ческая обоснованность применяемых средств. Речь идет не столько о технологической стороне вопроса, сколько о системном осмыслении психологических, педагогических и социологических основ реализации различных методик и программ дистанционного обучения.
Дидактический аспект развития дистанционного образования отражает педагогические основы этой формы обучения. Особенно важными здесь представляются вопросы подготовки педагогических кадров, которые способны плодотворно и с высоким качеством реализовать концепцию дистанционного обучения в регионах - вдали от базового образовательного центра.
Базисом дидактического процесса, как утверждают специалисты, должны стать формы обучения с применением последних достижений информационных технологий, спутникового образовательного телевидения и т.д.
Для Российской Федерации с ее огромными территориями и рассредоточенностью населения, неравномерностью развития инфраструктуры, приведшей к существенным разрывам в обеспечении населения образовательными услугами, развитие дистанционного обучения представляется одним из наиболее важных элементов стратегии выхода страны на уровень высокоинтеллектуальной и демократической державы.
А. ТРОФИМОВ, доцент С.-Петербургский университет МВД РФ
Мировые тенденции в сфере образования определяют необходимость выработки у обучаемых системного, образного и гибкого мышления, экологической, рефлексивной и информационной культуры, творческой активности и чувства нового, толерантности. Чтобы достичь целей образования, необходимо активно вводить в образовательный процесс новые информационные и телекоммуникационные технологии (НИТ), поскольку лишь при их использовании наиболее эффективно решаются проблемы лично-стно ориентированного обучения, а обучаемые получают реальную возможность в соответствии с индивиду-
Информационные технологии в гуманистической парадигме
альными задатками и способностями достигать максимальных результатов в различных областях знания.
Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, интеллектуального, думающего, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, имеющего свою позицию и рационально организующего самостоятельную познавательную деятельность. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение распорядиться своими знаниями. Уро-
вень интеллекта человека также характеризуется не суммой знаний по определенному предмету, а способностью принимать верные и оптимальные решения в нестандартной обстановке.
Информатизация образования в конечном итоге должна обеспечить доступность получения знаний и информации, развитие интеллектуальных и творческих способностей личности, повышение квалификации и оперативное изменение сферы деятельности каждого человека в течение активного периода жизни, а также необходимые условия для реализации опережающего образования и повышения эффективности дистанционных форм обучения.
Оценка результатов, достигнутых на отдельных этапах перехода к информационному обществу, должна строиться на основе мониторинга развития информационной среды с помощью различных показателей. Некоторые из них носят оценочный характер, другие получают в процессе обработки статистических данных. Самые общие показатели соотносятся с параметрами социально-экономического развития: доля затрат на образование в государственном бюджете (рис. 1), параметры
луги, размеры инвестиций в высокотехнологичные отрасли и т. п.
Другая группа показателей характеризует развитие непосредственно технологического базиса информационного общества и его отдельных составляющих: динамику роста числа пользователей Интернетом, количество персональных компьютеров на 1000 жителей, количество русскоязычных сайтов в Интернете, количество библиотек, культурно-информационных и образовательных центров, оснащенных компьютерной техникой и т. п. Например, в 1992 году на 1000 жителей нашей страны приходилось 3 персональных компьютера, в 1994 году - 5, в 1997 году -12, а на конец 2001 года данный показатель достиг значения 75. Таким образом, с 1997 по 2001 годы он увеличился в 6,25 раза.
Среди обучаемых в вузах Санкт-Петербурга данный показатель достигает в среднем значения 50%. Отсутствие у остальных обучаемых домашних персональных компьютеров может быть компенсировано за счет создания опорных компьютерных пунктов на базе информационных центров вузов.
Кроме того, в настоящее время развитие российских телекоммуникаций
12
9
6
3
10
5,85
3,45 3,63 3,75
1992 1998 1999 2000 2003 2010 2025
Рис. 1. Динамика изменения доли затрат (%) на образование в государственном бюджете России [1].
совокупного платежеспособного спроса на информационные продукты и ус-
идет опережающими темпами по сравнению с другими областями экономи-
ческой деятельности, что позволяет рассчитывать на успешное формирование инфраструктуры предоставления населению информационных и коммуникационных услуг. Несмотря на то, что у нас есть серьезное отставание в области телекоммуникационных и информационных технологий, по темпам роста Россия сейчас - одна из самых быстроразвивающихся стран в мире. Рост российского рынка информационных технологий в 2000 году по сравнению с 1999 годом составил более 9%. Особенно быстро развивается рынок программных средств - рост более 27% [2]. Учитывая, что положительная динамика указанных показателей за год или несколько лет в среднем на 10-20% свидетельствует о постоянном развитии технологического базиса информационной среды, можно смотреть в будущее с оптимизмом.
НИТ предъявляют повышенные требования к уровню квалификации (информационно-технической подготовленности) педагогических и руководящих работников вузов, который в значительной степени определяет прогресс в данном направлении. В целях повышения квалификации педагогических, административно-управленческих и инженерно-технических кадров в этой области необходима тщательная разработка учебно-методических материалов с учетом подготовки различных категорий специалистов.
Проблема состоит также в том, как восполнить или стимулировать увеличение временных затрат педагога на начальной ступени освоения информационных технологий. По данным физиологов, от 40% до 60% современных людей отличаются технофобией, т.е. избегают работы с техникой, в том числе и с компьютерами [3]. Вместе с тем анкетирование профессорско-преподавательского состава различных вузов страны показало, что около 80% пре-
подавателей поддерживают идею их активного использования в образовательном процессе и психологически готовы участвовать в разработке учебно-методических материалов для подобных форм обучения.
Для создания высокотехнологичной информационно-образовательной среды требуется комплексное решение следующих наиболее значимых задач [4-6]:
■ создание программных сред для разработки электронных учебно-методических материалов, инструментальных сред для разработки интерактивных мультимедийных ^еЬ-тестов и инструментальных средств для разработки виртуальных лабораторных практикумов;
■ разработка и тиражирование современных электронных средств обучения, интеграция их с традиционными учебными пособиями;
■ организация электронных библиотек компьютерных обучающих программ и обеспечение свободного доступа к образовательным ресурсам;
■ создание системы доставки электронных учебно-методических материалов, ДО и консультирования учащихся различных вузов, обеспечение образовательных учреждений различного уровня современными электронными средствами обучения и средствами доступа к глобальным информационным ресурсам;
■ формирование методологии информатизации образования, что связано с решением проблемы средств информатизации на стратегическом и тактическом уровнях;
■ организация системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений в области НИТ и ДО;
■ развитие единого образовательного пространства России, создание эффективной системы информационно-технического обслуживания и всех
видов обеспечения информатизации образования, включая правовое, научно-методическое, психологическое, техническое и программное.
■ разработка системы сертификации, тестирования и экспертизы компьютерных обучающих программ, компьютерных и телекоммуникационных средств и комплексов учебного назначения.
Решение указанных задач предполагает объединение усилий высокопрофессиональных специалистов (педагогов, методистов, программистов, дизайнеров, сценаристов, психологов, тьюторов, системных администраторов и модераторов, диспетчеров и др.) в поиске новых форм организации подобной работы.
Для изучения отношения обучаемых к новым образовательным технологиям было проведено выборочное анкетирование 850 учащихся вузов МВД России (2001 г.); его результаты сведены в таблицу 1 (НИТО - новые инфор-
мационные технологии обучения, ТТО
- традиционные технологии обучения).
При этом ответы на вопрос «Чем привлекает Вас использование в образовательном процессе НИТ и ДО?» распределились следующим образом: высокая мотивация познавательной деятельности - 72,1%; повышение качества и объема знаний - 50,7%; адаптация к уровню знаний и психофизиологическим особенностям личности обу-
чаемого в дискретные моменты времени - 15,6%; возможность выбора индивидуального темпа, уровня и траектории обучения - 32,7%; индивидуальный контроль знаний и возможность получения оперативной консультации преподавателя - 82,5%; максимальная творческая самореализация - 25,4%; пространственно-временная независимость и комфортные условия обучения - 60,8%; приобретение и развитие коммуникационных навыков и культуры общения в электронной среде -23,2%; сокращение непроизводительного учебного времени - 10,3%; более глубокое изучение возможностей компьютерных и телекоммуникационных средств - 58,5%.
Результаты проведенного опроса подкрепляются материалами ЮНЕСКО и мнениями известных российских и зарубежных ученых [3], полагающих, что в недалеком будущем на долю дистанционных форм образования человек будет отводить до 40% своего учеб-
ного времени, сочетая их с традиционными формами очных занятий (40%) и самообразованием (20%).
Позитивное влияние новых информационных и телекоммуникационных технологий на качество российского образования заключается в создании условий для повышения творческого и интеллектуального потенциала обучаемого за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодей-
Таблица 1
Форма учебно-познавательной деятельности Учебное время (%)
НИТО ТТО Всего
Аудиторные учебные занятия 38,1 16,2 54,3
Дистанционная форма обучения 25,8 3,4 29,2
Самостоятельная работа 11,5 5,0 16,5
Итого: 75,4 24,6 100
ствовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения; персонализации и индивидуализации образования; интеграции современных электронных средств обучения с традиционными средствами обучения; обеспечения фундаментальных и прикладных исследований в области реализации системы открытого образования.
Литература:
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект). - М., 2001.
В. ФОКИНА, кандидат социологических наук Н. КОБЕЛЬКОВ, кандидат технических наук
Современный гуманитарный институт
В Современном гуманитарном институте длительное время ведутся исследования, направленные на решение проблемы создания системы качества, позволяющей разрабатывать дистанционные обучающие технологии (ДОТ), отвечающие отечественным и международным требованиям.
Традиционно необходимое качество указанных технологий обеспечивается в основном на этапе их разработки в ходе проведения следующих мероприятий:
• экспертизы специалистами различного профиля требований технического задания по проектированию на этапе его согласования и утверждения;
• тестовых испытаний, проводимых
2. Рейман Л. Д. Россия на пути к информа-
ционному обществу // Технологии и средства связи.-2001.-№3.-С. 8-11.
3. Хуторской А. В. Особенности развития
дистанционного обучения в российских школах. - М., 1998.
4. Новые педагогические и информацион-
ные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат.
- М., 2000.
5. Развитие единой образовательной инфор-
мационной среды на 2001-2005 годы: Федеральная целевая программа. - М., 2000.
6. Юсупов Р. М., Заболотский В. П. На-
учно-методологические основы информатизации. - СПб., 2000.
О сертификации
дистанционных
технологий
разработчиками в процессе создания ДОТ;
• экспертизы ДОТ на соответствие требованиям технического задания, проводимой в процессе ее сдачи заказчику.
В нашем институте накоплен большой положительный опыт проведения дополнительной экспертизы качества учебно-методических материалов, в том числе и дистанционных обучающих технологий.
Во-первых, создана и успешно функционирует единая система экстерриториальных разработчиков учебно-методических материалов, в рамках которой были выделены ответственные специалисты по наиболее важным проблемам и реализована техническая воз-