Научная статья на тему 'Информационные технологии как фактор формирования профессиональной направленности старшеклассников в процессе профильного обучения иностранному языку'

Информационные технологии как фактор формирования профессиональной направленности старшеклассников в процессе профильного обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как фактор формирования профессиональной направленности старшеклассников в процессе профильного обучения иностранному языку»

Таньков Н.Н., Булатова А.О. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Специфика современных средств обучения иностранным языкам, которые формируются под непосредственным влиянием уровня развития технико-технологических возможностей современного общества, состоит в том, что они сопрягаются с современными средствами коммуникации. Поэтому их использование в учебном процессе по обучению иностранным языкам становится в определенной степени императивом, тем более что и развитие профильного обучения в целом связывают с потенциалом новейших средств обучения, а одним из важнейших условий повышения качества профильного обучения является информатизация образования.

Осмысление процесса информатизации и его социальных, педагогических и психологических последствий достаточно полно представлено в работах О. А. Ашхотова, И. В. Роберт, Б. С. Гершунского, О. А. Козлова, О. П. Околелова, В. Ф. Шолоховича, А. И. Ракитова, О. Н. Штомпель и др. [2, 14, 20] Анализ научных источников по данной проблематике позволяет выделить следующие важнейшие задачи информатизации образования на современном этапе:

улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации; повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации; разработку перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование;

достижение необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники;

интеграцию различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, методической, научной, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении информационных технологий;

подготовку участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества;

повышение профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущих специалистов различных отраслей;

преодоление кризисных явлений в системе образования [17].

В настоящее время в системе образования сложились основные направления информатизации учебного процесса: использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов; использование экспертных систем и систем поддержки принятия решений; освоение информационных технологий с ориентацией на дальнейшее применение в профессиональной деятельности; использование информационных технологий в качестве дидактического средства и для моделирования различных объектов и процессов; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.

Появление новых аппаратных и программных средств, увеличивающих возможности компьютера, постепенно привело к вытеснению термина «компьютерные технологии» понятием «информационные технологии» (далее - ИТ). Под последними в научной литературе понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Они характеризуется средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые она содержит.

Содержательный анализ существующих определений ИТ показывает, что в настоящее время существует два явно выраженных подхода к определению информационных технологий. В первом из них предлагается рассматривать ИТ как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых (встраиваемых) в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности учащихся [12; 20].

Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии [4].

Таким образом, в первом случае речь идет об информационных технологиях обучения (как процессе обучения), а во втором случае о применении информационных технологий в обучении (как использование информационных средств в обучении, в данном случае понятия информационные технологии и компьютерные технологии эквивалентны).

Наиболее оптимальное определение понятия информационные технологии предложено Е. И. Машбиц [10] и Н. Ф. Талызиной [16]. По их мнению, это совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте. На основе анализа имеющихся взглядов представляется, что сущностью использования информационных технологий является целесообразное, оптимально организованное объединение информационных технологий с традиционными средствами обучения, что позволяет охватить всю систему обучения и сформировать у учащихся профессиональные знания, умения и навыки.

Исходя из сущности использования информационных технологий, представляется возможным сформулировать основные цели использования информационных технологий в обучении, главной из которых является повышение качества обучения старшеклассников иностранному языку в процессе профильного обучения на основе использования современных технических и программных средств на основе традиционных образовательных технологий.

Можно выделить следующие цели использования информационных технологий для формирования профессиональной направленности старшеклассников в процессе профильного обучения иностранному языку:

Формирование потребностно-мотивационного компонента ПН старшеклассников: обеспечение побуди-

тельных стимулов, профессиональных потребностей и мотивов, развитие профессиональных интересов и склонностей обусловливающих активизацию познавательной деятельности за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа, благодаря новизне и эффективности работы с компьютером.

Формирование эмоционально-волевого компонента ПН старшеклассников: формирование положительно-

ценностного отношения к изучению иностранного языка за счет возможности организации обучения иностранному языку в соответствии с интересами, целями старшеклассников, что позволяет повысить значимость учебной деятельности, за счет реализации принципов дифференциации и индивидуализации.

Формирование и развитие когнитивно-деятельностного компонента ПН старшеклассников: формирова-

ние представления о будущей профессиональной деятельности и развитие необходимых профессиональноважных качеств личности за счет сочетания потенциала информационных технологий и образовательных технологий.

4. Качественное улучшение контроля и самоконтроля деятельности учащихся, обеспечивающее при этом гибкость учебного процесса, повышающее самостоятельность и ответственность учащихся, побуждающее их к самообразованию, самосовершенствованию и саморазвитию.

В научной литературе представлены различные классификации информационных технологий (Б. С. Гершунский, С. Г. Григорьев, Г. А. Краснова, И. В. Роберт, А. С. Демушкин и др. [2, 3, 5]).

Анализ и сопоставление представленных классификаций информационных технологий и программнопедагогических средств позволяет включить в комплекс ИТ, которые могут применяться в процессе обучения старшеклассников иностранному языку на профильном уровне следующие [1]:

1. Компьютерные обучающие технологии

2. Информационно-коммуникационные технологии

Компьютерные технологии оценивания

Инструментальные средства ИТ

Одним из наиболее полно реализующих задачу формирования профессиональной направленности старшеклассников, а также сочетающим в себе возможности других ИТ, является электронный учебник (ЭУ), который относится к первой группе обозначенного выше комплекса ИТ.

Проблемами теории и практики электронных учебных изданий применительно к социальногуманитарным дисциплинам занимались А. В. Кириллов, Н. В. Самарина, Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов, Л. А. Штомпель, Н. В. Евтюхин, Н. Г. Горелова, Т. В. Евдокимова, А. В. Штыров, А. Ф. Оськин,

З. О. Джалиашвили, Е. Н. Балыкина, С. А. Христочевский и др. [6, 15, 18, 19]

По мнению большинства авторов, электронный учебник представляет собой программно-методический

комплекс, содержащий сведения по конкретному учебному предмету, курсу или разделу, позволяющий самостоятельно или с помощью преподавателя освоить данный курс. ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу [9].

Анализ существующих определений ЭУ [1; 7; 9; 11; 13] позволяет сформулировать следующее опре-

деление данного средства обучения иностранному языку: электронный учебник по иностранному языку -электронное учебное издание, обеспечивающее формирование профессиональной направленности (в особенности ее когнитивно-деятельностного компонента) старшеклассников в процессе изучения иностранного языка, предоставляющее возможность самостоятельно или под руководством преподавателя освоить учебный курс с помощью компьютера и мультимедиа-средств.

На рынок образовательных услуг поступает все больше компьютерных программ и электронных учебников по различным дисциплинам учебного плана, которые можно использовать в учебных заведениях разного уровня. Существует много обучающих программ и по иностранным языкам, которые предназначены для различных категорий учащихся, разработаны с учетом особенностей, приемлемых для самостоятельной работы, а также соответствуют цели формирования профессиональной направленности учащихся в процессе обучения иностранному языку на профильном уровне.

Преимуществом ряда из них является то, что в них используется гипертекстовая технология. Гипертекст - это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам [8]. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т. е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиасистеме в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

Такой способ представления информации способствует, с одной стороны, повышению объема усваиваемой информации, а с другой - усилению мотивации учения, которая является базой для формирования профессиональной направленности старшеклассников.

Таким образом, электронный учебник аккумулирует в себе все основные дидактические, методические, научные и информационно-справочные материалы, необходимые учителям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а также учащимся для самостоятельного изучения учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством учителя, и получения дополнительных информационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность учащимся качественно решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учебной дисциплине, а учителям -объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью учащихся [1].

В заключение следует отметить, что информационные технологии обладают огромным потенциалом для формирования профессиональной направленности старшеклассников благодаря своим дидактическим возможностям представления учебной информации, повышению ее объема, автоматизированному контролю и оценке знаний, а также самооценке. Отсюда можно предположить, что максимального эффекта в формировании профессиональной направленности в процессе обучения иностранному языку на профильном уровне можно достичь через использование информационных технологий.

Литература

1. Баканова М.В. Формирование и развитие профессиональной направленности студентов вуза в процессе обучения иностранному языку с использованием информационных технологий: автореф. дис. ...

канд. пед. наук. 13.00.08 - Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007. - 154 с.

2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б.С. Гер-

шунский. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.

3. Григорьев С. Г. Разработка концепции образовательных электронных изданий и ресурсов /

С.Г. Григорьев, Г.А. Краснова, И.В. Роберт [и др.] // Открытое и дистанционное образование. -

Томск, 2002. - № 3 (7). - С. 31-33.

4. Гриценко В. И. Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник; Под ред. В.И. Гри-

ценко, A.M. Довгяло, А.Я. Савельева. - Киев: Наукова думка, 1992. - 652 с.

5. Демушкин А.С. Компьютерные обучающие программы / А.С. Демушкин, А.И. Кириллов, Н.А. Сливина

[и др.] // Информатика и образование. - 1995. - № 3. - С. 18.

6. Джалиашвили З.О. Компьютерное сопровождение учебника по истории / З. О. Джалиашвили,

А.В. Кириллов // ИБ АИК, 1998. - №23. - С. 210-211.

7. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехниче-

ских дисциплин) / Л.Х. Зайнутдинова. - Астрахань: Изд-во ЦНЭП, 1999. - С. 13-14.

8. Заморин А.П. Толковый словарь по вычислительной технике и программированию: Основные

термины / А.П. Заморин, А.С. Марков. - М.: Русский язык, 1988. - 221 с.

9. Кривошеев А.О. Электронный учебник - что это такое? [Текст] / А.О. Кривошеев // Университетская книга. - 1998. - № 2. - С. 13-15.

10. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы / Е.И. Машбиц. - М.: Зна-

ние, 1986. - 80 с.

11. Меламуд М.Р. Компьютерный учебник как комплексное средство обучения / М.Р. Меламуд, А.Н.

Стрельцов // Материалы Восьмой международной конференции "Открытое образование в России XXI века"/ под ред. В. П. Тихомирова, Д. Э. Колосова. - М.: МЭСИ, 2000.

12. Образцов П.И. Научно-методические подходы к разработке компьютерных педагогических

технологий на основе формирования системы динамических образов / П.И. Образцов, С.Н. Шляпцев

// сб. научн. тр. ВИПС. - Орел, 1996. -№ 6. - С. 18-21.

13. Приказ Министерства общего и профессионального образования от 19 июня 1998 г. № 1646. Приложение 2. Инструкция о порядке рассмотрения и утверждения грифа Минобразования России на учебные электронные издания.

14. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические пробле-

мы, перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: Школа-пресс, 1994.- 205 с.

15. Самарина Н.В. Создание гипертекста в процессе работы над электронным учебником по истории

/ Н.В. Самарина // Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ: сб. статей;

под ред. В.Н. Сидорцова, Е.Н. Балыкиной. - Мн., 1999. Вып. 1. Педагогические аспекты исторической информатики. - С. 195-200.

16. Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса / Н.Ф. Талызина // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения: сб.

науч. тр. - М.: Изд-во АПН СССР, МГУ, 1985. - С. 15-26.

17. Федоров А.И. Использование информационных технологий в процессе подготовки специали-

стов по физической культуре / А.И. Федоров // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: сб. научн. тр. - вып. 3. -

Ч. 2. - Челябинск: УралГАФК, 1999. - С. 193-201.

18. Христочевский С.А. Базовые элементы электронных учебников и мультимедийных энциклопедий / С.А. Христочевский // Системы и средства информатики. - Вып. 9; под ред. И.А. Мизина. - М., 1999. - С. 202-214.

19. Христочевский, С.А. Методические основы проектирования электронных учебников / С.А. Хри-сточевский // Проектирование образовательных информационных ресурсов, систем и технологий: сб. докладов, сообщений. - М., 1998. - С. 9-17.

20. Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: автореф. дис. ... док. пед. наук. 13.00.01 - Екатеринбург: УГППУ, 1995.- 45 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.