Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ОМСКА'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ОМСКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
63
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДЫ РЕГИОНА / ЭНДОГЕННАЯ МОДЕЛЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРОЕКТ ОТКРЫТАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Генова Нина Михайловна, Стебляк Виктор Вадимович, Ночвинова Диана Александровна

Используя социокультурный подход, для формирования социокультурной городской среды, авторы предложили проект создания социально-культурного информационного сервиса, содержащего в себе актуальный событийный ряд городской жизни Омска. Проблема, которую выявили авторы исследования, заключается в отсутствии системного освещения в информационном пространстве социокультурных событий, происходящих в городской среде Омска. Авторы опирались как на собственные разработки связанные с формированием эндогенной модели городской среды и связанные с ней проектированием социокультурного пространства, так и на выводы ученых занимающихся данной проблематикой. Социальный эффект проекта заключается в том, что в случае его реализации решения в области обеспечения и удовлетворения спроса как среди городского сообщества, так и туристов, будут иметь возможность удаленно ознакомится с информацией о культурных объектах Омска, с перспективой принять активное участие в культурной жизни города. Наш проект повышает качество предлагаемых концепций развития, помогает гражданам участвовать в продвижении имиджа Омска, опираясь на его значимые культурные и исторические объекты. Созданная информационно-коммуникационная среда позволит эффективно распространять информацию о социокультурных городских процессах и формировать привлекательный имидж Омска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Генова Нина Михайловна, Стебляк Виктор Вадимович, Ночвинова Диана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE SOCIO-CULTURAL URBAN ENVIRONMENT: THE EXAMPLE OF THE CITY OF OMSK

Using a socio-cultural approach, for the formation of a socio-cultural urban environment, the authors proposed a project to create a socio-cultural information service that contains the current event series of urban life in Omsk. The problem identified by the authors of the study is the lack of systemic coverage in the information space of socio-cultural events taking place in the urban environment of Omsk. The authors relied both on their own developments related to the formation of an endogenous model of the urban environment and the associated design of socio-cultural space, and on the conclusions of scientists dealing with this issue. The social effect of the project is that, if implemented, solutions in the field of ensuring and meeting demand both among the urban community and tourists will have the opportunity to remotely get acquainted with information about the cultural sites of Omsk, with the prospect of taking an active part in the cultural life of the city. Our project improves the quality of the proposed development concepts, helps citizens to participate in promoting the image of Omsk, relying on its significant cultural and historical sites. The created information and communication environment will make it possible to effectively disseminate information about socio-cultural urban processes and form an attractive image of Omsk.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ОМСКА»

Информационные технологии как фактор формирования социокультурной городской среды: на примере города Омска

Генова Нина Михайловна,

доктор культурологии, кандидат философских наук, член-корреспондент Академии менеджмента в образовании и культуре, зав. кафедрой театрального искусства и социокультурных процессов, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского E-mail: ninagenova@mail.ru

Стебляк Виктор Вадимович,

кандидат искусствоведения, доцент, кафедра театрального искусства и социокультурных процессов, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского E-mail: steblyakvv@list.ru

Ночвинова Диана Александровна,

магистрант кафедры театрального искусства и социокультурных процессов, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского E-mail: diana.nochvinova_99@mail.ru

ные и исторические объекты. Созданная информационно-коммуникационная среда позволит эффективно распространять информацию о социокультурных городских процессах и формировать привлекательный имидж Омска.

Ключевые слова: информационные технологии, социокультурная среды региона, эндогенная модель, цифровизация, проект открытая среда.

Используя социокультурный подход, для формирования социокультурной городской среды, авторы предложили проект создания социально-культурного информационного сервиса, содержащего в себе актуальный событийный ряд городской жизни Омска. Проблема, которую выявили авторы исследования, заключается в отсутствии системного освещения в информационном пространстве социокультурных событий, происходящих в городской среде Омска. Авторы опирались как на собственные разработки связанные с формированием эндогенной модели городской среды и связанные с ней проектированием социокультурного пространства, так и на выводы ученых занимающихся данной проблематикой. Социальный эффект проекта заключается в том, что в случае его реализации решения в области обеспечения и удовлетворения спроса как среди городского сообщества, так и туристов, будут иметь возможность удаленно ознакомится с информацией о культурных объектах Омска, с перспективой принять активное участие в культурной жизни города.

Наш проект повышает качество предлагаемых концепций развития, помогает гражданам участвовать в продвижении имиджа Омска, опираясь на его значимые культур-

206

Введение

Информационные технологии открывают перед сообществом спектр социокультурных возможностей формирования социокультурной городской среды. Быстрое внедрение дистанционного образования и информационных технологий ставят работников социокультурной сферы перед необходимостью внедрять новые интерактивные сайты, курсы и программы. Создание качественных серверов, видео-курсов и познавательных социокультурных программ в сочетании с коммуникативным содержательным контентом накопленным в предшествующем опыте становится стратегическим ресурсом, продвигающим городскую культуру [2,3,4,9,10,11,12].

Успех проектов достигается за счёт цифровизации всех социокультурных процедур и выстраивания устойчивых социальных коммуникаций с городским сообществом. Представители общественных объединений и городского сообщества в целом, принимающие участие в разработке или реализации проектов приобретают необходимые навыки исследовательской и практической деятельности и получают возможность не только личной, но и общественной самореализации, постепенно созидая эндогенную модель новой городской среды, включающую формирование общественных пространств, заполненных событийным рядом.

В ходе реализации проекта будет создана информационно-коммуникационная среда позволяющая эффективно распространять информации об историко-культурных и современных городских процессах и формировать привлекательный имидж города Омска.

Основная часть. Актуальность данного проекта определяется экономической и социокультурной важностью города Омска для России. Омск - один из крупнейших культурных центров России. В городе насчитывается 11 театров, 41 музей, 10 тыс. секций, кружков и культурных объединений. Ежегодно проводится около 300 тыс. культурных мероприятий.

Тем не менее, по данным статистики, около 60% жителей города проводят свой досуг дома и не посещают культурные мероприятия чаще одного раза в 6 месяцев. По мнению авторов, это происходит по той причине, что жители не узнают об этих событиях заранее, либо не могут подобрать событие себе по вкусу. Но статистика также утверждает, что около 80% населения города хотели бы посещать интересные им мероприятия в свободное время.

Цель проекта - создание открытого, бесплатного информационного сервиса, который позволит любому жителю, а также гостю города Омска предложить социально-культурные события, мероприятия, а также места проведения досуга в городе. Задачи:

• повышение посещаемости социально-культурных событий жителями и гостями города;

• создание гибкой, удобной в использовании сферы для выбора социально-культурных мероприятий;

• адаптация информационного ресурса для не местных жителей, тем самым привлечение туристов;

• создание ресурса с наиболее конкретным и полным описанием социально-культурных событий и мест проведения досуга Проблемы, на решение которых

направлен проект:

- проблема развития туризма;

- отсутствие информационных ресурсов с наиболее полным списком социально-культурных событий, мест проведения досуга города, с их полным описанием и адаптированных под различные слои населения. Существующие информационные

ресурсы не дают полной информации о событиях, довольно неудобны в использовании и не адаптированы для Российских туристов, иностранных граждан, а также разновозрастного населения или людей с ограниченными возможностями.

В связи с этим было принято решение создать проект, который бы решил обе эти проблемы.

207

Концепция проекта

Основой проекта является информационный ресурс, который будет включать в себя большинство социально-культурных событий, мероприятий города Омска, мест посещения досуга.

Для того, чтобы список мероприятий и мест был наиболее полным, зарегистрированные пользователи смогут добавлять их самостоятельно, а также редактировать и дополнять описание у уже созданных мероприятий. Каждое изменение будет добавлено на сайт только после проверки модератором.

Сайт будет адаптирован для различных слоёв населения. Он будет удобным в использовании, снабжён простым интерфейсом, а также картой сайта, чтобы могли ориентироваться не только люди, часто пользующиеся информационными ресурсами, а также те, кто редко заходит в Мировую сеть, в том числе лица пожилого возраста.

На сайт будет добавлена кнопка выбора языка, чтобы ориентироваться смогли не только жители России, но и туристы из других стран.

Каждое событие или место будет описано с помощью: фотографии; описания от официального представителя; даты события; адреса; отзывов от людей, уже посетивших это событие или место, если таковые имеются; оценки критиков/блогеров/известных личностей (в зависимости от события или места); карта, на которой изображено место проведения события; ссылка на сайт или адрес места, где можно приобрести билеты, если таковые имеются; ограничение по возрасту; цены на билеты, если таковые имеются; время начала события; продолжительность.

Кроме того на сайте будет возможность выбрать событие по своему вкусу. В специальном разделе будет возможность поставить ограничение по возрасту, выбрать одну или несколько предпочитаемых категорий, ограничить цену, выбрать район.

Ожидаемые результаты: - повышение уровня туризма в городе;

- увеличение посещаемости культур-но-досуговых мероприятий в городе, как жителями, так и туристами;

- повышение занятости и мобильности населения;

- формирование эндогенной модели городской среды

Сроки реализации проекта: июнь 2022 г. - сентябрь 2022 г.

Заключение

Соци альный эффект проекта заключается в том, что в случае его реализации решения в области обеспечения и удовлетворения спроса как среди городского сообщества, так и туристов из других городов России и мира, будут иметь возможность удаленно ознакомится с информацией о культурных объектах Омска, с перспективой принять активное участие в культурной и образовательной деятельности города.

Предлагаемый проект повышает качество предлагаемых концепций развития, помогает гражданам участвовать в продвижении имиджа Омска, опираясь на его значимые культурные и исторические объекты. Созданная информационно-коммуникационная среда позволит эффективно распространять информацию о социокультурных городских процессах и формировать привлекательный имидж Омска.

Литература

1. Богданов, В. Планирование проектов [Электрон.ресурс] / В. Богданов // Портал iTeam: технологии корпоративного управления. - Режим доступа: WWW URL: http:// www.iteam.ru/publications/project/ section_36/article_3496

2. Генова Н. М., Стебляк В.В. Формирование эндогенной модели городской социокультурной среды // Культура и цивилизация. 2019. -№ 6 с. 91-101

3. Генова Н. М., Стебляк В.В. Социокультурная динамика городской среды Омска Учебное пособие Омск, Амфора 2020. - с. 136

4. Генова Н. М., Стебляк В.В. Проектирование в социокультурном про-

208

странстве омского региона. Учебное пособие Омск, Амфора 2020. -с. 154

5. Луков, В.А. Социальное проектирование [Текст] / В.А. Луков. - М.: МГУ, 2009. - 240 с.

6. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования [Текст]: учеб. пособие/ А.П. Марков, Г.М. Бирже-нюк. - 2-е изд. - СПб., 2007. - 262 с.: ил.

7. Ришке, Х. Мир управления проектами [Текст] / Х. Ришке, Х. Шелле. -М.: Алане, 2011. - 267 с.

8. Сафронова, В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для высш. учеб. заведений/ В.М. Сафронова. - М.: Академия, 2002. - 340 с.

9. Стебляк В.В., Епанчинце-ва И.Ю. Взаимоотношения центра и периферии в моделях социокультурной динамики // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 5А. С. 407414.

10. Стебляк В.В. Специфика социокультурного проектирования в современной России //Культура и цивилизация. 2018. - № 6 с. 77-86

11. Стебляк В.В. Проектирование современной социокультурной среды// Культурное пространство русского мира Журнал. Омск, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского,2019№ 2, с. 26-32

12. Стебляк В.В. Модели социокультурной динамики в анализе городских социокультурных процессов // Культурное пространство русского мира. Журнал. Омск, Омский государственный университет им. Ф.М. До-стоевского,2019,- № 3, с. 20-26

INFORMATION TECHNOLOGY AS

A FACTOR IN THE FORMATION OF

THE SOCIO-CULTURAL URBAN

ENVIRONMENT: THE EXAMPLE OF

THE CITY OF OMSK

Genova N.M., Steblyak V.V., Nochvinova D.A.

Omsk State University F.M. Dostoevsky

Using a socio-cultural approach, for the formation of a socio-cultural urban environment, the authors proposed a project to create a socio-cultural information service that contains the current event series of urban life in Omsk. The problem identified by the authors of the study is the lack of systemic coverage in the information space of socio-cultural events taking place in the urban environment of Omsk. The authors relied both on their own developments related to the formation of an endogenous model of the urban environment and the associated design of socio-cultural space, and on the conclusions of scientists dealing with this issue. The social effect of the project is that, if implemented, solutions in the field of ensuring and meeting demand both among the urban community and tourists will have the opportunity to remotely get acquainted with information about the cultural sites of Omsk, with the prospect of taking an active part in the cultural life of the city. Our project improves the quality of the proposed development concepts, helps citizens to participate in promoting the image of Omsk, relying on its significant cultural and historical sites. The created information and communication environment will make it possible to effectively disseminate information about socio-cultural urban processes and form an attractive image of Omsk.

Keywords: information technology, socio-cultural environment of the region, endogenous model, digitalization, open environment project.

References

1. Bogdanov, V. Project planning [Electronic resource] / V. Bogdanov // iTeam Portal: Corporate Governance Technologies. - Access mode: WWW URL: http://www.iteam. ru/publications/project/section_36/arti-cle_3496

2. Genova N.M., Steblyak V.V. Formation of an endogenous model of the urban socio-cultural environment // Culture and civilization. 2019. - No. 6 p. 91-101

3. Genova N. M., Steblyak V.V. Socio-cultural dynamics of the urban environment of Omsk Textbook Omsk, Amphora 2020. - p.136

4. Genova N. M., Steblyak V.V. Designing in the socio-cultural space of the Omsk region. Study guide Omsk, Amphora 2020. - p. 154

5. Lukov, V.A. Social design [Text] / V.A. Luk-ov. - M .: Moscow State University, 2009. -240 p.

6. Markov, AP Basics of socio-cultural design [Text]: textbook. allowance / A.P. Markov,

209

G.M. Birzhenyuk. - 2nd ed. - SPb., 2007. --262p.: Ill.

7. Rischke, H. The world of project management [Text] / H. Rischke, H. Schelle. - M .: Alane, 2011. -- 267 p.

8. Safronova, VM Forecasting, design and modeling in social work: textbook. manual for higher. study. institutions / V.M. Safronova. - M .: Academy, 2002. -- 340 p.

9. Steblyak V.V., Epanchintseva I. Yu. The relationship between the center and the periphery in the models of sociocultural dynamics // Culture and civilization. 2017. T. 7. No. 5A. S. 407-414.

10. Steblyak V.V. Specificity of socio-cultural design in modern Russia // Culture and civilization. 2018. - No. 6 p. 77-86

11. Steblyak V.V. Designing a modern socio-cultural environment // Cultural space of the Russian world Journal. Omsk, Omsk State University. F.M. Dostoevsky, 2019 # 2, pp. 26-32

12. Steblyak V.V. Models of sociocultural dynamics in the analysis of urban sociocultur-al processes // Cultural space of the Russian world. Magazine. Omsk, Omsk State University. F.M. Dostoevsky, 2019, - No. 3, pp. 20-26

210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.