Научная статья на тему 'Использование лекционного электронного комплекса в условиях смешанного обучения'

Использование лекционного электронного комплекса в условиях смешанного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЛЕКЦИОННЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виштак Н. М.

В статье предлагается использование в условиях смешанного обучения лекционного электронного комплекса, имеющего блочно-модульную структуру и обеспечивающего информационную поддержку функций педагогического управления и самоуправления учебной деятельности студентов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is suggested the usage of this type in conditions of mixed education of lecture-electronic complex, having block-modulated structure and supplying the information support of pedagogical management's functions and self-sufficiency of educational activity of students.

Текст научной работы на тему «Использование лекционного электронного комплекса в условиях смешанного обучения»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

ВИШТАК Н.М.

В статье предлагается использование в условиях смешанного обучения лекционного электронного комплекса, имеющего блочномодульную структуру и обеспечивающего информационную поддержку функций педагогического управления и самоуправления учебной деятельности студентов.

It is suggested the usage of this type in conditions of mixed education of lecture-electronic complex, having block-modulated structure and supplying the information support of pedagogical management’s functions and self-sufficiency of educational activity of students.

Накопление и использование знаний в современных условиях неразрывно связанно с развитием информационных и телекоммуникационных технологий, что в сфере высшего образования проявляется в интенсивном формировании и развитии информационнообразовательного пространства, позволяющего обеспечивать обмен информацией между всеми субъектами образовательного процесса. Развитое информационно-образовательное пространство высшей технической школы позволяет решить проблемную ситуацию между традиционным консерватизмом образовательных систем и тенденциями реформирования в образовании, ориентированных на активное применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), различных программно-педагогических средств и компьютерных технических средств, обеспечивающих доступ к глобальным информационным ресурсам. Соответственно инженерная подготовка в настоящее время неразрывно связана с формированием целостной информационной культуры будущих инженеров.

Формированию и развитию информационной культуры будущих специалистов уделяется много внимания в ГОС ВПО через выделение в общих требованиях к образованности инженеров требований к информационной подготовке в соответствии со спецификой той или иной будущей профессиональной деятельности. Информатика как базовая дисциплина в технических вузах изучается с первого курса, а далее изучение информационных технологий продолжается в циклах общепрофессиональных и специальных дисциплин применительно к предметной области будущей профессии. Основными организационными формами учебного процесса при изучении информатики традиционно являются лекции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа и др. Но при организации ее изучения следует учитывать и очень выраженные специфические особенности, которые присущи информатике:

- информатика имеет «двойственный характер» (с одной стороны понятийный аппарат информатики используется в других науках, а с другой - имеет либо узко специальное понятие, либо многозначные термины заимствованные из других языков);

- компьютер - это и средство учения, и объект изучения;

- знания, навыки и умения работы с информацией и компьютером, полученные в процессе изучения информатики, имеют междисциплинарный характер и ограниченно интегрируются в профессиональную деятельность будущих инженеров всех направлений.

Особо следует подчеркнуть, что именно в предметной области информатики наиболее ярко проявляется явление «информационного взрыва». Это приводит к стремительному росту объемов знания, а также к динамичному развитию аппаратного, программного обеспечения.

Поэтому требуется оптимальное сочетание изучения базовых основ информатики и конкретных особенностей вновь появляющегося обеспечения, включая и программное, и аппаратное. Что в свою очередь требует от преподавателей постоянного повышения квалификации, постоянного самообразования, постоянного обновления содержания учебного материала и учебно-методического обеспечения.

То есть при изучении информатики преподаватель не столько «транслирует» знания, а выступает организатором и управленцем процесса активного взаимодействия с обучаемым, в результате которого у последнего формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. В этой педагогической ситуации педагог является личностью, а не только специалистом, владеющим необходимыми знаниями и умениями, организатором, для которого учебно-воспитательный процесс - это взаимодействие, это диалог между обучающим и обучаемым, источник личностного роста всех субъектов этого процесса. Это осуществимо в педагогических системах, для которых характерно становление «субъект-субъектных отношений», направленного на организацию личностно-ориентированного образования, в условиях которого «создаются условия для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной личности» [1].

Реализация цели педагогического взаимодействия связана с выбором и применением средств и способов воздействия на обучающихся. При этом преподаватель должен ориентироваться на индивидуальные качества отдельного студента, учитывать особенности изучаемой дисциплины и ее организационных форм, продолжительность и оснащенность учебного процесса. В дидактическом цикле обучения информатике каждый вид аудиторных и внеаудиторных занятий имеет свои цели. Целью лекций является и «формирование основы для последующего усвоения студентами учебного материала» [2]. Целью практических занятий - углубление и детализация знаний, полученных на лекции. Лабораторные работы интегрируют теоретические знания и умения, навыки студентов, осваивающих методы практической работы. Самостоятельная работа студентов предназначена для формирования навыков самостоятельности в учебной и научной деятельности, развития инициативы при решении учебных и научных задач, способности самостоятельно работать с большими объемами информации.

Основными источниками учебной информации по информатике являются лекции и учебно-методическое обеспечение, включая учебники, учебные пособия, методические пособия, периодическая печать, программно-педагогические средства в комплексе со средствами обучения, функционирующими на базе новых информационных технологий (НИТ) и т.д. Но самостоятельное изучение информатики по учебникам, учебным пособиям возможно только тогда, когда студент психологически готов к ее восприятию, когда осуществляется управление учебной деятельностью студентов на всех этапах учебного процесса. И поэтому переоценить роль лектора, глубоко знающего свой предмет, в организации учебно-познавательной деятельности студентов достаточно трудно.

Конечно, сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что в условиях формирования информационного общества, основанного на знаниях, решающим фактором становится развитие и внедрение в вузовский учебный процесс ИКТ, являющихся основой дистанционного обучения. Как и у любого инновационного направления, так и у дистанционного обучения есть сторонники и оппоненты. С одной стороны неоспоримые преимущества: возможность обучения без выезда из удаленных регионов, сокращение расходов и время на обучение, выбор своей

личной образовательной траектории. С другой стороны, как отмечает А.В. Могилев: «дистанционное образование не привилось в европейских странах так широко, как в США, Канаде, Великобритании, Австралии», и выделяет факторы, мешающие развитию дистанционного обучения в нашей стране: слабое развитие инфраструктуры, недостаточная компьютерная подготовка населения, отсутствие деловых навыков, умения учится самостоятельно и активно [3]. Руководитель учебного центра России и СНГ компании «Hewlett-Packard», анализируя опыт дистанционного обучения в компании, также отмечает, что при организации дистанционного обучения персонала, только 15% слушателей успешно завершают свое обучение [4]. То есть педагогическая практика внедрения дистанционного обучения внесла свои коррективы. И сейчас наиболее действенным является интегрированный подход в обучении.

По мнению Б.И. Зобова происходит формирование смешанного обучения, которое предполагает применение традиционных и инновационных технологий обучения, учитывающих возможности и эффективность каждой из этих технологий, специфические особенности предметных областей, уровень подготовки контингента обучаемых, технические, финансовые и кадровые возможности образовательных учреждений, основной задачей которого является обеспечение высокого качества подготовки специалистов при минимальных затратах всех ресурсов, включая финансовые [5]. При организации смешанного обучения применение традиционных технологий рационально сочетается с дистанционными технологиями, и в этих условиях по-прежнему успех обучения во многом определяется профессионализмом педагога, его психологическими и социальными особенностями, который является не только преподавателем, но и наставником, консультантом и управленцем учебного процесса [6]. Соответственно лекция в условиях смешанного обучения остается базовой организационной формой вузовского обучения, выполняющая информативную, воспитательную и коммуникативную функции.

Но если в традиционном обучении лекция является по своей сути развернутым монологом по предоставлению обучаемым учебной информации, а в дистанционном обучении проводятся электронные лекционные занятия, то в условиях становления смешанного обучения становится возможным сочетание аудиторного лекционного занятия и интенсивной самостоятельной работы студентов по изучению лекционного учебного материала с использованием учебно-методического обеспечения в электронной форме.

Эта интеграция аудиторной и самостоятельной учебной деятельности студентов при изучении лекционного материала посредством развитого учебно-методического обеспечения, присущего дистанционному обучению, обуславливает преимущества смешанного обучения, позволяет предоставлять обучаемым учебную, научную и управленческую информацию в визуализированной форме, удобной для освоения без потери содержания и качества как на аудиторных, так и внеаудиторных занятиях.

Базовой основой разработки, внедрения в учебный процесс учебно-методического обеспечения смешанного обучения - лекционных электронных комплексов - является использование современных информационных технологий, включая технологию мультимедиа и технологию гипертекста, что позволяет использовать разветвленную или комбинированную структуру представления учебно-методических материалов и управленческой информации. Для таких сложноструктурируемых массивов учебной и управленческой информации предпочтительна блочно-модульная модель их организации.

Структура лекционного электронного комплекса по информатике включает следующие блоки: «Дидактико-информационное средство», предоставляющее студентам управленческую и учебно-методическую информацию по изучению дисциплины, состоящее из модулей «Цели и задачи изучения дисциплины», «Планирование учебных занятий», «Учебная деятельность студентов на лекции», «Методические рекомендации по работе с комплексом»; «Лекционное приложение», использующееся преподавателем на лекционном занятии, являющееся выполняющего роль связующего звена на лекции между подсистемами «преподаватель-студент»; «Электронный конспект», использующийся студентами при самостоятельном изучении учебного лекционного материала; «Экзаменатор», обеспечивающий поддержку функции самоконтроля студентов, предоставляя им тесты по каждому разделу лекционного материала и поддержку функции педагогического анализа результативности обучения студентов для лектора. Все блоки лекционного комплекса взаимосвязаны и предполагают множественность вариантов своего использования, как на аудиторных лекционных занятиях, так и при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с лекционным материалом.

При этом создаются условия для совершенствования механизма управления и руководства познавательным процессом студентов со стороны преподавателей и самоуправления учебно-познавательной деятельностью со стороны студентов, включая целеполагание, планирование, реализацию, оценивание и коррекцию самостоятельной учебной деятельности студентов. Информационная поддержка всех процессных функций педагогического менеджмента создает качественно новую информационную среду, обеспечивающую развитие управленческого потенциала обучающихся, способствует интеллектуализации их учебной деятельности и ориентации их на формирование умений и навыков самостоятельно приобретать знания и осуществлять самостоятельную деятельность по обработке информации, что способствует развитию информационно культуры.

Библиографический список

1. Зобов Б.И. Об информатизации сельской школы. //Информатизация сельской школы -2004: Труды II всероссийского научно-методического симпозиума. 2004. С. 94 - 102.

2. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544с.

3. Могилев А.В. Тенденции развития технологии E-Learning в России. // Смешанное и корпоративное обучение («СК0-2007»): Труды Всероссийского научно-методического симпозиума. - п. Дивноморское. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. С. 21-25.

4. Оверченко В.Ф. E-Learning в корпоративном обучении: опыт компании Hewlett-Packard. //Корпоративное обучение: концепции, воплощения, результаты: Сборник материалов 1-ой и 2-ой конференции. - Жуковский: LINK, 2007. С. 62 - 67.

5. Зобов Б.И. О смешанном и корпоративном обучении. // Смешанное и корпоративное обучение («СКО-2007»): Труды Всероссийского научно-методического симпозиума. - п. Дивноморское. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. С. 9-13.

6. Зобов Б.И. О смешанном и корпоративном обучении. // Смешанное и корпоративное обучение («СКО-2007»): Труды Всероссийского научно-методического симпозиума. - п. Дивноморское. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. С. 9-13.

Ключевые слова: информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), информационная культура, лекционный электронный комплекс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.