Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ ИРАНА'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ ИРАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ / ИРАН / НОР-ДЖУГА / ВЕБ-РЕСУРС / ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назарьян Илона Никитична

Переселение армян шахом Аббасом I в 1604 г. решающим образом отразилось на формировании крупной христианской группы Ирана. На протяжении XVII - XXI вв. армянская диаспора подвергалась влиянию политического курса центральной власти Ирана и за весь указанный период община имела главной необходимостью сохранение своей национальной идентичности. Так, например, победа Исламской революции 1978 - 1979 гг., подтолкнула представителей диаспоры армян и исламское правление к поиску компромиссов, которые позволили общине сохранить частично, либо в полной мере свою автономность. При этом армянское население Ирана, обладая высокой степенью организации и взаимодействия внутри диаспоры и связи с исторической Родиной, способствовало налаживанию всестороннего христианско-мусульманского взаимодействия. Данное исследование рассматривает социальную, культурную и политическую деятельность армянской диаспоры Ирана, привлекая в качестве средства изучения веб-ресурсы общины. Подобная форма работы выбрана не случайно, сеть «Интернет» в настоящее время открывает доступ к широкой базе информации, которая способствует увеличению исследовательского потенциала. В связи с данным фактором, важной задачей является разработка наиболее эффективных методов и форм использования веб-технологий. Исходя из этого, автор статьи уделила внимание анализу преимуществ и недостатков интернет-ресурсов в целом, затем была проведена работа над выявлением политики иранского правительства в отношении сети «Интернет». Решение указанных задач способствовало изучению веб-страниц, содержащих информацию непосредственно касающейся армянской диаспоры Ирана. Так путем «от общего к частному» удалось провести общий обзор развития армянской общины Ирана, выявить актуальные данные о формах деятельности и задачах диаспоры, оценить роль медиатехнологий в осуществлении коммуникации общины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION POSSIBILITIES OF INTERNET RESOURCES FOR STUDYING THE HISTORY OF THE ARMENIAN DIASPORA IN IRAN

The relocation of Armenians by Shah Abbas I in 1604 formed a large Christian group in Iran. During XVII - XXI centuries the Armenian diaspora of Iran was inluenced by the political course of the central government of Iran. Over the entire period of life in Iran, the Armenian community had a need to preserve its national identity. The victory of the Islamic Revolution of 1978-1979 forced the representatives of the Armenian Diaspora and the Islamic government to search for compromises. In consequence, the community retained its autonomy. The Armenian population of Iran has a high degree of internal organization and interaction with the historical Homeland, which contributes to Christian-Muslim cooperation in culture and economy. This study examines the social, cultural and political activities of the Armenian Diaspora in Iran, using the community's web resources as a means of studying, this form of work was not chosen by chance. The Internet currently provides access to a wide database of information that contributes to increasing research potential. In connection with this factor, an important task is to develop the most effective methods and forms of using web technologies. Based on this, the author of the article irst focused on the analysis of the advantages and disadvantages of Internet resources in general. Then, the work was carried out to identify the policy of the Iranian government regarding the Internet. The solution of these tasks made it possible to study web pages containing information directly related to the Armenian Diaspora of Iran. Thus, deductively it was possible to create a holistic picture of the development of the Armenian community of Iran, to identify relevant data on the forms of activity and tasks of the Diaspora, to assess the role of media technologies in the implementation of community communication.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ ИРАНА»

fr I

СКШУ

УДК 94(44/99)

DOI 10.37493/2409-1030.2021.3.7

И. Н. Назарьян

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ ИРАНА1

Переселение армян шахом Аббасом I в 1604 г. решающим образом отразилось на формировании крупной христианской группы Ирана. На протяжении XVII - XXI вв. армянская диаспора подвергалась влиянию политического курса центральной власти Ирана и за весь указанный период община имела главной необходимостью сохранение своей национальной идентичности. Так, например, победа Исламской революции 1978 - 1979 гг., подтолкнула представителей диаспоры армян и исламское правление к поиску компромиссов, которые позволили общине сохранить частично, либо в полной мере свою автономность. При этом армянское население Ирана, обладая высокой степенью организации и взаимодействия внутри диаспоры и связи с исторической Родиной, способствовало налаживанию всестороннего христианско-мусульманского взаимодействия.

Данное исследование рассматривает социальную, культурную и политическую деятельность армянской диаспоры Ирана, привлекая в качестве средства изучения веб-ресурсы общины. Подобная форма работы вы-

брана не случайно, сеть «Интернет» в настоящее время открывает доступ к широкой базе информации, которая способствует увеличению исследовательского потенциала. В связи с данным фактором, важной задачей является разработка наиболее эффективных методов и форм использования веб-технологий. Исходя из этого, автор статьи уделила внимание анализу преимуществ и недостатков интернет-ресурсов в целом, затем была проведена работа над выявлением политики иранского правительства в отношении сети «Интернет». Решение указанных задач способствовало изучению веб-страниц, содержащих информацию непосредственно касающейся армянской диаспоры Ирана.

Так путем «от общего к частному» удалось провести общий обзор развития армянской общины Ирана, выявить актуальные данные о формах деятельности и задачах диаспоры, оценить роль медиатехнологий в осуществлении коммуникации общины.

Ключевые слова: история армянской диаспоры, Иран, Нор-Джуга, веб-ресурс, интернет-источники.

Ilona Nazar'yan

INFORMATION POSSIBILITIES OF INTERNET RESOURCES FOR STUDYING THE HISTORY OF THE ARMENIAN DIASPORA IN IRAN

The relocation of Armenians by Shah Abbas I in 1604 formed a large Christian group in Iran. During XVII - XXI centuries the Armenian diaspora of Iran was influenced by the political course of the central government of Iran. Over the entire period of life in Iran, the Armenian community had a need to preserve its national identity. The victory of the Islamic Revolution of 1978-1979 forced the representatives of the Armenian Diaspora and the Islamic government to search for compromises. In consequence, the community retained its autonomy. The Armenian population of Iran has a high degree of internal organization and interaction with the historical Homeland, which contributes to ChristianMuslim cooperation in culture and economy.

This study examines the social, cultural and political activities of the Armenian Diaspora in Iran, using the community's web resources as a means of studying, this form of work was not chosen by chance. The Internet currently

Армянская диаспора в Иране имеет давнюю историю. В 1604 г шах Аббас I переселил большое количество армян с их родины на реке Аракс, где в пригороде Исфахана переселенцы основали Новую Джульфу (Нор-Джуга). Армяне стали основой внешней торговли Ирана и благодаря этому фактору армянам были предоставлены религиозные и культурные привилегии, в которых обычно отказывали другим немусульманским об-

provides access to a wide database of information that contributes to increasing research potential. In connection with this factor, an important task is to develop the most effective methods and forms of using web technologies. Based on this, the author of the article first focused on the analysis of the advantages and disadvantages of Internet resources in general. Then, the work was carried out to identify the policy of the Iranian government regarding the Internet. The solution of these tasks made it possible to study web pages containing information directly related to the Armenian Diaspora of Iran.

Thus, deductively it was possible to create a holistic picture of the development of the Armenian community of Iran, to identify relevant data on the forms of activity and tasks of the Diaspora, to assess the role of media technologies in the implementation of community communication.

Key words: history of the Armenian diaspora, Iran, Nor-Jugha, web resource, internet sources.

щинам. Мусульманам было запрещено селиться в Новой Джульфе, что сделало пригород Исфахана фактически государством в государстве, где христиане могли уклоняться от исламских законов, применяемых в других местах Ирана.

На протяжении XVIII - XX вв. развитие и укрепление армянской диаспоры Ирана зависело от политического курса иранских правителей. Для середины XIX в. становится характерным

1 Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН, № гр. Проекта АААА-А19-119011190185-9

открытие в Иране армянских школ и появление армянской периодической печати, начинается укрепление позиций армянской общины в Тегеране. Активизация роли армянской общины в политике Ирана началась в городе Тебризе, где вела деятельность «Армянская революционная федерация» и действовала «Ассоциация армянских женщин Тебриза». Во время правления Реза-шаха Пехлеви 1925-1941 гг. был введен запрет преподавания на армянском языке, в связи с этим возникла необходимость сохранения своей национальной идентичности путем политического участия под влиянием Дашнацутюн. Новый виток возрождения армянской диаспоры в Иране начался, когда власть сосредоточилась в руках Мохаммеда Пехлеви. Возродился интерес к армянской культуре, в университете Исфахана была открыта программа по изучению армянского языка и истории.

Взаимодействие армянской диаспоры с центральной властью Ирана с момента победы Исламской революции 1979 г по настоящее время можно охарактеризовать как период поиска компромисса в культурной и в религиозной сфере.

По рассмотренному пласту историографии, можно сделать вывод, что научное изучение армянской общины Ирана началось с 1970-х гг. Классификация исследований включает в себя проработку религиозных, культурных, политических процессов. Можно отдельно отметить изучение Новой Джульфы как центра армянской жизни в Иране: данной теме уделил внимание Вазкен Гугассян в монографии «Возникновение Армянской епархии Новой Джульфы в XVII веке» [21], которая является комплексным исследованием не только религиозной деятельности диаспоры, но и начального этапа расселения армян в пригороде Исфахана. Стоит также выделить диссертации отечественных исследователей по общине армян Новой Джульфы: Родионовой Е. М. «История развития армяно-иранских этнокультурных связей в XVII веке» [9], Степаняна А. В. «Роль армян Новой Джуги в русско-иранских культурных взаимоотношениях (XVII - XVIII вв.)» [10], Хачикян Ш.Л. «Армянское купечество Новой Джульфы и его роль в армяно-русских торговых отношениях (XVII - XVIII вв.)» [12]. В этих работах отражена важная роль армянской общины Новой Джульфа в укреплении торговых отношений между Востоком и Западом, связи мусульманского мира с христианским.

Сборник «Армяне Ирана: парадоксальная роль меньшинства в доминирующей культуре; статьи и документы» под редакцией Косро Чакери [18], материалы сборника содержат в себе информацию о формировании и деятельности армянской диаспоры на протяжении XIX - XX веков истории Ирана и дают целостное преставление о взаимодействии двух культур.

По периоду XX в. исследование Ури Бербери-ан «Армяне и Конституционная революция в Иране 1905 - 1911 годов: Любовь к свободе не имеет Отечества» [16], где ставится акцент на политической активности армянской диаспоры на территории Восточного Азербайджана, которая в последующем определит недоверительное отношение власти Ирана по отношению к армянской общине.

Сложное взаимодействие в середине XX в. между армянской диаспорой и шахским правлением раскрывает обзорная статья Васико Папава «Иранские армяне в период династии Пехлеви» [7].

Барри Джеймс в своей монографии «Армянские христиане в Иране: этническая принадлежность, религия и идентичность в Исламской Республике» [24] исследует армянскую диаспору после победы Исламской революции в Иране, раскрывая отношения армянской общины и исламским режимом после победы революции 1979 г. и связи диаспоры с исторической Родиной.

Переселение армян в Иран и создание Новой Джульфы стало значительным периодом в армянской истории и нашло отражение в источниках того времени трудах хронистов и путешественников, к которым мы сегодня имеем доступ. В первую очередь это сочинение Аракела Те-бризского (Даврижеци) «Книга историй» [3], оригинал которого был написан на армянском языке и издан в Амстердаме в 1669 г. Само переселение в Исфахан Аракел Даврижеци описывает как тягостное испытание и указывает категории армянского населения, которым оно давалось труднее. Из хроники возможно определить по каким причинам шах Аббас I стремился удержать армян под своим контролем. Имеются также свидетельства о притеснении христиан, причем не только со стороны персов, но и со стороны армян вероотступников. Аракел Тебризский дает емкие описания не только переселению, но и дальнейшей жизни армян и взаимодействия с персами в Новой Джульфе, соответственно затрагивая все области жизнедеятельности.

Заметки иностранных путешественников, таких как Томас Герберт «Путешествие по Персии (1627-1629)» [22] и Жан Шарден «Путешествия господина дворянина Шардена, в Персию и другие места Востока» [11], имеют несколько иную наполненность, в отличие от хроники Аракела Даврижеци, который с состраданием описывает трагичность переселения армян в Новую Джуль-фу. Английские и французские путешественники воспринимали Восток как нечто диковинное, и ставили перед собой задачу первичного сбора информации о стране. Поэтому в описаниях Томаса Герберта первого английского посла в Персию мы не находим упоминаний о трудностях взаимодействия армянского христианского меньшинства с персами мусульманами. Наоборот, Герберт подчеркивает зажиточность населения

гг I

СКШУ

Новой Джульфы, уважительного отношения шахской администрации к армянам. Такое же описание населения Новой Джульфы представлено в заметках французского путешественника Жана Шардена. Ценность европейских заметок состоит в полном описании политики, культуры, экономики крупных городов Персии, что предоставляет возможность выявить области жизнедеятельности, в которых было занято преимущественно армянское население.

Информация об армянах, проживающих на территории Персии в первой половине XIX века, содержится в воспоминаниях Бларамберга И. Ф. [2] российского посланника в Персию с 1837-1840 гг. Из источника мы узнаём о быте, роли армян в русско-персидской торговле и об антиармянской политике, проводимой Каджарами, получаем обширные сведения об армянах Тебриза, Тегерана, Бендер-Аббаса и численности армянского населения.

Армянская диаспора Ирана была вовлечена и в политику, активное проявление нашла в Конституционной революции 1905-1911 гг. Сведения об этом мы находим в периодической печати на армянском языке. Газеты «Дрошак» [1] и «Гахапар» [17], хотя их издательство не находилось на территории Ирана, незамедлительно освещали деятельность иранского отделения «Дашнакцутюн», таким образом представляя обзор политики Ирана и участия в ней армянских представителей.

Рассмотренные выше традиционные источники содержат большой пласт информации, но данный вид источников долгое время являлся труднодоступным и с момента появления сети «Интернет», возросла возможность повсеместно привлекать их к гуманитарным и социальным исследованиям. Теоретически «Интернет» - это открытый информационный ресурс, предоставляющий безграничную информационную сеть. Его открытая конструкция дает доступ к гораздо большему количеству информации, чем традиционные ресурсы. С появлением сети «Интернет» происходит расширение прикладных исследований в социальных и гуманитарных науках. Методология исследований, опирающихся на использование интернет-ресурсов, варьируется от общенаучных до специальных, характерно также применение междисциплинарного подхода.

Целью данного исследования является анализ веб-ресурсов как средства изучения социальной, культурной и политической деятельности армянской диаспоры Ирана. Для достижения указанной цели, необходимо:

1. Рассмотреть деятельность иранского правительства по отношению к сфере интернет-коммуникаций в целом и функционированию армянской общины на территории Ирана, в частности;

2. Выявить ресурсы, содержащие сведения о деятельности армянской диаспоре Ирана;

3. Категоризировать выявленные ресурсы и сделать анализ их содержания;

4. Оценить какую роль играют медиа технологии в объединении армянской общины Ирана.

Выделим новые возможности, которые предоставляет использование веб-ресурсов к исследованиям:

1. Привлечение ранее недоступных ценных источников информации и упрощение доступа к традиционным источникам: необходимые материалы появились на сайтах библиотек и архивов, страницах социальных сетей;

2. Анализ страниц социальных сетей, которые предоставляют доступ к повседневным обменам между участниками сообществ и генерируют данные по личным предпочтениям и мнениям пользователей;

3. Расширение возможностей проведения социологических опросов, так как Интернет предоставляет новые формы коммуникации с аудиторией: интерактивные анкеты, рассылка анкет электронными письмами необходимой социальной группе;

4. Упрощение взаимодействия исследователей, обмена информацией, обсуждения научных проблем, консультаций.

5. Поиск и просмотр фото-, видео-, аудиомате-риалов.

Используя интернет-ресурсы в качестве источника, необходимо учитывать, что в сегодняшних условиях веб-страницы являются наиболее доступными для исследования и предлагают широкую информационную сеть, имеет возможность прямого взаимодействия с интернет пользователями. Наряду с возможностями, которые предоставляют веб-ресурсы они имеют и ограничения (недостатки) - прежде всего, используемую информацию необходимо подвергать тщательной проверке, так как встречаются вбросы недостоверных сведений; не являются редкостью редактирование сведений на сайтах, а также блокировка сайтов, соответственно впоследствии можно столкнуться либо с потерей, либо с изменением содержания материалов. Стоит учитывать, что оцифрованные источники из архивов и библиотек, попадая на интернет-ресурс, теряют свою уникальность. Однако, традиционные информационные ресурсы в отличии от интернет-ресурсов не смогут предоставить возможность активной дистанционной коммуникации, оперативного получения актуальных сведений, вплоть до возможности слежения за событиями по онлайн-транс-ляции, когда исследователь становится прямым наблюдателем событий.

Интернет стал частью иранской культуры с середины 1990-х годов и позволил пользователям вести свои блоги, в которых блогеры поднимали вопросы, посвященные построению гражданского

общества, реализации либеральных реформ. Блоги повлияли на политическую культуру Ирана, позволив взглядам, выступающим против правящей партии, появляться в Интернете. Начало общественно-политическому блогингу на персидском языке было положено Хоссейном Дерахша-ном в 2001 году, его интернет-страница под названием «Редактор: я» побудила многих иранских активистов, студентов и журналистов реформистского крыла, живущих в Иране вести блоги.

Первыми использовать сеть «Интернет» для консолидации вокруг определенных идей стали использовать студенты. После внедрения информационно-коммуникационных технологий в университетах Ирана, они использовали Интернет для организации студенческих акций в поддержку протестов 2003 г., которые являются примером того, как антиправительственные силы в Иране эффективно использовали Интернет для мобилизации оппозиции и ее организации для публичных демонстраций. Затем, в течение нескольких месяцев после выборов 2009 г и протестов, последовавших за ними, иранское правительство постепенно усилило мониторинг активности граждан в Интернете. Во время первого срока президентства Махмуда Ахмадинежада 2005 - 2009 гг. в онлайн сети усилились действия политической оппозиции. Иранское правительство быстро пошло на ограничение свободы слова в Интернете [27, р. 67].

Оппозиционные протесты на выборах 2009 г сформировали у иранского правительства понимание блогов и социальных сетей как новой формы организации народных масс. Данный вывод, побудил власть к внедрению технологий мониторинга социальных сетей, замедлению работы Интернета во время крупных публичных мероприятий. Был принят «Закон о виртуальной преступности» [5] в мае 2009 г. и создана Комиссия по определению преступного контента [4], и позже, в 2012 г. сформирован Высший совет по киберпространству [13], который усилил контроль за онлайн-деятельностью.

Поэтому при изучении иранских интернет-ресурсов стоит учитывать усиление цензуры со стороны правительства и соответственно оценивать политическую ориентацию применяемых ресурсов. Повышение цензуры в онлайн пространстве иранскими властями прежде всего направлено на контроль оппозиционных настроений. Сайты национальных групп также подвергаются мониторингу со стороны правительственных ведомств.

История армянской общины в Иране позволяет сделать вывод о том, что с момента переселения в XVII в. армяне вносили значительный вклад в развитие культурной и экономической сферы Ирана. И сегодня армянская община в Иране существует как признанное конституцией этническое и религиозное меньшинство, имеет возможности для культурной, спортивной, поли-

тической и экономической деятельности. Важной целью общины остается сохранение национальной идентичности и привязанности к своей исторической родине.

Взаимодействие между этническими группами (диаспорами) и государством может быть до определенной степени разнонаправленным. Так, в отношениях между армянской диаспорой и иранским режимом можно проследить стремление армян сохранить свою автономию через язык, школы, религию и общинные центры вопреки политике исламского режима по ограничению свободы действий общины в культурной сфере. Этническое и религиозное разнообразие Ирана требует выстраивания общей государственной политики в отношении меньшинств с учетом их реакции. Понимание этого привело к тому, что конфронтационные действия режима 1980-х гг. постепенно сменились гибкими и менее жесткими методами в отношении армянской диаспоры. Иранские армяне стали конституционно признанным немусульманским меньшинством, по 13, 14, и 15 статьям конституции ИРИ [6], в связи с чем получили языковую, религиозную и культурную свободу. В настоящее время при изучении сайтов и страниц социальных сетей армянской диаспоры Ирана находим возможность просмотра веб-страниц на этническом языке группы, данный факт свидетельствует, что иранское правительство не пресекает использование армянского языка в виртуальном пространстве.

Среди веб-ресурсов по армянской диаспоре Ирана можно выделить следующие категории: группы социальных сетей «Facebook», «Twitter», «Youtube»; веб-страницы архивов, библиотек, социальных, политических и культурных организаций. Указанные ресурсы дают электронный доступ к письменным, кино- фото- фоно- документам. При этом письменные источники находящиеся на интернет-порталах можно разделить на:

• оцифрованные копии ранее напечатанных документов, которые зачастую загружаются в сеть Интернет в файловом формате и сохраняют сведения об авторе и издании оригинала;

• тексты, созданные на веб-сайтах, особенностью их является возможное отсутствие указания авторства и периода создания, поэтому требуют привлечения дополнительных материалов.

Интернет-ресурсы также предоставляют возможность использования гиперссылок, которые позволяют связать воедино данные с нескольких веб-страниц, что расширяет информационные сведения, содержащиеся в документе.

В первую очередь интерес представляют ресурсы, содержащие сведения о становлении организаций, находящихся в Новой Джульфе, так как она являлась главным центром формирова-

ГГI

СКШУ

ния армянской общины в результате переселения армян в XVII в. шахом Аббасом I. Так как церковь в жизни армян играет важную роль, первые библиотеки создавались при религиозных учреждениях. На данный момент армянское духовенство Ирана имеет цель сохранения исторической памяти, потому в фондах библиотек сохранились источники периода нового и новейшего времени, доступ к которым имеет через интернет-ресурсы и соответственно нацелены на широкий круг заинтересованных пользователей.

Веб-сайт библиотеки святого Нерсеса Шнора-ли [25] включает в себя художественную литературу, прессу, энциклопедии, графические материалы, отражающие жизнь армянской общины Ирана с XVII в. по настоящее время. Сложность работы состоит в недостаточной проработанности навигации по сайту. Сайт не дает описания всех своих фондов, предлагая лишь запрашивать конкретные материалы в поисковой строке. Помимо материалов, изданных в Иране, библиотека также включает в себя тексты, изданные в СССР и переведенные на армянский язык.

Следующим немаловажным ресурсом является веб-сайт Национальной резиденции Армянской Епархии Исфахана [28]. Он наполняется сведениями об истории армян Новой Джульфы, культурной, религиозной и общественной жизни общины Исфахана, имеет раздел, в котором размещается еженедельный вестник общины Новой Джульфы [26], а также религиозные материалы. Сайт носит новостной характер и подходит для изучения жизни общины в XXI в. Обе перечисленные веб-страницы имеют ссылки на свои группы в <^асеЬоок» в которых публикуют анонсы мероприятий, причем по комментариям на странице можно оценить личные отношения пользователей к публикациям, соответственно группы могут также играть роль источникового ресурса.

Армяне развивали книгопечатание в Иране с XVII в., соответственно практически сразу после переселения в Новую Джульфу [8, с. 310], но в последующем именно периодика общины займёт значительную роль в освещении деятельности диаспоры. С конца XIX в. среди армянского населения Ирана возникает потребность в создании периодического издания, отражающего политические инициативы общины, обусловлено это было необходимостью иметь армянского представителя в меджлисе (что и было достигнуто в результате Конституционной революции 1905-1911 гг.), а также возросшей активностью партии «Дашнак-цутюн». Данные факторы породили множество еженедельников, которые, по сути, сменяли друг друга, но до XXI в. сохранили свою деятельность лишь единицы. Таковой является газета «Алик» [14], которая выходит в свет уже более ста лет и была первым крупным периодическим изданием диаспоры, печатающимся на армянском языке.

В настоящее время газета имеет действующий сайт, он представляет интерес тем, что наполняется актуальными новостями армянской общины; Республики Армения; анализом стороны иранских армян конфликта в Нагорном Карабахе и политической жизни Ирана.

Армянское население Ирана имеет своей основной целью сохранение национальной идентичности, на этой цели базируется образовательная программа общинных школ. Для этого после Исламской революции 1979 г руководство диаспоры выступало за сохранение автономии учебных заведений общины, постреволюционное десятилетие прошло в попытке найти компромисс в сфере образования между общиной и исламским руководством. Армяне стремились сохранить школьные предметы необходимые подрастающему поколению общины - армянский язык, историю армянского народа и изучение христианской религии.

Анализ деятельности действующих армянских школ Ирана показал, что, подчиняясь министерству образования и воспитания Исламской Республики Иран, им удается проводить дополнительные занятия по армянскому языку, истории и религии. При изучении страницы «^асеЬоок» армянской школы для мальчиков, расположенной в Новой Джульфе «Катаринян» [20], было установлено, что основой концепции данного учебного заведения является патриотическое воспитание армянской молодежи. Но стоит также отметить, что мероприятия проводятся на персидском языке, такие, например, как семинар «Фальсификаторы истории», посвященный конфликту в Нагорном Карабахе.

В системе высшего образования Ирана имеются учреждения, занятые исследованием армянских вопросов. Таковым является институт Хур [23], в котором проводятся совещания, конференции, но основная деятельность заключается в переводе и издании книг по истории и культуре Армении и Геноциду армянского народа. Таким образом, исламское руководство не препятствует исследовательской деятельности армянской диаспоры.

Помимо политических партий и представителей от общины в меджлисе интересы армянской диаспоры в Иране продвигают и защищают общественные, культурные и спортивные организации. Целью первых армянских объединений, возникших в конце XIX в., являлась благотворительная помощь нуждающимся из общины. Позднее, затем с учетом изменения политической обстановки в Иране, расширялся круг вопросов, которые необходимо было решать внутри диаспоры. Имея широкий охват среди армянского населения Ирана, общественные организации ставят перед собой задачи материального обеспечения армянских учебных заведений; проведения национальных праздничных мероприятий; организацию

дней памяти жертв Геноцида армян 1915 г.; сохранения культурного наследия иранских армян, а также популяризация армянской культуры в целом в Иране. Значительна роль армян в развитии иранского общества, потому важной целью организаций диаспоры является сохранение двустороннего культурного сотрудничества с представителями иранской интеллигенции, в связи с чем, возникают различные совместные проекты, например, издание и перевод книг, содержащих сведения о тесном взаимодействии армянской общины и иранского общества.

Крупной действующей культурно-спортивной организацией армян в Иране является клуб «Арарат», он создан в середине XX в. в Тегеране, имеет обширную материальную базу (стадион, футбольную команду, помещения для проведения мероприятий). Анализ веб-страницы организации «Арарат» [15] показал, что деятельность сосредоточена на пропаганде спорта среди диаспоры, проведении научных и творческих форумов, постановке спектаклей по произведениям армянских авторов. Сайт организации полезен тем, что имеет наполнение актуальными новостями и включает в себя архивные сведения о деятельности клуба, которые позволяют воссоздать путь создания и развития клуба «Арарат».

Армянская диаспора Ирана имеет распределение по провинциям на севере и юге страны, что обуславливает потребность в непрерывном взаимодействии между общинами и связях с исторической родиной. В данном отношении веб-ресурсы могут выступать в качестве эффективного средства коммуникации, которое позволяет объединить группы, не имеющие возможность живого общения, и вовлечь в информационный обмен большее количество людей, что является весьма важным фактором при широкой рассеянности армянской диаспоры. Карантинные меры, вызванные пандемией COVID-19, подняли спрос на платформы, использующие технологии видеосвязи и интерактивной работы. Так, библиотека святого Нерсеса Шнорали города Исфахан информировала подписчиков своей страницы «Facebook» о проведении молодежной конференции в Матенадара-не [19], формат участия предполагал применение платформы «Zoom», соответственно представить

свои доклады в дистанционном режиме могли и армянские студенты из Ирана. Это в свою очередь позволяет сделать вывод о том, что использование виртуальных сетей способствует расширению культурного и научного обмена между Арменией и иранской армянской диаспорой. Указанные выше примеры, иллюстрируют возникший после пандемии COVID-19 переход в онлайн-взаимодействие, повлекший за собой увеличение базы интернет-источников, которые в свою очередь способствуют детальному анализу жизнедеятельности армянской диаспоры Ирана для исследователя находящегося за пределами изучаемого региона. Также расширяется доступ к использованию прямых видеотрансляций, позволяющих стать очевидцем происходящих событий и тем самым получить объективную информацию.

Рассмотренные особенности информации, опубликованный в веб-пространстве позволяют сделают вывод, что при наличии положительных сторон (упрощение доступа к данным, появление новых видов источников (форумы, блоги, он-лайн трансляции) имеет и свои минусы в виде ограничения интернет-ресурса как с точки зрения содержательной стороны (вбросы недостоверных сведений, потеря и изменение опубликованных материалов.). Анализируя веб-ресурсы необходимо также уточнять их принадлежность. Официальные сайты церковных, культурных, образовательных и общественных учреждений имеют своей целью отразить полноту своей работы в настоящем, а также описать историю своего формирования и развития, сведения на данных ресурсах ограничиваются родом деятельности организации и разделены по категориям, в них содержится наиболее объективная информация о мероприятиях проводимыми армянской диаспорой Ирана. Личные веб-страницы отражают взгляды пользователей на те или иные события, содержат предельно субъективные сведения, а также зачастую не имеют строго ограниченной тематики.

Так, использование веб-ресурсов, включающих в себя разнообразные виды письменных источников, позволяют провести полноценное исследование истории и деятельности армянской диаспоры, проживающей на территории Ирана.

Источники и литература

1. Веб-архив газеты «Дрошак» 1890 - 2021 гг. URL: http://tert.nla.am/mamul/Droshak-1890/Table.html (Дата обращения: 05.03.21). (на арм. яз.).

2. Бларамберг И.Ф. Воспоминания. М.: Наука, 1978. 357 с.

3. Даврижеци А. Книга историй. М.: Наука, 1973. 628 с.

4. Задачи и миссии комиссии по определению преступного контента. URL: https://www.cyberpolice.ir/abouts#vzayef (Дата обращения: 23.05.21). (на перс. яз.).

5. Закон о виртуальной преступности от 15.05.2009. URL: https://internet.ir/law.html (Дата обращения: 30.05.21). (на перс. яз.).

6. Конституция Исламской республики Иран от 24. 10. 1979 года (с учетом поправок, внесенных к Конституции ИРИ от 28.04.1989). URL: https://dlp.msrt.ir/file/download/regulation/1497687031-.pdf (Дата обращения: 07.02.21). (на перс. яз.).

fr I

СКШУ

7. Папава В. Иранские армяне в период династии Пехлеви (1925 - 1978) // Караван: электронный журнал. 2019. № 72. C. 99-130. URL: https://www.academia.edu/41600878/Электронный_журнал_КАРАВАН_72 (Дата обращения: 25.04.21).

8. Пигулевская Н. В., Якубовский А. Ю., и др. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1958. 391 с.

9. Родионова Е. М. История развития армяно-иранских этнокультурных связей в XVII веке: автореферат дис. ... канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 2010. 28 с.

10. Степанян А. В. Роль армян новой Джуги в русско-иранских культурных взаимоотношениях (XVII - XVIII вв.): автореферат дис. ... канд. ист. наук. Ереван, 1990. 18 с.

11. Шарден Ж. Путешествие Шевалье Шардена по Персии и другим странам Востока. М., 1937. 29 с.

12. Хачикян Ш. Л. Армянское купечество Новой Джульфы и его роль в армяно-русских торговых отношениях (XVII-XVIII вв.): дис. ... канд. ист. наук. Ереван, 1984. 166 с.

13. Цели и политика Высшего совета по киберпространству. URL: http://majazi.ir/general_content/76436-i»^-^^ia»^-4b-

(Дата обращения: 21.05.21). (на перс. яз.).

14. Alikonline. Веб-архив номеров газеты «Алик». URL: https://alikonline.ir/fa/news/pdf/item/3953-18-cjJM396-^fij»-^>-

(Дата обращения: 18.04.21). (на перс. яз.).

15. Araratorg. Официальный сайт организации «Арарат». URL: http://www.araratorg.org/ (Дата обращения: 03.05.21). (на перс. яз.).

16. Berberian Н. Armenians and the Iranian Constitutional Revolution of 1905-1911: «the Love for Freedom Has No Fatherland». Boulder, 2001. 226 р.

17. British Library. Архив газеты «Гахапар». 1894. № 1. URL: https://eap.bl.uk/archive-file/EAP613-2-3-16 (Дата обращения: 14.03.21). (на арм. яз.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Chaqueri C. The Armenians of Iran, The Paradoxical Role of a Minority in a Dominant Culture: Articles and Documents. Cambridge, 1998. 409 р.

19. Facebook. Информационное письмо «6-я молодежная конференция, посвященная 100-летию Геворга Абгаряна. Ереван 28 - 29 сентября 2020 г.». URL: https://www.facebook.com/library.newjulfa/posts/2839785269591288 (Дата обращения: 30.03.21). (на арм. яз.).

20. Facebook. Страница фейсбук армянской школы Катаринян. URL: https://www.facebook.com/Чшmшp^UhшU-Katarinian-1742486675977527/ (Дата обращения: 13.04.21). (на арм. яз.).

21. Ghougassian V. S. The emergence of the Armenian Diocese of New Julfa in the seventeenth century. Atlanta, 1998. 326 p.

22. Herbert T. Travels in Persia 1627 - 1629. London, 1928. 122 p. URL: https://archive.org/details/in.gov.ignca.33664 (Дата обращения: 12.03.21).

23. Hoosk. Официальный сайт института перевода и исследований Хур. URL: https://hoosk.ir/ (Дата обращения: 17.05.21). (на перс. яз.).

24. James B. Armenian Christians in Iran: Ethnicity, Religion, and Identity in the Islamic Republic. Cambridge, 2019. 312 p.

25. Lib.norjugha. Официальный сайт библиотеки святого Нерсеса Шнорали. URL: http://lib.norjugha.ir/opac/ (Дата обращения: 23.01.21). (на перс.яз.).

26. Norjugha. Веб-архив вестника армянской общины «Нор-Джуга». URL: http://www.norjugha.ir/mhqt^mnL.html (Дата обращения: 13.02.21.). (на арм. яз.).

27. Parviz B., Kamal H. Access to information and rights of withdrawal in Internet contracts in Iran: The legal challenges // Computer Law and Security Review. 2015. Vol. 31. P. 59 - 83.

28. Vank. Официальный Сайт Национальной резиденции Армянской Епархии Исфахана URL: http://www.vank.ir/ (Дата обращения: 27.01.21). (на перс. яз.).

References

1. Veb-arkhiv gazety «Droshak» (Archive of the newspaper «Droshak») 1890-2021 гг. URL: http://tert.nla.am/mamul/ Droshak-1890/Table.html (Accessed: 05.03.21). (In Armenian).

2. Blaramberg I.F. Vospominaniya (Memories). M.: Nauka, 1978. 357 p. (In Russian).

3. Davrizhetsi A. Kniga istorii (The Book of Stories). M.: Nauka, 1973. 628 p. (In Russian).

4. Zadachi i missii komissii po opredeleniyu prestupnogo kontenta (Tasks and missions of the Commission for the definition of criminal content). URL: https://www.cyberpolice.ir/abouts#vzayef (Accessed: 23.05.21). (In Persian).

5. Zakon o virtual'noi prestupnosti ot 15.05.2009 (The law on virtual crime of 15.05.2009). URL: https://internet.ir/law.html (Accessed: 30.05.21). (In Persian).

6. Konstitutsiya Islamskoi respubliki Iran ot 24. 10. 1979 goda (s uchetom popravok, vnesennykh k Konstitutsii IRI ot 28.04.1989) (The Constitution of the Islamic Republic of Iran of 24.10. 1979 (with the amendments made to the Constitution of Iran of 28.04.1989)). URL: https://dlp.msrt.ir/file/download/regulation/1497687031-.pdf (Accessed: 07.02.21). (In Persian).

7. Papava V. Iranskie armyane v period dinastii Pekhlevi (1925 - 1978) (Iranian Armenians during the Pahlavi Dynasty (1925-1978)) // Karavan: elektronnyi zhurnal. 2019. № 72. P. 99 - 130. URL: httpsV/www.academia.edu/41600878/Элек-тронный_журнал_КАРАВАН_72 (Accessed: 25.04.21). (In Russian).

8. Pigulevskaya N.V., Yakubovskii A.Yu., i dr. Istoriya Irana s drevneishikh vremen do kontsa XVIII veka (The history of Iran from ancient times to the end of the XVIII century). L.: Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta, 1958. 391 p. (In Russian).

9. Rodionova E. M. Istoriya razvitiya armyano-iranskikh etnokul'turnykh svyazei v XVII veke (The history of the development of Armenian-Iranian ethno-cultural relations in the XVII century). Sankt-Peterburg, 2010. 28 p. (In Russian).

10. Stepanyan A. V. Rol' armyan novoi Dzhugi v russko-iranskikh kul'turnykh vzaimootnosheniyakh (XVII - XVIII vv.) (The role of the Armenians of the New Jugha in Russian-Iranian cultural relations (XVII-XVIII centuries)). Erevan, 1990. 18 p. (In Russian).

11. Sharden Zh. Puteshestvie Sheval'e Shardena po Persii i drugim stranam Vostoka (Chevalier Chardin's Journey through Persia and other Eastern countries). M., 1937. 29 p. (In Russian).

12. Khachikyan Sh. L. Armyanskoe kupechestvo Novoi Dzhul'fy i ego rol' v armyano-russkikh torgovykh otnosheniyakh (XVII-XVIII vv.) (Armenian merchants of New Julfa and their role in Armenian-Russian trade relations (XVII-XVIII centuries)). Erevan, 1984. 166 p. (In Russian).

13. Tseli i politika Vysshego soveta po kiberprostranstvu (Goals and policies of the Supreme Cyberspace Council). URL: http://majazi.ir/general_content/76436-i»Ji^-^^i^^-»i^-fj^j-fJ^-^^i^-fjij^.html?t=fc^j'^-&fJf^ (Accessed: 21.05.21). (In Persian).

14. Alikonline. Veb-arhiv gazety «Alik» (Archive of the newspaper «Alik»). URL: https://alikonline.ir/fa/news/pdf/item/3953-18-

(Accessed: 18.04.21). (In Persian)

15. Araratorg. Ofitsial'nyi sait organizatsii «Ararat» (Official website of the «Ararat» organization). URL: http://www.araratorg. org/ (Accessed: 03.05.21). (In Persian).

16. Berberian Н. Armenians and the Iranian Constitutional Revolution of 1905 -1911: «the Love for Freedom Has No Fatherland». Boulder, 2001. 226 р.

17. British Library. Arkhiv gazety «Gakhapar» (Archive of the newspaper «Gahapar»). 1894. № 1. URL: https://eap.bl.uk/ archive-file/EAP613-2-3-16 (Accessed: 14.03.21). (In Armenian).

18. Chaqueri C. The Armenians of Iran, The Paradoxical Role of a Minority in a Dominant Culture: Articles and Documents. Cambridge, 1998. 409 р.

19. Facebook. Informatsionnoe pis'mo «6-ya molodezhnaya konferentsiya, posvyashchennaya 100-letiyu Gevorga Abgaryana. Erevan 28 - 29 sentyabrya 2020 g.» (Information letter «The 6th Youth Conference dedicated to the 100th anniversary of Gevorg Abgaryan. Yerevan, September 28 - 29, 2020»). URL: https://www.facebook.com/library.newjulfa/ posts/2839785269591288 (Accessed: 30.03.21). (In Armenian).

20. Facebook. Stranitsa feisbuk armyanskoi shkoly Katarinyan (Facebook page of the Katarinyan Armenian School). URL: https://www.facebook.com/Чшшшp^UhшU-Katarinian-1742486675977527/ (Accessed: 13.04.21). (In Armenian).

21. Ghougassian V. S. The emergence of the Armenian Diocese of New Julfa in the seventeenth century. Atlanta, 1998. 326 p.

22. Herbert T. Travels in Persia 1627 - 1629. London, 1928. 122 p. URL: https://archive.org/details/in.gov.ignca.33664 (Дата обращения: 12.03.21).

23. Hoosk. Ofitsial'nyi sait instituta perevoda i issledovanii Hur (Official website of the Н^ Institute of Translation and Research). URL: https://hoosk.ir/ (Accessed: 17.05.21). (In Persian).

24. James B. Armenian Christians in Iran: Ethnicity, Religion, and Identity in the Islamic Republic. Cambridge, 2019. 312 p.

25. Lib.norjugha. Ofitsial'nyi sait biblioteki svyatogo Nersesa Shnorali (Official website of the Library of St. Nerses Shnorali). URL: http://lib.norjugha.ir/opac/ (Accessed: 23.01.21). (In Persian).

26. Norjugha. Veb-arkhiv vestnika armyanskoi obshchiny «Nor-Dzhuga» (Archive of the bulletin of the Armenian community «Nor-Jugha»). URL: http://www.norjugha.ir/mhqh^mnL.htrnl (Accessed: 13.02.21.). (In Persian).

27. Parviz B., Kamal H. Access to information and rights of withdrawal in Internet contracts in Iran: The legal challenges // Computer Law and Security Review. 2015. Vol. 31. P. 59-83.

28. Vank. Ofitsial'nyi Sait Natsional'noi rezidentsii Armyanskoi Eparkhii Isfakhana (Official Website of the National Residence of the Armenian Diocese of Isfahan). URL: http://www.vank.ir/ (Accessed: 27.01.21). (In Persian).

Сведения об авторе

Назарьян Илона Никитична - стажёр-исследователь лаборатории политологии и права Федерального исследовательского центра Южного научного центра Российской академии наук (Ростов-на-Дону) / Nazarjani@yandex.ru

Information about the author

Nazar'yan Ilona - intern-researcher of the Laboratory of Political Science and Law of the Federal Research Center of the Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (Rostov-on-Don) / Nazarjani@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.