Научная статья на тему 'Информационные технологии на уроках музыки в общеобразовательной школе и информационно-технологическая оснащенность школьных учителей'

Информационные технологии на уроках музыки в общеобразовательной школе и информационно-технологическая оснащенность школьных учителей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
61
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии на уроках музыки в общеобразовательной школе и информационно-технологическая оснащенность школьных учителей»

© 2005 г. С.А. Дядченко

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ

ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Неоспоримым является положение о том, что цель любого курса обучения должна соответствовать реальным потребностям общества, его культурным традициям. Несомненно, это относится и к урокам музыки в общеобразовательной школе, и к вузовскому процессу образования.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному [1] или информационному [2] ощущается не только в экономике и политике, но в культурной и образовательной среде.

Бурное развитие информационных и компьютерных технологий затронуло все сферы жизни, включая образование и сам широчайший пласт музыкальной культуры. Подавляющая часть современной звуковой информации представляет собой музыку, воспроизводимую электронными источниками звука (синтезатор, компьютерная обработка звука и т.п.). Популярная электронная музыкальная среда внедрила в сознание молодежи качественно (темброво) новые волнующие звуки в сочетании с очень четким ритмическим сопровождением. Музыкальный вкус молодой части общества теперь формируется, и это бессмысленно отрицать, средствами массовой информации (СМИ), в том числе электронными, и многомиллионными тиражами compact disc (CD) и digital video disc (DVD) образцов произведений именно поп-музыки в электронной обработке. Последние два-три года этому же способствует и обширная сеть сотовой связи, предлагающая абонентам «качать» любимые мелодии на мобильные телефоны. Следовательно, для большинства детей, подростков и даже будущих учителей данное качество звучания музыки является единственно знакомым. Образуется громадное противоречие: музыкальные занятия в школе последние три десятилетия ведутся по программе, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в основу которой положено изучение традиционной клас-сико-романтической и фольклорной музыки [3]. Та же стилистика преобладает и в других образовательных учреждениях. Но современные дети, молодежь практически не в состоянии найти место для этой музыки в их мире звуков. Столь громадный разрыв между реально звучащими вокруг и изучаемыми музыкальными стилями, звуковыми качествами приводит к тому, что уже в школе, на ранней стадии обучения учащиеся теряют интерес к занятиям, а их неприятие школьно-программной музыки становится фактом, проявляющимся в нежелании петь и слушать музыку, предлагаемую буквально еще вчера школьным стандартом.

Подобная ситуация потребовала корректировки музыкального обучения в общеобразовательной школе. Это отчетливо проявилось в последнем Госстандарте основного общего образования, который вводит такую норму, как «использование информационно-коммуникационных

технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности в музицировании на электронных инструментах. Поиск музыкальных произведений в сети Интернет» [4, с. 51]. Таким образом, впервые в нормативном документе заложено требование включения в музыкально-образовательный процесс принципиально новых инновационных форм и методик музыкальной работы.

Однако подавляющее большинство действующих школьных (и не только) учителей испытывают затруднения, а порой и настоящий страх перед кнопками синтезатора, клавиатурой и мышкой компьютера. В то же время, ученики достаточно свободно владеют синтезатором и персональным компьютером, основываясь на домашнем опыте. Таким образом, возникает еще одна проблема: компьютерного обучения учителей.

Итак, в школах пока не созданы возможности использования компьютеров по разным причинам: во-первых, компьютеризация школ началась не так давно; во-вторых, крайне мало музыкальных компьютерных программ, продуктов, ориентированных именно на общеобразовательную школу; в-третьих, подготовка учителей музыки специально не направлена на электронные инструменты, не говоря уже о компьютерных технологиях.

Безусловно, что не компьютеры и компьютерные технологии являются отправной точкой музыкального образования, а именно музыкальное искусство, постижение закономерностей которого предполагает использование компьютеров.

К тому же музыкальная общественность и специалисты, конечно же, бьются над дилеммой - как заинтересовать молодежь или заставить ее воспринимать классическую музыку? Ведь действительно нельзя же выбросить за борт культурные сокровища прошлого! Но сегодняшние учащиеся и их педагоги среднего поколения в большинстве своем живут в различных мирах, которые характеризуются разными взглядами на звук и его свойства, музыку и ее стили. Потому педагогами практически и не ставится вопрос - можно ли, проявляя интерес к знаниям учащихся, попытаться понять, что им нравится в современной электронной музыке, в чем их художественные ценности?

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий создает потенциальные возможность сглаживания разрыва в восприятии этих лично-стно-ценностных миров. Однако программное обеспечение не в полной мере подготовлено к решению этой насущной задачи.

Мы, конечно же, не можем сейчас абсолютно точно и до конца определить направление развития компьютерных технологий в области музыкальной культуры, но очевидно, что компьютер как уникальное явление ХХ в. с

его влиянием на все сферы человеческой деятельности, должен быть включен в процесс музыкального обучения тех, кто будет жить в обществе будущего, тем более, что он (компьютер) существенно расширяет объемы и виды музицирования на уроке.

Перед вузом, таким образом, встает проблема совмещения в учебно-педагогическом процессе традиционной музыки и традиционных акустических инструментов, которыми владеют педагоги, с обширным материалом в области иной (современной популярной) музыки и ее инструментария, знатоками которых являются многие студенты и даже учащиеся.

Мы полагаем, что необходима не политика противопоставления новых технологий с их звуковой средой традиционной академической музыке, а именно поиск точек соприкосновения, через которые возможно проникновение из одной музыкальной среды в другую. Методическим вариантом такого проникновения может стать сравнение звучания произведений, исполненных на акустических инструментах с теми же произведениями, но в электронной аранжировке, тем более что таких готовых транскрипций немало в мировой музыкальной практике. Поэтому нет особой необходимости в сложных программах. Создание же новых программ необходимо для другого. Надо предоставить возможность студентам самим работать в этом плане. Такая практика уже широко внедрена в Таганрогском I ПИ. В более простом виде она может быть перенесена и в работу с детьми. Для таких элементарных школьных аранжировок уже не требуется ни особых программ, ни компьютера с большими возможностями; достаточно синтезатора, который в данное время стал более доступен, нежели фортепиано, и который стремительно вытесняет последнее из школьных стен.

Это одно из направлений объединения классических музыкальных образцов и современных электронных инструментальных средств, что в свою очередь способствует знакомству детей, молодежи и с традиционными акустическими инструментами, и с академической музыкой, а следовательно, делает кругозор тех и других более широким, причем без отрицания того, что им нравится, привычно, интересно.

Другой аспект - через электронное звучание выйти на интонационную теорию Б.В. Асафьева [5], лежащую в основе современных школьных программ по «Музыке» -научить детей искусству слушания; способности различать отдельные элементы музыкального языка и их разнообразные сочетания, простые и сложные звуковые структуры; осознавать музыкальную семантику; формировать их тезаурус в формате «multimedia». Будущие учителя также должны быть готовы и к этой работе.

Поражает ускоряющийся темп изменений, происходящих в обществе под воздействием громадного потока информации и внедрения новых информационных технологий. Мы же за ним катастрофически не успеваем. Тех-

Таганрогский государственный педагогический институт

нический прогресс, ворвавшись в современную музыкальную культуру, сформировал новую звуковую палитру, которая прямо или косвенно определяет музыкальный вкус детей и молодежи, поэтому чрезвычайно важно понять механизмы контроля и коррекции этого процесса, что поможет направить музыкальное развитие молодежи в нужное русло. На наш взгляд, здесь также уместны электронные средства. Все это вместе - различные музыкальные инструменты, компьютерное оборудование и программное обеспечение - позволит в образовании сохранить традиционные основы музыкального искусства, но в то же время проложить новые пути в овладении и педагогами, и учащимися мировыми культурой и музыкально-языковым багажом.

Симптоматично то, и это нам, наконец, предстоит понять, что школьники и молодежь не вообще не любят слушать музыку, а именно ту, которую в большинстве случаев предлагает школьная и вузовская программы. Но мы, как правило, упорно стоим на своем и традиционно списываем все протесты обучающихся на их плохой музыкальный вкус, его несформированность, засилье популярной музыки, звучащей отовсюду и т.п. Но дети и молодежь ведь не только слушают подобную музыку, они живо интересуются ею, знают различные стили и направления этой самой современной популярной музыки (интересно, что высокая образованность здесь присуща не только студентам-музыкантам, гуманитариям, но и точ-никам, менеджерам, юристам...), что нередко пока недоступно педагогу. Подобная ситуация требует переоценки существующего музыкального обучения в общеобразовательной школе, а следовательно, и в вузах, готовящих учителей музыки. Окружающий нас мир в техническом отношении меняется настолько быстро, что обучение на всех уровнях образования должно руководствоваться стратегией - учить умению учиться.

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. М., 1999.

2. Тоффлер Э. Третья волна / Реферат. изл. Э.Я. Баталова // США - экономика, политика, идеология. 1982. № 7 -11.

3. Музыка (новая редакция программы, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского) // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. М., 2001.

4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по искусству // Вестн. образования России. 2004. № 13.

5. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Л., 1971; Он же. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.

16 мая 2005 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.