УДК 94(479.25:55)
АРМЯНО-ИРАНСКИЕ СВЯЗИ: ОБЩНОСТЬ ДРЕВНЕЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ИСТОРИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДВУХ НАРОДОВ
В.А. Чолахян
СГУ им. Н.Г. Чернышевского кафедра отечественной истории и историографии e-mail: vcholakhyan@yandex.ru
Армяно-иранские связи, уходящие вглубь веков, традиционно являются одним из интереснейших сюжетов для специалистов. Общность древней духовной культуры обусловила многообразие форм исторического взаимодействия двух народов. Будучи близко живущими народами, армяне и иранцы имеют длительную историю отношений, берущую начало в истории Древнего мира. Армяно-иранские связи представляют собой также ресурс для серьезного интеллектуального и политического осмысления от древних времен до средневековья и событий последних десятилетий.
Ключевые слова: Армения, Иран, духовная культура, религия, язык, экономика, политика.
ARMENIAN-IRANIAN TIES: THE UNITY OF ANCIENT SPIRITUAL CULTURE AND DIVERSITY OF THE FORMS OF HISTORICAL INTERACTION BETWEEN THE TWO PEOPLES
V.A. Cholakhyan
(Saratov, Russia)
e-mail: vcholakhyan@yandex.ru
Armenian-Iranian relations going back centuries are traditionally one of the most interesting subjects for specialists. The commonality of the ancient spiritual culture caused a variety of forms of historical interaction between the two peoples. Being close living Nations, Armenians and Iranians have a long history of relations, which originates in the history of the Ancient world. Armenian-Iranian relations are also a resource for serious intellectual and political understanding from Аncient times to the Middle Ages and the events of recent decades.
Key words: Armenia, Iran, spiritual culture, religion, language, economy, politics.
В Иране и Армении издавна бытует мнение, обычно выраженное во фразе: «Мы близкие народы, нас разъединила религия». Но существует нечто, которое всегда объединяло и продолжает объединять иранцев и армян. Это их индоевропейское родство. Иранцы и армяне - родственные народы, живущие тысячелетиями рядом друг с другом. Армянский народ сформировался в непосредственном соседстве с народами Ближнего Востока, в том числе и в значительной мере - Ирана, с древнейших времен находясь с ними в теснейших взаимоотношениях. Это обусловило его многовековое знакомство с историей, культурными ценностями, бытом, обычаями соседних народов, что нашло свое многогранное отражение в письменном наследии, оставленном армянскими историками, летописцами, литераторами.
Пантеон богов древних армян и иранцев представлял собой продукт их самобытного духовного развития под влиянием урартской, хеттской, ассирийской и других культур. Согласно сведениям отца армянской истории Мовсеса Хоренаци, первоначально древнеармянская мифология была представлена такими персонажами, как Хайк, Арам, Ара Прекрасный, Торк, Астгик. Наряду с ассирийскими, индийскими и позднейшими греко-римскими божествами в армянской дохристианской религии имело также несомненное персидское влияние. Так, имя верховного бога Арамазда является транскрипцией иранского Ахуро-мазды и греческого Ормузда. В древнеармянском пантеоне появились иранские топонимы Ваагн, Анахит, Михра и другие. Причём в отличие от единого иранского Ахура - Мазды, в армянском пантеоне имелись четыре различные Арамазды1.
В труде Егише «История Армении» приводится одна из письменных фиксаций мифологической теории происхождения мира, составляющей основу персидского маздеизма2. В дальнейшем, несмотря на противоречивый характер персидско-
1 Хоренаци, Мовсес. История Армении. Ереван, 1990. С. 16.
2 Армения - Иран. История. Культура. Современные перспективы взаимодействий. М., 2013. С. 66.
армянских контактов начиная с раннего средневековья, по мере распространения в Армении христианства и впоследствии в Персии ислама, процесс культурного обмена и взаимообогащения не прекратился.
Время образования иранского и армянского государств приходится на VI в. до н.э. Армянское царство возникло в период возвышения в Иране Мидии. Её царь Киаксар (625-585 гг. до н.э.), известный тем, что в союзе с Вавилоном разрушил Ассирию, увенчал Паруйра, сына Скайорди, потомка родоначальника армян Хайка (Hayk), царской короной за оказанное содействие в ассирийском походе3. Впервые этноним Армения появился в знаменитой Бехистунской надписи персидского царя Дария I, датируемой 522-521 гг. до н.э.
Во время походов Александра Македонского Ахеменидская держава в Иране была повержена и наступил эллинистический период в истории человечества. Это способствовало сближению Востока и Запада, что отразилось также на Иране и Армении. Приобщение к эллинистической культуре, а затем и проникновение в Армению идей христианства предопределили поворот армян к греко-римскому миру, к Европе. В эллинистический период армянский пантеон претерпел изменения: местные боги стали срастаться с греческими - Арамазд (Зевс), Тир (Апполон), Анахит (Артемида), Ваагн (Геракл) и другие.
С III-II вв. до н.э. центр политической и культурной жизни армянского народа постепенно переместился в пределы Араратской долины. Первая царствующая династия Арташесидов правила в Армении почти два столетия. Столицей царства при Арташесе I стал Арташат (Артаксата), город, основанный Арташесом в 176 г. до н.э. в месте, где ему посоветовал карфагенский полководец Ганнибал (короткое время живший в Армении), на реке Аракс, недалеко от старой столицы — Армавира и современного Еревана. Арташат оставался столицей страны до 164 г. н.э.4
Наиболее известным представителем династии Арташесидов являлся Тигран II Великий (95-55 гг. до н.э.). В юности он был за-
3 Армения - Иран. С. 36-37.
4 Всемирная история / Под ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Мон-гайт. М., 1956. Т. 2. Ч. II. С. 275-277.
ложником у парфян, утвердившихся в Иране. Однако, воцарившись, он сам разгромил их, захватил Атропатену и принял титул «царя царей». Тигран II заключил военный и родственный союз с понтийским царём Митридатом Евпатором, женившись на его дочери Клеопатре. При Тигране II Армения превратилась в крупнейшую державу, имела границы от Куры до Иордана и от Средиземного моря до Каспийского. Армянский самодержец ликвидировал царство Селевкидов. Он отстроил новую столицу Ти-гранакерт, куда насильственно переселил жителей множества греческих городов5.
В начале новой эры Армянское царство постепенно утратило самостоятельность и стало предметом для раздора между двумя могущественными соседями - Римской империей и Парфянским государством. Перелом наступил в 52 г., когда энергичный парфянский царь Вологес I Аршакид объявил царем Армении своего брата Трдата. Был установлен союз между Ираном и Арменией, укрепились династические связи между правителями обеих стран - Аршакидами.
Отход армян от иранцев в религиозном плане значительно углубился с приходом к власти в Иране династии Сасанидов (224-651 гг). В своем стремлении восстановить былую Ахеменид-скую державу они встали на путь завоеваний. Война между Ираном и его главным соперником Римской (Византийской) империей приняла религиозную окраску и была возведена в ранг государственной политики. Сасаниды стремились насильственно распространить зороастризм в Армении. Однако в 301 г. при Трдате III (287-330 гг.) христианство было принято государственной религией в Армении. В 60-х годах IV в. сасанидский царь Шапух II (309-379 гг.) учинил разгром в Армении: разрушил ряд её крупных городов и увел в Иран десятки тысяч пленных.
В 450 г. в столицу Сасанидской Персии Ктесифон были вызваны 10 нахараров из Армении и правитель области Гугарк. Их вынудили публично отречься от христианства и принять маздеизм (одну из разновидностей зороастризма). Но когда в Армению приехали персидские жрецы-маги для внедрения персидской ве-
5 Армения - Иран. С. 36.
ры, началось стихийное восстание, поддержанное вчерашними отступниками, которые публично покаялись в своём грехе. Успех сопутствовал восставшим. Они обратились за поддержкой к Византии, но помощи не получили. В 451 г. состоялась знаменитая Аварайская битва, вошедшая в сознание армян как героический акт, как победа духа над темными силами. Полководец Вардан Мамиконян с 66 тыс. воинов выступил против превосходящих персидских войск. В этом сражении, по словам историка и очевидца Егише, «цветущие поля были залиты кровью» и «сердце человека разрывалось при виде груд убитых». Девизом сражения стали вещие слова: «Смерть осознанная - это бессмертие». В ходе сражения обе стороны понесли большие потери, а сам Вардан Мамиконян погиб в бою. Аварайрская битва была проиграна, однако, встретив упорное сопротивление, персы вынуждены были отказаться от посягательств на религию и самобытность армянского народа6.
Продолжительные войны между Ираном и Византией обескровили силы обеих сторон, что облегчило экспансию арабов в Передней Азии. В VII в. Иран и Армения оказалась в составе Арабского Халифата. Лишенные государственной независимости, армяне и иранцы постоянно вели борьбу за свою самостоятельность.
В IX в., с ослаблением арабского Халифата, Армения добилась независимости и в стране утвердилась новая династия Баграти-дов. Нашествия тюрок-сельджуков и монголов вновь разорили Армению и Иран. Политическая ситуация в Малой Азии, Закавказье и Иране резко изменилась в XV-XVI вв. с возникновением Османской Турции и восстановлением (1502 г.) персидского государства - Сефевидского Ирана. Турецко-иранские войны воскресили в памяти эпизоды древней истории ирано-армянских отношений, когда армяне зачастую выступали вместе с иранцами против римлян и византийцев. Как и в былые времена, их объединила борьба против совместного врага. В 1555 г. состоялся первый раздел Армении между Турцией и Ираном, по которому вос-
6 Тер-Саркисянц А.Е. История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в. М., 2005. С. 156-157.
72
точная её часть перешла к Ирану, а западная - Турции. В 1639 г. состоялся второй раздел Армении между этими государствами.
Однако была и другая сторона этих войн. В частности, в годы правления шаха Аббаса I (1587-1629) десятки тысяч армян из областей Малой Азии, и Закавказья в целях создания «зоны опустошения», «выжженной земли» перед наступавшими турецкими войсками были переселены в глубинные провинции страны (Ис-фаган и др.). В Иране образовалась значительная по численности армянская колония.
В начале XVIII в. взоры армян обратились к России. Представитель католикоса Акопа IV Исраэл Ори был принят Петром I и передал ему письмо сюникских меликов, в котором говорилось: «Не имеем иной надежды, токмо в Бозе монарха небеснаго, вашего величества на земли государя»7. Петр I пообещал оказать армянам помощь по окончании войны со Швецией. Благодаря широкой эрудиции и интеллекту, Исраэл Ори привлёк к себе симпатии царского двора. Не случайно в документе, написанном много позднее по поручению князя Г. Потёмкина, он характеризовался как «муж отличного разума и дарований»8.
В 1722 г. произошло восстание армян Сюника под предводительством военачальника Давид-Бека против персидского гнета. Одновременно развернулось освободительное движение в Карабахе (Арцахе).
Усилению прорусской ориентации иранских армян способствовала деятельность купцов армянской торговой колонии Новая Джульфа (Нор-Джуга), расположенной недалеко от Исфага-на. В 1747 г. из Нор-Джуги в Россию (Астрахань, затем Москва и Петербург) переселилась семья богатого персидского купца армянского происхождения Л.Н. Лазарева, сыгравшая значительную роль в судьбах армянского народа и становлении армяно-российских отношений9.
7 Перевод послания армянских меликов Петру I Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века. Т. II., Ч. I. Ереван, 1964. С. 175.
8 Востриков С.В. Карабахский кризис и политика России на Кавказе // Общественные науки и современность. 1999. № 3. С. 28.
9 Армения - Иран. С. 56.
В результате русско-иранской войны 1804-1813 гг., по Гюли-станскому мирному договору 1813 г., в состав Россия вошла значительная часть Закавказья, в том числе и Карабахское ханство (Арцах). Присоединение этих территорий избавило народы Закавказья от нашествий персидских и турецких захватчиков, привело к постепенной ликвидации феодальной раздробленности. Персия не смирилась с утратой Закавказья и, подталкиваемая Англией, вскоре развязала новую войну против России, закончившуюся её поражением. По Туркманчайскому договору 1828 г. к России отошла Восточная Армения в составе Ереванского и На-хичеванского ханств. В марте 1828 г. была образована Армянская область, включавшая Эриванский, Нахичеванский уезды и Орду-бадский округ. В 1849 г. была создана Эриванская губерния, состоявшая из Эриванского, Нахичеванского, Александропольско-го, Норбаязетского и Ордубадского уездов. Остальные районы Восточной Армении вошли в Тифлисскую и Елизаветпольскую губернии. Такое административное деление в основном сохранялось до 1917 года.
В период первой Армянской республики 1918-1920 гг. Иран воспринимался как важнейшее окно во внешний мир. Две страны установили тогда между собой конструктивные отношения, а с января 1920 г. в Тегеране работал полномочный представитель Армении Овсеп Аргутян, который назначил консульских представителей или служащих во многих регионах тогдашней Персии. Как писал американский историк армянского происхождения Ричард Ованнисян: «Персидское правительство громко рекламировало свою дружбу с Арменией, превозносило вековые связи между двумя соседствующими народами и выражало надежду, что скоро представится возможность для более тесных политических и экономических отношений»10.
Падение буржуазной Республики Армения и её последующая советизации отодвинули возможность реализации таких планов на более чем семь десятилетий. Иран был одной из первых стран, признавших государственную независимость третьей Республики
10 Специфика армяно-иранских отношений. URL: http://www.iimes.ru-/?p=18131 (дата обращения: 26.04.2019).
Армения. Официальное признание датируется 25 декабря 1991 года. Ещё через полтора месяца - 9 февраля 1992 г. в столице Ирана — Тегеране — была подписана официальная «Декларация об установлении дипломатических отношений между двумя странами» и «Декларация о целях и принципах отношений», подтверждающая намерение сторон об установлении дружеских отношений. В том же году были открыты первые дипломатические представительства Ирана и Армении: в апреле 1992 г. в Ереване состоялась торжественная церемония открытия посольства Исламской Республики Иран, которое в качестве Временного поверенного возглавил Бахрам Касеми, а в декабре было открыто посольство Республики Армения в Тегеране во главе с Ваганом Бай-бурдяном. В 2007 г. подписано соглашение об образовании и открытии Генеральных консульств на территории двух стран.
На нынешнем этапе армяно-иранские отношения характеризуются высокой интенсивностью визитов на высшем уровне. Так, трижды, начиная с 1992 г., Тегеран посетил первый президент Республики Армения Левон Тер-Петросян, дважды - президент Серж Саргсян, один раз - президент Роберт Кочарян. С официальными визитами бывали в Тегеране премьер-министры страны Грант Багратян и Тигран Саргсян, главы МИД и парламента, члены правительства, другие политические и государственные деятели. В Ереване находились с официальными визитами иранские президенты Сейед Мохаммад Хатами - в 2004 г., и Махмуд Ахмадинежад - дважды в 2007 и в 2011 годах. Многократно посещали Ереван главы иранского МИДа Али-Акбар Велаяти, Камал Харрази, Манучехр Моттаки и Али-Акбар Салехи, другие государственные и политические деятели ИРИ.
В декабре 2017 г. состоялся официальный визит президента Ирана Х. Роухани в Армению. Центральной темой переговоров стала реализация совместных инфраструктурных проектов, в том числе транспортных коридоров Черное море - Персидский залив и Север-Юг. Х. Рухани подтвердил сохранение устойчивого экономического и политического интереса у Ирана к Армении в контексте создания зоны свободной торговли, которая бы способ-
ствовала активизации связей ЕАЭС, и обозначил необходимость существенно нарастить двусторонний товарооборот11.
В сентябре 2019 г. в Нью-Йорке состоялась встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна с президентом Ирана Ха-саном Роухани. По мнению аналитиков, прозвучавшие на этой встрече месседжи, свидетельствуют о готовности сторон придать новое качество двусторонним отношениям12.
Для современной Армении политический образ Ирана является максимально прагматизированным. Иранцы не пытаются вести пропаганду достижений Исламской Республики в идеологическом плане. Они понимают, что чересчур велик разрыв в культурно-цивилизационном плане, и армянские христиане не готовы к восприятию идей исламской революции, ибо для этого в Армении нет культурно-религиозной почвы.
На сегодняшний день армянская диаспора в Иране составляет приблизительно 100 тыс. чел. Согласно довольно либеральному законодательству ИРИ по отношению к меньшинствам они обладают правом свободно исповедовать свою веру и имеют гарантированное представительство в Меджлисе (иранском парламенте) и местных советах. Армянская христианская община является самой многочисленной христианской общиной в Иране. По всей стране функционирует 200 армянских церквей13.
Интерес Армении к Ирану обусловлен целым рядом политических и экономических факторов, но, пожалуй, самым весомым среди них является уравновешенная и прагматичная позиция Ирана по карабахскому конфликту. В условиях военного кон-
11 Григорян В. Армения-Иран: пора перейти от слов к делу. URL: http://inosmi.ru/politic/20161226/238448208.html (дата обращения: 27.04.2019).
12Армения — Иран: есть ли отношения дальше тостов и благих намерений? URL: https://ra.armeniasputnik.am/politics/20180927/14723090/armen-iya-iran-est-li-otnosheniya-dalshe-tostov-i-blagih-namerenij.html (дата обращения: 25.04. 2019).
13 Ирано-армянские отношения: исторический опыт и перспективы сотрудничества. URL: https://www.cacianalyst.org/publications/analytical-articles / item /13343-the-potential-and-obstades-to-armenia-iran-strategic-relat-ions.html (дата обращения: 27.04.2019).
фликта и последующей блокады Армении экономические отношения с Ираном оказались для неё спасительными.
Общность древней духовной культуры двух народов предопределила и глубокие языковые контакты. В армянском языке много заимствований из персидского на разных этапах его развития. В свою очередь армяне в Иране организовали академическую науку и светскую систему образования, стали выпускать первые в стране газеты и журналы, создали первые типографии, фотостудии и т.д. Торговый путь от Ирана до Китая через Кашмир долго контролировался именно армянскими торговцами.
В ирано-армянском опыте взаимоотношений существует несколько совместных инфраструктурных проектов, самым значительным среди которых, является соглашение, заключенное в 2007 г., согласно которому в обмен на газ из Ирана, Армения поставляет в его северные регионы электроэнергию. Помимо этого, активно развивались и другие сферы сотрудничества: политическая, экономическая, гуманитарная. Например, высокими темпами росли объемы взаимной торговли. В 2010 г. товарооборот между Ираном и Арменией достиг 1 млрд. долларов. Именно в этот период со стороны иранских и армянских политиков высказывались первые идеи о необходимости открытия зоны свободной торговли, которая бы укрепила экономические отношения между странами и ускорила рост товарооборота.
Отношения армян с мусульманами по большей степени были добрососедскими. Более того, сама религия ислама, даже в церковных кругах у армян традиционно воспринималась положительно. В Иране этническое название армян, «армани», стало даже общим обозначением всех христиан страны. Что касается, так сказать, «извечного» армяно-тюркского противостояния, то и это является грубым извращением исторической правды. Со времен проникновения тюрков в Переднюю Азию у армян с ними было, во всяком случае, не больше проблем, чем у других народов региона. С тюрками и позже с монголами в отдельные исторические периоды отношения армян были даже дружескими, а порою и союзническими. Пример союза Киликийской Армении с Золотой Ордой. Армяно-турецкое и армяно-азербайджанское противоречия ни в коей мере нельзя рассматривать в рамках армяно-
тюркских отношений. Более того, и здесь так называемый антагонизм - отнюдь не «первородный», а обусловлен историко-политическими факторами: османским гнетом, посягательством на исконные армянские земли, геноцидом. К тому же, если уж быть точным, азербайджанцы и турки - тюрки только по языку. С истинными же тюрками, народами Центральной Азии - казахами, узбеками, кыргызами, туркменами и проч., - мы всегда дружили14.
Таким образом, немыслимое на первый взгляд тесное партнерство шиитского Ирана и христианской Армении на деле имеет не только весьма глубокие исторические, социальные и политические корни, но и хорошие перспективы.
14 Асатрян Г. Армения между Востоком и Западом. URL: https://husisa-pail.wordpress.com (дата обращения: 06.05.2019).
78