Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ПРАВОВОЙ КЛАССИФИКАТОР РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / UNIFIED LEGAL CLASSIFIER OF THE REPUBLIC OF BELARUS / INFORMATION LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS / LEGAL NAVIGATOR / SYSTEMATIZATION OF LEGISLATION / CODE OF LAWS OF THE REPUBLIC OF BELARUS / DICTIONARY OF LEGAL TERMS / IMPROVEMENT OF LEGISLATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / ПРАВОВОЙ НАВИГАТОР / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СВОД ЗАКОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / СЛОВАРЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванцова Ю. Г.

Дается характеристика основных информационных технологий при проведении систематизации информационного законодательства Республики Беларусь. Исследована роль поискового навигатора, Единого правового классификатора Республики Беларусь, Свода законов Республики Беларусь в электронной форме, словаря юридических терминов на белорусском, русском и английском языках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE INFORMATION LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The author gives a description of the main information technologies during the systematization of the information legislation of the Republic of Belarus. The role of the search navigator, the Unified Legal Classifier of the Republic of Belarus, the Code of Laws of the Republic of Belarus in electronic form, and the Dictionary of Legal Terms in Belarusian, Russian and English are investigated.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 340.13

DOI https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2020.3/2982

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ю. Г. Иванцова

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» Поступила в редакцию 30 ноября 2019 г.

Аннотация: дается характеристика основных информационных технологий при проведении систематизации информационного законодательства Республики Беларусь. Исследована роль поискового навигатора, Единого правового классификатора Республики Беларусь, Свода законов Республики Беларусь в электронной форме, словаря юридических терминов на белорусском, русском и английском языках.

Ключевые слова: Единый правовой классификатор Республики Беларусь, информационное законодательство Республики Беларусь, правовой навигатор, систематизация законодательства, Свод законов Республики Беларусь, словарь юридических терминов; совершенствование законодательства.

оо

о см

Abstract: the author gives a description of the main information technologies during the systematization of the information legislation of the Republic of Belarus. The role of the search navigator, the Unified Legal Classifier of the Republic of Belarus, the Code of Laws of the Republic of Belarus in electronic form, and the Dictionary of Legal Terms in Belarusian, Russian and English are investigated.

Key words: Unified legal classifier of the Republic of Belarus, information legislation of the Republic of Belarus, legal navigator, systematization of legislation, Code of Laws of the Republic of Belarus, dictionary of legal terms, improvement

СЧ of legislation.

176

За время существования суверенной Республики Беларусь была создана развитая система информационного законодательства, представленного в форме комплексного массива нормативных правовых актов со слабыми предметно-функциональными связями между его частями. Усиление связей и трансформация массива в комплексную отрасль законодательства может быть осуществлена с помощью систематизации. Под систематизацией законодательства при этом понимают «деятельность по приведению нормативных правовых актов в единую, упорядоченную систему»1.

Известно, что начиная с 60-х — первой половины 70-х гг. ХХ в. ученые говорили об использовании информационных технологий в различных

1 Пиголкин А. С. Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А. С. Пиголкина. СПб., 2003. С. 30. © Иванцова Ю. Г., 2020

областях юридической деятельности. В тот период интерес исследователей был сосредоточен на изучении информационного обеспечения механизма государственного управления, развитии автоматизированных систем управления, использовании кибернетических методов и вычис- ^ лительной техники в сфере юридической деятельности, а также в пра- _ вотворчестве и при реализации (применении) права, отдельных видов ^ последней2. В настоящее время уже не для кого не новы идеи о существо- а вании «виртуального» государства3. Ц

В настоящее время информационно внедрены во все сферы жизнедеятельности белорусского общества. Не осталась в стороне и юридическая деятельность. В Республике Беларусь н функционируют различные информационно-правовые системы (далее — О ИПС) правовой информации, внедрены иные информационные технологии, которые оказывают влияние на систематизацию информационного Ц законодательства Республики Беларусь. о

ИПС правовой информации являются «необходимым инструмен- Ы том в процессе деятельности по систематизации нормативных право- о> вых актов»4. Наиболее известными в Республике Беларусь ИПС «ЭТАЛОН», «ЭТАЛОН-ОКЬШЕ» (Национальный центр правовой О информации Республики Беларусь (далее - НЦПИ)); «Консультант- О Плюс» (ООО «ЮрСпектр»); АПС «Бизнес-Инфо» (ООО «Профессиональ- и ные правовые системы»); «Нормативка.Ьу» (ОДО «Профигруп») и др. И ш только правовая информация, содержащаяся в государственных инфор- п мационно-правовых ресурсах и изданиях, является официальной (п. 25 т Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 712 «О М совершенствовании государственной системы правовой информации Ре- т спублики Беларусь»)5. В связи с этим при осуществлении официальной а систематизации необходимо использовать эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь (далее - ЭБДПИ Республики . Беларусь), распространяемый в ИПС «ЭТАЛОН-ОКЬШЕ» и ИПС «ЭТАЛОН» (версия 6.8).

В данной статье рассмотрим отдельные информационные технологии, используемые в Республике Беларусь при систематизации информационного законодательства, под которыми будем понимать «совокуп- _" ность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) пре-

2 См.: Керимов Д. А. Кибернетика и право // Советское государство и право. 1962. № 11. С. 98—104 ; Кнапп В. О возможности использования кибернетических методов в праве / пер. с чешского М. П. Лебедева. М., 1965 ; и др.

3 См.: Старилов Ю. Н. Модернизация Российского государства и улучшение качества административно-правового регулирования в области защиты прав и свобод человека и гражданина // Право и государство. 2013. № 2 (59). С. 67.

4 Шельменков В. Н. О систематизации законодательства с использованием информационных правовых систем // Государство и право. 2016. № 8. С. 99.

5 ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой ин-форм. Республики Беларусь. Минск, 2019.

доставления, использования»6 правовой информации в информационной сфере. Среди них:

— поисковый навигатор;

— Единый правовой классификатор Республики Беларусь (далее — ЕПК Республики Беларусь);

— Свод законов Республики Беларусь (в электронной форме);

— Словарь юридических терминов на белорусском, русском и английском языках (далее — Словарь юридических терминов).

Поисковый навигатор. В настоящее время данный «инструмент» имеет название «поисковый навигатор» и доступен для использования в составе ИПС «ЭТАЛОН». О. О. Полещук отмечает, что поисковый навигатор представляет собой информационно-поисковый ресурс, призванный обеспечить оптимизацию поиска, навигацию в информационном массиве указанной выше ИПС и индексирование правовых актов при их юридической обработке7. При исследовании данной информационной технологии нами были инициированы внесения изменений в содержание данного инструмента, и разработчиками поискового навигатора добавлены в него следующие тематические группы (дескрипторы):

1) «информационно-коммуникационные технологии» (далее — ИКТ);

2) «международные информационные отношения», включающие правовое регулирование: в области связи (электрической, почтовой); в области доступа и обмена информацией; по вопросам пресечения обращения порнографических изданий; по вопросам обеспечения международной информационной безопасности; в области информатизации и информационных технологий и пр.;

3) «сотрудничество стран СНГ в информационной сфере», включающее правовое регулирование по вопросам сотрудничества стран СНГ в

оо области: создания совместных органов в информационной сфере; информатизации, создания и использования информационных систем, сетей; связи (электрической, почтовой); книгоиздания, полиграфии, периодической печати, фильмопроизводства; средств массовой информации, рекла-сч мы; защиты информации, обеспечения информационной безопасности.

Таким образом, после вышеизложенных внесенных изменений можно констатировать, что поисковый навигатор системы «ЭТАЛОН» в дей-178 ствующем на сегодняшний день виде не противоречит выделенным нами ранее частям информационного законодательства Республики Беларусь8

6 Об информации, информатизации и защите информации : закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З (в ред. от 11.05.2016) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Минск, 2019.

7 См.: Полещук О. О. Некоторые вопросы использования информационно-поискового тезауруса в задачах информационного поиска // ЭТАЛОН. Правоприменительная практика Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Минск, 2019.

8 Ранее нами во внутренней структуре информационного законодательства Республики Беларусь были выделены следующие структурные части: законодатель-

Административное право и процесс

и может быть инструментом при систематизации в форме (виде) инкорпорации, консолидации, кодификации информационного законодательства Республики Беларусь.

ЕПК Республики Беларусь. Автоматизированный учет норматив- £ ных правовых актов осуществляется с помощью многоуровневого ЕПК _ Республики Беларусь, который утвержден Указом Президента Республи- ^ ки Беларусь от 4 января 1999 г. № 1 и представляет собой систематизиро- а ванный массив правовых актов, отражающий «предметное и отраслевое Ц деление нормативных правовых актов, составляющих законодательство § Республики Беларусь (иерархическое строение классификатора)»9.

Как отмечает А. С. Пиголкин, классификатор является одной из ме тодологических основ систематизации и кодификации законодательства важным инструментарием, без которого невозможна эффективная законодательная деятельность. Он не только позволяет получать достаточно Ц

полную и точную информацию о правовых актах, но и способствует наве- °

10 н

дению должного порядка в их систематизации10. ы

Подробный анализ ЕПК Республики Беларусь показал следующее: о>

1) информационное законодательство не выделяется в отдельную е

х

группу в отличие, например, от жилищного законодательства, законода- о тельства о здравоохранении и др.; о

2) нормативные правовые акты, регулирующие отношения в инфор- 5 мационной сфере, рассредоточены по различным рубрикам11: законода- § тельство в области лицензирования деятельности по технической и (или) п криптографической защите информации (04.01.03.16); законодательство т по вопросам архивного дела («Архивы. Архивные фонды» - 10.03.04); М законодательство в области делопроизводства («Документоведение. Де- 5 лопроизводство» - 10.03.05); законодательство о связи (04.12); законода- а тельство об информации, информатизации и защите информации (10.03); законодательство в области общих вопросов безопасности государства (государственные секреты (12.02.02)); законодательство о международном сотрудничестве в области информации, информатизации, связи и телекоммуникаций (16.03.10) и пр.

Представляется, что основным направлением совершенствования национального законодательства (в том числе и при проведении систе-

X

-е-

о "о

179

ство об ИКТ; законодательство, регулирующее правовые режимы информации; законодательство, регулирующее информационную деятельность субъектов; законодательство, регулирующее защиту информации и обеспечение информационной безопасности; законодательство, регулирующее международные информационные отношения (более подробно см.: Иванцова Ю. Структура информационного законодательства Республики Беларусь // Юстиция Беларуси. 2016. № 10. С. 76—79).

9 Гриневич М. Г. О роли Единого правового классификатора Республики Беларусь в формировании национальной системы законодательства // Право.Ьу. 2010. № 1. С. 9.

10 См.: Пиголкин А. С. Систематизация законодательства в Российской Федерации. С. 159.

11 См.: Информация по состоянию на 01.09.2019.

матизации) является сближение информационного законодательства и информационного права. Н. В. Сильченко считает, что классификатор должен быть результатом «наложения» отраслевой структуры законодательства на отраслевую структуру права и быть приближенным при этом к сложившимся отраслям государственного управления, поскольку основная масса нормативных правовых актов издается по сферам государственной власти и управления12. Взяв за основу данную позицию Н. В. Сильченко, отметим следующее.

Во-первых, при совершенствовании и систематизации информационного законодательства Республики Беларусь следует исходить из его сближения в системно-структурном аспекте с информационным правом. В настоящее время такое сближение наблюдается через их общие правовые институты, что впоследствии необходимо отобразить в структуре ЕПК Республики Беларусь.

Во-вторых, комплекс нормативных правовых актов, помещенных в рубрику «законодательство об информации и информатизации», не охватывает все законодательство в информационной сфере, так как «нормативные массивы должны совпадать со сферой государственного управ-ления»13. Поэтому помимо рубрики «законодательство об информации, информатизации и защите информации» информационное законодательство Республики Беларусь в полном объеме или частично должно включать в себя:

— законодательство в области государственной статистики;

— законодательство в области архивного дела; делопроизводства;

— законодательство о связи;

— законодательство в области общих вопросов безопасности государства (государственные секреты);

— законодательство о международном сотрудничестве в области ин-00 формации, информатизации, связи и телекоммуникаций.

Z В то же время, несмотря на несовершенство структурного строения q ЕПК Республики Беларусь, он может по праву считаться ориентиром со-о вершенствования и систематизации информационного законодательства 041 Республики Беларусь. ЕПК Республики Беларусь позволяет вычленить

_из всей массы действующих нормативных правовых актов объекты для

180 дальнейшей систематизации информационного законодательства по ви--довому критерию, объединенные общей сферой государственного управления — информационной. Кроме того, предметно-отраслевой критерий представленных в ЕПК Республики Беларусь нормативных правовых актов может послужить базой для дальнейшего деления (группировки) законодательства на структурные части.

Свод законов Республики Беларусь (в электронной форме). Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-3 «О норматив-

12 См.: Сильченко Н. В. Единый правовой классификатор Республики Беларусь : проблемы и перспективы // Юстыцыя Беларусь 2008. № 1. URL: http://elib. bsu.by/handle/123456789/147437

13 Сшьчанка М. У. Тэорыя крынщ беларускага права. Гродна, 2012. С. 213.

ных правовых актах»14 исключил из законодательства категории «свод законов» и «свод законодательства». Одновременно с этим законодатель поясняет, что полным систематизированным собранием актов законодательства в электронной форме является ЭБДПИ Республики Беларусь (п. 3 ч. 1 ст. 72 Закона № 130-З). _

Таким образом, Свод законов - доктринальная категория и определя- ^ ется как систематизированное с помощью инкорпорации собрание толь- а ко законодательных актов, т. е. является непосредственным итогом ин- ц корпорации. В ранее действующем Своде законов Республики Беларусь § акты информационного законодательства (Законы Республики Бела- ^ русь, Декреты и указы Президента Республики Беларусь) были помеще- н ны в следующие главы: 4.8. — Законодательство о связи (48 актов), 10.3 — О Законодательство об информации и информатизации (42 акта), 12.1.2 — м Государственные секреты (11 актов), 16.23 - Международное сотрудни- Ц чество по вопросам информации, информатизации, связи и телекомму- О никаций (244 акта))15. В Свод законов было включено около 345 актов, х из названия которых следовало, что они регулируют информационные е отношения, посвященные отдельным видам информации (коммерческой е тайне, научно-технической информации и пр.), статистике и учету, сред- х ствам массовой информации, издательскому делу, рекламной деятельно- О сти и др. Таким образом, акты в информационной сфере в Своде законов и представлены преимущественно из законов, которые, хотя и регулируют «наиболее типичные и устойчивые, ключевые, основные, основополага- п ющие, наиболее важные общественные отношения»16 в информацион- с ной сфере, но не охватывают все виды информационных отношений, по- м скольку максимальная доля правового регулирования информационных т отношений приходится на подзаконные акты. 3

Полагаем, что Свод законов Республики Беларусь (в его прежней фор- и ме) мог бы все-таки играть роль ориентира при кодификации информа- .. ционного законодательства Республики Беларусь (при которой необходимо учитывать не только специальные акты в информационной сфере, но и нормы других отраслей права), а для других видов систематизации (инкорпорации и консолидации), объектом которых является весь массив законодательства, играл бы второстепенную роль. -

Словарь юридических терминов. При осуществлении системати- 181 зационной деятельности следует уделять пристальное внимание единообразию понятий и дефиниций. В настоящее время интенсивное развитие информационного законодательства в Республике Беларусь порождает некоторые проблемы такого свойства. Например, нередки случаи полисемии; отсутствуют определения родового понятия, в то же время видовые понятия присутствуют; наблюдается несоответствие «смыслово-

14 ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Минск, 2019.

15 Информация по состоянию на 12.10.2018.

16 Проблемы законотворчества и развития правовых систем / под ред. Н. В. Сильченко. Гродно, 1997. С. 4.

го наполнения» понятий, подмена понятий, встречаются случаи терминологической синонимии и т. п. Следует отметить, что при использовании юридической терминологии в текстах нормативных правовых актов необходимо руководствоваться общим принципом «стабильности терминологии и устойчивости принятых обозначений»17.

По данному поводу В. А. Шаршун и М. Г. Гриневич отмечают, что «унификация юридической терминологии является одним из важнейших средств обеспечения единого информационно-правового пространства Республики Беларусь, используемого нормотворческими органами при подготовке проектов правовых актов, и важным средством обеспечения единства употребления юридической терминологии не только в рамках одного нормативного правового акта, но и всей соответствующей отрасли законодательства»18.

Для разрешения проблемы «терминологической неточности» при формировании комплексной отрасли информационного законодательства в Республике Беларусь создан «Словарь юридических терминов». Указанный ресурс представлен в ИПС «ЭТАЛОН» как самостоятельный ресурс в отдельной вкладке, а также имеется его интернет-версия, размещенная на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь19. Каждая позиция многоязычного словаря, помимо термина, представленного на белорусском, русском и английском языках, отражает его смысловые (ассоциативные) связи с иной терминологией ресурса, что позволяет получить представление об его месте в системе иных терминов с учетом имеющихся взаимосвязей20.

Таким образом, использование Словаря юридических терминов помимо поисковой функции при проведении систематизации позволит:

— решить проблемы терминологической неточности и неоднозначно-^ сти понятийного аппарата будущей отрасли информационного законодательства, а также выявить ее внутренние противоречия;

— определить системные связи между различными терминологиче-° скими единицами.

сч Итак, использование информационных технологий при систематизации информационного законодательства Республики Беларусь упрощает и облегчает трудоемкую систематизационную деятельность и позволяет 182 наиболее полно выявить проблемы качества нормативных правовых ак-

17 Сыьчанка М. У., Сядзельтк В. В., Жаyняровiч С. А. Агульная тэорыя права : навуч. дапам. / пад рэд. М. У. Сшьчанга. Гродна, 2004. С. 185.

18 Шаршун В. А., Гриневич М. Г. Многоязычный словарь юридических терминов как инновационный терминологический информационно-правовой ресурс // Право.Ьу. 2011. № 3. С. 147.

19 См.: Браусов А. М., Спивак О. И. Информационно-коммуникационные технологии в терминологическо-лингвистическом обеспечении юридической деятельности : опыт Национального центра правовой информации Республики Беларусь // ЭТАЛОН. Правоприменительная практика Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Минск, 2019.

20 См.: Там же.

тов. Являясь инструментально-прикладными, при систематизации они решают следующие задачи:

- отбор и анализ нормативных правовых актов в информационной сфере, подлежащих систематизации, а также выявление предметно-функциональных связей как между частями информационного законодательства, так и между отдельными структурными частями нормативных правовых актов (поисковый навигатор; ЕПК Республики Беларусь; Свод законов Республики Беларусь в электронной форме);

- устранение терминологической неточности, неоднозначности понятийного аппарата будущей комплексной отрасли информационного законодательства Республики Беларусь и выявление системных связей между различными терминологическими единицами (Словарь юридических терминов).

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учрежде-тнъия образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Иванцова Ю. Г., магистр юридических наук, старший преподаватель E-mail: [email protected]

Yanka Kupala State University of Grodno Institute for Professional Skills Upgrading and Retraining

Ivanzova Yu. G., Master of Legal Sciences, Senior Lecturer

E-mail: [email protected]

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.