Научная статья на тему 'Информационные технологии основа модернизации интеллектуального ресурса России'

Информационные технологии основа модернизации интеллектуального ресурса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
648
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петухова Светлана Павловна

В статье предпринята попытка обосновать развитие информационных технологий (ИТ) как основы формирования главного инновационного вектора развития созидательно-творческих сил, модернизации интеллектуальных ресурсов страны. Особое внимание уделяется возможностям внедрения ИТ в систему образования, развития дистанционного обучения и формирования электронных ресурсов. Предложены меры по усилению социальной направленности развития ИТ, скорейшей интеграции отечественной науки, образования и промышленности в международные инновационные структуры. Сделан вывод о необходимости скорейшего перехода к модели радикально-инновационного типа развития экономики и повышения ее конкурентоспособности, а также модернизации интеллектуальных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии основа модернизации интеллектуального ресурса России»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕСУРСА РОССИИ

В статье предпринята попытка обосновать развитие информационных технологий (ИТ) как основы формирования главного инновационного вектора развития - созидательно-творческих сил, модернизации интеллектуальных ресурсов страны. Особое внимание уделяется возможностям внедрения ИТ в систему образования, развития дистанционного обучения и формирования электронных ресурсов. Предложены меры по усилению социальной направленности развития ИТ, скорейшей интеграции отечественной науки, образования и промышленности в международные инновационные структуры. Сделан вывод о необходимости скорейшего перехода к модели радикально-инновационного типа развития экономики и повышения ее конкурентоспособности, а также модернизации интеллектуальных ресурсов.

В последние годы в развитии информационных технологий (ИТ) произошли существенные технологические, экономические и политические изменения. Сближение телекоммуникаций, ИТ и средств массовой информации обеспечивает появление новых технологических конфигураций, способствующих модернизации современной экономики России, росту социального капитала, распространению социальных сетей и др. Все это формирует новую интеллектуальную среду, усиливающую роль человеческого фактора - главного вектора новой, инновационной экономики. Развитие созидательно-творческих сил, трудового потенциала, совершенствование таких секторов экономики, как образование, здравоохранение, наука, торговля, создают инфраструктуру инновационной экономики, повышают качество интеллектуальной среды. Становится все шире и разнообразнее применение информационных систем в бизнесе и государственном управлении, улучшается обеспеченность населения компьютерной техникой, растет число пользователей Интернета, распространяются сетевые технологии.

Направления развития интеллектуальньх ресурсов экономики. Для России важнейшая проблема в контексте модернизации состоит в переходе от сырьевой экономики к экономике знаний. Инновационная экономика опирается на инвестиции в человеческий капитал. Именно интеллектуальные ресурсы и социальная сфера призваны обеспечить дополнительный потенциал экономического роста. Так, в развитых странах человеческий капитал - основной фактор прогресса, на его долю приходится 75% прироста национального дохода. В России этот показатель составляет примерно 20% [1]. Модернизация общества, реализация факторов роста российской экономики невозможны без четко организованных, управляемых, высококвалифицированных людских ресурсов. Только осознание принципов функционирования экономики знаний позволит разработать стратегию перехода к инновационной экономике.

Значительное место в этом процессе занимает ускоренное развитие телекоммуникационной отрасли, компьютерных и И-технологий (ежегодный объем внутреннего рынка этого сектора России увеличивается на 15-20%) [2]. Однако развитие этой отрасли сопряжено с проблемами недостаточного появления новых отраслей, а также с отсутствием спроса на них со стороны функционирующих и потенциальных пользователей, слабым развитием социальных сетей, распространением Интернета и неравномерностью распределения телекоммуникационных услуг по всей

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 09-02-00544 а/Б).

огромной территории страны. Это подтверждается, например, тем, что аудитория Интернета в России в начале 2010 г. составляла 32,6 млн. чел. (43,5%), а уровень проникновения составил 54% городского населения страны [3].

При этом Россия обладает, помимо природных ресурсов, одним из основных конкурентных преимуществ - значительным трудовым потенциалом, характеризующимся достаточно высоким уровнем образования, профессионализмом, востребованностью на мировом уровне в сочетании с более скромными запросами в отношении оплаты и условий труда. По численности студентов на 10000 населения Россия близка к средним показателям развитых стран: в 2007/2008 гг. - 525 студентов (США - 579, (2005 г.), Норвегия - 463, Канада - 411 соответственно) [4].

Россия всегда отличалась наличием весьма высокопрофессиональных интеллектуальных ресурсов. С 1985 по 1998 г. на российском рынке инновационных и информационных технологий Фонд Сороса отслеживал наиболее перспективные идеи российских ученых, и они мгновенно воспринимались американскими компаниями. В российских вузах были созданы даже специальные центры по отбору и отправке на учебу, а затем и устройству на работу в США наиболее талантливых студентов. «В России огромное число очень талантливых инженеров и компьютерных специалистов, и мы надеемся оказать помощь в правильном использовании их таланта и проложить путь к широкой коммерциализации технологий, которые изменят наш мир и поведут мировую экономику вперед», - отметил Дэннис Нэлли, Президент международной сети фирм PricewaterhouseCoopers [5].

Однако имеющиеся преимущества не решают проблемы неполного использования интеллектуальных ресурсов страны, включая подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей, дефицит которых очень остро ощущается в настоящее время. По оценке экспертов, в 2012 г. предложение высококвалифицированных специалистов увеличится до 550 тыс. чел., что будет удовлетворять потребности в них на 15% [6]. Проблемы подготовки кадров становятся приоритетными для преобразования народного хозяйства, что требует их ускоренного решения. Модернизация интеллектуальных ресурсов, включающая совершенствование образования и воспитания, предполагает также значительные изменения в общественно-политическом устройстве страны, в частности механизмах формирования достойных условий жизни населения, расширения возможностей самореализации человека в обществе.

С конца истекшего десятилетия в стране проводится более целенаправленная политика инновационного и технологического развития. Она включает в себя широкую «интернетизацию» и внедрение ИТ, создание инновационной инфраструктуры и поддержку отечественных ИТ-компаний. У российских разработчиков ИТ появилась возможность реализовать свои идеи в своей стране. В 2001 г. отток молодых программистов на Запад несколько замедлился. В настоящее время сформирована отечественная индустрия разработки программного обеспечения, налажены, хотя и незначительные, экспортные потоки технологий. По результатам 2009 г. российская индустрия производства программного обеспечения (ПО) оценивалась примерно в 500 млн. долл. в год, при этом она ежегодно возрастает: доля каждого специалиста-программиста в ПО составляет примерно 30 тыс. долл. прибыли в год. По экспертным оценкам участников ИТ-рынка, в России сейчас имеется 70 тыс. программистов необходимой квалификации [4], из них 20 тыс. - в Москве и С-Петербурге.

В современном российском ИТ-бизнесе отчетливо видны три проблемы: во-первых, перенос интеллектуального капитала в бизнес; во-вторых, отсутствие венчурного капитала и бирж, где могли бы котироваться акции российских компаний; в-третьих, недостаточное развитие системы вторичного обучения, тренингов и т. п. В России нет бренда мирового уровня, который позволил бы российским профес-

сионалам котироваться на глобальном рынке. Речь идет о реальном выживании отсталой экономической системы, рискующей навсегда выпасть из глобальных и конкурентных рынков. Чтобы не проиграть конкурентной гонки, необходимо в течение ближайших пяти лет повысить уровень коммерциализации результатов НИОКР в стране с 5% до 25. Задача - вполне реализуемая: в Европе сегодня до 65% всех результатов научных исследований становятся объектами коммерческих сделок [7].

В России в сфере технологий низка способность к восприятию инноваций, практически отсутствует защита интеллектуальной собственности, не налажен технологический трансферт посредством прямых иностранных инвестиций и лицензирования иностранных технологий. Инфраструктура отличается слабым развитием современной связи и недостаточными инвестициями в телекоммуникации, в то время как последние наряду с ИТ представляют собой магистральные направления технологического развития. Тем не менее в международном рейтинге конкурентоспособность России в ИТ-области пока продолжает расти. Согласно опубликованному исследованию британской компании Economist Intelligence Unit, Россия на конец 2009 г. занимала 38-е место, поднявшись за год на 11 позиций [8].

В наиболее развитых странах одновременно с переходом общества в новое состояние менялись и система образования, и инновационная система. России только предстоит огромная работа по системной модернизации многих сфер и институтов общества. Модернизация российского научно-технического комплекса как ресурса модернизации страны в целом предполагает, прежде всего, преобразование социальной структуры науки, т.е. переход от «сообщества номенклатуры» к «сообществу исследователей», в качестве условия превращения отечественной науки в ресурс инновационной экономики. Процесс модернизации национальной научной системы предполагает также развитие системы информационного и материальнотехнического обеспечения науки, институциональные преобразования.

Определяя потенциал отечественного научно-исследовательского сектора в области ИТ, можно отметить, что Россия находится на передовых позициях. Российский рынок ИТ начал развиваться параллельно с американским еще в 60-х годах прошлого века. Стартовали с мейнфреймов: в России была лучшая шахматная программа, система безопасности страны, система бронирования авиабилетов. Но период перехода с мейнфреймов на персональные компьютеры в России пришелся на время реформирования, в связи с чем произошло «провисание» в этом сегменте рынка: Россия значительно отстала от мирового уровня, не смогла во время организовать собственное производство персональных компьютеров. Однако школа программирования сохранилась. Профессиональный уровень отечественных специалистов ПО соответствует международному, что является сильным импульсом развития проектов в области ИТ.

Совершенствование системы образования. Организация инновационной деятельности и ИТ - понятия тесно взаимосвязанные. В руках квалифицированного управленца - е-менеджеры образования представляют собой мощный ресурс, способный обеспечить качественное изменение образовательного процесса, создать для средних и высших учебных заведений конкурентные преимущества, сформировать условия для привлечения новых преподавателей, учителей и учеников. В этом смысле высокая информационная компетентность руководителя - залог успешного развития образовательного учреждения.

Процесс преобразования существующего российского потенциала ИТ в реальную основу модернизации экономики страны предъявляет высокие требования к развитию человеческого фактора. Согласно последнему рейтингу Фонда информационных технологий и инноваций (ITIF), Россия находится на первом месте в мире по количеству

специалистов с высшим образованием в возрастной группе 25-34 года, на третьем - по индикатору торгового баланса и восьмом - по индикатору эффективной ставки налогообложения корпораций. Низкий общий результат страна имеет по таким показателям, как инвестиции в ИТ (34-е место), развитие широкополосных коммуникаций (34-е), ВВП на душу трудоспособного населения (36-е) и деловой климат (38-е место) [9].

Намеченное реформирование высшей школы, выделение университетов-лидеров, в которых будут концентрироваться бюджетные ресурсы, также нацелены на повышение роли образования в науке и практике. Пока не ясно, смогут ли национальные исследовательские и федеральные университеты стать поставщиками новых технологий, но создание при университетах малых инновационных предприятий, законодательно закрепленное в 2009 г., несомненно, повышает их шансы. Главная цель - «фундаментализация» образования, повышение его доступности, развитие дистанционной системы обучения с целью подготовки людей к условиям жизни и деятельности в новой информационной среде. Работа по информатизации в системе образования связана с развитием инфраструктуры: экспериментальных площадок, базовых школ и ресурсных центров как системообразующих точек роста нового качества образования на основе ИТ.

К числу важнейших задач, которые призвана решать современная система образования относится преодоление информационного неравенства среди граждан. Широкая территориальная отдаленность многих предприятий (холдингов) и неоднородность уровня развития ИТ в регионах повышают уровень сложности и масштаб практически любого ИТ-решения.

Современная концепция модернизации российского образования нацелена на разрешение ряда противоречий, имеющихся на современном этапе развития общества. Одним из них является противоречие между бурно развивающимся процессом разработки ИТ и консервативным процессом внедрения средств ИТ в образовательных учреждениях, связанное с отставанием в подготовке мотивированных для работы с ними педагогов и слабой эффективностью использования технических средств для достижения целей. Это обусловлено рядом причин:

- сложившейся ориентацией учителей на знания, полученные на студенческой скамье. Учителя, проработавшие более 10 лет в школе, не готовы к использованию компьютерной техники в своей профессиональной деятельности;

- стереотипом профессионального поведения - добиваясь определенных результатов без пользования компьютером, учителя не заинтересованы в переподготовке;

- распределением средств ИТ в образовательные учреждения по «остаточному» принципу, при котором в школы попадает техника, изначально устаревшая по сравнению с последними ее разработками, в педагогической эффективности которых учителя не имеют возможности лично убедиться;

- отсутствием государственных рычагов, стимулирующих заинтересованность учителей в освоении ИТ.

В сфере подготовки кадров выявлены следующие проблемы. Во-первых, недостаточно разработана система формирования курсов обучения в соответствии с требованиями индустрии и бизнеса. Эксперты вообще отдают предпочтение в области ИТ-образования не госсектору, а корпоративному рынку отечественного бизнес-образования. Во-вторых, бесспорна объективная нехватка квалифицированных преподавательских кадров. В школах очевиден недостаток хорошо обученных преподавателей информатики, а также электронных образовательных ресурсов и практически полностью отсутствуют методические курсы школьного ИТ-образования. В-третьих, необходима модернизация технической базы учебных заведений.

Подготовкой квалифицированных преподавательских кадров в России для сферы ИТ занимается не менее 400 вузов. Каждый год они выпускают около 70 тыс. специалистов

[10]. Однако в сфере ИТ, как и во многих других областях, как правило, работают люди, получившие дипломы и в других отраслях знаний. В Москве в сфере ИТ по профилю трудится примерно 70%, а в регионах - только около 30% недавних студентов [11]. Таким образом, кадровый потенциал в профессиональном отношении реализован не полностью. Причины - прежде всего, в существующей системе оплаты интеллектуального труда.

Как и в большинстве других профессиональных областей, в ИТ-сфере существен разрыв между базовым образованием, получаемым выпускниками вузов, и реальными задачами, которые ставит перед ними предприятие. Поэтому компании сами стараются обучать молодых специалистов: устраивают тренинги, организуют их работу под началом более опытных коллег. Некоторые фирмы или имеют собственные центры повышения квалификации, или организуют для своих сотрудников курсы и стажировки в профессиональных учебных центрах (УЦ). Организовать подготовку кадров, адекватную реальным потребностям рынка, и способствовать трудоустройству выпускников по специальности можно было бы путем привлечения преподавателей и студентов к работе в реальных проектах. Но подобных примеров пока немного.

Ключом к решению этой проблемы могло бы стать широкое распространение дистанционных обучающих технологий (ДОТ) в работе высших учебных заведений. В настоящее время более половины российских вузов заявляет о применении ДОТ при реализации программ профессионального образования. Тех же, кто полностью реализуют профессиональные образовательные программы на основе ДОТ, по данным Минобрнауки России, пока только 10,8% [12]. Наиболее активно используются указанные технологии в 20-ти вузах, среди которых Дальневосточный государственный университет, МГТУ им. Баумана, Томский государственный университет и Томский университет систем управления и электроники и др. Кроме того, учебный процесс на основе ДОТ, по данным Министерства, осуществлялся более чем в 100 техникумах и колледжах и 21-й заочной школе в областных центрах РФ.

Отечественное образование по-прежнему ориентируется на потребности индустриального общества, между тем страна находится на пути к обществу информационному. Так, по показателям готовности стран к сетевому миру Россия находится на 66-м месте в мире, по использованию ИТ в учебном процессе на 71-м, по уровню развития человеческого капитала на 38-м. (Последний показатель характеризует уровень образования населения, специалистов в области ИТ, навыки и опыт использования ИТ и др.).

Наиболее серьезной проблемой современного российского образования является крайне слабое ресурсное обеспечение. Его низкий уровень не позволяет даже говорить о развитии интеллектуальной, технической и технологической инфраструктур высшей школы в целом. Сегодня расход средств на обучение одного студента в России примерно в 6 раз ниже, чем в США. Крайне мало ресурсов для образования и у населения. В частности, 35% населения сел, 29 - малых городов, 23 -больших городов и 17% населения столиц не имеют сегодня возможности получить высшее образование, между тем все больше государств ставит перед собой задачу перехода к всеобщему высшему образованию.

Россия сейчас испытывает трудности с молодыми кадрами, потому что школьное образование, несмотря на проведенные двадцатилетние реформы, не дает достаточного объема знаний. Если и далее не будут предприняты усилия по восстановлению уровня среднего и высшего образования, обновление технологий будет весьма затруднительным. Привлечь из-за границы необходимое число специалистов для модернизации российской промышленности абсолютно нереально.

Для совершенствования действующей нормативно-правовой базы целесообразно стимулировать разработку в вузах новых педагогических технологий и методики использования ИТ, организовать систему профессиональной подготовки и переподго-

товки руководителей и сотрудников, занятых в сфере управления образованием. Необходимо также внесение изменений и дополнений в законодательные акты и нормативные документы: регулирование типологии, деятельности сетевых инновационных вузов, определяющих условия и порядок их лицензирования и государственной аккредитации; разработка системы новых нормативных документов, регламентирующих принципиально новые процессы, и другие вопросы деятельности сетевых учебных заведений дистанционного образования. Сегодня особенно важны инвестиции в вузы, которые соответствуют международным стандартам качества обучения. Что касается остальных, то их, возможно, следует реорганизовать в техникумы или бакалавриат.

Требуется обязательная поддержка государства при создании крупных централизованных образовательных электронных ресурсов, цифровых библиотек и сети общественных центров доступа к ним. Все это предполагает многократное увеличение технических и сетевых возможностей как в регионах, так и в целом в РФ.

Ответственность за повышение качества образования несет ассоциация ведущих университетов, в которую вошли федеральные и национальные исследовательские университеты с опытом, позволяющим существенно повысить отдачу от образовательной, научной и инновационной деятельности. Ассоциация станет центром объединения усилий ведущих вузов, обмена опытом, совершенствования нормативно-правовой базы, содействия созданию ресурсных, научных и инновационных программ. «Омоложению» научного сообщества может послужить привлечение аспирантов к полноценной научной работе, включая участие в бизнес-проектах и стажировки в зарубежных университетах.

Таким образом, решение проблемы широкого вовлечения информационных ресурсов в систему образования, науки и общественного производства становится одним из главных условий совершенствования имеющегося кадрового и научного потенциала, ускорения формирования конкурентных преимуществ экономики.

Необходимость программы управления наукой. Для превращения ИТ-отрасли в один из ключевых факторов развития инновационной экономики и повышения эффективности системы науки и образования, а также современной производственной структуры особую роль играет согласование методов управления наукой и ИТ. Сейчас Россия располагает примерно 8,9% общего числа ученых мира (не только в технических, но и в гуманитарных отраслях знаний). По этому показателю Россия занимает четвертое место в мире, уступая США (22,8% научных сотрудников), Китаю (14,7%) и Японии (11,7%). Однако по степени финансирования Россия многократно проигрывает этим странам: расходуя на одного ученого 30 тыс. долл., в то время как США тратит 230 тыс. долл., Китай - 88,8, Япония - 164,5 тыс. долл. [13]. Государственные вложения США только в фундаментальную науку в 2005 г. составили 131 млрд. долл. И это всего лишь треть того, что расходуется в этой стране на науку. В России финансирование науки в сотни раз меньше. На ее долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1% по обменному курсу. Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, Европейского Союза - в 12, Китая - в 6,4 раза, от Индии - в 1,5. Весь бюджет РАН равен бюджету среднего американского университета. Поэтому и удельный вес России в глобальном экспорте наукоемкой продукции не превышает 0,3% [14].

Проанализировав базу научных публикаций, эксперты установили, что доля России составляет всего 2,6% общего объема исследований, проиндексированных компанией Thomson Reuters за последние пять лет. (Для сравнения: на Индию приходится 2,9% публикаций, на Китай - 8,4% [15].) При этом внимание российских исследователей в основном сфокусировано на физике и химии и в незначительной степени на сельском хозяйстве и информатике. Эти сравнения свидетельствуют о

том, что в России нет механизма преобразования идей, высоких технологий, инноваций в рыночный продукт, т.е. отсутствуют эффективные центры инновационного развития, которые в состоянии осуществить трансферт технологий. На сегодняшний день в России по сути дела нет менеджеров, которые способны заниматься инновационной деятельностью как в составе вузов и НИИ, так и на производстве.

В условиях сырьевой направленности экономического развития России возник целый ряд своевременных инициатив в инновационной сфере. Это и программа строительства технопарков, и программа создания особых экономических зон, и ситуация с реализацией ФЦП «Электронная Россия», и организация мощных венчурных институтов - Российской венчурной корпорации - и программа налогового стимулирования инновационных компаний, и многое другое (в том числе создание госкорпорации «Роснано»). Однако результат этих инициатив пока фактически нулевой.

В настоящее время в стране необходимо создавать современные научные школы, выстраивать интеллектуальные, образовательные, научные кластеры. С этой точки зрения положительное значение могут иметь быстрореализуемые схемы, например очаговая модернизация. Хотя и с большими издержками, но данная схема позволяет реализовать инновационную формулу развития. Подобные варианты были, например, предприняты в послевоенный период: возникли закрытые города Арзамас-16, Красноярск-26, Челябинск-70. Они были узкоиндустриальными, теснейшим образом связанными с военно-промышленным комплексом, тем не менее представляли собой действенные научно-практические трансформационные механизмы. В 1960-1980-е годы произошла эволюция подобных структур в семейство академгородков.

Планировалось, что в 2005-2006 гг. на организацию технопарков будет затрачено государством около 20 млрд. руб. и почти в 8 раз больше - частными инвесторами. Однако из запланированных правительством 10-ти технопарков реально начал работать только один - в Казани. Большинство других проектов застряли на стадии составления проектно-сметной документации. Причины - в отсутствии механизма регулирования со стороны федеральной власти и четких требований к оценке эффективности проектов, претендующих на государственное финансирование. Несмотря на правильность самих инициатив, механизмы их реализации были совершенно непродуманными. Не было разработано четких критериев оценки качества работы руководителей проектов, как правило непрофессионалов, а также действенной системы контроля за реализацией инновационных программ. В результате государственные средства, выделенные на инновационное развитие, из-за неверных управленческих действий не использовались по целевому назначению. Существующий российский научный сектор не способен обеспечить исследовательскую поддержку деятельности технопарков. Не решена проблема передачи знаний от научных центров инновационным компаниям. Наконец, так и не получили развития инструменты венчурного финансирования, притом что сложности с получением доступных кредитов и других оборотных средств представляют серьезную проблему даже для инноваций в сверх-крупных корпорациях. В конечном счете без серьезной проработки экспертным сообществом тактической программы действий и при отсутствии контроля за движением средств, выделенных на науку и инновации, реализация плодотворной идеи сопровождается большим расходованием средств в нецелевом сегменте.

В этой связи в 2008 г. разработана новая Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», предусматривающая ежегодное финансирование более 2,5 тыс. исследовательских проектов и резкое увеличение ассигнований на науку и образование [16]. Всего государство направит на финансирование стратегии развития информационного общества России в 2009-2011 гг. около 51 млрд. долл. [17].

Амбициозной является задача создания многофункционального научноиндустриального комплекса в Сколково (российского аналога Кремниевой долины в США) как эффективно действующей системы, а не только материальной базы с особым правовым режимом. Он должен включать в себя университеты, предприятия и бизнес-инкубаторы, образуя целостную систему получения, передачи и коммерциализации инновационных технологий. Конечная его цель - производство высокотехнологичных товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, востребованных на глобальных рынках. Российское правительство предполагает инвестировать в строительство инновационного центра в Сколково 190 млн. долл. [17]. К строительству будут привлечены российские и иностранные частные фирмы. Так, вложения американского фонда частных инвестиций составят 250 млн. долл. [18].

Инноград можно построить только с привлечением максимального числа высококвалифицированных российских и международных специалистов. Уже сегодня можно начать обучение инноваторов если не доведению качества продуктов до мирового стандарта, то управлению проектами, стратегическому менеджменту, маркетингу и рекламе в сфере высоких технологий. Разработка подобной программы и создание соответствующей инфраструктуры не потребуют непомерных вложений. Школа «Сколково», например, в сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом вполне в состоянии разработать и реализовать такие программы.

Успешная реализация проекта Центра инновационных технологий в Сколково зависит от составления конкретной, детальной программы его строительства. Но для этого необходимо прояснить несколько вопросов. Так, государство должно иметь общий прогноз или видение того будущего, ради которого планируется создать этот центр. В прогнозе необходимо отразить геополитическую ситуацию и основные направления развития мировой экономики в предстоящие 20-30 лет. Не исключено, что в ближайшие годы придется вкладывать средства в технологии очистки воды и конструирование растений с заданными свойствами, поскольку проблемы питания и чистой питьевой воды в мире будут стоять очень остро.

Идея создания частными компаниями кластеров, в которых будут разрабатываться инновационные продукты, и передачи их производства в новый Центр вызывает большое сомнение. Логичнее и выгоднее было бы там же, в этих кластерах, наладить массовое производство новых продуктов. Кроме того, следовало бы иметь в виду, что в России традиционно не принято часто менять место постоянного проживания из-за работы, как в Америке. Например, крупные западные ИТ-компания фактически отдают работу просто группе русских программистов, т.е. подобный Центр в таких случаях не востребован.

Помимо строительства иннограда, нельзя не учитывать потенциала уже работающих научных центров. Например, конгломерат институтов существует в Москве и Подмосковье, Новосибирске, Томске, Иркутске, Красноярске, С-Петербурге, Обнинске, Дубне, Пущине, Троицке. Они вполне могли бы взять на себя решение множества задач по развитию новых современных технологий. И это по ряду научных направлений было бы дешевле. В частности, в Новосибирске в 1990-е годы в области вычислительной техники, вычислительной математики, софта была образована мощная группа исследователей, разрабатывавших ПО. Этот конгломерат работает до сих пор, создавая ПО по многим направлениям. В Новосибирске также есть высокого уровня Институт физики полупроводников, который занимается кремниевыми технологиями, сопутствующими технологиями, связанными с созданием микросхем, поэтому использование этих разработок крайне актуально. Принята также программа совместной деятельности фундаментальной науки и прове-

дение прикладных исследований. Так, на реализацию программы «Курчатовский институт» в 2010-2012 гг. будет выделено 10 млрд. руб. [19].

Важным шагом в модернизации интеллектуальных ресурсов является задействование малых инновационных предприятий. Спрос на их продукцию можно создавать с помощью государственных конкурсов и конференций, формируя для них заказы. Как правило, именно фирмы из смежных областей испытывают потребности во взаимодействии друг с другом и могут создавать спрос и более крупные предприятия.

Определенную помощь в увеличении эффективности создаваемых компаний и их мобильности может оказать привлечение в качестве экспертов многих российских специалистов, ранее уехавших работать за рубеж. Это потребует обеспечения определенных условий (введение облегченного визового режима, совмещение некоторых законодательных нормативов с западными, в частности, в сфере налогов, авторских прав, использования электронных документов и пр.). Массированный «реэкспорт» собственных квалифицированных инженеров из США и других развитых стран может способствовать развитию электронной индустрии в стране и восстановлению научного баланса в мире. Кроме того, не менее важны существенные усилия по расширению подготовки высококвалифицированных инженеров в рамках магистратуры и аспирантуры по профильным специальностям в самой России.

Информационные технологии в медицине. В модернизации интеллектуальных ресурсов страны и формировании созидательно-творческих сил большую роль играет организация и качество медицинского обслуживания и системы здравоохранения в целом. В этой сфере Россия также сталкивается с проблемой огромного разрыва между потенциальными возможностями, которые могут предоставить ИТ, и степенью их освоения в реальной практике. В среднем по стране состояние здоровья населения ухудшается в возрасте после 45 лет. Совершенно очевидно, что у таких работников меньше производительность труда и слаба мотивация к повышению квалификации. Эта проблема касается не только отечественной системы здравоохранения, но и российского образа жизни вообще. Известно, что средняя ожидаемая продолжительность жизни в среднеразвитых странах, к которым относится и Россия, зависит от системы здравоохранения лишь на 15%2, основную же роль играет именно образ жизни [20].

В рамках программы «Здравоохранение 2020» предусмотрены многоплановые мероприятия по модернизации системы здравоохранения в стране в федеральном и региональном масштабах. Начата работа по введению федерального регистра наиболее распространенных заболеваний, лечение которых требует очень дорогих лекарств, планирование и ведение листов ожидания высокотехнологичной помощи, организации централизованного доступа к единой базе данных нормативносправочной информации. На основе международных стандартов 1БО разработаны проекты форматов их электронного представления. Наиболее развернуто действие Программы можно представить по мероприятиям в г. Москве (население Москвы в настоящее время составляет около 15 млн. чел., т.е. более 10% населения страны) [21]. Наиболее реальным внедрением ИТ в систему здравоохранения являются:

- создание проекта «Электронный паспорт здоровья москвича»;

- обучение персонала каждого учреждения здравоохранения навыкам работы с электронной почтой и ресурсами;

- Интернет с обязательной проверкой знаний в период аттестации;

- создание компьютерной базы данных, совместимой с единым городским классификатором, (в идеале - мультимедийной), содержащей подробную информацию о лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения в двух вариан-

2 Расчеты Всемирной Организации Здравоохранения.

тах - для населения и для специалистов, а также базы данных лечебных и диагностических центров Москвы;

- создание на одном из московских веб-серверов Департамента здравоохранения г. Москвы раздела «Достижения мирового и российского здравоохранения»;

- создание на базе ведущих институтов, клиник и диагностических пунктов «консультаций через Интернет» для москвичей и для всех учреждений здравоохранения страны, а также системы записи населения к специалистам через электронную почту. Эти мероприятия внедрения ИТ определяют новую стратегию реформирования и модернизации здравоохранения.

«Телемедицина», которая включает комплекс процедур, обеспечивающий с помощью компьютерной (информационной) технологии и высокоскоростных магистральных каналов связи адекватный обмен медицинскими данными на расстоянии

- одна из составляющих такого подхода. Направление быстро развивается, российские медики также включаются в различные национальные и международные проекты. Так, ряд клинических центров Москвы и С-Петербурга осуществляет телемедицинские контакты с ведущими клиниками мира.

Дистанционная медицина в России поэтапно развивалась следующим образом:

1970-е годы - первые шаги по осуществлению передачи ЭКГ;

1995 г. - первые видеоконсультации и видеоконференции;

1999 г. - создание московской корпоративной телемедицинской сети, объединяющей 32 медицинских учреждения;

2000-2001 г. - выездные коллегии Минздрава России с применением телемедицинских технологий;

2001 г. - интеграция российских телемедицинских сетей с мировым информационным пространством.

На сегодняшний день функционирует общедоступная телемедицинская сеть, осуществляющая телеконсультации и дистанционное обучение для населения и врачей различных регионов России. Она обеспечивает больным доступ к специализированной помощи территориально удаленных лечебно-профилактических учреждений. Ряд научных учреждений и регионов самостоятельно разрабатывает и реализует различные подходы к оказанию телемедицинских услуг. Телемедицинские центры (ТМЦ) на федеральном уровне созданы в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева РАМН, Московском НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России, НИИ хирургии им. А.В. Вишневского РАМН и др. Региональные телемедицинские системы созданы в разных регионах РФ. Расширение сети ТМЦ обеспечит возможность проведения телеконсультаций по широкому спектру патологии.

Одной из серьезнейших проблем внедрения телемедицины сегодня является низкий уровень оснащенности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) компьютерным оборудованием. При этом 35% врачей используют Интернет как источник профессиональной информации. Более половины (56%) респондентов оценивают уровень информатизации своих лечебных учреждений как средний, 37% считают его высоким, и лишь 7% - низким [22]. Большая часть «рядовых» ЛПУ связывает информатизацию с построением локальных компьютерных сетей, но «лидеры» (например, Центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, Медицинская академия им. И.М. Сеченова, Медицинский центр Управления делами президента и др.) активно развивают проекты телемедицины, внедряют электронные медицинские карты, использование КРГО-меток.

За последние два-три года удалось накопить опыт по внедрению и использованию новых технологий и достичь определенных результатов. В ближайшее время по всей стране широкое распространение должны получить пластиковые карты,

электронные браслеты в стационарах, электронные истории болезни. Появится возможность внедрения типовых интегрированных приложений для медицинских учреждений и браузеров для доступа пациентов. Одна из первостепенных задач -создание автоматизированных систем хранения графической информации (рентген, томограмма, ЭКГ и т.д.) и информации о наличии донорского материала, а также предоставление услуг по интерпретации результатов обследований и организации электронной очереди на донорский материал.

Сотрудничество с мировым медицинским сообществом, участие в совместных исследовательских и телемедицинских проектах позволяет воспользоваться передовым опытом и избежать тех ошибок, с которыми уже столкнулись иностранные коллеги. Таким образом, информатизация в медицине способствует повышению ее эффективности. Определенную помощь оказывает также создание Интернет-учебников. Например, идет работа по созданию международного Internet-учебника по педиатрии, в котором участвуют медики США, Франции, Испании и России. Прототип его представлен на WEB-site Стэнфордского университета. Однако хотя в настоящее время основные принципы электронного здравоохранения России уже утверждены, концепция его построения требует постоянного совершенствования с учетом современной нормативно-правовой базы.

Расширение социальных сетей. Формирование благоприятных условий жизни зависит также от реализации программы построения в России информационного поля, которая продвигается медленно и скачкообразно. Направление электронной торговли, например, обеспечивает уже до 30% общего объема торговых операций. Другие направления, например электронный документооборот, до сих пор действует только на уровне отдельных ведомств. Буксуют проекты по предоставлению налоговых деклараций в электронном виде, проект по предоставлению электронных таможенных деклараций. Проект по созданию электронных «социальных карт» для граждан страны существует пока фрагментарно - в небольшом числе отдельных российских регионов. Предоставление государственных электронных услуг в рамках концепции «электронного правительства» только начинает свое существование.

Причина столь большого разрыва - в различии подходов со стороны государства. Подход к развитию направления электронной торговли был предельно конкретным, четко определяя, кто реализует данную задачу, в какие сроки и каким будет формат использования данных систем. Была подготовлена нормативноюридическая база, включая принятие целого ряда законопроектов и нормативных актов, в числе которых закон об электронной торговле и закон о госзакупках. В отношении других направлений подход был больше декларативным, конкретных решений, способствующих исполнению этих планов, не принималось. Предоставление четких организационно-экономических программ с конкретными сроками исполнения, необходимой юридической базой и действенной системой контроля исполнения должно способствовать их реализации.

Большую помощь в становлении информационного общества и модернизации интеллектуальных ресурсов России могут оказать социальные сети, которые предназначены для оказания государственных услуг в электронном виде. Эта специфическая информационная система обеспечивает более широкий доступ к информации, способствуя процессу развития общества. В 2009 г. в среднем в России 25 млн чел. хотя бы раз в месяц пользовались социальными сетями. Россия является одним из самых быстрорастущих и перспективных рынков социальных сетей. Аналитики прогнозируют, что ежегодный средний прирост числа пользователей социальных сетей до 2014 г. в России составит около 23% [19].

Финансовые структуры в период активного развития своего электронного бизнеса (запуска в сети новых торговых площадок, интернет-магазинов и т.д.) тратили на ИТ около 14% общего объема инвестиций. При этом среднегодовой рост инвестиций в ИТ в России составил 11% [23]. Накопление денежных средств у отечественных предприятий позволило им начать процесс тотальной автоматизации бизнеса, который продолжится в ближайшие годы. Распространение современных услуг и коммуникации на территории страны предоставляет возможности для самообразования, свободного общения, решения таких трудных проблем, как например, спасательные операции, работа электронного правительства. В России начал работы национальный кириллический домен «.рФ», сайт «Президент.рФ», Правительство. рФ». Благодаря социальным сетям общее количество пользователей Интернета в РФ составляет около 43 млн. чел., а ежемесячная аудитория социальных сетей оценивается в 22-24 млн. чел. [24]. Группа компаний «Связьинвест» готовит целый ряд решений по введению социального тарифа, поскольку это доступ в основном к информационным сервисам, там, где нужны не очень большие скорости.

Социальная составляющая в интернет-торговле является фактором формирования сообщества покупателей, системы рекомендаций и зачастую способствует увеличению аудитории интернет-ресурса. Использование элементов социальных сетей в развитии интернет-магазинов достаточно перспективно. Так, по итогам 2009 г. объем интернет-торговли превысил 150 млрд. руб. [25] В тот кризисный год, в целом по медийному рынку провал был свыше 30%. Абсолютные цифры по интернет-рекламе также достаточно впечатляющие: ее объем составил свыше 19 млрд. руб. Пока из многих высокотехнологичных интернет-отраслей это единственная сфера, рост которой значимо ощутимый. Социальные сети, вообще, оказались не подвержены никакому кризису, капитализация крупнейших таких сетей возросла.

В ближайшие годы ожидается эволюция социальных сетей. Они изменятся качественно - акцент смещается с общения на совместную деятельность. Первой «ласточкой» должна стать долгожданная сеть Google Wave, которая позволит людям создавать совместный контент в пошаговом режиме [25]. Отличный пример такой социализации - благотворительные проекты.

* * *

Сегодня в России ИТ играют довольно заметную роль в развитии экономики и модернизации интеллектуальных ресурсов. Сочетание имеющегося производственного и интеллектуального потенциалов с высококвалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, с колоссальной по масштабам и разнообразию природно-ресурсной базой, предоставляет России уникальные конкурентные преимущества. Распространение ИТ способствует совершенствованию системы образования и здравоохранения, но требует постоянного внимания, поощрительной государственной политики, увеличения частного финансирования, проведения льготной налоговой и кредитной систем для частных инвесторов.

Для решения проблемы увеличения квалифицированных специалистов в отрасли ИТ в России разрабатывается инновационная система в сфере телекоммуникаций и информационных технологий, в которой предусматривается поощрение научно-исследовательской деятельности и коммерциализации разработок. Реализация проектов предусматривает использование передового конкурентоспособного отечественного оборудования, современных космических и телекоммуникационных технологий, модернизации интеллектуальных ресурсов и совершенствования научно-образовательного процесса. Особое внимание будет уделяться внедрению

ИТ в систему образования, развитию дистанционного обучения и формированию электронных ресурсов. Активное взаимодействие с ИТ-бизнесом позволит ускорить процесс модернизации образовательных программ и научных исследований.

В ближайшей перспективе намечается насыщение общей структуры здравоохранения коммуникационными элементами, чтобы информационная система, соединяющая все медицинские объекты, составила основу организации единой информационной среды здравоохранения, включая формирование благоприятного образа жизни. Без такой системы невозможно использование новых экономических механизмов в сфере оказания медицинских услуг. Она должна опираться на телекоммуникационные, web- и телемедицинские технологии, реализовывать системную концепцию сбора и хранения данных, а также гибко перестраиваться с изменением функций управления.

Для России крайне необходима интеграция отечественной науки, образования и промышленности в международные инновационные структуры в области ИТ и массовых телекоммуникаций, занимающие лидирующее положение в мире в исследованиях, разработках, производстве и распространении новых технологий. Пока российское присутствие в них связано лишь с персональным участием отдельных специалистов, но не компаний. На этом фоне стратегия модернизации интеллектуальных ресурсов и повышения конкурентоспособности экономики России состоит в переходе к модели радикально-инновационного типа экономического развития. Только такая модель позволит России войти в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, использовать преимущества глобализации и иметь необходимые экономические и политические ресурсы, чтобы противостоять ее рискам и вызовам.

Литература

1. Инновационная экономика России: инвестиции и инновации. М.: Институт экономики, 2006. Плискевич Н. Динамика человеческого капитала в трансформирующемся обществе // www.Kapital-rus/article.2008.

2. Шаталова Н. До самых до окраин //Поиск, № 21 (1095), 21 мая 2010.

3. Козорезова Г. С доставкой на дом // IT@ Телекоммуникации. Известия , 2010.17.03. (вкладыш); www.searchengines.ru/articles 2010.31.03.

4. Образование в странах Содружества. Стат. бюлл. Статистика СНГ, 2008, № 12, июнь, с.53.

5. России есть, что предложить миру // ИнформКурьерСвязь, 2008, №7.

6. Таршилова А. Дефицит кадров и ИТ-образование // Intelligent enterprises, www iemag.ru/opinions/detail 2008.31.01.

7. Коломийченко О. Коммерциализация НИОКР //Конкуренция рынков, 2009, № 4.

8. Проблемные зоны // Российская газета.2009.18.08.

9. OECD, Main Science and Technology Indicators, May 2009.

10. Волынкина Е. ИТ в поисках кадров и денег //ИнформКурьерСвязь, 2008, № 3.

11. Пономарев И. Наука и инновации // www.RBC daily 2008,06.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Аветисян П. Информатизация оборудования и дистанционное обучение в СНГ // www.CNews.ru/reviews/free/servis 2008.

13. Institute Statistics UNESCO. 2005; Наука, инновации, образование //Альманах Федерального Агентства по науке и инновациям. М.: РИЭПП, 2006.

14. Рогов С. Россия должна стать научной сверхдержавой // НИАС, «Молодые ученые», Администрация Президента, 2010. www.youngscience.ru/pages/main/analitics.

15. Солдатов А., Ивашко Р. Болезни российской науки дошли до ведущего журнала мира «Nature» // www.INFOX, 2010.15.03.

16. Шаталова Н. Опорное трио // Поиск, 2010. 28.05. № 22 (1096).

17. Сурков В. Инновыхода нет //Коммерсант, № 83, 2010. 13.05.(4383).

18. «Облачность» в Сколково//Ведомости, 2010.15.06.

19. Прирост пользователей социальных сетей //Независимая газета, приложение, 2009.11.05.

20. Минниханов Р. Развитие информационного общества //www.Polit.ru, 2010, май.

21. Россия в цифрах 2008// Федеральная служба государственной статистики. М.: 2009.

22. Рудычева Н. Информатизация здравоохранения состоится // www. CNews Analytics, 2009.09.09.

23. Дехканов Д. Интеллектуальный потенциал // www.RBC daily 2009.16.03.

24. Соколик О. Интернет-торговля становится популярной // www. Росбизнесконсалтинг. Хостинг центр. 2010.24.04.

25. Рыцарева Е. Время дорисовать систему. Капитал страны // www.Kapital-rus/article.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.