внедрения. Количество сайтов местных служб внедрения штата составляет порядка 80-100 по числу графств в штате. В итоге по стране в целом количество сайтов служб внедрения достигает нескольких тысяч
Все сайты служб внедрения, как местные, так и штатов отличны друг от друга и крайне разнообразны. Несмотря на их отличия, почти все они имеют пункты в меню: О нас, Новости и события, Контакты, Поиск, Сотрудники, Часто задаваемые вопросы, Вакансии в службе внедрения, Спросите. В некоторых
штатах структура сайтов графств может быть одинакова. В большинстве сайтов есть опция «Публикации», где можно за небольшую цену (3-5 долл.) заказать нужную статью или брошюру. В то же время на многих сайтах режим поиска позволяет бесплатно скачивать интересующие потребителя статьи.
В итоге можно сделать вывод, что служба №БА в США выполняет функции, принадлежащие в России Академии сельскохозяйственных наук по постановке, формулированию и контролю над выполнением научной тематики для НИИ академии, только в более широкой области, захватывающей и все учебные университеты и колледжи. И одновременно эта служба консультирует и доводит результаты, полученные наукой до непосредственно заинтересованного потребителя. К сожалению эти две функции в России разделены.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПЛЕМЕННОГО ЖИВОТНОВОДСТВА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МОЛОКА: ОПЫТ ГЕРМАНИИ
Т.И. Грудкина, к.э.н., доц. Орловского государственного аграрного университета
Ключевым фактором повышения конкурентоспособности субъектов агробизнеса в молочном скотоводстве, способствующим оперативно принимать при необходимости тактические решения и разрабатывать стратегию в этой области, является использование ими возможностей современного уровня информатизации важных аспектов их деятельности, в том числе в сфере применения эффективного генетического материала, причем независимо от того, об отечественных или зарубежных хозяйствующих субъектах идет речь.
В вышеуказанном контексте интерес представляет опыт информатизации племенного животноводства в Германии. Фермеры Германии предоставляют к определенным датам в государственный орган в лице независимого Центра по сбору, хранению и обработке информации (далее Центр), расположенного в г. Мюнхен, точные данные о каждой голове крупного рогатого скота, в том числе коровах: возрасте, породе, родословной, общем количестве и т.д. Каждый фермер обязан в течение 7 дней электронной почтой или факсом предоставить в данный Центр данные о новорожденных телятах (дате рождения, поле теленка, родословной, в т.ч. матери, от кого семя, как проходили роды и т.д.). Центром каждому теленку присваивается номер, при этом марки-
ровка наносится на одно или два уха. Впоследствии осуществляется встречная проверка и перепроверка: нанесен ли номер, поставлен ли на учет теленок. При любом передвижении животных вся информация также должна поступать в Центр: если в течение 7 дней происходит перепродажа коровы, бойня, покупка новой коровы и т.д. Таким образом, государственный орган должен знать, где произведено каждое животное, кем произведено и т.д.
Каждую ферму один раз в год посещают два ветврача Государственной ветеринарной службы и осуществляют проверку всего поголовья, одна или две маркировки в ушах и т.д. При расхождении данных их проверки с изначально предоставленной фермером в Центр информацией, он лишается дотаций. Поэтому фермеры сами заинтересованы в собственном мониторинге этих данных до контроля государственными ветеринарными служащими. Обработанная информация из Центра поступает одновременно и фермеру (в одно касание), т. е. он получает подтверждение постановки животных на учет.
Информация о рождении теленка поступает и в специализирующуюся на осеменении (центр осеменения) фирму объединения Masterrind GmbH1, образованного в 2006 г. в результате слияния трех фирм, проработавших