Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные технологии обучения языку как средство развития речи / modern language learning technologies as a means of speech development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Д. Фардзинова, М.Л. Моуравова

В работе рассматриваются вопросы, связанные с речевым развитием обучающихся в процессе написания творческих работ (сочинений) с применением электронных платформ. По мнению авторов, современные коммуникационные технологии позволяют сделать современный урок не только динамичным и интересным, но активизируют взаимодействие учителя и ученика, способствуют успешному освоению школьниками разнообразной учебной информации. В исследовании подчеркивается, что творческие работы по пейзажным полотнам являются богатым внеязыковым материалом, посредством которого могут оживляться уроки русского языка. Учитель имеет возможность продемонстрировать учащимся богатейшие возможности языка и необходимость их тщательного изучения с целью общения, выражения своих мыслей и чувств. В целом все виды искусства обладают мощным функциональным средством влияния на эмоциональную, мыслительную, духовную сферы человеческой деятельности. Особенно благотворно влияет искусство на еще не сформировавшуюся личность школьника, поэтому очень важно использовать произведения искусства в школьной практике. В настоящее время появилась возможность широко использовать все виды искусства с помощью Интернета, компьютера, информационных технологий в учебной и внеклассной работе. Как показывает практика, на уроках русского языка наиболее востребован самый распространенный и доступный вид искусства – живопись, сила которой состоит в прямой передаче эстетического своеобразия, общественного и нравственного смысла изображенного, образной характеристики предметного мира с помощью цвета, света, колорита, рисунка, композиции, формы, пространственных отношений. В процессе плодотворного диалога художника – зрителя/слушателя, учителя – ученика, адекватного перевода художественных символов, выраженных невербальной знаковой системой, на вербальный язык, происходит интеллектуальное, речевое, духовное и эстетическое развитие личности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.Д. Фардзинова, М.Л. Моуравова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AS A MEANS OF INTRODUCING SECONDARY SCHOOL STUDENTS TO NATIONAL CULTURE

The paper discusses issues related to the speech development of students in the process of writing creative works (essays) using electronic platforms. According to the authors, modern communication technologies make it possible to make a modern lesson not only dynamic and interesting, but also activate the interaction of teacher and student, contribute to the successful development of various educational information by schoolchildren. The study emphasizes that creative works on landscape canvases are rich non-linguistic material through which Russian language lessons can be enlivened. The teacher has the opportunity to demonstrate to students the rich possibilities of the language and the need for their careful study in order to communicate, express their thoughts and feelings. In general, all types of art have a powerful functional means of influencing the emotional, mental, and spiritual sphere of human activity. Art has a particularly beneficial effect on the student’s not yet formed personality, so it is very important to use works of art in school practice. Currently, there is an opportunity to widely use all kinds of art with the help of the Internet, computer, information technology in educational and extracurricular activities. As practice shows, the Russian language lessons are most in demand for the most common and accessible art form – painting, the power of which consists in the direct transmission of aesthetic originality, social and moral meaning of the depicted, figurative characteristics of the objective world with the help of color, light, color, drawing, composition, form, spatial relationships. In the process of fruitful dialogue between the artist – viewer/listener, teacher – student, adequate translation of artistic symbols expressed by the nonverbal sign system into verbal language, intellectual, verbal, spiritual and aesthetic development of the student’s personality takes place.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ»

начальная школа с неизбежностью должна претерпеть некоторые существенные изменения.

В новых условиях перед педагогами-исследователями и практиками открываются широкие возможности для проектирования и реализации новых технологий обучения младших школьников. Одним из перспективных направлений дальнейших исследований в соответствующей области является процесс формирования у них вычислительных навыков.

Существенное отличие ФГОС НОО 2021 от Стандартов предыдущего поколения составляет вариативность образовательной программы. Её введение позволяет руководству и учителям учитывать индивидуальные образовательные потребности обучающихся.

При этом повышенное внимание уделяется предметным результатам освоения учебной дисциплины «Математика».

По указанным причинам не вызывает удивления тот факт, что в новом Стандарте прописана необходимость развития вычислительных навыков младших школьников.

Библиографический список

Термин «вычислительный навык» может быть определён как высокая степень овладения школьником вычислительными приёмами. Основными критериями сформированности таких навыков являются следующие: осознанность, обобщённость, рациональность, прочность, автоматизм.

Анализ ФГОС и современных учебников по математике для начальной школы позволяет выделить основные этапы формирования вычислительных навыков: знакомство с сутью арифметического действия; введение числовых примеров; использование основных свойств конкретного вычислительного приема; интеграция в учебный процесс различного рода заданий.

Далее, согласно Стандарту нового поколения, в ходе осуществления учебной деятельности школа может применять различные образовательные технологии, в т. ч. связанные с дистанционным образованием. Таким образом, формирование вычислительных навыков младших школьников подразумевает широкое использование различных интерактивных тренажеров.

1. Кожурова А.А., Пухова А.В. Развитие логического мышления младшего школьника в зависимости от языковой среды и социального окружения. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 37-39.

2. Швалева Т.А., Врублевский Ю.Д., Ермохин А.В. Использование коррекционно-оздоровительных действий при обучении русскому языку детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 74-76.

3. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Москва: Владос, 2016.

4. Щербатых С.В., Рогачева А.Ю., Лыкова К.Г Теория и практика формирования стохастической культуры учащихся общеобразовательной школы средствами новых инфокоммуникационных технологий. Москва: ФЛИНТА, 2019.

5. Кипяткова О.С. Создание задачника для курса методики преподавания математики в начальной школе. Ярославский педагогический вестник. 2019; № 4 (109): 95-100.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.Дvailable at: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000

7. Каракотова С.А., Алиева Д.К. Анализ эффективности интерактивных методов обучения в образовательных учреждениях. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 179-181.

8. Марчук Е.В., Подгорная Т.В. Современный урок в начальной школе. Интерактивная наука. 2022; № 2 (67): 26-30.

9. Раджабова З.Б., Магомедова Д.О. Методика организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики. Вестник социально-педагогического института. 2022; № 1 (41): 56-62.

10. Зверева Л.Г, Темирова Э.Э. Инновационные методы и передовые технологии в современном преподавании. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022; № 1-1 (64): 143-145.

11. Колесникова О.В. Нестандартные уроки математики. Инновационная наука. 2022; № 1-1: 45-48.

12. Дойникова Ю.П. Система формирования вычислительных умений у младших школьников с учетом особенностей использования дифференцированного подхода. Вестник магистратуры. 2022; № 5-3 (128): 90-93.

13. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject. Journal of Global Research in Mathematical Archives. 2019; № 6: 43-45.

14. Чекин А.Л. Математический взгляд на актуальные проблемы методики обучения математике в начальной школе. Москва: МПГУ, 2018. References

1. Kozhurova Д.Д., Puhova A.V. Razvitie logicheskogo myshleniya mladshego shkol'nika v zavisimosti ot yazykovoj sredy i social'nogo okruzheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 37-39.

2. Shvaleva Т.Д., Vrublevskij Yu.D., Ermohin A.V. Ispol'zovanie korrekcionno-ozdorovitel'nyh dejstvij pri obuchenii russkomu yazyku detej mladshego shkol'nogo vozrasta s narusheniem intellekta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 74-76.

3. Beloshistaya A.V. Metodika obucheniya matematike v nachal'noj shkole. Moskva: Vlados, 2016.

4. Scherbatyh S.V., Rogacheva A.Yu., Lykova K.G. Teoriya i praktika formirovaniya stohasticheskoj kul'tury uchaschihsya obscheobrazovatel'noj shkoly sredstvami novyh infokommunikacionnyh tehnologij. Moskva: FLINTA, 2019.

5. Kipyatkova O.S. Sozdanie zadachnika dlya kursa metodiki prepodavaniya matematiki v nachal'noj shkole. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2019; № 4 (109): 95-100.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000

7. Karakotova S.A., Alieva D.K. Analiz 'effektivnosti interaktivnyh metodov obucheniya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 179-181.

8. Marchuk E.V., Podgornaya T.V. Sovremennyj urok v nachal'noj shkole. Interaktivnaya nauka. 2022; № 2 (67): 26-30.

9. Radzhabova Z.B., Magomedova D.O. Metodika organizacii samostoyatel'noj raboty mladshih shkol'nikov na urokah matematiki. Vestnik social'no-pedagogicheskogo instituta. 2022; № 1 (41): 56-62.

10. Zvereva L.G., Temirova 'E.'E. Innovacionnye metody i peredovye tehnologii v sovremennom prepodavanii. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2022; № 1-1 (64): 143-145.

11. Kolesnikova O.V. Nestandartnye uroki matematiki. Innovacionnaya nauka. 2022; № 1-1: 45-48.

12. Dojnikova Yu.P. Sistema formirovaniya vychislitel'nyh umenij u mladshih shkol'nikov s uchetom osobennostej ispol'zovaniya differencirovannogo podhoda. Vestnik magistratury. 2022; № 5-3 (128): 90-93.

13. Rasulov Т.Н., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject. Journal of Global Research in Mathematical Archives. 2019; № 6: 43-45.

14. Chekin A.L. Matematicheskij vzglyad na aktual'nye problemy metodiki obucheniya matematike v nachal'noj shkole. Moskva: MPGU, 2018.

Статья поступила в редакцию 11.11.22

УДК 37.013

Fardzinova M.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Russian and English Philology, North Ossetian State Pedagogical Institute

(Vladikavkaz, Russia)

Mouravova M.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Russian as a Foreign Language, Moscow State University of Food Production

(Moscow, Russia)

INFORMATION TECHNOLOGIES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AS A MEANS OF INTRODUCING SECONDARY SCHOOL STUDENTS TO NATIONAL CULTURE. The paper discusses issues related to the speech development of students in the process of writing creative works (essays) using electronic platforms. According to the authors, modern communication technologies make it possible to make a modern lesson not only dynamic and interesting, but also activate the interaction of teacher and student, contribute to the successful development of various educational information by schoolchildren. The study emphasizes that creative works on landscape canvases are rich non-linguistic material through which Russian language lessons can be enlivened. The teacher has the opportunity to demonstrate to students the rich possibilities of the language and the need for their careful study in order to communicate, express their thoughts and feelings. In general, all types of art have a powerful functional means of influencing the emotional, mental, and spiritual sphere of human activity. Art has a particularly beneficial effect on the student's not yet formed personality, so it is very important to use works of art in school practice. Currently, there is an opportunity to widely use all kinds of art with the help of

the Internet, computer, information technology in educational and extracurricular activities. As practice shows, the Russian language lessons are most in demand for the most common and accessible art form - painting, the power of which consists in the direct transmission of aesthetic originality, social and moral meaning of the depicted, figurative characteristics of the objective world with the help of color, light, color, drawing, composition, form, spatial relationships. In the process of fruitful dialogue between the artist - viewer/listener, teacher - student, adequate translation of artistic symbols expressed by the nonverbal sign system into verbal language, intellectual, verbal, spiritual and aesthetic development of the student's personality takes place.

Key words: modern language learning technologies as a means of speech development.

М.Д. Фардзиноеа, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ

М.Л. Моураеоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств», г. Москва

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

В работе рассматриваются вопросы, связанные с речевым развитием обучающихся в процессе написания творческих работ (сочинений) с применением электронных платформ. По мнению авторов, современные коммуникационные технологии позволяют сделать современный урок не только динамичным и интересным, но активизируют взаимодействие учителя и ученика, способствуют успешному освоению школьниками разнообразной учебной информации. В исследовании подчеркивается, что творческие работы по пейзажным полотнам являются богатым внеязыковым материалом, посредством которого могут оживляться уроки русского языка. Учитель имеет возможность продемонстрировать учащимся богатейшие возможности языка и необходимость их тщательного изучения с целью общения, выражения своих мыслей и чувств. В целом все виды искусства обладают мощным функциональным средством влияния на эмоциональную, мыслительную, духовную сферы человеческой деятельности. Особенно благотворно влияет искусство на еще не сформировавшуюся личность школьника, поэтому очень важно использовать произведения искусства в школьной практике. В настоящее время появилась возможность широко использовать все виды искусства с помощью Интернета, компьютера, информационных технологий в учебной и внеклассной работе. Как показывает практика, на уроках русского языка наиболее востребован самый распространенный и доступный вид искусства - живопись, сила которой состоит в прямой передаче эстетического своеобразия, общественного и нравственного смысла изображенного, образной характеристики предметного мира с помощью цвета, света, колорита, рисунка, композиции, формы, пространственных отношений. В процессе плодотворного диалога художника - зрителя/слушателя, учителя - ученика, адекватного перевода художественных символов, выраженных невербальной знаковой системой, на вербальный язык, происходит интеллектуальное, речевое, духовное и эстетическое развитие личности школьника.

Ключевые слова: современные технологии обучения языку как средство развития речи.

В современных социально-экономических условиях развития общества информатизация образования является основой для информатизации социума.

Информатизация образования - это обеспечение образовательного процесса разработкой и использованием новых информационно-коммуникационных технологий, которые ориентированы на достижение взаимосвязанных целей воспитания и обучения на различных уровнях образования.

Использование информационных технологий в образовательном процессе, несомненно, существенно меняет подход к проведению занятий. Из этого следует, что требования к педагогу возрастают, то есть нужен компетентный преподаватель, способный мотивировать обучающихся к использованию информационных технологий в образовательном процессе.

Основной функцией педагога в условиях цифрового обучения, на наш взгляд, является поддержка обучающихся в их учебной деятельности: помощь в решении возникающих проблем, а также в освоении разнообразной информации [1-13].

Вместе с тем приходится констатировать, что современные выпускники средних школ, как правило, испытывают затруднения при написании сочинений, хотя сочинение - это интеллектуальный показатель развития ученика, его эстетического вкуса, результат достижений в изучении русского языка и литературы [4]. У обучаемых, как правило, «не развито воображение, нет хорошо организованной мотивации к продуцированию связных текстов» [9, с. 52]. Творческая же работа по пейзажной картине является как раз тем внеязыковым материалом, посредством которого могут оживляться уроки русского языка, демонстрироваться учащимся его богатейшие возможности и необходимость их тщательного изучения с целью общения, выражения своих мыслей и чувств.

С учетом сказанного выше возникает необходимость в разработке уроков, которые позволили бы школьнику не только развивать речь, но и через изучение языка приобщаться к культуре не только своего народа, но и других народностей. При этом особое значение приобретают творческие виды работ (сочинения и др.), например, сравнительно-сопоставительное описание пейзажных картин в средней школе. Данная идея может быть реализована с высокой степенью эффективности при условии применения педагогом специальных информационных технологий, в частности онлайн-платформ, которых сегодня достаточное количество. Надо отметить, что отдельные платформы сегодня как нельзя хорошо вписываются в методики, которые не только направлены на речевое развитие школьников, но и позволяют сформировать у них лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции обучающихся на уроках русского языка [11, с. 27]. Остановимся лишь на некоторых из них.

«Артхив» - не просто гид по искусству, но и практически социальная сеть для любителей живописи, где можно познакомить учащихся с творчеством художников, их работами, узнать мнение других ценителей или просто поклонников живописи. В приложении можно найти описания десятков тысяч картин и биографии их авторов. Понравившиеся работы учащиеся, например, могут объединять в подборки. Кроме того, в «Артхиве» можно искать галереи и выставки на карте, но главный бонус - это аналог Shazam, который в один снимок определит

картину и расскажет о ней подробнее, позволяет самостоятельно создать сайт художника или галерею.

Vremena - это приложение, в котором собрано большое количество материалов о культуре и истории России. При этом создатели обновляют статьи каждые две недели. Нам представляется, что статьи, представленные на данной платформе, могут стать для учителя богатым дидактическим материалом, с помощью которого можно сформировать лингвистическую, коммуникативную и культурологическую компетенции обучаемых.

Gallerix - качественный и интересный сайт для любителей не только живописи, но и школьников. Сайт систематически пополняется новой информацией, вносятся новые работы. Про каждого художника на платформе размещена небольшая биографическая информация, наиболее значимые работы. В разделе «Биографии» можно найти полную информацию о художниках, посмотреть, где находится оригинал полотна. Это поможет ученикам ближе познакомиться с творчеством того или иного художника, расширив свой кругозор. Вкладка «Музеи мира» открывает, например, возможности попутешествовать виртуально по сокровищницам живописи, находясь у себя дома.

Приложение Google Arts & Culture также может стать действенным инструментом для педагога при работе учащихся над сочинением: кроме традиционных статей и виртуальных выставок, у Google Arts & Culture есть арт-проектор (он позволяет посмотреть на картины в реальном размере), панорамные видео (ролики с круговым обзором для максимального погружения) и многое другое.

Следует также отметить, что определёнными навыками обучающиеся уже обладают, так как сегодня в точках роста» и кванториумах одним из направлений является создание веб-сайтов. В этом смысле интересной может стать, например, на первом этапе (предречевом) работа с учащимися по созданию виртуального музея живописи, где ученики могут разместить, например, картины известных русских и осетинских художников, чьи работы схожи в композиционном плане. Подобрать к каждой из них подходящее музыкальное произведение или же стихотворение, презентовать творчество художников, представить на веб-странице и другие произведений мастеров искусства. Например, можно предложить учащимся выполнить такую творческую работу: создать виртуальные страницы русских и осетинских художников, представив галерею их полотен, схожих в тематическом плане.

Представим, как может выглядеть алгоритм такой работы на примере пейзажных полотен двух художников: Куинджи Архипа Ивановича «После дождя. Радуга» и Цаллаговой Фатимы Касполатовны «После дождя».

На предварительном этапе следует обратить внимание учащихся на то, что обе картины называются одинаково. На пейзажных полотнах художников предметом описания явилась природа после прошедшего дождя.

Далее знакомим учащихся с творчеством художников. Как мы уже говорили выше, эффективным на этом этапе может стать работа школьников на одной из электронных платформ по живописи. На платформе Gallerix знакомим ребят с биографией и творчеством Архипа Куинджи. При этом учащиеся имеют возможность посмотреть на данной платформе картину в полном ее размере, а также

Куинджи Архип Иванович «После дождя. Радуга»

Цаллагова Фатима Касполатовна «После дождя»

познакомиться и с другими пейзажными полотнами автора. Он представил возможности пейзажа с разных ракурсов, тем самым хотелпреобразить и возвысить нашу реальность.

Еще наодноз ие ылыртеозыыы пзасЫово ВтзГалзввя жураелс «Дорскм» знакомим учащихся с творчеством сомоОытнойлыдожоицы тз Солерной Жхвтои Ф.К. Цаллачмво^рокдроннаа филоженв» к плывящезл в;^арлы»ы{^ле

нлмр^спкбы^зты^ Осттии. Ирььзнс здеке »ррута дтк^кзт лыызюжкосвь псыжыыыоержты« о другие работы Фатимы Касполатовны, написанные ею в разные годы. «Королева осетинсиоз твыаязопт - таз ы^к^ри^гак^ы а^, и^ызылкк^-зб!лекои«^пивг^ ы тдвкозо х-» дожника-графика знакомые с еетиврчлытвлм ррт-рритткпы Зayрдoыпицeе змзые-пилась ре пугацим зыв^ыга, длрвчтр-о ^к^орleл«lcтЛ| Ммж »змв ^ы1зр|ыаа1^ -иыы «...за осыРттнод ыхйтмыуи пpoевaоры«оь цвы»лl ,.ы таж»тоыат^^^пт ымосппрРхвсыы п еьедавачь в оздых ытуТпыы ытoртылнжрa».

Второй этап раМооы жбеы^дж »ыдаыциммая. -Лfыы-л двоорга оагкпд - соамеыты но с учеттками выввимл.чмосблажлeжеPa лейзлет»в1х палoикa и ы кем до млджвры ^^a^tэитт■|^bЦы ц-ч^лрыик« лжм ыпреле^и^е, рым о ■пема^и'^аырыгк пояту му»ыпвы схожи.

ыeыычыыя ыа яыыое ырoыcивoв иeмлти-e. пaждьы» xсхомыир смоы ые-редать радугу по-своему. На каpтхмаР.Pyииыжи разн^омлыт^п^я рао yгa,псзyпкжор в оeKe пoокк иoлкя вячкпx р»чрх cклытa и п»oлыгyрыaт чкpeз вчр ыеРы« рaыро« детей и взрослых. За горизонтом скрывается зеленая равнина, а дождевые тучи, ухыдя вдалы, оступаимы ьыоoч лг^тартырт зову и cоaквy aрк и»» рстy»o 4^10X6»^ и дает надежду на гармонию в реальной жизни.

Что касается картины Ф. Цаллаговой, то это целый мир чистоты и легко-сты,ктжы-тд ттикипмлыниK ыoыдлPнocтл, изыcиaнoпи■|■и,оиp оппoиккк, кч»т|эып просто живет в гармонии с собой и природой. Художнице удалось запечатлеть состояние природы.оеняжрееск т раккое выеыя ггыа, мл ычи лныс- пргова Это величавая красота горных вершин и родного ущелья, укутанного легким ту-мтном токте ыToлoнo пooм«-ш»гo аoлду, ытк ыитучкы гтрчогл cикeoик в зolл-р, которую оставил ливень.

Coиpeьмo с уыкныками пчтхлди» ж прккетжк ыаюжо, ыоы ч ркыочча Аы Ко-инджи, воздушно-изысканная акварель Фатимы Цаллаговой затрагивает самые тайные струны души зрителя. У А. Куинджи центром внимания на пейзажном полотне является радуга, тогда как у Фатимы Цаллаговой - виднеющиеся сквозь дымку величественные горы, из-за которых пытается выглянуть солнце.

На третьем этапе работы методически оправданным будет, если учащиеся самостоятельно подберут стихи известных поэтов к выбранным пейзажным

полотнам, а также музыкальные произведения и обоснуют свои ответы. Так, например, можно предложить учащимся прочитать стихотворения Ю.И. Визбора и Ольги Альтовской «После грозы».

Вгорахдожди,вгорахседоенебо, Послегрозы

Вгорахгрохочутгорыпогорам, Радугаинебо споволокой.

Гремит поток, вчера лишь бывший снегом, Солнцавенценосногозенит.

Грохочутглины,твердыевчера. И в сыром безветрии высоко

Анамлегко!Наднамисолнцажелоб Птицанеизвестная парит.

И облаков веселые стога, Пар перенасытил воздух нежный.

Илишьрекасизвестиемтяжелым, Натравеблестятследыгрозы.

Какскороход,бежитиздалека, Тишиныупавшей неизбежность.

Иеслиянадолгоумолкаю, Воспареньенегиислезы.

Авродесолнцесветит впереди, Отлегло. Во всем - успокоенье.

Неговори:«Счегорекатакая?» Славатем,ктовсезабытьрискнул.

А просто знай - в горах идут дожди. И уже в листве сердцебиенье,

ВизборЮ.И. Иужевцветахпчелиныйгул.

Ивовсем,чтодышит, - озаренье: Было все, как надо, и не зря. И за пораженьем - возрожденье. Вопреки? Отнюдь. Благодаря.

ОльгаАльтовская

Оба стихотворения посвящены дождю. Дождь является неслучайным явлением у авторов данных стихотворений, так как образ этого природного явления переплетен счеловеческимичувствами.

У Ольги Альтовской дождь - это символ очищения и божественной благодати, а у Ю. Визбора - дождь является сквозным мотивом и в то же время действующим лицом. В ходе анализа стихотворений обучаемые определяют, что стихотворение Ю. Визбора точно передает образ дождя, который изобразила на своем полотне Ф. Цаллагова. Стихотворение же О. Альтовской наиболее лаконично отражает радостное настроение, которое мы испытываем при просмотре картины А. Куинджи. Также необходимо обратить внимание школьников на то, что образ дождя привлекает не только поэтов и художников, но и музыкантов. Предлагаем учащимся послушать музыкальное произведение Алексея Архиповского «Дождик». Прослушав его, школьники определяют, что

именно так звучит дождь: красиво, легко, настойчиво, задумчиво и торопливо. Звуки мелодии, как хрустальные капельки, пронизывают душу. Воздействуя на органы чувств, пейзажное полотно дает возможность ученику воспринимать действительность более глубоко, способствуя развитию его эмоциональной сферы и воображения. Погружаясь в изображаемый художником мир, у учащихся активизируются мыслительные и речевые процессы. Пейзажная картина, ограниченная рамками определенной темы, помогает построить высказывание в соответствии с темой и замыслом художника. Итогом всей работы на первом этапе будет виртуальная веб-страница, которую школьники должны будут презентовать.

Нам представляется, что описанные выше предречевые задания направлены на развитие творческих способностей обучаемых. Считаем, что именно этому этапу сегодня на уроках развития речи должна отводиться специальным

Библиографический список

образом организованная методическая работа, которая с высокой степенью может быть эффективна при использовании разнообразных компьютерных приложений.

Таким образом, работа над сочинением по пейзажной картине способствует развитию образного мышление учащихся, вдумчивому и бережному отношению к слову, формированию речевых навыков, развивающих ключевые компетенции, которые определяют качество школьного образования. Включение в образовательный процесс информационных технологий является эффективным средством, способствующим формированию коммуникативных компетенций учащихся, однако их применение целесообразно в комплексе с другими средствами обучения, а также постоянной связью с самостоятельной работой обучающихся. Только при учете данных условий можно обеспечить формирование у школьников необходимых компетенций.

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9. Москва, 2002: 3-49.

2. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы развиваем на уроках. Русская словесность. Available at: http://portalus.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Available at: https://infourok.ru/lev-vigotskiy-voobrazhenie-i-tvorchestvo-v-detskom-vozraste-920017.html

4. Гайнуллина Г.А. Сочинение по картине как основной вид работы по развитию речи. Всероссийский электронный журнал «Педмастерство». 2016. Available at: https:// www.pedmasterstvo.ru/categories/31/articles/1287

5. Зверева Ю.С. Информатизация образования. Молодой ученый. 2016; № 6.3 (110.3): 23-26. Available at: https://moluch.ru/archive/110/27234/

6. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. Москва, 2004.

7. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. Москва, 2001.

8. Литвинко Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе: учебное пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2015. Available at: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.-ЭБС «IPRbooks»

9. Газаева Л.В. и др. Обучение синтаксису на функциональной основе: монография. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2017.

10. Сидоров С.В. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии. Артур Кларк. Сайт педагога-исследователя. Available at: http://si-sv.com/board/13-1-0-145

11. Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка: монография. Москва: Издательство МГОУ 2012.

12. Хаббарда Э.Г. One machine can do the work of fifty ordinary men. No machine can do the work of one extraordinary man. A Thousand & One Epigrams: Selected from the Writings of Elbert Hubbard. 1911, p. 151. Available at: https://ru.citaty.net/tsitaty/631837-elbert-grin-khabbard-odna-mashina-mozhet-sdelat-rabotu-piati-obychnykh-liude/

13. Lewowicki T. Janusz Korczak. Prospects: the quarterly review of comparative education. UNESCO: International Bureau of Education. Paris, 2000; Vol. 24, №. 1/2: 37-48.

References

1. Baranov M.T., Ladyzhenskaya T.A., Shanskij N.M. Programma po russkomu yazyku k uchebnikam dlya 5-9 klassov. Programmypo russkomu yazyku dlya obscheobrazovatel'nyh shkol, gimnazij, liceev: Russkij yazyk. 5-9. Moskva, 2002: 3-49.

2. Bystrova E.A. Celi obucheniya russkomu yazyku, ili kakuyu kompetenciyu my razvivaem na urokah. Russkaya slovesnost'. Available at: http://portalus.ru

3. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Available at: https://infourok.ru/lev-vigotskiy-voobrazhenie-i-tvorchestvo-v-detskom-vozraste-920017.html

4. Gajnullina G.A. Sochinenie po kartine kak osnovnoj vid raboty po razvitiyu rechi. Vserossijskij 'elektronnyjzhurnal«Pedmasterstvo». 2016. Available at: https://www.pedmasterstvo. ru/categories/31/articles/1287

5. Zvereva Yu.S. Informatizaciya obrazovaniya. Molodojuchenyj. 2016; № 6.3 (110.3): 23-26. Available at: https://moluch.ru/archive/110/27234/

6. Il'ina M.V. Voobrazhenie i tvorcheskoe myshlenie: Psihodiagnosticheskie metodiki. Moskva, 2004.

7. Leont'ev A.A. Yazyk i rechevaya deyatel'nost' v obschej i pedagogicheskoj psihologii: Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 2001.

8. Litvinko F.M. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v shkole: uchebnoe posobie. Minsk: Vysh'ejshaya shkola, 2015. Available at: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.-'EBS «IPRbooks»

9. Gazaeva L.V. i dr. Obuchenie sintaksisu na funkcional'noj osnove: monografiya. Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2017.

10. Sidorov S.V. Lyubaya dostatochno razvitaya tehnologiya neotlichima ot magii. Artur Klark. Sajt pedagoga-issledovatelya. Available at: http://si-sv.com/board/13-1-0-145

11. Hodyakova L.A. Kul'turovedcheskijpodhod v prepodavaniirusskogo yazyka: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo MGOU, 2012.

12. Habbarda 'E.G. One machine can do the work of fifty ordinary men. No machine can do the work of one extraordinary man. A Thousand & One Epigrams: Selected from the Writings of Elbert Hubbard. 1911, p. 151. Available at: https://ru.citaty.net/tsitaty/631837-elbert-grin-khabbard-odna-mashina-mozhet-sdelat-rabotu-piati-obychnykh-liude/

13. Lewowicki T. Janusz Korczak. Prospects: the quarterly review of comparative education. UNESCO: International Bureau of Education. Paris, 2000; Vol. 24, №. 1/2: 37-48.

Статья поступила в редакцию 01.11.22

УДК 37.03; 371.39

Fedorova S.I., Doctor of Sciences (Pedagogy, Professor of the Ulyanovsk State Agrarian University named after P.A. Stolypiri', Ulyanovsk,

E-mail: ljwtyn55@mail.ru

Taisayeva B.M., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, K.L. Khetagurov North Ossetian State University (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: btaisaeva@mail.ru

DEVELOPMENT OF THE VALUE ATTITUDE OF SCHOOL STUDENTS TO THE MILITARY HISTORICAL PAST. The article reveals a problem of life meanings and ideals reflected in traditions developed in the course of the history of the Russian people. The author emphasizes the importance of the attitude to the military-historical past of Russia in the upbringing of the younger generation. The modern realities of education dictate requirements that contain the need to include both the system of absolute and national values in the educational process. The authors emphasize the idea that insufficient attention is paid to the education of students' value attitude to the military-historical past in schools, there is a shortage of emotional and semantic experiences, the ability to develop value-semantic positions, etc. In the context of the analysis of the research problem, the authors describe a pedagogical experiment in which the content analysis method is used to help study the definition of "heroic past and present" and the "unfinished sentences" technique. The article reflects the main conclusions of the experiment. They note that most of the surveyed students began to think about moral feats and heroic deeds, and the smallest number of respondents note that, if necessary, they consider it possible to commit a heroic act. The article also indicates the introduction into practice of the educational space of the school of materials on the program "Pedagogy of spiritual and moral education", writing essays, solving creative tasks on military-patriotic topics, etc. All the work done has found its experimental confirmation and proved its effectiveness.

Key words: education, value attitude, value orientations, military historical past, value-semantic sphere, spiritual and moral sphere.

С.И. Федорова, д-р пед. наук, проф., Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Ульяновск,

E-mail: ljwtyn55@mail.ru

Б.М. Тайсаева, канд. социол. наук, доц., Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова г. Владикавказ,

E-mail: btaisaeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.