Научная статья на тему 'Модернизация региональной инфраструктуры развития сельского хозяйства'

Модернизация региональной инфраструктуры развития сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
495
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / INFRASTRUCTURE / AGRICULTURE / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Наталия Константиновна, Кондрашова Инна Сергеевна, Бурмистрова Алевтина Анатольевна

Рассматривается современное состояние региональной инфраструктуры агропромышленного комплекса. Приводятся основные направления модернизации инфраструктуры развития сельского хозяйства, включающие формирование интегрированной, технически оснащенной инженерной инфраструктуры; ввод новых ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий; реформирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на всех уровнях профессионального образования; организацию региональных служб сельскохозяйственного консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF REGIONAL INFRASTRUCTURE OF AGRICULTURE DEVELOPMENT

The current state of the regional infrastructure of agriculture is considered. The main directions of modernization of infrastructure of agriculture development are given: the formation of an integrated, technically equipped engineering infrastructure, the introduction of new resource-saving, environmentally friendly technologies, reforming the system of training, retraining and professional development of shots at all levels of professional education; organization of regional services of agricultural consultation.

Текст научной работы на тему «Модернизация региональной инфраструктуры развития сельского хозяйства»

УДК 332.122:338.43

МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

© Наталия Константиновна РОДИОНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: nk_rodionova@mail.ru © Инна Сергеевна КОНДРАШОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: is_kondrashova@mail.ru © Алевтина Анатольевна БУРМИСТРОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: alev.bu@yandex.ru

Рассматривается современное состояние региональной инфраструктуры агропромышленного комплекса. Приводятся основные направления модернизации инфраструктуры развития сельского хозяйства, включающие формирование интегрированной, технически оснащенной инженерной инфраструктуры; ввод новых ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий; реформирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на всех уровнях профессионального образования; организацию региональных служб сельскохозяйственного консультирования.

Ключевые слова: инфраструктура; сельское хозяйство; модернизация.

В последние годы перед нашей страной остро встала проблема всесторонней модернизации, необходимость которой оказалась еще более наглядной в условиях разразившегося мирового кризиса. В ходе модернизации, как неоднократно отмечалось российским руководством, необходимо уйти от примитивного сырьевого хозяйства, сформировать созидательную экономику знаний,

создающую новые технологии, товары и услуги посредством эффективного использования имеющегося социально-экономического потенциала. В этом контексте одним из основных факторов регионального развития становится наличие и эффективное функционирование адаптированной к рыночным условиям производственной и социальной инфраструктуры. Создание рациональной

инфраструктуры регионального воспроизводства является основой повышения конкурентоспособности, обеспечения эффективной структуры занятости и социальной ориентации национального хозяйства.

Инфраструктура села в рыночной среде представляет собой совокупность социальных и экономических условий, обеспечивающих развитие всего производственного процесса. С другой стороны, ее можно представить в аспекте функционирования на уровне определенного территориально-экономического обособления [1].

Функции инфраструктуры села в условиях формирования рыночных отношений существенно изменились. Ранее относительно самостоятельные отрасли, в число которых входит и сельское хозяйство, превратились в звенья многоотраслевой агропромышленной системы, характеризующейся взаимопроникновением общих интересов, средств и методов хозяйствования, ориентированных на конечные цели в рамках новой воспроизводственно-хозяйственной системы агропромышленного комплекса. Отныне результаты каждой стадии воспроизводства принимают характер промежуточных товаров и товарных услуг, выступая факторами последующих стадий агропромышленного производства. Роль инфраструктуры здесь заключается в связывании воедино всего общественного производства, сокращая время производства и обращения и тем самым ускоряя оборот капитала. Таким образом, своевременное формирование инфраструктуры села - необходимое условие прибыльного функционирования всего процесса общественного воспроизводства не только отраслей сельского хозяйства, но и всего агропромышленного комплекса.

В настоящее время уровень обеспеченности сельского хозяйства объектами социальной, производственной и рыночной инфраструктуры остается крайне низким, что приводит к деградации российского села, и, как следствие, к нарушению и спаду воспроизводственных процессов в АПК [2]. Поэтому формирование и развитие инфраструктуры видится обязательным условием эффективного взаимодействия субъектов основного и вспомогательного производства, способствующим созданию общих предпосылок

роста и развития сельскохозяйственного производства.

К 2020 г. Россия способна поставить за рубеж более 40 млн т зерна, как минимум 170 тыс. т мяса птицы и 200 тыс. т мяса свинины - продукции с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, в ближайшее время экспорт объективно станет локомотивом отечественного сельского хозяйства. Это позволит не только укрепить позиции России на мировом сельскохозяйственном рынке, но и значительно повысить качество российской продукции, эффективность ведения сельскохозяйственного бизнеса, уровень доходов сельхозтоваропроизводителей [1].

Для гарантированного решения столь масштабных задач в долгосрочной перспективе усилия должны быть сконцентрированы на поддержке новых стратегически важных направлений - развитие инфраструктуры, логистики и переработки. Все они включены во второй этап Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг., разработанной Министерством сельского хозяйства РФ. Этот комплексный документ содержит четкие ориентиры для всех участников агро-продовольственного рынка на восьмилетний период, действенные механизмы поддержки аграрного производства и социального развития села.

Совершенствование инфраструктуры и логистики будет осуществляться за счет строительства и реконструкции мощностей по переработке, хранению и перевалке сельскохозяйственной продукции, увеличению пропускной способности логистической цепочки.

Очевидно, что развитие инфраструктуры внутреннего агропродовольственного рынка должно идти параллельно с развитием перерабатывающей отрасли. В связи с этим будет форсирована работа по строительству новых и реконструкции действующих перерабатывающих предприятий на основе инновационных технологий и современного оборудования. Основной механизм господдержки -выделение субсидированных кредитов на развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности [3].

Отечественный сельхозтоваропроизводитель не может эффективно функционировать без развитой структуры услуг на селе. В этих целях необходимо сформировать интег-

рированную, технически оснащенную инженерную инфраструктуру обслуживания агропромышленного производства, включающую в себя:

- службу машинно-технологического сервиса как в структуре агропромышленных товаропроизводителей, так и на межхозяйст-венном уровне;

- ремонтно-техническую базу;

- систему снабженческо-сбытового обеспечения;

- систему информационно-консультационного обслуживания (типа экстеншен-сервис) и бизнес-проектирования;

- систему транспортного обслуживания;

- систему агрохимического и мелиоративного сервиса;

- систему кадрового обеспечения и т. д.

Параллельно с модернизацией машиннотехнологической системы производства сельскохозяйственной продукции должно осуществляться и реформирование инфраструктуры, ввод новых ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, технологических процессов и оборудования для агрохимического, транспортного, технического обслуживания, ремонта машин и оборудования агропромышленных товаропроизводителей, обеспечивающих должный уровень охраны труда и техники безопасности [4].

Предусматривается и развитие сети фирменных технических центров машиностроительных предприятий (отечественных и зарубежных) по основным видам сложной техники как одного из важнейших элементов реструктуризации технического сервиса в сельском хозяйстве.

При этом важно обеспечить высокопроизводительное использование новой дорогостоящей техники, освоить на ее базе высокие технологии в растениеводстве и животноводстве. Наряду с формированием комплексномеханизированных высокопроизводительных первичных коллективов в сельскохозяйственных предприятиях, как показывает опыт, следует расширить сеть машинно-технологических станций (МТС) как товаропроизводителей нового типа, ведущих производство на базе интенсивных технологий и новой техники.

Через МТС можно получить достаточную массу прибыли в сельском хозяйстве в процессе расширяющегося производства на

базе новой техники, стимулируя этим производство в убыточных предприятиях отрасли.

Создание цивилизованной конкурентной среды на рынке технического сервиса позволит повысить качество, оперативность оказания разнообразных услуг, снизить стоимость. Для этого необходимо организовать различные по размерам и формам собственности сервисные службы по ремонту и техническому обслуживанию техники, ее прокату, аренде или выполнению работ по контракту, энергетическому сервису (электрификация, теплофикация, газификация и др.), транспортному сервису, материально-техническому снабжению, сбору, хранению и сбыту произведенной продукции.

Особо важно сформировать систему дилерства в АПК, имея в виду, что дилер - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее согласованное выполнение процессов реализации техники и поддержание ее работоспособности по заявкам агропромышленных товаропроизводителей.

Для реализации мероприятий по развитию инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса необходимо реформировать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на всех уровнях профессионального образования; осуществить корректировку профессиональных образовательных программ,

обеспечив более глубокое изучение прогрессивных технологий и техники для производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья; подготовить учебники нового поколения и обновить технологии теоретического и практического обучения кадров для инженерно-технической сферы, а также лабораторное оборудование аграрных образовательных учреждений.

В современных быстроменяющихся условиях многократно возрастает и значение информационной компоненты инновационного развития АПК, своевременного и качественного оповещения сельскохозяйственных производителей о новейших достижениях аграрной науки и возможностях их использования в практической деятельности на конкретной территории [5].

Примечательно, что в США еще в 1914 г. был принят закон Смита Левера о создании службы по распространению знаний и обучению фермеров передовым приемам и ме-

тодам организации аграрного производства (прообраза современной информационноконсультационной системы). Спустя 80 лет плодотворной работы в 1994 г. эта служба, подчиненная МСХ США, стала называться Кооперативной службой внедрения и в настоящее время охватывает все уровни управления аграрным производством. Ее основная функция - адаптация рекомендаций науки к местным природно-экономическим условиям - успешно выполняется, позволяя американским фермерам оперативно пользоваться новейшими научными достижениями с учетом специфики и особенностей данного сельскохозяйственного региона [6].

Мировой опыт свидетельствует, что распространение новшеств в аграрной сфере наиболее успешно осуществляется именно на основе организации региональных служб сельскохозяйственного консультирования,

взаимосвязанных с органами управления АПК, научными и учебными центрами, опытными и передовыми хозяйствами. Служба аграрного консультирования выступает, таким образом, связующим и передаточным звеном инновационной системы АПК, доводящим нововведения до конкретного товаропроизводителя на определенной сельской территории, существенно повышая тем самым его потенциальную конкурентоспособность.

Информационно-консультационная служба (ИКС) АПК является проводником аграрной политики региона и рассматривается как один из приоритетных механизмов внедрения научных разработок, новых технологий, передового опыта в практику сельхозтоваропроизводителей, доведения рыночной информации до потребителей.

В развитых странах длительное время действуют системы освоения результатов НИОКР в сельскохозяйственное производство, в основном, через сельские консультационные службы, которые являются связующим звеном между наукой и производство. Специалисты-консультанты в США, Англии и других странах трансформируют сложные научные разработки в простые рекомендации, формируют региональные центры по распространению сельскохозяйственных знаний, укомплектованные исследователями и специалистами по распространению знаний. Широкое распространение получили и

частные консультационные службы, например, фирмы-изготовители сельскохозяйственной техники. Такие фирмы выступают проводниками новых технических идей и способствуют освоению новой техники.

Таким образом, существующие информационно-консультационные центры можно рассматривать как необходимые элементы доведения, в первую очередь, информации по приоритетным и инновационным направлениям развития отрасли.

На сегодняшний день в системе информационно-консультационного обеспечения

сельского хозяйства в той или иной степени задействованы 209 научно-исследовательских институтов Россельхозакадемии, 59 вузов аграрной направленности, 47 ИТК Мин-сельхоза РФ, 64 региональных ИКС, более 700 предприятий технического сервиса, регионального машиностроения и других бизнес-структур [1].

Ими в совокупности отработана функция формирования информационных ресурсов, информационного мониторинга развития АПК. Основу этой работы составляют подготовка аналитических материалов для руководства Минсельхоза России, содержащих тенденции развития механизации и электрификации сельского хозяйства, сельских территорий, переработки сельскохозяйственной продукции. Ежегодно подготавливается свыше 200 аналитических обзоров, справок, сообщений, фактографических данных по новой технике. Подготовка аналитических материалов нацелена на выявление инноваций, их сопоставительный анализ с зарубежными достижениями, активное информирование о них научных и руководящих работников сельского хозяйства. Это позволяет своевременно инициировать новые разработки и проекты, направленные на развитие и повышение эффективности сельского хозяйства.

К перечню услуг информационноконсультационной помощи относятся:

- информация о технологических и технических инновациях;

- аналитическая оценка тенденций развития отраслей АПК с учетом зональных особенностей;

- консультации по развитию производства, использованию инноваций;

- подготовка инновационных проектов;

- разработка бизнес-планов;

- оказание помощи в получении кредита;

- оформление лизинга, субсидий;

- содействие в подготовке инвестиционного проекта и подборе инвестора;

- подбор партнеров по производству и сбыту продукции и др.

Одним из направлений модернизации рыночной инфраструктуры в региональном сельском хозяйстве выступает формирование фермерских рынков. Важнейшим направлением становления нынешней рыночной инфраструктуры сельского хозяйства является активное появление рынков сельскохозяйственной продукции как звеньев, осуществляющих кластеризацию ресурсного потенциала сельского хозяйства. В России работа рынков сельскохозяйственной продукции, в которой основными участниками выступают сами сельские товаропроизводители и сельские жители, которые еженедельно (как правило, в субботу) в средних городах и поселках реализуют произведенную продукцию, постепенно восстанавливается. И главная из этих особенностей - формирование рыночных отношений и рыночного механизма в экономике.

В то же время обобщение международной практики работы фермерских рынков за рубежом позволяет указать ряд принципиально новых направлений для развития аналогичных рынков в России. Дело в том, что существующие в России т. н. оптово-розничные рынки - слишком большие и их сложно контролировать. На них торгуют как те, кто закупает товар оптом и перепродает его в розницу, так и «просто бабушки», которые несут редиску со своего огорода. Другой важной проблемой менеджмента является то, что в отличие от западных фермерских рынков (в частности, в США), где контроль осуществляют в основном некоммерческие организации, в России контролирующим органом выступает государство в лице различных госорганов. Практика развитых индустриальных стран (Японии, США, Франции) указывает на то, что жить рядом с фермерскими рынками становится престижно. Причина -потребность в свежих овощах и фруктах, которую не могут удовлетворить супермаркеты. Кроме того, есть и социальная причина: потребность в общении. В супермаркете такое невозможно. Рынки следует организовы-

вать в местах, в прошлом находившихся в запустении. В США и КНР, не говоря уже о восточных странах (Иран, Турция, страны Ближнего Востока и даже Греция) в рынки вкладывают не просто как в коммерческий, а как в социальный проект, который сохраняет городскую культуру. Прямо на рынке проводятся также и культурные мероприятия в виде концертов мастеров искусств, а также соревнования по оценке качества национальных блюд и т. д.

На национальном уровне основное внимание уделено созданию т. н. общенациональных институтов и общенациональной рыночной инфраструктуры сельского хозяйства. Речь идет в первую очередь о создании таких рыночных институтов, как товарносырьевые биржи (сельскохозяйственной продукции). Биржи выступают важнейшим инструментом и механизмом, формирующим т. н. рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию. В то же время важными институтами рыночной инфраструктуры выступают ярмарки, выставки и т. п. сельскохозяйственной продукции. На ярмарках и на выставках заключаются, главным образом, договора между поставщиками продукции и потребителями. В этом ее возможно основная специфика и базовый ресурс, и поэтому многие процессы в ней происходят на региональном и субрегиональном уровне. Это свойство тем более верно в отношении к сельскому хозяйству России, растянувшемуся на девять часовых поясов и охватывающему несколько природно-климатических зон и территорий. Следует заметить, что такая система организации сельского хозяйства может быть признана эффективной лишь на определенном отрезке времени и в определенных условиях. Однако в условиях конкуренции на внешних и внутренних рынках она оказывается малопродуктивной, а то и вовсе неэффективной. Деятельность посреднических структур на региональном агропродук-товом рынке в основном связана с поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия из других областей. Преимущество посредников выражено в ускоренной поставке и реализации скоропортящегося товара, сокращении транспортных издержек, закупке как крупных, так и мелких партий товара, рекламном и информационном обеспечении [6].

Развитие современного сельского хозяйства невозможно без активного строительства кооперативных / сетевых структур. Формирование кооперационных сетей становится важнейшим направлением развития сельского хозяйства в условиях растущей конкуренции и дефицита ресурсов. Кроме того, важным условием развития сетевых технологий является процесс активного обмена капиталом различных отраслей и видов деятельности и, в первую очередь, проникновение крупного промышленного и финансового капитала в сельское хозяйство. Дело в том, что в условиях ограниченности ресурсов значительная часть хозяйств остается за пределами научного и технического прогресса. В этих условиях объединение в кооперативные союзы (разной конфигурации) для сельхозпредприятий и организаций становится своеобразным выбором выстоять в конкурентной борьбе.

Кроме инфраструктуры «макроэкономической» с ее магистралями федерального значения, портами, терминалами и т. д. существует инфраструктура, приближенная непосредственно к месту проживания каждого человека, в т. ч. и сельского жителя.

Сегодня ситуация такова, что основное внимание уделяется внедрению различных инноваций (что само по себе правильно), но при этом модернизация инфраструктуры, особенно в сельской местности, обеспечивается по остаточному принципу [7].

В этом легко убедиться, заглянув в «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Так, на мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности в 2008 г. заложен

1 млрд руб., в 2009 г. - 3 млрд. В масштабах такой огромной страны и в условиях, когда целый ряд регионов испытывает острую нехватку воды - это практически ничего. На газификацию сельской местности Программой предусмотрено в 2008 г. 1,2 млрд руб., в 2009 г. - 2,3 млрд, в 2010 г. - 2,9 млрд. И это в стране, являющейся крупнейшей газовой державой, но до настоящего времени охваченной газификацией в среднем не более чем на 40 % [2].

Важнейшим фактором развития села, безусловно, является наличие в нем доста-

точного количества работоспособной молодежи самой разной квалификации. Следовательно, необходимо создавать для нее не только рабочие места, но и обеспечивать достойные условия для проживания, всестороннего развития и досуга. Однако на социальное развитие села на 2008 г. в Программе заложено всего 600 млн руб., на 2009 г. -

2 млрд, на 2010 г. - 2,6 млрд и т. д. Это намного меньше, чем в одной Москве ежегодно затрачивается на высадку зеленых насаждений и цветов.

Таким образом, сегодня не приходится говорить о том, что в предстоящие пять лет состояние сельской инфраструктуры существенно улучшится. Россия единственная страна, где на развитие сельского хозяйства затрачивается чуть более 1 % бюджета, тогда как страны, входящие в ЕЭС, расходуют на эти цели не менее 7 % государственных ассигнований. Наши соседи на постсоветском пространстве направляют на поддержку своих АПК не менее 5 % бюджета, а если говорить о мировой практике, то в некоторых высокоразвитых странах этот показатель достигает 20 %.

Государством создаются различные венчурные фонды и другие структуры с многомиллиардным наполнением, которые нацелены на достаточно узкий круг задач и ограниченное количество задействованных людей, тогда как десятки миллионов жителей села пребывают практически в условиях полувековой давности.

Плачевна ситуация и с финансированием непосредственно сельских муниципальных образований. Возложив на них самые социально значимые обязанности, но отрезав от адекватных источников финансирования, их практически лишили возможностей выполнять свои функции без помощи региона, зачастую и без того небогатого. Нацпроект коснулся только отдельных направлений развития села, вопросы совершенствования инфраструктуры им практически не затронуты, и в результате она развивается далеко не теми темпами, которые сегодня необходимы.

В сельской местности сегодня происходит свертывание небольших больниц и концентрация медобслуживания в областных и районных центрах, удаленных от мест проживания основной массы сельских жителей. Тенденция укрупнения коснулась и сельских

школ, зачастую остававшихся последними очагами культурной и общественной жизни в небольших поселениях, люди и сами вынуждены перебираться в города, где их дети могут получать нормальное образование.

Предложенный как выход из этой ситуации вариант с доставкой детей школьными автобусами фактически вылился в разовую акцию, т. к. программа скоро заканчивается, поставленные автобусы оказались невысокого качества и через несколько лет начнут выходить из строя, а для их ремонта не окажется ни средств, ни технических возможностей. В результате придем к тому, что в большинстве небольших сел и деревень не будет ни школ, ни автобусов.

Если говорить о здравоохранении, то за ликвидацией сельских больниц и медпунктов стоит только одно: желание сэкономить. Понятно, что разветвленную сеть небольших лечебных учреждений, приближенных к пациентам, а потому разбросанных по огромной территории, содержать гораздо сложнее и накладнее, чем несколько крупных поликлиник. Но иначе проблему здоровья сельского населения решить невозможно. Поэтому государство обязано именно сегодня, сейчас проявлять полноценную заботу обо всех своих гражданах, где бы они ни проживали. Иначе наступление «светлого будущего» для многих из них окажется под большим вопросом.

дерации на период до 2020 года (Проект). иКЬ: http://www.mcx.ru. Загл. с экрана.

2. Рау В. Перспективные направления развития АПК // Фонд исторической перспективы. ЦКЪ: http://www.perspektivy.info. Загл. с экрана.

3. Фетюхина О.Н. Теоретические аспекты развития агропродовольственного рынка России в условиях глобализации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 7. ЦЯЬ: http://www. uecs.ru. Загл. с экрана.

4. Бурмистрова А.А., Родионова Н.К., Кондра-шова И. С. Проблемы технической и технологической модернизации агропромышленного комплекса России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.

5. Кожевникова Т.М., Бельченко О.А. Инновационное развитие сельского хозяйства в современных условиях // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 9.

6. Сиразетдинов И. С. Информационно-консультационное обеспечение как фактор развития предпринимательства в АПК // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. № 24. иКЬ: http://www.uecs.ru. Загл. с экрана.

7. Саяпин А.В., Кожевникова Т.М. Проблемы модернизации структуры сельского хозяйства в условиях вступления в ВТО // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 10.

1. Стратегия инновационного развития агро- Поступила в редакцию 27.06.2012 г.

промышленного комплекса Российской Фе-

UDC332.122:338.43

MODERNIZATION OF REGIONAL INFRASTRUCTURE OF AGRICULTURE DEVELOPMENT

Nataliya Konstantinovna RODIONOVA. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: nk_rodionova@mail.ru

Inna Sergeyevna KONDRASHOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: is_kondrashova@mail.ru

Alevtina Anatolyevna BURMISTROVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: alev.bu@yandex.ru

The current state of the regional infrastructure of agriculture is considered. The main directions of modernization of infrastructure of agriculture development are given: the formation of an integrated, technically equipped engineering infrastructure, the introduction of new resource-saving, environmentally friendly technologies, reforming the system of training, retraining and professional development of shots at all levels of professional education; organization of regional services of agricultural consultation.

Key words: infrastructure; agriculture; modernization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.