Научная статья на тему 'Информационные технологии: пределы и перспективы'

Информационные технологии: пределы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
75
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / АЛГОРИТМЫ МЫШЛЕНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / ALGORITHMS / THINKING / SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONING OF THINKING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Панина Г. В.

Цели, задачи: В статье отмечаются достижения в работе над искусственным интеллектом, позволяющим совершенствовать информационные технологии, составляющие основу современного технологического уклада. Основное внимание уделено выявлению проблем и противоречий искусственного разума для их решения в системе подготовки высших технических специалистов с обязательным использованием курсов социальных и гуманитарных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY: LIMITS AND PROSPECTS

Goals, Objectives: This paper marked progress in the work on artificial intelligence, allowing to improve the information technology that formed the basis of modern technological order. The focus is on identifying the problems and contradictions of artificial intelligence to deal with them in the training of specialists with higher technical courses mandatory use of the social sciences and humanities.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии: пределы и перспективы»

Самоотверженно стараюсь, стремлюсь облегчить участь налогоплательщиков, сохранить жизни многим, упредив крайне опасные проекты «борьбы» с угрозой надуманных столкновений небесных тел. Начнем с того, что современная наука не располагает такими примерами, механизм движения космических тел неизвестен, а метеориты и метеоритные частицы действительно падают, но космический мусор, которым человек захламил ближайшее пространство, представляет большую опасность. Малые же тела Солнечной системы двигаются по вытянутым орбитам, у них с приближением к Солнцу появляется т.н. газово-пылевой «хвост». Кометы, кстати, занимают промежуточное положение между малыми планетами Солнечной системы и метеоритными частицами. Движения космических тел оттачивались миллиарды лет - мы смело можем назвать их совершенными, благодаря именно данному механизму не сталкиваемся с кометами, другими планетами. В этом состоит совершенство природы космических тел, но до тех пор, пока мы и туда не вмешиваемся, там существует абсолютная гармония! Так что же угрожает, кроме нашего воспаленного воображения? Такую бы гармонию каждому в душе, в своем доме, порядок в каждой стране, в мире, но, к несчастью, кому-то хочется «поэкспериментировать», оттолкнуть планету от Солнца, подтолкнуть ее обратно, сбивать кометы, планеты... Не проявление ли это непомерной гордыни человеческой - легкомысленного, бесцеремонного вторжения в дела Господни? В механизм движения космических тел непозволительно, вмешиваться силой каких бы то ни было бомб, ядерных ракет. Возможно, у некоторых господ существует химерный запасной вариант - улететь на Луну, Венеру, Марс или пересидеть несколько тысяч лет в бомбоубежище?... Бандитизм против себя, детей и внуков своих поражает невежеством, поверьте - грозит самоуничтожение. Человеку единожды дана прекрасная, но короткая жизнь, которая может быть прервана на Земле, как в свое время на Марсе! Современники в наше время особо не отличаются сдержанностью, отвоевывая у Природы все большее пространство. Известно, что от высокочастотного излучения мобильной связи гибнут насекомые, а это опыление, урожайность, продовольствие, погибают массово птицы, выбрасываются на сушу киты, дельфины и т.д. Когда же была такая смертность онкобольных детей, такой стремительный рост по всему миру психических заболеваний?.. Природа мстит, сопротивляется, в целом нарастает явная дисгармония. Нам бы Богу молиться, благодарить Всевышнего за подаренное чудо - жить на особой, совершенной, восхитительной планете Земля. Однако некогда, соревнуясь, ускоренными темпами безумно спешим рубить сук, на котором сидим. Думаем - углубленно изучаем, думаем - основательно изучаем, думаем - старательно, скрупулезно изучаем. Однако пока все бестолку. Поэтому именно так настойчиво предлагаю свои теоретические положения статьи «Механизм движения космических тел» продемонстрировать опытным путем, пусть даже за свой счет.

Безудержное желание освоения Космоса вынуждает нас интенсивно его исследовать. Чрезвычайно точно, до мелочей обдуманы и разработаны запуски искусственных спутников, но практически возврат их не предусмотрен. Поэтому с некоторых пор бьют тревогу по накоплению отработанной космической техники в околоземном пространстве, превращаемой со временем в мусор. Данные отходы, без сомнения, угрожают нам. Это говорит о том, что не все решения и их реализация до конца рациональны и взвешены.

Поэтому активно, обоснованно возражаю против проектов - сбивать кометы и астероиды, ведь данная «оборона» также не продумана, как и планируемое освоение космоса. Мы многого не знаем, даже не предполагаем конечный результат таких «боевых действий». Убежден: экспериментировать следует в лабораторных условиях, но не в естественных.

Например, комета Галлея, которую подбили в апреле 1986 года и демонстрировали по телевидению яркое, красное ядро, а уже 26 апреля такая «защита» землян привела к Чернобыльской катастрофе. Пытался привлечь внимание к причине и связи между событиями, но более чем актуальные проблемы всеобщей безопасности, к сожалению, всерьез восприняты не были. Можно бы те времена и забыть, но, во-первых, некоторые «специалисты» настаивают опять сбивать небесные тела, во-вторых, упоминаемая комета очень скоро к нам возвращается. Трудно предположить, ослабит ли она полученную радиацию после нападения на нее или усилит. За оставшееся время необходимо разобраться во всем и подготовиться, не повторив прошлых ошибок! Призываю объединить международный интеллектуальный потенциал и основательно, тщательно стараться изучать, изучать и изучать. Нам необходимо закрепить приоритет знаний, по моему мнению, это одно из ведущих направлений безопасности.

Не пойму равнодушия к происходящему! Ведь это как раз тот случай, когда речь идет о выживании в нынешней, в будущей жизни каждого из нас, живущих на уникальной во Вселенной планете, будь-то олигарх, президент или обычный гражданин, взрослый или маленький, независимо от национальности, вероисповедания, цвета кожи ЧЕЛОВЕК.

Япония не прислушалась к моим прогнозам замлетрясения и получила Фукусиму, так поверьте хоть вы, мои современники. Готов доказать все практически.

Читатели отзываются о статье положительно, но у них возникает логичный вопрос: «Что мы в данной ситуации можем сделать? Что от нас зависит?»

Мои убедительные, уверенные доказательства, которые исчерпывающе объясняют суть механизма движения космических тел, внесут коренные изменения в уровень научного познания и претендуют на открытие: имеют подтверждения многолетними практическими наблюдениями с миллионными цифровыми данными.

Основная цель прежде всего - популяризация высоких технологий, твердых знаний, заслуживающих и требующих внимания, позволяющих специалистам отказаться от сбивания небесных тел, а также, вызвать искренний интерес, заручиться должной, всеобщей поддержкой, продолжить наблюдения и работу на более организованном уровне.

Литература

1. «Происхождение и развитие Солнечной системы» Автор - Е.Першаков

2. «Астрономия» Автор - С.Житомирский

3. «Дидактика астрономии» Автор - Е.П.Левитан

4. «Общедоступная астрономия» Автор - Фламмарион К.

Панина Г.В.

Кандидат философских наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРЕДЕЛЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

Цели, задачи: В статье отмечаются достижения в работе над искусственным интеллектом, позволяющим совершенствовать информационные технологии, составляющие основу современного технологического уклада. Основное внимание уделено выявлению проблем и противоречий искусственного разума для их решения в системе подготовки высших технических специалистов с обязательным использованием курсов социальных и гуманитарных наук.

Ключевые слова: информационные технологии, искусственный интеллект, алгоритмы мышления, социокультурная обусловленность мышления.

Panina G.V.

Ph.D., Associate Professor, Moscow State Technical Bauman-University INFORMATION TECHNOLOGY: LIMITS AND PROSPECTS

65

Abstract

Goals, Objectives: This paper marked progress in the work on artificial intelligence, allowing to improve the information technology that formed the basis of modern technological order. The focus is on identifying the problems and contradictions of artificial intelligence to deal with them in the training of specialists with higher technical courses mandatory use of the social sciences and humanities.

Keywords: information technology, artificial intelligence, algorithms, thinking, social and cultural conditioning of thinking.

Современную жизнь невозможно представить без использования информационных технологий. В промышленности и торговле новые информационные технологии позволили изменить характер управления технологическими процессами посредством использования средств автоматизации управления производством. Они положили начало применению безбумажных приемов фиксации, обработки и передачи данных, что многократно сокращает время и материальные ресурсы на процессы обмена информацией, принятие и передачу управленческих решений. Появление структурированных баз данных позволило передать машине сам процесс принятия решения, что способствует быстрому и эффективному реагированию в сложных, постоянно меняющихся условиях, например, при управлении социальными процессами. Машинные способы хранения и переработки информации создают новые возможности для проектирования и внедрения роботизированного и программируемого гибкого производства, а также управления технологическими процессами в ситуации усложнения межотраслевых связей. Расширяются возможности научного познания, связанные с виртуальным моделированием в пространстве и во времени разнообразных объектов, формализации процедур наблюдения и описания с помощью логико-лингвистических построений. Моделирование некоторых функций человеческого мышления с помощью компьютерных технологий, называемых искусственным интеллектом, многократно увеличило объем циркулирующей в обществе информации и возможности человека творчески перерабатывать и применять эту информацию в своей деятельности, что в значительной мере преобразило современное общество.

Усилия по созданию органопроекции человеческого мышления (искусственного интеллекта), демонстрируют возможности человека по разумному освоению и эффективному управлению окружающими процессами, но и выявляют пределы искусственного разума.

Принципиальной особенностью человеческого мышления является способность к абстрагирующим процедурам, выделению общего, повторяющегося среди поступающей разнообразной информации, пониманию сути происходящего, накоплению знаний в памяти с последующей идентификацией, классификацией и принятием решения. Смысл же действий, которые совершает машина, находится в голове человека. Моделируя с помощью компьютерной программы какое-либо мыслительное действие, программист воспроизводит (пусть многократно ускоренно) известные, отработанные человеком алгоритмы деятельности, будь то анализ информации, поиск решения через блуждание в лабиринте возможных ситуаций и стремление выйти к оптимально желаемому результату, или даже игра в шахматы и сочинение музыки и стихов. Только человеческое мышление не просто реализует хранящиеся в памяти программы, а генерирует их. Собственно способность к самопроизвольному порождению принципиально новых путей и способов достижения цели и образует интеллект. Человеческое мышление может сформировать новый алгоритм достижения цели, найти принципиально другой путь решения задачи, нигде и никогда до этого не существовавший, применить совершенно неожиданные средства, придать им не виданные ранее смыслы. Поскольку смысл действий компьютера находится вне него, говорить об искусственном интеллекте можно лишь метафорически. Человеческий интеллект не является простым исполнителем формально-логических цепочек рассуждений. Он порождает совершенно новые направления размышлений, различные в зависимости от решаемых задач и появляющихся проблем. При этом стимулирующее и корректирующее влияние на работу мозга оказывает реальная жизненная ситуация, которая и определяет направление мыслей. Мозг, являясь частью человеческого тела, принимает и обрабатывает поступающую со всех рецепторов информацию и использует ее для принятия синтезирующего решения о дальнейшем действии. Находясь во взаимодействии с окружающей средой, человек испытывает с ее стороны подкрепляющее или противодействующее влияние на свою деятельность. Таким образом, процесс мышления не есть чисто информационное явление, а предстает как сложный процесс взаимодействия организма с внешним миром. Причем с реальностью взаимодействует не просто организм, а человеческая личность с ее знаниями, умениями, опытом, притом не только индивидуальным, но общекультурным. На характер и направленность мышления существенное влияние оказывает эмоциональное состояние, эстетические пристрастия, а также моральные установки человека.

Затруднения, с которыми сталкиваются конструкторы «искусственного интеллекта», позволяют глубже понять особенности и своеобразие естественного интеллекта.

Первые работы в области искусственного интеллекта моделировали формально-логические способы обработки информации, рассуждения и выводы на основе силлогизмов. Однако полученные результаты оказались неутешительными. Причина обнаружилась в том, что формально-логические выводы составляют весьма незначительную часть человеческого мышления. Они используются в случаях, когда область решения задачи достаточно известна и может быть формально описана. Но человек часто бывает вынужден определяться в ситуациях, о которых ему мало что известно, где его знания неполны, неточны, не выражены в понятиях, а может быть и принципиально неформализуемы, например, в сфере понимания человеческих отношений, предсказания социальных событий, предвидения мнений и поведения других людей. Из недостоверных и неточных данных невозможно путем формально-логических выводов получить достоверные знания. Человеческий интеллект пользуется в таких случаях контекстной логикой, логикой веры, догадками, интуицией, озарениями и т.п. Одной лишь математической логикой в области манипуляции знаниями при конструировании искусственных интеллектуальных систем никак не обойтись. Человеческое мышление в таких случаях не просто использует свой прошлый опыт или сохраненный в культуре социальный опыт человечества (что в принципе может быть смоделировано с помощью баз знаний и экспертных систем), но демонстрирует удивительные процессуальные возможности, воспроизвести которые искусственный разум вряд ли способен. Мыслит ведь не мозг как обработчик информации, а человек как личность с помощью мозга. Человеческая личность представляет собой сложнейшую многоуровневую структуру. Швейцарский психолог Э. Берн выделяет в структуре личности как минимум три «этажа», которые он назвал Ребенок, Взрослый, Родитель. В зависимости от ситуации, контекста, прошлого опыта, предполагаемых обстоятельств человек демонстрирует разные модели поведения, руководствуется разными мотивами и принимает во внимание различные поощряющие или сдерживающие факторы. Мышление человека глубже, сложнее, неопределеннее, чем его рационально-логическая модель.

Человеческое мышление не только принципиально креативно, контекстуально, непредсказуемо, оно еще в определяющей степени ценностно ориентировано. В любом логическом исчислении все посылки, из которых делаются выводы, как и полученные результаты равноправны, равнозначны и одинаковы по степени важности. В мышлении же человека существует иерархия фактов, обстоятельств, выводов в зависимости от личной оценки и индивидуальных ценностных предпочтений, что подчас приводит к парадоксальным результатам. В реальных ситуациях человек не часто демонстрирует полноценное логическое мышление, учитывающее все обстоятельства происходящего, соблюдающее правила вывода и оценки достоверности результата. На это у человека часто просто нет времени. Решение он принимает мгновенно, ситуативно и потому, очевидно, и правильно, что одновременно в мышлении состыковываются предварительное обучение, генная память, прошлый опыт, культурное наследие,

66

эстетические и моральные ориентации и т.п. Принятое в результате подобных размышлений решение подходит только к данному конкретному случаю, а не является абсолютно правильным. Более того, в других ситуациях человек делает из аналогичных посылок совсем другой вывод. Можно предположить, что подобная конкретность мышления искусственному интеллекту, увы, не доступна. К тому же мышление представляет собой органическое сочетание логических действий и образных представлений, в основе которого лежит функциональная асимметрия головного мозга. Метаобразы правого полушария пока не поддаются моделированию, а ведь они являются важнейшим компонентом человеческого мышления.

Несмотря на трудности, работы в области искусственного интеллекта успешно продолжаются. Человек моделирует с помощью компьютерных технологий важнейшие мыслительные функции, что позволяет говорить о выходе разумного мышления за пределы человеческого тела, его продолжении и усилении в ближайшем для человека окружении. Это позволяет принимать масштабные управленческие решения по преобразованию природной и социальной среды, учитывать множество параметров и мгновенно оценивать их изменения в интересах бесконфликтного взаимодействия человека и природы.

Литература

1. Будущее искусственного интеллекта. - М.: Наука, 1991, 390с.

2. Норвиг П., Рассел С. Искусственный интеллект: современный подход - М: Вильямс, 2006, 1408 с.

Чувашов Л.А.

Высшее юридическое образование, кандидат философских наук по специальности 09.00.11.

ДИСКУРС СЕКСУАЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрена проблема соотношения сексуального влечения и социальной реальности. Автор используя семиотический метод показывает влияние сексуального влечения в философских категориях пространства и времени.

Ключевые слова: Властный дискурс, социальная философия, гендерная философия, семиотика, пространство, время.

Chuvashov L.A.

PhD

THE DISCOURSE OF SEXUALITY IN THE FORMATION OF SOCIAL REALITY

Abstract

In this article the problem of correlation between sexual desire and social reality. Author using semiotic method shows the influence of sexual desire in philosophical categories of space and time.

Keywords: Imperious discourse, social philosophy, gender philosophy, semiotics, space, and time.

Человеческое бытие является источником формирования социальной реальности. Мы используем язык для построения отношений Человека с окружающей обществом, а так же для внутреннего самоопределения. В этом отношении Дискурс, обозначающее сексуальное влечение имеет ключевое значение для отношения Человека-Общества.

Многие в человеческой (и животной) деятельности строятся именно на сексуальном влечении, это так например, творчество, власть, образ жизни, познание, и т.д. При этом его роль в социальных отношениях (хотя бы брачно-семейные отношения) является бесспорно значимой. Фрейд З. отмечал: сексуальность это единственная функция живого организма, выходящая за пределы индивида и обеспечивающая его связь с видом (5; с. 454). В этом отношении нам интересна связь сексуальности с обменом информацией и роль сексуального влечения в формировании дискурса.

Мы не стремимся к политической, юридической и нравственной оценке сексуального поведения, но стремимся определить роль сексуального влечения в формировании социальной реальности, что является существенным философским вопросом. Мы так же не стремимся к какому либо психологическому объяснению феномена сексуального влечения, а воспринимаем его механизм как некий «черный ящик», при этом проявляющийся как некий устойчивый психологический (наблюдаемый эмпирически) признак. Иными словами мы исходим из вероятности того или иного сексуального поведения человека, оставляя за ним внутреннею, экзистенциональную свободу определения своего сексуального влечения.

Сексуальное влечение сопряжено с властным дискурсом, так как это желание стремящееся к своему удовлетворению посредством дискурса, цель желания - это тело Другого. Барт Р. говорил: «Я называю дискурсом власти любой дискурс, рождающий чувство совершённого поступка и, следовательно, чувство виновности во всех, на кого этот дискурс направлен»(1; с. 548). Виновность это ссылка на совершенное событие сексуального, а не вина или тревога за него. Поэтому, властный дискурс отличен от власти-господства как таковой, он является формой дисциплинарной власти описываемой Мишелем Фуко.

Человек (мужчина или женщина) стремится привлечь к себе внимание создавая себе образ соблазнителя, жертвы, или даже асексуального тела, но все это делается именно на основе сексуального влечения в той или иной форме знака на теле или знака-тела. Эти знаки сексуального влечения связаны с культурными и социальными кодами. Они могут выражается в поведении, словах, предметах одежды и т.д. Это касается не только кода сексуальных меньшинств, но и в гетеросексуальных отношениях как готовность к степень возбуждения, предпочитаемое поведение или наоборот отказ.

В общем, эти знаки можно определить как бинарные структуры. Желание имеет два полюса имеющих психологическую характеристику: приближении или отторжении. Не падая в крайности, мы охарактеризуем приближение как момент привлечения тела Другого. В отторжении проявляется момент сегридации, сознательного отделения Другого от себя. «Дискурс это - тоже капитал, а именно коммуникативный капитал, поскольку представляет собой искусство властвования при помощи знаковых систем и через установление такого режима общения (коммуникации), в ходе которого достигается необходимое согласие и понимание между ее участниками»(4; с. 154).

Мы исходим из понятия тела как фактической основы для сексуального влечения. Мы рассматриваем «тело как вместилище потребностей и желаний» (6; с. 39) Сексуальность это влечение к удовольствию, и объектом этого удовольствия является человеческое тело, что является категорией современной философии. Мы не будем подробно касаться философии телесности, и сейчас только констатируем связку: знак - сексуальное влечение, и более подробно остановимся на положении сексуального влечения в социальном пространстве.

Иен Иерегорей (философ-женщина) пишет: «Желание - это росчерк вектора в пространстве и времени, первое движение к, еще не квалифицированное. Толчок которому дает страсть субъекта или непреодолимое притяжение объекта.» (2; с. 70) Здесь сексуальное влечение выходит за рамки внутреннего состояния субъекта, желание обретает материальное воплощение в дискурсе, который в свою очередь сплетен из материи языка. Язык, как система взаимосвязанных знаков имеющих смысл, показывает переход от Частной сферы к Публичной. Это дискурс утверждающий о содеянном сексуальном акте выставленном на широкое пространство.

Социальное пространство это поле где формируются социальные отношения. Приближение и отторжение характеризуются как пространственные характеристики, где выражается чувствование тела Другого. Сексуальное влечение стремится к конкретному переживанию близости, возможному только при непосредственном контакте. На основе этого формируется властное отношение относительно расположении пространстве тела Другого.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.