СОЦИОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Социокультурная динамика постсоциалистических стран
Стебляк Виктор Вадимович,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры театрального искусства и социокультурных процессов, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского E-mail: steblyakvv@list.ru
Генова Нина Михайловна,
доктор культурологии, кандидат философских наук, член-корреспондент Академии менеджмента в образовании и культуре, зав. кафедрой театрального искусства и социокультурных процессов, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского E-mail: ninagenova@mail.ru
Проблемное поле данной статьи связано с объективной научной потребностью в объяснении произошедших за тридцать лет социокультурных процессов в регионе Восточной Европы и бывших республик СССР. Неоднородность и противоречивость интенсивно меняющейся мировой социокультурной динамики предопределяет использования интеграционного социокультурного подхода, комплексно комбинирующего системный и аксиологический методы исследования, позволяющие построить сценарное моделирование (М.С. Каган, А. Кребер, Л. Уайт)[1,2,3,4]. Векторная направленность определяющая смыслы социокультурной динамики постсоциалистического региона может быть объяснена анализом экзогенных, эндогенных, линеарных, инверсионных моделей, а также теорий конвергенции (Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, П. Сорокин, Ж. Фурастье), модернизации (1950-60-е), (Т. Парсонс, Ш. Айзенштадт, Д. Ап-тер, С. Хантингтон), постиндустриального общества 1970-е гг. (Э. Тоффлер, Д. Белл, Ж. Фурастье) и теории глобализации 1990-е гг., (Роберт О. Коохейн, Джозеф Най)[5,6,7]. Рассматривая социокультурные процессы происходящие за прошедшие тридцать лет, мы опираемся не только на анализ экзогенных, эндогенных, линеарных и инверсионных моделей, но и оцениваем спектр социокультурных возможностей появляющиеся у каждой страны после смены социалистического строя в соответствии с имеющимся потенциалом и проводимой политикой.
Ключевые слова: социокультурная динамика, социокультурный подход, модели, постсоциализм, конвергенция, кризис, прогноз.
е
CJ
Введение
Социокультурные трансформации связанные с привнесением западной ценностно - смысловой и социально - экономической цивилизации привели к демонтажу социалистического строя в странах Восточной Европы и СССР запустив сложные и противоречивые процессы требующие от научного сообщества объяснений происходящего.
Процесс понимания научным сообществом произошедших за тридцать лет социокультурных изменений осложняется как темпом изменений, так и доминированием западного научного дискурса который оценивает произошедшее как закономерный итог своего цивилизационного превосходства конструируя при этом линеарную и эндогенную модель в соответствии со своими геополитическими интересами.
Цель данной статьи попытаться понять векторную направленность определяющая смыслы социокультурной динамики стран постсоциалистических стран за последние тридцать лет. Под понятием «социокультурная динамика» мы мы подразумеваем постоянные изменения в неоднородной социокультурной системе, происходящих в определенном темпоритме как внешней, так и внутренней сред [2,3,4].
Неоднородность и противоречивость социокультурной динамики пребывающей в интенсивно меняющейся мировой реальности, предопределяет использования интеграционного социокультурного подхода, комплексно комбинирующего культурологические методы исследования, позволяющие построить сценарное моделирование [Генова, 2011; Каган, 2000; Стебляк, Социокультурная динамика..., 2014].
Аксиологический подход основан на системном анализе ценностей рассматриваемых в историческом контексте социокультурной динамики. Для исследования аксиологических основ нам представляются важными цивилизационный подход, разработанный в трудах О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина, С. Хангтинтона [Каган, 2000; Стебляк, Социокультурная динамика., 2014]. В анализе современных ценностей Запада, мы опираемся на работы П. Бьюкенона, Ф. Фукуямы, Э. То-ффлера и Ю. Хабермаса [Генова 2011; Стебляк 2016]. Динамика современного общества, связанная с реализацией идеально-ценностных задач, исследовалась Д. Беллом, Д.К. Гэлбрейтом, А. Ту-реном, Э. Фроммом.
Анализ моделей социокультурной динамики с позиций цивилизационного подхода представляется важной научной задачей, объясняющих суть происходящих в мире процессов. Векторная направленность определяющая смыслы социокультурной динамики постсоциалистического региона может быть системно объяснена с помощью анализа экзогенных, эндогенных, линеарных, инверсионных и мультикультурных моделей. Исследованием моделей социокультурной динамики занимались современные исследователи Л.И. Новикова, А.С. Панарин, Д.А. Пушмин, Е.Л. Сараева и другие авторы.
Анализе раскрытия моделей социокультурной динамики предполагает учитывать современные западные теории повлиявшие на трансформацию социализма и капитализма. Среди таких наиболее значимых мы учитываем теорию конвергенции (Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, П. Сорокин, Ж. Фурастье), теорию модернизации (Т. Парсонс, Ш. Айзенштадт, Д. Аптер, С. Хантингтон), теорию постиндустриального общества (Э. Тоффлер, Д. Белл, Ж. Фурастье), теорию глобализации (Роберт О. Коохейн, Джозеф Най), а также теорию центр - периферия Д. Фридмана. Западная общественная наука предложила несколько теорий определивших направления будущего развития которые в том или ином качестве были воплощены в социокультурную динамике постсоциалистических стран.
Основная часть
Идеологический ценностный каркас который служил основанием и объяснением социалистической картины мира внезапно рухнул оставив для современников множество открытых для научной дискуссии споров. Мы не будем искать причины ниспровержения социалистического строя. Остановимся на последствиях этой тектонической трансформации. Идеологический каркас для огромного региона социалистических стран весьма разнородного по уровню социально - экономического и культурного развития сглаживал эту неоднородность, но когда его не стало обобщать социокультурные процессы в бывших социалистических странах следует исходя из логики цивилизационного подхода (О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина, С. Хангтинтона). Цивилизационный подход позволят выявить с одной стороны специфические процессы внутри цивилизации и сравнить используя модели социокультурной динамики сходство и различия в других цивилизациях бывших социалистическими стран.
Согласно цивилизационному подходу в первый ареал рассматриваемый нами с позиций социокультурной динамики - это западная цивилизация включающая представителей преимущественно протестантских и католических конфессий. В западную цивилизацию были инкорпорированы такие бывшие социалистические страны как ГДР, Чехословакия, Польша, Венгрия, из бывших ре-
спублик Югославии (Хорватия, Словения), из бывших республик СССР Латвия, Литва, Эстония. Среди этих стран по социально - экономическим характеристикам есть страны центра Евросоюза ГДР и Чехия, остальные относят к странам периферийного капитализма со средним уровням дохода.
Используя модели социокультурной динамики мы сможем выявить векторную направленность и смысл происходящих изменений Специфический контекст формирования экзогенной - эндогенной моделей для постсоциалистических стран заключался в том, что после «бархатных революций» экономика и социокультурная сфера данных стран оказались в состоянии цивилизационных изменений. Реализация выгодной для капиталистического центра экзогенной модели привели к сконструированным западными элитами реформам, с последующим изменением существующих реальных секторов экономик и их встраиванием в западную социокультурную систему. Сконструированный западными теоретиками экзогенная модель для стран Восточной Европы и СССР иерархически предопределило их периферийное место в системе капиталистических отношений которое совершенно расходилось с принципами заложенными в теории конвергенции, а произошедшая деиндустриализация существенно отличалась от теории модернизации.
Открытые границы внутри Европы и глобальный рынок оказались выгодными ведущим странам капиталистического центра. Отток населения из бывших социалистических стран «вымывают» самое экономически активное население из стран европейской периферии правительства которых потратили огромные резервы на образование уехавших граждан (концепция центр - периферия). В странах Восточной Европы произошло снижение представителей среднего класса, прогрессирует процесс депопуляции, одни из самых высоких в мире показатели по суицидам.
В силу сложившихся после второй мировой войны обстоятельств восточноевропейские государства социалистического лагеря получили комфортные для себя условия преимущественно этнической однородности. Югославия была разделена на этнические объединения в ходе ряда внутренних и внешних войн в 90-е. годы 20 века, Чехословакия после 1990 года разделилась на два моноэтнических государства мирным путем. Этническая однородность населения позволила им сформировать эндогенную модель культуры исходя из опоры на систему ценностей монокультуры которая опирается на определенную конфессию и на традицию в целом.
Политической элите восточноевропейских государств выгодно для подчеркивания своей легитимности и популярности произвести культурную инверсию провозгласив довоенный период связанный с местной культуры ее «золотым веком». Так как кроме районов восточной Германии и Чехии остальные страны были аграрными перифе-
сз о
о Л о
о сз о в
риями с традиционными устоями и консервативными религиозными представлениями, то во многом идентификация народа строятся на процессе индигенизации.
Бывшие югославские республики (за исключением государства Сербия), страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдова не обладают долгосрочной историей государственности. Отсутствие собственной исторической традиции государственности компенсируется в этих странах сконструированными мифологическими представлениями о ней, что оказывает деструктивное воздействие на социокультурную динамику.
Поэтому ценностно - смысловая картина мира моноэтничных государств которые стремились освободиться от интернационального социализма, так же негативно относятся к стремлению стран Западной Европы стать мультикультуральным образованием пожертвовав собственной национальной идентификацией.
Таким образом мультикультурализм, как социокультурная модель принятая Западом, вошла в противоречие с традиционалисткой идентичностью народов желающих сохранить свои национальные государства и культуру. Данное фундаментальное противоречие существует у всех бывших социалистических стран. Этот сложный процесс связан не только с анализируемым регионом, но является одной из фундаментальных проблем всего мира.
Если в финансово - экономической сфере западная цивилизация быстро добилась своих целей захватив огромный регион бывших социалистических стран и сделав его рынком сбыта, то процесс приобщения к мультикультуральной идентичности оказался приостановленным традиционной идентичностью народов бывшего социалистического лагеря. В целом, освободившись от экзомодели которую предлагал СССР, страны восточной Европы подчинились военно - политическому структурам НАТО и США, с позиций управления и в социально -экономической сфере европейской бюрократии Брюсселя и с точки зрения ценностей культуры должны были разделить позицию муль-тикультурализма.
Линеарная модель самого Евросоюза постоянно формируется и как показал кризис с беженцами из регионов Африки, Ближнего и Среднего Востока бывшие социалистические страны восточной Европы не захотели принимать их и расселять на своей территории, что вызвало критику ведущих стран Евросоюза. Однако сам Евросоюз столкнувшись с миллионными потоками эмигрантов не справляется с этими социокультурными вызовами. Эмигранты не желают инкорпорироваться в муль-тикультуральную Европу, но стараются извлечь из нее материальные и социальные преференции е образуя по всей Европе однородные анклавы. М Конструкция Евросоюза слишком сложна и не-^ однородна и в дальнейшей перспективе с нашей еЗ точки зрения не устоит в период надвигающегося Ц мирового финансового кризиса. Развитым в эко-
номическом отношении странам не будет хватать средств для выживания собственной экономики и необходимо будет сбросить неконкурентоспособный балласт бывших социалистических стран (за исключением Восточной Германии и Чехии). Различный социокультурный уровень и отсутствие полноценной экономики бывших социалистических стран также не позволит им объединиться в крепкие союзы как самостоятельные центры силы. Следовательно каждая такая страна встроенная в цепочки европейского разделения труда на правах периферии, но которую постоянно содержали на финансовых дотациях не сможет в дальнейшем выжить без примыкания к другому социокультурному центру силы.
Пока не произошел ожидаемый экономическим сообществом глобальный кризис можно констатировать, что в странах восточной Европы наряду с противоречивыми социокультурными процессами происходили положительные изменения связанные с выделением дотаций на строительство инфраструктуры, предоставления права работать в развитых странах Евросоюза, поддерживать определенный уровень жизни за счет увеличения долгов и строительства институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в соответствии с нормами развитых европейских стран.
Второй цивилизационный ареал принадлежит православным христианам. Данный ареал принадлежит восточной ветви христианства и весьма различается по мировоззренческим характеристикам от западных христиан. Это такие страны как Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Грузия, Армения. Россия является цивилизационным центром этого ареала, все остальные страны по отношению к западной цивилизации и России являются периферийными. По социально - экономическим характеристикам доходы основной массы населения ниже, чем в остальных странах Евросоюза, а Молдова, Украина и Болгария самые бедные страны в Европе.
За исключением Белоруссии и России промышленный потенциал в этом цивилизационном ареале деградировал. Украина вступила на путь распада страны, кроме оставшейся земли как последнего актива за тридцать лет независимости эта процветающая в советское время республика утратила технологии высоко технологичной державы превратившись в аграрно-сырьевой придаток Запада.
«Со времени слома социализма в современной России вновь возникло расколотое по социальному, этническому, религиозному уровням общество, которое не скреплено единством ценностных оснований. Отсутствие единства воспринимается не как трагедия, связанная с расколом, но напротив как завоевание либеральной цивилизации уберегающая страну от тоталитаризма. Не случайно современная власть пытается выстроить преемственность с царской, а не с советской Россией порою не замечая, что на новом витке исто-
рии воспроизводятся цивилизационные проблемы ушедшей эпохи. Обнажились уже забытые проблемы, которая новая власть не в состоянии решить» [5, с. 177].
За два десятилетия руководство России стало использовать не типичные для истории технологии которые с нашей точки зрения, постепенно способствуют формированию эндогенной модели. Уникальная для нашей страны геополитическая стратегия управления, не могла быть реализована в полной степени, и потому была не понятна в равной мере, как нашими геополитическими конкурентами, так и населением страны.
Начиная с 2014 года после проведения зимней олимпиады в городе Сочи и воссоединения России с Крымом, мы наблюдаем интересный социокультурный феномен, состоящий в восприятии населением страны свершившихся деяний как некого чуда произошедшего после стольких лет унижений. Население было удивлено той решимостью и искусством, с которой руководство России осуществляет сложную операцию по Крыму. Неожиданно выяснилось, что вооружённые силы России могут быть эффективны (пример действий в Сирии), а стратегический потенциал по новейшим видам оружия находится на равных и опережает своих конкурентов по многим позициям.
Аналитики обратили внимание населения страны на реализующиеся программу строительства портовой инфраструктуры Усть-Луги. Программы «Северного потока» 1 и 2 проводящие свои газовые потоки по дну Балтийского моря и «Турецкий поток» по дну Черного моря. В России успешно построен и реализован огромный кластер по производству сжиженного газа Ямал СПГ, проекты «Сила Сибири» и объединены трубы, проходящие почти по всему материку Евразии. Параллельно построены и строятся заводы по переработки газа и нефти с получением ценных продуктов нефтехимии и их продажи на внешнем и внутреннем рынках. Одновременно с нефтегазовыми проектами реализовывался проект реконструкции БАМа с возможным последующим строительством моста на остров Сахалин. Реализован проект Крымского моста и создана инфраструктура полуострова. Параллельно строятся и расширяются Черноморские, Балтийские, Североморские, Тихоокеанские порты. Осуществляется мегапроекты, связанный с Арктикой и Северным морским путем.
За самые сложные годы в России не только не были утрачены, но сейчас находиться на самых передовых позициях атомная промышленность, космическая отрасль строящая космодромы, осуществляется цифровизация экономики, создаются новые кластеры авиационной, судостроительной, вагоностроительной, машиностроительных отраслей, строительство и совершенствование самого мощного флота атомных ледоколов, наконец создание гиперзвукового оружие на создание которого у пока еще богатого Запада уже не хватает средств. Наконец, современная Россия осуществила вековую мечту всех предшествующих
правителей обеспечив продовольственную безопасность и экспорт продовольствия.
Третий цивилизационный ареал мусульманских стран. Это такие бывшие социалистические страны как Босния и Герцеговина, Албания, Косово, Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. В Российской Федерации существуют автономные республики с преобладающим мусульманским населением. В данном цивилизационном ареале нет ярко выраженного ядра, как и в остальном мусульманском мире существуют сильные региональные державы Казахстан, Узбекистан и Азербайджан. В социально -экономическом плане и по уровню доходов можно выделить Казахстан, Узбекистан и Азербайджан, а также Туркмению.
Страны мусульманского мира оказались в той или иной степени вовлечены в инверсионную модель, возвращающую их к исламским истокам, который на современном этапе синтезирован экономически с западной экзогенной моделью модернизации. В отличии от западной и православной цивилизацией в которой религия играет важную, но не определяющую роль в формировании экзогенной модели, исламский мир выработал эндогенную модель основанную только ан религиозных норм шариата с элементами светской культуры в зависимости от страны. Линеарная модель также связана исключительно с религиозной картиной мира.
Заключение
Согласно циклическим концепциям мировое социокультурное развитие никогда не носило прогрессиско-линейного характера, а всегда было нелинейно и диалектично. Поэтому страны восточной Европы и бывшие республики СССР вступившие на путь обретения своей идентичности столкнувшись с новыми вызовами которые сформировала для них западная цивилизация дали совершенно различный ответ (А. Тойнби). «Столкновение цивилизаций» происходило не по сценарию описанному С. Хантингтоном или согласно концепции конвергенции, а по более жесткому варианту навязывания своей цивилизационной эндогенной, мультикультурной и линеарной модели постсоциалистическим странам. Возможно, что постсоциалистические страны значительно позже вставшие на путь приобщения к ценностям мультикультура-лизма и сохранившие свою национальную идентификацию станут для будущей Европы социокультурным пространством стабильности и развития. Каждая из стран восточной Европы старается построить не только эндогенную модель культуры, но и на основе выработки собственного социокода осуществить возможность сформировать линеарную модель развития. Однако в ближайшей исторической перспективе, с нашей точки зрения, у каждой по отдельности стран этого региона не хватит ресурсов для реализации собственного проекта, за исключением возможно Российской Федерации.
сз о
о Л о
о
сз
о в
Современная Россия не вполне освободился от экзогенной модели дающей преференции западной стороне, но формирует устойчивую к кризисам эндогенную модель. Российское руководство провозгласив традиционализм и патриотизм, как приоритетные направления государственной политики так и не смогло объяснить народу со-циокод российской цивилизации и сформулировать линеарную модель. Индигенизация и поиск идентификационного кода культуры сталкивается со сложностями связанными с отсутствием единой русской традиционной системы и вместе с этим присутствие ценностных пластов сложившихся в процессе исторической эволюции.
Литература
1. Генова Н.М. Культурная политика в системе инфраструктуры культуры региона. Омск: ОмГУ, 2011. 288 с.
1. Каган М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 6. С. 47-61.
2. Сорокин П.А. Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор М.: ИСПИ РАН, 2009. - 384 с.
3. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика М.: Астрель, 2006. - 1176 с.
4. Стебляк В.В. Социокультурная динамика в современной России. Омск: Издательство Омского государственного университета, 2014. -226 с.
5. Стебляк В.В. Российская цивилизация в поисках иного пути. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2016. - 224 с.
6. Стебляк В.В. Ценностностные модели современной российской цивилизации // Культура и цивилизация. 2018. № 6 с. 86-95
7. Стебляк В.В., Лоткин И.В. Мегатенденции современной социокультурной динамики //Культура и цивилизация.2019. Том 9. № 3А. С. 1321.
8. Фурсов А.И. Русский интерес М.: Товарищество научных изданий КМК. 2014. - 499 с.
9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. С. 33
SOCIOCULTURAL DYNAMICS OF POST-SOCIALIST COUNTRIES
Steblyak V.V., Genova N.M.
Dostoevsky Omsk State University
The problem field of this article is related to the objective scientific need to explain the socio-cultural processes that have occurred over thirty years in the region of Eastern Europe and the former republics of the USSR. The heterogeneity and inconsistency of the intensively changing world socio-cultural dynamics predetermines the use of an integrative sociocultural approach that comprehensively combines systemic and axiological research methods that allow building scenario modeling (MS Kagan, A. Kreber, L. White) [1,2,3,4]. The vector orientation that determines the meanings of the sociocultural dynamics of the post-socialist region can be explained by the analysis of exogenous, endogenous, linear, inversion models, as well as theories of convergence (J. Galbraith, W. Rostow, P. Sorokin, J. Fourastier), modernization (1950-60s), (T. Parsons, S. Aisen-stadt, D. Apter, S. Huntington), post-industrial society of the 1970s. (E. Toffler, D. Bell, J. Fourastier) and the theory of globalization in the 1990s, (Robert O. Coohane, Joseph Nye)[5,6,7]. Considering the sociocultural processes taking place over the past thirty years, we rely not only on the analysis of exogenous, endogenous, linear and inversion models, but also assess the range of sociocultural opportunities that appear in each country after the change of the socialist system in accordance with the existing potential and the policy pursued. .
Keywords: sociocultural dynamics, sociocultural approach, models, post-socialism, convergence, crisis, forecast.
References
1. Genova N.M. Cultural policy in the regional cultural infrastructure system. Omsk: OmSU, 2011.288 p.
1. Kagan M.S. Civil society as a cultural form of the social system // Social and humanitarian knowledge. 2000. No. 6. S. 4761.
2. Sorokin P.A. Crisis of our time: social and cultural review Moscow: ISPI RAS, 2009. - 384 PP.
3. Sorokin P.A. Social and cultural dynamics M.: Astrel, 2006. -1176 p.
4. Steblyak V.V. Sociocultural dynamics in modern Russia. Omsk: Omsk State University Press, 2014. - 226 p.
5. Steblyak V.V. Russian civilization in search of another way. Omsk: Publishing house Om. state University, 2016. - 224 p.
6. Steblyak V.V. Anastastia models of modern Russian civilization-ally and civilization. // Culture and civilization.2018. - no. 6 p. 86-95
7. Steblyak V. V., Lotkin I.V. Megatrends of modern socio-cultural dynamics // Culture and civilization. 2019. Volume 9. # 3A. Pp. 13-21.
8. Fursov A.I. Russian interest M.: Association of scientific publications of the CMC. 2014. - 499 PP.
9. Huntington S. The clash of civilizations // Polis. 1994. No. 1. P. 33
e
u