Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные войны / информационные волны / информационное эхо / типы информационных волн / information wars / information waves / information echo / types of information waves

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е.А. Бурова, А.В. Михайлов

Статья посвящена анализу понятия информационных волн и порождаемых ими информационных войн. Предложены методы защиты от негативного воздействия обоих перечисленных понятий и их факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION WAVES

The article is devoted to the analysis of the concept of information waves and information wars generated by them. Methods of protection against the negative impact of both of these concepts and their factors are proposed.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ»

УДК 659.4

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ

Е. А. Бурова Научный руководитель — А. В. Михайлов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий»

E-mail: 314061930@mail.ru

Статья посвящена анализу понятия информационных волн и порождаемых ими информационных войн. Предложены методы защиты от негативного воздействия обоих перечисленных понятий и их факторов.

Ключевые слова: информационные войны, информационные волны, информационное эхо, типы информационных волн

INFORMATION WAVES

E. A. Burova Scientific supervisor — A. V. Mikhaylov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: 314061930@mail.ru

The article is devoted to the analysis of the concept of information waves and information wars generated by them. Methods of protection against the negative impact of both of these concepts and their factors are proposed.

Key words:information wars, information waves, information echo, types of information waves

Информационные волны - инструмент информационных войн, которые в той или иной степени воздействуют на любого человека, пользующегося социальными сетями и мессенджерами [1]. За наши мнения, установки и убеждения борется огромное количество групп и организаций. И некоторые из них не с благими целями. Это организации, которые воздействуют на наши политические, экономические, семейные, духовные и другие жизненные ценности [2].

Информационные волны являются главным инструментов информационных войн XXI века. Разработка и апробация этого оружия велась упорно и принесла потрясающие итоги. На настоящий момент одной из главных задач любого пользователя социальных сетей является умение отличить естественно созданную волну от волны-фейка, научиться не доверять фальшивой информации и, по возможности, суметь использовать информационные волны в собственных целях.

Чтобы уберечь себя от негативного воздействия, необходимо научиться различать, в какие моменты нами пытаются манипулировать.

Целью информационных войн является заставить аудиторию отречься от своей собственной идеологии, принудить их поменять свое мнение по определенному поводу и делать то, что нужнопропагандистам.

Секция «Теория и практика коммуникаций»

Информационные войны успешно велись и в древние времена. Иногда такие войны называют психологическими. Их методы различны и многообразны.

Самым старым является запугивание противника: например, персидский царь Ксеркс I перед вторжением в Грецию посредством своих помощников распространял слухи о силе, мощи и непобедимости своей армии.

Базовым инструментов информационных войн является дезинформация: в очередной раз разбив венгров, монголы завладели личной печатью короля Венгрии и стали выпускать заявления от его имени.

С появлением печатных СМИ информационные войны перекочевали и туда. Стала популярна пропаганда ужасов. В популярныхпечатных изданиях издавалисьнеправдивые материалы о жестокостях и зверствах, совершаемых главами государств. Все эти материалы были отлично сфабрикованы: все факты подтверждали подготовленные свидетели. Находящаяся в страхе аудитория доверяла этой информации.

Если информационные войны имели успех еще до современного времени, когда средств коммуникации было гораздо меньше, то в настоящее время, когда у нас есть телевидение, интернет, социальные сети и мессенджеры информационные волны имеют всё большее могущество [3].

Пример - волна «Если хотите жить, не голосуйте за Единую Россию». Это яркий пример фейковой волны. Она началась с выхода видеообращения на персональном сайте Михаила Делягина касательно грядущих выборов в Государственную Думу VI созыва. Название этой видеозаписи, «Если хочешь жить, не голосуй за Единую Россию», распространилось по просторам интернета как в самостоятельной форме в виде поста, репоста или комментария, так и в связи с каким-то дополнительным текстом или упомянутым видеофайлом.

Волна включает в себя 1687 публикаций в период с 1 по 29 июня 2016 года. Кроме этого, в данной информационной волне участвовали пользователи, сделавшие по 300 одинаковых постов в разных сообществах. Были пользователи аккаунтов, которые размещали публикации сразу в нескольких социальных сетях в течение одной минуты либо же публиковали около семи сообщений с отредактированным вступлением в течение получаса.

По каким критериям можнораспознатьискусственно созданную информационную волну? Выявить волну можно по следующим критериям:

Во-первых, распространять могут как фейковую информацию, так и правдивую. Если новость лживая, то со стопроцентной вероятностью это искусственная информационная волна. Если не фейк, то необходимо обратить внимание на период описываемых событий. Если они происходили в прошлом, то с большой вероятностью это инфо-волна, поскольку для дискредитации определенной личностиеё оппоненты пытается вспомнить еёпроступки из прошедшего времени и обратить на них взор общественности.

Во-вторых, динамика распространения информации также может помочь простым пользователям выявить искусственно созданную волну. Сначала информация публикуется на протяжении длительного временималенькими порциями. И через длительных промежуток времени случается информационный всплеск - пик активности публикаций на определенную тему. Органическое распространение же, наоборот, имеет пик активности в самом начале, который затем естественным образом уменьшается.

В-третьих, важно обращать внимание на структуру текста. Для информационных волн традиционноразрабатывается базовый текст, который после этого делится на части, фрагменты перемешиваются, удаляются, редактируются, добавляются свои преамбулы и под видом различных авторских статей распространяются по сети. Такие материалы очень схожи друг с другом и часто начинаются с подобных слов: «Мне соседка рассказала», «А у моего друга», «Я тут в газете прочитал» и т.д. и т.п. Это похоже на сарафанное радио. Если такое наблюдается - значит это искусственно созданная волна.

Четвертый признак - это структура онлайн-распространения. В информационных волнах она децентрализованная. Информация публикуется из разных точек - групп и персональных аккаунтов, создается видимость насыщенности информационного поля. Бывает и так, что ссылаются на несуществующий или удаленный из сети источник информации, тем самым снимая с себя ответственность за содержание публикуемого сообщения.

Все остальное - это естественное распространение. Разумеется, бываюти исключения, но это те критерии волн, которые мы выделили за время изучения этого феномена.

Своевременное нахождениеискусственно созданных информационных волн помогает рядовым пользователям защищать свои личные интересы и подвергаться воздействию пропагандистов.

Библиографические ссылки

1. Градосельская Г. В., Щеглова Т. Е., Карпов И. А. Информационные волны в социальных сетях: проблематизация, определение, механизмы распространения // Системы высокой доступности. 2018. Т. 14. № 3. С. 87-91.

2. Штофер Л. Л. Информационная война как радикальная форма // Гуманитарий Юга России. 2018. №4. С. 158-174.

3. Болотнов А. В. Информационные волны и их типы в современном медиадискурсе: к постановке проблемы // Вестник ТГПУ. 2015. №6. С. 102-105.

© Бурова Е. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.