Научная статья на тему 'Информационные технологии как базовый компонент инноваций в образовании'

Информационные технологии как базовый компонент инноваций в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / COMPUTERIZATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATIONAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова А.В., Виштак Н.М.

Компьютеризация образования и внедрение новых информационных технологий в вузовский учебный процесс и, соответственно, создание на их основе инновационных программно-педагогических средств, обеспечивающих информационную поддержку функций педагогического управления и самоуправления учебной деятельности студентов, рассматриваются в статье как один из основных факторов инновационной активности в современных педагогических системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computerization of education and implementation of new information technologies in higher education are considered by the authors as one of the most fundamental factors of innovation activity in modern pedagogical systems, as well as, accordingly, the creation of innovational pedagogical resources which provide information support of pedagogical management functions and self-government of students studies.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как базовый компонент инноваций в образовании»

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

А. В. Антонова, Н. М. Виштак

Аннотация. Компьютеризация образования и внедрение новых информационных технологий в вузовский учебный процесс и, соответственно, создание на их основе инновационных программно-педагогических средств, обеспечивающих информационную поддержку функций педагогического управления и самоуправления учебной деятельности студентов, рассматриваются в статье как один из основных факторов инновационной активности в современных педагогических истемах.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютеризация, инновационные процессы в образовании.

Summary. Computerization of education and implementation of new information technologies in higher education are considered by the authors as one of the most fundamental factors of innovation activity in modern, pedagogical systems, as well as, accordingly, the creation of innovational pedagogical resources which provide information support of pedagogical management functions and self-government of students' studies.

Keywords: information technologies, computerization, innovational technologies in education.

22

Становление информационного общества, для которого характерно интенсивное развитие информационного и технического обеспечения всех областей деятельности, значительное увеличение специалистов, работающих в сфере производства и распространения информации, появление нового типа управленческого персонала, повышение конкурентоспособности производства, является процессом накопления и использования знаний. Этот процесс влечет за собой определенные изменения в сфере высшего образования, что проявляется в нескольких аспектах.

Знания позволяют высшему учебному заведению (вузу) быть конкурентно устойчивым на развивающемся рынке образовательных услуг. Причем эти знания проявляются в подготовке специалистов, и чем большее количество востребованных специальностей имеет вуз и чем выше качество подготовки специалистов, тем он более предпочтителен для потенциальных «клиентов»: абитуриентов, предприятий и фирм, принимающих на работу выпускников. Также следует отметить, что накопление и использование знаний в современных условиях, неразрывно связанное с развитием информаци-

Преподаватель XX

3 / 2010

ф

Инновационные процессы в образовании

онных и телекоммуникационных технологий, в сфере высшего технического образования проявляется в интенсивном формировании и развитии информационно-образовательного пространства, позволяющего обеспечивать обмен информацией между всеми субъектами образовательного процесса и создавать базы данных и знаний.

Внедрение в производство новых высоких технологий, наращивание интегративных связей науки и техники требует от специалистов глубоких базовых знаний и умений на их основе приобретать новое знание. То есть в условиях динамично развивающейся экономики, внедрения инноваций в производство на первый план выходят способности субъекта к постоянному обновлению, усвоению новых знаний и реализации нового знания в своей профессиональной деятельности. Способность специалиста самостоятельно усваивать новые знания, его включенность в философию непрерывного образования в условиях «информационного взрыва», для которого характерно резкое увеличение объемов информации во всех областях деятельности, становится необходимой и во многом определяет его дальнейшую профессиональную карьеру. Соответственно для подготовки специалистов, отвечающих этим требованиям, необходимо формирование современной образовательной системы (для которой характерны «субъект-субъектные» отношения преподавателей и студентов), нацеленной на формирование нового мышления преподавателей, стремящихся к созданию и применению педагогических инноваций в вузовском учебном процессе.

Как отмечает Г. И. Герасимов, инновации являются фактором развития образования, обретая уникальное качество социального механизма, обеспечивающего ресурс развития, и тем самым моделируя облик общественного устройства, всего диапазона взаимоотношений человека с природой, обществом и себе подобными, формируя при этом субъ-ектность личности [1, с. 48]. При этом инновации выступают не столько как технологическая система, а в первую очередь - как специфическая деятельность по переводу деятельности в новое качество.

В. А. Сластенин, исследуя инновационные процессы в образовании, выделяет ряд обстоятельств, которые обуславливают необходимость инновационной педагогической деятельности [2, с. 493]:

• происходящие социально-экономические преобразования определяют необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса;

• усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов предопределяют постоянный поиск новых организационных форм, технологий обучения;

• вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений создают ситуацию конкурентноспособности.

К этим причинам, обуславливающим инновационную активность в современных условиях, мы считаем, следует отнести и динамичное развитие, внедрение новых информа-

23

3 / 2010

Преподаватель XXI

Ф

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

ционных технологий и компьютеризацию образования, которые стали ведущими факторами развития инновационного учебного процесса. Именно технологические инновации, современные компьютерные и телекоммуникационные технологии являются базовым компонентом формирования новой образовательной системы как системы открытого, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.

В вузовском обучении основными источниками учебной информации для студентов являются лекции и учебно-методическое обеспечение, включая учебники, учебные пособия, методические пособия, периодическая печать, программно-педагогические средства в комплексе со средствами обучения, функционирующими на базе новых информационных технологий (НИТ) и т.д. Но самостоятельное изучение учебной дисциплины по учебникам, учебным пособиям возможно только тогда, когда студент психологически готов к ее восприятию, когда осуществля-24 ется управление учебной деятельностью студентов на всех этапах учебного процесса. Поэтому лекции по-прежнему остаются основной организационной формой вузовского учебного процесса, и переоценить роль лектора, глубоко знающего свой предмет, в организации учебно-познавательной деятельности студентов достаточно трудно. Так как именно на лекциях предоставляются систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывается проблематика, состояние и перспективы изучаемой предметной области, концентрируется внимание студентов на наиболее сложных и

основных вопросах происходит стимулирование их активной познавательной деятельности, формирование их творческого мышления.

Предоставление учебной информации на лекции также является очень важным для успешного изучения дисциплины. При проведении традиционных лекций, как правило, используются мел и доска. Но на лекциях по информационным дисциплинам эти средства обучения оказываются малоэффективными, так как специфика их преподавания предопределяет как обязательное условие наличие лекционных электронных средств, что позволяет лектору с первых минут создать среду «погружения» в мир информационных технологий. Фактор новизны работы с лекционными электронными средствами оказывает достаточно сильное эмоциональное воздействие на учащихся и способствует повышению интереса к самостоятельной работе с учебным материалом. Но учитывая, что изучение лекционного материала требует от студентов самостоятельной работы по усвоению материала и самоконтроля полученных знаний, кроме учебно-методической информации необходимо предоставить управленческую информацию, которая является основанием для осуществления процесса самоуправления учебной деятельностью студентов, так как становление субъект-субъектных отношений в вузовском учебном процессе предполагает наличие информационной поддержки основных функций педагогического менеджмента как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов, включая целеполагание, планирова-

Преподаватель XX

3 / 2010

ф

Инновационные процессы в образовании

ние, организацию, контроль и оценку, регулирование и коррекцию.

Учебно-методическое обеспечение лекций, как правило, используется в основном как средство визуализации учебного материала на лекционных занятиях и комплексно не предоставляет обучаемым и учебную, и методическую, и управленческую информации, достаточные для организации их самостоятельной работы при подготовке к лекционным занятиям, включая усвоение лекционного материала, выполнение творческих самостоятельных работ на базе лекционного материала, самоконтроль изучения лекционного материала. Нами предлагается лекционный электронный комплекс, в котором предусматриваются следующие блоки: «Дидактико-информационное средство», предоставляющее студентам управленческую и учебно-методическую информацию по изучению дисциплины; «Лекционное приложение», использующееся преподавателем на лекционном занятии как средство визуализации лекционного материала, а также выполняющего роль связующего звена между подсистемами «преподаватель-студент» на лекционном занятии; «Электронный конспект», использующийся студентами при самостоятельном изучении учебного лекционного материала; «Экзаменатор», обеспечивающий поддержку функции самоконтроля студентов, предоставляя им тесты по каждому разделу лекционного материала, и поддержку функции педагогического анализа результативности обучения студентов для лектора. Все блоки лекционного комплекса взаимосвязаны и предполагают множественность вариантов своего использования как на ау-

диторных лекционных занятиях, так и при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с лекционным материалом [3].

Использование в вузовском учебном процессе лекционных электронных комплексов, разработанных с учетом психолого-педагогических особенностей процесса получения и усвоения знаний, созданных с использованием инновационных компьютерных технологий, являющихся рациональным сочетанием мультимедиа и гипертекста, с учетом особенностей изучения предметной области, позволит повысить эффективность преподавательской и учебной деятельности, достичь высокой результативности обучения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Герасимов Г. И., Илюхина Я. В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. - Ростов- н/Д: НМД «Логос», 1999. - 136 с.

2. Сластенин В. А. и др. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Ши-янов. - М.: Академия, 2002. - 576 с. 25

3. Виштак Н. М.., Милосердое А. А., Фролов Д. А. Лекционный электронный комплекс. Программа для ЭВМ Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ № 2009611727, 31.03.09 РОСПАТЕНТ, г. Москва. ■

3 / 2010

Преподаватель XXI

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.