Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY-NC
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА / ТПП В СУДОСТРОЕНИИ / САПР

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Поляков Н.А., Чулкин С.Г.

В работе рассмотрены наиболее важные для производства информационные технологии, а также основные функции ТПП. Авторами было произведено сравнение путей развития некоторых САПР программ, их возможности в комплексе с системой поддержки инженерных данных и в составе 3D платформ. Учитывая особенности ТПП в судостроении, а также тенденцию к внедрению и развитию гибких производственных систем, сформулированы основные задачи, решение которых АСТПП должна обеспечить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PREPARATION OF SHIPBUILDING PRODUCTION

The paper considers the most important information technologies for production, as well as the main functions of the CCI. The authors compared the development paths of some CAD programs, their capabilities in combination with the engineering data support system and as part of 3D platforms. Given the characteristics of TPP in shipbuilding, as well as a trend towards the introduction and development of flexible manufacturing systems, the basic tasks that the design must ensure.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА»

N.A. Polyakov, S.G. Chulkin Information technologies in the preparation of shipbuilding production

DOI: 10.24937/2542-2324-2021-1-S-I-317-318 УДК 658.512:004.9

Н.А. Поляков, С.Г. Чулкин

СПбГМТУ, Санкт-Петербург

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В работе рассмотрены наиболее важные для производства информационные технологии, а также основные функции ТПП. Авторами было произведено сравнение путей развития некоторых САПР программ, их возможности в комплексе с системой поддержки инженерных данных и в составе 3D платформ. Учитывая особенности ТПП в судостроении, а также тенденцию к внедрению и развитию гибких производственных систем, сформулированы основные задачи, решение которых АСТПП должна обеспечить.

Ключевые слова: подготовка производства, ТПП в судостроении, САПР. Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-1-S-I-317-318 UDC 658.512:004.9

N.A. Polyakov, S.G. Chulkin

St. Petersburg State Marine Technical University, St. Petersburg

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PREPARATION OF SHIPBUILDING PRODUCTION

The paper considers the most important information technologies for production, as well as the main functions of the CCI. The authors compared the development paths of some CAD programs, their capabilities in combination with the engineering data support system and as part of 3D platforms. Given the characteristics of TPP in shipbuilding, as well as a trend towards the introduction and development of flexible manufacturing systems, the basic tasks that the design must ensure. Key words: pre-production, design; pre-production in shipbuilding, CAD. Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Развитие информационных технологий в последние десятилетия оказало влияние на современное производство.

В начале XXI века к числу наиболее важных для производства информационных технологий следует отнести:

■ системы управления базами данных;

■ средства автоматизированного проектирования;

■ технологии электронных коммуникаций;

■ системы коллективной обработки данных;

■ CALS технологии. Известно, что состав основных функций ТПП

в машиностроении и в судостроении достаточно устойчив и в большинстве случаев включает в себя:

■ классификацию и группировку объектов производства;

■ обеспечение технологичности конструкций изделий;

■ проектирование технологических процессов и средств технологического оснащения (СТО);

■ моделирование процессов производства;

■ разработку рациональной структуры производственной системы;

■ закупка, изготовление, монтаж и освоение СТО;

■ проектирование и настройка программных средств автоматизированной системы технологической подготовки производства (АСТПП);

■ оценка надежности технологических решений;

■ формирование управляющей информации (УИ) для вычислительного комплекса производственной системы технологического, производственного и управленческого назначения;

Для цитирования: Поляков Н.А., Чулкин С.Г. Информационные технологии в подготовке судостроительного производства. Труды Крыловского государственного научного центра. 2021; Специальный выпуск 1: 317-318. For citations: Polyakov N.A., Chulkin S.G. Information technologies in the preparation of shipbuilding production. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2021; Special Edition 1: 317-318 (in Russian).

ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

317

Н.А. Поляков, С. Г. Чулкин

Информационные технологии в подготовке судостроительного производства

■ организация и управление процессом ТПП ЕСТПП предусматривает широкое применение типовых технологических процессов, стандартного оборудования и оснастки, средств поддержки инженерно-технических и управленческих работ современными информационными технологиями [1].

На практике для поддержки задач подготовки производства в машиностроении используются автоматизированные системы отечественных и иностранных вендоров. Но если значительная часть предприятий использует САПР иностранных вендоров, то большая часть используемых систем АСТПП - отечественные разработки.

Развитие САПР привело к тому, что в настоящее время на рынке представлены «чисто конструкторские» САПР, по традиции ориентированные главным образом на конструкторов. Из таких САПР можно выделить универсальные (например, AutoCAD) и специализированные на отдельных видах изделий (например, судостроительная САПР Foran). Можно рассматривать такие САПР как традиционные. Одновременно с этим на рынке представлен ряд САПР, являющихся важнейшей частью 3D систем, обеспечивающих поддержку ряда стадий жизненного цикла изделия. Систем такого уровня немного, и они все являются универсальными. Это прежде всего САПР CATIA (в комплексе с системой поддержки инженерных данных ENOVIA, системами 3D моделирования DELMIA и SIMULIA, системой инженерных расчётов и т.д.). Эти программные продукты объединены платформой 3DExperience. Другим примером систем такого класса можно считать САПР Creo в комплексе с системой поддержки инженерных данных Windchill [2].

В рамках каждой их упомянутых платформ программные продукты обеспечивают многократное использование данных, поддержку разнообразных информационных объектов, управление их версиями, управляемое распространение информации о них и т. д. Освоение современных САПР является необходимым условием повышения эффективности производства, особенно на стадии подготовки производства, монтажных работах на объекте морской техники. Это характерно для современных

САПР (так называемых открытых систем и приближающихся к ним по свойствам специализированных современных САПР) [3].

Учитывая особенности ТПП в судостроении, а также тенденцию к внедрению и развитию гибких производственных систем, можно сформулировать следующие основные задачи, решение которых АСТПП должна обеспечить:

1. Системный подход при постановке технологических задач на ЭВМ, на базе которого можно формировать типовые решения. В основе такого подхода лежит представление о ТПП как о едином целом, где процесс обработки информации и управлении им осуществляется на основе единого математического, программного, информационного, лингвистического, технического, методического и организационного обеспечения.

2. Освоение производства и выпуск продукции высшей категории качества в кратчайшие сроки при минимальных материальных и трудовых затратах, путем автоматизации всего комплекса работ по ТПП.

3. Организацию производства высокой степени гибкости, допускающей возможность непрерывного его совершенствования и быстрой переналадки.

4. Рациональную организацию автоматизированного выполнения комплекса инженерно-технических и управленческих работ.

5. Взаимосвязь подсистемы ТПП с другими подсистемами управления производством [4].

Список использованной литературы

1. Медведева С.А. Основы технической подготовки производства: учеб. пособие. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. 69 с.

2. Продукты DELMIA [Электронный ресурс] // DELMIA: [сайт]. URL: https://www.3ds.com/ru/ produkty-i-uslugi/delmia/ (дата обращения: 9.10.20).

3. Бубнов А. САПР в судостроении // САПР и графика. 2000. № 5.

4. Нейман В.М. Автоматизация технологической подготовки производства в судостроении // Прогресивш технологи i системи машинобудування. Донецк, 2007. № 1. С. 159-163.

Поступила / Received: 15.11.21 Принята в печать / Accepted: 08.12.21 © Поляков Н.А., Чулкин С.Г., 2021

318

Труды Крыловского государственного научного центра. Специальный выпуск 1, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.