Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
37
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ТУРИЗМ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА БРОНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Никитина А.В., Антипова Е.А.

В статье рассматривается проблема информатизации туристической деятельности, влияние информационных технологий на развитие этой сферы, а так же, актуальность развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ»

Никитина А. В. студент 1 курса Антипова Е. А. старший преподаватель кафедра МИАЭП ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»

Россия, г. Орел

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Ключевые слова: информатизация, туризм, информационные технологии, система бронирования.

В статье рассматривается проблема информатизации туристической деятельности, влияние информационных технологий на развитие этой сферы, а так же, актуальность развития туризма.

Информатизация - одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран. Человечество вступило в такой этап развития цивилизации, в котором информация/ знания играют определяющую роль во всех сферах деятельности людей. При этом информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста.

Необходимо понимать, что технологический прогресс является сегодня не только главным фактором обеспечения благосостояния нации, но и важнейшим условием процесса ее устойчивого развития. При этом приоритетное внимание должно быть уделено именно информационным технологиям, которые благодаря их особым свойствам катализатора будут активно содействовать технологическому прорыву страны не только в информационной сфере, но и во многих других не менее важных направлениях.

Международный и внутренний туризм представляет собой огромную отрасль по торговле услугами.

Основу туристической индустрии составляют фирмы туроператоры и турагенты, которые занимаются туристическими поездками, продажей их в виде путевок и туров; предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы по исследованию туризма и подготовке для него кадров, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.

Туризм - это информационно насыщенная деятельность. На данный момент существует не много отраслей, в которых сбор, обработка, применение и передача информации были бы настолько же важны для ежедневного функционирования, как в туристической индустрии. Услуга в туризме не может быть выставлена и рассмотрена в пункте продажи, как потребительские или производственные товары. Ее обычно покупают заранее и вдали от места потребления. Таким образом, туризм на рынке почти полностью зависит от изображений, описаний, средств коммуникаций и передачи информации.

Устройство туристической отрасли очень похоже на организацию любой другой экономической сферы деятельности.

Турагент - физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по продаже сформированных туроператором туров. Туроператор - туристская организация, занимающаяся комплектацией туров.

К сожалению, сейчас, в эпоху информационных технологий, информатизация туристического агентства начинается обычно с использования таблиц в «Экселе» для ведения списка заказов и «Ворда» — для печати бланков. Часто агентства используют бесплатное программное обеспечение, которое позволяет автоматизировать печать шаблонов договоров и кассовых ордеров. Недостатки такого подхода — отсутствие возможности совместной работы над файлами и многократный ввод одних и тех же данных. Скажем, ФИО клиента нужно ввести как минимум трижды: в список, в договор и в приходный кассовый ордер. Более половины агентств так и остается на этой стадии «автоматизации», но оставшаяся половина идет дальше. В основном это крупные сети агентств либо туроператор.

Можно выделить три характерные черты туризма. Во-первых, это -разнообразная и интегрированная торговля услугами. Во-вторых, это -комплексная услуга, как с точки зрения производителя, так и потребителя. Наконец, это - информационно насыщенная услуга. Поэтому туризм - как международный, так и внутренний, - сфера растущего применения информационных технологий.

Система информационных технологий, используемых в туризме, состоит из компьютерной системы резервирования, системы проведения телеконференций, видеосистем, компьютеров, информационных систем управления, электронных информационных систем авиалиний, электронной пересылки денег, телефонных сетей, подвижных средств сообщения и т.д. При этом необходимо отметить, что эта система технологий развертывается не турагентами, гостиницами или авиакомпаниями каждым в отдельности, а всеми ими. Более того, использование каждым сегментом туризма системы информационных технологий имеет значение для всех остальных частей.

Итак, из каких уровней состоит автоматизация туристического агентства?

- офисная оргтехника (телефон, факс, ксерокс);

- компьютеры с программным обеспечением MicrosoftOffice;

- специальное программное обеспечение, используемое для связи офисных программ с глобальными системами бронирования;

- наличие собственных интернет-магазинов.

Требуемый уровень автоматизации фирмы зависит, прежде всего, от количества клиентов. Для фирм с малым объемом реализуемых услуг достаточно использовать средства MicrosoftOffice (Excel, Word, Е-mail и т.п.).

Необходимость использования специального программного обеспечения для автоматизации всей внутриофисной работы зависит от

объемов, и вида деятельности турфирмы, так как программное обеспечение для турагентов и туроператоров различается.

Комплексная автоматизация турфирмы включает в себя помимо внутриофисной автоматизации, делопроизводства, бухучета, наличие интернет-каналов и систем бронирования туристических услуг.

В настоящее время для информатизации используются следующие программы: Amadeus, Galileo, Worldspan и многие другие. В России всё более популярной становится программа - «Турфирма-Онлайн».

Версия представляет собой очень простую программу, с «шахматкой», которая может стать быстрым для освоения трамплином при переходе с бумажной версии ведения учета. Начать работу в ней можно практически сразу же. Основное окно программы - привычная «шахматка», непосредственно из которой можно управлять бронированиями.

Таким образом, уже сегодня российские туроператоры могут с помощью компьютерной системы бронирования сделать свой бизнес более динамичным и более прибыльным.

Использованные источники:

1. Аметустаева Д. М. Разработка системы управления конкурентноспособности туристического предприятия на основе информационных технологий // Междунар. науч.-исслед. журн. - 2015. - № 6-3 (37). - С. 11-14 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-sistemy-upravleniya-konkurentosposobnosti-turisticheskogo-predpriyatiya-na... (20.04.2016).

2. Бызова А. И. Инновации в туризме // Науковедение. - 2011. - №. 2 (7). - С. 33 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-turizme-1 (20.04.2016).

3. Гаврилов А. Ю. Информационные технологии - эффективный инструмент развития туризма // Туризм: право и экономика. - 2004.- № 1. - С. 17-22.

4. Шаховалов Н.Н. Интернет-технологии в туризме//[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/shahovalov13.htm (20.04.2016)

5. Соловьева И. Когда клиент - соавтор и партнер // Турбизнес. - 2015. - № 10. - С. 36-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.