-Economy and Business-
29
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Д.М. Матвеев, канд. экон. наук, доцент Д.В. Меняйкин, студент А.О. Таланова, студент
Новосибирский государственный аграрный университет (Россия, г. Новосибирск)
Аннотация. В данной статье рассмотрен опыт России и развитых Европейских стран в области поддержки технико-технологического переоснащения сельского хозяйства. Отдельное внимание в этой работе, отведено исследованию функционирования информационно-консультационных центров, которые существенно способствуют ускорению модернизации отрасли. На основе полученных результатов, авторами предложены мероприятия по повышению темпов технико-технологического переоснащения сельского хозяйства и его эффективности.
Ключевые слова: научно-технический прогресс, информационно-консультационные
центры, модернизация.
На сегодняшний день обеспечение эффективного производства невозможно без использования современных технологий. С каждым годом спрос на инновационную продукцию возрастает. Применение ресурсосберегающей техники, внедрение инновационных способов ведения хозяйства и управления, во многом определяют конкурентоспособность организации в современных рыночных условиях. Не смотря на постоянный рост государственной поддержки, сельское хозяйство России все ещё отстает от уровня развитых Европейских стран. Большинство отечественных сельхозтовапроизводителей не способны конкурировать с иностранными поставщиками. Выходом из этой ситуации может стать переход отрасли на новый технологический уклад с упором на внедрение инновационных технологий и оборудования.
В развитых странах мира в настоящее время реализуется 5-й технологический уклад, характеризующийся развитием нескольких базовых направлений в науке и промышленности: атомная энергетика,
микроэлектроника и информатика, биотехнология, генная инженерия животных, аэрокосмическая промышленность. При этом ряд учёных утверждает, что со 2-го десятилетия XXI века начинается новый виток развития технологий. Лидерами в
этом направлении стали такие промышленно-развитые страны как Япония, США, страны Западной Европы. Предположительно, становление 6-го технологического уклада в них будет продолжаться до конца 30-х годов текущего столетия.
В сельском хозяйстве технологический прогресс проявляется, в первую очередь, в области генной инженерии животных и растений. Одно из ведущих мест в организации и управлении производством займут микроэлектроника и информационные системы, которые уже активно используются в точном земледелии и животноводстве.
В рейтинге стран мира по уровню инновационных возможностей и результатов лидирует Швейцария, затем Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды, Соединенные Штаты, Сингапур, Дания, Люксембург и Гонконг. Они занимают сильные позиции в таких областях, как инновационная инфраструктура (включая информационно-коммуникационную технологию), уровень развития бизнеса (показатели: работники умственного труда,
взаимосвязи между инновациями и освоение знаний) и результаты инновационной деятельности. Россия заняла 49 место в общем рейтинге. Её преимущества связаны с качеством человеческого капитала
Journal of Economy and Business, vol. 3
30
-Economy and Business-
(30 место), развитием бизнеса (43), развитием знаний и технологий (34). Показатели развития инфраструктуры остаются на среднем уровне (51 место). Мешают развитию инноваций несовершенные инсти-
туты (88 место), низкие показатели результатов творческой деятельности (72) и развития внутреннего рынка (111) (табл. 2) [2].
Таблица 1. Рейтинг стран мира по Индексу инноваций 2014 года The Global Innovation Index 2014.62 [3].______________________________________________________________
Рейтинг Страна Индекс
1 Швейцария 64.8
2 Великобритания 62.4
3 Швеция 62.3
4 Финляндия 60.7
5 Нидерланды 60.6
6 Соединенные Штаты Америки 60.1
7 Сингапур 59.2
8 Дания 57.5
9 Люксембург 56.9
49 Россия 39.1
По объему финансирования НИОКР можно выделить пять ведущих стран мира - США, Япония, Китай, Германия, Франция. Россия по этому показателю существенно отстает от стран ведущей пятерки: он составляет всего 6 % от уровня затрат США и 23 % - от уровня Китая.
В силу затяжных реформ и общего упадка Российской экономики сельского хозяйства и страны в целом, последние достижения мировой и отечественной аграрной науки начали осваиваться сравнительно недавно. В качестве основных но-ватов выступают сельхозтоваропроизводители обладающие определённой финансовой стабильностью и конкурентоспособностью на продовольственном рынке. В основном это организация относящиеся к подотраслям птицеводства и свиноводства. В некоторых случаях это хозяйства, имеющие зерновую и мясо-молочную специализацию. Одним из способов сокращения этого отставания и ускорения модернизации отрасли может стать развитие сети информационно-консультационных центров (ИКЦ). Её развитие получило свой толчок в 1994 г. К 2000 г., на районном уровне, было создано 227 информационно-консультационных центров. Основной целью их функционирования было
оказание помощи сельскохозяйственным производителям в решении производственных проблем, в том числе связанных с реализацией и внедрением инноваций.
На современном этапе система информационно-консультационных центров должна выполнять следующие функции:
1. Информационная. Заключается в предоставлении необходимой информации сельскохозяйственным производителям и другим заинтересованным лицам по эффективному способу ведения хозяйства, новых технологиям, уровню цен, возможности получения субсидий и т.д.
2. Обучающая. Опирается на привлечение заинтересованной аудитории к обучающим семинарам и показательным работам, которые проводятся не только консультантами, но и ведущими учеными на базе опытных хозяйств.
3. Инновационная. Обеспечивает быстрый и эффективный переход инноваций от научных организаций до сельскохозяйственных организаций.
В настоящее время количество районных информационно-консультационных центров увеличилось практически в 2 раза и составило 465 шт., наибольшее их количество сосредоточено в Центральном фе-
Journal of Economy and Business, vol.3
-Economy and Business-
31
деральном округе - 132 шт., в Сибирском - 95 шт., Приволжском - 88 шт. (табл. 2)
Таблица 2. Формирование сети муниципальных (районных) информационноконсультационных центров.__________________________________________________
Субъекты Российской Федерации Количество районных ИКС
Центральный федеральный округ 132
Северо-западный федеральный округ 9
Приволжский федеральный округ 88
Южный федеральный округ 77
Уральский федеральный округ 26
Сибирский федеральный округ 95
Дальневосточный федеральный округ 38
Российская Федерация - всего 465
Значительный вклад в увеличение числа районных ИКЦ внесла реализация мероприятий по развитию информационноконсультационного обслуживания в сельской местности. Их общий объем финансирования за 2003-2013 гг. составил 198,5 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 101,3 млн, бюджетов субъектов Федерации - 92,1 млн, внебюджетных источников - 5,1 млн руб. В ходе реализации мероприятий в сельской местности в 2003-2013 гг. было создано и открыто 262 информационноконсультационных центра, что превышает плановый показатель на 55% [1,2]. Не смотря на значительную государственную поддержку и развитие системы аграрного консультирования, инновационные разработки осваиваются низкими темпами. Наибольшую активность в выполнении НИОКР проявляют НИИ и ВУЗы аграрного профиля, но из-за неэффективного механизма продвижения инноваций они не получают широкого распространения. Одной из наиболее развитых систем сельскохозяйственного консультирования является Кооперативная служба экстеншен в США, созданная для обслуживания фермеров за счет объединения университетской науки и компьютерных средств коммуникации. Она была основана в 1862 г. в рамках принятого закона об организации науки, сельскохозяйственного образования и распространения знаний среди фермеров. В результате реорганизации мини- стерства сельского хозяйстве в 1994 г. была создана «кооперативная служба исследований, образования и «экстеншен» в Штатах». Основными целями её создания являются: - создание базы знаний, которая способствует решению текущих и потенциальных проблем сельского хозяйства; - создание эффективного механизма передачи знаний и технологий от научноисследовательских организаций до хозяйствующих субъектов; - создание динамичной и интерактивной коммуникационной сети, которая связывает отдельных лиц, организации, университеты и штаты. Данная служба существует на основе партнерства с 74 университетами в штатах, 130 сельскохозяйственными училищами, 59 опытными станциям, 63 школами лесоводства, 27 ветеринарными техникумами и с 3150 районными администрациями графств на всей территории страны. Разработкой и созданием инноваций занимаются ученые и специалисты ведущих университетов, взаимоотношения которых с министерством сельского хозяйства США определяются контрактами. Также, работа с фермерами ведется через офисы экстеншен, которые имеются почти в каждом районе штата. На федеральном уровне министерство сельского хозяйства заключает контракт с университетом штата. Университет при-
Journal of Economy and Business, vol. 3
32
-Economy and Business-
нимает на себя обязательство организовать службу экстеншен на территории данного штата. В свою очередь министерство обязуется предоставлять университету федеральные средства, выделенные штату на эти цели.
Финансирование системы экстеншен осуществляется из Федерального правительством, Правительством штата и администрации графств. В 2010 г. на эти цели было потрачено около 1 млрд. долларов США, в т.ч. из федерального бюджета 495 млн, бюджета штатов - 500 млн долл США.
Другой страной с эффективным механизмом доведения научно-технических разработок до потребителей является Япония. Это одна из стран с развитым аграрным сектором экономики, которая прошла свой путь преобразования сельского хозяйства. Практически до середины XX в. в ней преобладал ручной труд, и использовались морально устаревшие технологии производства. Его развитие и наращивание объёмов производства основывалось на экстенсивном направлении. Проведение земельной реформы в 1946-1949 гг., в ходе которой земля была передана фермерам, работавшим на ней, положило начало стремительному росту экономической эффективности и валового продукта отрасли за счёт освоения последних достижений НТП.
Значительный отток трудовых ресурсов из сельской местности, вследствие бурного развития промышленности, потребовал механизации наиболее трудоёмких технологический операций и повышения производительности труда. Рост городского населения и уровня их доходов обеспечивали стабильный рост потребления продукции сельского хозяйства и рост цен на неё.
Не последняя роль в развитии НТП в сельском хозяйстве Японии отводится государственной поддержке и кредитным кооперативам, обеспечивающим сельхозтоваропроизводителей доступными финансовыми ресурсами. При этом наибольшее значение оказало выделение целевых кредитов на освоение инноваций, на льготных условиях.
Важное значение, в техникотехнологической модернизации отрасли, имело расширение и углубление научноисследовательской деятельности в сельском хозяйстве. В этот период в Японии начинается активная разработка средств механизации отвечающих требованиям производства. Использование импортной техники носило весьма ограниченный характер, в силу особенностей ландшафта на которых располагаются сельскохозяйственный угодья и небольших земельных наделов фермеров. Развитие аграрной науки дало новые сорта сельскохозяйственных культур, устойчивых ко многим заболеваниям и вредителям, обладающих более высокой урожайностью и качественными характеристиками продукции. В 60х годах организовано семеноводство и племенное дело.
Рост механизации и наукоёмкости производства способствовал повышению профессиональной грамотности работников сельского хозяйства в ходе специального обучения и самообразования.
Существенный вклад в развитие НТП внесла обширная сеть частных и государственных организаций, специализирующихся на продвижении инноваций до конечных потребителей. Ведётся активная пропаганда положительного опыта внедрения инноваций и обучение работников сельского хозяйства новым технологиям производства.
Установление тесных взаимоотношений между префектурными опытными станциями, работниками, специализирующимися на распространении инноваций, и сельхозтоваропроизводителями, позволило существенно сократить период диффузии научно-технических достижений в отрасли. К примеру, в овощеводстве закрытого грунта новшества внедрялись примерно в 30% хозяйств ещё до их официальной публикации. В течение следующих 2-х лет, количество хозяйств использующих новшества, удваивалось. В течение 3-го года, они внедрялись в остальных. Средний период диффузии инноваций после их публикации и рекомендации к внедрению, составлял 3-4 года. Такой результат превы-
Journal of Economy and Business, vol.3
-Economy and Business-
33
шал показатели США и стран Западной Европы в 1,5 раза, СССР - в 2 раза [5].
В настоящее время большинство сельхозтоваропроизводителей Японии применяют в производственном процессе только селекционные сорта растений, высокопродуктивные породы животных и современные технологии. Под элитными сортовыми семенами риса занято до 95% его общей посевной площади, сои - 70%, чайными кустами - 58%. По разным оценкам до 90% овощей закрытого грунта составляют гибридные сорта. Сегодня, Япония занимает первое место в мире по использованию химических средств защиты растений, в то время как до реформы они не использовались вовсе.
Среди Европейских стран наиболее эффективную систему сельскохозяйственного консультирования имеет Дания. В отличии от Российской, она существует уже много лет, первый закон о субсидиях на содержание консультантов был принят в 1887 г. Дальнейшее её развитие проходило при непрерывном участии и поддержки государства.
Консультационная служба в Дании существует на базе фермерских союзов, поэтому они являются как клиентами службы, так и её учредителями. Фермеры сами формируют направления работы и стратегию консультационной службы. При этом идет постоянная конкуренция между ИКЦ за клиентов и самих консультантов. Стоит также отметить, что с 2003 г. датская консультационная служба находится практически на самообеспечении.
Местный консультационный центр обслуживает от 500 до 2000 фермерских хозяйств, и имеют больше 50 сотрудников. В крупных центрах весь аппарат разделен на отделы (растениеводство, животноводство и т.д.), что позволяет вести точечную инновационную деятельность.
Оплата самих консультантов почасовая. Фермеры вносят годовую оплату, которая зависит от площади и объемов производства. Как показывает статистика, 77 % фермеров крупных хозяйств с площадью пашни более 100 га и выше прибегают к
услугам ИКЦ. В свою очередь численность таких фермеров, чьи угодья составляют менее 10 га, составляю лишь 22%.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что в ряде европейских и азиатских стран сформирован эффективный механизм разработки и внедрения научно-технических достижений в сельском хозяйстве. Россия же, в этом направлении, является фактически неконкурентоспособной. Не смотря на значительные государственную поддержку создания информационно-консультационных центров, они не дали ожидаемого результата по причине низкой заинтересованности ученых и отсутствия свободных финансовых ресурсов у сельхозтоваропроизводителей [6].
Решение данной проблемы сводится к следующим направлениям:
1) формирование кадрового состава служб информационного консультирования. Следует обратить внимание на опыт ведущих зарубежных стран в этом вопросе, в которых такие службы создаются на базе ВУЗов, что позволяет нанимать в штат ведущих ученых-практиков
2) Создание культуры сотрудничества с сельскохозяйственных производителей со специалистами ИКЦ, а также пропаганде инновационного развития. Для этого наиболее крупные хозяйства целесообразно использоваться в качестве опытных площадок и на их базе проводить обучение специалистов из соседних регионов
Основной проблемой системы консультирования в России является то, что государство рассматривает только экстенсивный путь их развития, не обращая внимания на качество. Выходом из сложившейся ситуации может быть ликвидация неэффективных и малоэффективных консультационных центров, что позволит перенаправить освободившиеся финансовые ресурсы на развитие перспективных. Для этого необходимо разработать показатели эффективности деятельности ИКЦ и диверсифицировать их по регионам из-за существенных различий в природноклиматических условиях.
Journal of Economy and Business, vol. 3
34
-Economy and Business-
Библиографический список
1. Колотов Л.С. Организация оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям. Методические рекомендации - М.: ФГОУ РАКО АПК, 2009, - 133 с.
2. Итоги реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» за 2003-2013 гг.: информ. издание. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014. - 154 с
3. Исследование INSEAD: Глобальный индекс инноваций 2014 года. [Электронный
ресурс] // Центр гумани-тарных технологий. — 2014.07.18. URL:
http://gtmarket.ru/news/2014/07/18/6841
4. Матвеев Д.М. Роль консалтинговой деятельности в технико-технологическом переоснащении сельского хозяйства/А.Т. Стадник, Д.М. Матвеев, М.Г. Крохта, П.П. Холодов; Новосиб. гос. аграр. ун-т. -Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2013. -200 с.
5. Матвеев Д.М. Эволюция научно-технического прогресса в сельском хозяйстве / Матвеев Д.М. // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2015. № 2. C. 33-38
6. Меняйкин Д.В. Основные направления государственной инвестиционной политики в рамках повышения темпов технико-технологического переоснащения сельского хозяйства/ Матвеев Д.М., Меняйкин Д.В., Таланова А.О. // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3 (52-3). С. 92-95.
INFORMATION AND ADVISORY ACTIVITIES AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS IN AGRICULTURE
DM Matveev, candidate of economic sciences, associate professor
DV Menyaykin, student
AO Talanov, student
Novosibirsk state agrarian university
(Russia, Novosibirsk)
Abstract. This article describes the experience of Russia and the developed European countries in support of technical and technological re-equipment of agriculture. Special attention in this work, devoted to the study of the functioning of the information and advice centers, which significantly contribute to the acceleration of the modernization of the industry. Based on these results, the authors suggested measures to increase the pace of technical and technological reequipment of agriculture and its efficiency.
Keywords: scientific and technological progress, information and counseling centers, modernization.
Journal of Economy and Business, vol.3