Научная статья на тему 'Информационные технологии как фактор экономического роста АПК Республики Казахстан'

Информационные технологии как фактор экономического роста АПК Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
799
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как фактор экономического роста АПК Республики Казахстан»

центров. По результатам данных работ осуществлять меры по возврату и по рациональному использованию таких земель.

Согласно качественным характеристикам, в стране 30,5 млн га земли подвержены ветровой и водной эрозий, из них 1,6 млн га составляют пашни. Процессам опустынивания в разной вероятной степени подвергнуты 70% территории Казахстана. Однако, в настоящее время необходимо провести корректировочные работы, соответственно на 66,1 млн и 42,0 млн га. В 2010 г. межрегиональными земельными инспекциями Агентства выявлено более 17 тыс. неиспользуемых земельных участков на площади около 3 млн га, поставлены на учет как бесхозяйные 4,9 тыс. участков на площади 1,6 млн га. Кроме того, на субъекты, не использовавшие земли сельскохозяйственного назначения, наложены штрафы в сумме 17 млн тенге. В судебные органы были направлены 51 исковых заявлений о возврате 33,5 тыс. га земли в государственную собственность. В результате проверок в 2010 г. возвращены в государственную собственность 1,1 млн га земель сельскохозяйственного назначения, в 2009 г.

- 505 тысяч земель. В 2010 г. земельными инспекциями проведено 6342 проверки, нарушителям земельного законодательства наложен штраф на общую сумму 428,7 млн тенге. В ходе проведения земельной реформы в стране была положена основа кадастра, сформирована его инфраструктура.

На наш взгляд, необходимы следующие меры по обеспечению рационального использования земель:

- установления базовых ставок платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность в городах областного и районного значения, поселках и сельских населенных пунктах совместными решениями областных представительных и исполнительных органов;

- ограничения предоставления иностранным лицам земельных участков, расположенных в охранной зоне границы в частную собственность, то есть предоставление земель сельскохозяйственного назначения зарегистрированным в Казахстане негосударственным юридическим лицам, учредителями которых являются иностранцы, в аренду на 10 лет;

- установления сервитутов на земельные

участки;

- ответственности субъектов земельных отношений в связи с не использованием земельных участков или использованием, повлекшим значительное снижение плодородия почв.

Устойчивое сельское хозяйство должно в долгосрочной перспективе удовлетворять следующим критериям:

- обеспечивать потребности в продовольствии и сельскохозяйственном сырье;

- способствовать улучшению качества окружающей среды и ресурсной базы;

- наиболее эффективно использовать невозобновляемые природные ресурсы, опираться на естественные методы выращивания растений;

- поддерживать рентабельность производства;

- способствовать улучшению качества жизни фермеров и общества в целом.

Резюме. В статье рассмотрены проблемы использования земельных ресурсов в аграрном секторе Республики Казахстан

SUMMARY. In the article economical problems of land resources protection in the Republic of Kazakhstan are considered.

Источники

1. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года//Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 г., № 922

2. Построим будущее вместе//Послание Президента Республики Казахстан, Астана, 2011, 28 января

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА АПК

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

П.И. Деревяга, к.э.н., доц. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

Казахстан за последнее десятилетие добился внушительных результатов развития экономики. Благодаря грамотной и последовательной реализации стратегического курса был увеличен экономический потенциал страны и накоплены необходимые ресурсы, которые позволили эффективно справиться с последним мировым финансово-экономическим кризисом. В период предстоящего десятилетия важнейшей задачей становится широкая модернизация и диверсификация экономики, что позволит обеспечить в дальнейшем долгосрочный, устойчивый и качественный ее рост.

Одним из главных усилий в решении задачи устойчивого социально-экономического развития в текущем десятилетии является необходимость задействовать имеющийся потенциал на «-увеличение не менее чем в 4 раза производительности труда в сельском хозяйстве и рост экспорта продукции агропромышленного комплекса» (1).

Для Казахстана, где около 45% населения живет в сельской местности, развитие сельскохозяйственного производства позволит обеспечить решение всех социальных проблем села.

Учитывая мультипликативный эффект для всей экономики в результате развития сельского хо-

зяйства и проявившие себя в последние годы тенденции продовольственного кризиса в мировом хозяйстве, возможно предположить реальный спрос на производимую продукцию в республике, среди которой зерно является и сегодня конкурентным на мировом рынке, а в итоге обеспечить продовольственную безопасность и рост экспорта продукции АПК. Анализ хода реализации «Новой промышленной политики» показал, что спад и неплатежеспособность сельского хозяйства сдерживают стабилизацию отраслей промышленности (машиностроения, химической, легкой, пищевой, комбикормовой) и переход к устойчивому росту. Без развития сельского хозяйства подъем сопряженных с ним отраслей вряд ли возможен. Следовательно, агропромышленный комплекс может стать дополнительным источником экономического роста, улучшения торгового и платежного баланса.

На протяжении нескольких десятилетий сфера АПК была подвержена серии экспериментов различного содержания под влияниям НТП и экономических преобразований, в процессе которых достигнуты определенные успехи и к сожалению неудачи тоже имели место. Так, сложившаяся отсталая социальная инфраструктура, постоянный отток молодежи, наиболее образованного и трудоспособного населения,

низкая техническая вооруженность труда превратили аграрный сектор в малопривлекательный сектор экономики.

С момента обретения независимости Казахстан, как и другие постсоветские государства, приступил к модернизации экономики и реформированию всех секторов народного хозяйства. Рыночному хозяйству аграрного сектора в основном присущи принципы госрегулирования. Это обстоятельство обусловлено совокупностью специфических особенностей сельскохозяйственного производства, развитием рыночных отношений в сфере сельского хозяйства, особенностью рынка труда в сельской местности РК, а также стремительное распространение новых информационных и коммуникационных технологий, которые выдвигают некоторые новые аспекты совершенствования использования рабочей силы в сельском хозяйстве в целях повышения эффективности ее использования. С развитием экономики сельского хозяйства и производительности труда в данной отрасли изменяется структура потребления. После стабильного обеспечения товарами первой необходимости, начинается опережающий рост потребления услуг по сравнению с ростом потребления товаров. Это приводит к соответствующему изменению пропорции производства и занятости в структуре экономики. Значительно возрастает потребление информации и информационных услуг, непосредственно имеющих отношение к сельхоз производству (материально-техническому и научно-технологическому обеспечению, продвижению проектов, маркетинговые исследования рынка продовольствия, образования и переподготовки кадров и прочее). Достигнутый уровень развития информационных технологий и сложившаяся информационно-коммуникационная инфраструктура позволяют удовлетворить спрос на большинство предоставляемых услуг применительно к тому месту, где услуга потребляется.

Так, развитие средств связи, количества пользователей Интернета на селе, электронных торгов, позволило развить дистанционную торговлю некоторыми видами товаров сельхозпроизводства не обременяя и не отвлекая их производителей от основных функции по производству продукции ее заготовке, переработке и хранению.

Доступность информации, выраженная в удельных показателях количества пользователей Интернет среди экономически активного сельского населения; развитие соответствующей информационной инфраструктуры позволяет активно стимулировать развитие агропромышленного комплекса Республики Казахстан посредством предоставления современной, интегрированной и высокоэффективной информационной среды для принятия управленческих решений и развития бизнеса в АПК.

Разработка и использование единой автоматизированной системы управления (ЕАСУ), активное начало которой уже реально применяется в системе госуправления и во всех звеньях АПК позволяет решать следующие основные задачи:

- обеспечение интеграции информационных ресурсов всех целевых групп пользователей ЕАСУ как единой коллективной системы получения и использования информации в сфере агропромышленного производства;

- организация единой системы сбора, хранения и анализа оперативной информации, характеризующей состояние агропромышленного комплекса Казахстана, за счет построения глобаль-

ной сети отрасли, охватывающей всю территорию Казахстана и внедрения передовых информационных технологий.

- создание организационной структуры и

научно-методического обеспечения информатизации агропромышленного комплекса, формирование

единой многоуровневой системы отраслевых

стандартов, единой информационно-аналитической и справочной системы;

- повышение эффективности системы государственного регулирования деятельности отрасли за счет ускорения процессов и повышения качества принимаемых управленческих решений;

- обучение сотрудников учреждений системы государственного регулирования работе с существующим и создаваемым прикладным про-граммммным обеспечением;

- создание информационного коридора для внедрения инновационных предложений и предоставление информации по новейшим разработкам и технологиям в АПК;

- организация доступа населения к информационной системе агропромышленного комплекса и формирование механизмов «обратной связи»;

- организация взаимодействия с информационными системами других министерств

- и ведомств, а также создание автоматизированной системы электронного документооборота в рамках создания электронного правительства;

- создание информационной системы межрегиональной торговли сельскохозяйственной продукцией и материально-техническими ресурсами с осуществлением функции мониторинга аграрного рынка;

- создание предпосылок для последующего формирования Продовольственной биржи Казахстана;

- обеспечение условий для привлечения дополнительных ресурсов из внебюджетных источников на развитие информационных технологий в сельском хозяйстве;

- содействие налаживанию прямых связей между сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями других отраслей;

- информационное представительство консультационных служб, предприятий и организаций АПК в сети Интернет.

В связи с этим, целевыми группами субъектов агропромышленного комплекса Казахстана, относящихся к потенциальным пользователям (бенефициарами) ЕАСУ были определены:

- органы государственного регулирования деятельности АПК на районном, областном и республиканском уровнях;

- сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности;

- производители сельскохозяйственной техники и оборудования;

- поставщики ресурсов для АПК;

- научные и образовательные учреждения

АПК;

- инвестиционные компании;

- государственные статистические службы.

А также иные пользователи, нуждающиеся в информации и услугах в сфере агропромышленного комплекса.

Уникальный комплекс информационных услуг, продукции, готовых научно обоснованных проектных решений предоставляемых в реальном времени и открытом свободном доступе для непосредственных

сельхозпроизводителей позволяют последним принять соответствующие оптимальные стратегические решения и определить приоритеты,. адекватные к рыночным и природно-климатическим условиям, минимизировать риски, развивать и активно

задействовать человеческий капитал по обеспечению экономического роста в АПК.

Источник

1.http://www.ndp-nurotan.kz/site/content/49?lanq=ru

7.3 Украина

ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

П.Т. Саблук, акад. НААН Украины, дир., О.Г. Белорус, чл.-корр. НАН Украины, В.И. Власов, д.э.н., д. с.-х..н., зам. зав. отд. Национального научного центра «Институт аграрной эк»номики» НААН Украины

Постиндустриальный глобализм начала XXI века это уже не призрак, который бродит по миру. Это реальная глобальная социально-экономическая система, которая фактически завладела миром и навязала ему невиданную доселе форму тоталитаризма. Глобализация мирового развития, как объективный процесс интеграции, превратилась в навязывающую миру силовую глобализацию, которая все больше способствует возникновению и усилению глобальных проблем, ярким примером чего является текущий продовольственный кризис.

Проблема не новая, но потому как она преодолевается можно говорить о ее постоянстве. Вначале Ж.Д. Кастро отметил, что после долгих лет замалчивания человечество начало открытый разговор о проблеме голода, используя трибуну лиги Наций. При этом Ж. Кастро в монографии «География голода» высказал парадоксальную мысль: «не перенаселение вызывает голод в разных регионах мира, а голод служит причиной перенаселения». Эта мысль звучит парадоксально, поскольку кажется невероятной, чтобы голод - носитель упадка и смерти, привел к чрезмерному увеличению числа людей.

Но в этой мысли есть биологическая подоплека сохранения вида (в нашем случае - Homo sapiens) от гибели через увеличение числа особей.

Однако системно и планомерно проблемами продовольственной безопасности мировое сообщество начало заниматься только после создания в составе ООН ФАО, специалисты которой впервые исследовали уровень продовольственной обеспеченности в отдельных странах и регионах планеты.

Вместе с тем, впервые понятие продовольственная безопасность было сформулировано в 70-е годы, когда главным признали объем и стабильность снабжения человека продовольствием. В 80-е годы к ним были добавлены еще два значения: доступ для продовольствия всех людей все время и достаточность продуктов для активной и здоровой жизни.

В 1996 г. на Всемирном продовольственном саммите было определено, что продовольственная безопасность - это когда человек постоянно имеет физический социальный и экономический доступ до достаточных, безопасных и полезных продуктов, которые обеспечивают его потребности и продуктовые преференции для активной и здоровой жизни, а также была поставлена задача до 2015 г. вдвое сократить число голодающих людей.

К сожалению, за последние 10 лет численность голодающих в мире увеличилась и достигла 820 млн людей. При этом в странах с переходной экономикой не получают достаточно продуктов питания 25 млн людей, в том числе 21 млн тех, кто является гражданами СНГ. Больше всего голодает людей

в Таджикистане, Армении и Узбекистане, а в Беларуси, России и Украине недоедает 3% населения.

С точки зрения известного российского специалиста по проблемам продовольственной безопасности Е. Ковалева, мировая продовольственная проблема имеет двойную природу: социальноэкономическую, которая связанная со способом производства и распределением продуктов питания, обуславливая дифференциацию их распределения и потребления, и глобальную, которая отображает конечность природных ресурсов для производства продовольствия.

Кроме того, в условиях глобализации мировой экономики доступность продовольствия для населения планеты, которое ежегодно увеличивается на 70-80 млн человек, во многом определяется торговой политикой, развитием торговых связей на рынках аграрной продукции, диверсификацией производства, системой дистрибуции продуктов между группами населения с разным уровнем доходов, изменениями вкусов людей под влиянием глобальных процессов по потреблению конкретных продуктов, изменением покупательной способности населения.

Увеличение численности населения, изменение его возрастной структуры, физиологические потребности людей, которые для каждой нации формировались тысячелетиями и закрепились на генетическом уровне, а также экономические аспекты, которые связаны с уровнем общего экономического развития и благосостоянием людей, возможностью купить столько продуктов, сколько нужно для нормального интеллектуального и физического развития человека - вот две главные составляющие продовольственной проблемы.

Наши расчеты показали, что при сохранении уровня производства зерна, молока и мяса на душу населения на уровне 2009 года, когда в мире было произведено 2,5 млрд т зерна, 696 млн т молока и 281 млн т мяса в 2020 г., когда население планеты достигнет 7,7 млрд человек, необходимо будет производить 2,9 млрд т зерна, 782 млн т молока и 316 млн т мяса.

Только для производства зерна при сохранении урожайности на уровне 2009 г. нужно будет около 800 млн га уборочных площадей против 700 млн га в 2009 г. Где взять эти дополнительные 100 млн га?

Ответ может быть дан через оценку составляющих продовольственной безопасности.

1. Формирование в мире не просто стабильного, а стабильно растущего аграрного сектора экономики. Это позволит увеличить объем производства при опережающих темпах над темпами увеличения численности населения. Достигнуть этого можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.