© Д.В. Латыпов, 2014
УДК 005.91:004.9(075.8) Д.В. Латыпов
информационные технологии в управлении предприятиями на современном этапе
На современном этапе происходят существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов, появляются новые образцы ведения бизнеса. В зарубежном и отечественном менеджменте развивается ряд новых концепций, ориентированных на процессы и позволяющих эффективно управлять изменениями - это реинжиниринг бизнес-процессов. Задачи, которые приходится решать в ходе реинжиниринга, обычно характеризуются высокой степенью сложности и ответственности и требуют разработки информационной системы и программного обеспечения. Интегрированная система управления - это комплексный механизм управления крупным предприятием (корпоративной компанией), занимает важное место среди современных методов внутрифирменного управления в зарубежной и отечественной практике предприятий. При этом интегрированная система управления, основанная на модели оптимального бюджетирования, позволяет решать ряд актуальных для деятельности крупного предприятия (корпоративной компании) проблем учета и планирования при ведении хозяйственной деятельности. В этой связи статья носит обзорный характер и в общих чертах позволит понять назначение информационной системы, современных информационных технологий оптимального бюджетирования, методологий проведения реинжиниринга, в частности, CASE и ARIS, а также их использование в интегрированной системе управления на предприятии. Ключевые слова: интегрированная система управления, информационная система, информационные технологии, программный продукт, модель оптимального бюджетирования, реинжиниринг бизнес-процессов, CASE - технологии разработки информационных систем, ARIS - архитектура интегрированных информационных систем.
Формирование крупных предприятий и корпоративных структур (ассоциаций, холдингов, про-мышленно-финансовых групп) требует полной реструктуризации их систем управления. При этом должны измениться не только организационная структура и распределение управленческих функций, но и сама концепция управления в рамках единой системы.
Кроме того, на современном этапе требует изменения технология управленческих процессов: процедуры сбора, обработки, учета и анализа информации, методы и способы принятия решений. При этом необходимо использование в системах управления новых технических средств и информационных технологий для повышения эффективности управления.
В этой связи данная статья носит обзорный характер и в общих чертах позволит понять назначение современных информационных технологий, а также их использование в интегрированной системе управления на предприятиях.
Интегрированная система управления (ИСУ) - это комплексный механизм управления крупным предприятием (корпоративной компанией), занимает важное место среди современных методов внутрифирменного управления в зарубежной и отечественной практике предприятий.
Интегрированная система управления - это информационная модель, подмножество бизнес-модели, включающая все информационные потоки на предприятии, правила обработки
и алгоритмы маршрутизации всех элементов информационного поля.
Обязательными составляющими ИСУ являются [1, 2, 10]:
• Организационный блок - соответствующая структура управления предприятием (количество и ресурсы управленческих служб, функции и регламент координации, соподчинения и контроля деятельности) для обеспечения производственной и финансовой деятельности.
• Аналитический блок (система формализованной обработки учетных данных для целей принятия управленческих решений).
• Учетный блок - система документооборота для информационного обеспечения управленческих решений (включает управленческий и финансовый учет на предприятии).
• Программно-технический блок -программный продукт, поддерживающий организационный, аналитический и учетный блоки.
Сбор и обработка учетных данных осуществляется средствами программного обеспечения, что качественно повышает быстродействие и детализацию учетной и планово-аналитической работы в компании.
Программное обеспечение выступает в качестве базиса информационных систем и включает поддержку направлений бизнеса:
• управление финансами;
• управление производством и запасами;
• управление сбытом продукции и обслуживанием клиентов.
При этом интегрированная система управления компанией позволяет решать вопросы сквозного (от уровня высшего руководства до низовых звеньев управления) учета товарно-материальных и финансовых потоков и выработки единой хозяйственной политики.
В настоящее время бюджет предприятия (компании, фирмы) представ-
ляет собой целостную научно-обоснованную систему сбора, анализа и обработки информации, получаемой из внутренней и внешней среды функционирования, осуществления расчетов основных и вспомогательных показателей состояния предприятия и контроля за их выполнением на основе экономико-математических моделей и современных технологий на всех этапах его реализации.
При этом бюджетирование означает принятие управленческих решений, связанных с будущими прогнозируемыми событиями предприятия, на основе систематической обработки данных с применением современных информационных технологий.
Поэтому интегрированная система управления предприятием (компанией) может быть основана на следующих принципах:
1. Использование модели оптимального бюджетирования в качестве аналитического блока ИСУ.
2. Построение программно-технического блока системы на базе существующих стандартных пакетов полной функциональности.
3. Внедрение системы управленческого и финансового планирования.
Модель оптимального бюджетирования (планирования) - стратегический программный продукт, основанный на учетно-аналитических разработках [1, 5]:
• планирования, учета и анализа по видам деятельности (Activity-Based Costing - ABC-costing) - предполагает сопоставление в планово-аналитической и учетной деятельности затрат и видов деятельности предприятия и тем самым обеспечивает возможность оценки эффективности затрат;
• теории стоимости компании (Welfare of the Firm Theory), которые обеспечивают построение интегральных моделей хозяйственной деятельности, где любое управленческое ре-
шение рассматривается в контексте влияния на величину рыночной стоимости предприятия, а также дают количественную соизмеримость эффекта от осуществления плановых мер между: текущими операциями, инвестиционной деятельностью и привлечением источников финансирования.
В современных условиях качественное повышение эффективности функционирования ИСУ предприятием (компанией) достигается за счет использования комплексных программно-технических решений, составляющих программно-технический блок системы.
Внедрение в ИСУ программно-технического блока позволяет:
• производить оперативную и достоверную оценку состояния предприятия (компании);
• обеспечить централизованное управление финансовыми ресурсами;
• сквозной контроль материальными потоками;
• контроль издержек на всех стадиях производственного цикла, от поступления основного сырья и вспомогательных материалов на склад до выпуска готовой продукции.
В настоящее время разработаны для удовлетворения крупных предприятий и компаний, в целом отвечающие требованиям программно-технического блока, следующие стандартные программные пакеты полной функциональности R/З, BAAN IV, Oracle Applications [9, 10].
Указанные программные пакеты обеспечивают централизованный контроль и управление не только на уровне управленческих показателей, необходимых менеджерам высшего и среднего звена, но и на уровне логистики, производственного процесса, а также позволяют вести бухгалтерский учет в разных планах счетов, в том числе и для отчетности формируемой по международным стандар-
там (GAAP). Пакет R/З имеет систему проектов и встроенный язык ABAP/4, пакет BAAN, кроме встроенного языка 4GL, имеет систему динамического моделирования. Следует также отметить, что многовариантность организации логистики, производства, сервиса и других деловых процессов на предприятиях обеспечиваются в этих пакетах. Обеспечение гибкости программных пакетов является важнейшим условием их эффективности. Для обеспечения финансовых принципов управления в пакетах предусмотрена настраиваемая система бюджетирования. Такая методология управления производством может быть отнесена к системам поддержки принятия решений в организационном блоке ИСУ.
Следовательно, вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в современных условиях бюджетирование:
1. Процесс трансформации планов деятельности предприятия в финансово-экономические показатели.
2. Инструмент повышения ответственности руководителей за затраты на достижение поставленных целей и полученные результаты.
3. Технология информационно-аналитической поддержки системы управления для повышения экономической обоснованности принимаемых руководителями решений.
Стратегическое планирование и контроль результатов стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента управления, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство предприятия (компании). С его помощью должны осуществляться разработка стратегии эффективного развития предприятия в условиях конкуренции и нестабильности среды функционирования, анализ работы предприятия и контроллинг.
Следует отметить, что внедрение технологии бюджетирования на
предприятиях происходит все более интенсивно. При этом необходимо, чтобы все руководители, осознали ценность данного инструмента для эффективного управления предприятием и смогли правильно построить систему бюджетирования для получения оптимальных результатов.
На современном этапе происходят существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов, появляются новые образцы ведения бизнеса. Стремясь выжить в конкурентной среде, предприятия (компании) вынуждены прикладывать все больше усилий для управления изменениями, и для того, чтобы полностью отвечать сегодняшнему дню, им необходима смена базовых принципов организации: переход от ориентации на функциональные составляющие к ориентации на процессы. В зарубежном и отечественном менеджменте развивается целый ряд новых концепций, ориентированных на процессы и позволяющих эффективно управлять изменениями - это бизнес-моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов (BPR - Business Process Reengineering).
Поэтому далее в статье дан обзор, который позволит понять назначение информационных технологий реинжиниринга бизнес-процессов, а также их использование в системах управления на предприятиях.
Реинжиниринг содержит технологии системного анализа и перехода от принципов управления по функциям, построенного на рационной системе разделения труда, к процессному управлению (управлению проектом), ориентированному на получение конечного продукта в рамках единого процесса.
При этом реинжиниринг бизнес-процессов использует совокупность методов и средств системного подхода к реорганизации всех видов по-
токов на предприятии (материальных, финансовых, информационных и др.) с целью повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности продукции.
Следовательно, необходимо сформулировать основные этапы проведения реинжиниринга на предприятии [3, 11]:
1. Выявление проблемной ситуации и постановка задачи управления производством.
2. Поиск подхода к разрешению производственных и управленческих противоречий. Разработка целей и стратегий производства. Создание модели производства, предприятия.
3. Идентификация процессов в производстве, документирование потоков работ, определение трудоемкости, стоимости соответствующих процессов.
4. Перепроектирование бизнес-процессов и реорганизация процедур в производстве.
5. Разработка организационной и производственной структуры предприятия.
6. Разработка информационной системы и программного обеспечения.
7. Внедрение перепроектированных бизнес-процессов.
8. Разработка оперативных программ и мониторинг процессов.
9. Переподготовка персонала, формирование управленческой культуры.
Задачи, которые приходится решать в ходе реинжиниринга, обычно характеризуются высокой степенью сложности и ответственности и требуют разработки информационной системы и программного обеспечения.
Следует отметить, что типовая технология и содержание процедур проведения процесса реинжиниринга включает следующие задачи:
1. Модельное описание бизнес-процессов (операций) предприятия.
2. Анализ и оценка основных бизнес-процессов.
3. Формирование новой модели предприятия.
Начальный период внедрения идеи представления предприятия и производства в виде набора бизнес-процессов, а управление его деятельностью - управление бизнес-процессами сопровождаются такими программами усовершенствования производства, как:
• управление качеством;
• функционально-стоимостной анализ (ФСА);
• производство «точно во время» (just - in - time).
Для внедрения подхода в производство необходимо начать с перепроектирования процессов. Предшествует внедрению подхода детальное и формализованное описание отдельных бизнес-процессов как в сфере производства, так и в сфере управления. Далее проводится реинжи-нинринг бизнес-процессов в рамках существующего бизнеса.
В настоящее время используются методологии проведения реинжиниринга: CASE - технологии разработки информационных систем; ARIS - архитектура интегрированных информационных систем.
CASE-технологии использовались в реинжиниринге практически с момента его появления. Однако их ориентация на разработчиков информационных систем привела к объединению с другими современными технологиями, такими как объектно-ориентированное и имитационное моделирование. Объектно-ориентированный подход является единственным пока подходом, позволяющим описывать как данные о сущностях, так и их поведение, кроме того, обеспечивающим создание прозрачных, легко модифицируемых моделей бизнеса и информационных систем, до-
пускающих повторное использование отдельных компонентов.
Модели создаются в виде потоковых диаграмм, где представлены основные рабочие процедуры, используемые в компании, описано их поведение, а также информационные и материальные потоки между ними. Построение реальных имитационных моделей - трудоемкий процесс, а их детальный анализ, который выходит за рамки простого сбора статистики. Поэтому решается проблема создания интеллектуального интерфейса конечного пользователя со сложными средствами анализа моделей.
Модели бизнес-процессов, построенные на базе концепции АШБ, предназначены для поддержки работы специалистов, анализирующих и оптимизирующих рабочие процессы на предприятиях (в компаниях), внедряющих системы управления ими, а также в таких областях ведения бизнеса, как пооперационное вычисление стоимости, организация и реорганизация процессов, управление качеством.
Необходимо отметить, что достоинством АШБ является возможность интеграционного подхода к анализу и проектированию системы, в рамках которого АШБ поддерживает три основных взгляда (направления) на систему управления: на организационную структуру; на функции; на информацию, необходимую для реализации всей совокупности функций.
В рамках каждого направления создаются свои модели, отражающие соответствующие стороны разрабатываемой системы.
Кроме того, для каждого уровня управления необходим свой определенный уровень знаний и свои методы подготовки и принятия целесообразных решений и анализа их эффективности.
В настоящее время все чаще моделирование бизнес-процессов рас-
сматривается еще как один аспект управления бизнесом. Поэтому при моделировании в среде ARIS для описания проблем в области организации процессов используются полуконцептуальные методы, позволяющие взглянуть на ситуацию с позиции управления бизнесом, а их достаточная точность и детализация обеспечивают старт для дальнейшей обработки информационными системами. Полуконцептуальные графические методы: организационные диаграммы или сетевые графики информационной среды, информационных потоков, описания функций, матрицы выбора процессов.
Концепция ARIS позволяет документировать каждый базовый элемент системы управления качеством (TQM), фигурирующий в стандарте ISO 9000.
В основе ARIS положена методология, которая собрала особенности различных методов моделирования, отражающих разные взгляды на проектируемую систему. Специализированные для конкретных областей деятельности модели могут быть интегрированы с ARIS в виде структур данных.
При этом если деятельность предприятия (компании) поддержана системой управления предприятием R/3 фирмы SAP, то использование комплекса ARIS позволяет постоянно поддерживать систему R/3 в актуальном состоянии, соответствующем существующим на предприятии бизнес-процессам. Подобного рода существует интеграция ARIS с другими системами управления предприятием, прежде всего, BAAN, Project Management, CASE-системы, Workflow, Галактика [4, 9].
Следует отметить, что процедурная модель ARIS для оптимизации бизнес-
процессов, основанная на фундаментальной методической концепции, апробирована на практике многими известными компаниями различного профиля как в России, Европе, так и по всему миру. Компании всегда имеют в своем распоряжении, как визуальное отображение всех аспектов своей деятельности, так и средства их анализа (стоимостного, динамического, соответствия организационной структуры выполненным функциям и др.). Согласованность процедур, методов и инструментальной поддержки позволяет с успехом использовать АШБ для реинжиниринга и адаптации бизнес-процессов, способствует ускорению реализации проекта, повышению качества его результатов.
В заключении необходимо отметить, несмотря на разнообразие рассмотренных в статье возможных способов оптимизации бизнес-процессов, ключевую роль в таких проектах играют хорошо отработанные процедуры и применение соответствующих методов и инструментальных средств. Однако руководители должны осознать ценность данных информационных технологий и правильно использовать для эффективного управления предприятиями.
На современном этапе становятся не только тенденцией управления, но и жизненно необходимой составной частью - бюджетирование и реинжиниринг бизнес-процессов, которые можно определить как комплекс мероприятий, отражающих внедрение в практическую деятельность предприятий и компаний высоких технологий управления с целью повышения эффективности их деятельности и конкурентоспособности продукции, получения оптимальных результатов.
список литературы
1. Щибарщ К.В. Интегрированная система управления промышленных предприятий России // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 4.
2. Верников Г.Г. Корпоративные информационные системы: не повторяйте пройденных ошибок // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - № 2.
3. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес процессов. Пер. с англ. / Под ред. Н.Д. Эриаш-вили. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001.
4. Информационные технологии в бизнесе. Энциклопедия / Под ред. М. Желены. -СПб.: Издательский дом «Питер», 2002.
5. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаю-нов В. В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2002.
коротко об авторе
6. Гаврилов Д. Л. Управление производством на базе стандартов МИРИ. - СПб.: Питер, 2003.
7. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
8. Арсеньев Ю.Н. Информационные системы и технологии. Экономика. Управление. Бизнес: Учебное пособие. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2006.
9. Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.
10. Лихачёва Г.Н. Информационные технологии в экономике и управлении. - М.: Изд. МЭСИ, 2004.
11. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 2003. ВШИ
Латыпов Дмитрий Васильевич - кандидат экономических наук, доцент, МГИ НИТУ «МИСиС», e-mail: ud@msmu.ru.
UDC 005.91:004.9(075.8) INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE CONTEMPORARY BUSINESS MANAGEMENT
Latypov D.V., Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor,
Moscow Mining Institute, National University of Science and Technology «MISiS», e-mail: ud@msmu.ru.
At the present stage there are essential changes in technologies, the markets and needs of clients, there are new models of business. In foreign and domestic management a number of the new concepts oriented to processes develop and allowing effectively managing changes is a reengineering of business processes. Tasks which should be solved during reengineering usually are characterized by high degree of complexity and responsibility and require development of information system and the software.
The integrated management system is a complex controlling mechanism large enterprise (the corporate company), takes an important place among modern methods of intra corporate management in foreign and domestic practice of the entities. Thus integrated management system based on model of optimum budgeting, allows solving a number actual for activities of large enterprise (the corporate company) accounting and planning problems when conducting economic activity.
In this regard this article has survey nature and in general will allow understanding purpose of information system, modern information technologies of optimum budgeting, methodologies of carrying out reengineering, in particular, CASE and ARIS, and also their use in the integrated management system at the entity.
Key words: the integrated management system. Information system, information technologies, software product, model of optimum budgeting, reengineering of business processes, CASE technologies of development of information systems, ARIS Architecture of Integrated Information Systems.
REFERENCES
1. Shhibarshh K.V. Integrirovannaja sistema upravlenija promyshlennyh predprijatij Rossii (Integrated management system at industrial undertakings in Russia) Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 2000, no 4.
2. Vernikov G.G. Korporativnye informacionnye sistemy: ne povtorjajte projdennyh oshibok (Corporate information systems: Do not re-make the same old errors) Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2003, no 2.
3. Robson M., Ullah F. Prakticheskoe rukovodstvo po reinzhiniringu biznes processov. Per. s angl. Pod red. N.D. Jeriashvili (Practical guide on business process reengineering. English-Russian translation, Eriash-vili N.D. (Ed.)), Moscow, Audit, JuNITI, 2001.
4. Informacionnye tehnologii v biznese. Jenciklopedija. Pod red. M. Zheleny (Information technologies in business. Encyclopedia, Zhelena M. (Ed.)), Saint-Petersburg, Izdatel'skij dom «Piter», 2002.
5. Hruckij V.E., Sizova T.V., Gamajunov V.V. Vnutrifirmennoe bjudzhetirovanie: Nastol'naja kniga po postanovke finansovogo planirovanija (Internal budgeting: Desk book on financial planning), Moscow, Finansy i statistika, 2002.
6. Gavrilov D.L. Upravlenie proizvodstvom na baze standartov MRPII (Production control based on MRPII), Saint-Petersburg, Piter, 2003.
7. Avtomatizirovannye informacionnye tehnologii v jekonomike, Uchebnik. Pod red. G.A. Titorenko. (Automated information technology in economy: Textbook. Titorenko G.A. (Ed.)), Moscow, JuNITI-DANA, 2007.
8. Arsen'ev Ju.N. Informacionnye sistemy i tehnologii. Jekonomika. Upravlenie. Biznes, Uchebnoe poso-bie (Information systems and technologies. Economy. Management. Business: Educational aid), Moscow, JuNITI-DANA, 2006.
9. Grabaurov V.A. Informacionnye tehnologii dlja menedzherov, 2-e izd. pererab. i dop. (Information technologies for managers, 2-nd edition), Moscow, Finansy i statistika, 2005.
10. Lihachëva G.N. Informacionnye tehnologii v jekonomike i upravlenii (Information technologies in economy and management), Moscow, Izd. MJeSI, 2004.
11. Ojhman E.G., Popov Je.V. Reinzhiniring biznesa: reinzhiniring organizaciji informacionnye tehnologii (Business reengineering: Reengineering of organizations and the information technologies), Moscow, Finansy i statistika, 2003.
_ РУКОПИСИ,
ДЕПОНИРОВАННЫЕ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «ГОРНАЯ КНИГА»
ГЕНЕЗИС ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
(№ 1026/07-14 от 19.05.14, 17 с.)
Банасиковска Янина - старший преподаватель, e-mail: janina.banasikowska@ue.katowice.pl, Экономический университет в Катовицах, Польша,
Тихомирова Елена Ивановна - доктор экономических наук, профессор, e-mail: tihomirova.elen@gmail.com
декан факультета Математической экономики и информатики, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
THE ORIGIN OF GLOBALIZATION AND ITS IMPORTANCE FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN SOCIETY
Banasikowska Janina, Ph.D еng., Graduate Ph.D,
University of Economics in Katowice, Department of Computer Science, Poland, Tihomirova E.I., Doctor of Economic Sciences, Professor, Plekhanov Russian University of Economics