рования в машиностроении», заместитель начальника Центра САПР ФГУП ОмПО «Иртыш».
Адрес для переписки: e-mail: vvs1976@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 21.06.2010 г. © В. В. Соседко
УДК 338.486: 004 Q. В. ЛУКИНА
Н. А. ГУЛИЕВ
Омский государственный институт сервиса
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ_____________________________________
Необходимость совершенствования технологии автоматизации деятельности туристских предприятий диктуется современными рыночными условиями и развитием технических и программных средств. Существуют различные способы автоматизации туристских предприятий, применение которых обусловлено спецификой решаемых задач. Ключевые слова: техника, технология, туристское предприятие, программный продукт.
Комплексный подход к совершенствованию деятельности туристских предприятий, позволяющий предоставлять клиентам качественные услуги, эффективно управлять турфирмой, реагировать на стремительные изменения спроса и предложений, невозможен сегодня без информационной и технической поддержки туристического бизнеса.
Одним из основных условий повышения эффективности деятельности предприятия и его развития являются технические и технологические меры [1].
Технические меры — мероприятия по повышению уровня автоматизации и механизации труда работников; внедрению более производительных машин и оборудования; повышению коэффициентов их использования.
Технологические меры — мероприятия по внедрению прогрессивной технологии продвижения турпродуктов, внедрению прогрессивных методов продажи туров и новых видов туристских услуг покупателям; совершенствованию технологии приема и обслуживания туристов и т. п.
В данной работе основное внимание сосредоточено на анализе применения современных техники и технологии автоматизации на туристских предприятиях, основной деятельностью которых является организация туризма.
К туристским предприятиям относятся:
1) предприятие — туроператор, осуществляющее разработку, формирование и реализацию туристского продукта;
2) предприятие — турагентство, осуществляющее реализацию туристского продукта, сформированного туроператором [2].
Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами. Кратко охарактеризуем деятельность туроператора и турагента. Туристский продукт формируется туроператором из комплекса услуг по
перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта [3]. Их оказывают транспортные компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и выставочные залы, парки аттракционов, спортивные, курортные организации и пр. Туроператор составляет дифференцированные туристские продукты из составляющих услуг в соответствии с пожеланиями клиентов. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены на туры, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам [4]. Таким образом, турагент — это посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров. Турагент может добавить к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения и обратно.
Турагентство — достаточно распространенный вид бизнеса в туризме. Значительная часть фирм действует как розничные турагентства, работая с клиентами напрямую. Основные задачи турагентства: полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и т. д.; продвижение этой информации с помощью рекламы; организация продажи туристского продукта в соответствии с современными методами торговли, с использованием специфики и особенностей туристского бизнеса.
Как показывает практика, иногда функции туроператора и турагента выполняет одна организация, которая может сама формировать тур-продукты как туроператор и продавать их туристам
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (93) 2010 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (93) 2010
и другим турагентам, а также она может работать как турагент, приобретая туры у других фирм для своих клиентов.
Анализ выполняемых задач туристскими предприятиями показывает, что деятельность их сотрудников чрезвычайно информационно насыщена. Поэтому в современных условиях развития информационных технологий уже невозможно обойтись без применения технических, программных средств и технологий, позволяющих автоматизировать деятельность туристских предприятий [5]. Автоматизация туристической деятельности естественным образом приводит к оптимизации бизнес-процессов. Например, современные технологии позволяют минимизировать время и затраты при прохождении заказа по цепочке от регистрации бронирования в информационной системе до учета факта продажи услуги в бухгалтерской программе. При этом создается база данных, позволяющая делать любые виды отчетности и в любой момент времени получать аналитическую информацию о работе фирмы за любой период. Заметно возрастает качество и скорость обслуживания клиентов.
Технология автоматизации туристского предприятия представляет собой комплекс мероприятий, включающий проектирование; выбор технических средств: серверов и активных устройств, определяющих топологию локальной вычислительной сети, оргтехники; выбор способа и технических средств для подключения к сети Интернет; выбор системного, прикладного и управляющего программного обеспечения; прокладку локальных компьютерных сетей, монтаж оборудования; обучение персонала.
Специфика туристских информационных коммуникаций предусматривает различные схемы взаимодействия участников рынка, следовательно, и предопределяет выбор технических и программных средств.
Специалисты туристской компании от программного продукта ждут решения следующих вопросов: помощь в создании предложений и расчет их стоимости; создание базы данных, аккумулирующей сведения о партнерах, клиентах, рекламе, заявках, платежах, турах, отелях, авиарейсах, курсах валют и т. д.; наличие мощной аналитической системы, позволяющей видеть общую картину спроса предложений, финансового состояния фирмы и т. д.; сокращение времени и упрощение процесса оформлении заявки за счет автоматической выписки полного комплекта необходимых документов; взаимосвязь выбранной системы автоматизации с другими разработками, использующимися на рынке туристических услуг: поисковыми системами, бухгалтерскими программами и т. д.; объединение удаленных офисов туристских предприятий в сеть посредством единой базы данных, а также осуществление непосредственной связи с партнерами.
Такие возможности предоставляют современные специализированные программные продукты. Исходя из специфики деятельности туристских предприятий, на сегодняшний день можно выделить следующие основные современные решения, отличные функционально: программные комплексы для автоматизации деятельности компаний-туроператоров; программные комплексы для автоматизации туристических агентств. Причем данные продукты не представляют собой замкнутую систему, имеют возможность поиска различной информации в сети Интернет; интеграцию с популярными системами поиска и бронирования туров и туруслуг и пр.
Необходимо отметить, что применение специализированных программных продуктов для туристских фирм — это современная технология управления деятельностью предприятий. Наряду с этим способом автоматизации выделяют применение стандартных прикладных программных продуктов, таких как пакет программ MSOffice и пр. Однако такой способ не может обеспечить решения многих задач туристского предприятия и считается устаревшим.
Анализ рынка современного специализированного программного обеспечения показывает, что конкуренция на рынке услуг по автоматизации турбизнеса достаточно велика. Специализированные программные продукты для турфирм выпускают несколько компаний: «САМО-Софт», «Аримсофт», «Мегатек», «1С-Рарус», «Тур1», «Импульс ИВЦ», «Геософт» и др. Лидерами рынка ПО являются компании «Мегатек» и «САМО-Софт», у которых, кстати, есть совместная разработка—единый информационный сервер «Бронни».
Компания «САМО-Софт» занимается разработкой программного обеспечения для туристских предприятий с 1991 года, создала несколько программных продуктов. Например, для туроператоров разработан программный комплекс «САМО-тур», для турагентств — «САМО-ТурАгент». Системные требования для «САМО-Тур»: для серверной части Microsoft Windows 2000 Server и выше и Microsoft SQL Server 2005 и выше. Для клиентской части: Intel Pentium 1,5 ГГц; 256 Мб RAM; Microsoft Windows 2000 и выше, Microsoft Office 2000 (желательно XP) и выше. «САМО-ТурАгент» функционирует на отдельном компьютере, в локальной вычислительной сети, а также в удаленной сети по каналам Интернет. Все данные хранятся в центральной базе данных (поддерживаются СУБД MS Access и MS SQL Server).
Компанией «Мегатек», основанной в 1996 году, разработаны программы и для небольших турагентств и для крупных компаний-туроператоров, как отправляющих туристов так и принимающих их. Рассмотрим требования к программно-аппартному обеспечению программы для автоматизации деятельности туроператоров «Мастер-Тур». В офисе фирмы может быть установлено любое сетевое обеспечение, поддерживающее протокол TCP/IP. Базовой сетью является MS Network. Компьютер-сервер: Pentium IV / 2 Гб ОП. Эталонная база данных и ПО занимает от 100 Мб на жестком диске. Компьютер — клиент: не ниже Pentium-III, 512 Мб ОП. Клиентская часть на жестком диске занимает около 100 Мб. Программа «Мастер-Тур» написана в архитектуре клиент-сервер. В качестве сервера базы используется MS SQL Server 2000/2005. Для разработки клиентской части используются C# и Centura Team Developer 2000. Требования к программно-аппаратному обеспечению для установки программы автоматизации деятельности турагентства «Мастер-Турагент»: Pentium III 300 MHz, 128 MB RAM, Microsoft Windows 98, NT 4.0 SP6a, Me, 2000 SP2, XP,Vista, Server 2003 или более новая. Microsoft Internet Explorer 5.01 или выше. Сеть на базе протокола TCP/IP — для работы в сетевом режиме. Доступ в Интернет — для обмена данными с туроператором. Программа построена по трехзвенной архитектуре; взаимодействие клиентской программы и сервера приложений осуществляется посредством технологии Remoting. В качестве СУБД Microsoft SQL Server 2000. Для обмена данными с внешними системами используется формат TourML.
Вызывает интерес тенденция некоторых ком-паний-разработчиков программного обеспечения
б)
Рис. 1. Схемы применения модуля онлайн-бронирования туров туроператора: а - на сайте ТО; б - посредством обмена данными через СПО ТА и ТО
Рис. 2. Схема взаимодействия турагентств и туроператоров посредством систем поиска и бронирования туров
использовать очень распространенную платформу на базе 1С. Например, программы «ИМПУЛЬС: Турагент 1.0», «1 С-Рарус: Турагентство» и «1 С-Рарус: Туроператор» работают на платформе «1С: Предприятие 7.7».; «Геософт: Турагентство»—на платформе «1С: Предприятие 8.1».
Относительно недавно появившаяся программа «Тур1», на наш взгляд, имеет хорошие перспективы для внедрения в деятельность турагентств, поскольку имеет широкие возможности, низкую стоимость, проста в установке и использовании, осуществляется онлайн поддержка разработчика.
Взаимодействие турагентств (ТА) и туроператоров (ТО) может иметь различные формы. Ниже показаны схемы современных способов организации обмена информацией между ними. Каждый способ использует соответствующее техническое и программное обеспечение.
На рис. 1а изображен достаточно простой способ поиска и бронирования туров. Турагентство может не иметь какого-то специализированного программного обеспечения (СПО) и пользоваться стандартными продуктами, например, пакетом программ МЯОГйсе. Отметим преимущества такого способа: информация от первоисточника-туроператора; возможность онлайн бронирования. Однако имеются и недостатки: необходимо изучать характер работы поисковика каждого туроператора; при бронировании у всех туроператоров разные пароли; выбор ограничен: у каждого туроператора свои страны, курорты, отели, даты вылета; для поиска нужного тура тратится много времени; невозможность быстро сравнивать предложения разных туроператоров между собой; невозможность предлагать клиентам самую выгодную цену на рынке.
Необходимо отметить, что такой способ применим, если у туроператора есть модуль онлайн-бронирования. Как правило, большинство туроператоров его имеют. Тем не менее до сих пор еще существуют сайты туроператоров, на которых выложены только прайс-листы предложений, и для связи с ними необходимо звонить по телефону, общаться посредством электронной почты или факса. Такой способ нами не рассматривается.
Более современными технологиями с применением модуля онлайн-бронирования туров туроператора являются технологии передачи данных между
взаимодействующими специализированными программными продуктами турагента и туроператора, когда заявка туроператору осуществляется из СПО турагента в СПО туроператора (рис. 1б).
На рис. 2 приведена схема использования поисковых систем—посредников между туроператором и турагентом. Такой способ требует регистрации в поисковой системе, но не предъявляет требований к установке внутриофисной системы автоматизации. Иногда информация в поисковых системах может оказаться неактуальной и недостоверной. Однако существуют и преимущества: концентрация информации в одном месте; широта выбора и объемный охват рынка; возможность сравнивать предложения различных туроператоров между собой и выбирать лучшие варианты.
На рис. 3 показано взаимодействие информационных систем туроператора и турагента. В данном случае, когда мы говорим о системе «он-лайн бронирования», мы имеем в виду непосредственное «общение» турагентской программы с актуальной базой данных туроператорского модуля посредством Интернет. Этот процесс исключает промежуточные звенья в диалоге «турагентство-туроператор», тем самым позволяя избежать тех явных недостатков, что присущи информационно-поисковым системам: частой неактуальности размещенной информации, невозможности отследить «стоп-сейлы», длительного ожидания подтверждения заявки туроператором, наконец, человеческого фактора.
Авторами статьи было проведено исследование с целью выявления особенностей применения современной техники и технологии для автоматизации деятельности туристских предприятий города Омска. Рынок туристских услуг Омской области имеет свою специфику. Согласно сведениям, полученным в процессе интервью с советником министра по делам молодёжи, физической культуры и спорта Омской области Раннинен Ириной Анатольевной, в Омске работает чуть более 200 туристских предприятий, подавляющее большинство из них являются турагентами, только три компании являются туроператорами по выездному туризму и пять — по внутреннему. На сегодняшний день четыре крупных туроператора, имеющие собственные бренды, стабильно работающие на рынке, открыли свои офисы в Омске. Большинство турагентств сегодня —
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (93) 2010 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (93) 2010
СПО ТО1 СПО ТО2 СПО ТОп
~Ж_
Единый информационный сервер
СПО ТА1 СПО ТА2 СПО ТА3 СПО ТАп
Рис. 3. Взаимодействие информационных систем туроператора и турагента посредством единого информационного сервера
%
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
1 2 3 4 5 6
Рис. 4. Программы, применяемые для автоматизации деятельности турагентств Омска: 1 -пакет программ МБОГГісе; 2-онлайн бронирование на сайтах ТО;
3-бухгалтерские программы; 4 -системы поиска и бронирования туров;
5-специализированные программные продукты внутриофисной автоматизации;
6-собственные разработки
и
80
56
56
компании, в которых работают всего от трех до пяти сотрудников.
Анализ показал, что все туроператоры пользуются внутриофисными информационными системами, позволяющими комплексно автоматизировать деятельность организаций. Все туристские предприятия, как туроператоры, так и турагентства, имеют подключение к сети Интернет. Нами был проведен опрос 125 турагентств (рис. 4). Анализ ответов на вопросы показал, что все опрошенные пользуются стандартным пакетом программ МЯОГйсе, причем для выполнения основных задач турагентства (ведение баз данных или списков клиентов, учет заявок, проданных туров и пр.) данный пакет также используется довольно часто. Для бронирования туров и выписки документов туристу чаще всего применяют системы онлайн-бронирования на сайтах туроператоров. Для ведения бухгалтерского учета многие турагентства используют программу «1С: Бухгалтерия» и подобные, или пользуются услугами квалифицированных бухгалтеров, владеющих навыками работы в них. Регулярное применение поисковых систем не пользуется особой популярностью. Причем многие менеджеры отметили, что поисковые системы нужны на начальном этапе ознакомления с рынком туруслуг, а опытный менеджер может ориентироваться в предложениях нескольких надежных туроператоров, с которыми постоянно работает турагентство. Под собственными разработками понимаются программы, написанные сотрудником предприятия или выполненные на заказ программистом или организацией, не специализирующейся на изготовлении программ для турфирм. Специализированными программными продуктами пользуется относительно небольшое количество турагентств, причем делают это только достаточно
крупные турагентства. Небольшие компании, в штате которых от трех до пяти человек, не имеют таких программ.
Нами были выявлены основные причины отсутствия специализированных программных продуктов в турагентствах:
— недостаточная компетентность руководства и работников турагентства в вопросах автоматизации;
— небольшой объем работ, осуществляемых турагентством, в связи с чем не возникает острой необходимости повышения производительности труда, которое способны обеспечить специализированные программные продукты;
— трудоемкость работ, связанная с проектированием и внедрением технических и технологических мероприятий, которые направлены на полное и достоверное обследование компании во всех аспектах ее деятельности с целью построения информационной системы предприятия, что может привести к реорганизаци структуры компании, закупке нового оборудования и пр.;
— необходимость финансовых затрат, требуемых для покупки и установки специализированного программного обеспечения и, в ряде случаев, модернизации аппаратного обеспечения;
— опасения руководства и сотрудников предприятия по поводу возникновения ошибок на начальном этапе внедрения программ и увеличением нагрузки на сотрудников, связанное с необходимостью ведения двойного документооборота — по старой и новой технологии, призванное помочь предотвратить ошибки;
— сопротивление сотрудников предприятия, обусловленное нежеланием изменять привычную технологию работы и обучаться новой.
Таким образом, на рынке программных продуктов представлено несколько компьютерных систем, позволяющих комплексно автоматизировать внутреннюю деятельность туристских фирм. Туроператоры для повышения эффективности своей работы активно используют современную технику и технологию для формирования и продвижения тур-продукта. Многие турагентства не применяют передовые технологии по ряду вышеуказанных причин. Однако современные техника и технология способны кардинально изменять методическую, информационную и технологическую составляющие управленческих процессов на туристских предприятиях и осуществлять их на качественно новом, более высоком уровне. Наступит такое время, когда комплексная автоматизация деятельности турфирм будет необходимостью в условиях возрастающей конкурентной среды и всестороннего проникновения новых технологий во все сферы человеческой деятельности.
Библиографический список
1. Саратовцев, Ю.И. Технология туризма: учеб. пособие / Ю.И. Саратовцев. - СПб.: СПбГИЭУ, 2002. - 184 с.
2. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квар-тальнов.—М.: Финансы и статистика, 2000. — С. 264, 299.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 49 (02 декабря). — Ст. 5491.
4. Основы туристской деятельности: учебник / Г.И. Зорина [и др.]; сост. Е.Н. Ильина. — М. : Советский спорт, 2002. — С. 101.
5. Гулиев, Н.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учеб. пособие / Н. А. Гу-лиев, О. В. Лукина. — Омск: ОГИС, 2004. — 215 с.
ЛУКИНА Ольга Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма.
Адрес для переписки: e-mail: lookina@rambler.ru ГУЛИЕВ Новруз Амирханович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма.
Адрес для переписки: e-mail: guliev_omgis@mail.ru
Статья поступила в редакцию 07.07.2010 г.
© О. В. Лукина, Н. А. Гулиев
Книжная полка
004.8/Я82
Ясницкий, Л. Н. Введение в искусственный интеллект [Текст]: учеб. пособие для вузов по мат. направлениям и специальностям / Л. Н. Ясницкий.-2-е изд., испр.-М.: Академия, 2008.-174, [1] с.: рис., табл.-(Высшее профессиональное образование).-Библиогр.: с. 170-173. -ISBN 978-5-7695-5390-5.
Изложены два основных подхода, применяемые при создании систем искусственного интеллекта: технология экспертных систем и нейросетевые технологии. Освещены вопросы их практического использования при решении задач распознавания образов, прогнозирования, диагностики, оптимизации и т. д.
Рассмотрены проблемы применения интеллектуальных систем в экономике, бизнесе, финансах, машиностроении, политологии, медицине, криминалистике. Подробно описан новый раздел искусственного интеллекта, связанный с созданием интеллектуальных систем, имитирующих творческую деятельность математика-профессионала при аналитическом решении краевых задач математической физики.
004/М48
Мельников, В. П. Информационные технологии [Текст]: учеб. для вузов по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Информационные системы и технологии» / В. П. Мельников.-М.: Академия, 2008.-424, [1] с.: рис.-(Высшее профессиональное образование).-Библиогр.: с. 417-419.-ISBN 978-5-7695-3950-3.
Представлены основные положения, понятия и определения по содержанию и применению информационных технологий в различных сферах деятельности мирового сообщества, в частности организационно-правового, технического, методологического и программно-аппаратного обеспечения и сопровождения информационных взаимодействий общественных формаций. Особое внимание уделено системному и комплексному подходам к применению информационных технологий, организационно-техническому и программному обеспечению информационных технологий в различных сферах деятельности государства, предприятий и организаций, в том числе и их информационной безопасности.
004.7/Х82
Хорошевский, В. Г. Архитектура вычислительных систем [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению «Информатика и вычислительная техника» / В. Г. Хорошевский.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008.-519 с.: рис., табл.-(Информатика в техническом университете).-Библиогр.: с. 519.-ISBN 978-5-7038-3175-5.
Рассмотрены основные архитектурные концепции построения средств обработки информации, модели функциональной организации электронных вычислительных машин (ЭВМ Дж. фон Неймана, модель вычислителя) и параллельных вычислительных систем (модель коллектива вычислителей). Описаны канонические функциональные структуры и наиболее интересные промышленные реализации конвейерных, матричных, мультипроцессорных и распределенных вычислительных систем. Особое внимание уделено архитектурно наиболее совершенному классу ВС-системам с программируемой структурой.
Приведены инженерные методы комплексного анализа производительности, надежности, живучести и техникоэкономической эффективности, а также не трудоемкая технология экспресс-анализа качества функционирования ЭВМ и ВС и осуществимости параллельного решения сложных задач.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (93) 2010 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ